Главная > Документ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Н.В. Колосова, kolosova2008@yandex.ru

Управление образования администрации Калининского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 3 г. Калининска Саратовской области»

Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний обучающихся. Современный процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению. Ученик должен не только получить определённую сумму знаний, но научиться самостоятельно их приобретать, ориентироваться в большом потоке информации, уметь выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, так как историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Использование информационных технологий на уроках истории позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с анимированными схемами, картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и  закреплять его, что способствует систематизации знаний. Уроки истории с использованием информационных технологий способствует формированию у обучающихся умений осуществлять исследовательскую деятельность

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников, энциклопедий, справочников. Использование на уроках истории их демонстрационных средств способствует формированию у учеников образных представлений, а на их основе – понятий. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит к особенностям обучающихся данного класса. Поэтому я создаю и использую в своей работе собственные разработки уроков с презентацией в программе PowerPoint.

Использование информационных технологий я начинаю с первых уроков истории древнего мира в 5 классе. Это позволяет заинтересовать учащихся новым учебным предметом, создать представление об исторической науке и предмете изучения. (Рис.1)

В ходе изучения темы «Первобытное общество» в презентации я включаю различные информационные объекты: фотографии, рисунки, графики, схемы, видеофрагменты, звуковые фрагменты. Наибольший интерес учеников и детальное запоминание темы вызывает использование анимации на слайде с звуковым сопровождением для реконструкции различных процессов: охота на мамонта, возникновение земледелия и скотоводства. (Рис.2)

На уроке закрепления, обобщения и систематизации знаний по истории первобытного общества я использую самостоятельно разработанное пособие для учащихся с тестами, которое позволяет учащимся самостоятельно повторить пройденный материал, закрепить и проверить свои знания, выполняя различные задания. (Рис.3)

Рис.3 Слайд из пособия с заданием.

Пособие снабжено справочником, которое помогает учащимся самостоятельно восстановить пробелы в знаниях. (Рис.4)

Рис.4 Слайд из справочника

Этот урок уже не требует от учителя постоянного внимания к устным ответам учащихся с целью их исправления и выявления «слабых» мест, ученики сами осмысливают полученную на предыдущих уроках информацию и оценивают собственные знания.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках истории помогает учащимся перерабатывать большие потоки информации и использовать её для различных практических целей.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Л.Б. Зыкова,zi-ko-va@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №6 г.Шарыпово

Уже общепринят тот факт, что информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) являются катализатором преобразований в обучении и создает возможности для изменения средств и способов деятельности педагога, пересмотра методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения.

Одним из важнейших условий этого перехода к новому уровню образования на основе информационно – коммуникационных технологий является формирование информационной культуры, прежде всего, у преподавателей. Только преподаватель, владеющий ею, способен к созданию и эффективному использованию в учебном процессе методического обеспечения изучаемых дисциплин нового поколения.

Физика – предмет, входящий в естественно-математическую предметную область учебного плана, и является одной из самых быстро развивающихся отраслей науки о природе. Учителю необходимо постоянно быть в курсе новых открытий, достижений и их практического использования. Получить же названную информацию, просто и удобно воспользовавшись современными компьютерными технологиями, используя, в том числе, и ресурсы сети Интернет.

В своем докладе я хотела бы поделиться опытом овладения ИКТ-компетентностью и теми этапами обучения, которые позволили мне добиться успешности в своей педагогической деятельности. Сейчас я уже понимаю, что это стало возможно благодаря определенной системе повышения квалификации, созданной у нас в Красноярском крае и нашем городе Шарыпово. Свой взгляд на систему повышения квалификации педагогов города, в том числе и меня (этапы, структура, условия, мотивы, учебные пункты) я отразила в схеме, представленной ниже.

Первый этап в использовании мною новых технологий был связан со значительным изменением технической базы в нашей школе, с помощью которой были созданы условия  для эффективного применения информационных компьютерных технологий в обучении: получение в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» в 2002 году компьютерного класса, приобретение школой множительной, проекционной техники, создание на базе школьной библиотеки ресурсного центра (с функциями медиацентра). Технические преобразования требовали пересмотра функций и роли учителя на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Все это подтолкнуло меня, как и некоторых учителей, к овладению основ компьютерной грамотности.

2001-2004 годы ознаменовались для учителей нашего края активной деятельностью регионального центра Федерации Интернет Образования (ФИО) по ликвидации компьютерной безграмотности педагогов. Курсы повышения квалификации, проводимые ими, не оставляли равнодушными самых консервативных учителей и явились толчком для внедрения инноваций.

Важным этапом в продвижении процесса информатизации в образовании стало участие школ города в Федеральном проекте ИСО. Были созданы межшкольные методические центры, которые активизировали деятельность педагогов в области использования ИКТ и дальнейшего повышения ИКТ-компетентности через создание городских проблемных, творческих сообществ, курсов по освоению новых компьютерных технологий в предметной области.

Благодаря реализации национального проекта «Образование» школы города получили бесплатный доступ к сети Интернет. Это увеличило образовательные возможности не только учеников, но и педагогов. Например, участие в дистанционном обучении, в сетевых предметных сообществах, использование опыта педагогов России, участие в телекоммуникационных конкурсах и проектах.

Непрерывное повышение ИКТ-компетентности имеет свои положительные результаты:

  • повышение мотивации и результатов в обучении у учеников в урочной и внеурочной деятельности;

  • результативность участия в профессиональных конкурсах (конкурс пединициатив по проекту ИСО, конкурс на поощрение лучших учителей, конкурс по пополнению региональной коллекции ЦОР и др.);

  • положительный имидж среди учащихся и педагогов и др.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Т.В. Ермолаева, term90@mail.ru, ter90@k26.ru

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №90

г. Железногорска Красноярского края с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического направления

Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Однако под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.

Во вступительной части доклада рассматриваются:

- основные требования к использованию метода проектов:

- этапы разработки и проведения проекта

- типология проектов по доминирующему в проекте методу или виду деятельности, предметно-содержательной области, по характеру координации проекта, количеству участников проекта, продолжительности проекта.

В нашей школе метод проектов используется в урочной системе на элективных курсах по программированию и компьютерной графике и во внеурочной деятельности на кружках.

В качестве примера рассматриваются:

- проекты создания тестирующих программ, созданных учащимися на элективных курсах по программированию на языке Visual Basic;

- школьный долгосрочный проект по созданию литературного сборника «Проба пера»

- проект «Создание изображения логотипа средствами растрового графического редактора PhotoShop», выполненный учащимися на элективных курсах по компьютерной графике. На этом примере демонстрируется технология создания проекта (постановка цели, планирование, подбор дидактических материалов, ход выполнения проекта, методика контроля, результаты).

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

М.П. Горшкова, gorshkovamarina@

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»

Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировалось мировоззрение, уклад жизни, нормы этики и морали, народное искусство, народная философия, национальная кухня. Традиционные знания передавались из поколения в поколение, «из уст в уста». Такой способ передачи информации естественен. Но сегодня подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть своей жизни проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабляются, разрываются связи с родителями, семьей, родом, народной культурой, что наносит непоправимый урон нравственному и патриотическому становлению подрастающего поколения. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль, поэтому роль посредника между культурой и ребенком выполняет общеобразовательная школа. Как современного ребёнка, оторванного от своих корней, приобщить к этнокультурным традициям?

Таким центром в нашей школе стали уроки музыки и открытая 2006 году на базе детского фольклорного ансамбля «Рябинушка» студия по народному творчеству «Добрые истоки».

Наряду с методикой преподавания уроков музыки и занятий дополнительного образования педагогики используют – ИКТ; возможности сети Интернет; презентации для уроков и о деятельности детской студии этнографии; текущее информирование учителей, учащихся и их родителей о различных проектах; участие в научно-исследовательской деятельности, работе НОУ; доступ к просветительским ресурсам: электронным библиотекам, энциклопедиям; возможность виртуального посещения музеев, экскурсий и т.д.; поиск информации. Возможность самостоятельно найти нужную информацию активизирует познавательную активность школьников.

Кроме того, привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников, повышает интерес к этнографии.

Стремление обратиться к традиционной культуре – естественная реакция на фронтальный натиск массовой культуры. Этнографические занятия на уроках музыки, занятиях в студии и во внеклассной работе с классом с использованием ИКТ помогают приобщить ребенка к ценностям традиционной народной культуры.

К программе «Музыка 1-4 класс» разработана коллекция ЦОР, данная коллекции представлена семью разделами, три из которых в своей основе имеет этнокультурный компонент: «Россия — Родина моя», «О России петь — что стремиться в храм…», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».

Важным направлением в работе по этнопедагогике является исследовательская деятельность учащихся.

С 2004 по 2006 год прошли фольклорно-этнографические экспедиции по Добрянскому району. Участники детского фольклорного ансамбля создали электронную базу экспедиционных материалов, на основе собранного материала, составлено 10 сценариев детских народных праздников. Экспедиционные материалы являются так же основой всех концертных выступлений коллектива и основой для создания презентаций для участия в краевом фестивале электронных презентаций «Жемчужное ожерелье Прикамья».

2006 году на городском конкурсе научно – исследовательских работ была представлена работа учеников фольклорного ансамбля «Фольклор Добрянского района», а в краевом «Песни Добрянского района».

Еще одна интересная научно-исследовательская работа прозвучала 2008 году на краевой научно-практической конференции, тема работы была связана с изучением истории возникновения, процесса развития, современного состояния Клуба самодеятельной песни в городе Добрянка.

Студия «Добрые истоки» существует 3 года. Реконструкция традиционных праздников – одно из направлений студии. В процессе восстановления того или иного праздника изучаются экспедиционные записи, проводится работа по сбору дополнительного материала в городском музее, разучиваются необходимые песни, пляски и игры, составляется структурная основа праздника. Ежегодно в студии проводятся Покров, Рождество, Масленица, Пасха и Кашке- Плишке, Троица. Ежегодно на базе студии учащиеся занимаются в летнем профильном лагере с целью подготовки к летним фольклорным экспедициям по Добрянскому району, для этого они изучают традиционную обрядовость русского народа, занимаются на занятиях по прикладному творчеству, проводят и сами участвуют в народных календарных праздниках. Традиционным стал праздник «Русской березки». Выступают с итоговыми презентация по защите проектов: «Обряд Троица. Семицкие недели».

Одно из основных направлений воспитательной работы с классом, обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика оно наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа.

Современное состояние «экологии культуры» и «экологического сознания» человека характеризуется прежде всего тем, насколько сохранен фонд традиционной культуры.

Чем он богаче, тем богаче и ценнее культурная сокровищница народа, тем более нравственно здоровым будет наше подрастающее поколение.

Сохранить фонд традиционной культуры на современном этапе помогают ИКТ.

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ГИМНАЗИИ

И.А. Брюхова, gim7ci@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №7 г. Волгограда

Сейчас возможности компьютеров возросли на несколько порядков, появились новые курсы, организуемые различными центрами, а результаты? Они выросли совсем не в такой же пропорции, как изменилась мощность современных компьютеров и какая имеет место массовая подготовка учителей в области НИТ (новых информационных технологий).

И практика показывает, все определяется личностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники;

И на сегодняшний день остро стоит вопрос создания в школе особых условий, чтобы учитель-предметник захотел и смог применить (или получить) компьютерные знания для своей педагогической деятельности.

Опыт моей работы убедил, в необходимости иметь продуманную систему поддерживающего обучения, которая позволит создать необходимые условия для постоянного пополнения этих знаний, перейти от «обучения» к «образованию» и самообразованию, сделать стремление педагогов к использованию ИКТ осознанным и стабильным.

Результатом такого подхода будет создание необходимых научно-методических материалов образовательного назначения, методик проведения уроков с опорой на компьютерные технологии, а так же изменения в педагогическом процессе, в структуре занятий, мотивах и, как следствие, - рост профессиональных качеств учителей. Однако такая система обучения не должна быть навязана извне, а являться следствием общей системы методической работы в школе, отвечать профессиональным запросам личности учителя и соответствовать специфике школы.

После проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. разноуровневая готовность учителей к использованию ИКТ должна предусматривать разноуровневую систему поддерживающего обучения;

  2. процесс обучения учителей должен иметь непрерывный характер;

  3. проблема поддерживающего обучения учителей новым информационным технологиям может быть успешно решена при наличии определенных условий в гимназии, одним из которых является создание развитой информационно-образовательной среды.

Я считаю, что формирование информационно – образовательной среды школы на основе применения информационно – коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Успешность обучения и воспитания выпускника гимназии во многом зависит от того, как сложится тандем сотрудничества, (система «Учитель – Ученик») какие формы и методы будут при этом использованы, на основе каких современных технологий они будут построены.

Для реализации указанных идей были определены основные направления развития информатизации в гимназии:

  • системное видение роли ИКТ в рамках информатизации образования;

  • проектирование и мониторинг развития информационно-образовательного пространства гимназии на всех уровнях учебно-воспитательного процесса;

  • формирование готовности педагогического коллектива к использованию новых информационных технологий в обучении на основе системы поддерживающего обучения;

  • развитие технической базы; использование телекоммуникаций и присущих им технологий; развитие информационных ресурсов образовательного назначения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

О.В. Бондарь, bond.64@

МОУ гимназия № 11, г. Пятигорск, Ставропольский край

Как учитель биологии внеклассную работу веду по двум направлениям: пропаганда здорового образа жизни и экология. Разнообразные формы мероприятий уже трудно представить без информационного обеспечения.

Какой должна быть тематика внеклассного мероприятия? Что актуально и что интересным может быть для школьной аудитории старшего возраста. Конференции, круглые столы «Что мы знаем о диетах?», «СПИД- угроза цивилизации», «Мода и здоровье», «Алкоголизм – национальная проблема», «Пестициды: за и против» получили положительный отклик старшеклассников. Традиционными стали лектории с использованием ИКТ по профилактике заболеваний (гриппа, туберкулеза, гепатита, гельминтозов). Эти же материалы используются для проведения родительских собраний. Обязательно перед проведением тематической конференции проводится социологический опрос по проблеме и школьникам интересно увидеть результаты опроса.

На этапе создания проекта проблем нет. Изобилие печатных сценариев на любой вкус позволяет создать проект, соответствующий педагогическим целям и задачам, задумкам учителя. Идеи так же можно «подсмотреть» на сайте «Открытый урок». Сценарий будущего мероприятия – это наш общий продукт работы со старшеклассниками. И в этом еще один положительный педагогический момент.

А вот на этапе разработки мультимедиа продукта возникают некоторые проблемы. Что показать в презентации? Пока все то, что мы делаем, напоминает усилия художественной самодеятельности, т. е. не хватает высококачественной «наглядности». Где взять качественную картинку, схему, видеоролик? Неоценимую помощь в разработке внеклассных мероприятий, в первую очередь касающихся пропаганде здорового образа жизни, могла бы оказать развивающаяся и пополняющаяся ЕК ЦОР, которая должна отвечать и этим запросам. А пока источник изображений – Интернет или печатная литература. Но, к сожалению, не всегда сканированная картинка имеет эстетичный вид, хотя подходит под содержание слайда. В этом случае картинку редактируем в программе Paint. При этом можно избавиться от просвечивающего текста на картинке (картинка из учебника) или стилизовать ее в пределах цветовой гаммы под основной фон слайда. Это собственные находки, а хотелось бы владеть навыками дизайна. И в этом плане хочется надеяться на проведение курсов повышения квалификации по использованию ИКТ, в том числе курсы дистанционного обучения.

Что касается внеклассной работы по экологии, то в ЕК ЦОР хотелось бы видеть коллекцию методик по проведению исследований школьниками, т.к. не всегда в печатных источниках можно найти подходящую методику.

Пример использования в слайде сканированного изображения и редактированного (фрагменты презентаций конференции «Алкоголизм – национальная проблема», круглого стола «Пестициды: за и против» )



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..