textarchive.ru

Главная > Рабочая программа курса


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

учебной специальной дисциплины

Патрология

Направление № 031900.62 – Теология

Факультет - богословский

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Курс

4

Семестр

1(7)

Общая трудоемкость, ч

82

Аудиторные занятия, ч

42

Лекции, ч

34

Практические занятия, ч

8

Самостоятельная работа, ч

40

Текущий семестровый контроль, семестр

1

Курсовая работа

-

Экзамен, семестр

1

I. Пояснительная записка.

Предметом курса «Патрология» являются жизнеописания, творения и учение отцов и учителей Церкви конца I — сере­дины XV вв.

Цели и задачи курса: познакомить студентов с жизнью, творениями и учением отцов и учителей Церкви конца I — сере­дины XV вв., а также представить основные тенденции развития святоотеческого бо­гословия.

Данный курс предназначен для студентов четвертого года обучения и предполагает знание материала по курсу церковной истории.

II.Содержание курса.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.

Тема 1.1. Введение в патрологию. Предмет и задачи науки патрологии. Издания творений отцов и учителей Церкви. Патрологическая наука на Западе и в России. Русские переводы святоотеческих творений. Основные этапы в развитии церковной письменности. Хронологические рамки “классической патрологии”.

Раздел 2. ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ

ПИСЬМЕННОСТИ (конец I - начало IV вв ).

Тема 2.1. Мужи апостольские и их творения. Свв. Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский. “Послание Варнавы” и “Пастырь Ерма”. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской Церкви (“Дидахе”, “Каноны святых Апостолов”).

Тема 2.2. Возникновение древнехристианской апологетики. Греческие апологеты II в.:

Аристид, св. Иустин Философ и Мученик, Татиан, Афинагор, св. Мелитон Сардийский, св. Феофил Антиохийский. Анонимное сочинение “К Диогнету”. Со­чинение Ермия “Осмеяние внешних философов”. Жанр “учительных книг” в древнецерковной письменности: “Изречения Секста” и “Поучения Силуана”.

Тема 2.3. Церковные писатели Александрийской школы (конец II — конец IV вв.). Про­блема возникновения Александрийской школы. Личность Пантена. Климент Александрийский: его жизнь и литературная деятельность; основные черты миросозерцания Климента. Ориген: личность и церковно-учительная деятельность. Сохранившиеся и утерянные труды Оригена. Его вклад в развитие христианско­го вероучения; ошибочные мнения этого александрийского “дидаскала”. Алек­сандрийская школа после Оригена: св. Дионисий Александрийский, Феогност, Пиеррий, св. Петр Александрийский. Дидим Слепец как последний крупный учи­тель Александрийской школы.

Тема 2.4. Западные церковные писатели II — начала IV вв. Св. Ириней Лионский: его жизнь, творения и борьба с гностицизмом. Тертуллиан, св. Ипполит Римский и св. Киприан Карфагенский. Западные апологеты: Минуций Феликс и Арнобий. Лактанций и его литературное наследие.

Раздел 3. ЗОЛОТОЙ ВЕК СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

(начало IV — середина V вв.).

Тема 3.1. “Новоалександрийско-каппадокийское” направление в древнецерковном бого­словии. Св. Афанасий Александрийский: жизнь, борьба за Православие и творе­ния. Св. Афанасий как богослов, апологет, экзегет и аскетический писатель. Рас­крытие им православного учения о Святой Троице. Св. Василий Великий: житие и творения; уточнение православной терминологии в области тринитарного учения.

Учение о Святом Духе и космология. Св. Василий как один из основателей мона­шества и аскетический писатель; его отношение к эллинской культуре. Св. Григо­рий Богослов: жизнь и литературные труды. Триадология, христология и сотериология св. Григория; св. Григорий как проповедник и поэт. Св. Григорий Нисский: характерные черты личности. Путь “христианского любомудрия”, согласно св. Гри­горию; антропология и эсхатология. Св. Амфилохий Иконийский; сохранившиеся и утерянные труды. Место св. Амфилохия среди других каппадокийских отцов. Св. Кирилл Александрийский: жизнь и роль в истории Церкви. Характер литера­турной деятельности св. Кирилла. Основные посылки его христологии, сотериологии и антропологии. Св. Кирилл как экзегет.

Тема 3.2. Церковные писатели Антиохийской школы. Возникновение Антиохийской шко­лы: св. Лукиан — вопрос о его личности и творениях. Св. Евстафий Антиохийский как борец за Православие против арианства. Основные черты его учения о Святой Троице и христологии. Полемика св. Евстафия с экзегетическим ме­тодом Оригена. Диодор Тарсский: его жизнь и церковная деятельность. Сохра­нившееся литературное наследие. Св. Иоанн Златоуст: житие и творения. Мес­то св. Иоанна в истории христианской экзегезы. Этика и аскетика св. Иоанна. Феодор Мопсуестийский: характерные черты личности и литературной дея­тельности. Толкования Феодором Священного Писания; его учение о Домо­строительстве спасения и антропология. Блаж. Феодорит Кирский: жизнь и творения. Блаж. Феодорит как апологет, полемист, экзегет и церковный исто­рик; эволюция его христологических взглядов.

Тема 3.3. Западные отцы Церкви IV — первой половины V вв. Св. Иларий Пиктавийский как “западный Афанасий”. Его жизнь, борьба за Православие и литературные труды. Триадология и христология св. Илария. Св. Амвросий Медиоланский:

жизнь и творения. Характерные особенности личности и творчества св. Амвро­сия. Его пастырское богословие, этика и аскетика. Блаж. Иероним Стридонский: жизненный путь и литературная деятельность. Вклад блаж. Иеронима в изуче­ние Священного Писания и его переводческая деятельность. Блаж. Августин: духовные искания и обретение высшей Истины в христианстве. Блаж. Августин как полемист. Его богословие истории (учение о “двух градах”). Основные чер­ты миросозерцания блаж. Августина.

Тема 3.4. Отцы-подвижники IV—V вв. и их творения. Преп. Антоний Великий как ду­ховный писатель. Подлинные сочинения и приписываемые послания. Миросо­зерцание преп. Антония, отраженное в них. “Житие преп. Антония” св. Афана­сия Александрийского; значение этого сочинения в истории монашеской пись­менности и христианской духовности. Св. Аммон — ученик преп. Антония; вопрос о его личности; творения, сохранившиеся на греческом и сирийском языках. Св. Пахомий Великий и его ученики; их многообразная литературная деятельность. Своеобразие “пахомиевского типа” христианского аскетизма. Преп. Макарий Египетский; находки его новых творений в XX в. “Макарьевский корпус” — проблема авторства. Преп. Макарий и мессалианство. Евагрий Понтийский: жизнь и литературная деятельность. Значение Евагрия в истории пра­вославной духовности. Палладий — ученик Евагрия; его церковная деятель­ность и литературные труды. Преп. Исидор Пелусиот и его послания. Аскетика и экзегетика преп. Исидора. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин; жизнь и творе­ния. Преп. Иоанн как один из главных посредников между восточным и запад­ным монашеством. Основные черты мировоззрения преп. Иоанна. “Изречения святых отцов” (“Древний Патерик”): различные редакции и вопрос датировки. “История египетских монахов” и латинский перевод Руфина. Преп. Нил Анкирский (неправильно называемый “Синайским”): вопрос личности и авторстве кор­пуса творений, приписываемых ему. Преп. Марк Подвижник: жизнь и творения; аскетическое богословие. Блаж. Диадох Фотикийский: его место в истории древнецерковного богословия.

Раздел 4. ДРЕВНЕЦЕРКОВНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ НА ПУТИ К “ПАТРИСТИЧЕСКОМУ СИНТЕЗУ”

(вторая половина V - начало VIII в.).

Тема 4.1. “Ареопагитский корпус” и проблема авторства. Тайнозрительное богословие Дионисия Ареопагита и его христология. Миросозерцание Дионисия и неопла­тонизм. Значение “Ареопагитик” для становления позднейшего христианского богословия на Востоке и Западе.

Тема 4.2. Православные полемисты VI в. “Неохалкидониты” и “строгие халкидониты” — сравнительная условность различия. Нефалий Александрийский и Иоанн Грам­матик Кесарийский; их литературное наследие. Иоанн Скифопольский как схо­лиаст “Ареопагитского корпуса”; основные черты его христологии. “Леонтьевский корпус”: проблема авторства. Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалим­ский: вклад в раскрытие православной христологии. Император Юстиниан I как церковный писатель и богослов. Ираклиан Халкидонский и Ипатий Ефесский:

сведения о литературной и богословский деятельности. Памфилий и монах Ев­стафий. Трактат Феодора Раифского “Приуготовление”: богословское и фило­софское содержание. Патриархи Анастасий I Антиохийский и Евлогий Алексан­дрийский как пастыри, церковные писатели и богословы.

Тема 4.3. Папа св. Григорий Двоеслов: жизнь и творения. Св. Григорий как проповедник и экзегет; нравственно-аскетическое учение. Вклад св. Григория в формирование западной средневековой духовности.

Тема 4.4. Св. Софроний Иерусалимский: путь монашеской аскезы и пастырского слу­жения. Учение о Домостроительстве спасения и христология. Место св. Софрония в истории христанской гомилетики.

Тема 4.5. Преп. Максим Исповедник: житие и творения. Богословский синтез преп. Максима: учение о Логосе и “логосах”, драма грехопадения и тайна радости спасения; аскетика и этика. Преп. Максим как толкователь Священного Писа­ния; раскрытие православного учения о двух волях во Христе.

Тема 4.6. Преп. Анастасий Синаит: личность и литературное наследие. Христология преп. Анастасия; его полемика с монофизитством и монофелитством. Вклад преп. Ана­стасия в развитие православной богословской терминологии. Основные черты антропологии преп. Анастасия и её связь с христологией.

Тема 4.7. Преп. Иоанн Дамаскин: жизнь и творения. Опыт систематического изложения догматического богословия. Синтез предшествующей патристической логики в “Диалектике”. Преп. Иоанн как полемист, проповедник и церковный песнописец.

Тема 4.8. Аскетические писатели VI—VII вв. “Руководство к духовной жизни” преп. Варсанофия и преп. Иоанна. Кирилл Скифопольский и его агиографические труды. Авва Фалассий и его “Главы о любви”; связь аскетического учения преп. Фалассия с аскетикой преп. Максима Исповедника. “Духовный луг” блаж. Иоанна Мосха. Преп. Иоанн Карпафский и его “Главы”. Преп. Иоанн Лествичник и его произведение; значение преп. Иоанна в истории православной духовности. Преп. Филофей и Исихий: развитие аскетического богословия “си­найского исихазма”. Авва Дорофей и его “Душеполезные поучения”; основные черты “палестинского исихазма”, отраженные в этом сочинении. Монах Антиох и его компендиум христианского нравственно-аскетического богословия. Св Исаак Сирин: вклад в святоотеческую аскетику.

Раздел 5. ЦЕРКОВНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ СРЕДНЕ- И ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ПЕРИОДА

Тема 5.1. Преп. Феодор Студит: жизнь и творения. Значение преп. Феодора в истории православного монашества; его этика и аскетика.

Тема 5.2. Св. Фотий Константинопольский: жизненный путь н литературные труды. Его триадология и полемика с латинским учением об исхождении Святого Духа. Пат­риарх Фотий как ученый-энциклопедист, экзегет и проповедник.

Тема 5.3. Преп. Симеон Новый Богослов: жизнь и творения. “Богословие духовного опы­та” преп. Симеона: синтез “тайнозрения”, аскетики и этики. Преп. Симеон как церковный поэт. Никита Стифат — ученик преп. Симеона и его творения. Другие аскетические писатели XI—XII вв.: Илия Экдик и преп. Петр Дамаскин.

Тема 5.4. Церковные писатели XII—XIII вв. Николай Мефонский: его антилатинская поле­мика и борьба против попыток возрождения неоплатонизма; учение о Боге и христология. Никифор Влеммид как догматист и полемист; философские произведе­ния Никифора; литургическая, церковно-поэтическая и проповедническая дея­тельность. Феодор II Ласкарис как один из “императоров-богословов”; “Слова о христианском богословии” и их значение в истории православного богословия.

Тема 5.5. Возникновение “поздневизантийского исихазма”. Св. Феолипт Филадель­фийский как один из главных родоначальников этого течения. Открытие корпуса творений св. Феолипта в новейшее время. “Тайнозрительное богословие”, аскетика и этика святителя; его экклесиология и пастырское богословие.

Тема 5.6. Преп. Григорий Синаит: жизнь и творения. Учение о молитве и аскетика преп. Григория.

Тема 5.7. Св. Григорий Палама и его роль в “исихастских спорах”. Оппоненты исихазма:

Варлаам, Григорий Акандин и Никифор Григора. Св. Григорий как защитник и теоретик исихазма. Его учение о Боге: различие Божественной сущности и Бо­жественных “энергий”; христоцентрическая антропология и учение об обожении. Св. Григорий как пастырь и проповедник.

Тема 5.8. Николай Кавасила как представитель “лаического исихазма”. Характерные осо­бенности “Толкования на Божественную Литургию”. “Тайнозрительное богосло­вие”, аскетика и этика Николая.

Тема 5.9. Завершение “классического периода” святоотеческой письменности. Иоанн Кантакузин (монах Иосаф): литературные труды в защиту исихазма. Св. Марк Ефесский: борьба против Флорентийской унии; св. Марк Ефесский как цер­ковный писатель. Георгий Схоларий (патриарх Геннадий II): литературное твор чество. “Наставление безмолвствующим” Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, значение в истории “поздневизантийского исихазма”. Блаж. Симеон Солунский: богословские и литургические творения.

  1. Тематический план курса

Тема

Количество часов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа студентов

лекции

семинары

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Введение в патрологию

2

1

1

Раздел 2. Доникейский период развития древнецерковной письменности (конец I - начало IV вв.)

Тема 2.1.Мужи апостольские и их творения.

2

1

1

Тема 2.2.Возникновение древнехристианской апологетики.

2

1

1

Тема 2.3.Церковные писатели Александрийской школы (конец II — конец IV вв.).

4

2

2

Тема 2.4. Западные церковные писатели II — начала IV вв.

4

2

2

Раздел 3. Золотой век святоотеческой письменности.

Тема 3.1.“Новоалександрийско-каппадокийское” направление в древнецерковном бого­словии.

3

2

1

Тема 3.2.Церковные писатели Антиохийской школы.

3

2

1

Тема 3.3. Западные отцы Церкви IV — первой половины V вв.

5

1

2

2

Тема 3.4. Отцы-подвижники IV—V вв. и их творения.

2

2

1

Раздел 4. Древнецерковная письменность на пути к “патристическому синтезу”.

Тема 4.1. “Ареопагитский корпус” и проблема авторства.

2

2

1

Тема 4.2. Православные полемисты VI в.

2

1

1

Тема 4.3. Папа св. Григорий Двоеслов: жизнь и творения.

3

1

2

Тема 4.4. Св. Софроний Иерусалимский: путь монашеской аскезы и пастырского слу­жения

3

1

2

Тема 4.5. Преп. Максим Исповедник: житие и творения.

5

1

2

2

Тема 4.6. Преп. Анастасий Синаит: личность и литературное наследие.

2

1

1

Тема 4.7. Преп. Иоанн Дамаскин: жизнь и творения.

3

2

1

Тема 4.8. Аскетические писатели VI - VII вв.

3

1

2

Раздел 5. Церковная письменность средне- и поздневизантийского периода.

Тема 5.1. Преп. Феодор Студит: жизнь и творения.

5

1

2

2

Тема 5.2. Св. Фотий Константинопольский: жизненный путь н литературные труды.

2

1

1

Тема 5.3. Преп. Симеон Новый Богослов: жизнь и творения.

5

1

2

2

Тема 5.4. Церковные писатели XII - XIII вв.

3

1

2

Тема 5.5. Возникновение “поздневизантийского исихазма”.

3

1

2

Тема 5.6. Преп. Григорий Синаит: жизнь и творения.

3

1

2

Тема 5.7. Св. Григорий Палама и его роль в “исихастских спорах”.

4

2

2

Тема 5.8. Николай Кавасила как представитель “лаического исихазма”.

3

1

2

Тема 5.9. Завершение “классического периода” святоотеческой письменности.

2

1

1

Итого:

82

34

8

40

  1. Литература

Основная учебная литература

  1. Киприан (Керн), Архимадрит. Патрология. Париж-М., 1996.- 184 с.

  2. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие: Конспекты лекций .- Мн.: Лучи Софии, 2008.- 359 с.

Дополнительная учебная литература

  1. Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности.- М.: Русские огни, 1996.- 349 с. Гриф УМО ПСТГУ 2003

  2. Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-го века.- М., 1992.

  3. Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы V—VIII веков.- М., 1992.

Дополнительная научная литература

  1. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994.

  2. Василий Преображенский, свящ. Преподобный Феодор Студит и его время. -Москва,1896 г.-65 с.

  3. Восточные отцы и учители Церкви: Антология в 6 т. - М., 2000.

  4. Глубоковский Н.Н. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность .-Москва, 1890. -871 с.103. Пападопуло Керамевс А.И. Noctes Petrapolitanae Сборник византийских текстов XII_XIII веков. Приложение.

  5. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях).- М., 1994.- 176 с.

  6. Пападопуло Керамевс А.И. Varia graeca sacra. Сборник греческих неизданных богословских текстов IV в.

  7. Православная богословская энциклопедия в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского.-СПб,1901-1911 .-1 лд.

  8. Столяров А.А. Патрология и патристика.- М.: Греко-латинский кабинет Шичалина, 2004.

  9. Филарет (Гумилевский), арх. Историческое учение об отцах церкви: в 3 т.- Св.- Троицкая лавра, 1996.

  10. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия.- Вильнюс, 1991.- 600 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа курса (14)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе -приказа ... проверочная работа 3 РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе ...
  2. Рабочая программа курса (27)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ИСТОРИЯ КОНЦА XVI - XVIII ВВ. 7 КЛАСС Пояснительная записка к программеРабочаяпрограмма составлена на ... крестьян и горожан. РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ИСТОРИЯ 10 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе ...
  3. Рабочая программа курса (1)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной дисциплины федерального ... семестр 1 Пояснительная записка 1. Цель курсаПрограммакурса «Основы источниковедения» для Вузов, ведущих ... работы с ними. 2. Задачи курса Данный курс знакомит студентов с основными группами ...
  4. Рабочая программа курса (2)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной дисциплины ... семестр 2 1.Пояснительная записка Предлагаемая программакурса “История философии” рассчитана на студентов ... историческом раскрытии. Структура курса. Метод построения курса можно назвать “проблемно ...
  5. Рабочая программа курса (3)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной специальной дисциплины ... язык в его современном состоянии. Курс включает в себя знакомство учащихся с ... и семинарских занятий совпадают. 2. Содержание курса 1. История. Деятельность Кирилла (Константина) ...

Другие похожие документы..