textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

УТВЕРЖДЕН

«____»___________________2008 г.

Зав. кафедрой _____________ М.З. Саблиров

СОГЛАСОВАНО

«____»___________________2008 г.

Директор СГИ____________Х.Б.Мамсиров

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине ДС 11. «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х – середина 1960-х гг.)», для студентов, обучающихся по специальности 030401.65 - «История»

Нальчик 2008

ШОРОВА М.Б., АССИСТЕНТ

учебно-методический комплекс по дисциплине «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х – середина 1960-х гг.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030401.65 – История. Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Содержание

Введение

Рабочая программа дисциплины

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Текущая промежуточная аттестация по дисциплине

Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет процесс реформирования сферы высшего профессионального образования. В таких условиях обучение в традиционном стиле с использованием стандартных форм и методов преподавания изжило себя, вызывает неприятие студентов, и требует обновления имеющихся методик преподавания. В первую очередь оправдывают себя те методики, которые, пройдя проверку временем, и в новых условиях сохранили и носят научный характер.

С учетом указанных факторов проблемы теоретической и организационно-методической модернизации исторического образования приобретают актуальное значение. Некоторые из них находят разрешение в социально-гуманитарном институте при реализации общепрофессиональных исторических дисциплин. КБГУ одним из первых в стране перешел к многоуровневой подготовке по специальности и направлению «История» в соответствии со стандартами нового поколения. Сейчас мы накануне принятие ФГОСов третьего поколения, в разработке которого активное участие принял и КБГУ. ФГОСы требует повышение внимания к уровню подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей.

Настоящий учебно-методический комплекс включает конкретные методики проведения как аудиторных занятий (лекционные и семинарские), так и самостоятельной работы (в т.ч. под руководством преподавателя), дидактические материалы, апробированные в учебном процессе, тестовые материалы для текущего контроля в рамках балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов КБГУ.

Каждая тема и раздел (модуля) имеет учебно-методическое сопровождение: список источников и литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спецкурс предназначен для студентов пятого курса специальности 020700–Истории социально-гуманитарного института КБГУ.

Предмет спецкурса - узловые повороты, основные проблемы и итоги политического развития России в 1945-1965 гг.

Цель спецкурса — уяснить, какое место рассматриваемого хронологического периода в политической истории России XX в. сформировать у студентов представление о принципиальном изменении вектора общественно-политического развития страны в рассматриваемый период, о содержании конфликтов, сотрясавших государство и общество, возможных вариантах выхода из критических ситуаций.

Задача спецкурса - раскрыть содержание главных политических событий периода перехода от авторитарных методов управления к более мягким формам драматического периода российской истории: выход на арену новых общественно-политических сил, формирования предпосылок крушения коммунистическою режима, создание новых государственных институтов, столкновение реваншистских и демократических тенденций в общественном развитии.

Особенность спецкурса заключается в комплексном историческом, государственно-правовом, политологическом, социологическом подходе к рассматриваемым событиям.

На лекциях и практических занятиях студенты получают дополнительные знания о важнейших событиях переломного периода российской истории, формируют представление о том, как текущие события включаются в контекст и осваиваются методами исторической науки, приобретают умение работать с источниками по современной истории: документами, прессой, мемуарной литературой.

Объем спецкурса - 34 часа. Формы и содержание системы текущего и итогового контроля знаний студентов разрабатываются автором спецкурса и ежегодно утверждаются на заседании кафедры. С порядком проведения внутри семестрового и итогового контроля студент может ознакомиться на кафедре.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины определяется Государственным образовательным стандартом и включают:

- знание основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей;

- формирование профессионального исторического мышления,

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

- умение пользоваться источниками и литературой по темам дисциплины

- сопоставление различных точек зрения, имеющиеся в историографии, и аргументация собственной позиции;

- овладение умениями и приобретение навыков поиска, систематизации, анализа исторической информации;

- умение опираться на знания в смежных дисциплинах

- понимание исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.

Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов знаний и представлений:

- об основных этапах истории России в новое время, глобальных проблемах общественного развития и способах их решения;

- о проблемах в развитии Советского государства, противоречиях общественного и духовного развития

- о характере взаимодействия власти и общества, причинах кризиса тоталитаризма

- об особенностях исторического пути страны;

- о теоретических спорах о развитии российской государственности;

Содержание курса, его цели и задачи определяют круг рекомендуемой литературы, которая включает источники, сочинения классиков исторической мысли и современные монографические исследования, публикации в периодических изданиях, дающие представление о современных подходах к проблемам исторического развития России.

Курс «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х – середина 1960-х гг.)» призван дать целостное представление о сложном и противоречивом, но едином и неразрывном историческом движении. Материал изложен по проблемно-хронологическому принципу.

Тематический план дисциплины

«Политическая история России новейшего времени»

ТЕМА

Лекц.

Вводная лекция

2

1

Усиление режима личной власти Сталина во второй половине 1940-х гг.

4

2

Идеологизация духовной жизни общества

2

3

Поворот к демократизации общественно-политической жизни после смерти И.В. Сталина в 1953 г.

2

4

Политический портрет Н.С. Хрущева.

2

5

XX съезд КПСС и реакция на него в обществе.

4

6

Культура и наука в 1950-1960-е гг.

4

7

Обновление состава высших органов власти в конце 1950-х гг.

2

8

Хрущев и внешняя политика СССР

4

9

Н.С. Хрущев и экономические реформы 1950-1960-х гг.

2

10

Национальная политика СССР в 1950-1960-е гг.

4

11

Отставка Н.С. Хрущева

2

ИТОГО

34

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Усиление режима личной власти Сталина во второй половине 1940-х гг.

1. Усиление тоталитарной системы в СССР

2. Реорганизация государственного аппарата

3. Теоретические основы внутренней политики

4. Сталин в системе партийно-государственной власти

5. Политические репрессии

Источники:

«Ленинградское дело»/ сост.: В.И. Демидов, В.А. Кутузов. Л., 1990.

Неправедный суд. Последний сталинский расстрел: Стенограмма судебного процесса над членами Еврейского антифашистского комитета. М., 1994.

Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О.В. Хлевнюк и др. М., 2002.

Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945-март 1953). Сб. док. М., 1993.

Рапопорт Я.Л. На рубеже эпох. Дело врачей. 1953. М., 1988.

Литература:

Волков И.М. Деревня СССР в 1945-1953 годах в новейших исследованиях историков (конец 1980-х – 1990-е годы) // Отечественная история. 2000. № 6.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945-1953. М., 2000.

Медведев Ж.А. Сталин и «дело врачей». Новые материалы // Вопросы истории. 2003. № 1, № 2.

Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975. М., 2004.

Пыжиков А.В. Конфигурация и функционирование власти в СССР (1945-1953 гг.). М., 1999.

Пыжиков А.В. Последние месяцы диктатора (1952-1953 гг.) // Отечественная история. 2002. № 2.

Романовский Н. В. Лики сталинизма. 1945-1953 гг. М., 1995.

Соколов Б. В. Берия: судьба всесильного наркома. М., 2003.

Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. Отв. ред. Н.И. Егорова, А.О. Чубарьян. М., 2003.

Тема 2. Идеологизация духовной жизни общества

1. Последствие войны в духовной жизни общества

2. Постановления 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искусства

3. Роль А.А. Жданова в культурно-идеологической жизни СССР

4. Борьба против космополитизма и низкопоклонства перед Западом

5. Научные дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознанию

Источники:

«Ленинградское дело»/ сост.: В.И. Демидов, В.А. Кутузов. Л., 1990.

Неправедный суд. Последний сталинский расстрел: Стенограмма судебного процесса над членами Еврейского антифашистского комитета. М., 1994.

Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О.В. Хлевнюк и др. М., 2002.

Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945-март 1953). Сб. док. М., 1993.

Рапопорт Я.Л. На рубеже эпох. Дело врачей. 1953. М., 1988.

Литература:

Волков И.М. Деревня СССР в 1945-1953 годах в новейших исследованиях историков (конец 1980-х – 1990-е годы) // Отечественная история. 2000. № 6.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945-1953. М., 2000.

Медведев Ж.А. Сталин и «дело врачей». Новые материалы // Вопросы истории. 2003. № 1, № 2.

Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975. М., 2004.

Пыжиков А.В. Конфигурация и функционирование власти в СССР (1945-1953 гг.). М., 1999.

Пыжиков А.В. Последние месяцы диктатора (1952-1953 гг.) // Отечественная история. 2002. № 2.

Романовский Н. В. Лики сталинизма. 1945-1953 гг. М., 1995.

Соколов Б. В. Берия: судьба всесильного наркома. М., 2003.

Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. Отв. ред. Н.И. Егорова, А.О. Чубарьян. М., 2003.

Тема 3. Поворот к демократизации общественно-политической жизни после смерти Сталина в 1953 г.

1. Смерть Сталина как историческая проблема

2. Политическая борьба в партии и государстве

3. Начало реабилитации репрессированных

4. Взаимоотношения Н.С. Хрущева и Г.М. Маленкова.

Источники

Антонов-Овсеенко А. Берия. М., 1999.

Берия С. Мой отец - Лаврентий Берия. М., 1994.

Каганович Л.М. Памятные записки рабочего, коммуниста-большевика, профсоюзного, партийного и государственного работника. М., 2003.

Лаврентий Берия 1953 г. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 1999.

Маленков А. Г. О моем отце Георгии Маленкове. М., 1992.

Микоян А. Так было. М., 1999.

Пленум ЦК КПСС. Июль 1953 г. Стенографический отчет.// Известия ЦК КПСС. 1991. № 2.

Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М., 1991.

Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 1997.

Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад на XX съезде КПСС// Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.

Чуев Ф.И. Молотов: Полудержавный властелин. М., 1999.

Литература:

Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2004.

Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 г. // Вопросы истории. 1996. №5-6.

Жуков Ю.Н. Тайны кремля: Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000.

Зезина М.Р. Шоковая терапия: от 1953 к 1956 году// Отечественная история. 1995. № 2.

Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства. // Отечественная история. 1995. № 4.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945- 1964. М., 1993.

Медведев Ж.А. Загадка смерти Сталина // Вопросы истории. 2000. № 1.

Медведев Р. Никита Сергеевич Хрущев. Политическая биография. М., 1991.

Медведев Р. Они окружали Сталина. М., 1990.

Медведев Р.А. Ближний круг Сталина. Соратники вождя. М., 2005.

Наумов В.П. Борьба Н.С. Хрущева за единоличную власть. // Новая и новейшая история. 1996. № 2.

Никонов В. Молотов. М., 2005.

Опенкин Л. На историческом перепутье. Несколько эпизодов из биографии Г.М. Маленкова. // Трудные вопросы истории. М., 1991.

Опенкин Л.А. Оттепель: как это было? (1953-1955). М., 1991.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991 М., 1998.

Тема 4. Политический портрет Н.С. Хрущева.

1. Начало политической деятельности

2. Работа на Украине в довоенные годы

3. Хрущев в годы Великой Отечественной войны

4. Сталин и Хрущев

4. Возвышение Хрущева

Источники:

«В вопросах искусства я сталинист»// Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.

«Мы собрались для того, чтобы искренне высказать свои мысли»(К истории встреч Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией в 1962 и 1963 гг.)// Известия ЦК КПСС, 1990. № 11.

Байбаков Н.К. От Сталина до Ельцина М., 1998.

Микоян А. Так было. М., 1999.

Пленум ЦК КПСС. Июль 1953 г. Стенографический отчет.// Известия ЦК КПСС. 1991. № 2.

Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М., 1991.

Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 2000.

Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад на XX съезде КПСС// Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.

Хрущев С. Кризисы и ракеты. М., 1994.

Литература:

Геллер М., Некрич А. История России. Утопия у власти. В 4-х тт. М., 1996.

Денисов Ю. Аграрная политика Н. Хрущева: итоги и уроки.// Общественные науки и современность. 1996. № 1.

Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 г. // Вопросы истории. 1996. №5-6.

Зезина М.Р. Шоковая терапия: от 1953 к 1956 году// Отечественная история. 1995. № 2.

Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны.// Отечественная история. 2000. № 1.

Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства. // Отечественная история. 1995. № 4.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964. М., 1993.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945-1953. М., 2000.

И примкнувший к ним Шепилов. Правда о человеке, ученом, войне, политике. М., 1998.

Игрицкий Ю.И. Снова о тоталитаризме// Отечественная история. 1993. № 1.

Коваль К.М. Переговоры И.В. Сталина с Чжоу Эньлаем в 1953 г. в Москве Н.С. Хрущева с Мао Цзэдуном в 1954 г. в Пекине // Новая и новейшая история. 1989. № 5.

Корниенко Г.М. Новое о Карибском кризисе // Новая и новейшая история. 1991. № 3.

Корниенко Г.М. Упущенная возможность. Встреча Н.С. Хрущева с Дж. Кеннеди в Вене в 1961 г. // Новая и новейшая история. 1992. № 2.

Медведев Р. Никита Сергеевич Хрущев. Политическая биография. М., 1991.

Медведев Р. Они окружали Сталина. М., 1990.

Наумов В.П. Борьба Н.С. Хрущева за единоличную власть. // Новая и новейшая история. 1996. № 2.

Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти (1945-1991). М.,1998.

Пыжиков Л.В. Опыт модернизации советского общества в 1953-1964 годах: общественно-политический аспект. М., 1998.

Романовский Н.В. Люди Сталина: этюд к коллективному портрету//Отечественная история. 2000. № 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (211)

    Учебно-методический комплекс
    Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2006.
  2. Учебно – методический комплекс (5)

    Книга
    Геометрия. Тесты 7-9. Дрофа, Москва, 001 Разноуровневые материалы по алгебре, Миндюк, Москва, 00 Алгебра, тесты 7-9, Москва, Дрофа, 001 Поурочные планы по уч.
  3. Учебно-методический комплекс (307)

    Учебно-методический комплекс
    Программа для общеобразоват. учрежд.Математика 5-11кл./Составители Кузнецова Г.М., Миндюк Н.П.-иэд. Стереотип.-М.:Дрофа-2004г.(к уч-м Колмогорова, Мордковича)
  4. Учебно – методический комплекс (3)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для подготовки команд к Открытому финалу Игры «Зарница» и соревнованиям «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России (операция «Следопыт») .
  5. Учебно-методический комплекс (99)

    Учебно-методический комплекс
    , Просвещение 009 Боголюбов А.Н. Обществознание. М., Просвещение, 010 Дмитриева О. В. Новая история конец 15-18 век, М., Русское слово, 00 Пчёлов Е.
  6. Учебно-методический комплекс ашинского городского детско-юношеского центра информационная карта

    Учебно-методический комплекс
    Мини-выставки по разделам и видам деятельности. Мягкая игрушка: «Объемные игрушки из круга», «Игрушки из меха и ткани», «Куклы»; макраме: «Кашпо», «Панно», Кулон»; вязание на спицах: «Вязание элементов», «Вязание носков», «Вязание
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственное регулирование экономики»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Государственное регулирование» подготовлен в соответствии требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования российской Федерации по специальности

Другие похожие документы..