textarchive.ru

Главная > Программа дисциплины

1

Смотреть полностью

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет

Прикладной политологии

Программа дисциплины

МЕТОДЫ СБОРА И АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВЫХ ДАННЫХ

Для направления 032401.65 «Реклама»

(подготовки специалиста)

Авторы программы: Воронина Н.Д. (nvoronina@hse.ru)

Даудрих Н.И. (daudrikh@gmail.com)

Толстова Ю.Н. (untolstova@)

Рекомендована секцией УМС

______________________________

Председатель

______________________________

«_____» __________________ 20 г.

Одобрена на заседании кафедры

Зав. кафедрой

«_____» __________________ 20 г.

Утверждена УС факультета

Ученый секретарь

______________________________

«_____» __________________ 20 г.

Москва
2010

Содержание

Содержание 2

1. Тематический план учебной дисциплины 5

2. Литература 6

Базовые учебники 6

3. Формы контроля 6

4. Содержание программы 7

Тема 1. Социологическое исследование: как оно применяется в рекламной практике. 7

Тема 2. Методологические основы социологического исследования 7

Тема 3. Программа социологического исследования. 8

Тема 4. Методология измерения. 9

Тема 5. Методология измерения: интерпретация и операционализация основных понятий. 10

Тема 6. Ведущие исследовательские центры в России (TNS-Gallup, Comcon-2 и др). Предоставляемые ими базы данных 12

Тема 7. Опрос как метод сбора данных. Виды, методика проведения опроса 14

Тема 8. Экспертный опрос: область применения, методика реализации 14

Тема 9. Контент-анализ текстов: что и как можно узнать 15

Тема 10. Эксперимент как метод социологического исследования 17

Тема 11. Наблюдение как метод социологического исследования 18

Тема 12. Метод фокус групп 19

Тема 13. Глубинное интервью 20

Тема 14. Выборочный метод в социологии 20

Тема 15. Математико-статистические основы социологических исследований 21

Тема 16. Описательная статистика 22

Тема 17. Измерение связи между признаками 22

Тема 18. Методы многомерной классификации: кластерный анализ 23

Тема 19. Поиск латентных переменных: факторный анализ 24

Тема 20. Совместный анализ 24

Тема 21. Анализ соответствий 25

5. Планы семинарских занятий 26

6. Примерный перечень экзаменационных вопросов 29

Аннотация:

Курс «Методы сбора и анализа маркетинговых данных» посвящен изучению методики проведения социологического исследования в рекламной сфере начиная с этапа постановки задачи и заканчивая анализом полученных в результате эмпирических данных. Курс логически делиться на 2 основных блока: первый блок посвящен методологическим основам социологического исследования; во втором блоке речь идет о математико-статистических методах анализа полученных данных.

Цель курса состоит в ознакомлении студентов с основными этапами проведения социологического исследования, формирования у них базовых навыков организации сбора и анализа эмпирической информации, изучении базового набора математико-статистических методов анализа социологической информации и формировании навыков приминения этих методов на практике

Курс является практически ориентированным, направленным на максимальное вовлечение студентов в процесс сбора, работы с данными как вторичными, так и непосредственно собранными. Эта задача решается в рамках серии практических домашних заданий.

В рамках курса решаются следующие задачи:

  • Демонстрация роли и возможностей социологических исследований (от этапа организации и сбора данных до выводов и рекомендации) в решении задач, возникающих в рамках рекламной деятльности

  • Изучение основных методологических принципов и подходов к организации сбора социальной информации в рамках базового набора методов.

  • Изучение математико-статистических методов анализа данных и их практическое применение.

  • Развитие базовых практических навыков организации и проведения исследований (по наиболее значимым методам сбора данных).

  • Приобретение навыков работы с открытыми источниками данных (на примере базы данных R-TGI)

1. Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Социологическое исследование: как оно применяется в рекламной практике

6

2

4

2

Методологические основы социологического исследования

7

3

4

3

Программа социологическиого исследования

21

3

2

16

4

Методология измерения

28

8

4

16

5

Методология измерения: интерпретация и операционализация основных понятий

27

3

4

20

6

Ведущие исследовательские центры в России (TNS-Gallup, Comcon-2 b др). Предоставляемые ими базы данных

22

2

4

16

7

Опрос как метод сбора данных. Виды, методика проведения опроса

25

3

2

20

8

Экспертный опрос: область применения, методика реализации

9

1

8

9

Контент-анализ текстов

9

1

2

6

10

Эксперимент как метод социологического исследования

9

1

8

11

Наблюдение как метод социологического исследования

9

1

8

12

Метод фокус групп

11

3

2

6

13

Глубинное интервью

9

1

8

14

Выборочный метод в социологическом исследовании

10

2

8

15

Математико-статистические основы социологических исследований

10

2

8

16

Описательная статистика

14

4

2

8

17

Измерение связи

42

16

10

16

18

Методы классификации: кластерный анализ

14

4

2

8

19

Поиск латентных переменных: факторный анализ

14

4

2

8

20

Анализ соответсвий

14

4

2

8

21

Совместный анализ

14

4

2

8

Итого

324

72

40

212

2. Литература

Базовые учебники

  1. Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002

Темы 1-13

  1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (главы 2-4, 6).

Темы 16-19

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. Москва, Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006

Основная и дополнительная литература приведены отдельно для каждой темы.

3. Формы контроля

Текущий контроль осуществляется через тестовые задания, а также участие в обсуждениях в рамках семинарских занятий.

Промежуточный контроль включает выполнение двух контрольных работ и домашнего задания.

Итоговый контроль осуществляется в рамках письменного экзамена по материалам курса.

Итоговая оценка складывается из следующих элементов, учитываемых с весовыми коэффициентами:

  • Тестовые задания (10 тестов по 15 минут) – вес 0,1

  • Контрольные работы – вес 0,2

  • Домашнее задание – вес 0,3

  • Письменный экзамен (80 минут) – вес 0,3

Тесты, контрольные работы, домашние задание и экзамен оцениваются по 10-балльной шкале.

Положительная итоговая оценка (4 балла и выше по 10-балльной шкале) может быть выставлена только в случае получения оценки за экзамен не ниже 4х баллов.

4. Содержание программы

Тема 1. Социологическое исследование: как оно применяется в рекламной практике.

  1. Источники эмпирической инофрмации:

- статистические данные

- обращение к человеку (социологические исследования)

  1. Понятие социологического исследования: сущность, функции, виды, этапы

  2. Социологические исследования в сфере рекламы: история и современность

  3. Примеры социологических исследований в рекламе (исследование потребительского поведения, исследования образа жизни потребителей, тестирование рекламной продукции, исследования эффективности рекламных кампаний)

Обязательная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995 (с.3-31)

  2. Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. (с. 25-102)

  3. Голубков Е.П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Изда­тельство «Финпресс», 1998 (с 63-79)

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с.3-17 ).

Дополнительная литература

  1. Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005 (с. 221-251).

  2. Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов. М.: Центр социального прогнозирования, 2008

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 (с. 505-525).

  4. Кокорин А. Исследования осведомленности о марке // Реклама и жизнь. 2001. №2

  5. Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы. М.: ЭКСМО. 2005. 416 с.

  6. Левада Ю.А. От мнения к пониманию. М.: Московская школа политических исследований, 2000 (с. 70-85, 443-468).

  7. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика. М.: Сирин, 2001

  8. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Спб.: Питер, 2000

  9. Creswell J.W. Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. Sage Publications, 2008.

  10. Haigh D. Brand Valuation: Measuring and Leveraging your Brand // Brand Finance plc/ May 2000

  11. Haskins J.B. Successful Advertising Research Methods // NTC Business Books, Lincolnwood, Illinois, USA

Тема 2. Методологические основы социологического исследования

  1. Методология научного исследования. Критерии научного знания.

  2. Способы получения нового знания: описание, объяснение, предсказание.

  3. Признаковое пространство: проблемы описания.

Обязательная литература

  1. Батыгин Г.С.Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995 (с. 32–72).

  2. Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005 (с. 221-251).

  3. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Инфра–М, 1998 (с. 9–27, 111–123).

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 14–53).

Дополнительная литература

  1. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. О.А. Оберемко, под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996.

  2. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-Tempus/TACIS, 1996 (с. 21–27).

  3. Дёмина Н.В. Концепция этоса науки: Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм // Социологический журнал. 2005. № 4 (с. 5-47).

  4. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. О.А. Оберемко под ред. Г.С. Батыгина. М.: Стратегия, 1998.

  5. Gerring J. Social Science Methodology: A Critical Framework. New York, NY: Cambridge University Press, 2001.

Тема 3. Программа социологического исследования.

  1. Понятие программы социологического исследования: роль, функции, требования к программе.

  2. Методологический блок программы исследования: проблемная ситуация, проблема исследования, объект, предмет, цели, задачи, гипотезы, стратегический план исследования. Теоретическая концепция изучаемого объекта, системный анализ.

  3. Процедурный (методический) блок программы: обоснование выбора методов сбора данных, выборка, логическая схема анализа данных, организационный план.

Обязательная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995 (с. 32-42).

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 (с. 147-186).

  3. Основы прикладной социологии / Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1995 (с. 17-22).

  4. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, ИНФРА-М, 2001 (с. 10-35).

  5. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005 (с. 28-64).

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 69-130).

Дополнительная литература

  1. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие / 2е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2005.

  2. Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005 (с. 466-486).

  3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Учебное пособие. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2001.

  4. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого иссле­дования. СПб.: Интерсоцис, 2006.

  5. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990.

  6. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

  7. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Методология и методы социологических исследований: учеб. пособие. Киев: МАУП, 2000.

  8. Хеллевик О. Социологический метод. М.: Издательство «Весь Мир», 2002.

  9. Babbie E.R. The Practice of Social Research. Wadsworth Publishing, 2009.

  10. Booth W.C., Colomb G.G., Williams J.M. The Craft of Research. University of Chicago Press, 1995.

  11. Lazarsfeld P.F, Reitz J.G. An introduction to Applied Sociology. New York, Oxford, Amsterdam: Elsevier, 1975.

  12. Lazarsfeld P.F. On social research and its language / Ed. and with introduction by R. Boudon. Chicago: The University of Chicago Press, 1993.

  13. Вlаlосk H.M. Conceptualization and Measurement in the Social Science. Beverly Hills: Sage Publications, 1982.

Тема 4. Методология измерения.

  1. Определение измерения. Проблема измерения социальных характеристик (Как получить адекватную информацию о человеке?)

  2. Понятие признака. Формализованность измерения: от количественного к качественному

  3. Шкалирование

  4. Типы шкал (номинальная, порядковая, интервальная)

  5. Наблюдаемые и латентные признаки, подходы к измерению латентных признаков.Шкала Лайкерта, семантический дифференциал, методика Рокича, метод парных сравнений.

  6. Качественные методы

  7. Критерии качества измерения.

Обязательная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995 (с. 62–93).

  2. Грин Б.Ф. Измерение установки // Математические методы в современной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1967, с. 227-287

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М: КД «Университет», 2002 (с. 166–198).

  4. Суппес П. , Зинес Дж. Основы теории измерений // Психологические измерения. М.: Мир, 1967. с. 73-74

  5. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Инфра–М, 1998 (с. 9–68, 111–123).

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 131–192).

Дополнительная литература

  1. Авраменко В. Г. , Багаева Т. И. Критерий оценки качества методик "ГОЛ" // Социс. - 1990. - N 12. С. 112-115.

  2. Андреев Э.П. Становление теории измерения // Математические методы и модели в социологии. М.: ИСИ АН СССР, 1977. С. 13-22.

  3. Баранова Т. С. Психосемантические методы в социологии // Социология: 4М. - 1994. - N 3-4. С. 55-64.

  4. Баранова Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности личности / Социальная идентификация личности - 2 (Книга 2). - М. : Институт социологии РАН. С. 202-237.

  5. Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987.

  6. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие / 2е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2005.

  7. Дэвид Г. Метод парных сравнений. М. : Статистика, 1978

  8. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М.: Наука, 1987, гл.9

  9. Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М. Наука, 1978.

  10. Логика социологического исследования. М. : Наука, 1985. , с. 138-151

  11. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990. Т.т.1,2

  12. Методы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977

  13. Осипов Г. В. , Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М. : Наука, 1977

  14. Пфанцагль И. Теория измерений. М.: Мир, 1976.

  15. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во МГУ, 1997

  16. Рабочая книга социолога. М. : Наука, 1983

  17. Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991

  18. Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. М.: Центр социального прогнозирования, 2006.

  19. Anderson N. H. Scales and statistics parametric and nonparametric // Psychollll. bull., 1961. Pp. 305-316.

  20. Blalock H. M. Conceptualization and measurement in the social sciences. Beverly Hills: Sage, 1982.

  21. Coombs С. Н. Theory of data. 1964.

  22. Scott D., Suppes P. Foundational aspects of theory of measurement // J. Symbol. logic, 23, 1958. P. 113-128.

  23. Semantic differential technique. Snider J.G., Osgood C.E. (Eds), Chicago, 1969. Senders V. Measurement and statistics. N.Y.: Oxford University.

Тема 5. Методология измерения: интерпретация и операционализация основных понятий.

  1. Интерпретация и операционализация основных концептов, понятий исследований. Общие принципы и технология

  2. Источники искажений социологических данных: респондент, интервьюер, инструмент и метод. Типы неискренности респондента. Эффект интервьюера. Вординг вопросника. Метод опроса и искренность респондентов.

  3. Стандарты качества социологических исследований: стандарт на процесс (методология, методы, процедуры), на продукт, на взаимодействие сторон (заказчик, исследователь, респондент). Критерии хорошего исследования (о чем нужно спросить исполнителя).

Обязательная литература

  1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. М.,1998 (c. 214-275).

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995 (с. 50–56).

  3. Козырева П.М., Косолапов М.С., Сваффорд М.С. Международные стандарты оценки качества социологических обследований // Мир России. 1999. №1-2 (с. 281-302).

  4. Мягков А.Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? // Социологические исследования. 2008. № 9 (с. 20-30).

  5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993 (с. 53-84).

  6. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молча­ния: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Мансуро­ва Н.С. М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996 (с. 30-41).

  7. Рабочая книга социолога М.: Наука 1983 (с 110-120)

  8. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002 (с. 15-32).

  9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 49–55).

  10. Cahalan D. Correlates of Respondent Accuracy in the Denver Validity Survey // The Public Opinion Quarterly. 1968-69. Vol. 32. № 4 (p.607-621).

  11. Karp J.A., Brockington D. Social desirability and response validity: A comparative analysis of overreporting voter turnout in five countries // Journal of Politics. 2005. Vol. 67. № 3 (p. 825-840).



Дополнительная литература

  1. Бутенко И.А. Какого обращения заслуживают социологические данные? // Социологические исследования. 2002. № 1.

  2. Козырева П.М., Косолапов М.С., Сваффорд М.С. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ): измерение благосостояния россиян в 90-е годы // Мир России. 1999. Т.8. № 3.

  3. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990.

  4. Мищенко М. Исследование влияния интервьюера на ответы респондента: результаты методического эксперимента // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 1 (с. 129-134).

  5. Мягков А.Ю., Журавлева И.В. Эффект интервьюера в персональном интервью: Методология анализа и методы оценки. Иваново: Ивановский государственный энергетический университет, 2006.

  6. Мягков А.Ю. Искренность респондентов в массовых опросах: Диссертация д-ра социол. наук: 22.00.01. Иваново, 2003.

  7. Назарова И.Б. Непроведение опроса и отказ от интервью // Социологический журнал. 1998. № 1/2.

  8. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.

  9. Пилкингтон Х., Омельченко Е. «Зачем мне врать?». Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции // Рубеж. 1999. № 10-11.

  10. Проблемы обеспечения качества и перспективы стандартизации в социологических исследованиях. Отчёт о работе круглого стола (18.12.09). / upload/File/russian/publication/8/091218.pdf

  11. Рогозин Д.М. Результативность телефонного опроса в зависимости от ограничений на выбор респондента внутри домохозяйства // Социологический журнал. 2005. № 3.

  12. Стукало С. Качество работы опросной сети: к постановке проблемы // Социология: теория методы, маркетинг. 2004. №4. (/ images/pubs/2006/06/21/0000280417/11_Stukalo.pdf)

  13. Catania J., Binson D., Canchola J. et al. Effects of interviewer gender, interviewer choice, and item context on responses to questions concerning sexual behavior // Public Opinion Quarterly. 1996. Vol. 60. № 3.

  14. Dawson D.A. Methodological issues in measuring alcohol use // Alcohol Research and Health. 2003. Vol. 27. № 1.

  15. Hyman H.H. Do they tell the truth? // Public Opinion Quarterly. 1944. Vol. 8. № 4.

  16. Lara D., Garcia S.G., Ellertson Ch. et al. The measure of induced abortion levels in Mexico using random response technique // Sociological Methods and Research. 2006. Vol. 35. № 2.

  17. Lazarsfeld P.F, Reitz J.G. An introduction to Applied Sociology. New York, Oxford, Amsterdam: Elsevier, 1975.

  18. Tourangeau R., Rips L., Rasinski K. The Psychology of Survey Response. Cambridge, Engl.: Cambridge Univ. Press, 2000.

Тема 6. Ведущие исследовательские центры в России (TNS-Gallup, Comcon-2 и др). Предоставляемые ими базы данных

  1. Существующая практика организации социологических исследований в рекламном бизнесе.

  2. Ведущие исследовательские центры РФ: краткая характеристика, особенности работы, ценообразование (TNS-Gallup, РОМИР, Комкон, ГФК-Русь,)

  3. Источники данных.

  4. База данных R-TGI (Комкон): предоставляемая информация, возможности работы

Обязательная литература

  1. Библиотека Аналитического центра Видео Интернешнл (/Default.aspx?tabid=89)

  2. Публикации на сайте компании Комкон (http://www.comcon-2.ru/default.asp?trID=130)

  3. Сервисы и проекты компании ГФК-Русь (http://www.gfk.ru/Go/Page?id=130)

  4. Исследования компании TNS Gallup (http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp)

  5. Сферы исследований компании РОМИР (http://www.romir.ru/products/spheres/)

  6. Услуги, предоствляемые компанией Nielsen (http://www.acnielsen.ru/services.php)

  7. Исследовательские методики АРМИ Маркетинг (http://www.armi-marketing.com/research.php?loc=rus)

  8. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998 (c. 53-83).

  9. Маликова Н.Н., Могильчак Е.Л., Рыбакова О.В. Социологические методы в политологических исследованиях. Екатеринбург, 2003 (/articles/11)

  10. Козырева П.М., Косолапов М.С., Сваффорд М.С. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ): измерение благосостояния россиян в 90-е годы // Мир России. 1999. №3 (с. 153-172).

  11. Проблемы обеспечения качества и перспективы стандартизации в социологических исследованиях. Отчёт о работе круглого стола (18.12.09). / upload/File/russian/publication/8/091218.pdf

Дополнительная литература

  1. Десять лет социологических наблюдений. М.: Институт Фонда Общественное мнение, 2003.

  2. Общественное мнение. По материалам исследований 1989-2002 гг. М.: ВЦИОМ, 2002.

  3. Олейник А.Н. Мнимые и действительные риски социолога при проведении исследования // Общественные науки и современность. 2006. № 6.

  4. Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа // Социологические исследования. 2005. №1 (с. 126-131).

  5. Юрлова А.Ю. Методическая культура современных социологических исследований // Социологические исследования. 2008. № 2 (с. 135-140).

  6. Lazarsfeld P.F, Reitz J.G. An introduction to Applied Sociology. New York, Oxford, Amsterdam: Elsevier, 1975.

Полезные сайты1

  • Единый архив экономических и социологических данных ГУ-ВШЭ (): открытый доступ к результатам более 600 исследований (доступны линейные распределения на отдельные вопросы).

  • Федеральная служба государственной статистики (): статистическая информация, в т.ч.: итоги всероссийской переписи населения 2002 г., картографический материал и т.п.

  • Независимый институт социальной политики (/overviews/demography/index. shtml): тематические обзоры по проблемам расселения, экономическому состоянию, демографии, рынку труда, образованию, ЖКХ, социальный атлас российских регионов и т.п.

  • Всероссийская перепись населения 2002 года: история, результаты, мнения (http://dmo.econ. /demografia/Rus_census2002/Default.html).

  • Russia Longitudinal Monitoring Survey (РМЭЗ): все о проекте http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms/project/study.html

  • Архив ROPER-center – доступны данные крупнейшего проекта General Social Survey за 1972-2008 (http://www.ropercenter.uconn.edu/data_access/data/datasets/ general_social_survey.html#codebook) – в файле приведены все задаваемые вопросы и полученные ответы в динамике. Обследования проводились, начиная с 1930 г. до настоящего времени и охватывают Соединенные Штаты и еще более 70 государств. В основном массивы данных Центра относятся к социальным показателям, социальным и политическим предпочтениям, личностным оценкам.

  • Другие крупнейшие архивы с лимитированным доступом:

    1. Архив Данных Великобритании (UKDA) http://www.data-archive.ac.uk/

    2. Архив Данных Социологического Исследовательского Комитета (SSRC) /

    3. Архив Штайнметца http://www.dans.knaw.nl/en/data/steinmetz_archief/

    4. Европейский Консорциум Политических Исследований (ECPR) http://www.essex.ac.uk/ecpr/

    5. Международная Федерация Организаций Данных по Социальным Наукам (IFDO) /

    6. Совет Европейских Архивов Данных по Социальным Наукам (CESSDA) http://www.nsd.uib.no/cessda/

Тема 7. Опрос как метод сбора данных. Виды, методика проведения опроса

  1. Понятие и виды опросов. Их область применения, преимущества и ограничения. Типичные ошибки при опросах. Модель вопрос-ответной коммуникации: когнитивный, коммуникативный, операциональный переходы.

  2. Структура анкеты. Правила и принципы разработки вопросника.

  3. Виды и типы анкетных вопросов. Проблемы при формулировке вопросов и вариантов ответов. Методы работы с сензитивными вопросами.

  4. Познавательные возможности и ограничения разных видов опроса в рекламных исследованиях.

Обязательная литература

  1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. М., 1998 (с. 39-93).

  2. Основы прикладной социологии. / Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э. Шереги. М., 1995 (с. 39-53).

  3. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002 (с. 32-175).

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 228-294).

  5. Maier M.H. Public Opinion Polling / The Data Game: Controversies in Social Science Statistics, 2nd Edition. Armonk, NY: M.E. Sharpe. 1995 (p. 205-228).

Дополнительная литература

  1. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.

  2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990.

  3. Мягков А.Ю. Статистические стратегии сенситивных измерений // Социологические исследования. 2002. № 1.

  4. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.

  5. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

  6. Foddy W. Constructing questions for interviews and questionnaires. Theory and practice in social research. Cambridge. Cambridge University Press, 1993.

  7. Fowler Jr., Floyd J, Mangione T.W. Standardized Survey Interviewing. L.: Sage, 1990.

  8. Frankfort-Nachmias C., Nachmias D. Research Methods in the Social Sciences. Fifth Edition. New York: St. Martin Press, 1996.

  9. Schuman H., Presser S. Questions & Answers in Attitude Surveys. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996.

Тема 8. Экспертный опрос: область применения, методика реализации

  1. Область применения и виды экспертного опроса. Возможности и ограничения.

  2. Организация и проведение экспертного опроса: этапы, методы и условия подбора экспертов, проблема доступа, инструментарий.

  3. Обработка и анализ экспертной информации. Оценка качества экспертной информации.

  4. Ситуационный анализ как метод экспертных оценок в политологических исследованиях.

Обязательная литература

  1. Масленников Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологическом исследовании. М.: Наука, 2001 (с. 30-60).

  2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., Наука, 1990. (Кн. 1, с. 207-222).

  3. Основы прикладной социологии. / Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э. Шереги. М., 1995 (с. 63-68).



Дополнительная литература

  1. Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации. // Социологические исследования. 1993. № 8.

  2. Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения // Социологические исследования.1985. №4.

  3. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.

  4. Луков В.А. Социальная экспертиза. М.: Институт молодежи, 1996.

  5. Сердюкова М. Специфика опроса высокостатусных лиц // Рубеж. 2000. № 16-17.

  6. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. М.: Издательство МГУ, 1987.

  7. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Отв. ред. С.Б. Крымский. Киев: Наукова думка, 1990.

  8. Dexter L.A. Elite and Specialized Interviewing. Evangton: Northwestern University press, 1970.

Тема 9. Контент-анализ текстов: что и как можно узнать

  1. Контент-анализ текстов: понятие, область применения. Основные виды документов.

  2. Виды контент-анализа. Содержательный и структурный контент-анализ (направленный и ненаправленный, количественный и качественный).

  3. Основные этапы контент-анализа: выбор текста, уточнение категорий анализа, единиц счета, кодирование, обработка данных, выводы. Принципы формирования выборки.

  4. Примеры использования метода контент-анализа.

  5. Применение статистических компьютерных программ обработки данных для проведения контент-анализа.

Обязательная литература

  1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. М.: КноРус, 2007 (с. 212-285).

  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие / 2е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2005 (с. 322-341).

  3. Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. (Кн. 2, c. 85-103).

  4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006 (с. 716-742).

  5. Осин В. История контент-анализа: версии и безмолвствующие импликации // Ейдос. Альманах теорії та історії історичної науки. 2008. №3 (с. 254-263, 271-278). http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/eidos/2008_3/articles/252_Eidos-2008.pdf

  6. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005 (с. 218-237).

  7. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир. 2001 (с.93-140).

  8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 210-227).

Дополнительная литература

  1. Алмакаева А.М. Категория «качество жизни» в научном и общественном дискурсе: опыт контент-анализа веб-страниц Интернета // Социология: 4М. 2006. № 22.

  2. Бонзак Р. Документальный метод: Теория и практика интерпретации с позиции социологии знания / Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Сост. Н. Конеген, К. Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004.

  3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2001.

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 (с. 555-582).

  5. Кобзева С.В. Россия в зеркале американской прессы: компьютерный контент-мониторинг изданий New York Times, US Today и Wall Street Journal / Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.

  6. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М.: РАУ, 2000.

  7. Мансуров В.А., Семенова А.В. «Московский Комсомолец»: контент-анализ публикаций о терактах 2004 года и терроризме // Социологические исследования. 2007. № 8 (с. 36-41).

  8. Ньюман П. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. (с. 119-129).

  9. Олейник А.Н. Триангуляция в контент-анализе. Вопросы методологии и эмпирийная проверка // Социологические исследования. 2009. №2.

  10. Рогозин Д.М. Контент-анализ институциональных целей молодежных общественных объединений // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2006 (с. 152-173).

  11. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1 (с. 121-134).

  12. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, психологии, социология, культурологи, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004.

  13. Berelson B. Content analysis in Communications Research. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1951.

  14. Krippendorf K. Content Analysis: An Introduction to its Methodology. 2nd ed., Thousand Oaks (CA): Sage, 2004.

  15. Lazarsfeld, P.F., Merton R.K. Mass Communication, popular taste and organized social action / The Communication of Ideas. Ed. by L. Bryson. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.

  16. List D. Know Your Audience: A Practical Guide to Media Research. Wellington: Original Books, 2005.

  17. Neuendorf K.A. The Content Analysis Guidebook. Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2001 (фрагменты http://academic.csuohio.edu/kneuendorf/ content/resources/TOC.htm).

  18. Text analysis for social sciences: methods for drawing statistical inferences from texts and transcripts / Ed. by C.W. Roberts. New York: Lawrence Erlbaum Associates. 1996.

  19. Weber R.Ph. Basic Content Analysis. 2nd ed., Newbury Park (CA): Sage, 1990.

  20. Winter D.G., Stewart A.J. Content Analysis as a Technique for Assessing Political Leaders // A Psychological Examination of Political Leaders. N.Y., 1977.

Примеры компьютерных программ для анализа текстовой информации

  • QDA Miner (качественный анализ) и WordStat (контент-анализ) как дополнения к SimStat (статистический анализ), разработанные компанией Provalis Research ().

  • Atlas.ti – категорийный анализ качественных данных, доступна демо-версия программы для скачивания с сайта ()

  • Обзор программ для анализа текстов приведен здесь: http://academic.csuohio.edu/kneuendorf/content/cpuca/ccap.htm

Тема 10. Эксперимент как метод социологического исследования

  1. Эксперимент: сущность, основные принципы проведения, специфика эксперимента в социологии.

  2. Типы экспериментов и область их применения.

  3. Этапы организации и процедура проведения эксперимента. Ошибки и трудности в эксперименте. Схема классического эксперимента. Зависимые и независимые переменные, контрольная и экспериментальная группы. Принципы отбора участников, способы выравнивания контрольной и экспериментальной групп.

  4. Внутренняя и внешняя валидность эксперимента. Ошибки и трудности в эксперименте.

Обязательная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995 (с. 190-227).

  2. Вихалемм П. Эксперимент в социологическом исследовании /Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. (Кн. 2, c. 190-214).

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998 (глава 4, с. 79-107).

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 (с. 583-606).

Дополнительная литература

  1. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Сост. и общ. ред. М.И. Бобневой. М., Прогресс, 1980.

  2. Campbell D., Stanley J. Experimental and Quasi-Experimental Designs for Research. Boston: Houghton-Mifflin, 1963 (p. 13-71).

  3. Gerber A., Green D. The Effects of Personal Canvassing, Telephone Calls, and Direct Mail on Voter Turnout: A Field Experiment // American Political Science Review. 2000. № 94(3) (p. 653-664).

  4. Iyengar Sh., Peters M.D., Kinder D.R. Experimental Demonstrations of the ‘Not-So-Minimal’ Consequences of Television News Programs // American Political Science Review. 1982. № 76 (р. 848-858).

  5. Martin D.W. Doing Psychology Experiments. 7th Edition. Belmont, CA: Wadsworth/Cengage, 2008.

  6. Maxwell S.E., Delaney H.D. Designing Experiments and Analyzing Data: A Model Comparison Perspective (2nd ed.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2004.

Тема 11. Наблюдение как метод социологического исследования

  1. Специфика метода наблюдения в социологии. Основные принципы, область применения наблюдения. Достоинства и недостатки метода.

  2. Виды наблюдений: по степени формали­зации, позиции наблюдателя, по месту, частоте, условиям и пр.

  3. Качества наблюдателя, основные роли («новичок», «эксперт», «попутчик» и пр.). Этические проблемы метода.

  4. Этапы и процедура реализации наблюдения. Программа наблюдения.

  5. Инструментарий наблюдения (дневники наблюдения, технические приемы фиксации и описания результатов наблюдения). Принципы анализа и обработки данных наблюдения.

Обязательная литература

  1. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие / 2е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2005 (с. 300-321).

  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998 (с. 19-60).

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 (с. 525-554).

  4. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого иссле­дования. СПб.: Интерсоцис, 2006 (с. 82-133).

  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 193-210).

  6. Frankfort-Nachmias C., Nachmias D. Research methods in the social sciences. London. St.Martin’s press, 1992 (p. 187-204).

Дополнительная литература

  1. Алексеев А.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (Познание через действие). СПб: Институт социологии РАН, 1997.

  2. Веселкова Н. Об этике исследования // Социологические исследования. 2000. № 8 (с. 109–114).

  3. Доброшан О. Можно я буду дружить с вашей дочерью? / Полевая кухня: как провести исследование / Под. ред. Н.Гончаровой. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004 (с. 95-109).

  4. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

  5. Кудрявцева М. Драматургия попрошайничества // Невидимые грани социальной реальности. Сборник статей по материалам полевых исследований. Под ред. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Санкт-Петербург: Центр независимых социологических исследований. 2001. (/ sbornik9/9_kudr.htm)

  6. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании / Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. (Кн. 2, c. 150-189).

  7. Creswell J.W. Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003.

  8. Handbook of Qualitative Research. Ed. by N.K. Denzin, Y.S. Lincoln. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2000.

  9. Jorgensen D.L. Participant Observation: A Methodology for Human Studies. London: Sage Publications, 1989.

Тема 12. Метод фокус групп

  1. Основные принципы фокусированного группового интервью. Область применения метода фокус-групп. Возможности и ограничения метода.

  2. Этапы организации фокус-групп. Техническое обеспечение. Рекрутинг участников.

  3. Инструментарий исследования: техническое задание на рекрутмент, скрининговая анкета, гайд, стимульные материалы.

  4. Требования к модератору. Базовые техники управления работой группы. Типы модераторов. Ошибки модератора.

  5. Основные типы респондентов. Приемы нейтрализации деструктивных типов респондентов.

  6. Принципы обработки и анализа данных фокус-групп.

  7. Примеры использования фокус групп в рекламных исследованиях.

Обязательная литература

  1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1998 (с. 75-108, 147-250).

  2. Мертон Р., Фиске М., Кенделл П. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи, 1991 (с. 13-18, 63-77).

  3. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998 (с. 42-73).

  4. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003 (с. 38-90, 231-258).

Дополнительная литература

  1. Богомолова Н., Фоломеева Т. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997.

  2. Власова М.В. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. № 1.

  3. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.

  4. Barbour R.S. Developing Focus group research: politics, theory and practice. L.: Sage publication, 2001.

  5. Fern E. Advanced Focus group research. Thousand Oaks: Sage Publication, 2001.

  6. Greenbaum Th.L. The practical handbook and guide to focus group research. Txington, MA D.C. Heath and Company, 1988.

  7. Greenbaum Th.L. Moderating focus groups: A practical guide for group facilitation. Thousand Oaks: Sage Publication, 2000.

  8. Krueger R. Focus groups. Newbury Park: Sage publication, 1988.

  9. Morgan D.L. The Focus Group Guidebook. Focus Group: Kit 1.Thousand Oaks: Sage Publication, 1998.

  10. Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus groups. Theory and practice. Newbury Park. Sage, 1990.

Тема 13. Глубинное интервью

  1. Область применения и суть метода глубинного интервью Возможности и ограничения.

  2. Этапы организации и проведения интервью: время, место, техники. Критерии отбора респондентов. Особенности подготовки интервьюеров.

  3. Принципы конструирования вопросника для глубинного интервью (темы, последовательность, логическая развилка)

  4. Анализ и интерпретация глубинных интервью.

Обязательная литература

  1. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколло-Медиа, 2001 (с. 57-139).

  2. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого иссле­дования. СПб.: Интерсоцис, 2006 (с. 147-180, 198-205).

  3. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003 (с. 88-113, 127-145, 160-176).

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 416-438).

Дополнительная литература

  1. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999 (с. 237-315).

  2. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. 1998. № 12.

  3. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: М.: Добросвет, 1998.

  4. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  5. Jones S. Depth interviewing // Applied qualitative research / Ed. by R. Walker. Aldershot: Brookfield: Gower, 1985.

  6. McCracken G. The long interview. Newbury Park. Sage, 1988.

Тема 14. Выборочный метод в социологии

  1. Генеральная и выборочная совокупности. Основные виды выборки.

  2. Ошибки выборки: случайная и систематическая.

  3. Критерии формирования дизайна выборки

  4. Построение территориальной выборки

Обязательная литература

  1. Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики: Учебное пособие. 5-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2005, сс.160-171.

  2. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М., 2003, с. 330-444.

  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: 1995, сс.51-60



Дополнительная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

  2. Давыдов А.А. Объем выборки // Социологические исследования, 1990, №6.

  3. Давыдов А.А. Репрезентативность выборки // Социологические исследования, 1990, №1, сс.115-121.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 1998.

  5. Синебрюхов Л. Джордж Гэллап предсказывал всё: от будущей жены до будущего президента, электронная версия статьи: /print.php3?id=13429

  6. Докторов Б. Джордж Гэллап: «В жизни нет «среднего» человека» // Мониторинг общественного мнения, 2000, №5. Или электронная версия: /public/doctorov/GallupOnline.doc

  7. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1999

  8. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990, сс.55-69

  9. Кендалл М., Сьюарт А. Теория распределений / Пер. с англ., М., 1966.

  10. Кокрен У. Введение./ Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976.

  11. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: ИНТЕРПАКС, 1996.

  12. Палий И.А. Прикладная статистика: Учебное пособие для вузов. / И.А. Палий. – М.: Высш.шк., 2004, сс.102-127.

  13. Чуриков А.В. Методы выборочного исследования (электронная версия книги, выборочные главы на диске). Основные публикации Чурикова А.В., размещенные в базе данных ФОМа: /cat/societas/culture/science/sotsiologiya/churikov/ /report/map/authors27 (список работ на )

  14. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995, сс.118-130.

  15. Эрик Пайс. Лесли Киш: достижения в социологии, (база данных ФОМ), опубликовано: /map/articles/pise

Тема 15. Математико-статистические основы социологических исследований

  1. Случайная величина: распределение, параметры распределения. Точечное и интервальное оценивание параметров распределения случайной величины. Двумерная случайная величина.

  2. Статистические гипотезы. Проверка статистических гипотез. Переход от содержательной гипотезе к статистической

Обязательная литература

  1. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Симонова Г.И. Теория вероятностей: учебник для экономических и гуманитарных специальностей. – М.: МЦНМО, 2009. – С. 10 – 125, 161 – 194

  2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ», 2008. – С.38 – 96, 125 – 141



Дополнительная литература

  1. Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики. С.-Пб: Лань, 2004

  2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998

  3. Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика, М.: Инфра-М,1997; Юнити, 2003

  4. Bluman A.G. Elementary statistics. A step by step. McGraw-Hill Companies. 1992, 1995, 1998, 2001

Тема 16. Описательная статистика

  1. Одномерные и двумерные частотные распределения

  2. Меры среднего и меры разброса для номинальных, порядковых и интервальных данных

  3. Построение доверительных интервалов для доли и для среднего

  4. Графическое представление данных



Обязательная литература

  1. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика, анализ связей номинальных признаков. М.: Научный мир, 2000



Дополнительная литература

  1. Паниотто В.И. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982

  2. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983

  3. Статистические методы анализа социологической информации. М.: Наука, 1989

  4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998

Тема 17. Измерение связи между признаками

  1. Коэффициенты связи между признаками (для номинальных, порядковых и интервальных шкал)

  2. Тесты на равенство средних, дисперсионный анализ, дисперсионный анализ Краскэла-Уоллиса

  3. Регрессионный анализ (парная и множественная регрессия, регрессия с фиктивными переменными, логистическая регрессия)

Обязательная литература

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. Москва, Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006. с. 39-190

  2. Аптон Г. Анализ таблиц сопряженности. М., Финансы и статистика, 1982, с.16-40

  3. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., Наука, 1987, с.25-52.

  4. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками: Учеб. пособие. - М.: Научный мир, 2000. -

  5. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ., М., Мир, 1982, с.222-308

  6. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, Наука, с.178-194.

  7. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. М., “ИНФРА-М”, 1998, с.191-284.

  8. Доугерти К. Введение в эконометрику. М., ИНФРА-М, 1999, с.53-114, с.134-217, с.262-287.



Дополнительная литература

  1. Моосмюллер Г., Ребик Н.Н. Маркетинговые исследования с SPSS: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 160 с.

  2. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, Наука, с.92-128.

  3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., Издательский дом “Стратегия”, 1998, с.144-186.

  4. Шеффе Г. Дисперсионный анализ. М.: ГИФМЛ, 1963

  5. Gibbons J.D. Nonparametric measures of association. //Sage univ. paper, N91, 1993

  6. Marsh C. Exploring Data. 1988, pp.123-142

  7. Walsh A. Statistics for the Social Sciences. 1990, Chapter 10, pp. 188-212

  8. Cr Iversen G.I., Norpoth H. Analysis of variance. /Sage Univ. paper, 1, 1976

  9. Bray J.H., Maxwell S.E. Multivariate analysis of variance. /Sage Univ. paper, 54, 1985

  10. Schroeder D.S., Sjoquist D.L., Stephan P.E. Understanding Regression Analysis. Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N57

  11. Berry W.D. Understanding Regression Assumptions. Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N92

  12. Hardy M.A. Regression with dummy variables. Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N93

Тема 18. Методы многомерной классификации: кластерный анализ

  1. Задачи, решаемые с помощью кластерного анализа

  2. Алгоритмы кластерного анализа: иерархический и к-средних

Обязательная литература

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. Москва, Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006. с. 205-223

  2. Анализ и интерпретация данных в социологических исследованиях. М., Наука, 1987, с.173-214.

  3. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, Наука, с.195-211.

  4. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ., М., Мир, 1982, с.344-354.



Дополнительная литература

  1. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., Финансы и статистика, 1989.

  2. Aldenderfer M.S., Blashfield R.K. Cluster analysis. //Sage univ.paper, N44 1984.

  3. Afifi A.A., Clark V. Computer-Aided multivariate analysis //2-nd ed., 1990, pp. 429-462.

  4. Arabie P., Carroll J.D., DeSabro W.S. Three-way scaling and clustering.//Sage univ. paper, N65, 1987.

Тема 19. Поиск латентных переменных: факторный анализ

  1. Задачи, решаемые с помощью факторного анализа

  2. Алгоритм факторного анализа (метод главных компонент)

Обязательная литература

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. Москва, Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006. с. 191-205

  2. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, Наука, с.212-266.

  3. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., Финансы и статистика, 1989.

  4. Интерпретация и анализ данных социологических исследований. М., Наука, 1987, с.215-251.



Дополнительная литература

  1. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ., М., Мир, 1982, с.354-379.

  2. Харман Г. Современный факторный анализ. М., Статистика, 1972.

  3. Kim, Muller. Factor analysis //Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N14

  4. Dunteman. Principle Component Analysis //Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N69

  5. Walsh A. Statistics for the Social Sciences. 1990, pp.329-337

  6. Kline P. An easy guide to factor analysis. //Routledge, London & N.Y., 1994

Тема 20. Совместный анализ

  1. Задачи, решаемые с помощью совместный анализа

  2. Алгоритм совместного анализа

Обязательная литература

  1. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.:Издательский дом "Вильяме", 2002.c775-790

  2. J, Douglass Carroll, Paul E. Green, "Psychometric Methods in Marketing Research: Part I, Conjoint Analysis", Journal of Marketing Research, November 1995, p. 385—391;

Дополнительная литература

  1. Сошникова Л.А., Томашевич В.Н., Уэббе Г., Шефер М.. Многомерный статистический анализ в экономике / под ред. В.Н. Томашевича. М, 1999.

  2. Черенков А. Применение метода совместного анализа в маркетинговых исследованиях.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. №4. 1999.

  3. Joel Huber Duke/. Conjoint Analysis: How We got here and where we are. University Durham NC/ Published in Sawtooth Software Conference Proceedings, 1997

  4. Joseph Curry. Conjoint Analysis: After the Basics // Marketing Research: A Magazine of Management and Applications, published by American Marketing Association (/news/library/articles/basics.htm)

Тема 21. Анализ соответствий

  1. Задачи, решаемые с помощью анализа соответствий

  2. Алгоритм анализа соответствий.

Обязательная литература

  1. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.:Издательский дом "Вильяме", 2002.c 790-811

  2. StatSoft, Inc. Электронный учебник по статистике. Москва, StatSoft. 2001. (/home/textbook/modules/stcoran.html)

Дополнительная литература

  1. Clausen S.-E. Applied correspondence analysis. An Introduction. Sage university paper series on quantitative applications in the social sciences. 07-121. Newbury park, CA: Sage, 1998.

  2. Клишина Ю.Н. Применение анализа соответствий в обработке нечисловой информации // Социология: 4М. 1991.  № 2. С. 105-118

  1. Толстова Ю. Основы многомерного шкалирования. Москва: Университет. 2006.

  2. Bendixen M. A practical guide to the use of correspondence analysis in marketing research // MarketingResearch On-Line. Vol.1. 1996.

  3. Blasius J. Correspondence Analysis in Social Science Research / Correspondence Analysis in the Social Sciences (pp.23-52). San Diego, CA: Academic Press. 1994.

  4. Greenacre M.J. Correspondence analysis in practice. London: Academic Press. 1993.

  5. Hoffman D., Franke G. Correspondence analysis: Graphical representation of categotial data in market research // Journal of Marketing Research. №23. 1986.

5. Планы семинарских занятий

Семинары 1. Программа социологического исследования (тема 3).

  • Разработка всех этапов методического блока программы исследования (на основе своего учебного исследования)

Задание к семинару 1

  • Сформулировать тему учебного исследования (в рамках своих научных интересов).

Домашнее задание. Часть 1. Подготовить эссе-обзор литературы (7-10 стр) на тему своего учебного исследования

Семинары 2-3. Методология измерения (тема 4).

  • Измерение латентых признаков: шкала Лайкерта, шкалы сумматорного типа, семантический дифференциал, методика Рокича, метод парных сравнений.

Семинары 4-5. Интерпретация и операционализация основных понятий (тема 5).

  • Операционализация и интерпретация основных концептов (на основе своего учебного исследования)

Домашнее задание. Часть 2. Разработка методоблока в рамках своего учебного исследования

Семинары 6-7. База данных Сomcon R-TGI (тема 6)

  • Приемы работы с базой R-TGI, программное приложение DataFriend

Семинар 8. Опрос как основной метод сбора социальной информации (7)

  • Разработка анкеты в рамках учебного исследования

Домашнее задание. Часть 3. Разработка анкеты в рамках своего учебного исследования

Семинар 9. Контент-анализ (тема 9)

  • Анализ текстов экспертных интервью: особенности обработки и интерпретации результатов в рамках традиционного и контент-анализа.

  • Проектирование эксперимента по прогнозированию ожидаемой эффективности рекламных материалов в прессе: использование контент-анализа.

Задание к семинару 5

  • Ознакомится с примерами контент-анализа, подобрать из архивов текстовые материалы, кодировочную книгу, бланк.

  • Провести контент-анализ (вручную или с помощью компьютерных программ) подобранных текстовых данных (отчет на 1-2 страницы).

Семинар 10. Метод фокус-групп (тема 12)

  • Особенности подготовки и проведения исследований с использованием качественных методов (фокус-группы, глубинное интервью).

  • Проведение фокус-групп (на основе готового гайда, адаптированного к учебным задачам) и обсуждение методических результатов – область применения метода, способы интерпретации результатов

  • Обсуждение прошедшей группы, ошибок, возможностей.

Задание к семинару 6

  • Ознакомится с принципами проведения фокус-групп, учебным гайдом, подготовится к роли модератора, респондента, наблюдателя.

Домашнее задание. Часть 4. Пилотаж разработанной анкеты учебного исследования (7-10 человек)

Домашнее задание. Часть 5. Обоснование выборки для реализации учебного исследования

Семинар 11. Методы описательной статистики (тема 16)

  • Одномерные распределения

  • Меры средней тенденции и меры разброса для разных типов шкал

  • Точеченое и интервальное оценивание

  • Графическое представление информации

Семинар 12. Коэффициенты связи (тема 17)

  • Коэффициенты связи для номинальных, интервальных и порядковых шкал

Семинар 13. Т-Тесты. Дисперсионный анализ. (тема 17)

  • Т-Тесты для независимых выборок, для парных выборок

  • Дисперсионный анализ

  • Дисперсионный анализ Краскэла-Уоллиса

Домашнее задание. Часть 6. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом дисперсионного анализа или т-тестов. Применение указанных методов. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 14-16. Регрессионный анализ (тема 17)

  • Классическая регрессия (парная и множественная)

  • Регрессия с фиктивными переменными

  • Бинарная логистическая регрессия

Домашнее задание. Часть 7. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом регрессионного анализа (любым из 3-х видов). Применение указанных методов. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 17. Кластерный анализ (тема 18)

  • Иерархический кластерный анализ

  • Неиерархический кластерный анализ

  • Разбор кейса: пример импользования кластерного анализа

Домашнее задание. Часть 8. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом кластерного анализа. Применение указанного метода. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 18. Факторный анализ. (тема 19)

  • Процедура факторного анализа

  • Разбор кейса: пример импользования факторного анализа

  • Домашнее задание. Часть 9. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом факторного анализа. Применение указанного метода. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 20. Т-Тесты. Анализ соответсвий. (тема 20)

  • Реализация анализа соответсвий в DataFriend

  • Разбор кейса: пример использования анализа соответсвий

Домашнее задание. Часть 10. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом анализа соответствий. Применение указанного метода. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 21. Совместный анализ (тема 21)

  • Процедура совместного анализа

  • Разбор кейса: пример импользования совместного анализа

Домашнее задание. Часть 11. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом совместного анализа . Применение указанного метода. Написание отчета (на вторичных данных)

6. Примерный перечень экзаменационных вопросов

  1. Понятие социологического исследования. Методология как система принципов научного исследования.

  2. Специфика и основные типы исследований в рекламе.

  3. Понятие программы социологического исследования: роль, функции, требования к программе, структура программы

  4. Специфика измерения социальных характеристик. Общие принципы и технология интерпретации и операционализации основных концептов, понятий исследований.

  5. Источники искажений социологических данных: респондент, интервьюер, инструмент и метод. Оценка качества информации, стандарты.

  6. Понятие и виды опроса, область применения, преимущества и ограничения, типичные ошибки при опросах. Примеры использования.

  7. Структура анкеты, основные типы анкетных вопросов. Проблемы при формулировке вопросов и вариантов ответов и варианты их решения.

  8. Область применения и виды экспертного опроса. Организация и проведение. Оценка качества экспертной информации. Примеры использования.

  9. Контент-анализ: понятие, область применения, виды. Примеры использования.

  10. Основные этапы подготовки и проведения контент-анализа, инструментарий.

  11. Эксперимент: сущность, основные принципы проведения, специфика эксперимента в социологии. Типы экспериментов и область их применения. Примеры использования.

  12. Этапы организации и процедура проведения эксперимента. Ошибки и трудности в эксперименте.

  13. Специфика метода наблюдения в социологии. Основные принципы, область применения наблюдения. Достоинства и недостатки метода. Примеры использования.

  14. Виды наблюдений: по степени формали­зации, позиции наблюдателя, по месту, частоте, условиям и пр. Качества наблюдателя, основные роли .

  15. Основные принципы фокусированного группового интервью, область применения метода фокус-групп. Организация фокус-групп. Примеры использования.

  16. Требования к модератору, техники управления работой группы. Деструктивные типы модераторов. Ошибки модератора

  17. Основные типы респондентов. Приемы нейтрализации деструктивных типов респондентов

  18. Область применения и суть метода глубинного интервью Возможности и ограничения. Примеры использования.

  19. Этапы организации и проведения глубинного интервью: время, место, техники. Критерии отбора респондентов. Особенности подготовки интервьюеров.

  20. Инструментарий для глубинного интервью. Особенности обработки и анализа данных.

  21. Основные виды выборок.

  22. Статистические гипотезы. Переход от содержательной гипотезы к статистической

  23. Точечное и интервальное оценивание

  24. Меры среднего и разброса для разных типов шкал

  25. Коэффициенты связи между признаками для разных типов шкал

  26. Дисперсионный анализ: область применения, алгоритм

  27. Классическая парная и множественная регрессия: область применения, оценка качества модели, ограничения

  28. Регрессия с фиктивными переменными

  29. Логистическая регрессия

  30. Иерархический кластерный анализ: область применения, алгоритм

  31. Неиерархический кластерный анализ: область применения, алгоритм

  32. Факторный анализ. Метод главных компонент. Критерии отбора факторов

  33. Совместный анализ: область применения, алгоритм

  34. Анализ соответствий: область применения, алгоритм

Воронина Н.Д. ------------------------------

(подпись)

Даудрих Н.И. ------------------------------

(подпись)

Толстова Ю.Н. ------------------------------

(подпись)

1 Предложенная подборка сайтов не включает материалы, доступные в библиотеке ГУ-ВШЭ как в электронном, так и печатном виде (/e-resources/e-resources.htm).

30

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проведение маркетинговых исследований

    Исследование
    ... анализа рынка бытовых услуг Определение методовсборамаркетинговыхданных Основные подходы к сбору информации для маркетинговых исследований Измерения в маркетинговых ... практически единственным методомсбора и анализамаркетинговой информации. ...
  2. Тема 6 сбор маркетинговых данных как этап коммерциализации технологий

    Документ
    ... и этими усилиями. Различные приемы сбора и обработки маркетинговыхданных можно найти в обширной литературе по ... необходимо строить отдельную модель. Метод кластерного анализа принадлежит к методам экстраполяции тенденций постольку, поскольку ...
  3. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин магистерская программа «маркетинг менеджмент в сфере услуг» направление «менеджмент» аннотация

    Программа
    ... классифицировать методысбора и анализамаркетинговыхданных; - использовать маркетинговую аналитику для разработки маркетинговых решений ... организациях сферы услуг, освоение методовсбора и анализамаркетинговой информации о качестве персонала ...
  4. Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения (на примере пошехонского горпо)

    Анализ
    ... исследований, проводимых в рамках данной работы. Целью данной работы является анализ розничного товарооборота по ... .– М.:БГЭУ, 2008.–509 с. Токарев Б.Е. Методысбора и использования маркетинговой информации. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2008 ...
  5. Методы прикладных социальных исследований

    Учебное пособие
    ... анализу. Раздел 2.2. Методысбора и анализаданныхМетод эксперимента. Сбор и анализданныхметодом формализованного интервью (анкетирования). Интервью в качественном исследовании. Биографический метод. Наблюдение. Методанализа ...

Другие похожие документы..