textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АВГУСТОВСКИХ СОВЕЩАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В 2010 ГОДУ

Ставрополь

2010

Материалы к обсуждению на августовских совещаниях педагогов в 2010 году

«Развитие личностного, творческого и профессионального потенциала учителя как главное условие реализации национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа»

Уважаемые коллеги!

2010 год, объявленный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Годом учителя, – особый период для педагогов нашей страны, нашего края. Он активизирует внимание государства, общественности, родителей и всех заинтересованных лиц к проблемам образования, проблемам 2-миллионного отряда педагогов, создает условия для инновационного развития деятельности педагогических работников. Этим подчеркивается главная мысль: российская школа, российский учитель производят самый ценный на земле продукт – интеллектуальный потенциал страны.

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что «школа является критически важным элементом» в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века. И в центре этих преобразований – «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников».

Традиционно августовские совещания посвящаются обсуждению самых актуальных проблем профессиональной деятельности учителей. В ГОД УЧИТЕЛЯ это обсуждение должно стать особенно значимым. На пути строительства новой школы придется решительно выделить приоритеты, ибо в основе новой школы – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой, компетентный, широко образованный новый учитель с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс.

Следует отметить, что в 2009-2010 учебном году в образовательном пространстве страны и края уже начались интенсивные поиски оптимальных путей решения поставленных Президентом Д.А. Медведевым задач:

▪ заканчивается разработка новых образовательных стандартов, которые предъявляют новые требования к профессиональной компетентности учителя; стандарты для начальной школы уже утверждены, вводятся, и уже сегодня каждый учитель-предметник должен осознавать их влияние на содержание основных школьных дисциплин;

▪ принят новый порядок аттестации педкадров, обязывающий учителей усилить внимание к своему самообразованию, к систематическому повышению квалификации с тем, чтобы уметь создавать такую школьную среду, в которой учащийся сам конструирует свои знания, создает свой индивидуальный образовательный маршрут;

▪ законодатели вносят изменения в нормативно-правовую базу системы повышения квалификации педагогических работников, ориентируя педагогов на право самостоятельно выбирать курсы, осваивать образовательные модули; в нашем крае успешно внедряется кредитно-модульная (накопительная) система повышения квалификации, начинается введение дистанционных форм обучения слушателей;

▪ планируется персонифицированное финансирование системы повышения квалификации и др.

Естественные пожелания организаторам августовского педсовета в территориях края – отказаться от формализма и шаблонов, сделать все возможное для того, чтобы он стал мощным средством реальной модернизации муниципальной и региональной системы образования. В каждой территории края – свои самобытные направления творческого поиска педагогов, свои инновационные практики, свои авангардные отряды лучших учителей и лучших школ – профессионалов высокого класса. Поэтому первоочередная задача – дать на августовском совещании слово лучшим учителям, носителям уникального опыта, и директорам школ, успешно реализующим инновационные программы, прошедшим повышение квалификации по модульной программе «Современный образовательный менеджмент». Эти профессионалы способны выступить не с самоотчетами, самовосхвалением достигнутого, а с глубоким осмыслением идей опыта, его социально-экономической, дидактической, воспитательной ценности. Они способны подчинить практическую часть работы совещаний обсуждению способов реализации стержневой идеи, раскрытой в докладе на пленарном заседании: как повысить учительский потенциал, являющийся главным условием реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Возможности для этого самые разнообразные:

• проектный способ организации совещания,

• дискуссионный клуб,

• «круглый стол образовательных политиков»,

• творческий отчет лучшей школы - победителя приоритетного национального проекта «Образование»,

• деловая игра,

• «мозговой штурм»,

• педагогические дебаты,

• педагогический ринг,

• мастер-класс,

• форум,

• педагогический марафон,

• лаборатория нерешенных проблем,

• творческая мастерская и др.

Но нужна серьезная подготовка, тогда учителя будут спорить, увлекаться, убеждать, получат возможность высказать свою позицию по проблеме, соотнести ее с позицией коллег. В результате будет выработана консолидированная позиция педагогического сообщества района, города, которая станет его общественным капиталом. Августовское совещание выполнит при этом свое основное предназначение – быть коллективной школой профессионального роста учителей, прорывом педагогической мысли, важным звеном в строительстве гражданского общества. Эту роль августовское совещание выполнит с еще большей успешностью, если станет выразителем общественного мнения, его рупором. Зал и президиум пленарного заседания – прекрасное условие для диалога педагогического сообщества с властью по принципиальным, общезначимым проблемам. Такой подход потребует от представителей властных структур, руководителей муниципального и школьного уровней конкретных решений, конкретного воплощения слов в дело.

Каждый район, город может по-своему подойти к формулированию основной темы августовского совещания, не нарушая русло основной идеи: как повысить учительский потенциал и развить профессиональное мастерство.

Предлагаем для рассмотрения основные вопросы, обсуждение которых может быть положено в основу работы августовских совещаний и будет способствовать развитию профессионализма работников образования. Они объединены в примерные блоки и могут обсуждаться как на пленарных заседаниях, так и на любой из секций в диалоговой форме. Это, на наш взгляд, самые актуальные проблемы российского и краевого образования, от их решения зависит, какой будет Ставропольская новая школа уже завтра.

Блок «Профессионализм, инновации, творчество, успех – основа развития учительского потенциала»

▪ Внутришкольная модель развития учительского потенциала (творческий опыт одного из лучших педколлективов).

▪ Компетентностный подход в образовании – основа мастерства учителя.

▪ Профессиональная компетентность нового учителя и формирование базовых компетентностей обучающихся:

- информационной (умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умения эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизации (умения ставить цели, планировать, ответственно относиться к своему здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразования (готовности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкуретоспособность) - в форме представления коллективного опыта одного из лучших общеобразовательных учреждений.

▪ Базовые компетентности педагога в контексте требований профессионального стандарта педагогической деятельности.

▪ Какие требования предъявляют ФГОС второго поколения к условиям, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, и к профессиональной компетентности учителя?

▪ Формирование психолого-педагогических компетенций учителя новой школы как средство повышения его профессионализма

▪ Влияние эмоциональной компетентности педагогов на мотивацию школьников к обучению.

▪ Новые формы, модели и процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений как важное условие совершенствования их профессионализма.

▪ Инновационная культура учителя новой школы.

▪ Педагогическое проектирование в деятельности учителя.

▪ Саморазвитие педагога как основа становления профессионала новой школы.

▪ Практика сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей как средство, направленное на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.

▪ Технология портфолио как средство повышения качества самообразования педагога новой школы.

▪ Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития.

▪ Развитие профессионально значимых качеств личности учителя.

▪ Развитие целеполагания и рефлексии как условие совершенствования мастерства учителя.

▪ Психолого-педагогический особенности развития творческого потенциала учителя в условиях новой школы.

▪ Психолого-педагогические особенности построения модели профессиограммы учителя новой школы.

▪ Учиться самому, чтобы успешнее учить других.

▪ Пример нравственного и гражданского личностного поведения педагога как основа духовно-нравственного развития ребенка.

Блок «Новый учитель и новые образовательные стандарты»

▪ Новые образовательные стандарты: структура, содержание, учебно-методическое обеспечение.

▪ Какое значение имеет стандарт начальной школы для учителя-предметника?

▪ Влияние новых образовательных стандартов начальной школы на содержание основных школьных дисциплин

▪ Новые стандарты: формирование универсальных учебных действий и мастерство учителя.

▪ Новый учитель и новые требования к освоению основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные. Пути решения проблемы

▪ Реализация идей стандартов второго поколения в новых УМК по учебным предметам.

▪ Новые поколения учебников как комплексное средство обучения.

▪ Новый учитель и новые УМК, обеспечивающие особые рычаги мотивации к познанию.

▪ Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающегося в стандартах нового поколения и мастерство учителя.

Блок «Новый учитель и эффективный учебно-воспитательный процесс»

▪ Деятельностный подход – основа учебно-воспитательного процесса.

▪ Метапредметный подход как ядро российского образования.

▪ Система формирования и развития метапредметных умений обучающихся средствами исследовательской деятельности.

▪ Формирование универсальных учебных действий: поиски, проблемы, перспективы.

▪ В классе одаренные дети: как с ними работать?

▪ Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся с помощью сетевых проектов.

▪ Развитие креативных способностей обучающихся на уроках.

▪ Интерактивные методы преподавания как средство повышения интереса обучающихся к предмету (из опыта работы).

▪ Проблемы личностно ориентированного образования.

▪ Мотивация к изучению школьных дисциплин – основа успешного обучения.

▪ Повышение учебной мотивации школьников: как привлечь родительский ресурс?

▪ Опережающие задания и их возможности при изучении учебного предмета.

▪ Стратегия освоения знаний и получения опыта решения жизненно важных проблем.

▪ Использование интерактивной доски на уроках.

▪ Учебник как комплексное средство обучения.

▪ Использование интерактивных учебников в учебном процессе.

▪ Диагностика и формирование навыков самоконтроля, самостоятельной деятельности учащихся на уроках.

▪ ЕГЭ: проблемы, инновационные решения, реальный опыт.

▪ Кейс-технология и технология развития критического мышления в учебном процессе.

▪ Особенность использования метода проектов в работе с мотивированными к учению детьми.

▪ Апробация современных образовательных технологий: коллективного взаимообучения, развивающего обучения, развития критического мышления.

▪ Организация учебного исследования и проектной деятельности в старшем звене школы.

▪ Развитие познавательного интереса учащихся средствами проектной деятельности.

▪ Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения учащихся к собственному здоровью.

▪ Новые подходы к изучению школьных дисциплин с использованием здоровьесберегающих технологий.

▪ Опыт формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

▪ Как сохранить психологическое здоровье школьников?

▪ Духовно-нравственное воспитание 4-классников: первые результаты опыта введения нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

▪ Проблема формирования этнокультурной толерантности личности в условиях полиэтничного региона.

▪ Психолого-педагогические условия формирования гражданской позиции школьника средствами патриотического воспитания.

▪ Поиск путей формирования российской идентичности школьников.

▪ Формирование аксиологической (ценностной) культуры молодежи как основа развития личности в современных социокультурных условиях.

▪ Школа как пространство человечности и человек как высшая ценность в этом пространстве.

▪ Классный руководитель – профессионал, объединяющий школьных психологов и учителей-предметников.

▪ Как избежать вражды в школе?

▪ Почему школьники редко переживают на уроке чувство успеха?

▪ Семья и школа: конструктивный диалог.

Блок «Новой школе – новый руководитель»

▪ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» как инновационный путь развития современной школы: управленческий аспект.

▪ Каким должен быть руководитель новой школы?

▪ Профессиональная компетентность руководителя новой школы и проблема подготовки педагогических кадров.

▪ Управление педколлективом новой школы: как проектировать процесс повышения квалификации и самообучения учителей?

▪ Роль менеджера новой школы в создании условий для развития профессиональной компетентности учителя.

▪ Роль руководителя ОУ в создании условий для развития творческой активности педагогов.

▪ Управленческие технологии в работе с педагогическими кадрами.

▪ Пути повышения конкурентоспособности квалифицированного педагога.

▪ Организация внутрифирменного обучения педагогических работников.

▪ Проблемы внедрения моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

▪ Роль руководителя школы в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

▪ Какие условия должен создать современный руководитель для выявления и обучения одаренных детей в массовой школе?

▪ Руководитель новой школы и современная система оценки качества образования: роль руководителя – менеджера в ее реализации.

▪ Роль руководителя общеобразовательного учреждения в подготовке и реализации дистанционного обучения педагогических кадров.

▪ Руководитель новой школы и современная система государственно-общественного управления образовательным учреждением: пути взаимодействия.

▪ Методы внедрения руководителем современных организационно-экономических механизмов в деятельность общеобразовательного учреждения.

▪ Проблемы управления в процессе перехода общеобразовательного учреждения в режим статуса автономного (казенного) общеобразовательного учреждения.

▪ Пути создания доступной образовательной среды новой школы.

▪ Новая школа – новый учитель – новые методы аттестации педагогических кадров: роль руководителя в реализации данных инновационных процессов.

▪ Совершенствование управленческих технологий по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Тематика вопросов для обсуждения может быть продолжена и дополнена методистами ММС, руководителями МО учителей в территориях.

Поскольку в адрес организаторов августовских совещаний работников образования поступает много претензий по поводу их безликости, формального подхода, следует обратиться к позитивному опыту проведения августовских совещаний, публикациям в журнале «Народное образование», «Методист» за 2009, 2010 годы:

«Народное образование» № 4, 2009, ст. М. Поташника «Август-2009: у матросов снова нет вопросов»

«Народное образование» № 4, 2009, ст. А. Соложнина «Снова август…Как провести конференцию, чтобы не было равнодушных?»

«Народное образование» № 4 (передовица) «Августовские конференции: все меньше интереса, все больше равнодушия»

«Народное образование» № 5, 2010, ст. Н. Целищевой «Август-2010: слово предоставляется учителю»

Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году размещены на сайте Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования .

Руководители ММС должны помнить, что «Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009-2010 учебный год» остаются в силе и рекомендуются для использования в 2010-2011 учебном году.

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОУ

Дробот А.А. - заслуженный учитель РФ, к.п.н., руководитель кафедры управления образованием СКИПКРО

Гриневич И.М. – доцент кафедры управления образованием СКИПКРО

Походня Н.В. - методист методического отдела СКИПКРО.

2010 — 2011 учебный год будет годом ускорения процессов модерниза­ции системы общего образования, годом реализации практических задач по переходу от «сегодняшней школы» к «новой школе». При этом ведущим целевым ориентиром будет повышение доступности и эффективности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Для решения этой задачи необходимо определить образ образовательного учреждения 2020 года (именно этот год рассматривается как рубежный в развитии отечественной системы образования), разработать стратегию развития и выявить проблемы, которые неизбежно возникнут в переходный период и пути их решения. Главным в работе школы становится не успешное функционирование, а динамичное развитие в соответствии с поставленными целями, т.е. современный директор должен решать главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения.

Осуществляемые в образовании перемены, резкое изменение и усложнение условий и характера деятельности образовательных учреждений (обострение конкурентной борьбы между образовательными учреждениями за выживание на рынке образовательных услуг, организация деятельности образовательных учреждений в условиях правового государства и др.) требуют высокоэффективного менеджмента, основанного на современных концепциях, стратегиях и моделях управления, ориентированных на достижение конкретного образовательного результата. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования генерации руководителей нового типа, обладающих стратегическим мышлением, умеющих не только организовать образовательный процесс, но и сделать это максимально эффективно экономически, владеющих новыми управленческими и педагогическими технологиями, применяющих механизмы юридического регулирования деятельности образовательного учреждения, выстраивающих собственную модель управления образовательным учреждением.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению на августовских совещаниях педагогов в 2009 г «основные проблемы реализации национальной образовательной

    Методические рекомендации
    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    В средних общеобразовательных учреждениях преподавание естественнонаучных дисциплин в 2010/11 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (2)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (10)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  6. Методические рекомендации по организации учебного процесса (13)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Другие похожие документы..