Главная > Руководство


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ДЕТСКАЯ ПУЛЬМОНОЛОГИЯ

Руководство для самостоятельной работы

по дисциплине «Детские болезни» для студентов,

обучающихся по специальности 060103 - Педиатрия

Уфа - 2008

УДК 616.24 - 053.2 (07)

ББК 54.12+57.3 я 7

Д38

Детская пульмонология: Руководство для самостоятельной работы /Составитель: проф. Р.Ф.Гатиятуллин.- Уфа, 2008.- 76 с.

Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2000 г.) на основании рабочей программы (2008), действующего учебного плана (2000 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103 – Педиатрия (2000 г.).

Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по детским болезням в аудиторное и внеаудиторное время и содержит перечень знаний и умений, необходимых для формирования профессиональных компетенций, вопросы и задания для самоподготовки, аттестационные педагогические измерительные материалы.

Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 – педиатрия.

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава».

Рецензенты: профессор кафедры педиатрии ИПО, д-р мед.наук Р.А. Ахметова, доцент кафедры детской хирургии, ортопедии и анестезиологии, канд.мед.наук Ш.С.Ишимов.

Башкирский государственный

медицинский университет, 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

Занятие 17. Врожденные и наследственные заболевания легких 5

Занятие 18. Альвеолиты. Бронхообструктивный синдром 19

Занятие 19. Респираторные аллергозы 38

Занятие 20. Плевриты. Дыхательная недостаточность 56

ТЕМА №17. ВРОЖДЕННЫЕ И НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ.

1. Тема и её актуальность. Вструктуре болезней органов дыхания у детей важное место занима­ют рецидивирующие и хронические заболевания легких, распространен­ность которых составляет 0,85 - 1,45%. При этом на долю врожденных и наследственных заболеваний приходится 4,6 - 20%. Врожденные и наследс­твенные заболевания легких являются одной из наиболее сложных диагнос­тических, патогенетических и терапевтических проблем пульмонологии. Нередко их принимают за обычные формы хронических неспецифических за­болеваний легких. Вместе с тем четкое определение истинного характера патологического процесса обеспечивает успех терапевтических мероприя­тий. Внедрение новых технологий функциональных, бронхологических, ге­нетических, биохимических, иммунологических исследований позволило расшифровать и дифференцировать различные формы патологии легких врож­денного и наследственного характера.

2. Учебные цели: овладение алгоритмом постановки предварительного диагноза, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов для постановки диагноза врожденной и наследственной патологии легких.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания;

  • возрастные особенности органов дыхания у детей

  • методика исследования органов дыхания;

  • рентгенологическое исследование органов дыхания;

  • клинико-инструментальная картина хронической пневмонии и туберкулеза легких.

Для формирования профессиональных компетенций студент

должен уметь:

  • собрать анамнез, провести объективное обследование по органам и системам;

  • назначить план дополнительного обследования;

  • оценить результаты клинических и лабораторно-инструментальных данных (рентгенография органов грудной клетки, спирометрия);

  • сформулировать предварительный диагноз;

  • провести дифференциальную диагностику;

  • составить план лечения.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки:

  • современные представления о врожденных и наследственных заболеваниях органов дыхания;

  • особенности клинической и рентгенологической картины врожденных и наследственных заболеваниях органов дыхания: муковисцидоз (легочные и смешанные формы), гемосидероз легких, синдром Гудпасчера, дефицит альфа-1-антитрипсина;

  • дифференциальная диагностика;

  • принципы лечения;

  • течение и исходы.

3.2. После изучения материала заполните в тетради для самоподготовки следующие таблицы:

      1. Укажите критерии диагностики:

  • идиопатического гемосидероза легких (ИГЛ)

  • синдрома Картагенера

  • первичной легочной гипертензии (синдром Айерсы)

  • муковисцидоза

  • наследственного дефицита &-антитрипсина

  • болезни Гудпасчера.

Используя: а) анамнестические

б) клинические

в) параклинические методы исследования.

3.2.2. Проведите дифференциальный диагноз между:

  1. ИГЛ и синдромом Картегенера

  2. Синдромом Картегенера и врожденными аномалиями бронхолегочной системы (напр., гипоплазией правого легкого)

  3. Синдром Айерсы и врожденными пороками сердца.

  4. Муковисцидозом и идиопатическим фиброзирующим альвеолитом

  5. Дефицит антитрипсина с бронхиальной астмой

  6. Болезнь Гудпасчера с ИГЛ.

3.2.3. Напишите в рабочей тетради принципы лечения: ИГЛ, муковисцидоза, синдрома Картагенера; болезни Гудпасчера; синдрома Айерсы.

3.2.4. Напишите в рабочей тетради классификацию пороков развития трахеи, бронхов, легких и легочных сосудов.

3.2.5. Составьте диагностическую программу для выявления одного из пороков развития легких:

Синдром Вильямса-Кемпбелла

Минимальная: 1-____2_____3____4____5______

Максимальная: 1____2____3____4____5_____6_____

3.2.6.Составьте дифференциально-диагностическую таблицу по основным клиническим признакам врожденной и наследственной бронхолегочной патологии (болезни взять произвольно). Критерии: кашель, мокрота, кровохарканье, одышка, тип ДН, физическое развитие, деформация грудной клетки, изменения фаланг пальцев и ногтей, перкуторные признаки, аускультативные данные, поражения верхних дыхательных путей.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: учебный фильм «Бронхообструктивный синдром у детей», мультимедийные атласы и ситуационные задачи, пикфлуометр, бронхоскопы, спирометры, КТ томогрофы клиники.

6.2. Компьютерный класс РДКБ: тестирование (Рабочий стол/ t-Tester/ Начать тестирование/ Список групп - Выбрать группу/ Список пользователей - Выбрать фамилию студента/ Список разделов – Выбрать tests/ Выбрать Пульмонология), мультимедийный атлас к практическому занятию (Мои документы/ 6 курс/ Пульмонология/ Мультимедиа/ Врожденные заболевания легких), лекции (Мои документы/ 6 курс/ Пульмонология/ Лекции/ Врожденные заболевания легких).

7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

  1. На заднюю поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого

  1. верхняя

  2. средняя

  3. нижняя

  1. Потребность в кислороде на 1 кг массы тела у детей по сравнению со взрослыми

  1. больше

  2. меньше

  3. такая же

  1. Минутный объем дыхания на 1 кг массы тела у детей по сравнению со взрослыми

  1. такой же

  2. меньше

  3. больше

  1. Газообмен в легких у детей в расчете на 1 кг массы тела по сравнению со взрослыми

  1. больше

  2. меньше

  3. такой же

  1. Возраст Частота дыхания в 1 мин.

  1. 1 мес. а) 15 д) 30-35

  2. 1 год б) 16-18 е) 40-60

  3. 5 лет в) 20 ж) 60-70

  4. 10 лет г) 25

  1. Нижние границы правого легкого у детей

Линия Ребро

  1. среднеключичная а) IV

  1. средняя подмышечная б) V

  1. лопаточная в) VI

г) VIII

д) IX

е) Х

  1. На переднюю поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого

  1. верхняя

  2. средняя

  3. нижняя

  1. На боковую поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого

  1. верхняя

  2. средняя

  3. нижняя

  4. язычковая

  1. Хронический бронхит - это заболевание

  1. с хроническим или рецидивирующим откашливанием мокроты

  2. с хроническим или рецидивирующим откашливанием мокроты в течение 2 лет

  3. с хроническим или рецидивирующим откашливанием мокроты в течение 2 лет по 3 месяца в году.

  1. В хронизации воспалительного процесса в бронхах играет роль

  1. нарушение мукоцилиарного клиренса

  2. нарушение мукоцилиарного клиренса, снижение местного иммунитета

  3. нарушение мукоцилиарного клиренса, снижение местного иммунитета и дестабилизация клеточных мембран.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-1,3

2-1

3-33

5-1-е, 2-д, 3-г, 4-в

6-1-в, 2-г, 3-е

7-1, 2 9-3

8-1,2,3 10-3

Вопрос

1.

Лимфогенный путь распространения инфекции наблюдается при пневмонии, обусловленной инфицированием:

  1. пневмококком

  2. синегнойной палочкой

  3. пневмоцистой

стрептококком

2.

При муковисцидозе нарушается транспорт:

  1. хлора и натрия

  2. брома и натрия

  3. железа и натрия

  4. калия и натрия

3.

Тип вентиляционной недостаточности при муковисцидозе:

  1. обструктивный

  2. рестриктивный

  3. смешанный

  4. все ответы неверны

4.

Острая неосложненная пневмония – это воспалительное заболевание легких, продолжающееся:

  1. 4 недели

  2. 5 недель

6 недель

5.

Смена антибиотиков требуется при их неэффективности в течение:

  1. 1 дня

  2. 3-х дней

  3. 5 дней

  4. 7 дней

6.

Основным механизмом молекулярного действия аминогликозидов на бактериальную клетку является:

  1. ингибирование синтеза клеточной стенки

  2. ингибирование синтеза белка

  3. ингибирование синтеза ДНК

  4. нарушение функционирования цитоплазматической мембраны

7.

Патология со стороны гепатобилиарной системы при муковисцидозе проявляется всем, кроме:

  1. белково – жировой дистрофией печени

  2. билиарным циррозом

  3. закупоркой внутрипеченочных желчных протоков

  4. первичным склерозирующим холангитом

8.

Ген муковисцидоза расположен на длинном плече хромосомы:

  1. седьмой

  2. шестой

  3. четвертой

  4. двадцать первой

9.

Самые тяжелые проявления муковисцидоза наблюдаются при мутации:

  1. del F508

  2. R 1162 X

  3. R 117 H

  4. R 21

10.

Активное формирование альвеол внутриутробно идет на:

  1. 3-4 месяце

  2. 5 месяце

  3. 6-7 месяце

Эталоны ответов

1 - 4 6 - 2

2 - 1 7 - 4

3 - 3 8 - 1

4 - 1 9 - 1

5 - 2 10 - 3

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Аудиторная самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

  1. Проведите клиническое обследование ребенка с муковисцидозом, ВПЛ, ИГЛ, наследственными ХНЗЛ.

  2. Оцените физическое развитие больного с ВПЛ центильным методом

  3. Дайте заключение по результатам инструментально-лабораторного исследования, проведенного в стационаре.

  4. Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

  5. Оцените результаты исследования функции внешнего дыхания.

  6. Составьте план лечения больного с ВПЛ.

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы (решение ситуационных задач).

Задача №1.

Ребенок Коля Б., 1 год 2 мес., поступает в стационар с жа­лобами на кашель, одышку, беспокойство. Ребенок заболел 5 дней назад. Заболевания началось после длительной прогулки на улице. Было начато лечение домашними средствами: отвары трав, согреваю­щие компрессы. Лечение было без эффекта. Нарастала одышка. Маши­ной скорой помощи ребенок доставлен в детскую больницу.

Из анамнеза известно, что мальчик впервые заболел в возрас­те 7 мес., когда перенес тяжелую деструктивную пневмонию. В воз­расте 10 мес. ребенок вновь лечился по поводу очаговой бронхоп­невмонии.

Ребенок от 2 нормально протекавшей беременности и родов. 1 беременность у матери закончилась родами, девочка в 2 месячном возрасте умерла, заболев пневмонией.

Мальчик до 7 мес. не болел. Рос и развивался соответственно возрасту. При осмотре состояние тяжелое. Кашель с трудноотделя­емой мокротой. Правильного телосложения, удовлетворительного пи­тания. Кожные покровы бледные, с сероватым оттенком, периораль­ный и периорбитальный цианоз. Периферические лимфоузлы не увели­чены. Зев, слизистая розовые. Границы относительной сердечной тупости в пределах возрастной нормы. ЧСС 120 в мин. Тоны сердца ритмичные, приглушены. ЧД 64 в 1 мин. В акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура. Над легкими перкуторно укорочение легочного звука справа ниже угла лопатки. При аускультации раз­нокалиберные влажны, крепитирующие и сухие хрипы. Живот мягкий, безболезненный. Печень +2, +1,5; +1,5 см. Селезенка по краю ре­берной дуги. Стул оформлен. Мочеиспускание не нарушено.

Задание:

1. Выделите синдромы, определите ведущий.

2. При каких заболеваниях он может развиться.

3. Какое обследование нужно для разграничений этих заболева­ний?

4. При обследовании получены следующие данные, оцените их:

Гемограмма: эритроциты 4,2х10 /л, Нв 140 г/л, лейкоциты 10,0х109/л, эозинофилы 1%, базофилы 1%, п/ядерные 7%, с/ядерные 52%, лимфоциты 39%, СОЭ-23 мм/час.

Анализ мочи: удельный вес 1018, лейкоциты 2-2 в п/зр., эритроциты 0-1 в п/зр., белок 0,66%.

Посев мокроты на флору - золотистый стафилококк.

Кровь на стерильность - роста нет.

На R-грамме ОГК - усиление легочного рисунка, перибронхи­альные и периваскулярные инфильтрации, очагово-подобные тени больше справа в нижнемедиальном отделе.

Исследование хлоридов в поте - 110 ммоль/л.

5. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

6. Принципы лечения.

7. Какие осложнения угрожают больному.

8. Укажите причины возникновения вязкой мокроты.

  1. Какие формы заболевания Вы знаете?

Задача №2.

Ребенок в возрасте 6,5 лет поступил в клинику с жалобами на кашель с мокротой желтого цвета, преимущественно по утрам, пери­одическое повышение температуры, плохой аппетит.

Ребенок от 1 беременности, родился весом 3200. До 1 года мальчик развивался соответственно возрасту. В возрасте 1,5 лет переболел острой деструктивной пневмонией и с тех пор мальчик ежегодно 1-2 раза болел пневмонией. Последние 1,5 года ребенок почти постоянно кашляет, периодически поднимается температура тела до субфебрильных цифр, стал вялым, жалуется на головную боль.

Объективно: состояние ребенка средней тяжести, сознание яс­ное, хорошо вступает в контакт. Несколько отстает в физическом развитии. Кожные покровы чистые, бледные, ";тени"; под глазами. Положительный симптом Франка. Отмечается изменение ногтевых ложе в виде ";часовых стекол";, концевых фаланг - в виде ";барабанных палочек";. Грудная клетка бочкообразной формы, обе ее половины участвуют в акте дыхания, но экскурсия легких несколько снижена. Пальпируются шейные лимфоузлы размерами 0,3х062 см, плотноватые на ощупь, безболезненные. Число дыханий 30 в 1 минуту, при физи­ческой нагрузке до 38, появляется периоральный цианоз. При пер­куссии легких в нижних отделах сзади с обеих сторон отмечается незначительное укорочение, в верхних отделах - тимпанит. Аускультативно на фоне жесткого дыхания над областью укорочения выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы, справа - ниже угла лопатки паравертебрально участок амфорического дыхания. Границы сердца в пределах возрастной нормы. Тоны несколько приглушены, систолический шум передней интенсивной на верхушке и в V точке. Зев чистый. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. Стул и мочеиспускание не нарушено. Проба Манту сдела­на год назад, результат отрицательный.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Расписание работы xi российского конгресса «инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» 23 октября 2012 г

    Расписание
    ... Н.Н., Середа Е.В. Редкие заболевания – актуальная проблема детскойпульмонологии Богорад А.Е., Розинова Н.Н., Мизерницкий Ю.Л. – 15 мин ... мин Пороки развития легких в практике детскогопульмонолога Бойцова Е.В., Кирбятьева М.А., Запевалова Е.Ю. – 15 ...
  2. ОТКРЫТИЕ КОНГРЕССА ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии

    Расписание
    ... Н.Н., Середа Е.В. Редкие заболевания – актуальная проблема детскойпульмонологии Богорад А.Е., Розинова Н.Н., Мизерницкий Ю.Л. – 15 мин ... мин Пороки развития легких в практике детскогопульмонолога Бойцова Е.В., Кирбятьева М.А., Запевалова Е.Ю. – 15 ...
  3. Перечень основной и дополнительной литературы по курсу детских инфекционных болезней

    Список учебников
    ... А.А., Климанская Е.В., Римарчук Г.В. Детская гастроэнтерология. М., 2005 г. Барышев ... М., Практика, 2006. – 336с. Детскаяпульмонология. /Под ред. Н.Л.Аряева, - ... Пугачев А.Г. Детская урология: руководство. – М., 2008. - 800 c. Пульмонология. Клинические ...
  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим занятиям по детским болезням

    Методические указания
    ... по специальности «Лечебное дело». Раздел «Детские болезни». Детскаяпульмонология./ Н. Л. Аряев, Н. В. Котова, Е. А. Старец и др ...
  5. Расписание работы девятого российского конгресса «современные технологии в педиатрии и детской хирургии» 20 октября 2010 г

    Расписание
    ... Н.А. (Красноярск) – 15 мин Противовирусные препараты в детскойпульмонологии Романцов М.Г. (Санкт-Петербург) – 15 мин ... СИМПОЗИУМ Современные аспекты ультразвуковой диагностики в детской гастроэнтерологии Председатели: Гуревич А.И., Дворяковская Г.М., ...

Другие похожие документы..