textarchive.ru

Главная > Отчет


Федеральное государственное унитарное предприятие

Научно-исследовательский институт труда

и социального страхования

Федерального агентства по здравоохранению и социального развития

УДК

№ госрегистрации

Инв. №

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

___________В.В.Федин

«15» октября 2009 г.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

по теме: «Разработка системы критериев определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности работников, занятых в производствах с вредными и опасными условиями труда».

Государственный контракт № 269 от 05 октября 2009 г.

Научный руководитель к.э.н., ст. научн. сотр.

В.А. Никитин

Москва – 2009

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Руководитель темы, к.э.н., с.н.с

_______________________

В.А. Никитин

Исполнители темы:

Эксперт, д.э.н, проф.

_______________________

В.И. Оноприенко

Научный сотрудник,

к.т.н., доцент

_______________________

Т.Ю. Кузнецова

Научный сотрудник

_______________________

С.Е. Никитина

Экономист

_______________________

Г.В. Столярова

РЕФЕРАТ

Отчет 122 с., 7 ч., 5 рис., 12 табл., 60 источник, 4 прил.

ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ТЯЖЕЛЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, РАБОЧИЕ МЕСТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ТРУДОСПОСОБНОСТЬ, КРИТЕРИИ.

Целью выполнения работы является разработка системы критериев определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности работников, занятых в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда в целях своевременного выявления досрочной утраты трудоспособности. Наряду с анализом факторов производственной среды и трудового процесса, рассматриваются основные экономические оценки последствий их воздействия в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дается соответствующая ранговая оценка их значимости.

Результатом является формализованная система оценки определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности и соответствующий проект нормативного акта.

Разработанная система критериев может быть использована в деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, центрами профпатологии, организациями медико-социальной экспертизы, работодателями.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1.Изучение показателей состояния здоровья работающих в отдельных отраслях экономики с учетом характера и уровня воздействия факторов производственной среды и трудового процесса. Количественная оценка воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на состояние здоровья работающих в отдельных отраслях экономики. 7

2. Перечень вредных факторов производственной среды и трудового процесса и их значения, которые определяют досрочную утрату профессиональной трудоспособности работников, занятых в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. 20

3. Ранговая оценка факторов производственной среды и трудового процесса на основе анализа количественных показателей профессиональной заболеваемости и травматизма и расходов на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении работников, занятых в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда 22

4. Разработка системы критериев определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности работников, занятых в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. 28

5. Разработка формализованной системы оценки определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности на основе разработанной системы критериев. 40

5.1. Действующий порядок контроля воздействия на организм работающих занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами 40

5.2. Анализ действующих нормативно-правовых документов, связанных с оценкой определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности.Структура нормативного акта. 44

6. Разработка проектов нормативной документации с формализованной системой оценки определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности. 49

Заключение 65

Список литературы 71

Приложение 1. Классификация опасных и вредных производственных факторов 77

Приложение 2. Примеры государственных стандартов по определению характеристик опасного и вредного производственного фактора и предельно допустимых уровней или предельно допустимые концентраций 80

Приложение 3. Примеры гигиенических критериев и нормативов. 82

Приложение 4. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) 85

Приложение 5. Показатели профессиональной заболеваемости занятых в условиях труда согласно спискам №1, №2 и других списков работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. 96

Приложение 6. Показатели профессиональной заболеваемости в Российской Федерации 99

Приложение 7. По данным Росстата 101

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам взаимосвязи профессиональной заболеваемости и прав на льготное пенсионное обеспечение, также как и вопросам оценки состояния здоровья занятых во вредных и опасных условиях труда во всем мире на протяжении многих десятков лет посвящается очень большое количество литературы, специальных разработок, исследований.

В процессе трудовой деятельности на работающего воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, которые, так или иначе, оказывают негативное влияние на здоровье. По данным Всемирной организации здравоохранения, свыше 100000 химических веществ и 200 биологических факторов, около 50 физических и 20 организационных условий, видов нагрузок, психологических и социальных проблем могут выступать как факторы повышения риска болезней и нарушать психо-физиологическое состояние. По макроэкономическим оценкам эти потери, связанные с профессиональной заболеваемостью сопоставимы с десятой долей валового продукта. Полностью исключить влияние производственных факторов на организм работающего невозможно даже за счет самых передовых технологий и высокой культуры производства. Применяемые здесь решения затрагивают в настоящее время часто разнонаправленные интересы всех категорий экономически активного населения: работающих, администрацию организации (предприятия), работодателей и профессиональных союзов, медицинских организаций и их объединений, внебюджетных фондов, государственных учреждений и организаций и, конечно же,. бюджетов различных структур и уровней.

Настоящая работа отличается от многих аналогичных тем, что ставит своей задачей разработку системы критериев и порядка определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности лиц, занятых в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда в целях своевременного выявления не только уже приобретенного профессионального заболевания, но и выявление степени риска приобретения профессионального заболевания работника (возникновения профессиональной патологии) и порядка определения ситуации, при которой он без угрозы патологического ухудшения здоровья не может продолжать трудиться по данной профессии, в конкретных условиях труда. Наряду с изучением факторов производственной среды и трудового процесса, в настоящей работе рассматриваются основные экономические оценки последствий их воздействия в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дается соответствующая ранговая оценка значимости вредных производственных факторов.

В отличие от многих других работ по данной проблематике, настоящая работа имеет исключительно юридическую целенаправленность, а именно, ее результатом является формализованная система оценки определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности и соответствующий проект нормативного акта.

Использование полученных в работе результатов позволит определить тактику профилактики и меры социальной защиты работающих в неблагоприятных условиях труда, стать основой для принятия управленческих решений при определении досрочной утраты профессиональной трудоспособности.

Основное практическое назначение планируемых результатов: полученные результаты позволят повысить эффективность существующей системы охраны труда, профилактики профессиональной заболеваемости, снизить затраты государства и работодателей на возмещение вреда здоровью работников и реабилитационные мероприятия. Разработанная система критериев может быть использована в деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, организациями медико-социальной экспертизы, работодателями.

  1. Изучение показателей состояния здоровья работающих в отдельных отраслях экономики с учетом характера и уровня воздействия факторов производственной среды и трудового процесса. Количественная оценка воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на состояние здоровья работающих в отдельных отраслях экономики.

Изучению состояния здоровья населения в нашей стране посвящено очень много исследований, информационных, статистических и иных материалов.

Учитывая целенаправленность настоящей работы мы рассматриваем здесь только аспекты, связанные работой во вредных и опасных условиях труда в связи с обязательным социальным страхованием, данном случае – применительно к профессиональной заболеваемости.

В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Почти 60% рабочих мест, дающих право на льготную пенсию, приходится на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом, по оценкам экспертов, до 30% включенных в списки рабочих мест могут иметь относительно нормальные условия труда.

Численность занятых в тяжелых и опасных условиях труда в целом за период с 1997 по 2008 годы увеличилась на 9 % - с 6176 до 7407,5 тыс. чел.

Рис. 1 Численность занятых в профессиях по спискам № 1 и 2

В последние годы этот рост имел вполне устойчивый тренд и численность этой категории занятых прирастала на 300 – 400 тысяч ежегодно опережала темпы роста численности занятого населения. В результате удельный вес занятых в тяжелых и опасных условиях труда возрос с 9,7 % до 12%. (рис. 2 и таблица 1).

Рис 2. Удельный вес занятых в профессиях по Списку № 2

Многие отрасли промышленности в настоящее время испытывают не лучшие времена. Независимо от платежеспособности страхователя исполнительные органы ФСС РФ в настоящее время решают весь комплекс задач по предоставлению установленных выплат пострадавшим в порядке компенсации утраченного заработка, организации реабилитации, а также осуществлению мер по финансовой устойчивости данной системы, гарантом которой выступает государство.

По статистике Фонда (ЕИИС «Соцстрах»), формируемой в процессе реализации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, численность застрахованных неуклонно растет: по сравнению с 2000 годом в 2008 году она увеличилась на 19 %, и составила 62 955,6 тыс. человек. При этом численность пострадавших снижается (таблица 13).

На начало 2009 года ежемесячные страховые выплаты в целом по Российской Федерации осуществлялись более чем 531 тыс. получателям.

Выплаты обеспечения по страхованию осуществляются в полном объеме и тем пострадавшим, чьи работодатели – причинители вреда в настоящее время ликвидированы, таких пострадавших в целом по Российской Федерации более 182 тыс. человек.

По базе данных ЕИИС «Соцстрах» в целом по Российской Федерации на начало 2009 года было 468,2 тыс. пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, в том числе 51,2 тыс. пострадавших (10,9 % от общего числа пострадавших по Российской Федерации) в организациях-страхователях по видам экономической деятельности, соответствующим профессиям по Списку № 2.

В целом по организациям-страхователям анализируемой выборки отношение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний к общей численности застрахованных (работающих) в данных организациях значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации и этот разрыв увеличивается: в 2003 году этот показатель по рассматриваемой выборке был выше среднероссийского в 1,39 раза, в 2008 году - в 1,59 раза (см. таблицу 13).

Если в среднем по Российской Федерации наблюдается тенденция к снижению отношения числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний к общей численности застрахованных (за 6 лет с 2003 по 2008 годы это отношение снизилось с 0,806 % до 0,744 %), то в организациях-страхователях по видам экономической деятельности, соответствующим профессиям по Списку № 2, наблюдается обратная тенденция: отношение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний к общей численности застрахованных по страхователям незначительно, но увеличилось с 1,124 % в 2003 году до 1,181 % в 2008 году. И это на фоне роста численности застрахованных в организациях-страхователях по видам экономической деятельности, соответствующих профессиям по Списку № 2. Такая динамика объясняется опережающими темпами роста численности пострадавших по сравнению с темпами роста численности застрахованных в по рассматриваемым видам экономической деятельности: за рассматриваемый период (6 лет) при росте численности застрахованных по рассматриваемым страхователям на 2,1 % численность пострадавших по указанным страхователям выросла на 7,2 %. Таким образом, в рассматриваемый период темпы роста численности пострадавших более чем в 3 раза опережали темпы роста численности застрахованных.

Увеличение численности пострадавших наблюдалось практически по всем видам экономической деятельности, соответствующим профессиям по Списку № 2, при этом по многим из них этот рост численности пострадавших сопровождался снижением численности застрахованных, среди них такие виды экономической деятельности, как добыча угля (снижение численности работающих (застрахованных) за 6 лет составило 16,6 % при росте численности пострадавших за 6 лет – в 1,6 раза), добыча металлических руд (снижение численности работающих (застрахованных) за 6 лет составило 7,1 % при росте численности пострадавших за 6 лет 34 %), металлургическое производство (снижение численности работающих (застрахованных) за 6 лет составило 16,6 % при росте численности пострадавших за 6 лет на 19 %), химическое производство (снижение численности работающих (застрахованных) за 6 лет составило 13,5 % при росте численности пострадавших за 6 лет на 11,7 %), текстильное производство (снижение численности работающих (застрахованных) за 6 лет в 2 раза при росте численности пострадавших за 6 лет на 14 %) и ряд других.

Снижение численности работающих (застрахованных) на фоне уменьшения численности пострадавших произошло в организациях производства аппаратуры для радио, телевидения и связи (за 6 лет – на 11,3%).

Рост численности застрахованных наблюдался на фоне роста более высокими темпами численности пострадавших в организациях электроэнергетики (за 6 лет численность застрахованных увеличилась на 22,2% при росте численности пострадавших на 34,2 %), в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг (за 6 лет численность застрахованных увеличилась на 24,7 % при росте численности пострадавших на 37,5 %), в организациях связи (за 6 лет численность застрахованных увеличилась 8,7 % при росте численности пострадавших на 12,8 %) и по ряду других видов экономической деятельности.

Таблица 13 - Субъекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Наименование показателей

ед. изм.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

По Российской Федерации: численность работающих (застрахованных)

чел.

60401618

61025370

60667145

61599394

62441487

62955569

Численность пострадавших

чел.

486647

487250

486496

486582

479841

468162

Отношение численности пострадавших к общей численности застрахованных

%

0,806

0,798

0,802

0,790

0,768

0,744

В организациях-страхователях по видам экономической деятельности, соответствующим профессиям по Списку № 2: численность работающих (застрахованных)

чел.

4247775

4261510

4213893

4292997

4313071

4334967

Численность пострадавших

чел.

47746

46653

47066

51538

51282

51199

Отношение численности пострадавших к общей численности застрахованных

%

1,124

1,095

1,117

1,201

1,189

1,181

В последние годы в организациях-страхователях по видам экономической деятельности, соответствующих профессиям по Списку № 2, так же, как и в целом по Российской Федерации наблюдается значительное сокращение количества зарегистрированных новых страховых случаев: до 2007 года включительно сокращалось количество как несчастных случаев на производстве, так и вновь выявленных профессиональных заболеваний. В 2008 году в целом по Российской Федерации при значительном, почти на 10 %, снижении по сравнению с 2007 годом количества несчастных случаев на производстве, количество вновь выявленных профессиональных заболеваний сократилось лишь на 1 случай, а в организациях-страхователях по видам экономической деятельности, соответствующих профессиям по Списку № 2, при значительном, на 9 %, снижении количества несчастных случаев на производстве, количество вновь выявленных профессиональных заболеваний по сравнению с 2007 годом возросло на 45 случаев, или на 6 %.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону " О приватизации государственного и муниципального имущества" Предисловие

    Закон
    ... и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социальногоразвитияФедеральная служба по труду и занятости Федеральноеагентствопоздравоохранению и социальномуразвитиюФедеральноеагентствопо физической культуре ...
  2. Комментарий (постатейный) к федеральному закону " о приватизации государственного и муниципального имущества" предисловие

    Закон
    ... и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социальногоразвитияФедеральная служба по труду и занятости Федеральноеагентствопоздравоохранению и социальномуразвитиюФедеральноеагентствопо физической культуре ...
  3. Федеральное государственное унитарное предприятие (2)

    Отчет
    Федеральноегосударственноеунитарноепредприятие Научно-исследовательский институт труда и социальногострахованияФедеральногоагентствапоздравоохранению и социальногоразвития УДК № госрегистрации Инв. № УТВЕРЖДАЮ Генеральный ...
  4. Федеральное государственное унитарное предприятие «брянское протезно-ортопедическое предприятие» министерства здравоохранения и социального развития

    Документ
    ... Федеральноегосударственноеунитарноепредприятие «Брянское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социальногоразвития ... на перевозку, страхование, уплату таможенных ... общеизвестных рейтинговых агентствпо профилю оказываемых ...
  5. Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени »

    Документ
    ... по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита федеральногогосударственногоунитарногопредприятия является руководитель федеральногогосударственногоунитарногопредприятия ...

Другие похожие документы..