textarchive.ru

Главная > Документ


Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким).

Слово, растворённое любовью.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

АЛЕКСИЙ II

о современной России и ее Церкви.

© Издательство Московской Патриархии, 2001

Содержание.

▫ Предисловие.

▫ Блаженны очи, что видят.

▫ Тако да просветится свет ваш пред человеки.

▫ Грех раскола не искупается даже мученической кровью.

▫ Вынь прежде бревно из твоего глаза.

▫ Грех царствует к смерти.

▫ Западом и наказывал, и накажет нас Господь.

▫ Вот, Судия стоит у дверей.

▫ Будет воздвигнута новая Русь...

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

Трудным и противоречивым временем для России оказалось последнее десятилетие ушедшего века. Крушение большевицкого режима повлекло за собой распад Советского Союза и процесс – иногда очень болезненный – обособления народов, веками живших вместе. Чаемое, святыми провидцами предсказанное освобождение нашей Церкви-мученицы из семидесятилетнего богоборческого плена и возвращение ее к широкому общественному служению было не единственным следствием декларированной государством свободы вероисповедания.

В Россию хлынули проповедники всевозможных сект и культов, в большинстве своем тоталитарных, чтобы заградить только-только еще просыпавшемуся от духовной спячки народу дорогу к истинной вере.

Обретение гражданских свобод все чаще оборачивалось разгулом вседозволенности, под покровом которой расцветали ядовитые цветы греха и порока.

Разрушение прежней экономической системы шло под лозунгом созидания капиталистического (на этот раз!) рая и привело к невиданному в истории грабежу народа «приватизаторами» всех мастей и рангов. Борьба кланов и группировок за власть сотрясала и без того ослабленное государство и грозила обернуться борьбой всех против всех и превратить некогда великую и славную державу в конгломерат «удельных демократий».

Не один раз за то десятилетие казалось, что грех и беззаконие адским пламенем испепелят могучие корни Святой Руси, которыми всегда живо было и благодатно питалось наше отечество, – и тогда вновь исполнится на нашей земле пророчество Господа Иисуса Христа: ...восстанет народ на народ, и царство на царство (Мф. 24, 7). И грозный призрак великой смуты – пострашнее тех, которые сотрясали Россию в 1612-м и 1917-м, – вновь вставал над многострадальной страной.

Но всякий раз у последней черты замирала над пропастью Россия, незримо удерживаемая Всеблагим Промыслом Божиим, хранимая Покровом Пресвятой Владычицы Богородицы и молитвами святых угодников Божиих, подвигом веры и верности в земле нашей просиявших. И в эти тревожные, страшные в своем последнем напряжении дни спокойно и твердо, вселяя надежду и укрепляя силы, звучало слово Предстоятеля Русской Церкви – Святейшего Патриарха Алексия II.

Негромок его голос. Нет в нем командирского «металла» и митинговых «фанфар» – состраданием и любовью, пастырской мудростью и исповедническим стоянием за Истину Христову исполнено слово Святейшего Патриарха. В нем, как в зерне, собрана благодатная молитва Церкви земной и Небесной. И потому врачует, вразумляет и ободряет это слово, укрепляет в вере и дарует надежду.

Готовясь к недавнему юбилею Святейшего Патриарха – 40-летию его архиерейской хиротонии, пишущий эти строки вновь перечитал выступления, слова и печатные труды Первосвятителя – и убедился: в них есть ответы на все животрепещущие вопросы современности. Так возник замысел этой книги – посмотреть на мир глазами нашего Архипастыря, услышать его слово, чтобы понять, что есть путь, ведущий к возрождению России, есть свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Путь этот – через возрождение духовной жизни каждого в отдельности и всего общества в целом в Истине Христовой.

Книга была бы неполной, если бы вначале мы не рассказали о личности Святейшего Патриарха, о его духовном становлении и развитии и его архипастырском служении Церкви и народу.

Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР.

Восстанет из пепла и бездны греховной новая Русь – Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах.

Святейший Патриарх

Московский и всея Руси Алексий II

 

Блаженны очи, что видят.

Царство Небесное есть величайшая семья Божия – вечная семья любимых и любящих. Для бессмертной любви взращивает Господь верных Своих во временном мире, окрыляя их боголюбием и взаимной любовью. Для единения в любви приобретено Кровью Христовой и даровано нам бесценное сокровище – Святая Церковь Господня, Матерь-Церковь наша. Об этом единстве Спаситель наш Иисус Христос, Вочеловечившийся Сын Божий, молился Небесному Отцу: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы... чтобы они имели в себе радость Мою совершенную (Ин. 17, 11, 13).

Бог – Объединитель, диавол – разделитель. Извечный враг рода человеческого, сатана, силится вселить ненависть и вражду между государствами и народами, внутри государств и народов, в городах и селениях. Всезлобный дух стремится разорвать семьи, воздвигнуть брата на брата, жену на мужа, детей на родителей. Этот диавольский сценарий ярко проявился в Великой российской смуте конца ХХ века, когда на народ, который богоборческая власть на протяжении семи десятилетий пыталась заставить забыть о Господе Вселюбящем, ополчились новые легионы демонов-разрушителей. Цель демонического действа – распылить некогда державный народ на одержимые злобой и пороком, бесконечно одинокие «молекулы», погибшие для Царства Небесной Любви, годные только на растопку адских печей.

«Дай Бог, чтобы Россия нашла дорогу к Свету. Путь этот, конечно, лежит чрез сердце каждого из нас... Нам предстоит поистине молекулярная работа по освящению и христианизации мира, что, собственно, и является делом Церкви во всех веках», – говорит Святейший Патриарх Алексий II. И он же, провожая век ХХ, сказал: «Жестокий и безжалостный век, расщеплявший не только атом, но и человеческие души, не спешит расставаться с нами».

Далеко не впервые отечество наше переживает тяжкие времена. Еще Древнюю Русь раздирали амбиции удельных властолюбцев: «князья друг на друга крамолу ковали», и проливалась русская кровь в братоубийственных междоусобицах. Мы с благодарностью вспоминаем имена собирателей Русской земли, Государей Московских: благоверного Иоанна Калиту и Симеона Гордого, святого Димитрия Донского и Иоанна III. Но им было легче вершить дело объединения – раздробленный политически, русский народ тогда был духовно един во Святом Православии.

Святостью возросла, святостью утвердилась и святостью процвела Москва, которой суждено было стать первопрестольным и царствующим градом Руси. До явления в ней святого правителя, князя Даниила, была Москва лишь незначительным поселением, но под его рукой внезапно, неожиданно для людей стала славиться она среди древнейших городов русских.

Сын святого Даниила – благоверный Московский князь Иоанн Калита выделялся среди других правителей смиренной любовью к Предстоятелю Церкви святителю Петру. Этой любви, этого смирения не хватило владетелям по-мирски знаменитой Твери, соперничавшей с Москвой за первенство на Руси. Святитель Петр избрал центром Русской митрополии город «успокоившего его в старости возлюбленного князя Иоанна». Духовная власть, непобедимая власть Церкви Христовой, стала незримой опорой мирской власти Государей Московских. Святитель Петр предрек благоверному князю Иоанну Калите «прославление с родом его паче других князей». Пророчество сбылось.

Имя Петр означает «камень». Духоносный архипастырь Древней Руси, святой митрополит Московский Петр некогда явился и доныне остается «камнем», на котором основано единство Русской земли. Святейший Патриарх Алексий II признавался в благоговейном трепете, с каким он воспринял посох святителя Петра – символ духовной власти Предстоятелей Русской Церкви.

Былая слава и могущество Российской державы могут быть восстановлены только на «камне» завещанной великими нашими предками святой православной веры – на твердой духовной основе.

За последнее разрушительное десятилетие XX века какие только экономические и политические рецепты ни применялись к несчастной России, но от этих «лекарств» лишь усугублялись страдания народа. По слову Христа Спасителя, наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам (Лк. 12, 31). Ныне дело собирания Русской Церкви, на которое Господь воздвиг Святейшего Патриарха Алексия II, является делом спасения отечества нашего.

Бесполезно объяснять высшие истины духовным слепцам. Можно только пожалеть заблудших, о которых говорит Господь: ...и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6, 10).

А имеющие духовное зрение да видят и разумеют, какими знамениями милости Божией осенено это Патриаршество. Да постигнут верные, что означает новое обретение величайших святынь, среди которых честные мощи Всероссийского молитвенника – преподобного Серафима Саровского и Всероссийского печальника – святого Патриарха Тихона.

«Среди лета запоют Пасху», – так пророчествовал о будущих своих торжествах преподобный старец Серафим. Уже дважды сбывалось это предсказание, дважды Православная Русь, прославляя Всероссийского молитвенника, летней порою оглашала звуками пасхальных песнопений места земных его подвигов.

Впервые это произошло на заре XIX века, в канун революционной катастрофы. Такого поистине всенародного христианского праздника, в который вылилось прославление преподобного Серафима Саровского в 1903 году, не бывало в России дотоле на протяжении двух столетий. Во главе с благоверным царем Николаем II пришли поклониться Саровскому чудотворцу сотни тысяч русских людей. Словно бы ожило древнее святорусское благочестие: все сословия, от генерала до нищего бродяги, будто бы слились в чувстве любви к Небесному предстателю Руси преподобному Серафиму.

Но знали ли эти ликующие толпы, какие чудовищные бедствия ждут их в недалеком будущем? Лучше всех знал о мрачной бездне, надвигающейся на отечество, сам преподобный Серафим, за век до того предвозвещавший: «О, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! Но эта радость на самое короткое время, далее будет такая скорбь, чего от начала мира не было».

Впоследствии, когда, как предвещал духоносный старец, уже «лились реки русской крови», в народе стали говорить, что дни прославления преподобного Серафима были «прощанием Бога с Русской землей». Да, народ-отступник словно оставлен был Господом Правосудным в годину революционного безумия и на долгие десятки лет под гнетом безбожного режима. Но вот, вернулся к нам преподобный Серафим, снова запели русские люди среди лета пасхальные песнопения. Однако можем ли мы, смеем ли мы утверждать, что Дивеевские торжества 1991 года были новой встречей России с Господом Милующим?

Надежду вселяет еще одно предвещание Саровского духоносца: «Не до конца прогневается Господь и не попустит до конца разрушиться Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».

Но не спасает Бог тех, кто сам не стремится к спасению.

Да, вновь Всероссийский молитвенник обращается к заблудшему своему народу с призывом вернуться на путь Правды Божией. Вновь пролился на нас поток чудес от святых мощей великого старца, снова обращены к нам благодатные слова его наставлений, благодатные уроки его жития. И судьбы отечества нашего зависят от того, сумеет ли каждый из нас расслышать его призыв к духовному деланию: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Так молился чудотворцу Саровскому во дни дивеевских торжеств Святейший Патриарх Алексий II:

«Отче наш Серафиме! При жизни твоей ты был источником Божественной любви и радости. Ныне, предстоя перед ракой с твоими святыми мощами, просим: научи нас братолюбию и радости в Духе Святом, помоги преодолеть все разногласия и нестроения, даруй мир и благоденствие Святой Церкви, отечеству нашему в сей день и в грядущие времена».

Нынешний наш Первосвятитель взял на себя крест Патриаршего служения если и не в трагичнейшую, то в сложнейшую для Русской Церкви эпоху. И словно на помощь ему нежданным обретением честных мощей своих явился Всероссийский печальник – святой Патриарх Тихон. О подвиге святителя Тихона засвидетельствовано в акте прославления: «С именем Патриарха отождествлялась Русская Церковь, хранящая неповрежденным Святое Православие, и он сохранил единство возглавляемой им Церкви». Словно в дни новой Смуты, словно бы не в начале, а в конце ХХ века сказаны Всероссийским печальником его скорбные слова:

«Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других – в отчаяние? Грех, тяготеющий над нами, – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся как пьяные. Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинною кровию, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.

Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которым и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших. Грех – тяжкий нераскаянный грех – вызвал сатану из бездны».

Но и среди бедствий еще страшнейших, чем нынешние, среди ужасов гражданской войны и чудовищного голода, казней, пыток и лагерей, не покидала святого Патриарха Тихона вера в свой народ и надежда на его возрождение: «Верим, что как быстро и по-детски доверчиво было падение народа русского, развращаемого много лет несвойственной нашей христианской стране жизнью и учениями, так же пламенно и чисто будет раскаяние его».

После интронизации Святейший Патриарх Алексий II смиренно отвергал попытки уподобления своей судьбы поприщу святителя Тихона:

«1990 год все же отличается от конца 1917 года. Тогда удар сознательно и специально наносился по Церкви и Патриарху. Сегодня же и Церковь, и Патриарх будут иметь лишь те скорби, которые будет переживать весь народ».

Однако не случайно именно над чудесно обретенными святыми мощами Всероссийского печальника вырвались у нашего Первосвятителя слова: «Второй год завершается моего Патриаршего служения, и с каждым днем я все больше ощущаю, насколько тяжел этот крест, возложенный на меня Полнотой Русской Православной Церкви». Далее последовала мольба о единстве, прежде всего – о единстве церковном.

Сейчас уже можно сказать: Святейший Владыка выстоял – и под его омофором за это тяжкое десятилетие выстояла и процвела Русская Православная Церковь. Недаром еще в начале этого Патриаршества один из очевидцев его служения говорил: «Святейший Патриарх Алексий II представляет собой образ Церкви, победно пронесшей себя через семь десятилетий государственного атеизма».

Сам облик нашего Первосвятителя, величественность его богослужений, его достоинство и самообладание, кротость его речей вселяют покой в истерзанные души. Он происходит из рода доблестных воинов и государственных деятелей, за служение России удостоившихся высоких дворянских титулов. Он высокообразован и многознающ, доктор богословия. Но его облик заставляет вспомнить не это, а евангельских рыбарей или твердых в вере старорусских крестьян: «плоть от плоти и кость от кости народной». Недаром народ в большинстве своем слушает не крикливых заезжих проповедников, а своего Патриарха: слышит его голос и идет за ним. Скептики могут возразить: это, мол, внешнее. Но Единый Господь Сердцеведец знает, чего стоит Первосвятителю хранить высокий покой, в котором – его долг Патриарха как живого олицетворения единства Русской Православной Церкви. В самом его образе зрима сущность служения Предстоятеля – СТОЯНИЕ ПРЕД БОГОМ ЗА НАРОД ПРАВОСЛАВНЫЙ.

Святейшим Патриархом указано важнейшее духовное делание нашего времени:

«Главное для Церкви – соединять людей там, где их можно соединить... Главная опасность для России – опасность разъединения... Будем молиться за наше отечество, чтобы оно вновь вернулось ко Христу и чтобы невзгоды, которые мы переживаем ныне, способствовали не помутнению разума людей, а напротив, просветлению их совестного чувства... Когда идет полный разброд и разорение всех связей – экономических, человеческих, национальных, – мы должны сохранить церковное единство, чувствовать себя братьями и сестрами».

Господь Иисус Христос учит нас, чуждаясь всяких пристрастий, познавать всякое дерево по плодам его (Лк. 6, 44). Каковы же плоды деяний нашего Предстоятеля, принявшего возглавление Русской Православной Церкви в судьбоносные времена?

Род лукавый... который ищет знамений (Мф. 16, 4), не желает видеть истинных и величайших чудес Господних. Несравненное чудо милости Божией – то, что Русская Православная Церковь выстояла семьдесят лет под гнетом тотального государственного богоборчества. Но разве не чудо – то, что происходило и происходит в Церкви под омофором Святейшего Патриарха Алексия II? После того, как «растаял ледник тоталитарного режима», в России воцарился хаос. Разруха поразила все: политику и экономику, отношения между народами и людьми, семьи и человеческие сердца. Кто-то вцеплялся в обломки былого, пытаясь удержать обвал, кто-то устраивал пир во время чумы. Многое множество людей предавалось унынию, впадало в отчаяние. Среди всеобщего распада только Церковь Российская нашла в себе силы созидать, строить.

Потребительский рай, который сулили «перестройщики», обернулся разрушением экономики и массовым обнищанием. Закрывались дотоле мощные предприятия, ликвидировались целые отрасли промышленности, пустели целые города... А Церковь, которую семьдесят лет громили и грабили, терзали и унижали, сумела восстановить из развалин свои святыни, и ныне вновь повсюду, подобно маякам Царства Небесного, благолепно сияют храмы и иноческие обители, наполняются молящимися дома Господни, миллионы душ устремляются к Вечному спасению.

«Красота храма, красота икон, красота богослужения призваны возрождать изначальную красоту человеческой души. Ведь каждый человек – это образ Божий».

Святейший Патриарх Алексий

Распалась гигантская держава СССР, и во многих регионах постсоветского пространства началось беснование национализма. На русских людей начали взваливать ответственность за все преступления большевицкого режима. Даже среди православных народов нашлись деятели, призывавшие к насилию над братьями по вере ради бесплодных национальных амбиций, толкавшие своих соплеменников к гибели их бессмертных душ, к расколам, ересям, сатанинской ненависти. Совершилось чудовищное: разорвана связь Киевской, Московской и Белой Руси – расчленены натрое народы одной крови, одного происхождения, одной православной веры, некогда составлявшие единую Святую Русь...

Но наперекор шквалу братоненавистничества Церковь соблюла свой канонический строй, сохранила высшее духовное единство верных во Христе Спасителе.

«Мы не испугались ни величайших трудностей, с которыми было сопряжено возрождение, ни попыток внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить нашу Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным».

Святейший Патриарх Алексий

После распада державы миллионы славян в странах СНГ и Балтии не по своей воле оказались за пределами исторической Родины. Тогдашним российским политикам было не до них, и множество этих людей почувствовали себя сиротами, брошенными и забытыми Матерью-Россией. Но о них не забыла Матерь-Церковь, ставшая единственной реальной опорой так называемого русскоязычного населения новых национальных государств, сделавшаяся для всех прибегающих к ней утешением, помощью, социальной защитой и духовной радостью.

Никакие землячества, культурные центры и фонды не в состоянии взять на себя миссию, которую осуществляет для славян ближнего зарубежья Русская Церковь, повсюду, где есть славянское население, создающая храмы и приходы, хранящая православную духовность, славянскую культуру, славянские исторические традиции – всю полноту мировоззрения, которым издревле жил и вдохновлялся православный народ Божий.

Ныне через Церковь пролегает живая связь зарубежных соотечественников с Россией: это главный залог того, что они не утратят ни национального лица, ни бессмертной души своей.

Святейший Патриарх Алексий II вершит беспримерное в истории деяние – святительские поездки по всему пространству необъятной Русской Церкви: за десять лет он уже посетил восемьдесят (!) епархий. Это кажется свыше человеческих сил. Но Господь укрепляет Первосвятителя нашего.

Святейший Владыка говорит о смысле таких поистине апостольских трудов:

«Впервые мы поставили перед собой задачу, чтобы не только жители Москвы и Петербурга, но и верующие по всей стране, и там, куда, как говорится, “никогда не ступала нога архиерея”, могли видеть Предстоятеля Церкви... Это делает возможным в буквальном смысле “служение собирания” – собирания народной молитвенной энергии в единый духовный фокус».

Каждый год собиратель Русской Церкви посещает ближние и дальние края, множество городов и селений, храмов и святых обителей. Нужно понимать, какую радость и свет несут эти поездки тысячам людей, как ликуют при встрече с Патриархом православные сердца, как одна такая встреча может перевернуть человеческую жизнь, заронить в душу искру спасительной веры. Да, такой полноты общения народа с Предстоятелем Церкви еще не знала история.

Позволим себе привести фрагмент журналистской статьи о поездке Первосвятителя в ноябре 1996 года в далекую Среднюю Азию:

«Еще самолет Патриарха рассекал небесную лазурь, приближаясь к Ташкенту, а к Свято-Успенскому кафедральному собору уже стекались человеческие ручейки, постепенно превращаясь в полноводную реку. Кто с полудня, а кто с утра спешил сюда – присмотреть себе местечко в соборе, продлить под его сенью радостное ожидание. Здесь собрались не только прихожане пяти ташкентских храмов, а еще и православные почти из всех среднеазиатских приходов, ныне располагающихся на территории четырех государств СНГ, в числе первых – большая группы верующих из Туркмении: семьями, с детьми предпринявшая дальний путь для участия в небывалом торжестве. А на церковном дворе, за алтарем – «черное море» одежд духовенства: более ста священников со всех концов Средней Азии обменивались приветствиями, улыбками, делили со всеми радостный трепет предчувствия...

Наконец – «красный звон» с колокольни собора. Качаются на ветру роскошные букеты, душистые дары осени, в России уже отцветшие, а здесь еще в полном цветении. Цветов так много, что Патриарх не успевает их принимать. В первых рядах встречающих  тянутся к Ангелу Русской Церкви за благословением дети, за ними – счастливые лица матерей. Когда Святейший Патриарх шествовал к распахнутым ему навстречу дверям храма, кто-то в окружающей толпе вздохнул: «Как в сказке...» Действительно, сказочным казалось то, что знакомый по бесчисленным фотографиям, родной каждому облик Святейшего Патриарха здесь, рядом, в живом присутствии, в живом молитвенном общении...

Те, кто хорошо знает организм собора, почувствовали в нем на этом богослужении нечто особое. Обычно даже по большим праздникам не успевшие занять место в храме спокойно остаются в церковном дворе – для таких и на этот раз была организована трансляция службы. Но тут людям было не до того, чтобы беречь себя от тесноты: каждому хотелось не только слышать, но и видеть. Некоторые, среди них и с детьми на плечах, «висели» на окнах собора. А сам храм был полон так, что ни войти, ни выйти. Молившиеся представляли собою как бы единое тело, почти неподвижное и совершенно безмолвное, напряженным вздохом вбиравшее благодать Патриаршего богослужения. Очевидно, это молитвенное единение почувствовал Святейший Патриарх, в Слове после всенощного бдения сказавший о единстве Тела Христова – Церкви: “Молитва, которая не знает расстояний, не знает государственных границ, объединяет нас во Христе Иисусе, Господе нашем”».

Это описание происходившего только в одном городе, в одном храме. А подобных посещений, подобных встреч, дарованных народу Первосвятителем, уже тысячи. Блаженны очи, что видят...

 

Россия дошла до крайних степеней политического унижения: сейчас «имя русское проносится с позором» по западным странам. Но в то же время Церковь сумела восстановить храмы – символы русской славы, символы надежды на восстановление российской державности. Освобожденный от святотатственного музейного пленения, ожил главный храм Русской Православной Церкви – Успенский собор Московского Кремля. С 1990 года в нем совершаются Патриаршие богослужения. В 1917 году, при возрождении Патриаршества, именно об этом храме говорил священномученик Иларион (Троицкий):



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (4)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное ... многочисленными межнациональными и межрелигиозными конфликтами. Митрополит Бишкекский и СреднеазиатскийВладимир глубоко изучил и обобщил историю ...
  2. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (3)

    Книга
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых ... (близ Шаша – Ташкента), первоначально к Среднеазиатской Церкви относилась и митрополия Шины (Китая), позднее в Чуйской ...
  3. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (7)

    Книга
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых ... (близ Шаша – Ташкента), первоначально к Среднеазиатской Церкви относилась и митрополия Шины (Китая), позднее в Чуйской ...
  4. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (1)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни ... из славных имен в истории Ташкентско-Среднеазиатской епархии. Еще до революции он ... Главный храм нашей отдаленной Среднеазиатской епархии – Ташкентский кафедральный собор создан в ...
  5. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (2)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в ... а не угрозой гонений. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии помнят подвизавшихся здесь несколько ... во главе с замечательным среднеазиатским подвижником архимандритом Серафимом ( ...

Другие похожие документы..