textarchive.ru

Главная > Программа дисциплины


Тема 9. Контент-анализ текстов: что и как можно узнать

  1. Контент-анализ текстов: понятие, область применения. Основные виды документов.

  2. Виды контент-анализа. Содержательный и структурный контент-анализ (направленный и ненаправленный, количественный и качественный).

  3. Основные этапы контент-анализа: выбор текста, уточнение категорий анализа, единиц счета, кодирование, обработка данных, выводы. Принципы формирования выборки.

  4. Примеры использования метода контент-анализа.

  5. Применение статистических компьютерных программ обработки данных для проведения контент-анализа.

Обязательная литература

  1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. М.: КноРус, 2007 (с. 212-285).

  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие / 2е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2005 (с. 322-341).

  3. Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. (Кн. 2, c. 85-103).

  4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006 (с. 716-742).

  5. Осин В. История контент-анализа: версии и безмолвствующие импликации // Ейдос. Альманах теорії та історії історичної науки. 2008. №3 (с. 254-263, 271-278). http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/eidos/2008_3/articles/252_Eidos-2008.pdf

  6. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005 (с. 218-237).

  7. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир. 2001 (с.93-140).

  8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 210-227).

Дополнительная литература

  1. Алмакаева А.М. Категория «качество жизни» в научном и общественном дискурсе: опыт контент-анализа веб-страниц Интернета // Социология: 4М. 2006. № 22.

  2. Бонзак Р. Документальный метод: Теория и практика интерпретации с позиции социологии знания / Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Сост. Н. Конеген, К. Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004.

  3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2001.

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 (с. 555-582).

  5. Кобзева С.В. Россия в зеркале американской прессы: компьютерный контент-мониторинг изданий New York Times, US Today и Wall Street Journal / Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.

  6. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М.: РАУ, 2000.

  7. Мансуров В.А., Семенова А.В. «Московский Комсомолец»: контент-анализ публикаций о терактах 2004 года и терроризме // Социологические исследования. 2007. № 8 (с. 36-41).

  8. Ньюман П. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. (с. 119-129).

  9. Олейник А.Н. Триангуляция в контент-анализе. Вопросы методологии и эмпирийная проверка // Социологические исследования. 2009. №2.

  10. Рогозин Д.М. Контент-анализ институциональных целей молодежных общественных объединений // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2006 (с. 152-173).

  11. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1 (с. 121-134).

  12. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, психологии, социология, культурологи, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004.

  13. Berelson B. Content analysis in Communications Research. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1951.

  14. Krippendorf K. Content Analysis: An Introduction to its Methodology. 2nd ed., Thousand Oaks (CA): Sage, 2004.

  15. Lazarsfeld, P.F., Merton R.K. Mass Communication, popular taste and organized social action / The Communication of Ideas. Ed. by L. Bryson. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.

  16. List D. Know Your Audience: A Practical Guide to Media Research. Wellington: Original Books, 2005.

  17. Neuendorf K.A. The Content Analysis Guidebook. Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2001 (фрагменты http://academic.csuohio.edu/kneuendorf/ content/resources/TOC.htm).

  18. Text analysis for social sciences: methods for drawing statistical inferences from texts and transcripts / Ed. by C.W. Roberts. New York: Lawrence Erlbaum Associates. 1996.

  19. Weber R.Ph. Basic Content Analysis. 2nd ed., Newbury Park (CA): Sage, 1990.

  20. Winter D.G., Stewart A.J. Content Analysis as a Technique for Assessing Political Leaders // A Psychological Examination of Political Leaders. N.Y., 1977.

Примеры компьютерных программ для анализа текстовой информации

  • QDA Miner (качественный анализ) и WordStat (контент-анализ) как дополнения к SimStat (статистический анализ), разработанные компанией Provalis Research ().

  • Atlas.ti – категорийный анализ качественных данных, доступна демо-версия программы для скачивания с сайта ()

  • Обзор программ для анализа текстов приведен здесь: http://academic.csuohio.edu/kneuendorf/content/cpuca/ccap.htm

Тема 10. Эксперимент как метод социологического исследования

  1. Эксперимент: сущность, основные принципы проведения, специфика эксперимента в социологии.

  2. Типы экспериментов и область их применения.

  3. Этапы организации и процедура проведения эксперимента. Ошибки и трудности в эксперименте. Схема классического эксперимента. Зависимые и независимые переменные, контрольная и экспериментальная группы. Принципы отбора участников, способы выравнивания контрольной и экспериментальной групп.

  4. Внутренняя и внешняя валидность эксперимента. Ошибки и трудности в эксперименте.

Обязательная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995 (с. 190-227).

  2. Вихалемм П. Эксперимент в социологическом исследовании /Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. (Кн. 2, c. 190-214).

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998 (глава 4, с. 79-107).

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 (с. 583-606).

Дополнительная литература

  1. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Сост. и общ. ред. М.И. Бобневой. М., Прогресс, 1980.

  2. Campbell D., Stanley J. Experimental and Quasi-Experimental Designs for Research. Boston: Houghton-Mifflin, 1963 (p. 13-71).

  3. Gerber A., Green D. The Effects of Personal Canvassing, Telephone Calls, and Direct Mail on Voter Turnout: A Field Experiment // American Political Science Review. 2000. № 94(3) (p. 653-664).

  4. Iyengar Sh., Peters M.D., Kinder D.R. Experimental Demonstrations of the ‘Not-So-Minimal’ Consequences of Television News Programs // American Political Science Review. 1982. № 76 (р. 848-858).

  5. Martin D.W. Doing Psychology Experiments. 7th Edition. Belmont, CA: Wadsworth/Cengage, 2008.

  6. Maxwell S.E., Delaney H.D. Designing Experiments and Analyzing Data: A Model Comparison Perspective (2nd ed.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2004.

Тема 11. Наблюдение как метод социологического исследования

  1. Специфика метода наблюдения в социологии. Основные принципы, область применения наблюдения. Достоинства и недостатки метода.

  2. Виды наблюдений: по степени формали­зации, позиции наблюдателя, по месту, частоте, условиям и пр.

  3. Качества наблюдателя, основные роли («новичок», «эксперт», «попутчик» и пр.). Этические проблемы метода.

  4. Этапы и процедура реализации наблюдения. Программа наблюдения.

  5. Инструментарий наблюдения (дневники наблюдения, технические приемы фиксации и описания результатов наблюдения). Принципы анализа и обработки данных наблюдения.

Обязательная литература

  1. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие / 2е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2005 (с. 300-321).

  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998 (с. 19-60).

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 (с. 525-554).

  4. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого иссле­дования. СПб.: Интерсоцис, 2006 (с. 82-133).

  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 193-210).

  6. Frankfort-Nachmias C., Nachmias D. Research methods in the social sciences. London. St.Martin’s press, 1992 (p. 187-204).

Дополнительная литература

  1. Алексеев А.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (Познание через действие). СПб: Институт социологии РАН, 1997.

  2. Веселкова Н. Об этике исследования // Социологические исследования. 2000. № 8 (с. 109–114).

  3. Доброшан О. Можно я буду дружить с вашей дочерью? / Полевая кухня: как провести исследование / Под. ред. Н.Гончаровой. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004 (с. 95-109).

  4. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

  5. Кудрявцева М. Драматургия попрошайничества // Невидимые грани социальной реальности. Сборник статей по материалам полевых исследований. Под ред. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Санкт-Петербург: Центр независимых социологических исследований. 2001. (/ sbornik9/9_kudr.htm)

  6. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании / Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. (Кн. 2, c. 150-189).

  7. Creswell J.W. Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003.

  8. Handbook of Qualitative Research. Ed. by N.K. Denzin, Y.S. Lincoln. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2000.

  9. Jorgensen D.L. Participant Observation: A Methodology for Human Studies. London: Sage Publications, 1989.

Тема 12. Метод фокус групп

  1. Основные принципы фокусированного группового интервью. Область применения метода фокус-групп. Возможности и ограничения метода.

  2. Этапы организации фокус-групп. Техническое обеспечение. Рекрутинг участников.

  3. Инструментарий исследования: техническое задание на рекрутмент, скрининговая анкета, гайд, стимульные материалы.

  4. Требования к модератору. Базовые техники управления работой группы. Типы модераторов. Ошибки модератора.

  5. Основные типы респондентов. Приемы нейтрализации деструктивных типов респондентов.

  6. Принципы обработки и анализа данных фокус-групп.

  7. Примеры использования фокус групп в рекламных исследованиях.

Обязательная литература

  1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1998 (с. 75-108, 147-250).

  2. Мертон Р., Фиске М., Кенделл П. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи, 1991 (с. 13-18, 63-77).

  3. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998 (с. 42-73).

  4. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003 (с. 38-90, 231-258).

Дополнительная литература

  1. Богомолова Н., Фоломеева Т. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997.

  2. Власова М.В. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. № 1.

  3. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.

  4. Barbour R.S. Developing Focus group research: politics, theory and practice. L.: Sage publication, 2001.

  5. Fern E. Advanced Focus group research. Thousand Oaks: Sage Publication, 2001.

  6. Greenbaum Th.L. The practical handbook and guide to focus group research. Txington, MA D.C. Heath and Company, 1988.

  7. Greenbaum Th.L. Moderating focus groups: A practical guide for group facilitation. Thousand Oaks: Sage Publication, 2000.

  8. Krueger R. Focus groups. Newbury Park: Sage publication, 1988.

  9. Morgan D.L. The Focus Group Guidebook. Focus Group: Kit 1.Thousand Oaks: Sage Publication, 1998.

  10. Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus groups. Theory and practice. Newbury Park. Sage, 1990.

Тема 13. Глубинное интервью

  1. Область применения и суть метода глубинного интервью Возможности и ограничения.

  2. Этапы организации и проведения интервью: время, место, техники. Критерии отбора респондентов. Особенности подготовки интервьюеров.

  3. Принципы конструирования вопросника для глубинного интервью (темы, последовательность, логическая развилка)

  4. Анализ и интерпретация глубинных интервью.

Обязательная литература

  1. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколло-Медиа, 2001 (с. 57-139).

  2. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого иссле­дования. СПб.: Интерсоцис, 2006 (с. 147-180, 198-205).

  3. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003 (с. 88-113, 127-145, 160-176).

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998 (с. 416-438).

Дополнительная литература

  1. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999 (с. 237-315).

  2. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. 1998. № 12.

  3. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: М.: Добросвет, 1998.

  4. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  5. Jones S. Depth interviewing // Applied qualitative research / Ed. by R. Walker. Aldershot: Brookfield: Gower, 1985.

  6. McCracken G. The long interview. Newbury Park. Sage, 1988.

Тема 14. Выборочный метод в социологии

  1. Генеральная и выборочная совокупности. Основные виды выборки.

  2. Ошибки выборки: случайная и систематическая.

  3. Критерии формирования дизайна выборки

  4. Построение территориальной выборки

Обязательная литература

  1. Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики: Учебное пособие. 5-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2005, сс.160-171.

  2. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М., 2003, с. 330-444.

  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: 1995, сс.51-60



Дополнительная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

  2. Давыдов А.А. Объем выборки // Социологические исследования, 1990, №6.

  3. Давыдов А.А. Репрезентативность выборки // Социологические исследования, 1990, №1, сс.115-121.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 1998.

  5. Синебрюхов Л. Джордж Гэллап предсказывал всё: от будущей жены до будущего президента, электронная версия статьи: /print.php3?id=13429

  6. Докторов Б. Джордж Гэллап: «В жизни нет «среднего» человека» // Мониторинг общественного мнения, 2000, №5. Или электронная версия: /public/doctorov/GallupOnline.doc

  7. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1999

  8. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990, сс.55-69

  9. Кендалл М., Сьюарт А. Теория распределений / Пер. с англ., М., 1966.

  10. Кокрен У. Введение./ Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976.

  11. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: ИНТЕРПАКС, 1996.

  12. Палий И.А. Прикладная статистика: Учебное пособие для вузов. / И.А. Палий. – М.: Высш.шк., 2004, сс.102-127.

  13. Чуриков А.В. Методы выборочного исследования (электронная версия книги, выборочные главы на диске). Основные публикации Чурикова А.В., размещенные в базе данных ФОМа: /cat/societas/culture/science/sotsiologiya/churikov/ /report/map/authors27 (список работ на )

  14. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995, сс.118-130.

  15. Эрик Пайс. Лесли Киш: достижения в социологии, (база данных ФОМ), опубликовано: /map/articles/pise

Тема 15. Математико-статистические основы социологических исследований

  1. Случайная величина: распределение, параметры распределения. Точечное и интервальное оценивание параметров распределения случайной величины. Двумерная случайная величина.

  2. Статистические гипотезы. Проверка статистических гипотез. Переход от содержательной гипотезе к статистической

Обязательная литература

  1. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Симонова Г.И. Теория вероятностей: учебник для экономических и гуманитарных специальностей. – М.: МЦНМО, 2009. – С. 10 – 125, 161 – 194

  2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ», 2008. – С.38 – 96, 125 – 141



Дополнительная литература

  1. Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики. С.-Пб: Лань, 2004

  2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998

  3. Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика, М.: Инфра-М,1997; Юнити, 2003

  4. Bluman A.G. Elementary statistics. A step by step. McGraw-Hill Companies. 1992, 1995, 1998, 2001

Тема 16. Описательная статистика

  1. Одномерные и двумерные частотные распределения

  2. Меры среднего и меры разброса для номинальных, порядковых и интервальных данных

  3. Построение доверительных интервалов для доли и для среднего

  4. Графическое представление данных



Обязательная литература

  1. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика, анализ связей номинальных признаков. М.: Научный мир, 2000



Дополнительная литература

  1. Паниотто В.И. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982

  2. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983

  3. Статистические методы анализа социологической информации. М.: Наука, 1989

  4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998

Тема 17. Измерение связи между признаками

  1. Коэффициенты связи между признаками (для номинальных, порядковых и интервальных шкал)

  2. Тесты на равенство средних, дисперсионный анализ, дисперсионный анализ Краскэла-Уоллиса

  3. Регрессионный анализ (парная и множественная регрессия, регрессия с фиктивными переменными, логистическая регрессия)

Обязательная литература

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. Москва, Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006. с. 39-190

  2. Аптон Г. Анализ таблиц сопряженности. М., Финансы и статистика, 1982, с.16-40

  3. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., Наука, 1987, с.25-52.

  4. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками: Учеб. пособие. - М.: Научный мир, 2000. -

  5. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ., М., Мир, 1982, с.222-308

  6. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, Наука, с.178-194.

  7. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. М., “ИНФРА-М”, 1998, с.191-284.

  8. Доугерти К. Введение в эконометрику. М., ИНФРА-М, 1999, с.53-114, с.134-217, с.262-287.



Дополнительная литература

  1. Моосмюллер Г., Ребик Н.Н. Маркетинговые исследования с SPSS: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 160 с.

  2. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, Наука, с.92-128.

  3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., Издательский дом “Стратегия”, 1998, с.144-186.

  4. Шеффе Г. Дисперсионный анализ. М.: ГИФМЛ, 1963

  5. Gibbons J.D. Nonparametric measures of association. //Sage univ. paper, N91, 1993

  6. Marsh C. Exploring Data. 1988, pp.123-142

  7. Walsh A. Statistics for the Social Sciences. 1990, Chapter 10, pp. 188-212

  8. Cr Iversen G.I., Norpoth H. Analysis of variance. /Sage Univ. paper, 1, 1976

  9. Bray J.H., Maxwell S.E. Multivariate analysis of variance. /Sage Univ. paper, 54, 1985

  10. Schroeder D.S., Sjoquist D.L., Stephan P.E. Understanding Regression Analysis. Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N57

  11. Berry W.D. Understanding Regression Assumptions. Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N92

  12. Hardy M.A. Regression with dummy variables. Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N93

Тема 18. Методы многомерной классификации: кластерный анализ

  1. Задачи, решаемые с помощью кластерного анализа

  2. Алгоритмы кластерного анализа: иерархический и к-средних

Обязательная литература

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. Москва, Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006. с. 205-223

  2. Анализ и интерпретация данных в социологических исследованиях. М., Наука, 1987, с.173-214.

  3. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, Наука, с.195-211.

  4. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ., М., Мир, 1982, с.344-354.



Дополнительная литература

  1. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., Финансы и статистика, 1989.

  2. Aldenderfer M.S., Blashfield R.K. Cluster analysis. //Sage univ.paper, N44 1984.

  3. Afifi A.A., Clark V. Computer-Aided multivariate analysis //2-nd ed., 1990, pp. 429-462.

  4. Arabie P., Carroll J.D., DeSabro W.S. Three-way scaling and clustering.//Sage univ. paper, N65, 1987.

Тема 19. Поиск латентных переменных: факторный анализ

  1. Задачи, решаемые с помощью факторного анализа

  2. Алгоритм факторного анализа (метод главных компонент)

Обязательная литература

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. Москва, Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006. с. 191-205

  2. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, Наука, с.212-266.

  3. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., Финансы и статистика, 1989.

  4. Интерпретация и анализ данных социологических исследований. М., Наука, 1987, с.215-251.



Дополнительная литература

  1. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ., М., Мир, 1982, с.354-379.

  2. Харман Г. Современный факторный анализ. М., Статистика, 1972.

  3. Kim, Muller. Factor analysis //Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N14

  4. Dunteman. Principle Component Analysis //Sage University Paper series on Quantitative Applications in the Social Sciences, N69

  5. Walsh A. Statistics for the Social Sciences. 1990, pp.329-337

  6. Kline P. An easy guide to factor analysis. //Routledge, London & N.Y., 1994

Тема 20. Совместный анализ

  1. Задачи, решаемые с помощью совместный анализа

  2. Алгоритм совместного анализа

Обязательная литература

  1. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.:Издательский дом "Вильяме", 2002.c775-790

  2. J, Douglass Carroll, Paul E. Green, "Psychometric Methods in Marketing Research: Part I, Conjoint Analysis", Journal of Marketing Research, November 1995, p. 385—391;

Дополнительная литература

  1. Сошникова Л.А., Томашевич В.Н., Уэббе Г., Шефер М.. Многомерный статистический анализ в экономике / под ред. В.Н. Томашевича. М, 1999.

  2. Черенков А. Применение метода совместного анализа в маркетинговых исследованиях.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. №4. 1999.

  3. Joel Huber Duke/. Conjoint Analysis: How We got here and where we are. University Durham NC/ Published in Sawtooth Software Conference Proceedings, 1997

  4. Joseph Curry. Conjoint Analysis: After the Basics // Marketing Research: A Magazine of Management and Applications, published by American Marketing Association (/news/library/articles/basics.htm)

Тема 21. Анализ соответствий

  1. Задачи, решаемые с помощью анализа соответствий

  2. Алгоритм анализа соответствий.

Обязательная литература

  1. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.:Издательский дом "Вильяме", 2002.c 790-811

  2. StatSoft, Inc. Электронный учебник по статистике. Москва, StatSoft. 2001. (/home/textbook/modules/stcoran.html)

Дополнительная литература

  1. Clausen S.-E. Applied correspondence analysis. An Introduction. Sage university paper series on quantitative applications in the social sciences. 07-121. Newbury park, CA: Sage, 1998.

  2. Клишина Ю.Н. Применение анализа соответствий в обработке нечисловой информации // Социология: 4М. 1991.  № 2. С. 105-118

  1. Толстова Ю. Основы многомерного шкалирования. Москва: Университет. 2006.

  2. Bendixen M. A practical guide to the use of correspondence analysis in marketing research // MarketingResearch On-Line. Vol.1. 1996.

  3. Blasius J. Correspondence Analysis in Social Science Research / Correspondence Analysis in the Social Sciences (pp.23-52). San Diego, CA: Academic Press. 1994.

  4. Greenacre M.J. Correspondence analysis in practice. London: Academic Press. 1993.

  5. Hoffman D., Franke G. Correspondence analysis: Graphical representation of categotial data in market research // Journal of Marketing Research. №23. 1986.

5. Планы семинарских занятий

Семинары 1. Программа социологического исследования (тема 3).

  • Разработка всех этапов методического блока программы исследования (на основе своего учебного исследования)

Задание к семинару 1

  • Сформулировать тему учебного исследования (в рамках своих научных интересов).

Домашнее задание. Часть 1. Подготовить эссе-обзор литературы (7-10 стр) на тему своего учебного исследования

Семинары 2-3. Методология измерения (тема 4).

  • Измерение латентых признаков: шкала Лайкерта, шкалы сумматорного типа, семантический дифференциал, методика Рокича, метод парных сравнений.

Семинары 4-5. Интерпретация и операционализация основных понятий (тема 5).

  • Операционализация и интерпретация основных концептов (на основе своего учебного исследования)

Домашнее задание. Часть 2. Разработка методоблока в рамках своего учебного исследования

Семинары 6-7. База данных Сomcon R-TGI (тема 6)

  • Приемы работы с базой R-TGI, программное приложение DataFriend

Семинар 8. Опрос как основной метод сбора социальной информации (7)

  • Разработка анкеты в рамках учебного исследования

Домашнее задание. Часть 3. Разработка анкеты в рамках своего учебного исследования

Семинар 9. Контент-анализ (тема 9)

  • Анализ текстов экспертных интервью: особенности обработки и интерпретации результатов в рамках традиционного и контент-анализа.

  • Проектирование эксперимента по прогнозированию ожидаемой эффективности рекламных материалов в прессе: использование контент-анализа.

Задание к семинару 5

  • Ознакомится с примерами контент-анализа, подобрать из архивов текстовые материалы, кодировочную книгу, бланк.

  • Провести контент-анализ (вручную или с помощью компьютерных программ) подобранных текстовых данных (отчет на 1-2 страницы).

Семинар 10. Метод фокус-групп (тема 12)

  • Особенности подготовки и проведения исследований с использованием качественных методов (фокус-группы, глубинное интервью).

  • Проведение фокус-групп (на основе готового гайда, адаптированного к учебным задачам) и обсуждение методических результатов – область применения метода, способы интерпретации результатов

  • Обсуждение прошедшей группы, ошибок, возможностей.

Задание к семинару 6

  • Ознакомится с принципами проведения фокус-групп, учебным гайдом, подготовится к роли модератора, респондента, наблюдателя.

Домашнее задание. Часть 4. Пилотаж разработанной анкеты учебного исследования (7-10 человек)

Домашнее задание. Часть 5. Обоснование выборки для реализации учебного исследования

Семинар 11. Методы описательной статистики (тема 16)

  • Одномерные распределения

  • Меры средней тенденции и меры разброса для разных типов шкал

  • Точеченое и интервальное оценивание

  • Графическое представление информации

Семинар 12. Коэффициенты связи (тема 17)

  • Коэффициенты связи для номинальных, интервальных и порядковых шкал

Семинар 13. Т-Тесты. Дисперсионный анализ. (тема 17)

  • Т-Тесты для независимых выборок, для парных выборок

  • Дисперсионный анализ

  • Дисперсионный анализ Краскэла-Уоллиса

Домашнее задание. Часть 6. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом дисперсионного анализа или т-тестов. Применение указанных методов. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 14-16. Регрессионный анализ (тема 17)

  • Классическая регрессия (парная и множественная)

  • Регрессия с фиктивными переменными

  • Бинарная логистическая регрессия

Домашнее задание. Часть 7. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом регрессионного анализа (любым из 3-х видов). Применение указанных методов. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 17. Кластерный анализ (тема 18)

  • Иерархический кластерный анализ

  • Неиерархический кластерный анализ

  • Разбор кейса: пример импользования кластерного анализа

Домашнее задание. Часть 8. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом кластерного анализа. Применение указанного метода. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 18. Факторный анализ. (тема 19)

  • Процедура факторного анализа

  • Разбор кейса: пример импользования факторного анализа

  • Домашнее задание. Часть 9. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом факторного анализа. Применение указанного метода. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 20. Т-Тесты. Анализ соответсвий. (тема 20)

  • Реализация анализа соответсвий в DataFriend

  • Разбор кейса: пример использования анализа соответсвий

Домашнее задание. Часть 10. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом анализа соответствий. Применение указанного метода. Написание отчета (на вторичных данных)

Семинар 21. Совместный анализ (тема 21)

  • Процедура совместного анализа

  • Разбор кейса: пример импользования совместного анализа

Домашнее задание. Часть 11. Формулирование содержательной задачи, которая может быть решена методом совместного анализа . Применение указанного метода. Написание отчета (на вторичных данных)

6. Примерный перечень экзаменационных вопросов

  1. Понятие социологического исследования. Методология как система принципов научного исследования.

  2. Специфика и основные типы исследований в рекламе.

  3. Понятие программы социологического исследования: роль, функции, требования к программе, структура программы

  4. Специфика измерения социальных характеристик. Общие принципы и технология интерпретации и операционализации основных концептов, понятий исследований.

  5. Источники искажений социологических данных: респондент, интервьюер, инструмент и метод. Оценка качества информации, стандарты.

  6. Понятие и виды опроса, область применения, преимущества и ограничения, типичные ошибки при опросах. Примеры использования.

  7. Структура анкеты, основные типы анкетных вопросов. Проблемы при формулировке вопросов и вариантов ответов и варианты их решения.

  8. Область применения и виды экспертного опроса. Организация и проведение. Оценка качества экспертной информации. Примеры использования.

  9. Контент-анализ: понятие, область применения, виды. Примеры использования.

  10. Основные этапы подготовки и проведения контент-анализа, инструментарий.

  11. Эксперимент: сущность, основные принципы проведения, специфика эксперимента в социологии. Типы экспериментов и область их применения. Примеры использования.

  12. Этапы организации и процедура проведения эксперимента. Ошибки и трудности в эксперименте.

  13. Специфика метода наблюдения в социологии. Основные принципы, область применения наблюдения. Достоинства и недостатки метода. Примеры использования.

  14. Виды наблюдений: по степени формали­зации, позиции наблюдателя, по месту, частоте, условиям и пр. Качества наблюдателя, основные роли .

  15. Основные принципы фокусированного группового интервью, область применения метода фокус-групп. Организация фокус-групп. Примеры использования.

  16. Требования к модератору, техники управления работой группы. Деструктивные типы модераторов. Ошибки модератора

  17. Основные типы респондентов. Приемы нейтрализации деструктивных типов респондентов

  18. Область применения и суть метода глубинного интервью Возможности и ограничения. Примеры использования.

  19. Этапы организации и проведения глубинного интервью: время, место, техники. Критерии отбора респондентов. Особенности подготовки интервьюеров.

  20. Инструментарий для глубинного интервью. Особенности обработки и анализа данных.

  21. Основные виды выборок.

  22. Статистические гипотезы. Переход от содержательной гипотезы к статистической

  23. Точечное и интервальное оценивание

  24. Меры среднего и разброса для разных типов шкал

  25. Коэффициенты связи между признаками для разных типов шкал

  26. Дисперсионный анализ: область применения, алгоритм

  27. Классическая парная и множественная регрессия: область применения, оценка качества модели, ограничения

  28. Регрессия с фиктивными переменными

  29. Логистическая регрессия

  30. Иерархический кластерный анализ: область применения, алгоритм

  31. Неиерархический кластерный анализ: область применения, алгоритм

  32. Факторный анализ. Метод главных компонент. Критерии отбора факторов

  33. Совместный анализ: область применения, алгоритм

  34. Анализ соответствий: область применения, алгоритм

Воронина Н.Д. ------------------------------

(подпись)

Даудрих Н.И. ------------------------------

(подпись)

Толстова Ю.Н. ------------------------------

(подпись)

1 Предложенная подборка сайтов не включает материалы, доступные в библиотеке ГУ-ВШЭ как в электронном, так и печатном виде (/e-resources/e-resources.htm).

30



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проведение маркетинговых исследований

    Исследование
    ... анализа рынка бытовых услуг Определение методовсборамаркетинговыхданных Основные подходы к сбору информации для маркетинговых исследований Измерения в маркетинговых ... практически единственным методомсбора и анализамаркетинговой информации. ...
  2. Тема 6 сбор маркетинговых данных как этап коммерциализации технологий

    Документ
    ... и этими усилиями. Различные приемы сбора и обработки маркетинговыхданных можно найти в обширной литературе по ... необходимо строить отдельную модель. Метод кластерного анализа принадлежит к методам экстраполяции тенденций постольку, поскольку ...
  3. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин магистерская программа «маркетинг менеджмент в сфере услуг» направление «менеджмент» аннотация

    Программа
    ... классифицировать методысбора и анализамаркетинговыхданных; - использовать маркетинговую аналитику для разработки маркетинговых решений ... организациях сферы услуг, освоение методовсбора и анализамаркетинговой информации о качестве персонала ...
  4. Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения (на примере пошехонского горпо)

    Анализ
    ... исследований, проводимых в рамках данной работы. Целью данной работы является анализ розничного товарооборота по ... .– М.:БГЭУ, 2008.–509 с. Токарев Б.Е. Методысбора и использования маркетинговой информации. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2008 ...
  5. Методы прикладных социальных исследований

    Учебное пособие
    ... анализу. Раздел 2.2. Методысбора и анализаданныхМетод эксперимента. Сбор и анализданныхметодом формализованного интервью (анкетирования). Интервью в качественном исследовании. Биографический метод. Наблюдение. Методанализа ...

Другие похожие документы..