textarchive.ru

Главная > Рабочая учебная программа


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Барнаульского учебного центра ФПС

повышения квалификации специалистов

диспетчерских служб системы МЧС России

Барнаул

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника ГУ МЧС Начальник Барнаульского

России по Алтайскому краю (по ГПС) учебного центра ФПС

полковник внутренней службы полковник внутренней службы

______________ П.Н. Тютюнник ______________ В.В. Доронин

«___» _____________2011г. «___»_____________2011г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Барнаульского учебного центра ФПС

повышения квалификации специалистов

диспетчерских служб системы МЧС России

Барнаул

Рабочая программа для Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Барнаульский учебный центр Федеральной противопожарной службы».- Барнаул: «Барнаульский учебный центр ФПС», 2011г.

Программа подготовлена командно преподавательским составом Барнаульского учебного центра Федеральной противопожарной службы

Рецензент – Начальник ЦУКС ГУ МЧС России по Алтайскому краю

полковник внутренней службы А.В. Распопов

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета учебного центра

«___» ____________ 2011г. Протокол № _____

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикла специальных дисциплин

«___» ____________ 2011г. Протокол № _____

Учебный план

профессиональной подготовки

специалистов диспетчерских служб системы МЧС России

Категория слушателей: Специалисты диспетчерских служб системы МЧС России из числа людей с ограниченными физическими возможностями.

п\п

Наименование разделов

Всего часов

в том числе

Форма

контроля

Теоретические занятия

Практические занятия

(Семинары)

1.

Специальная подготовка

50

16

34

-

2.

Стажировка

16

-

16

-

3.

Итоговый контроль (экзамен)

6

-

-

6

Итого:

72

16

50

6

Продолжительность учебных занятий

6-8 часов в день

Продолжительность самоподготовки

2 часа в день

Всего учебных часов

72 часа

Всего учебных дней

10 дней

Перечень необходимых кабинетов и других учебных объектов

1. Кабинет «Пожарно-технического оборудования».

2. Кабинет «Организации деятельности ГПС».

3. Учебно – тренажерный комплекс для повышения квалификации специалистов РСЧС.

4. Учебная пожарная часть.

Введение

Настоящая программа разработана в Барнаульском учебном центре ФПС на основании примерной учебной программы утвержденной заместителем Министра МЧС России генерал-полковником вн.сл. Чуприяном А.П. 18.10.2011 года.

Программа предназначена для обучения специалистов диспетчерских служб системы МЧС России из числа людей с ограниченными физическими возможностями.

Цель - получение обучающимися знаний и практических навыков, необходимых для эффективной работы в качестве специалиста диспетчерских служб системы МЧС России.

Основными задачами профессиональной подготовки слушателей по категории «Специалисты диспетчерских служб системыМЧС России из числа людей с ограниченными физическими возможностями» являются:

  • изучение законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации и МЧС России по организации реагирования на чрезвычайные ситуации, предназначению, структуре и функционированию персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также зарубежного опыта;

  • получение знаний и формирование практических навыков необходимых для эффективной работы в качестве специалистов диспетчерских служб системы МЧС России;

В результате обучения слушатели должны:

знать:

  • законодательство Российской Федерации, регламентирующее работу спасательных служб, полиции, социальных службы, здравоохранения;

  • задачи, структуру и возможности спасательных служб, полиции, социальных службы, здравоохранения и риски, присущие этим службам;

  • принципы работы спасательных служб, полиции, социальных служб, здравоохранения;

  • важность диспетчерских служб системы МЧС России, системы -112 муниципальных образований, ЕДДС и своей работы;

  • оборудование, применяемое в работе экстренных оперативных служб;

  • оценку результатов действий диспетчерской службы;

уметь:

  • определять степень угроз жизни, здоровью и имуществу граждан, общественному правопорядку на основании сообщений абонентов по телефонному номеру оперативных служб 01, системы - 112 муниципальных образований, ЕДДС;

  • определять перечень служб и специалистов, необходимых на месте происшествия;

  • определять адреса места происшествия со слов абонента, с использованием систем позиционирования, электронных или бумажных карт, по ориентирам, объектам и т.д.

  • координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;

  • обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в МЧС России и системе-112 стандартами, правилами и процедурами;

  • организовывать сбор, обработку и передачу оперативной информации о фактах или угрозах возникновения ЧС (происшествия) и в ходе проведения работ по ликвидации их последствий;

  • использовать все средства регистрации информации, связи и информационного обеспечения, в том числе и в ситуации технических сбоев;

  • общаться с абонентами вежливо, получая необходимую информацию за минимальное время;

  • довести до абонента необходимые рекомендации по его действиям до прибытия экстренных служб;

  • обеспечивать ведение необходимой документации диспетчерской службы.

Иметь навыки:

  • действий по предназначению, позволяющих квалифицированно реагировать на вызовы;

  • работы по оперативному управлению мероприятиями РСЧС, реагированию и управлению в ЧС по обеспечению защиты населения и территорий при возникновении ЧС (происшествия).

На проведение учебных сборов отводится 72 часа: теоретические занятия - 40 часов, практические занятия –30 часов (из них стажировка - 16), итоговый контроль (дифференцированный зачет) - 2 часа.

Самостоятельная работа слушателей проводится в соответствии с распорядком дня учебного центра.

Распределение часов по темам и видам занятий приведено в учебно-тематическом плане.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями (по согласованию).

По окончании обучения слушателям выдаются удостоверения ведомственного образца о профессиональной подготовке

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

в том числе

Форма контроля

Теоретические занятия

Практические занятия

(Семинары)

Раздел 1. Специальная подготовка

1.1

Состояние и перспективы развития системы -112. Пилотные проекты системы 112.

2

2

1.2

Организация реагирования подразделений и формирований МЧС на ЧС и пожары.

4

4

1.3

Автоматизированные рабочие места системы 112, экстренных оперативных служб.

12

4

8

1.4

Культура речевого общения. Официально деловой профессиональный стиль.

6

2

4

1.5

Психологические аспекты работы диспетчера, в экстремальной ситуации.

8

2

6

1.6

Цифровые информационные технологии, применяемые в территориальных подсистемах РСЧС.

2

2

1.7

Отработка алгоритмов действий диспетчера, оператора экстренных оперативных служб и иных служб жизнеобеспечения субъектов РФ (муниципальных образований).

8

8

1.8

Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъектов РФ, моногородов и районных центров

8

8

Итого по разделу 1:

50

16

34

Раздел 2. Стажировка

2.1.

Стажировка в составе дежурных смен диспетчерских служб системы МЧС России и иных экстренных оперативных служб.

16

16

Итого по разделу 2:

16

16

Раздел 3. Итоговый контроль

3.1

Экзамен

6

6

Итого по разделу 3:

6

6

Итого:

72

16

50

6

Раздел 1. Специальная подготовка

Тема 1.1. Состояние и перспективы развития системы – 112. Пилотные проекты системы – 112.

Опыт функционирования экстренных оперативных служб в России. Цели создания и задачи диспетчерских служб системы МЧС России и системы-112 в Российской Федерации.

Роль и ответственность диспетчера диспетчерских служб системы МЧС России и системы-112. Квалификационные требования к диспетчеру диспетчерских служб системы МЧС России.

Прием от населения и организаций вызовов по единому общеевропейскому телефонному номеру 112 в кратчайшие сроки.

Оперативное управление экстренными службами и координация совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб при чрезвычайных происшествиях, угрозе ЧС и их возникновении.

Ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, неправильность или неполноту использования предоставленных прав, нарушение личной дисциплины.

Изучение зарубежного опыта функционирования системы-112. Изучение функционирования и опыта подготовки специалистов системы – 112 в Финляндии, США и стран ЕС.

Тема 1.2. Организация реагирования подразделений и формирований МЧС на ЧС и пожары.

1. Основные понятия о государственной противопожарной службе, гарнизоне пожарной охраны, видах пожарной охраны, пожарном (аварийно-спасательном) подразделении, дежурной смене (карауле) и районе выезда.

2. Алгоритм действий должностных лиц караула и гарнизона при реагировании на пожар, ДТП, ЧС.

3. Роль и место диспетчера, оператора системы 112 в процессе реагирования подразделения ГПС на пожары и ЧС.

Тема 1.3. Автоматизированные рабочие специалистов диспетчерских служб системы МЧС России и иных экстренных оперативных служб.

1. Назначение, состав и функциональность автоматизированного рабочего места экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения.

2. Основные и дополнительные подсистемы (приложения), обеспечивающие функционирование автоматизированного рабочего места экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения.

Практическое занятие.

1. Основная рабочая среда специалиста диспетчерской службы системы МЧС России

2. Отработка специалистом диспетчерской службы системы МЧС России навыков работы на автоматизированном рабочем месте.

  • Регистрация оператора в системе.

  • Обслуживание вызовов: исходящий вызов, входящий вызов, автоответ, ручной ответ вызов от старшего смены.

  • Заполнение карточки при поступлении входящего вызова.

  • Завершение вызова.

  • Удержание.

  • Консультация.

  • Передача вызова.

  • Запись разговора.

  • Блокировка рабочего места.

  • Выход из системы.

  • Изучение дополнительных функций автоматизированного рабочего места (подсистемы хранения и актуализации баз данных, ГИС и т.д.).

1.4. Культура речевого общения. Официально - деловой профессиональный стиль.

Современная речевая ситуация. Нормы современной русской речи. Особенности официально-делового стиля. Современная коммуникация и правила речевого общения. Культура устной публичной речи.

Семинарское занятие.

Закрепление у слушателей знаний и навыков связанных с правильным произношением отдельных слов и словосочетаний. Построение предложений и фраз в соответствии с требованиями официально-делового стиля. Основные правила построения публичной речи.

Тема 1.5. Психологические аспекты работы диспетчера в экстремальной ситуации.

1. Психологические аспекты работы диспетчера.

2. Специфика коммуникаций в экстремальных условиях.

Семинар-тренинг.

Многоканальное функционирование диспетчера в экстремальной ситуации «Коммуникативный слалом»

1. Деловая игра по выработке навыков делового общения по телефону в ситуации «Коммуникативный слалом».

2. Эффективное общение с различными источниками получения информации.

3. Проблематика экстремальных коммуникаций.

4. Вербализация основных критериев специфики работы диспетчера.

5. Психологические техники релаксации диспетчера.

Анализ результатов тренинга

Тема 1.6. Цифровые информационные технологии, применяемые в территориальных подсистемах РСЧС.

1. Новые информационные технологии применяемые в МЧС России (ГИС-системы, навигационно-информационные технологии, интернет/интранет и т.д.).

Территориально-распределенные цифровые сети связи. Принципы построения сетей с применением новых цифровых технологий связи. Развитие и совершенствование автоматизированной системы управления связью. Телекоммуникационные технологии. Информационные технологии на основе современных систем управления базами данных (СУБД)— комплекс программных средств для хранения, поиска и анализа формализованной информации (информация, состоящая из жёстко заданного перечня информационных показателей). Интернет/Интранет – технологии. Геоинформационные технологии и навигационно-информационные системы.

2. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН).

Цели и задачи создания ОКСИОН. Структура и состав ОКСИОН.

3. Cистема экстренного реагирования при авариях на транспорте ЭРА- ГЛОНАСС. 

Назначение, принцип действия системы ЭРА- ГЛОНАСС. Цели создания системы: снижение последствий травматизма и смертности на дорогах; повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок; развитие отечественного производства, импортозамещение зарубежных навигационных технологий и др.

Тема 1.7. Отработка алгоритмов действий диспетчера экстренных оперативных служб и иных служб жизнеобеспечения субъектов РФ (муниципальных образований).

Практическое занятие.

Практическая отработка алгоритмов взаимодействия оперативных служб и служб жизнеобеспечения на имитационно-моделирующем комплексе системы-112. Действия диспетчера, оператора при коммунальных авариях, угрозах террористических актов и возникновении, ликвидации последствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей.

1. Отработка действий диспетчера, оператора при пожарах.

2. Отработка действий диспетчера, оператора при угрозах террористических актов примере конкретного объекта.

3. Отработка действий диспетчера, оператора при вызове скорой медицинской помощи.

4. Отработка действий диспетчера, оператора при коммунальных авариях примере конкретного объекта.

5. Отработка действий диспетчера, оператора при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей (на примере конкретного объекта).

Тема 1.8. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъектов РФ, моногородов и районных центров.

Практическое занятие.

1. Изучение особенностей, структуры и функционирования ЕДДС моногородов и районных центров, их взаимодействие с ЦУКС МЧС России по субъекту РФ. (далее ЦУКС)

ЕДДС моногородов и районных центров. Назначение, состав, особенности развития в различных регионах РФ. Алгоритм взаимодействия ЕДДС с ЦУКС субъекта, органами исполнительной власти моногородов и районных центров при штатной и чрезвычайной ситуациях.

2. Отработка действий диспетчера при ликвидации последствий конкретных ЧС.

Алгоритм действий диспетчера при ликвидации последствий ЧС. (Прием сообщений о ЧС. Передача сообщения в соответствующие экстренные оперативные службы, руководящему составу, при необходимости во взаимодействующие службы и т.д.) Основные документы, определяющие действия диспетчера.

3. Оформление карточек учета поступивших звонков и формализованных донесений. Порядок заполнения, представления, формализованных, отчётных и оперативных форм документов разрабатываемых и оформляемых при штатных ситуациях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации

  3. Трудовой кодекс РФ.

  4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  5. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

  6. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

  7. Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

  8. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

  9. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе».

  10. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

  11. Постановление Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

  12. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  13. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 894. «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

  14. Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 г. № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров»

  15. «Положение о МЧС РФ», утверждено указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868.

  16. ГОСТ 27331-87. Пожарная техника. Классификация пожаров.

  17. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

  18. ГОСТ Р 22.0.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

  19. ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.

  20. ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные ЧС. Термины и определения

  21. ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные ЧС. Термины и определения.

  22. ГОСТ Р 22.0.05-94Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные ЧС. Термины и определения.

  23. ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных ЧС. Номенклатура параметров поражающих воздействий

  24. ГОСТ Р 22.0.07-95Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров

  25. ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.

  26. СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» (утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009 № 181)

  27. ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

  28. «Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России» от 29.12.2003 г

  29. Приказ МВД РФ от 30.06.2000 г. № 700 «Об утверждении наставления по службе связи ГПС МВД РФ».

  30. Приказ МЧС РФ от 10.09.2002 г. № 428 «Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах РФ».

  31. Приказ МЧС РФ от 25.12.2002 г. № 608 «О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России».

  32. Приказ МЧС РФ от 31.12.2002 г. № 630 «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС РФ».

  33. Приказ МЧС РФ от 1.10.2003 г. № 585 «О принятии на снабжение МЧС России изделия «Пульт оперативно-диспетчерской связи для пожарно-спасательных и аварийных служб муниципальных образований».

  34. Приказ МЧС РФ от 8.07.2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

  35. Приказ МЧС РФ от 9.07.2004 г. № 336 «О дальнейшем развитии единых дежурно-диспетчерских служб».

  36. Приказ МЧС РФ от 23.12.2004 г. № 613 «О создании центров управления силами федеральной противопожарной службы».

  37. Приказ МЧС РФ от 10.02.2005 г. № 57 «О постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  38. Приказ МЧС РФ от 15.02.2005 г. № 73 «О мероприятиях по совершенствованию обеспечения связью должностных лиц системы МЧС России».

  39. Приказ МЧС РФ от 15.02.2005 г. № 74 «Об организации работы по охране труда в системе МЧС России».

  40. Приказ МЧС РФ от 16.02.2005 г. № 76 «Об утверждении Положения о системе связи МЧС РФ».

  41. Приказ МЧС РФ от 05.05.2008 г. № 240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

  42. Приказ МЧС России от 26.09.2008г. № 570 «Об утверждении плана противодействия коррупции в системе МЧС России».

  43. Приказ МЧС России от 31.03.2011 года № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

  44. Приказ МЧС России от 31.03.2011 года № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

  45. Приказ СРЦ МЧС РФ №32 от 25.01.2010 г «Об установлении единой градации номеров (рангов) пожаров и порядке выезда начальствующего состава на пожары и проведение АСР»

  46. Приказ ГУ МЧС АК №130 от 12.03.2010 «Об установлении единой градации номеров (рангов) пожаров и порядке выезда начальствующего состава на пожары и проведение АСР»

  47. Национальный план противодействия коррупции. Утвержден президентом РФ 31.07.2008г. Пр-1568.

Дополнительная:

  1. Артамонов В.С. и др. Моделирование социально-правовых процессов. Учебное пособие / Под ред. академика В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.

  2. Бабурин М.М. и др. Основы проводной связи. Учебное пособие. СПбИПБ МВД России 1998.

  3. Андреева Г.Н. «Социальная психология» М. МГУ, 1980.

  4. Безбородько М.Д. Пожарная техника. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.

  5. Богданов М.И. и др. Действия сил и средств на пожаре. Учебное пособие. СПб., 2000.

  6. Богданов М.И. и др. Справочник по пожарной технике и тактике. Учебное пособие. СПб., 2002.

  7. Громаков Ю.А. и др. Стандарты и системы подвижной радиосвязи. М., ЭКО-ТРЕНДЗ, 1998.

  8. Дутов В.И., Гегель Л.Л. и др. «Основные психофизические качества пожарных, безопасность людей при пожарах» М. ВНИИПО, 1986.

  9. Зигерт В., Ланг Л. «Руководить без конфликтов» М. Экономика, 1990.

  10. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. М.»Эксмо», 2004.

  11. Олейник Л.Н. «Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях конфликта» Н.Л.Л.О., 1992.

  12. Самонов Л.П. «Психология для пожарных» Пермь, 1999.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (204)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по технологии 5-9 класс Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению ...
  2. Рабочая учебная программа (65)

    Программа
    ... : федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебнаяпрограмма, рабочаяучебнаяпрограмма, методические разработки для студентов и преподавателей ...
  3. Рабочая учебная программа (148)

    Рабочая учебная программа
    ... -методического совета Протокол № Секретарь ________ РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Предмет: Английский язык Учитель:Лаврова ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочаяучебнаяпрограмма (далее по тексту – программа) по английскому языку в 10 ...
  4. Рабочая учебная программа (244)

    Программа
    ... , первая квалификационная категория с. Култаево 2011 Рабочаяучебнаяпрограмма составлена на основе Федерального компонента ... 5 Развитие речи 16 Программа: Рабочаяучебнаяпрограмма составлена на основе примерной программы и программы по русскому языку ...
  5. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (77)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по Информатике и информационно ... Бином. Лаборатория знаний, 2008 г. Программу разработала учитель информатики Кудринская Н.В. ... требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической ...

Другие похожие документы..