Главная > Книга


История философии: Запад - Россия - Восток.

Книга 4: Философия XX В.

уч. для ВУЗов.

под ред. Н.В. Мотрошиловой.

М., 1999.

448 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Н.В.Мотрошилова) 3

Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии 3

Человек в эпоху социального кризиса 4

Существование человека и его сущность 6

Бытие человека и бытие мира 9

Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала 11

Бытие между жизнью и смертью 13

Немецкий экзистенциализм 15

Философия Карла Ясперса 15

Жизнь и сочинения 15

Основные понятия философии К. Ясперса:

экзистенция, всеобъемлющее, философская вера 16

Философская вера. Понимание философствования

у Ясперса 20

Ясперс об истории и ";осевом времени"; 22

Философия Мартина Хайдеггера 28

Жизнь и сочинения 28

Основные идеи философии М. Хайдеггера 30

Начала и истоки 30

Время, история, жизнь, бытие (становление

концепции Хайдеггера) (И.А.Михайлов) 32

Феноменология и онтология 34

Проблематика бытия в философии Хайдеггера 37

Аналитика Dasein 37

Проблема времени 41

Проблема метафизики (после ";Бытия и времени";) 44

Бытие и ничто. Бытие и ужас 46

Проблемы бытия, техники, языка у позднего

Хайдеггера 47

";Поворот"; (Kehre) 47

Проблема вещи. Проблема языка 49

Хайдеггер о проблеме гуманизма 51

Французский экзистенциализм 55

Параллели и истоки 55

Французское неогегельянство 55

Феноменологический экзистенциализм во Франции 57

М. Мерло-Понти 58

Жан-Поль Сартр 61

Жизнь и сочинения 61

Специфические особенности философии Сартра 63

Феноменологические и экзистенциалистские истоки 64

Образы и идеи литературных произведений Сартра 66

Философская онтология Сартра 70

";Критика диалектического разума"; 73

Альбер Камю 76

Основные проблемы и идеи философии Камю 77

Абсурдный человек 77

Философия Камю в контексте экзистенциалистской

мысли 80

Философская анатомия бунта 84

Эмманюэль Левинас (И. С. Вдовина) 88

ГЛАВА 2

ПЕРСОНАЛИЗМ (И.С.Вдовина). 94

ГЛАВА 3

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (А. М. Руткевич) 104

М. Шелер 104

Биологическая антропология 114

Культурная антропология 125

Философская антропология и персонализм 134

ГЛAВA4

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В XX ВЕКЕ 144

Введение (Н.В. Мотрошилова) 144

Ориентации и переориентации религиозной философии 146

";Поворот к человеку";: классическое и

неклассическое в религиозной философии 149

Католические философы (Н.В. Мотрошилова) 151

Этьен Жильсон 151

Жак Маритен 156

Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы

человеческой личности 156

";Интегральный гуманизм"; Ж. Маритена 158

Габриэль Марсель 162

";Экзистенциальный поворот"; и критика

научно-технической цивилизации 162

Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей

в католической мысли и философия Г. Марселя 165

Споры вокруг сущности и судеб науки и техники

(Тейяр де Шарден, Габриель Марсель) 167

Пуллахская школа 172

Католическая мысль Латинской Америки

о путях ";освобождения"; 175

Протестантские мыслители: жизнь, сочинения и идеи 177

Карл Барт (В. Дитрих) 177

Философские аспекты диалектической теологии

К. Барта (Н.В. Мотрошилова) 178

Рудольф Бультман (В. Дитрих) 181

Дитрих Бонхоффер (В. Дитрих) 184

Пауль Тиллих 186

Жизнь и сочинения Тиллиха (В. Дитрих) 186

Пауль Тиллих: онтологические и экзистенциальные

мотивы философии протестантизма (Н.В. Мотрошилова) 187

Рейнгольд Нибур (В. Дитрих) 190

Альберт Швейцер (А.К. Гусейнов). 192

Этика - основа культуры 196

Этика и мистика 199

"; Чистая совесть"; - изобретение дьявола 201

Мартин Бубер (Н.В. Мотрошилова) 204

ГЛАВА 5

ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (н.В. Мотрошилова) 208

Предыстория 208

Г. Г. Гадамер 209

Исследования античности и поиски новых

герменевтических парадигм 210

Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера 212

Поль Рикёр (И.С. Вдовина) 217

ГЛАВА 6

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ XX В. (Г.М. Тавризян) 225

ГЛАВА 7

НЕОМАРКСИЗМ 238

Дьердь (Георг) Лукач (М.А. Хевеши). 238

Взгляды раннего Лукача (10-20-е годы) 238

Воззрения Лукача 30-60-х годов 241

Франкфуртская школа (Н.В. Мотрошилова) 247

Основные идеи и этапы развития критической теории

общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе 250

ГЛАВА 8

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 61

Ю. Хабермас (Н.В. Мотрошилова) 261

Жизненный путь и сочинения. ";Феномен"; Хабермаса 261

Отношение Хабермаса к критической теории

общества и марксизму 264

";Структурные изменения общественности"; и

исследования Хабермасом гражданского общества 267

";Познание и интерес"; (1968). ";Пересечение"; идей

Хабермаса и Апеля (А.М. Руткевич) 268

Основные понятия и идеи теории коммуникативного

действия Хабермаса 273

";Жизненный мир"; в концепции Хабермаса 278

Разработки и уточнения последних лет: Хабермас

о возможности синтеза герменевтической и

аналитической философии 279

Никлас Луман (О.В. Посконина) 287

Жизненный путь, сочинения и основные идеи 287

";Аутопойесис"; - важнейшая категория системной

парадигмы 291

Общество как коммуникативная система 293

ГЛАВА 9

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 50-90-Х ГОДОВ 298

Структурализм 298

Клод Леви-Стросс (Н.В. Мотрошилова) 298

Структурный психоанализ Жака Лакана (Н.Б. Маньковская) 302

Мишель Фуко 310

Отношение Фуко к структурализму (С.Н. Табачникова) 310

От ";археологии"; медицины и гуманитарных

наук к археологии знания (Н.В. Мотрошилова) 313

Работы и идеи Фуко второй половины

70-80-х годов (С.Н. Табачникова) 319

Жак Деррида (Н.В. Мотрошилова) 327

La differance. Грамматология 327

";Деконструкция"; метафизики 329

Деррида о Хайдеггере. Философия и искусство 333

Французский постмодернизм (Н.В. Мотрошилова) 339

ГЛАВА 10

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ XX В. (А.Л. Никифоров) 350

Предмет философии науки 350

Логический позитивизм ( ";Третий позитивизм"; ) 352

Фальсификационизм К. Поппера 359

Концепция научных революций Т. Куна 364

Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда 369

ГЛАВА 11

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ 374

Философия анализа (А.Ф. Грязнов). 374

Проблема сознания в новом контексте 378

Новые аргументы элиминативизма 378

";Интенциональная позиция"; Д. Деннета 380

";Переоткрытие сознания"; Д.Сёрла 382

Концептуальный анализ сознания Э. Кенни 385

Философский анализ и метафизика 387

Философский анализ: классика и современность 390

Хилари Патнэм (Л.Б. Макеева) 392

Прагматизм Ричарда Рорти (И.Д. Джохадзе) 397

ГЛАВА 12

ТЕНДЕНЦИИ И ДИСКУССИИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА 402

Введение (Н.В. Мотрошилова) 402

Критика ";модерна"; и ";постмодернизм"; (Н.В. Мотрошилова) 407

Современные философы о ";проекте модерна"; 407

Этапы дискуссий о модерне в философии (Ю. Хабермас) 409

Главные установки и идеи постмодернизма

(";проект постмодерна";) 412

Дискуссии в социальной философии и этике 421

Этика покаяния, ответственности, единства

человечества (Н.В. Мотрошилова). 423

Дискуссия между ";либералами"; и ";коммунитаристами"; в социальной философии

и этике (Л.Б. Макеева) 425

";Теория справедливости"; (Джон Роулс) (Л.Б. Макеева) 427

Этическое обоснование права (Рональд Дворкин)

(Н.В. Мотрошилова) 429

Философия и этика коммунитаризма (Л.Б. Макеева,

Н.В. Мотрошилова) 432

Коммуникативная теория общества и

рациональности. Этика дискурса (Н.В. Мотрошилова) 435

Глава I

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Европейская философия обратилась к проблеме человека в эпоху

Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX в. сочли

необходимым осуществить новый поворот к проблематике человека,

причем именно к теме его существования. В результате родилась экзи-

стенциально-персоналистская философия XX в.

Необходимо учитывать особую трудность изложения экзистенци-

альной философии, которая проистекает из ее аморфности и плю-

ральности. К экзистенциальной философии в широком смысле

атого слова целесообразно относить философские учения и направ-

ления, в которых акцент сделан на проблеме человека, его существо-

вания, развития его личности, отношения человека к природе, обще-

ству, другим индивидам, к культуре, Богу и религии. К такому широ-

ко понятому экзистенциально-персоналистскому движению можно при-

числить целый ряд учений и направлений XX в., о которых уже шла

или еще пойдет речь, - экзистенциализм, в том числе религиозный,

персонализм, философскую антропологию, герменевтику (в этом учеб-

нике им посвящены специальные главы). В данной главе выделена

для более обстоятельного анализа собственно экзистенциалистс-

кая философия, или экзистенциализм'. Само название этого направ-

ления выражает его программу: заменить классическую ";филосо-

фию сущностей^' (essentia) философией человеческого суще-

ствования (existentia). И хотя сегодня экзистенциализм как направ-

ление (никогда не бывшее однородным и единым) принадлежит исто-

рии, он остается философской классикой XX в. - его изучают в уни-

верситетах, колледжах, сочинения выдающихся представителей экзи-

стенциализма всегда находят заинтересованных читателей.

Корни экзистенциально-антропологического поворота уходят еще

в XIX столетие, когда некоторые философы и писатели (например,

Кьеркегор, о котором речь шла в кн. 3 этого учебника) сделали воп-

рос о человеке и его существовании главным пунктом своего размеже-

вания с философией и культурой прошлого.

Самые ранние по времени формы экзистенциального философство-

вания в XX в. - это учения русских философов Н. А. Бердяева и

Л. И. Шестова, испанского писателя М. де Унамуно (1864-1936).

После первой мировой войны получил широкое распространение не-

мецкий экзистенциализм, основатели которого К. Ясперс (1883- 1969)

и М. Хайдеггер (1889-1976). Писатели и философы Ж.-П.Сартр

(1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) пред-

ставляют французскую ветвь экзистенциализма. К экзистенциализму

был близок также испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-

1955).

Анализ экзистенциалистской философии в данном разделе постро-

ен следующим образом. Сначала эта философия и ее основные идеи

рассматриваются в контексте ее эпохи, затем исследуются те идеи и

концепции, которые можно считать характерными для всего направ-

ления. После этого более подробно рассматриваются произведения и

специфические идеи выдающихся философов, которых правомерно

отнести к экзистенциализму.

Экзистенциалистская философия XX столетия, которая, как и вся-

кая философия, тесно связана со своей эпохой, несет на себе печать

нашего драматического, конфликтного века.

Человек в эпоху социального кризиса

Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внима-

ние наиболее крупные философы, обычно относимые к экзистенциа-

лизму, а также к персонализму, философской антропологии, - это

проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе,

переживающем глубокий кризис.

Экзистенциалисты констатировали широкое распространение тра-

гических, болезненных чувств и умонастроений индивида. Но они

видели смысл философии не только и не столько в констатации, а тем

более не в увековечивании настроений страха и покинутости. Им пред-

ставлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному

трагическими умонастроениями, если не преодолеть их - что в прин-

ципе невозможно, - то, во всяком случае, искать и находить свое Я,

смысл своей жизни в самых трагических, ";абсурдных"; ситуациях.

К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ,

посвященных проблеме атомной войны и будущего человечества, а

также анализу социальной и духовной ситуации, сложившейся в ФРР.

И он не один раз предупреждал, что современному миру грозит опас-

ность, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысяче-

летняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Яс-

перс ставил весьма ответственную и срочную задачу - убеждать че-

ловечество, отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, что

настоятельно необходимо использование ";высших возможностей че-

ловеческого бытия"; в борьбе с охватившим людей отчаянием.

Разумеется, связь экзистенциальной философии человека с эпохой

и ее событиями неоднозначна, внутренне противоречива. Так, один из

основателей немецкого экзистенциализма, М. Хайдеггер, в 1933 г. не

сумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись при-

нять от национал-социалистов пост ректора Фрейбургского универси-

тета. Однако очень скоро он отошел от дел, почти не публиковал сво-

их работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо отме-

тить, что они всегда занимали активную антифашистскую позицию.

(Французский экзистенциализм приобрел особое влияние в годы вто-

рой мировой войны, причем Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар

были не только активными участниками, но и идеологами движения

Сопротивления в своей стране.) И не случайно именно в военный и

послевоенный периоды родились наиболее значительные произведе-

ния французских экзистенциалистов.

В драматических и философских произведениях Ж.-П. Сартра пе-

риода войны предметом страстного, заинтересованного разбора слу-

жила ситуация, сложившаяся во Франции и других оккупированных

нацистами странах Европы. Ж.-П. Сартр призывал к сопротивлению

фашизму, и, несмотря на мифологическую символику поставленной в

оккупированном Париже пьесы ";Мухи"; (в основу ее положен древне-

греческий миф об Оресте), призыв был хорошо понят читателями и

зрителями. Одновременно сложившаяся во время войны ситуация слу-

жила Ж.-П. Сартру и другим экзистенциалистам трагическим пово-

дом для выявления самого смысла человеческого существования, сути

процессов нравственного выбора, отношения к смерти и т.д., т.е. для

постановки проблем, которые экзистенциалистско-персоналистская

философия с самого начала ставила в центр философствования.

Роман А. Камю ";Чума";, написанный уже после войны, также со-

держит в себе это двойное измерение. Речь идет, с одной стороны, об

алжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в

194... г. обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отка-

зываются признать болезнь чумой - намек на политиков, долгое вре-

мя ";закрывавших глаза"; на коричневую чуму фашизма, а заодно и на

всякое будущее благодушие правителей и подданных перед лицом на-

зревающих социальных катастроф. В образе доктора Риэ, берущего

на себя тяжесть ответственности в борьбе с чумой, Камю воплотил

черты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму. Сам

Камю отмечал, что явное содержание ";Чумы"; - это борьба европей-

ского Сопротивления против нацизма. Но он, с другой стороны, впол-

не определенно расширял историко-ситуационные рамки борьбы че-

ловека с ";чумой";, так же, как и Сартр, придавал трагическим обстоя-

тельствам, бунту и сопротивлению характер человеческой судьбы для

обозримого периода истории.

Последние страницы ";Чумы"; - рассказ о том, что горожане, праз-

днуя конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней. Доктора Риэ

это тревожит. Надо предупредить людей: ";...микроб чумы никогда не

умирает, никогда не исчезает... он может десятилетиями спать... и,

возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума

пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города";,

- таким предостережением А. Камю завершает ";Чуму"; ^

Наиболее крупные из экзистенциалистских философов были вы-

разителями резко критического отношения к обществу отчуждения, к

реакционным социально-политическим режимам. Они чаще всего ста-

новились защитниками широко понятых демократии, прав и свобод

личности (и потому встречавшееся в популярных работах советского

времени причисление, скажем, экзистенциализма к реакционно-кон-

сервативным буржуазным концепциям по меньшей мере необъективно).

Экзистенциальная философия как идейное течение в философии и

литературе XX в. последовательно выдержана в трагико-драматичес-

ких, а порою и в пессимистических тонах. Его пытаются сдержать,

преодолеть представители религиозных экзистенциальных направле-

ний - ведь вера в Бога, по их мнению, все-таки подает надежду

человеку. Но и их работы наполнены трагическими образами, рисую-

щими отчаянную ситуацию современного человека. Главные символы

художественных произведений экзистенциалистов (и даже названия

многих из них: ";Тошнота";, ";Мертвые без погребения"; Сартра, ";По-

сторонний";, ";Чума";, ";Бунтующий человек"; Камю) призваны пере-

дать трагико-драматические состояния человеческого существования.

В качестве основных категорий человеческого бытия в них

выступают забота, покинутость, отчужденность, абсурд,

страх, ответственность, выбор, смерть и др.

Моделью человека как такового для экзистенциальных философов

стал помещенный в пограничную - на грани жизни и смерти - ситу-

ацию отчаявшийся и страдающий человек. Можно спорить с этими

философами, доказывая, что неправомерно придавать всеобщее значе-

ние поведению человека в стрессовой - пограничной - ситуации. Но

вряд ли правильно отказывать философу, писателю в праве изучать,

выявлять сущность человека на основе его поведения в экстремальной

ситуации. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть в чело-

веческой сущности экзистенциалистская философия? И что она реко-

мендовала индивиду делать в пограничной ситуации? Это вопросы,

которые отнюдь не отпали с утратой экзистенциализмом или персона-

лизмом их былой популярности. Отчуждение и страх в современном

мире не исчезли, а усилились. Потому и размышление над поставлен-

ными проблемами имеет прямое отношение к человеческой судьбе.

Существование человека и его сущность

Трагико-драматическая тональность произведений экзистенциали-

стов, по существу, не приглушается, когда анализ перемещается на

почву философских абстракций. Но вот то обстоятельство, что экзис-

тенциалистская .философия человека есть сложное и абстрактное уче-

ние, заслуживает быть отмеченным. Ибо эти мыслители протестовали

против ";диктата"; философских абстракций над ";жизненным миром";

действующего, страдающего человека, однако они сами, будучи фило-

софами, не смогли отрешиться от ";стихии всеобщего";, неотделимой от

философии. Философские сочинения экзистенциалистских мыслите-

лей трудны для понимания никак не меньше, чем классические произ-

ведения философии. Правда, эти философы нередко пытались ";пере-

вести"; свои идеи на язык художественных образов, более близкий и

доступный обычному человеку. Но и их художественные сочинения,

где господствуют символические иносказания, шифры, где ";живут"; и

";действуют"; персонализированные идеи и ценности, понять также

нелегко. Для них нужны вдумчивые и терпеливые читатели, не просто

следящие за сюжетной линией, но именно озабоченные судьбами и

проблемами человеческого бытия. Такие читатели, как правило, нахо-

дятся, и их немало. Экзистенциальный философ и писатель пригла-

шает их к напряженному, но захватывающему и жизненно важному



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии Запад - Россия - Восток (1)

    Книга
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. Книга 4: Философия XX В. уч. для ВУЗов. под ... Ч. Тейлор. Основные области его исследований - историяфилософии, социальная философия, философия морали и культуры. К числу его ...
  2. История философии Запад - Россия - Восток (2)

    Документ
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. кн. 2: философия XV - XIX вв. уч. для ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, - так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  3. История философии запад-россия-восток

    Конспект
    ... . zz - Аннотация zzz - Запас ИСТОРИЯФИЛОСОФИИ: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК книга вторая: Философия XV-XIX вв. Под ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, — так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  4. ИсториЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКА В РОССИИ XIX–XX вв

    Монография
    ... видно на примере изложения всемирной историифилософии в трехтомнике «Историяфилософии. ЗападВостокРоссия», содержательно выдержанном в духе классического ...
  5. История философии (2)

    Документ
    ... . М., 1989. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995-1999. Кн. 1-4. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Новосибирск ...

Другие похожие документы..