Главная > Документ


ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАК НОВЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

А.В. Новгородов

Намская улусная гимназия им. Н.С.Охлопкова

Создание Единого информационного пространства учебного заведения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

Организация работы по формированию Единого информационного пространства невозможна без:

  1. определения круга его участников, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения;

  2. четкого определения наиболее общих информационных потоков (Базовое информационное пространство), которые проще всего формализуются и, как следствие, уже формализованы в любом (или почти в любом) учреждении образования;

  3. четкого описания структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней.

Под участниками, непосредственно вовлекаемыми в процесс создания и функционирования единого информационного пространства учебного заведения, понимаются следующие устойчивые группы, объединенные между собой постоянными информационными потоками:

  1. Администрация (директор, его заместители, бухгалтер и т.д.);

  2. Преподаватели (классные руководители, учителя-предметники);

  3. Учащиеся (не зависимо от возраста, специализации классов и т.п.);

  4. Родители (как основные заказчики «качества образования»).

Базовой компонентой (базового информационного пространства) Единого информационного пространства учебного заведения является объединение тех его информационных потоков, которые однозначно востребованы любой используемой в учебном заведении программной оболочкой. (Основными пользователями базового информационного пространства, а точнее ее компьютерного отображения – соответствующей базы данных, очевидно, является администрация учреждения образования).

Чтобы вовлечь в процесс информатизации всех участников и сделать его осмысленным и мотивированным, необходимо дополнить базу данных базового информационного пространства конкретными приложениями.

В основе своей эти приложения представляют собой автоматизированные рабочие места пользователей, к которым относятся как представители администрации, так и другие организаторы, и участники учебного процесса, - бухгалтера, преподаватели, классные руководители, учащиеся и их родители.

Успешность внедрения подобных приложений напрямую зависит от того, насколько соответствующие им автоматизированные рабочие места решают наиболее сложные информационные проблемы учебного заведения, «некомпьютерное» решение которых заведомо более трудно и малоэффективно.

С наиболее общей точки зрения, Единое информационное пространство учебного заведения может рассматриваться как совокупность базы данных базового информационного пространства и автоматизированных рабочих мест конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода.

При этом, предлагаемая модель построения информационного пространства обеспечивает возможность эффективного внедрения и использования с учетом реального состояния материально-технической базы учебного заведения, будь то единичный компьютер, локальная (интранет) или глобальная (Интернет) сеть.

Единое школьное информационное образовательное пространство является коммуникативной информационно-образовательной средой на уровне конкретного учреждения образования, в которой циркулируют встречные вертикальные потоки информации, имеющие значение с точки зрения образовательного процесса (взаимодействие с родителями, выпускниками школы, общественностью, управленческими структурами и ведомствами, университетами, библиотеками, архивами и другого рода информационными и обучающими центрами), до периферии к конечным пользователям – участникам образовательного процесса (администрации, учителям, библиотекарям, учащимся школ) и обратно; а также горизонтальные, по которым информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса осуществляется в пределах собственного учебного заведения.

Три составляющие лежат в основе структурыединого школьного информационного образовательного пространства:

  • ";Неэлектронное"; информационное образовательное пространство школы: Библиотека, Читальный зал, Учебные кабинеты, Лаборантские, Учебное телевидение, Студия видеозаписи, Радиостудия, Школьное издательство, Компьютерный зал, Школьный театр, Кабинет психолога, Помещения для кружковой и факультативной работы, Бассейн, Спортивные залы, др.

  • Интранет: наличие в школе внутренней локальной сети, охватывающей все помещения; помогает решать в школе следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений, разбросанных по всему зданию школы, актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами, школьной библиотекой, др. и при этом - защиты данных; обеспечение доступа завучу, директору, учителям, библиотекарю, а в ряде случаев – и родителям, к различным базам данных (БД). Выстраивается с помощью административного и учебно-методического блока модулей, позволяющих решать задачи эффективного управления школой.

  • Интернет: предоставление бесплатного доступа по модему из дома учителей, учащихся и родителей данной школы к информации, размещенной в Интранете; возможность скоростного и защищенного подключения к Интернет через firewall, proxy, cache-серверы всех включенных во внутреннюю локальную сеть школы кабинетов школы и других помещений через веб-сервер, который позволяет вести поиск, анализ и накопление ссылок на веб-ресурсы для различных групп пользователей из числа участников педагогического процесса.

Школьный медиацентр невозможно рассматривать в отрыве от учебного заведения, а соответственно и от единого информационного образовательного пространства школы. Он является его частью, и одновременно - целостной информационной медиасистемой школы, отвечая, в первую очередь, за информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса:

  • На уровне ";неэлектронного"; информационного образовательного пространства в учебных кабинетах и других помещениях школы, возможно и располагающих компьютерным оборудованием, но не объединенных в единую локальную сеть школы, собирается фонд учебных материалов и медиасредств для внутреннего использования (возможно, есть компьютер для повседневной, рутинной работы учителя, есть телевизор для демонстрации на уроке учебных программ и видеофрагментов, проектор для просмотра диапозитивов);

  • На уровне Интранета создается школьная база данных (БД) общей административной информации и информации учебно-методического характера, специальным образом отбираемая и накапливаемая (например, в локальной сети школы в учебно-методическом блоке размещается мультимедийный веб-квест по географии для проведения самостоятельной работы школьников по этому предмету на уроках или дома, или в административном блоке – размещается информация для родителей по предстоящим экзаменам школьников).

Административный блок:

  • ";Электронный учитель/завуч"; (Школьные базы данных: по итоговым и текущим оценкам. Портфолио ученика. Учет успеваемости. Стандартные школьные отчеты. Статистические и динамические гипертекстовые документы, построенные на основе базы данных. Социологические и психологические опросы. Проверка знаний по предметам. Сбор информации – тестирование и анонимные опросы. Информация для учеников и учителей).

  • Дополнительный модуль ";Архив. Выпускники";

  • ";Музыкальный звонок"; (автоматизация школьных звонков)

  • ";Веб-интерфейсов для доступа к информации через Интернет/Интранет"; (обеспечивает возможность администрирования базы и вводит данные через веб-интерфейс, а также позволяет просматривать отчеты по успеваемости и дисциплине через Интернет (что удобно для родителей учеников).

  • ";Финансы и бухгалтерия";, др

Учебно-методический блок:

  • Мультимедийные уроки

  • Мультимедийные энциклопедии, словари

  • Интерактивные репетиторы

  • Развивающие игры и обучающие программы

  • Собрание медиаобъектов (аудио-, видео-, мультимедиа-ресурсы), др.

На уровне Интернета предоставляется доступ к информации в виде веб-сайтов в Интернете, аннотированные ссылки на которые размещаются специалистами медиацентра в локальной сети школы:

  • для администрации школ: постановления, приказы, информационные письма от вышестоящих организаций, др.;

  • для школьников: тесты, дистанционные курсы, учебники, сайты-";куда пойти учиться";, для самообразования, др.;

  • для учителей: сайты управлений образования, виртуальные методические объединения учителей (ВМОУ), сайты с методическими рекомендациями, сайты-";копилки"; педагогического опыта, учебные пособия для самостоятельной работы по повышению квалификации, др.;

  • для родителей: веб-сайты, юридические консультации, медицинские услуги, странички средних и высших учебных заведений, др.;

для школьных библиотекарей: энциклопедии, справочники, сайты-библиотеки, Интернет-учебники и учебные пособия на компакт-дисках, др.

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПРОЕКТЕ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

С.Г. Махова, svetlana_mahova@bk.ru

МОУ Средняя Общеобразовательная Школа № 41 г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

Издавна библиотеку называют “храмом культуры”, её главное назначение останется прежним: обеспечение доступа к информации и распространение знаний. До недавнего времени деятельность школьных библиотек была направлена, главным образом, на работу с книжным фондом и фондом учебной литературы. Инновации школ в области информатизации и развитие информационно – коммуникативных технологий в корне изменили ситуацию. В нашей школе библиотека постепенно становится центром, осуществляющим оперативный доступ не только к печатным изданиям, но и ко всему многообразию информационных ресурсов, в том числе и электронным. Большим спросом пользуются электронные пособия и энциклопедии учебного назначения, поступившие в школу в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды».

Крайне важен доступ к сети Интернет информационным системам, позволяющим сделать учебный процесс более содержательным, интересным и эффективным. У школьной библиотеки появилась возможность предоставлять педагогам и учащимся доступ к высококачественным базам данных, размещённых на сайтах ФЦИОР, Единая коллекция ЦОР, ИС ";Единое окно"; и т.д. Появилась возможность участия школьников в различных телекоммуникационных проектах и дистанционных олимпиадах (http://www.golowwwastik.ru/, /russian/projects/index.html,
/kursk/, /ru/ и др.). Данная работа позволяет ученикам совершенствоваться в информационных технологиях и проверить свои знания по различным отраслям знания.

Одним из направлений использования ИКТ во внеурочной деятельности в нашей школе является издательское дело – выпуск школьной газеты. Для этого членам редакционной коллегии необходимы навыки работы с программами Corel Draw и Adobe Photoshop, а постигать азы литературного творчества, юным журналистам помогает сайт Сам себе писатель ()

Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий позволяют расширить поле творческой деятельности библиотекаря. Для оптимизации массовой работы с читателями только в прошедшем учебном году были разработаны мультимедийные проекты с использованием фрагментов из различных программно-педагогических средств, отсканированных фотографий, сетевых образовательных ресурсов. В качестве примера можно назвать экологический праздник «Дайте планете шанс!», историческая игра «В бой идут одни молодые», «День народного единства», заочные экскурсии «В объективе – Франция» и «Шедевры Эрмитажа» и т.д. Вовлечение в активное чтение тех учащихся, кто по какой-либо причине читает мало, способствовали мероприятия с применением презентаций Power Point: устный журнал «Великий мечтатель Жюль Верн», презентация книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и др.

При школьной библиотеке четвёртый год функционирует клуб «Эрудит», это добровольное творческое объединение учащихся школы, стремящихся расширять свои знания в различных областях науки и искусства, развивать свой интеллект. Интеллектуальная игра стала одной из самых эффективных форм работы клуба. Благодаря использованию мультимедийных презентаций игры клуба «Эрудит» стали информационно и эмоционально насыщенными, способствуют положительной мотивации к обучению. При разработке игр были активно использованы ресурсы Единой коллекции ЦОР, электронные издания: Энциклопедия «Кругосвет»; Журнал «Наука и Жизнь» и т. д.

Работа библиотеки в качестве информационного центра требует новых технологий, использования программных комплексов для построения единого информационного пространства учебного заведения. На данном этапе идёт внедрение программы АИБС «МАРК – SQL – версия для школьных библиотек». Эта программа позволит решить задачи модернизации технологии работы школьной библиотеки на основе автоматизации основных библиотечных процессов. На качественно новый уровень поднялась рекламно-оформительская деятельность (в библиотеке имеется сканер и цветной принтер), что позволило более эстетично и мобильно организовывать выставки литературы и даже небольшие вернисажи (плакаты Великой Отечественной войны, иллюстрации произведений живописи художников – юбиляров и т. д.)

Не отрицая значения печатных изданий, как традиционных носителей информации, необходимо признать, что информатизация дала возможность школьной библиотеке расширить поле деятельности и органично вписаться в современное образовательное пространство.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.М. Красноборова, school6@shrp.scn.ru

Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Шарыпово

Ответственность учеников за учебу, включение всех школьников на уроке в учебную деятельность - мечта всех учителей, в том числе и моя.

Неоднократно приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с перемены на урок. Однообразие урока (проверка домашнего задания, опрос ранее изученного, затем - сообщение нового, его закрепление и снова - домашнее задание) постепенно вызывает у детей скуку, притупляет их внимание.

Передо мной встал вопрос: «Как организовать работу так на уроке, чтобы радость озарила лицо ребёнка? Как включить его в учебный процесс? Как помочь раскрыть и реализовать свои способности и возможности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности?»

Исходя из этого, определила ведущую цель своей педагогической деятельности: организовать так учебный процесс, чтобы каждый ученик был включён в урочную (и максимально) во внеурочную работу, чтобы смог самореализоваться, самоопределиться.

Включение учащихся в учебную деятельность осуществляю не только с помощью форм и приёмов работы, но и с помощью современных образовательных технологий. Из существующих в Красноярском крае инновационных практик я использую педагогические традиции КСО и технологию ИОСО.

Особое значение для включения учащихся в учебную деятельность отвожу информационно-коммуникационным технологиям.

Чтобы эффективно проводить уроки с применением ИКТ, в 2002 году освоила программу «Персональный компьютер. Основы пользования», прошла обучение в Красноярском КИПКРО (2005 - 2007г.г). В 2006-2007 году в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» прошла обучение по курсу «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Освоив информационные технологии, обучаю этим технологиям учащихся.

Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности осуществляю через эффективное использование компьютерной техники, мультимедийного оборудования, компьютерных программ, Интернета.

Включение учащихся в учебную деятельность с помощью ИКТ осуществляла поэтапно.

На первом этапе на уроках в 5- 11 классах использовала текстовый редактор Microsoft Word. В нём можно работать и без специально написанной программы. Во-первых, этот редактор позволяет писать. Ученик видит плоды своего труда сразу. Во-вторых, компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это мотивирует ученика на поиск ошибок и их исправление. В результате, работая с текстом, учащийся видит и анализирует собственный труд.

На втором этапе я использовала готовые программные продукты: «Энциклопедию русской литературы», «Русский язык (1С: Репетитор)», «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», программно-методический комплекс «Семейный наставник. Русский язык 5-7 кл.», «Русский язык» - тренажёр с анимациями фирмы «Медиа Хауз». В старших классах использую «ЕГЭ по русскому языку», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации». Кроме программных продуктов тестового содержания применяю материалы электронного учебника «Русский язык. УМК под ред. В. В. Бабайцевой», мультимедиа энциклопедии «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий», «От Москвы до Рейхстага» и др. а так же DVD, CD.

Третий этап - создание собственныхпрезентаций и других цифровых образовательных ресурсов (тестов, контролирующих программ, мониторинговых контрольных работ). Контролирующие программы по теме «Причастие» выставлены на образовательный портал Региональная коллекция ЦОР (Красноярский край. /). Урок – концерт «Тропа к Пушкину - размещен в федеральном хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection. /.

Четвёртый этап- использование учителем и учениками на разных этапах урока информации, заимствованной из сети Интернет. Проведение Интернет - уроков (уроки – семинары, лекции, виртуальные экскурсии по литературным местам, музеям).

Неоценимую роль играют ИКТ во внеклассной работе.

Включение учащихся во внеурочную деятельность осуществляю через участие школьников в проектах, школьном научном обществе, дистанционных конкурсах, он-лайн тестировании при подготовке к олимпиадам и итоговой аттестации, в литературном клубе «ЛИК». Под моим руководством ребята 5-7 классов дистанционно обучаются в заочной «Школе космонавтике» г. Железногорска. Старшеклассники - в ЗЕНШ при Сибирском Федеральном университете г. Красноярска.

За период использования ИКТ в обучении (2002-2008г.) мною созданы следующие методические продукты:

банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе; методические разработки уроков для 5-11 классов; презентации; дидактический материал (тесты, контролирующие программы, карточки- задания, викторины), сценарии внеклассных мероприятий, спецкурсы.

Использование ИКТ в урочной и внеурочой деятельности позволяет наполнить уроки новым содержанием, повышает интерес к предмету, способствует формированию у учащихся информационных компетентностей: компетенции в сфере первоначального информационного поиска; технологические компетенции; операционно-деятельностные компетенции; коммуникативные компетенции.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

О.М. Корчажкина, olgakomax@gmail.com

ГОУ Центр образования № 1678 «Восточное Дегунино» СОУО ДО города Москвы

Согласно новой образовательной парадигме ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетенций современной образованной личности, что предполагает соответствующий уровень специальной подготовки представителя любой профессии, занимающегося интеллектуальным трудом.

Внедрение в сферу образования инновационных технологий и аппаратных средств, их реализующих, рассматривается многими педагогами как простое изменение технической вооруженности своего труда. Однако следует учитывать, что при этом создаётся новая педагогическая ситуация, приводящая к обновлению роли учителя в образовательном процессе. Это предполагает адаптацию педагога к иным условиям осуществления своей профессиональной деятельности, формирование педагогической культуры нового типа, требующей обновления содержания образования, подходов, методов и организационных форм обучения. Готов ли современный учитель средней школы к работе в новых условиях?

Как показали результаты опроса, проведённого в августе 2008 г. среди 350-ти учителей иностранного языка (ИЯ) Северного и Центрального округов г. Москвы, только 26% респондентов (91 чел.) в целом положительно относятся к использованию ИКТ при обучении ИЯ. Около 44% из этого числа (40 чел.) в той или иной степени используют ИКТ на своих уроках. 56% опрошенных (51 чел.) выражают сожаление, что не имеют такой возможности, называя основной причиной отсутствие необходимого оснащения школьных кабинетов мультимедийной техникой и навыков работы на компьютере.

Ряд вопросов анкеты касался различного рода барьеров, препятствующих учителю использовать ИКТ в своей работе. В результате психологического анализа ответов были сделаны выводы, что первоосновой всех проблем, с которыми сталкиваются, часто сами того не осознавая, многие учителя, особенно средней и старшей возрастной группы – это не технические и даже не методические, а психологические проблемы. Сущность этих проблем можно определить как кризиспрофессионального роста и социально-профессиональной самоактуализации. Успех решения этих проблем лежит в области комплексной переориентации как личностных установок учителя, так и его профессиональной концепции в сторону рационального и целесообразного использования ИКТ. Данный процесс переориентации педагога на использование инновационных технологий, приводит к сдвигу в шкале его профессиональных ценностей и осознанию необходимости обновления багажа своих педагогических достижений.

На основании проведённого анкетирования был сделан вывод, что основной причиной трудностей, связанных с внедрением ИКТ в сферу образования, является неготовность учителя-предметника осознать себя в качестве активного участника процесса по созданию инновационной образовательной среды своего учебного заведения. Это проявляется в следующих формах:

  • психологической – как боязнь осознания собственной обновленной роли в образовательном процессе и ответственности за внедрение ИКТ в свою предметную область;

  • учебно-методической – как слабое представление о дидактических возможностях мультимедийных аппаратных средств и многообразии возможностей, предоставляемых современными ЭОР;

  • технической – как весьма низкий уровень владения мультимедийной техникой и ИКТ.

Отсюда следует, что подготовка педагогических кадров, способных решать вопросы, стоящие и перед образовательными учреждениями в целом, и перед каждым педагогом в отдельности, представляется неотложной задачей, имеющей комплексный характер. Основой её является оказание помощи учителю в преодолении внутреннего психологического барьера, что явилось бы залогом успешного решения учебно-методических и технических проблем, непосредственно отвечающих за профессиональное становление педагога в условиях информатизации образования.

Таким образом, при решении проблем подготовки и переподготовки современных педагогических кадров для средней школы, пребывающих в состоянии профессионального кризиса, необходимо учитывать следующее:

1. Основным условием преодоления кризиса, с которым сталкивается современный учитель в условиях информатизации, является переход к осуществлению профессиональной деятельности на инновационном уровне.

2. Первой ступенью в данном процессе является осознание учителем необходимости преодоления кризиса путем привлечения всех внешних возможностей и внутренних резервов личности с целью продолжения творческой педагогической деятельности в новых, современных формах после соответствующей профессиональной переподготовки.

3. Профессиональная переподготовка учителя в области ИКТ должна осуществляться с целью повышения качества и эффективности педагогического труда в условиях формирующегося информационного общества.

4. Программы профессиональной подготовки учителей-предметников в области ИКТ должны базироваться на комплексном подходе и включать все необходимые компоненты, способствующие непрерывному профессиональному росту учителя и его адаптации к современным условиям труда.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..