textarchive.ru

Главная > Документ


800 СОВРЕМЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ

для 5-11 классов

Ростов-на-Дону Издательство

пресс

2003

ББК 83.3(0) С 65

800 современных сочинений по русской и мировой С 65 литературе для 5 — 11 классов /Составители: Э. В. Велик, С. В. Музычук. Ростов-на-Дону: "Издательство БАРО-ПРЕСС", 2003 - 896 с. ISBN S-94004-084-5

В сборник включены все основные темы сочинений до русской и зарубежной литературе, предусмотренные школь­ной программой для 5-11 классов.

Издание призвано помочь учащимся и абитуриентам при подготовке программных сочинений, а также при сдаче выпускных я вступительных экзаменов.

ББК 83.3(0)

Все права на книгу находятся под охраной издателей.

Ни одна часть данного издания, включая название

и художественнее оформление, не может перерабатываться,

переиздаваться, ксерокопироваться, репродуцироваться

или .множиться каким-либо иным способом.

ISBN 5-94004-084-5

© Оформление: "Изд-во Баро-Пресс", 2(103

Общие требования к написанию сочинений

Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще всего делятся на несколько типов.

  • Сочинения на свободнуютему. Темы этих сочинений носят идейно-политический, публицистический характер или предполагают размышления над морально-эти­ческими вопросами.

  • Литературоведческие сочинения. Их темой может быть раскрытие идейно-художественного содер­жания произведения, характеристика отдельного художествен­ного образа, в частности сравнительная. Выделяются так­же сочинения-размышления и теоретико-литературные сочинения.

  • Сочинения на полусвободнуютем у. Темой этих сочинений могут быть крылатые высказывания, анализ авторского произведения, изучаемого по школьной программе (опера, спектакль, кинофильм, картина и т. п.). В то же время ученикам или же абитуриентам изредка предла­гается написать сочинение о воображаемой дальнейшей судь­бе героев литературного произведения.

  • Творческое сочинение. Сочинения такого рода чаще всего рекомендуются школьной программой. В них входят: зарисовка, этюд, статья, очерк или даже басня, новел­ла, рассказ. Следует отметить, что творческих сочинений на выпускных и вступительных экзаменах не бывает.

Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:

♦ поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности уче­ника или абитуриента;

3

♦ мысли автора сочинения должны быть изложены в определенном порядке, хотя включать'план сочинения в ра­боту совсем необязательно;

♦ школьники должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, исследовать материал, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивиду­альный подход к определенным проблемам;

♦ вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения; *

♦ объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукопис­ного текста.

♦ раскрытие заданной темы предусматривает знание фа­
булы и сюжета произведения, понимание его символики и
идеи, использование биографического материала.

По мнению школьных учителей и преподавателей вузов, основными недостатками выпускных и вступительных сочи­нений являются:

  • недостаточное знание необходимых художественных тек­стов и литературно-критических работ, а также биографий писателей;

  • неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учи­тывать тематические особенности произведения;

  • неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической ра­боты экзаменуемого. Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации);

  • неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художествен­ной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каж­дом сочинении.

4

Несколько рекомендаций

  • Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.

  • Сочинение должно свидетельствовать о достаточно вы­соком уровне вашей эрудиции и умении высказывать и от­стаивать свою точку зрения.

• Не следует злоупотреблять цитатами. Наличие много­
численных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсут­
ствии собственных мыслей по предложенной теме.

  • Взявшись за свободную или полусвободную тему, необ­ходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.

  • Объем сочинения установлен' правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть "перебор" объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее скомканность.

  • Оживите свое сочинение, включите воображение, разно­образьте интонацию, покажите умение неординарно сопостав­лять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.

5 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Как Журавль и Цапля в гости ходили

Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, расска­зывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: "Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок".

Вчера я прочитала русскую народную сказку "Журавль и Цапля" и подумала, как важно быть добрым, не высокомер­ным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитан­ной сказке.

Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. "Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо лета­ешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговя­зый!" - заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля поду­мала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согла­ситься с его предложением. Она отправилась к нему ми­риться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: "Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!" Цапля заплакала, но даже ее слезы не

б

тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, оби­женная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.

Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом челове­ке. И единственное, что требуется от него, — измениться са­мому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"

Басня является одним из наиболее древних литератур­ных жанров. Героями басни могут быть я животные, и расте­ния, и неодушевленные предметы, и люди. Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. Его про­изведения, по мнению Н. В. Гоголя, — "подлинная книга народной мудрости". В своих баснях Крылов высмеивает че­ловеческие пороки и недостатки.

Так, в баснях "Квартет", "Лебедь, Рак и Щука" великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие эле­ментарных умений, профессионализма и согласия, без кото­рых хороший результат невозможен.

К чему это может привести, прекрасно показано в басне "Квартет". Однажды в лесу звери затеяли сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты "и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет". "Музыканты" принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись

7

местами, усаживались "чинно в ряд", но это не дало жела­емого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся ар­тисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней... А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь".

В общем деле нужны не только профессионализм и уме­ние, очень важно иметь согласие.

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевно­му результату, описанному И. А. Крыловым в басне "Ле­бедь, Рак и Щука". Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.

Познакомившись с маленькими смешными историями бас­нописца, мы поняли, что для решения дела мало только жела­ния собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН, ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

Волшебница-зима

(По стихотворениям А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф, И. Тютчева "Чародейкою Зимою...")

Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Про­зрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрусталь­ные узоры на окнах, скрип саней.

Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих по­этов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк по­священо этому времени года!

Стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою..." - тоже о ней. Читая их, мы по-нрвому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе постов.

8

У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холод­ным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется по­эту "скучной". "Глушь и снег... Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне". Даже веселый колокольчик трой­ки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика.

В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскли­во и невольно мечтается о встрече с дорогим сердцу челове­ком возле горящего камина.

Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении "Чародейкою Зимою..." Ф. И. Тютчев. Здесь зима - добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солн­це касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "осле­пительной красой".

Величественная, волшебная и необыкновенная пора.

Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею. -

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ

Белый гусь

(По рассказу Е. И. Носова)

Рассказ Е. Носова "Белый гусь" мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу.

Главный герой рассказа - Белый гусь. Он был очень красивый: "Тугие перья одно к другому так ладно пригна­ны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада". Ходил гусь всегда важно и степенно и считал себя самым главным в деревне. Его называли адмиралом: "Все у него

9

было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разгова­ривал с прочими деревенскими гусями". Белому гусю самому пришлось воспитывать гусят, потому что их мать погибла под колесами автомобиля. Более внимательного и заботли­вого отца сложно представить. Он никого не подпускал близко к своим гусятам. Оберегая своих детей, Белый гусь прогонял других птиц, шипел на людей, погнался даже за бычком и выгнал его с луга.

Однажды, когда гуси были на лугу, неожиданно по­лил холодный ливень. Все гуси легли на траву, а под ними спрятались маленькие гусята. Косой холодный ливень перешел в град, и гуси не выдержали и побежали прятать­ся в кусты лозняка. Оставленные взъерошенные гусята жалобно кричали вслед своим родителям и падали в траву под ударами града. Один Белый гусь сидел не шелох­нувшись, иногда вздрагивая от безжалостных ледяных ударов. Дождь закончился, но на середине луга неподвижно лежала белая птица, по ее клюву текла струйка крови, а из-под сильных крыльев выбирались дети. Белый гусь по­гиб, но спас своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким.

Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его самоотверженным подвигом.

О- О- <

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РУДОЛЬФ ЭРИХ РАСПЕ

Подвиги барона Мюнхгаузена

Невероятные приключения Мюнхгаузена — "самого прав­дивого человека на земле" — описаны в книге Р. Э. Распе "Приключения барона Мюнхгаузена".

О своих забавных случаях и путешествиях Мюнхгау­зен рассказывает сам. Спокойная, мирная жизнь не для него. Барон обожает приключения. Кто самый лучший охот­ник на свете? Конечно, Мюнхгаузен. Одним выстрелом он убил сразу десять уток. Зарядил ружье шомполом и проткнул с ходу семь куропаток. Решительность, смелость и находчивость помогли ему победить крокодила и льва, поймать бешеного дикого кабана и большую свинью. Он с легкостью укротил взбесившуюся шубу и лихо оседлал ди­кого коня.

Мюнхгаузен — настоящий герой. Его мужество, благород­ство и сообразительность помогли англичанам одержать по­беду над врагом. Ночью он незаметно пробрался в стан не­приятеля, сбросил пушки в море, а повозки и тележки под­жег. Когда его хотели отблагодарить за помощь и предложи­ли чины и ордена, он отказался, потому что помогал бескоры­стно, как друг.

Барон Мюнхгаузен нигде не пропадет! Он незаурядный че­ловек и все время попадает в самые немыслимые ситуации: он жил среди трехногих людей, лакомился вишнями с дерева, выросшего на голове оленя, зажигал огонь от искры из глаза. Барон успел два раза побывать на Луне, жил внутри огром­ной рыбы, три дня держал медведя за лапы и переносил под мышками лошадей.

Мюнхгаузен — неутомимый путешественник. Он был на Цейлоне, в Индии, Америке, Турции, Италии, Египте, дошел

11

почти до Северного полюса. И везде остроумный выдумщик и фантазер совершал свои необыкновенные подвиги.

Хотя все истории, случившиеся с Мюнхгаузеном, — плод его воображения, но читать их безумно интересно. Они пестрят шутками и юмором. От этих забавных исто­рий становится весело, без них жить было бы скучно и неинтересно.

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН

Приключения Герды в поисках Кая

Во всех сказках датского сказочника X. К. Андерсена по­беждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его ска­зок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозмож­ные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обре­тают множество друзей, разрушают злые чары и выходят по­бедителями.

Мне очень нравится сказка "Снежная королева", в ко­торой маленькая девочка Герда борется за освобожде­ние своего названого брата Кая из ледяных рук Снежной королевы.

Герда отправляется на поиски Кая после его похищения Снежной королевой. Ей предстоит пережить много приклю­чений, но она упорно продолжает искать своего друга, отваж­но идя навстречу опасностям.

Вначале Герда попадает в мир доброй волшебницы, где цветут сады, поют птицы. Но Герде не нужен этот спокойный сказочный мирок, она идет дальше, попадая в зимнюю стужу в летней одежде.

По дороге Герда повстречала доброго ворона, который по­мог ей попасть во дворец, где, вполне возможно, обитает Кай. Но и во дворце Герду настигает разочарование — женихом невесты оказался не ее названый брат. Герда делится с прин­цессой своими печалями. Принцесса искренне хочет помочь

12

Герде, предлагая ей богатства. Но Герду сердце зовет дальше в дорогу, поэтому принцесса распорядилась выдать Герде теп­лую шубку, муфту, шапочку, лошадей и золотую карету, и Герда снова отправляется в путь.

Когда Герда едет через лес, на карету нападают разбойни­ки. У Герды отбирают все, что ей подарила принцесса. Не­обузданная маленькая разбойница, дочь атаманши, выслуша­ла печальную историю Герды. Она никогда не знала о такой любви и верности и отпускает Герду, отдав ей своего любимо­го оленя, который сможет доставить девочку в царство Снеж­ной королевы.

Еще долго путешествует Герда, ее силы постепенно исся­кают, северные жители вовремя поддержали девочку с серд­цем, полным любви и надежды.

В конце пути Герда попадает в царство Снежной короле­вы. Увидев равнодушного и холодного Кая, она бросилась к нему и горько заплакала. Отчаянные, горячие слезы растопи­ли кусочек льда в сердце мальчика, и Снежная королева по­теряла силу и власть над детьми. Счастливые Герда и Кай возвратились домой.

Только стойкость и верность помогли Герде выдержать все испытания, через которые ей пришлось пройти, а самоот­верженная любовь помогла вернуть Кая к нормальной, пол­ноценной жизни.

Ъ > -Ф-

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Мамина ваза

(деловое описание)

Мамина ваза стоит в буфете на самом видном месте. Ее сделали из глины гжельские умельцы.

Это настоящая фарфоровая ваза. Хрупкая, красивая, глад-кал, с нежной синей росписью на белом фоне. Цветы и лис­тья незабудок искусно переплетены, образуя орнамент. Вни­мательно разглядывая вазу, можно увидеть разнообразные от­тенки, напоминающие синеву неба и голубизну океана. Изящ­ная форма подчеркивает красоту рисунка. Ваза выглядит очень нарядно и празднично.

Мамина ваза

(художественное описание)

На мамин день рождения сослуживцы подарили ей фарфо­ровую вазу, сделанную гжельскими умельцами. Теперь ваза стоит на видном месте — в буфете. Я часто подхожу к ней и прикасаюсь пальцами к прохладному, гладкому и изящному боку. Мне нравится рассматривать бело-синюю роспись из цветов и листьев незабудки, подчеркивающую торжественность и праздничность вазы.

Мама, как и я, часто любуется вазой, а затем перево­дит взгляд на осколок неба, виднеющийся из окна. Мне кажется, даже когда небо пасмурное, все равно цвета оста­ются свежими, природными и на вазе можно найти все небесные оттенки от пронзительно голубого до глубокого синего цвета.

Мама рассказала мне немного о гжельских мастерах, но я хочу узнать о них больше. Поэтому я собираюсь пойти в библиотеку и найти нужную мне литературу.

14

Осень

(художественное описание)

Клены оделись в багрянец. Они стоят, задумавшись, на опушке, словно грустят о том, что пришел октябрь. Ино­гда тихонько роняют свои резные листья. Внезапный по­рыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных кленов.

Как неясно выглядят золотые березки среди зеленых со­сен. Они опустили ветки и печалятся, что скоро придут холо­да. Похожие на огромных великанов, раскинув ветки, стоят желто-зеленые дубы.

Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собирают­ся в стаи и летят на юг. Где-то в вышине перекликаются дикие гуси. В родных краях становится очень холодно, и они вынуждены лететь туда, где тепло. Только воробьи летают вокруг и звонко чирикают, потому что им некуда спешить.

Первый снег

(художественное описание)

Осень постепенно отдает свои права зиме. Утром уже очень холодно, кое-где появляется первый иней. Днем солнце старается прогреть воздух, но, наверное, ему уже не хватает сил. Во всем ощущается морозное дыхание зимы.

За ночь на небе собрались тучи, а утром, словно пух, из них посыпались первые легкие снежинки. Они кружи­лись в танце и застилали землю белоснежным ковром. От этого волшебного снегопада на душе было и радостно, и грустно.

Утром выглянуло солнышко, и снег понемногу стал таять. Так бывает всегда, ведь это только первый снег!

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов сост

    Документ
    800современныхсочинений по русской и мировой ... сочинения-размышления и теоретико-литературные сочинения. • Сочинения на полусвободную тему. Темой этих сочинений ... литературного произведения. • Творческое сочинение. Сочинения такого рода чаще всего ...
  2. Вернер зомбарт буржуа этюды по истории духовного развития современного человека

    Отчет
    ... оставил 600 дюжин серебряных тарелок, 800 серебряных подносов и т.д. (18). Склонность ... морских разбойников, из которых 800 имели свое постоянное местопребывание в ... перешла всякие границы. В одном современномсочинении сказано: "Jamais on n'a tant ...
  3. Современный гуманитарный дистанционное образование

    Учебно-тематический план
    ... образовательной программе № 1 (С) СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1999 РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЙ ... примерно от 2,5 млн. до 800 тыс. лет. Последующие две ... кимеков в арабоязычных историко-географических сочинениях Правление Мукан-кагана Установление ...
  4. Современные коммуникативные технологии в языковом образовании хабаровск 2008 современные коммуникативные технологии в языковом образовании

    Документ
    ... области образования, аспирантов. УДК 800:378.147 ББК Ш 100. ... : 1. Ушинский К.Д. Родное слово // Собрание сочинений. Т.6. - М.,1948. 2. Бахтин М.М. ... наиболее актуальных проблем современного образования. Современная модель образовательного процесса ...
  5. Учебный абонемент – 3 экз

    Список учебников
    ... --- Н609101 (0); Н613550 (0) 800современныхсочинений по русской и мировой литературе ... (0) Дроняева, Т.С. Стилистика современного русского языка: Практикум: Для ... --- Н609101 (0); Н613550 (0) 800современныхсочинений по русской и мировой литературе ...

Другие похожие документы..