textarchive.ru

Главная > Информационный бюллетень


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПО КЛАССИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 9

СОВЕТА ПО ФИЛОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПО КЛАССИЧЕСКОМУ

УНИВЕРСИТЕТСКОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ

ЯРОСЛАВЛЬ

2006

ББК 80/84

И 97

Бюллетень издан при поддержке Администрации Ярославской области

Информационный бюллетень №9

И 97 Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому Университетскому образованию. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 120 с.

В бюллетене отражены решения Пленума Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию (21–22 сентября 2005 года, г. Ярославль); публикуется перечень специализаций по специальности 031001 (021700) – Филология, материалы научно-методических конференций «Филологическое образование: фундаментальность и модернизация. Соотношение общих, специальных, элективных и факультативных курсов в условиях многоуровневой подготовки филолога» и «Перспективы создания единого образовательного пространства подготовки филологов в современной России», паспорт специализации «Филологические основы литературно-творческой работы». Кроме того, в бюллетене представлена информация о филологическом факультете ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и информация о научных конференциях 2006 г.

ББК 80/84

Председатель редакционной коллегии

М.Л. Ремнева – председатель Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Ответственные за выпуск:

В.П. Гудков – заместитель председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой славянской филологии, заместитель декана филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Т.Г. Кучина – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и литературы ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

ISBN 5-87555-388-X

© Авторы, 2006

© Издательство ЯГПУ, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции...........................................................................................................................................5

Раздел I

Документы Совета по филологии

Состав Президиума Совета по филологии…………………………………………………..............6

Перечень специализаций по специальности 031001(021700) – Филология………………………...7

Раздел II

Решения Совета по филологии

Решение Пленума Совета по филологии 22–23 сентября 2005 года (г. Ярославль)………………9

Решение Президиума Совета по филологии 9–10 декабря 2005 года (г. Москва)……………….11

Решение секции романской и германской филологии от 22 сентября 2005 года………………..13

Раздел III

Материалы научно-методической и научно-практической конференций

I. Материалы научно-методической конференции «Соотношение общих,

специальных, элективных и факультативных курсов в условиях

многоуровневой подготовки филолога»…………………………………………………………15

В.П. Гудков Филология как наука и как совокупность образовательных дисциплин…………...15

Е.Н. Ковтун, С.Е. Родионова Каким быть новому стандарту? Опыт работы

совета по филологии над реформой высшего образования в России..……………………………16

А.А Федоров Научно-методические аспекты модернизации филологического образования…..27

Н.Н. Пайков Проблемы, пути решения и средства модернизации системы

российского образования…………………………………………………………………………….34

А.В. Архангельская Соотношение общих, специальных, элективных и факультативных

курсов системе подготовки специалиста на филологическом факультете

Московского университета...………………………………………………………………………..42

Т.П. Трошкина, Л.Я. Воронова О соотношении обязательных, специальных и

элективных курсов (из опыта введения дополнительных специализаций)……………………….45

О.В. Александрова Пути развития романо-германского филологического образования…...….54

Т.И. Зеленина, А.Н. Утехина Межкультурная направленность филологической

подготовки преподавателя иностранного языка (из опыта

удмуртского госуниверситета)……………………………………………………………………..55

О. И. Немцева Немецкий язык как третий иностранный язык в подготовке

бакалавра филологии…………………………………………………………………………………57

В.Л. Прокофьева Инструктивное письмо Минобразования России – информация

к размышлению или руководство к действию?! (коротко о наболевшем)……………………….59

Д. В. Харитонов Дороги, которые мы выбираем (эссе не в жанре бюллетеня)………………..61

II. Материалы научно-практической конференции «Перспективы создания

единого образовательного пространства подготовки филологов

в современной России»……………………………………………………….…………………….65

Л.А.Трубина Приоритетные направления подготовки учителя и их методическое

обеспечение…………………………………………………………………………………………..65

А.И. Василевский Необходимость и возможности формирования единого

образовательного пространства подготовки по направлениям «Филология»,

«Филологическое образование» и специальности «Русский язык и литература»……………….75

А.А. Чувакин Единое образовательное пространство подготовки

филологов-русистов: проблемы и перспективы……………………………………………………89

Н.Н. Пайков Опыт компонентного анализа эвристической модели единого

государственного образовательного стандарта высшего профессионального

образования по филологии…………………………………………………………………………...91

Т.С. Злотникова Межнаучная интеграция как основа фундаментальной

подготовки филолога………………………………………………………………………………...96

Е.Б. Егорова Оценка фундаментальной и практической составляющих

в итоговой государственной аттестации учителя русского языка и литературы…………….99

Л.Г. Антонова Из опыта организации и методического обеспечения программ

специализации по стандарту «Филология»……………………………………………………….103

А.Е. Наумова Методическое обеспечение подготовки филологов в условиях

многоуровневой системы образования…………………………………………………………….107

Раздел IV

Дополнительные специализации в рамках специальности «Филология»:

учебно-методические материалы………………………………………………………………..110

Паспорт специализации «Филологические основы литературно-творческой работы»……...110

Раздел V

Филология в Ярославском государственном педагогическом университете……………..112

10 лет высшей школе филологии и культуры……………………………………………112

Раздел VI

Информация о научных конференциях 2006 года……………………………………115

Информация о подготовке к проведению заседания

северо-западного УМО по журналистике……………………………………………….115

Третья межрегиональная научная конференция

Человек в информационном пространстве……………………………………................118

Международная научно-методическая конференция «Классический университет

в российском образовательном пространстве (к 90-летию Пермского

государственного университета)»………………………………………………………119

ОТ РЕДАКЦИИ

Уважаемые коллеги!

Очередной, девятый выпуск информационного бюллетеня Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию содержит материалы пленума Совета, состоявшегося в сентябре 2005 года на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, а также некоторые другие документы. В работе пленума участвовали представители около 60 российских вузов – от Якутска и Тюмени на востоке нашей страны до Санкт-Петербурга и Калининграда на западе, Архангельска и Вологды на севере, Ростова и Ставрополя на юге.

Впервые на общем форуме были объединены усилия филологических факультетов и педагогических вузов, развивающих обучение по направлению и специальности «Филология».

В рамках научно-методической конференции обсуждались общие вопросы состояния и развития филологического образования в нашей стране, включая тему о предмете филологии в высшей школе, проблему разработки образовательного стандарта третьего поколения и видение перспектив создания единого образовательного пространства подготовки филологов в современной России.

Участникам дискуссии было единодушно признано весьма полезным и продуктивным сопряжение труда филологов и педагогов в деле совершенствования и модернизации высшего гуманитарного образования с учетом образовательных потребностей общества и государства.

Было принято решение продолжить обсуждение актуальных вопросов филологического образования на следующем пленуме Совета, который соберется в Тверском государственном университете в сентябре 2006 г. В связи с этим мы ждем от руководителей филологических и родственных факультетов предложения и пожелания по проблематике и программе следующего пленума.

Наши контактные данные:

119992, г. Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корп. гуманитарных факультетов, филологический факультет, каб. 982, Совет по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Тел./факс: (095) 939-32-16 е-mail: umo@philol.msu.ru

Зам. председателя

Совета по филологии

УМО по классическому университетскому образованию

доцент В.П. Гудков

РАЗДЕЛ I

ДОКУМЕНТЫ СОВЕТА ПО ФИЛОЛОГИИ

СОСТАВ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПО ФИЛОЛОГИИ

УМО ПО КЛАССИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

  1. Ремнева Марина Леонтьевна – доктор филологических наук, профессор, зав. ка­фед­рой русского языка, декан филологического факультета МГУ им. М. В. Ло­моносова, Председатель Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию.

  2. Гудков Владимир Павлович – кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой славянской филологии, зам. декана филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоно­со­ва, зам. Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию.

  3. КовтунЕлена Николаевна – доктор филологических наук, профессор кафедры славянской фи­ло­логии МГУ им. М. В. Ломоносова, секретарь Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию.

  4. Аликаев Рашид Султанович – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка, директор Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета.

  5. Бак Дмитрий Петрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета, зам. директора Института европейских культур.

  6. Гудов Валерий Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века, декан филологического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького.

  7. Елина Елена Генриховна – доктор филологических наук, профессор кафедры общего литературоведения и журналистики, зам. декана факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета.

  8. Зайцева Галина Сергеевна – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы ХХ в. филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Ло­бачев­ского.

  9. Зеленина Тамара Ивановна – доктор филологических наук, профессор кафедры романской филологии, директор Института иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета.

  1. Злобин Александр Николаевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории речи и перевода, зам. по учебной работе декана факультета иностранных языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

  2. Ильин Дмитрий Юрьевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка, декан факультета филологии и журналистики Волгоградского государственного университета.

  3. Кондаков Борис Вадимович – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы, декан филологического факультета Пермского государственного университета.

  4. Лутовинова Ирина Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, зам. председателя Учебно-методического совета филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

  5. Маевский Николай Николаевич – кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка, зам. декана факультета филологии и журналистики Ростовского государственного университета.

  6. Плохотнюк Татьяна Григорьевна – кандидат филологических наук, доцент филологического факультета Томского государственного университета.

  7. Прокофьева Валерия Леонидовна – кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков гуманитарного факультета Липецкого эколого-гуманитар­ного института.

  8. Родионова Светлана Евгеньевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языкознания, председатель Учебно-методической комиссии филологического факультета Башкирского государственного университета.

  9. Сергиева Наталья Станиславовна – кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского и общего языкознания филологического факультета Сыктывкарского государственного университета.

  10. Трошкина Татьяна Петровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка, председатель УМК филологического факультета Казанского государственного университета.

  11. Харитонов Дмитрий Владимирович – кандидат филологических наук, доцент, зам. декана филологического факультета, директор Института гуманитарных проблем Челябинского государственного университета.

  12. Харьковская Антонина Александровна – кандидат филологических наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии филологического факультета Самарского государственного университета.

  13. Чувакин Алексей Андреевич – доктор филологических наук, профессор кафедры теории коммуникации, риторики и русского языка Алтайского государственного университета.

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

031001 (021700) – ФИЛОЛОГИЯ

021701 – Русский язык и литература

021702 – Языки и литературы народов России (с указанием языка и литературы)

021703 – Зарубежная филология (с указанием основного языка и литературы)1

021704 – Классическая филология

021705 – Русский язык и литература в межнациональном общении2

021706 – Русский язык как иностранный

021707 – Прикладное языкознание

021708 – Библиография и источниковедение

021709 – Филологическое обеспечение документоведения

021710 – Музееведение и архивное дело

021711 – Литературная критика и редактирование

021712 – Филологическое обеспечение журналистики

021713 – Филологическое обеспечение информационно-издательской деятельности

021714 – Переводоведение и практика перевода

021715 – Теория и история художественной культуры

021716 – Страноведение (с указанием стран и языков)

021717 – Онтолингвистика (Лингвистика детской речи)

021718 – Теория и практика лексикографии

021719 – Риторика

021720 – Филологическое обеспечение рекламы

021721 – Палеославистика

021722 – Фольклористика

021723 – Филологическое обеспечение искусствознания3

021724 – Менеджмент в филологическом образовании

021725 – Филологическое обеспечение связей с общественностью

021726 – Балтистика

021727 – Теория языкознания

021728 – Психолингвистика

021729 – Обучение иностранному языку в раннем возрасте

021730 – Этнолингвистика

021731 – Библеистика

021732 – Иностранный язык (с указанием языка)4

021733 – Сравнительное литературоведение

021734 – Фонетика и речевая коммуникация

021735 – Лингвокриминалистика

021736 – Филологическое обеспечение современной коммуникации

(с указанием сферы коммуникации)

021737 – Основы теологии

021738 – Основы психологии

021739 – Сравнительно-историческое языкознание (с возможным указанием области сравнительно-исторического языкознания, например индоевропеистика, ностратика и т. п.)

021740 – Новые информационные технологии в филологии

021741 – Словесность в домашнем обучении

021742 – Лингвокультурология

021743 – История театра и театральная критика

021744 – Филологические основы литературно-творческой работы

021745 – Филологическое обеспечение социокультурного сервиса и туризма

021746 – Древние языки христианского Востока (с указанием языка / языков)

Перечень утвержден Пленумом Совета по филологии

9–10 декабря 2005 г. (г. Москва)

РАЗДЕЛ II

РЕШЕНИЯ СОВЕТА ПО ФИЛОЛОГИИ

РЕШЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА И ПЛЕНУМА СОВЕТА ПО ФИЛОЛОГИИ

(20–23 сентября 2005 г., г. Ярославль)

  1. Отметить эффективность совместного обсуждения проблем филологического образования УМО по классическому университетскому образованию и УМО по специальностям педагогического образования. Усилить координацию деятельности двух УМО, направленную на разработку филологического и психолого-педагогического компонентов в Государственных образовательных стандартах третьего поколения по соответствующим направлениям подготовки. Сформировать рабочую группу из представителей обоих УМО по выработке общих оснований и принципов высшего профессионального филологического образования.

  2. Опубликовать материалы научно-методических конференций о соотношении общих, специальных, элективных и факультативных курсов в условиях многоуровневой подготовки филолога и о перспективах создания единого образовательного пространства подготовки филологов в современной России в очередном номере бюллетеня Совета по филологии. Поручить издание данного номера бюллетеня Ярославскому государственному педагогическому университету им. К. Д. Ушинского.

  3. Продолжить работу над созданием проекта Государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Филология» (бакалавриат) в рамках ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобрнауки РФ. Для этого создать рабочие группы:

  • по анализу американских и европейских образовательных систем (руководитель – Бак Д. П.; члены – Зеленина Т. И., Харитонов Д. В.);

  • по формам текущего и итогового контроля за формированием профессиональных компетенций студентов ( Елина Е. Г., Маевский Н. Н.);

  • по обоснованию направления «Филология» в новом классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования (руководитель – Александрова О. В.; члены – Менджерицкая Е. О., Чувакин А. А., Харьковская А. А.).

  1. Утвердить разработанные секцией романского и германского языкознания паспорта дополнительных специализаций 021714 – Переводоведение и практика перевода и 021732 – Иностранный язык.

  1. Дополнить Перечень специализаций по специальности 031001 (021700) – Филология строками:

  • 021744 – Филологические основы литературно-творческой работы;

  • 021745 – Филологическое обеспечение социокультурного сервиса и туризма.

Считать возможным открытие обучение по специализации 021744 – «Филологические основы литературно-творческой работы» в Алтайском государственном университете. Считать возможным открытие обучение по специализации 021745 – «Филологическое обеспечение социокультурного сервиса и туризма» в Саратовском госуниверситете.

  1. Продолжить работу по созданию фонда контрольных (тестовых) заданий по специальности 031001 (021700) – Филология. Поручить разработку тестов по дисциплинам «Введение в литературоведение» и «Зарубежная литература XIX века» Саратовскому госуниверситету; по дисциплине «Русская литература XIX века» Челябинскому, Нижегородскому, Уральскому, Пермскому госуниверситетам; по дисциплине «Устное народное творчество» Московскому и Челябинскому госуниверситетам; по дисциплине «Современный русский язык» Башкирскому, Казанскому, Алтайскому, Волгоградскому госуниверситетам; по дисциплинам «Английский язык» и «Немецкий язык» Мордовскому, Самарскому, Оренбургскому госуниверситетам.

  2. Считать возможным открытие обучения по специальности 031001 (021700) – Филология (специализация 021701 – русский язык и литература) в филиале Ивановского госуниверситета в г. Дербенте.

  3. Считать возможным открытие обучения по направлению 031000 (520300) – Филология (магистратура) в Мордовском госуниверситете (магистерские программы «Русский язык», «Русская литература», «Зарубежная филология»).

  4. Признать в целом соответствующим требованиям Госстандарта фонд контрольных заданий по специальности «Филология» (специализация 021701 – Русский язык и литература), представленный Воронежским госуниверситетом в связи с аттестацией.

  5. Считать возможным присвоение грифа УМО по классическому университетскому образованию изданиям:

  • Адливанкин С.Ю., Мишланов В.А., Фролова И.А. «Праславянский язык» (учебное пособие, Пермский госуниверситет);

  • Александрова Т.А., Фенова Е.А. «Неличные формы глагола. Наклонения. Модальные глаголы» (учебное пособие, Башкирский госуниверситет);

  • Введенская Л.М., Семенова М.Ю. «Русский язык. Практикум» (учебное пособие, издательство «Наука-пресс»);

  • Гончарова М.А. «Модальные глаголы» (учебное пособие, Самарский госуниверситет);

  • Гончарова М.А. «Немецкий язык как второй иностранный» (учебное пособие, Самарский госуниверситет);

  • «История литературы русского зарубежья (1920 – начало 1990-х гг.)» (под общей ред. А.П. Авраменко) (учебник, МГУ им. М. В. Ломоносова);

  • Кайдалова О.И. «The Events in English History. Religion in England» (учебное пособие, Удмурдский госуниверситет);

  • Кравцов Н.И. «Славянский фольклор» (учебное пособие, МГУ им. М .В. Ломоносо­ва);

  • Покровская Е.А., Лобанов И.Б. «Бизнес--коммуникации» (учебное пособие, Ростовский госуниверситет);

  • Полякова Е.Н. «Региональная лексикология» (учебное пособие, Пермский госуниверситет);

  • Поповская Л.В. «Лингвистический анализ художественного текста в вузе» (учебное пособие, Ростовский институт иностранных языков);

  • Рябинина Н. В. «Основы анализа художественного» (учебное пособие, Хабаровский государственный технический университет);

  • Скобликова Е.С. «Обобщающая работа по орфографии» (учебное пособие, Самарский госуниверситет);

  • Фуксон Л.Ю. «Чтение» (учебное пособие, Кемеровский госуниверситет);

  • Шаламов Ю.В. «Пособие по домашнему чтению по книге А. Хейли “Окончатель­ный диагноз”» (учебное пособие, Удмурдский госуниверситет).

  1. Ввести в состав Президиума Совета по филологии декана филологического факультета Уральского госуниверситета доц. В. А. Гудова и декана факультета филологии и журналистики Волгоградского госуниверситета доц. Д. Ю. Ильина.

  2. Провести следующее заседание Президиума Совета по филологии 9–10 декабря 2005 г. в г. Москве. Провести заседания XVIII Пленума Совета по филологии в сентябре 2006 г. на базе Тверского, Орловского или Белгородского госуниверситетов.

  3. Выразить благодарность Ярославскому государственному педагогическому университету и лично ректору В. В. Афанасьеву, декану факультета русской филологии и культуры ЯГПУ А. И. Василевскому, доценту Т. Г. Кучиной за хорошую организацию работы Президиума и Пленума Совета по филологии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень №1(2)

    Информационный бюллетень
    ... Северная Осетия-Алания Владикавказ, 2011 Информационныйбюллетень №1(2) Контрольно-счетной палаты Республики ... государственного регулирования в области промышленности, связи и информационных технологий. В соответствие с Постановлением Правительства ...
  2. Информационный бюллетень (15)

    Информационный бюллетень
    Информационныйбюллетень Официальное периодическое издание ... тиражирование В. А. Кузнецов Официальное издание УрГПУ Информационныйбюллетень № 190 (апрель 2010 г.) ( ... 2010-05-12 Специальный выпуск Информационногобюллетеня УрГПУ №190 Содержание выпуска ...
  3. Информационный бюллетень (12)

    Информационный бюллетень
    ИНФОРМАЦИОННЫЙБЮЛЛЕТЕНЬ о деятельности государственного общеобразовательного учреждения средней ... – 5 чел. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики – 6 чел. Российский ...
  4. Информационный бюллетень (19)

    Информационный бюллетень
    ИНФОРМАЦИОННЫЙБЮЛЛЕТЕНЬ Посольство Республики Австрия в Республике Казахстан ...
  5. Информационный бюллетень № 22 (673)

    Информационный бюллетень
    ... 2007; «Информационныйбюллетень Администрации Санкт-Петербурга», № 6, 18.02.2008; «Информационныйбюллетень Администрации Санкт ... -Петербурга», № 7, 25.02.2008; «Информационныйбюллетень Администрации ...
  6. Информационный бюллетень № 41 (692)

    Информационный бюллетень
    ... государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Информационныйбюллетень Администрации Санкт-Петербурга", № 42, 02 ... контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Информационныйбюллетень Администрации Санкт-Петербурга", № 42, 02 ...

Другие похожие документы..