textarchive.ru

Главная > Программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Обь»

Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________200 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

ДШИ г. Обь

________________Рожок Л.Н.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету

СКУЛЬПТУРА

Для учащихся 1-4 классов ДШИ

по ОП «Изобразительное искусство»

Возраст учащихся 9-16 лет

г. Обь

2008

Пояснительная записка

Художественное образование призвано приобщить детей к различным видам изобразительного искусства, а также дать учащимся начальные профессиональные знания и навыки по ряду предметов художественного профиля.

При составлении данной программы по скульптуре нами были переработаны типовые программы по скульптуре и лепке (нормативные документы методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре г. Москвы от 1999 года), программы преподавателей других школ, а также введены личные наработки за период работы в ДШИ г. Оби.

Скульптура - особый предмет, который учит пространственному мышлению, что очень важно для будущих художников.

Цель программы - развитие у учащихся трёхмерного восприятия объёмной формы и умения хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

- образовательные: познакомить с материалами и инструментами скульптуры, дать основные технические навыки работы с различными скульптурными материалами (пластилин, глина, керампласт и др.), научить анализировать форму предметов, научить контролировать себя и выявлять свои ошибки;

- развивающие: развитие мелкой моторики рук, развитие координации зрительного аппарата и рук, развитие у учащихся зрительного восприятия, развитие зрительной памяти и глазомера;

- воспитательные: воспитание внимания, трудолюбия, аккуратности в работе, художественного вкуса, воспитание интереса к предмету.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа включает в себя работу по следующим темам: работа с натуры, работа по воображению и представлению, работа по памяти, выполнение декоративного панно.

Основные положения работы со скульптурой направлены на лепку из целого куска, умение работать обеими руками, круговой обзор, правильную последовательность в выполнении работы — от общего к частному, т. е. от большой формы к постепенной конкретизации, детализации изображаемого и в завершающем периоде работы - от частного к общему.

На первом занятии рекомендуется провести беседу о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства. В сжатой форме рассказать о её видах: рельефе, круглой скульптуре, в том числе о скульптуре малых форм; о материалах, в которых работает скульптор.

Постановки выполняются как в круглой скульптуре, так и в рельефе. Параллельно делаются наброски с натуры. С первых уроков преподавателю необходимо обратить внимание учащихся на соблюдение заданного размера работы и пропорций натуры.

Из-за отсутствия оборудованного помещения и невозможности хранить большое количество глины многие задания рассчитаны на выполнение их из пластилина, кроме того, применяются такие материалы как соленое тесто, масса для моделирования и др. Удобно использовать для выполнения многих работ такой материал как керампласт. В пластичном состоянии по качествам он напоминает глину, но после засыхания не требует обжига, а также имеет очень приятный цвет. Так же несколько заданий выполняется в технике папье-маше. Работы из соленого теста и папье-маше расписываются, покрываются лаком, оформляются при необходимости в рамки. Это дает возможность представлять работы на выставках, что также является дополнительным стимулом для учащихся.

В процессе обучения необходимо осуществлять межпредметные связи с историей искусства, рисунком, композицией.

За период обучения учащиеся должны научиться владеть различными пластическими материалами, умению наблюдать за натурой, использовать собственные наблюдения, взятые из окружающей жизни, развить зрительную память, глазомер; уметь передавать пропорции, характерную форму, движение натуры, учитывая анатомическое строение человека и животных, владеть формой предметов, уметь передавать в материале характер и фактуру формы, уметь работать с каркасом, с многоплановым рельефом, при работе над композиционными сценками учитывать образность и выразительность, читаемость силуэта, круговой обзор.

Программа адресована учащимся от 9 до 16 лет. Учащиеся принимаются в школу искусств без специальной подготовки.

Условия реализации программы

Учебный план

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 ч

2 ч

1 ч

1 ч

Принцип организации занятий – групповые. Количество детей в группе – 6-10 человек. Форма организации учебного процесса – практическое занятие. На занятии применяются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Занятия должны проводиться в классе, оборудованном для занятий. Необходимо следующее оборудование: столы, стулья, подставки, досточки для лепки.

Контроль и учет

Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Оценка выставляется за работу, проделанную в течение урока, либо по окончании работы над композицией. Контроль осуществляется в виде просмотра работ по окончании урока.

Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров раз в полугодие (декабрь, май). На просмотр выставляются работы, рассчитанные на долгое хранение (панно из соленого теста, фигуры, выполненные из пластических масс).

Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра по окончании курса обучения. На просмотр выставляются работы, выполненные из материалов, рассчитанных на долгое хранение, в течение последнего года обучения.

Содержание программы

Тематический план

1 класс

  1. Беседа о скульптуре. Материалы и инструменты…………………………1 ч

  2. Лепка с натуры овощей и фруктов………………………………1 ч

  3. Лепка рельефа с изображением овощей или фруктов……………………..1 ч

  4. Скульптура из фольги……………………………………………………....1 ч

  5. Декоративная пластина с изображением животного………………………2 ч

  6. Рождественский пряник…………………………………………6 ч

  7. Лепка по памяти. Спящая кошечка……………………………...2 ч

  8. Лепка с натуры. Кувшин…………………………………………1 ч

  9. Лепка с натуры. Гипсовая ваза…………………………………..1 ч

  10. Лепка по представлению животных…………………………….4 ч

  11. Лепка на образность. Сказочный герой (леший)………………..2 ч

  12. Рельеф на тему «Пенек»……………………………………………..2 ч

  13. Лепка чучела птицы с натуры. Утка…………………………....2 ч

  14. Рельеф с изображением чучела кулика, сороки……………….4 ч

  15. Стилизованные фигурки животных из пластических масс…………4 ч

  16. Сюжетная картина «Подводный мир», «Во саду ли,

в огороде», «Космические дали»……………………........................2 ч

  1. Контррельеф…………………………………………………...…4 ч

  2. Рельеф орнамента или гипсовой розетки………………………4 ч

  3. Орнаментальный рельеф «Чудо-дерево»………………………4 ч

  4. Лепка по воображению. Добрый или злой волшебник……….4 ч

  5. Лепка на образность «Смелый пес», «Трусливый заяц», «Хитрая лиса»

и т.д………………………………………………………………….4 ч

  1. Рельеф натюрморта «На полке», «На рабочем столе»……….. 4 ч

  2. Лепка фруктов в технике папье - маше……………………………8 ч

Всего за год 68 часов

2 класс

  1. Рельеф осеннего листа……………………………………………….2 ч

  2. Лепка по памяти животных в движении……………………………. 4 ч

  3. Рельеф на тему русской народной сказки…………………………..12 ч

  4. Стилизованные фигурки человека……………………………….…...4 ч

  5. Сюжетная объемная композиция «На отдыхе»……………………...4 ч

  6. Лепка с натуры простых бытовых предметов…………..……….4 ч

  7. Лепка коня по мотивам дымковской игрушки……………….....8 ч

  8. Рельеф пейзажа……………………………………………………6 ч

  9. Рельеф складок драпировки……………………………………....2 ч

  10. Лепка предметов быта по памяти………………………………..4 ч

  11. Лепка с натуры. Набросок фигуры человека……………………2 ч

  12. Композиция «Человек и животное»……………………………...4 ч

  13. Маска в технике папье-маше…………………………………….12 ч

Всего за год 68 часов

3 класс

  1. Лепка с натуры овощей крупной формы…………………………….1 ч

  2. Лепка с натуры предметов быта………………………………………2 ч

  3. Рельеф на тему «Город»……………………………………………….6 ч

  4. Лепка на образность «Толстый и тонкий»…………………………….2 ч

  5. Сосуд-животное………………………………………………………..3 ч

  6. Лепка с натуры. Рельеф гипсовой розетки………………………...3 ч

  7. Рельеф «Окно»………………………………………………………4 ч

  8. Лепка животных в характерных позах…………………………………1 ч

  9. Рельеф на тему «Цирк»…………………………………………………6 ч

  10. Лепка на образность – образ бабушки, старика………………………..2 ч

  11. Коллективная работа «Зоопарк». Лепка животных…………………...4 ч

Всего за год 34 часа

4 класс

  1. Наброски фигуры человека………………………………………….…1 ч

  2. Композиция «Подруги»………………………………………………..2 ч

  3. Поющий человек (лицо)………………………………………………...2 ч

  4. Мифический человек-животное………………………………………..3 ч

  5. Ваза в технике папье-маше……………………………………………..12 ч

  6. Наброски фигуры человека в движении………………………………..2 ч

  7. Лепка по памяти фигуры человека. «Домашняя работа»…………3 ч

  8. Композиция на тему «Танец»………………………………………..…3 ч

  9. Портрет друга, автопортрет…………………………………………….3 ч

  10. Композиция «А у нас во дворе»………………………………………..3 ч

Всего за год 34 часа

Содержание

1 класс

Тема 1. Беседа о скульптуре.

Содержание беседы: знакомство с видами и жанрами скульптуры, знакомство с инструментами и материалами скульптора.

Тема 2. Лепка с натуры овощей, фруктов.

Задача: познакомить с приемами работы в материале, развить умение наблюдать за формой предмета, анализировать её объём, пропорции, формы при постоянном сравнении с натурой.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 3. Лепка рельефа с изображением овощей или фруктов.

Задачи: знакомство с понятием рельеф, его разновидностями (го­рельеф, барельеф), поэтапная работа над рельефом.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 4. Скульптура из фольги.

Задачи: приобретение навыков создания объемных предметов из плоского листа, развитие образного мышления.

Материал: фольга пищевая.

Тема 5. Декоративная пластина с изображением животного.

Выполнить декоративную пластину из соленого теста с росписью.

Задачи: закрепление понятия о рельефе, развитие практических навыков, закрепление знаний о приемах стилизации.

Материалы: соленое тесто, стеки, гуашь, акриловые краски, кисти, лак.

Тема 6. Рождественский пряник.

Задачи: знакомство с народными традициями и обычаями, применение ранее полученных знаний и умений на практике.

Материалы: соленое тесто, стеки, гуашь, акриловые краски, кисти, лак, бисер.

Тема 7. Лепка по памяти. Спящая кошечка.

Выполнение объемной фигурки.

Задачи: развитие пространственного видения, зрительной памяти, мелкой моторики.

Материалы: соленое тесто, стеки, гуашь, кисти, лак, бисер.

Тема 8. Лепка с натуры. Кувшин.

Задача: освоение навыков работы из целого куска, передача пропорций предмета, его характерных форм, мел­кой пластики.

Работа ведётся из одной массы пластилина.

Материал: пластилин.

Тема 9. Гипсовая античная ваза. Лепка с натуры.

Задача: закрепление навыков работы из целого куска, передача характерной формы вазы, развитие глазомера.

Работа ведётся из одной массы пластилина.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 10. Лепка по представлению животных.

Задачи: закрепление навыков работы из целого куска, создание образа животного, развитие образного и пространственного мышления.

Работа ведётся из одной массы пластилина.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 11. Лепка на образность. Сказочный герой (леший).

Выполнение объемной фигурки из пластических масс.

Задачи: освоение новых приемов работы, создание выразительного образа, развитие образного мышления.

Материалы: керампласт.

Тема 12. Рельеф на тему «Пенек».

Задачи: применение ранее полученных знаний и умений на практике, учить передавать в рельефе плановость пространства.

Материалы: керампласт.

Тема 13. Лепка чучела птицы с натуры. Утка.

Выполнение объемной фигуры с учетом кругового обзора.

Задачи: передача пропорций, характерной формы, создание образа, развитие глазомера, пространственного мышления.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 14. Рельеф с изображением кулика, сороки.

Задачи: закрепление полученных ранее знаний и умений на практике.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 15. Стилизованные фигурки животных из пластических масс.

Задачи: применение знаний о стилизации на практике, развитие мелкой моторики.

Материал: цветная пластическая масса.

Тема 16.Сюжетная картина «Подводный мир», «Во саду ли,

в огороде», «Космические дали».

Выполнение цветной картины на плоскости.

Задачи: развитие чувства цвета, образного мышления.

Материалы: картон, пластилин.

Тема 17. Контррельеф.

Выполнение пластины по мотивам египетских рельефов.

Задачи: взаимосвязь предметов, развитие практических навыков.

Материалы: керампласт.

Тема 18. Рельеф орнамента или гипсовой розетки

Задачи: знакомство с разновидностями узоров и их особенностями, передача объема в рельефе.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 19. Орнаментальный рельеф «Чудо-дерево».

Задачи: закрепление на практике полученных ранее знаний, передача фактуры, развитие образного мышления.

Материалы: керампласт.

Тема 20. Лепка по воображению. Добрый или злой волшебник.

Задачи: пластическими средствами выразить характерный образ волшебника

через движение рук, развитие фантазии.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 21. Лепка на образность «Смелый пес», «Трусливый заяц», «Хитрая лиса»и т.д.

Задачи: развитие образного мышления, памяти, наблюдательности.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 22. Рельеф натюрморта «На полке», «На рабочем столе».

Задачи: создание уравновешенной композиции, развитие глазомера, наблюдательности.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 23. Лепка фруктов в технике папье – маше.

Задачи: знакомство с видом техники, лепка характерной формы фрукта,

выполнение в материале.

Материал: пластилин, газета, клей ПВА, вода.

2 класс

Тема 1. Рельеф осеннего листа.

Задачи: передать характерные особенности при­родной формы в технике горельеф, развитие пространственного видения.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 2. Лепка по памяти животных в движении.

Задачи: передать пропорции животных, характерные особенности, выразительную позу, движение; развитие глазомера, зрительной памяти.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 3. Рельеф на тему русской народной сказки

Задачи: образная выразительность сюжета, применение различных видов декора, развитие образного мышления.

Материалы: соленое тесто, стеки, гуашь, кисти, лак, бисер.

Тема 4. Стилизованные фигурки человека

Задачи: закрепление приемов стилизации, выразительность, развитие наблюдательности.

Материал: цветная пластическая масса.

Тема 5. Сюжетная объемная композиция «На отдыхе»

Задачи: образная выразительность сюжета, передача пропорций фигуры человека, движения.

Материал: цветная пластическая масса.

Тема 6. Лепка с натуры простых бытовых предметов

Задачи: передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 7. Лепка коня по мотивам дымковской игрушки

Задачи: понятие о стиле, знакомство с произведениями народного творчества, усвоение пос­ледовательности выполнения коня в материале, декоративное решение формы и орнамента.

Материалы: керампласт.

Тема 8. Рельеф пейзажа.

Задачи: передача плановости пространства, развитие пространственного мышления.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 9. Рельеф складок драпировки

Задачи: выявление структуры складок, работая от общего к частно­му, развитие глазомера.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 10. Лепка предметов быта по памяти.

Задачи: развитие глазомера и зрительной памяти, передача характерной формы предметов.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 11. Лепка с натуры. Набросок фигуры человека.

Задачи: изучение пропорций фигуры, передача их пластическими средствами. Материал: пластилин, стеки.

Тема 12. Композиция «Человек и животное»

Задачи: передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, развитие зрительной памяти.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 13. Маска в технике папье-маше.

Задачи: закрепление навыков работы в технике папье-маше, создание выразительного образа, применение различных видов декора.

Материал: пластилин, газета, клей ПВА, гуашь, кисти.

3 класс

Тема 1. Лепка с натуры овощей крупной формы.

Задачи: передача характерной формы предметов, пропорций, развитие глазомера, пространственного мышления.

Материал: пластилин.

Тема 2. Лепка с натуры предметов быта.

Задачи: передача характерной формы предметов, пропорций, развитие глазомера, пространственного мышления.

Материал: пластилин.

Тема 3. Рельеф на тему «Город»

Задачи: передача плановости пространства, создание фактурных поверхностей.

Материалы: керампласт.

Тема 4. Лепка на образность «Толстый и тонкий».

Задачи: передача образа через характер объема, развитие образного мышления.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 5. Сосуд-животное.

Задачи: знакомство с историей тотемных животных, выполнение стилизованного объемного изображения животного в виде предмета быта (солонка, ваза, подсвечник и т.п.).

Материалы: керампласт.

Тема 6. Лепка с натуры. Рельеф гипсовой розетки.

Задачи: закрепление умения поэтапного ведения работы, конструктивное построение формы, передача объёма, развитие глазомера.

Материалы: пластилин.

Тема 7. Рельеф «Окно».

Задачи: передача плановости пространства, передача образа человека через предметы, уравновешенность композиции, развитие образного мышления.

Материалы: соленое тесто.

Тема 8. Лепка животных в характерных позах.

Задачи: выразительность образов, передача характерных поз животных, развитие воображения, зрительной памяти.

Материалы: пластилин.

Тема 9. Рельеф на тему «Цирк».

Задачи: передача праздничного настроения, грамотное заполнение плоскости, завершенность композиции.

Материалы: соленое тесто, стеки, гуашь, акриловые краски, кисти, лак.

Тема 10. Лепка на образность – образ бабушки, старика.

Задачи: выразительность образа, передача возраста и характера модели пластическими средствами, внимание к деталям.

Работа выполняется по словесному описанию (отрывок из книги).

Материалы: пластилин.

Тема 11.Коллективная работа «Зоопарк». Лепка животных.

Задачи: более глубокое изучение пропорций диких животных, передача характерных поз животных, развитие зрительной памяти, глазомера, фантазии.

Материалы: керампласт.

4 класс

Тема 1. Наброски фигуры человека

Задачи: закрепление навыков лепки человеческой фигуры, передача пропорций, выразительность.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 2. Композиция «Подруги»

Задачи: передача смысловой связи между двумя фигурами через их движение, пропорциональность фигур и характерные особенности, развитие внимания и зрительной памяти.

Материалы: керампласт.

Тема 3. Поющий человек (лицо).

Задачи: создание объемного изображения лица поющего человека, развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Материалы: керампласт.

Тема 4. Мифический человек-животное.

Задачи: знакомство с мифологическими персонажами разных народов (кентавры, русалки и т.д.), выразительность образа, передача фактуры поверхности.

Задание выполняется в круглой скульптуре.

Материалы: керампласт.

Тема 5. Ваза в технике папье-маше.

Задачи: закрепление навыков работы в технике папье-маше, создание выразительной формы, применение различных видов декора.

Материал: пластилин, газета, клей ПВА, гуашь, кисти.

Тема 6. Наброски фигуры человека в движении.

Задачи: закрепление навыков лепки человеческой фигуры, передача пропорций, движения, выразительность.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 7. Лепка по памяти фигуры человека. «Домашняя работа».

Работа выполняется по домашним наброскам.

Задачи: закрепление навыков лепки человеческой фигуры, передача пропорций, характерного движения, выразительность образа, развитие зрительной памяти.

Материалы: керампласт.

Тема 8. Композиция на тему «Танец».

Выполнение круглой скульптуры. Работа выполняется по предварительным наброскам.

Задачи: передача движения пластическими средствами, передача взаимодействия фигур, развитие зрительной памяти.

Материал: пластилин, стеки.

Тема 9. Портрет друга, автопортрет.

Выполнение круглой скульптуры. Работа выполняется по предварительным наброскам.

Задачи: передача движения пластическими средствами, передача характера, настроения в работе, развитие зрительной памяти.

Материалы: керампласт.

Тема 10. Композиция «А у нас во дворе».

Выполнение круглой скульптуры. Работа выполняется по предварительным наброскам.

Задачи: взаимодействие героев в многофигурной композиции, выразительность образов, обратить внимание на смысловое содержание, сюжет, развитие наблюдательности, выявление полученных за время обучения знаний и умений.

Материалы: керампласт.

Список литературы

  1. Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957.

  2. Евстратова Е. Скульптура. – М., 2001.

  3. Лепим из соленого теста. Сост-ль Михайлова И. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 160 с., илл.

  4. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982.

  5. Фримантл Д. Анатомия. Пособие для художников. – М.: АСТ:Астрель, 2007. – 78 с., илл.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (8)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ... : программа для детских художественных школ и художественных отделений детскихшколискусств/ Краснояр. Краевой ...
  2. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (1)

    Программа
    ... образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом ... Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ...
  3. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (6)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ... компьютера. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и школискусств. – М., 2004. Красильников И., ...
  4. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (12)

    Программа
    ... образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом ... Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета № ...
  5. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (7)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета №_________________ ... Борин В., Этюд №5 Чайковский П. Камаринская из «Детского альбома» Бах И.С. Гавот Малый барабан ...

Другие похожие документы..