textarchive.ru

Главная > Документ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 октября 2011 г. N 1757-р

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и заинтересованными организациями представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ, федеральных целевых программ и иных программных документов.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.

5. Минрегиону России обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 6 октября 2011 г. N 1757-р

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

I. Общие положения

Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические ориентиры, задачи, приоритеты, научно-обоснованный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Уральского федерального округа на период до 2020 года.

Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

В Стратегии:

проанализированы современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы Уральского федерального округа;

сформулированы цели и задачи развития с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации и специфики текущего состояния и конкурентного потенциала регионов, входящих в Уральский федеральный округ;

разработаны базовые сценарии развития и макроэкономический прогноз до 2020 года;

определены задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы и необходимое ресурсное обеспечение развития основных отраслей, социальной сферы, науки и технологий;

даны предложения по совершенствованию пространственной структуры экономики округа с учетом тенденций социально-экономического развития входящих в него субъектов Российской Федерации, а также межрегиональных и внутрирегиональных связей.

II. Характеристика Уральского федерального округа

1. Современные тенденции социально-экономического развития

Уральского федерального округа

Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области. Территория округа составляет 1818 тыс. кв. километров, или 10,6 процента территории Российской Федерации. Округ простирается более чем на 2450 километров с юга на север и на 1350 километров с запада на восток, захватывая значительную территорию Западно-Сибирской низменности.

Численность населения, проживающего в Уральском федеральном округе, по данным на 1 января 2010 г. составила 12290,1 тыс. человек, или 8,7 процента населения России. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года на территории округа проживает 67,2 тыс. человек, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или 24,1 процента их общей численности, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (ханты, манси, ненцы, селькупы, эвенки).

Начиная с 2007 года тенденция снижения численности населения округа сменилась на тенденцию ее роста за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью, а с 2009 года - за счет естественного прироста населения. В то же время регионы, входящие в состав Уральского федерального округа, относятся к урбанизированным, поскольку 80 процентов населения округа составляют городские жители.

Уральский федеральный округ располагает уникальным по запасам и разнообразию природно-ресурсным потенциалом, развитым промышленным комплексом, мощными, хотя и неравномерно развитыми, транспортной и энергетической инфраструктурой, высокой долей экспортной продукции, квалифицированными трудовыми ресурсами, разветвленной сетью образовательных и научно-исследовательских центров. Округ является мировым и общероссийским оленеводческим центром. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сосредоточено до 44 процентов общероссийской и почти одна треть общемировой численности домашнего северного оленя.

Уральский федеральный округ в настоящий период занимает одно из ведущих мест в экономике страны. По данным за 2009 год, при 9 процентах численности занятых в экономике в нем производится около 14 процентов суммарного по всем субъектам Российской Федерации валового регионального продукта, почти пятая часть общероссийского объема продукции промышленности и примерно 7 процентов продукции сельского хозяйства.

На долю Уральского федерального округа приходится почти 18 процентов объема всех основных фондов Российской Федерации, свыше 10 процентов общероссийского оборота розничной торговли, 13 процентов всего объема строительных работ и свыше 16 процентов общего объема инвестиций в основной капитал, более 21 процента всех финансовых поступлений в бюджетную систему страны и почти 35 процентов платежей в федеральный бюджет, более половины всего экспорта России с учетом экспортных поставок углеводородов, добываемых на территории округа. При этом по объемам валового регионального продукта и продукции промышленности, основным фондам и обороту розничной торговли, капиталообразующим инвестициям и финансовым поступлениям в бюджетную систему страны округ стабильно занимает лидирующие позиции (2-е - 3-е места среди всех федеральных округов Российской Федерации).

В промышленности округа занято свыше 27 процентов общей численности занятых в экономике, или почти 64 процента работающих в основных отраслях материального производства. В структуре занятого населения почти 55 процентов работников имеют высшее или среднее профессиональное образование (это 3-й показатель в Российской Федерации после Центрального и Северо-Западного федеральных округов).

К настоящему времени достигнутый уровень важнейших характеристик социального развития Уральского федерального округа превышает аналогичные среднероссийские параметры.

По уровню денежных доходов на душу населения Уральский федеральный округ стабильно занимает 2-е место после Центрального округа (120 процентов к среднероссийскому уровню в декабре 2009 года). По итогам 2009 года средняя номинальная заработная плата в экономике округа (22,7 тыс. рублей в месяц) в 1,21 раза превышала среднероссийский уровень. По данному показателю Уральский федеральный округ уступает только Дальневосточному федеральному округу.

В структуре экономики Уральского федерального округа ведущее место занимает промышленное производство, на которое (по оценке за 2008 год) приходится свыше 51 процента производства валового регионального продукта. При этом на сельское хозяйство приходится 2,5 процента, на строительство - более 7 процентов, на транспорт и связь - почти 8 процентов, на торговлю - 15 процентов.

Современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность - более половины валового продукта в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладают виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых и сосредоточенные, прежде всего, в двух субъектах Российской Федерации - Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.

В экономике Свердловской и Челябинской областей доминируют обрабатывающие производства, в частности машиностроение и черная металлургия. Удельный вес этих производств примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель по России и почти в 3 раза - средний показатель по Уральскому федеральному округу.

Сельскохозяйственное производство в целом по округу играет весьма незначительную роль в структуре видов экономической деятельности (2,6 процента), в 2 раза уступая среднероссийскому показателю. В то же время по отдельным субъектам Российской Федерации, традиционно развивающим отрасли агропромышленного комплекса, его доля существенна. По Челябинской области она составляет 8 процентов, а по Курганской области - почти 16 процентов.

Роль строительного производства в Уральском федеральном округе в целом соответствует роли этого вида деятельности в Российской Федерации и составляет немногим более 5 процентов в валовом региональном продукте Урала. Единственным регионом, где этот показатель существенно выше (почти 11 процентов), является Ямало-Ненецкий автономный округ, что связано в том числе с повышенными затратами на строительство жилья и объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

В секторе услуг в экономике регионов Урала пока незначительное место по сравнению с другими видами деятельности занимают финансовые и коммерческие услуги.

По объему промышленного производства Уральский федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов. Здесь производится 40 процентов продукции металлургического комплекса, около 10 процентов продукции машиностроения. В структуре промышленного производства Уральского федерального округа удельный вес металлургического комплекса составляет 25 процентов. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России.

Главные перспективы развития экономики Уральского федерального округа связаны с 2 мегакластерами: на севере (Западная Сибирь) - топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50 процентов экспорта Российской Федерации, развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии; на юге (промышленный Урал) - базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии, ядро оборонно-промышленного комплекса, в том числе ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских и образовательных центров.

Консолидировать эти кластеры призван комплексный инвестиционный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", предусматривающий создание транспортной и энергетической инфраструктуры, введение в хозяйственный оборот комплекса твердых полезных ископаемых, расположенных на восточных склонах Уральских гор.

Уральский федеральный округ является и в обозримой перспективе остается главным нефтегазодобывающим округом страны, не имеющим аналогов как по запасам, так и по текущему уровню добычи углеводородов, а также по мощности магистральных трубопроводов. На территории федерального округа добыча нефти составляет 63 процента общероссийского показателя, природного газа - 87 процентов, попутного нефтяного газа - 66 процентов и конденсата - свыше 66 процентов. Ежегодный объем добычи газа в последние годы составляет 570 - 590 млрд. куб. метров (21 процент мирового производства), нефти и конденсата - 300 - 325 млн. тонн (6 процентов мировой добычи). До 45 процентов потребности в газе стран Западной и Восточной Европы обеспечивается за счет месторождений, расположенных на территории Уральского федерального округа.

Суммарная доля ресурсодобывающих отраслей составляет около трех четвертей общего объема промышленного производства Уральского федерального округа. При этом его недра содержат 55 - 60 процентов ресурсов минерально-сырьевого потенциала России.

При безусловном преобладании высоколиквидных углеводородов значительную роль в общероссийских запасах играют и другие виды полезных ископаемых (ванадий, графит, асбест, хромовые руды, марганец, тальк, бокситы, каолин, кадмий, цинк, железные руды, бентониты, кварциты, висмут, сера, медь, цеолит, золото, кобальт, никель, уран и другие виды сырья).

Транспортный комплекс округа представлен всеми видами транспорта.

Трубопроводная система, обеспечивающая как внутренние, так и экспортные поставки углеводородного сырья, уникальна и не имеет аналогов в стране. При этом ее эксплуатация приближается к пределам пропускной способности (особенно в отношении жидких углеводородов) и не в полной мере реализует имеющийся потенциал развития отрасли, особенно в сфере удовлетворения потребностей независимых производителей.

Обслуживающая большую часть Уральского федерального округа Свердловская железная дорога по грузообороту занимает 2-е, по пассажирообороту 3-е место в России.

В округе находится 28 аэропортов, из них 7 - международные. Крупнейший в округе аэропорт Кольцово занимает 5-е - 6-е место в стране по объему перевозок.

Протяженность путей сообщения транспортной системы Уральского федерального округа по состоянию на конец 2008 года составляла 8536 километров железных дорог общего пользования, 58220 километров автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 40343 километров - общего пользования, 13007 километров - внутренних водных судоходных путей. Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозились до 200 тыс. пассажиров и более 2 млн. тонн груза.

Объем отправления грузов в 2000 - 2008 годах железнодорожным транспортом вырос более чем на 20 процентов, водным - в 2,7 раза, грузооборот по всем видам экономической деятельности увеличился на 44 процента. Отправление пассажиров воздушным транспортом возросло более чем в 1,4 раза, водным - в 1,8 раза.

Транспортные коридоры и магистрали пересекают округ как в широтном, так и в меридиональном направлении, однако транспортная инфраструктура весьма неоднородна и не обеспечивает должным образом экономические связи по направлению с севера на юг. Густота железнодорожных путей общего пользования в Свердловской области составляет 183 километра путей на 10000 кв. километров территории, в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе - только 6 километров.

Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа, обслуживаются 4 энергосистемами - Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской, входящими в объединенную энергетическую систему Урала.

Установленная мощность электростанций на территории Уральского федерального округа на начало 2010 года составила 29054,6 МВт, или 61,4 процента установленной мощности объединенной энергетической системы Урала, которая, в свою очередь, составляет около 20 процентов установленной мощности единой энергетической системы Российской Федерации.

Дефицит Челябинской и Курганской энергосистем покрывается за счет объединенной энергетической системы Урала.

Уральский федеральный округ входит в число территорий с низкой обеспеченностью сельскохозяйственными угодьями и пахотными землями.

Общая площадь лесного фонда округа составляет около 100 млн. гектаров, или 9,6 процента его площади по Российской Федерации. В общем запасе древесины на федеральный округ приходится 8 млрд. куб. метров, или 9,7 процента объема запасов древесины в стране.

Наличие значительных запасов спелых и переспелых хвойных (2,6 млрд. куб. метров, или 7,5 процента общего значения по Российской Федерации) и мягколиственных (1,4 млрд. куб. метров, или 16,4 процента) древостоев свидетельствует о большом сырьевом потенциале лесов Уральского федерального округа, однако основная часть лесов недоступна из-за недостаточного развития дорожной сети. Лесной комплекс округа, как и в целом по России, не смог преодолеть последствия нестабильного развития экономики в 90-х годах, и объем его производства после 2000 года находится примерно на одном уровне.

Современное социально-экономическое положение Уральского федерального округа характеризуется преобладанием позитивных процессов в отношении постепенного преодоления спада в отечественной экономике, произошедшего в результате глобального финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 годов.

Общий объем производства валового регионального продукта на территории Уральского федерального округа по сравнению с 2008 годом сократился на 7,9 процента на фоне его снижения по России в целом на 7,6 процента. Наряду с этим в течение 2009 года существенно обострилась ситуация на рынке труда в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа. В целом по округу общий уровень безработицы (рассчитанный по методологии международной организации труда) возрос с 5,5 процента в 2008 году до 8,1 процента в 2009 году (в целом по Российской Федерации он увеличился с 6,3 процента до 8,4 процента).

В первом полугодии 2010 г. индекс динамики экономической активности (в совокупности отражающий ее уровень по важнейшим отраслям экономики: промышленности, сельскому хозяйству, строительству и торговле) по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 103,2 процента по Уральскому федеральному округу против 104,9 процента по Российской Федерации, а в сфере промышленного производства темпы роста по округу составили 106,9 процента, что ниже, чем в среднем производится по России (110,2 процента).

Несмотря на возобновление экономического роста, в настоящий период масштабы строительных работ на территории округа пока не вышли на докризисный уровень. Снижение их объемов по Уральскому федеральному округу в первом полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 8,7 процента (по России в целом 3,1 процента).

Следует отметить развитие позитивных процессов в 2010 году на региональном потребительском рынке Уральского федерального округа. Оборот розничной торговли увеличился в первом полугодии 2010 г. на 2,1 процента (3,4 процента по Российской Федерации). Наметившаяся положительная тенденция на региональном потребительском рынке подкреплена достигнутым приростом реальных денежных доходов населения, который составил по округу 1,4 процента, что ниже соответствующего среднероссийского прироста (4,5 процента).

Вместе с тем социально-экономическое положение Уральского федерального округа характеризуется также наличием позитивной динамики в финансовом положении значительной части организаций. В частности, доля прибыльных организаций в экономике округа по итогам первого полугодия 2010 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года с 59,4 процента до 62,7 процента (в Российской Федерации доля прибыльных организаций возросла с 64,5 процента до 65,6 процента).

2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского

федерального округа

Лидирующие позиции и первостепенное значение Уральского федерального округа в общероссийской экономике обеспечивается относительно высокой конкурентоспособностью его хозяйственного комплекса. По интегральному индексу конкурентоспособности, рассчитанному по совокупности 8 важнейших характеристик регионального развития за 2009 год и динамики их изменения по отношению к 2008 году, Уральский федеральный округ занимает 3-е место, уступая Дальневосточному и Центральному федеральным округам.

Значительное влияние на текущую конкурентоспособность экономики в 2009 году и снижение основных ее параметров оказало резкое ухудшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и продукции черной металлургии.

По итогам 2009 года Уральский федеральный округ занимает лидирующее место в стране по ряду важнейших характеристик региональной конкурентоспособности - уровню производства валового регионального продукта на 1 занятого в экономике (159 процентов аналогичного среднероссийского показателя), среднедушевому объему частных (внебюджетных) инвестиций в основной капитал (210 процентов), среднедушевым денежным доходам населения с учетом уровня покупательной способности (около 131 процента), а также по среднедушевой величине экспорта (около 179 процентов аналогичного среднероссийского показателя).

Заметно выше среднероссийских значений также показатели Уральского федерального округа по общему (суммарному) среднедушевому объему собственных доходов консолидированных региональных бюджетов, рассчитанному с учетом уровня покупательной способности (141 процент), и величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике (91,7 тыс. рублей против 62,1 тыс. рублей по Российской Федерации).

В свою очередь, по ряду основных характеристик конкурентоспособности ниже среднероссийского оказался в Уральском федеральном округе уровень инновационной активности (98 процентов аналогичного среднероссийского показателя), отражающий сравнительный объем производства инновационных товаров (работ, услуг) и сравнительную степень патентной активности, а также уровень развития малого предпринимательства по совокупности основных товаропроизводящих отраслей (промышленности, сельскому хозяйству и строительству). Среднедушевой оборот в этом секторе малого бизнеса составляет по округу около 83 процентов аналогичного показателя по Российской Федерации. Причем по данной позиции округ занимает только 6-е место в Российской Федерации, опережая лишь Северо-Кавказский и Сибирский федеральные округа.

Вместе с тем по отдельным субъектам Российской Федерации Уральского федерального округа текущий уровень конкурентоспособности экономики сильно дифференцирован. По отдельным базовым характеристикам конкурентоспособности разрыв между крайними значениями по регионам округа достигает значительных величин: по среднедушевому обороту малых предприятий в товаропроизводящих отраслях - свыше 8 раз, сводному индексу инновационной активности - около 6 раз, среднедушевому объему частных (внебюджетных) инвестиций в основной капитал - почти 24 раза, среднедушевому объему экспорта - 75 раз, величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике - 150 раз. Показатели конкурентоспособности экономики Уральского федерального округа и его регионов представлены в приложении N 1.

В целом основными конкурентными преимуществами Уральского федерального округа являются:

ключевая геополитическая и геоэкономическая роль округа, занимающего срединное положение в Российской Федерации и имеющего первостепенное значение в системе транспортных коммуникаций страны, соединяющих ее европейскую и азиатскую части, страны Евросоюза с Азиатско-Тихоокеанским регионом;

богатейшая природно-ресурсная база, включающая прежде всего крупнейшие запасы нефти и газа, которые составляют 70 - 80 процентов прогнозных нефтегазовых ресурсов страны, а также минерально-сырьевая база, которая составляет 55 - 60 процентов ресурсов минерального сырья страны;

мощный экономический потенциал, обеспечивающий сравнительно высокий уровень экономического развития территории и лидирующие позиции в Российской Федерации по основным характеристикам региональной конкурентоспособности;

значительные объемы собственных доходов бюджетов большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, позволяющие проводить эффективную региональную политику;

присутствие на территории округа конкурентоспособных на глобальном уровне бизнес-структур в нефте- и газодобыче, обеспечивающих более 90 процентов общероссийской добычи природного газа и 65 - 67 процентов добычи нефти, производство 40 - 45 процентов общероссийской стали, проката, стальных труб;

сравнительно высокий уровень обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами (более 28 процентов занятого населения имеют профессиональное образование, что является наиболее высоким показателем в стране);

высокий научный и образовательный потенциал, наличие передовых научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений широкого профиля (более 200 крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки и около 2 тысяч малых предприятий, работающих в сфере науки и научного обслуживания);

наличие в регионе динамично развивающейся системы электронных коммуникаций;

значительный потенциал роста регионального потребительского рынка, определяемый сравнительно высокими личными доходами населения;

наличие на территории округа крупных полифункциональных агломераций;

устойчиво высокая инвестиционная привлекательность экономики округа.

Для обеспечения динамичного развития в долгосрочной перспективе первостепенное значение будет иметь последовательное и рациональное использование всего комплекса имеющихся конкурентных преимуществ Уральского федерального округа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации распоряжение от 6 октября 2011 г n 1757-р

    Документ
    ПРАВИТЕЛЬСТВОРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИРАСПОРЯЖЕНИЕот 6 октября2011 г. N 1757-р 1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического ...
  2. Правительство республики карелия распоряжение от 5 июля 2011 г n 329р-п

    Закон
    ... до 2030 года, утвержденная РаспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот 13 ноября 2009 года N ... ,9 1772,2 1757 1836 1891,7 1947,4 1947,4 От блок-станций ... на 2011-2020 годы (РаспоряжениеПравительства Республики Карелия от 14 октября 2009 ...
  3. Правительство республики карелия распоряжение от 5 июля 2011 г n 329р-п

    Программа
    ... до 2030 года, утвержденная РаспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот 13 ноября 2009 года N ... ,9 1772,2 1757 1836 1891,7 1947,4 1947,4 От блок-станций ... на 2011-2020 годы (РаспоряжениеПравительства Республики Карелия от 14 октября 2009 ...
  4. Правительство российской федерации постановление от 29 января 2007 г n 54 о федеральной целевой программе

    Программа
    ... 9360 970 1459 1757 2228 2946 направлению ... - 2011 годы (далее - подпрограмма) разработана в соответствии с распоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот 18 ... объединение изделий микромеханики <***> "Октябрь", г. Каменск-Уральский 136. ...
  5. Правительство российской федерации постановление от 15 апреля 1996 г n 480 об утверждении федеральной целевой программы (1)

    Программа
    ... примечание. РаспоряжениемПравительства РФ от 13.11 ... выполнения поручения Президента РоссийскойФедерацииот 9 октября 2006 г. N ... РоссийскойФедерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.11.2009 N 965, от 18.08.2011 ... 1757,17 1584,17 173 - - 2011 ...

Другие похожие документы..