Главная > Пояснительная записка


175

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МОУ СОШ № 12

протокол № 1
от 29 августа 2011 года

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУСОШ №12

_________Л.Н.Хованова

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 12

НА ПЕРИОД 2011 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ступень обучения - начальное общее образование

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

МОУ СОШ № 12

протокол № 1

от 28 августа 2011 года

Председатель МС

Ваганова Н.В. ______________

Программу разработали:

Мицукова Т.Н., зам.директора

по УВР в начальной школе

Климанова Н.В., зам.директора по ВР

Иконникова Ю.С., школьный психолог

Творческая группа учителей начальных классов

г.Бакал

2011г

Содержание программы

п/п

Содержание программы

Страницы

I.

Пояснительная записка

3-15

II.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ОУ

16-65

III.

Учебный план начального общего образования

3.1. Модель организации внеучебной деятельности

66-70

70-72

IV.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

73-114

V.

Программы отдельных учебных курсов и предметов

115-153

VI.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

154-179

VII.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

180-205

VIII.

Программа коррекционной работы

206-217

IX.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

218-234

Используемые понятия, обозначения и сокращения

235-238

Приложение1к учебному плану

Перечень учебников и учебных пособий

Приложение2 к программе духовно-нравственного воспитания

Приложение 3 к программе коррекционной работы

Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по математике

Рабочая программа окружающему миру

Рабочая программа музыке

Рабочая программа изобразительному искусству

Рабочая программа технологии

Рабочая программа физической культуре

239-242

243-250

251-262

263-309

310-398

399-451

452-513

514-557

558-627

628-655

656-669

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа - нормативно- управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответствующего уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения.

Введение

Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательнаяпрограмма) МОУ СОШ № 12 разработана коллективом педагогов, родителей начальной школы № 12 на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010)

Информационная справка

Тип школы. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

Юридический адрес: 456900, Челябинская область, Саткинский район, город Бакал ул.Титова, д.2

Телефон: 8-(35-161)6-05-01 8-(35-161)6-13-60 (факс)

E-mail: 74322_s_017@mail.ru

Действующие лицензии на образовательную деятельность:

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам – серия А №5114 от 24.10.2008 года, регистрационный номер № 287336. Действие лицензии по 24.102018 г.

Сведения об аккредитации: свидетельство о государственной регистрации серия ОП  005298, регистрационный номер 196 от 04 февраля 2010 года, выдано Министерством образования и Науки Челябинской области

Учредитель: Муниципальное учреждение «Управление образования», договор № 8;

Директор МОУ СОШ № 12 Хованова Людмила Николаевна

Количество обучающихся в начальной школе – 238 человек;

Разработчики программы: Разработка обра­зовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 12 осу­ществлялась самостоятельно с привлечением органов само­управления (педагогический совет, Методический совет).

Образовательная программа началь­ного общего образования МОУ СОШ № 12 разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей  УМК  «Школа России» и нормативных документов:

Федеральный уровень:

         Конституция Российской Федерации

         ФЗ-309 от 1 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

         Письмо МОиН РФ от 28 апреля 2008 г. № 03-848 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

         Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»

         ФЗ «Об образовании»  N 3266-1 от 10 июля 1992 года

         Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

         ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

         Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

         Примерные основные образовательные программы начального общего образования

         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

         Примерные программы внеучебной деятельности

Региональный уровень

         Приказ МОиН Челябинской области от 29.06.2010 № 01-438 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010г.»

         Приказ МОиН Челябинской области от 05.10.2010 №02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

  Приказ МОиН Челябинской области от 18.11.2011г № 103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

Муниципальный уровень

  • Приказ МУ «Управление Образования» Саткинского Муниципального района от 19.05.2010г № 487 «О переходе на стандарты второго поколения общеобразовательных учреждений»

  • Приказ МУ «Управление Образования» Саткинского Муниципального района от 09.02.2011г №122 «О создании условий по введению федеральных государственных стандартов начального общего образования»

  • Приказ МУ «Управление Образования» Саткинского Муниципального района от 12.04.2011г «О проведении экспертной оценки уровня готовности образовательных учреждений Саткинского муниципального района к введению ФГОС НОО»

  • Приказ МУ «Управление Образования» Саткинского Муниципального района от 04.03.2011 г «О проведении оценки готовности образовательных учреждений Саткинского муниципального района к введению ФГОС НОО»

Школьный уровень

           приказы, утверждающие локальные акты ОУ

           план введения ФГОС НОО

           план-график разработки основной образовательной программы начального общего образования, включающий в себя деятельность каждой творческой группы исполнителей, сроки и ожидаемые результаты

           план деятельности методической службы образовательного учреждения

           перечень учебно-методических комплектов

           должностные инструкции педагогов и руководителей образовательного учреждения

           локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников учреждения

           дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками

           ООП начального общего образования образовательного учреждения

           локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса (например, положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.).

Общая характеристика образовательной программы

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

В социальном аспекте образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком. Все это предполагает наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социокультурной эффективности.

Основная образовательная программа, предусматривает:

– достижение планируемых результатов освоения ООПвсеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему внеурочной деятельности (клубов, секций, студий и кружков), организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, психологическое сопровождение детей;

– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:

  • учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

  • Бакала - в сохранении и развитии традиций города

Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 12 создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Цели и задачи начального общего образования

«Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми».

Исходы из вышесказанного следует, что современная начальная школа является не «школой навыка», а местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала. Она становится первой ступенью в образовательной вертикали человека.

Поэтому, согласно общим положениям Стандарта, на ступени начального общего образования решаются следующиезадачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

 с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

 освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

 изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Кроме того, учитывая традиции школы, социальный заказ родительской общественности, особенности ученического контингента обучающихся, начальная школа МОУ СОШ № 12 решает задачи развития ребенка в деятельности по четырём основным линиям:

  • Социальное развитие – акцентируется социальная зрелость ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонента (речь и речевое общение).

  • Познавательное развитие – развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений).

  • Эстетическое развитие – формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).

  • спортивно-оздоровительное (подвижные игры, секции)

и организуется в таких формах, как экскур­сии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

Целями реализации ООП начального общего образования является:

– сохранение и укрепление физического и психологического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

– овладение основами грамотности в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

– формирование ключевых компетенций учащегося: в решении задач и проблем, информационно – коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

– развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Начальный этап общего образования ставит в нашем образовательном учреждении следующие стратегические цели:

  • создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

  • раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей (самореализация) обучающихся;

  • создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;

  • формирование партнерских отношений участников образовательного процесса.

  • продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.

  • приобщать детей к краеведческому знанию и национальной художественной культуре.

Контингент обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа:

• обычные (дети, не имеющие выраженных психолого-педагогических и (или) иных особенностей);

• дети со специфическими образовательными нуждами (дети-инвалиды, дети с особыми образовательными потребностями VII и VIII вида);

• педагогически запущенные дети.

Набор обучающихся для обучения по данной образовательной программе производится без конкурса.

Для обеспечения доступности качественного образования используются разноуровневые формы освоения образовательных программ:

• очная;

• обучение на дому.

В конкретных условиях  деятельность МОУ СОШ № 12 направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность.

Условия реализации программы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..