textarchive.ru

Главная > Документ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Nullaesthominicausaphilosophiandi, nisiutbeatussit

(Нет причины философствовать без пользы для человека)

Важнейшим средством формирования логико-гуманитарной культуры будущего специалиста, его теоретического мышления выступает история философии. В ней сосредоточен огромный опыт поисков мировоззренчески-ценностных ориентаций разных народов, множественность и альтернативность способов решения ими жизненно-практических проблем. Ее изучение способствует расширению рамок репродуктивного и продуктивного освоения студентами окружающего их мира, интенсифицирует поле информации и тем самым увеличивает спектр осознания самоценности творческих начал самоактуализации себя как личности.

Предлагаемое историко-философское введение в учебно-программный курс «Философия» имеет целью показать эволюцию концептуальных моделей философского миропонимания, особенности философствования и философской рефлексии о сути бытия, мира и человека, его месте, роли и предназначении в обществе. Контекст исторического развития философских идей, концепций, систем, учений ориентирован на диалектическое единство просвещения и воспитания.

Авторы дополнили историко-философское содержание курса проблемно-вопросной формой самоконтроля, осмысления читателями сути общечеловеческих поисков, ошибок, заблуждений на многотысячелетнем пути познания смысла жизни, социально и личностно значимых мировоззренческих проблем. Это способствует формированию морально-нравственного механизма связи между необходимым и свободным способом размышления (философствования).

В качестве основной учебной литературы рекомендованы:

  1. Гiсторыя філасофіі. Гродна, 1997.

  2. История философии. Мн., 2001.

  3. История философии. Ростов н/Д., 1999.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1997.

  5. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами: Пер. с англ. М., 1998.

  6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Пер. с англ. М., 2000.

Справочные издания:

  1. Анатомия мудрости. 106 философов: Жизнь. Судьба. Учение: В 2 т. /Авт.-сост. П. С. Таранов. Симферополь, 1995.

  2. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969.

  3. Блинников Л. В. Великие философы: Учеб. слов.-справ.: Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1997.

  4. Курбатов В. И. История философии. Конспект. Ростов н/Д., 1997.

  5. Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi. Мн., 1996.

  6. Новейший философский словарь. Мн., 1999.

  7. Переверзенцев С. В. Практикум по истории западноевропейской философии. М., 1997.

  8. Русская философия. Конец ХIХ — начало ХХ века: Антология: Учеб. пособие. СПб., 1993.

  9. Современная западная философия: Слов. М., 1991.

  10. Современная философия: Слов. и хрестоматия. Ростов н/Д., 1995.

  11. Таранов П. С. Философская афористика. М., 1996.

  12. Таранов П. Философия сорока пяти поколений. М., 1999.

  13. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

  14. Хесс Р. 25 ключевых книг по философии: Пер. с фр. Челябинск, 1999.

  15. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.

  16. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. М., 1997. Ч. 3; 1998. Ч. 1; 2001. Ч. 2.

  17. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1991; 1995.

  18. Чуешов В. Н. Введение в современную философию: Учеб. пособие. Мн., 1997.

1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ

Перед каждым человеком в разные периоды его жизни встают вопросы философского характера: о смысле жизни, об обществе, в котором он живет, о сущности человека и закономерностях человеческих взаимоотношений, о том, на что он может надеяться в будущем. От ответа на эти вопросы во многом зависит реальное поведение человека в самых разных жизненных ситуациях. Особенно важны они в переломные периоды развития общества (один из которых мы переживаем в настоящее время).

В данную эпоху, когда подвергаются критике старые нормы и идеалы общественного устройства и деятельности самого человека, необходимы основательные знания о бытии человека и мире, твердые ценностные установки личностного поведения. Именно в такие эпохи наблюдается заметная тяга к философии вообще и к истории философской мысли в особенности. Но тот, кто хотел бы найти в философских учениях прошлого или настоящего истины и готовые рецепты собственного поведения на все случаи жизни, в определенной мере будет разочарован. Историческое прошлое этой науки не есть хаотическое нагромождение различных направлений, школ, течений, отдельных философских учений, которые находятся друг с другом в непрерывной и постоянной дискуссии.

Серьезно изучая историю философской мысли, рано или поздно приходят к выводу, что собственное мировоззрение невозможно заимствовать в полном и законченном виде ни из одной ее теории. Историческое прошлое философии кажется хаосом только с первого взгляда, но при серьезном подходе к изучению узнаешь и понимаешь, что эпохи развития достаточно отчетливо отличаются друг от друга и содержанием поставленных проблем, и методами их решений, и философским языком, на котором они формулируются.

Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных этапах становления общества, история зарождения, формирования, развертывания основных ее направлений. Ее задача как науки состоит, следовательно, в том, чтобы раскрыть закономерности развития философии как специфической формы общественного сознания, отражающей общественное бытие.

История философии дает возможность понять и обобщить историческое развитие философской мысли человечества, осмыслить опыт научного познания. Она показывает, как формировалось умение оперировать научными понятиями и категориями, как отрабатывались в различные исторические эпохи приемы и способы теоретического мышления, методы научного познания законов природы, общества и мышления. Она учит историческому подходу к философским учениям прошлого, помогает находить причины изучаемых явлений, способствует выработке диалектического метода мышления и применения его в процессе познания и преобразования мира.

Но знание философских традиций, в рамках которых осуществляется теоретическое мышление, понимание важнейших проблем, по которым идет дискуссия, являются только предварительным условием для каждого, кто изучает ее историю. Человек, посвятивший себя изучению философии, непременно сам должен принять участие в (продолжающемся века и тысячелетия) диалоге, который и называется историей философии. Только в диалоге, где собеседниками выступают великие мыслители прошлого и современности, можно выработать теоретические основы собственного мировоззрения, поставить под вопрос мифы обыденного сознания, которые имеются у каждого человека и тем самым изменить способ собственного мышления и деятельности. Философское осмысление мира является неотъемлемой потребностью и свойством любого человека. Каждый, кто хоть раз задавался вопросами — что же такое мир, в котором мы живем; «что такое хорошо и что такое плохо; каким должно быть государственное устройство — по праву может назвать себя философом».

Литература:

  1. Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.

  2. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

  3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов: Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000. С. 4—18.

  4. Курбатов В. И. История философии. Конспект. Ростов н/Д., 1997. С. 3—10.

  5. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. М., 1991.

  6. Таранов П. С. Философская афористика. М., 1996.

Контрольные вопросы и задания (практикум)

  1. Что такое философия? Какие проблемы можно отнести к числу философских? Какие точки зрения об этом Вам известны? Проанализируйте следующие суждения:

«Удивление побуждает людей философствовать» (Аристотель).

«… Философия есть орган саморазвития человеческого духа» (Н. А. Бердяев).

«Род человеческий, от создания мира, задавался философскими вопросами, и, несмотря на тщету решений, периодически возвращался и возвращается к ним снова. Философия везде и всегда сопровождала умственную жизнь и была ее показателем» (К. Д. Кавелин).

  1. Назовите культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Имеется ли у философии свой язык и свои аргументы объяснения и доказательства? Чем они отличаются от обыденного языка и аргументации, а также от языка науки?

  2. Философия — это культура разумного мышления.

Согласны ли Вы с этим утверждением? Если да, то прокомментируйте суждение Р. Декарта: «… философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».

Назовите основные черты разумного мышления.

  1. Каков главный (основной) предмет философии? Какова польза философских знаний? Как Вы понимаете следующее высказывание:

«Философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука — сборник фактов, искусство — вопрос техники, жизнь — механизм. Философствовать — это развивать в себе человека как единое стройное существо» (Лавров П. Три беседы о современном назначении философии).

  1. Опираясь на предыдущие высказывания, проанализируйте основные функции философского знания (познавательную, культурно-воспитательную, мировоззренческую, методологическую).

  2. История философии в известном смысле выступает способом существования философского знания, которое систематизировано в разных философских учениях, школах. Чем можно объяснить многообразие философских учений, систем, школ? Как понять следующие высказывания Гегеля:

Как бы ни были различны философские учения и школы, «они все же имеют то общее между собой, что все они являются философскими учениями».

Конкретно-историческое состояние общественной жизни определяет «образ философии», ее исторические формы, так как философия — это «сознание и духовная сущность всего состояния народа».

  1. Приблизительно XXV веков назад произошел самый резкий поворот в человеческой истории, связанный с возникновением философского построения действительности. Человеческий дух приобретает способность к самопознанию, к философской рефлексии. «В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим до сих пор, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей: Во всех направлениях совершался переход к универсальности» (К. Ясперс).

Как Вы понимаете самопознание? Что такое философская рефлексия? Почему мы говорим, что философские категории являются всеобщими, универсальными понятиями, основой интеллекта, духовной культуры человечества? Назовите эти категории.

  1. Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чем философия, но нет науки и прекрасней ее. Какими же достоинствами (и функциями) должна обладать философия (греч. phileo — любовь и sophia — мудрость, буквально означает «любовь к мудрости»), чтобы заслужить столь парадоксальную характеристику?

Как понять в связи с этим следующее суждение:

«… С философствованием человек обретает свои истоки. Постоянная задача философии такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой…» (К. Ясперс)?

  1. Объясните по данной схеме структуру философского знания. Дайте общее определение онтологии, гносеологии. Какое место в этой структуре занимает логика? Что такое аксиология, этика и эстетика? Какое отношение имеют они к философии?

  2. философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому (рационализированному) исследованию действительности (мироустройства и отношения человека к миру — познавательное, ценностное, практическое). Дайте общую характеристику принципиальных различий двух основных философских методов — диалектики и метафизики.

2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Возникновение и развитие человеческого общества определялось орудийной деятельностью человека. Изготовление и пользование орудиями труда для удовлетворения первичных потребностей вырывает первобытного предка homo sapiens из круга природных закономерностей и постепенно создает новую сферу его деятельности, которая носила уже не биологический, а социальный характер. В свою очередь возникновение этой социальной сферы требовало радикального изменения самого предка человека, поскольку первыми орудиями труда, которыми он пользовался, были его телесные органы. Поэтому, чтобы использовать и совершенствовать орудия труда, первобытный предок человека должен был измениться сам: изменить свое тело, свою животную психику, установить контроль над своими биологическими потребностями, эмоциями, сексуальностью. Однако, поскольку на первых этапах развития общества человек был способен регулировать и контролировать лишь весьма малый фрагмент природных процессов, постольку сознание первобытного человека неизбежно носило мифологический характер.

Через миф человек как бы осваивает в своем мышлении те фрагменты окружающей его действительности, которые он практически освоить был не в состоянии, но которые весьма существенно влияли на всю его жизнь. Причем это освоение в мышлении того, что не было освоено в действительности проходило путем наложения того, что было известно человеку, на то, что было ему неизвестно. Каждый раз в мифе предстает в упорядоченном виде то, что обступает человека как темная бездна, перед лицом которой у него может возникнуть лишь одно чувство — страх и что он не может справиться с этим неведомым.

Ограниченность взаимодействия человека с природой на ранних этапах развития первобытного общества, когда человек пассивно пользовался дарами природы (охотничество и рыболовство), приводило к тому, что в мифах, отражающих деятельность человека, субъект деятельности и самая деятельность не отделяются друг от друга. Человек как бы вторит ритмам природы. В этом периоде развития первобытного общества родовая община не выделяет себя из природы, а индивид из рода. Сам род воспринимается как природное тело, а природа как социальное тело рода. У природных явлений и у первобытной общины находится общий предок, который получает облик животного. В мире царствует зооморфизм.

С развитием первобытного общества, усложнением хозяйственной деятельности людей, появлением земледелия и скотоводства, когда человек из пассивного потребителя готовых даров природы становится ее активным преобразователем, существенно меняется и содержание самого мифа. Зооморфизм старого мифа перерастает в антропоморфизм нового. Первопредок рода теряет свою зооморфную природу и наделяется человеческими чертами, и что самое важное, получает как свою важнейшую атрибутику тexнические средства (лук, стрелы, каменный топор, атрибутика сельскохозяйственной деятельности). В мифах возникает фигура культурного героя, который своей деятельностью может соперничать с силами природы, подчиняя их ceбе самому (Прометей). В сознании человека разделяется сфера естественного и сверхъестественного, до сих пор существовавших в неразрывном единстве. И таким образом сужается сама сфера распространения мифологического сознания.

Появляются предпосылки возникновения философии, как особой формы человеческого мышления, включающей в себя все формы знания тогдашнего человеческого общества. Оформление первых философских учений стало возможным в связи с переходом к классовому обществу и связанным с ним процессом разделения умственного и физического труда. Только в результате этого процесса постепенно сформировалась определенная социальная группа, главной задачей которой было производство и воспроизводство знаний.

Однако выделение философии как самостоятельной формы теоретического ведения о мире отнюдь не означало автоматического и абсолютного разрыва с мифологическими представлениями. Долгое время философия пользовалась мифологическими образами для обоснования тех или иных теоретических постулатов. Более того, именно в лоне мифа сформировались отчасти такие представления о мире и бытии человека в мире, которые, будучи переработаны философией, сами стали одними из основополагающих постулатов теоретическою мышления. Это — идеи происхождения всего сущего из единого первоначала, мирового круговорота всех вещей, взаимодействия мужского и женского начала во всех природных и социальных явлениях, которые затем трансформировались в концепции диалектического воззрения на них.

На смену мифологическому объяснению природы приходят попытки понять природу как таковую, открыть в ней закономерности на основе зарождающегося научного знания. «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно с действительным господством над этими силами природы».

Таким образом, рост конкретного фактического знания о вещах, людях, мире, изменения социально-общественного устройства жизнедеятельности, возникновение особого рода деятельности — деятельности научной, рационализируют человеческое мышление. Более XXV веков тому назад в древних странах древнейших цивилизаций (Индия, Китай, Греция и др.) появляются мыслители-философы. «Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец». Происходит своеобразная революция в мировоззренческих установках — возникает философия. Это совершенно новый тип мировоззрения. Его характерными чертами становятся рациональность и теоретичность, концептуальность и системность, доказательность и критичность. Эти особенности формировались постепенно, однако были выработаны основные категории и методы, которыми мы мыслим и пользуемся по сей день.

Следует заметить, что в процессе перехода от первобытно-родового строя к классовому, несмотря на все многообразие форм такого перехода, сохранялись и общие черты социальной истории тех народов, которые вступили на этот путь. Вот почему ранние формы философского мышления в древнем Китае, древней Индии и Греции в самых общих структурных характеристиках повторяли друг друга. Но затем своеобразие исторического развития каждой из трех вышеназванных цивилизаций отразилось на качественном состоянии древнекитайской, древнеиндийской и древнегреческой философии.

Литература

  1. Богут И. И. История философии в кратком изложении. М., 1995.

  2. Введение в философию: Учеб. для вузов. В 2 ч. Ч. 1. М., 1989.

  3. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу (Становление греческой философи). М., 1972.

  4. Курбатов В. И. История философии. Конспект. Ростов н/Д., 1997. С. 11—16.

  5. Мифы народов мира. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1996. С. 3—16.

  6. Тарнас Р. История западного мышления: Пер. с англ. М., 1991. С. 18—20.

  7. Тайлор Э. Б. Первобытная кульура: Пер. с англ. М., 1989.

  8. Чанышев А. Н. Начало философии. М., 1982.

Контрольные вопросы и задания (практикум)

  1. В чем особенности мифологического мышления? Почему они сохраняются и сегодня в массовом сознании?

  2. Почему мы говорим, что миф есть первая форма мировоззренческого мышления?

  3. Прокомментируйте следующее суждение:

«В качестве продуктов разума (но не мыслящего разума) религия народов и их мифология, какими бы простыми и даже неуклюжимы они не казались … содержат в себе … мысли, всеобщие определения, истину, ибо в основании их лежит инстинкт разумности» (Гегель).

Что собой представляют эти «всеобщие определения»? Каково их содержание?

  1. Объясните, какое идейное содержание мифа отражает данная схема:

  2. Дайте определение антропоморфизма, анимизма, фетишизма, тотемизма. Почему мифообраз есть единство общего и единичного? Приведите примеры.

  3. Какие черты мифа наследуются религией и философией? Определите это по специфике их ответов на вопрос: как устроен мир?

  4. Давал ли миф ответы на мировоззренческие вопросы? Если «да», то почему возникает новая форма мировоззрения — философия?

  5. В далекой «языческой» предыстории каждого народа можно проследить формирование идей предфилософского характера. Но развитая философская мысль у некоторых появилась лишь с момента вхождения их в орбиту влияния мировых религий, а содержание и формы философствования определились местом философии в рамках той или иной религии.

Можно ли говорить в таком случае о самобытности и оригинальности философской культуры этих народов? Какие оригинальные идеи родились, например, на почве белорусской культуры?

  1. В чем своеобразие философских проблем? Почему они противостоят мифу и «здравому смыслу»? В чем смысл критического отношения философии к наличной культуре (мнениям, знаниям, мифам, предрассудкам, практическому опыту)?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гражданское образование и Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методическийкомплекс. Пермь, 2003. 7. Права человека ... рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО ... Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа ...
  2. Права человека Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методическийкомплекс. Пермь, 2003. 7. Права человека ... рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО ... Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа ...
  3. Программно-методическое обеспечение муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г красный кут 2009-2010 уч год

    Учебно-методическое обеспечение
    ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ... Предмет К Л А С С программа Учебно-методическийкомплекс Особенности программы Вид (базовая или ... Содержание программы предусматривает изучение вопроса философии, этики, морали, психологии, ...
  4. Программно-методическое пособие элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка) Лингвопоэтический анализ стихотворного текста Шарко Петр Петрович

    Методическое пособие
    ... ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Программно-методическое пособие элективного курса для ... 20 годы 19 века немецкий философ Г. Гегель, систематизируя идеи, ... которые па­дает ударение, либо комплексов со­гласных, смежных с одинаковыми ...
  5. Маслов учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... д. филос. н., проф. Учебно-методическийкомплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями ... подготовить презентации с использованием программной оболочки Power Point: ... культуры // Вопросы философии. 1982. № 3. Казин А. Л. Философия искусства в ...

Другие похожие документы..