textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История развития бурения нефтяных и газовых скважин»

Направления подготовки:131000 «Нефтегазовое дело»

Профиль: «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Квалификации (степени) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: очная

Санкт - Петербург

2012

1.Цели и задачи дисциплины:

Учебная дисциплина "История развития бурения нефтяных и газовых скважин" входит в перечень дисциплин по выбору федерального государственного образовательного стандарта (ОС СПГГИ) для направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело» по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин»первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).

Основной целью образования по дисциплине «ИРБН и ГС» является формирование у студентов основных специальных базовых знаний и профессиональной культуры, осознание ими социальной значимости своей будущей профессии, приобретение высокой мотивации для изучения последующих дисциплин, способствующих получению специальности нефтегазового профиля.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

приобретение понимания проблем развития способов, технологий и технических средств бурения скважин на нефть и газ;

овладение закономерностями исторических этапов развития и совершенствования технологий и техники бурения скважин на нефть и газ;

формирование:

- культуры профессионального сознания в качестве одного из важнейших приоритетов жизнедеятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для постоянного повышения уровня экологической и технической безопасности в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для аргументированного обоснования своих решений в сфере повышения эффективности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПОпо направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин»

По своему значению дисциплина является одной из первых по блоку специальных дисциплин профиля «Бурение нефтяных и газовых скважин».Она обеспечивает выполнение студентами профессиональной деятельности на основе получения ими знаний в области истории развития и совершенствования основных способов, технологических процессов и технических средств бурения нефтяных и газовых скважин, обеспечения экологической безопасности и экономической эффективности для проведения всех видов работ и исследований, связанных со строительством нефтяных и газовых скважин.

Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин общекультурного и математического и естественнонаучного циклов. Теоретические знания, полученные студентами из обзорных лекций, дополняются при выполнении практических занятий, знакомстве с учебной и технической литературой в процессе подготовки и защиты курсовой работы. Они будут использованы в процессе освоения профессиональных и специальных дисциплин, при выполнении самостоятельных курсовых и научно-исследовательских работы, а также в практической профессиональной деятельности.

Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для прохождения учебной и производственных практик. Выполнение поставленных задач достигается за счет реализации комплекса учебно-методических и организационных мероприятий.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК) выпускника:

а) общекультурными (ОК)

способность:

- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК–1);

- быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения (ОК-2);

- стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-9);

- уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК–12);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

б) профессиональными (ПК):

- общепрофессиональные

способность:

- самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-4);

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

I

Аудиторные занятия (всего)

51

51

В том числе:

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

51

51

В том числе:

Курсовая работа

34

34

Расчетно-графические работы

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

17

17

Коллоквиум

Вид промежуточной аттестации: экзамен

Зач.

.

Общая трудоемкость: час

зач. ед.

102

102

3

3

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Введение. Основные понятия и определения.

Горное дело и горная наука. Скважина – специфическая горная выработка: основные понятия, классификации, способы и технологии бурения и сооружения. Понятия о технических средствах бурения и оборудования нефтегазовых скважин. Основные технико-экономические показатели бурения скважин.

2.

Бурение скважин в до индустриальный период.

Зарождение технологии сверления отверстий в каменном материале. Развитие бурение скважин в Древнем Китае, в Древнем Египте и в античном мире. Развитие бурения скважин в эпоху Возрождения. Бурение скважин на рассолы в Руси. Французский вклад в развитии техники и технологии бурения скважин на воду.

3.

. Первые скважины на нефть.

Особенности технологии и техники Бакинского способа бурения нефтяных скважин во 2-ой половине 19 века. Первые скважины на нефть в США. Развитие механического способа бурения скважин.

1

2

3

4.

Роль Санкт-Петербургского горного института в развитии технологии и техники бурения скважин.

Первое высшее горное учебное заведение в России. Проф. Романовский Г.Д. и его вклад в развитие бурения глубоких скважин. Разработки проф. С.Г. Войслова в области создания отечественного бурового инструмента. История создания и развития кафедры Бурения скважин СПГГИ (ТУ)

5.

Роторное бурение скважин

Технологическая схема и технические средства бурения. Особенности конструкции скважин. Промывка и тампонаж. Породоразрушающий инструмент. Буровое и силовое оборудование

6

Бурение скважин забойными двигателями

Технологическая схема вращательного и ударно-вращательного способов бурения. Турбинное бурение. Бурение с использованием объемных гидравлических двигателей. Бурение с использованием погружных электробуров

7

Наклонно-направленное и горизонтальное бурение скважин

Принципы проектирования трассы скважин. Технические средства для отклонения ствола скважины Кустовое бурение скважин. Бурение скважин на шельфе. Особенности технологии и техники горизонтального бурения.

8.

Основные направления научно-технического прогресса в бурении нефтяных и газовых скважин

Автоматизация, оптимизация и компьютеризация технологического процесса. Колтюбинговые и беструбные способы бурения. Сверхглубокое бурение. Бурение скважин вне Земли

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Технология бурения нефтяных и газовых скважин

+

+

2

Буровое оборудование

+

+

3

Буровые технологические жидкости

+

+

4

Крепление нефтяных и газовых скважин

+

5

Заканчивание скважин

+

6

Осложнения и аварии в бурении

+

7

Геолого-технологические исследования нефтяных и газовых скважин

+

8

Автоматизация технологических процессов и геонавигация в бурении

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек-

ций

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семи-наров

СРС (в т.ч. КР)

Всего

часов

1.

Введение. Основные понятия и определения.

2

4

6

2.

Бурение скважин в до индустриальный период.

4

2

8

14

3.

.Первые скважины на нефть.

4

4

8

16

4.

Роль Санкт-Петербургского горного института в развитии технологии и техники бурения скважин.

6

4

8

18

5.

Роторное бурение скважин

6

2

8

16

6.

Бурение скважин забойными двигателями

4

2

8

14

7

Наклонно-направленное и горизонтальное бурение скважин

4

2

4

10

8

Основные направления научно-технического прогресса в бурении нефтяных и газовых скважин

4

1

3

8

Итого

34

17

51

102

6. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоем-кость(час.)

1.

2, 3

Изучение объектов сверления каменного материала, сооружения скважин в земной коре, используемых технических средств по фото и видео материалам, подобранных по данной дисциплине

2

2.

3, 4

Изучения бурового оборудования и инструмента для сооружения рассольных скважин на Руси по экспонатам и макетам, представленных в отделе горного дела Геологического музея СПГГИ (ТУ)

4

3

3, 4

Изучения бурового оборудования и инструмента Бакинского способа бурения нефтяных и газовых скважин по экспонатам и макетам, представленных в отделе горного дела Геологического музея

4

4

3,4

Изучения бурового оборудования и инструмента для ручного бурения скважин различного назначения, разработанных проф. Романовским Г.Д. и проф. Войсловым С.Г. по экспонатам и макетам, представленных в Геологического музея СПГГИ (ТУ)

6

5

5-8

Изучения бурового оборудования и инструмента современных и новейших способов бурения нефтяных и газовых скважин по экспонатам и макетам, представленных в отделе горного дела Геологического музея СПГГИ (ТУ)

3

7. Примерная тематика курсовых работ

  1. Развитие техники сверления (бурения) в неолите.

  2. Бурение скважин в древнем Китае.

  3. Бурение скважин в древнем Египте.

  4. Бурение скважин в античном мире.

  5. Развитие бурения в эпоху Возрождения.

  6. История трубного дела на Руси.

  7. История развития бурения скважин на воду.

  8. Первые скважины на нефть в России.

  9. Первые скважины на нефть в США.

  10. Санкт-Петербургский горный институт и его роль в развитии бурения скважин в России.

  11. Г.Д. Романовский и его роль в развитии бурения в России.

  12. С.Г. Войслав и его роль в развитии бурения в России.

  13. Д.И. Менделеев – почетный буровик.

  14. Ф.А. Шамшев – основатель новой специальности в горном институте.

  15. История бурения скважин в Волго-Уральском регионе (2-е Баку).

  16. Бурение скважин в Западной Сибири (3-е Баку).

  17. Морское бурение.

  18. История развития роторного бурения

  19. История развития турбинного бурения скважин.

  20. История развития электробурения.

  21. Создание шарошечного долота.

  22. История развития алмазного бурения.

  23. Сверхглубокое бурение.

  24. Бурение скважин в ледниках и ледниковых покровах.

  25. Бурение скважин вне Земли.

  26. История развития бурения скважин в отдельных регионах

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Аренс В.Ж. Горное дело – объект науки (азбука исследователя). – М., 1990. – 110 с.

2. Копылов В.Е. К тайникам Геи. – М.: Недра, 1990 – 157 с.

3. Яковлев А.М., Цыгельнюк Е.Ю., Морозов Ю.Т. Из истории бурения скважин. / В сб. Из истории горно-геологической службы России. – СПб.: ВИТР, 2000 – с. 49-61.

4. Brantly J. С. History of oil well drilling, Houston, Gulf. Publ. Co, 1971, 1525

б) дополнительная

  1. Анисимов Ю.А. Основные этапы развития техники бурения нефтяных скважин в дореволюционной России: Автореф. дис. канд. техн. наук.-1952.

  2. Блинов Г.А., Махновецкий Э.С. Покорители земных недр. –Л., Недра, 1986.– 144 с.

  3. Версилов Н., Памяти Г.Д. Романовского, «Горный журнал», № 4, 1908 г.;

  4. Воздвиженский Б.И., Ребрик Б.М. В глубь Земли. Разведочное бурение — от прошлого к будущему. – М.: Недра, 1989 – 168 с.

  5. Ворожбитов М.И., Резанов И.А. Развитие сверхглубокого бурения. / В сб. Вопросы истории естествознания и техники, вып. 2. – М.: Изд. “Наука”, 1985 – с. 48-62.

  6. Гусман М.Т., Баршай Г.С. Турбобур. – М.: Изд. “Молодая гвардия”, 1957 – 61 с.

  7. Калмыков Н.Н. Бурение в США. Мю, Гостоптехиздат. 1946

  8. Келль Л.Н. Ленинградский горный институт — старейшая высшая техническая школа страны. – Горный журнал, 1973, № 11 – с. 3-6.

  9. Копылов В.Е. Бурение скважин вне Земли. – М., Недра, 1977 – 160 с.

  10. Копылов В.Е. Бурение? Интересно! – М.: Недра, 1981 – 160 с.

  11. Кудряшов Б.Б. Из истории Горного института / СПГГИ (ТУ) – Информационный вестник № 01, 1999, СПб.: “Медиа-Маркет”, 1999 – с. 1-5.

  12. Лисичкин С.М. Крупнейший геолог и деятель буровой техники Г.Д. Романовский, «Нефтяное хоз-во», 1953, № 9, 10.

  13. Максимов М.М. К истории разведочного бурения в нашей стране. В сб. «Вопросы истории естествознания и техники». Вып. 3-4 (56-57). М., «Наука», 1977, с. 87-89

  14. Максимов М.М. Русский геологоразведчик В.И. Генин. М., 1966.

  15. Маринин И.С. От Туймазы до Саматлора. Изв. вуз. Нефть и газ. 2002. № 5, с. 19-23.

  16. Менделеев Д.И. Сочинения в 25 т. – т. 10 Нефть. Л.-М., 1949.

  17. Пархоменко В.Е. Д.И. Менделеев и русское нефтяное дело. М., 1957.

  18. Ребрик Б.М. У колыбели геологии и горного дела. – М.: Недра, 1984 – 128 с.

  19. Ребрик Б.М. Из истории бурения скважин. «Изв. высш. учеб. заведений. Геология и разведка», 1977, № 3, с. 143-147

  20. Резанов И.А. Сверхглубокое бурение. – М., Наука, 1981. –160 с.

  21. Сергеев М.Б., Сергеева Т.В. Планета Земля. – М.: ТО “Земля” Ассоциации “Экост”, 2000 – 144 с.

  22. Симонович В. Нефть и нефтяная промышленность в России. Историко-статистический очерк. СПб., 1909.

  23. Фигуровский Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев. 1834-1907. М., 1961.

  24. Чугаев Л.А. Дмитрий Иванович Менделеев. Жизнь и деятельность. Л., 1924.

  25. Шухардин С.В. Работы С.Г. Войслава в области горного дела/ в кн.: «Труды по истории техники» в 4-х т., М., 1954.

9.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Уникальные экспонаты (натуральные образцы, макеты, графические рисунки и пр.) Горного отдела геологического музея Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета). Специализированные лаборатории кафедры Бурения скважин, буровая техника Отдела инженерных изысканий СПГГИ (ТУ)

10.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной групповой системы обучения. При этом обучение рекомендуется в течение одного семестра: для бакалавров — в I семестре.

Разработчик:

Санкт-Петербургский государственный горный институт

(технический университет)

профессор кафедры бурения скважин. В.К.Чистяков

Эксперты:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Первое высшее техническое учебное заведение россии (188)

    Рабочая программа
    ... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...
  2. ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ (170)

    Программа
    ... и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. ПервоевысшеетехническоеучебноезаведениеРоссии – Горный институт (1773-1998). СПГГИ ...
  3. ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ (321)

    Программа
    ... и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. ПервоевысшеетехническоеучебноезаведениеРоссии – Горный институт (1773-1998). СПГГИ ...
  4. Первое высшее техническое учебное заведение россии (31)

    Рабочая программа
    ... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... освоения специальных дисциплин высшегоучебногозаведения. В задачи ...
  5. Первое высшее техническое учебное заведение россии (68)

    Рабочая программа
    ... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... предприятии : учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Одинцова. – М. ...

Другие похожие документы..