textarchive.ru

Главная > Документ


История философии: Учебник/Ч.С. Кирвель и др. Под ред. Ч.С. Кирвеля. - Мн., 2001.

  • Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2004.

  • Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.С.Степин и др./ Под общ. ред. Я.С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2007.

  • Философия: учебник для вузов/ [Ю. А. Харин, В.Ф. Берков, П. А. Водопьянов [и др.] / под общ. ред. Ю. А. Харина. - Минск: ТетраСистемс, 2007.

  • Чуешов В.И. Социально-политическая философия: курс лекций /В.И. Чуешов, Г.И.Касперович Г.И.. - Минск: Акад. Упр. При Президенте
    Республики Беларусь, 2006.

    Хрестоматии и антологии

    1. Антология мировой философии: В 4-х т. – М., 1969-1972.

    2. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч. 1. – Мн., 2004.

    3. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: Человек. Ч. 2. – Мн., 2005.

    4. Кузнецов А.В. , Кузнецов В.В. Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007.

    Информационно-справочные издания

    1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М, 2001-2002.

    2. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

    3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

    4. Философский словарь студента/ под общ. ред. В. Ф.Беркова, Ю. А. Харина. - Минск: ТетраСистемс, 2003.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    1. Введение в философию. В 2-х ч. / под общ. ред. И.Т. Фролова. 2-е изд. - М., 2002.

    2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс / учебник для вузов / В. А. Канке. - Изд.З-е, перераб. и доп. -Москва: Логос, 2006.

    3. Крапивенский С.Е. Социальная философия. - М., 2004.

    4. Козел А.А. философская мысль Беларуси: учебное пособие. - Мн.2004.

    5. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. Философия. – Мн., 2008.

    6. Сербиненко В.В. Русская философия / курс лекций. – М., 2005.

    7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2000.

    8. Философия. Глобализация. Интеграция: моногр. /В.И. Чуешов и др. / под общ. ред. проф. В. И. Чуешова. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - 2006.

    9. Философия / учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 1998.

    10. Философия / учебник / под ред. В. Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. - 2004.

    11. Чуешов В.И., Таркан И.И. Основы идеологии белорусского государства. Инновационные методы подготовки в вопросах и ответах. Минск: ИВЦ Минфина, 2008.

    ГЛАВА I

    ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

    И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

    §1. Мировоззрение и философия

    Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о совести, о добре и зле. Эти и другие "вечные" вопросы, заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти "вечные" вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.

    Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире.

    Истоками философии и религии в древнем мире были мифы. В мифологии в целостном единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхъестественное. Подобная целостность, нерасчлененность сознания была исторически необходимым способом освоения древними людьми действительности. Однако по мере развития знания, угасания первобытных форм общественной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались "вечные" вопросы – о происхождении мира и человека, о жизни и смерти и т.д. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.

    Религия – это такая форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

    В отличие от религии, философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям – интеллект, вере – логика. Философское знание обосновывает соответствующее мировоззрение. Философия выступает, таким образом, его теоретической основой.

    Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу – рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Сократ (470–399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

    Предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий и законов.

    В чем же состоит своеобразие философии?

    Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

    Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

    Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности (отражении). Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, предельным основанием духовной культуры.

    В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

    Хотя философия и наука - разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь - как актуальная, так и генетическая. Философию нельзя отождествлять с наукой, но можно говорить о научности философии. Это справедливо, хотя в отношении не всех философских систем, а лишь тех, которые принято называть, материалистическими.

    Как специализированное теоретическое основание мировоззрения, философия обладает рядом несомненных признаков научного знания: 1) системностью, 2) фиксированием в логических категориях и законах, 3) доказательностью, 4) объективной истинностью.

    Философия всегда обращается к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи философии и науки В.И.Вернадский заметил: "Точное и глубокое логическое изучение понятий есть основа и самая суть философского мышления. Это та сила – анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку".

    Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, таким образом, результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения человеком действительности (обыденного, религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщенно схематизированное отражение действительности.

    §2. Основной вопрос философии

    Знание о знании, познание "посредством понятий" (Гегель) дает возможность сформулировать общие принципы видения мира в его отношении, взаимодействии с человеком, и тем самым выявить универсальные законы многообразных взаимоотношений "человек – окружающий мир", теоретические методы их познания, способы и формы построения, проверки и доказательства достоверности результатов познавательной деятельности.

    В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Но само это отношение всегда конкретно-исторично, наполнено живым человеческим смыслом, воспринимается через призму накопленного опыта, знаний, общественно-исторических и личных интересов. Только человек способен к различению и осознанию отличия субъективного мира от объективного.

    Итак, философский анализ направлен во вне человека – на все мироздание, и внутрь – на самого человека. Философия исследует мир внешний по отношению к человеку, и мир внутренний, духовную жизнь человека, его сознание, в их взаимосвязи друг с другом. Основной вопрос философии имеет две стороны – что является первичным, материя или сознание, и познаваем ли мир.

    В зависимости от решения основного вопроса философии философы разделились на два направления – материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично.

    Идеалисты же считают, что первично сознание, – либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).

    В отношении познаваемости мира сознанием человека также существуют различные точки зрения – от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеалистами.

    §3. Проблемы философии

    На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

    1. Проблема объекта и предмета философии.

    Объектом философии является мир как единое целое, что даёт общий взгляд на мир.

    Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

    1. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.

    2. Проблема развития мира. Это проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии.

    3. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера.

    4. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Философия, таким образом, выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.

    §4. Функции философии

    Среди функций философии, прежде всего, выделяют мировоззренческую.

    Она состоит в том, что давая человеку общий, целостный, взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом мире.

    Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.

    Методологическая функция философии состоит в том, что философия, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира, и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

    Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности-мира, природы к сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой – оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере, осознания действительности через призму отношения "человек-мир", а также определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.

    Итак, философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте и роли в этом мире.

    Философия как форма самосознания и способ духовно-практического освоения мира является основой творческого потенциала личности. Становление и развитие философско-мировоззренческой культуры происходит, таким образом, в процессе специального овладения философией, ее проблематикой и историей. И, как отмечал французский философ Р.Декарт, "философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют".

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    1.1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

    1. Аристотель писал: "...имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоосновы и причины: и добро, и "то, для чего" есть один из видов причин. А что это ее мастерство творения, объяснили уже первые философы. Потому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философствовать... Но тот, кто не понимает и удивляется, признается в своем неведении (и поэтому тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться, для понимания, а не для какой-нибудь выгоды".

    • О каких чертах, особенностях мифа идет речь в тексте?

    1. "Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно, связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира – египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации".

    • Согласны ли вы с суждениями автора?

    • Может ли человек иметь не философское мировоззрение?

    • Изложите свой взгляд на соотношение мифов и философии, мировоззрения и философии.

    1. "Для мифологии не существует вопроса о том, как ее боги и герои конструируют объекты реального бытия... Соответственно, для мифологии бытие есть образ-символ, реальность, а для философов бытие (а значит, и реальность) есть проблема".

    • Прокомментируйте это положение. В чем вы видите отличие мифологии и философии в интерпретаций бытия?

    1. Существует мысль, что революция мировоззрения, осуществленная философией, заключалась не в смене арсенала знаний, а в преобразовании личности субъекта познания. В сравнении с мифологией впервые в истории культуры субъект знаний стал субъектом рефлексии, а знания – приобретением личности.

    • Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? В чем еще вы видите специфику философского понимания мира?

    1. При каком условии следующие суждения являются истинными:

    1. философия – это вытонченная религия;

    1. религия – это грубая философия.

    1. Проанализируйте и дайте оценку высказываниям знаменитых философов:

    1. "Религия, чтобы остаться правдивой, имеет потребность в философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религия" (К.Ясперс).

    1. "Все, кто владеет настоящей религией, вместе с тем, владеет истиной науки, искусства и философии" (Э.А.Жильсон).

    1. "...Если трезво подумать, то после слова божьего природоведческая философия – это наиболее надежные лекарства против забобонов и тем самым наилучшая подпитка для веры. Поэтому ее справедливо считают самой верной служанкой религии: если одна изъявляет волю бога, то вторая – его могущество... Не удивительно, что натурфилософия была задержана в развитии, так как религия, которая имеет наибольшую власть над мыслями людей, по причине необразованности и неосмотрительной предвзятости некоторых была отведена от натурфилософии и перешла на противоположную сторону".

    • Прокомментируйте приведенный текст. Охарактеризуйте мировоззренческую позицию философа.

    1. "Своеобразная сущность религии оставалась вне ее, она претендовала только на форму мысли. Если философия должна заменить религию, то философия, оставаясь философией, должна стать религией, она должна включать в себя в соответствующей форме то, что составляет суть религии, должна включить преимущества религии".

    • Может ли, на ваш взгляд, философия заменить религию? Дайте оценку рассуждению философа.

    1. Английский философ и ученый Б.Рассел считал, что церковная концепция праведности нежелательна по той причине, что она принижает разум и науку: "Возможно, что человечество уже стоит на пороге золотого века, но если так, то сначала необходимо будет убить дракона, который стережет вход, и дракон этот – религия".

    • Проанализируйте и дайте оценку приведенному рассуждению. Как лично вы решаете поставленный автором вопрос?

    1. Белорусский первопечатник, ученый-просветитель эпохи Возрождения Ф.Скорина стремился выяснить происхождение моральных представлений человека. Согласно Скорине, понятия морали имеют двойственную основу: индивидуальный разум и божье откровение. Природный моральный закон имеет приоритет: "прежде всех законов или прав писанных закон, прирожденный всем людям от господа бога дан есть".

    • Какая идея развивается великим белорусским просветителем?

    1. "Суть дела в том, что философское мышление, и религиозное сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого сознания. По-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают на одни и те же коренные духовные запросы. Потому что исторически религия и философия все время находились в тесном взаимодействии. Понять историю философии просто невозможно без знания истории религии".

    • В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимодействие религии и философии?

    1. "Человек несчастен только потому, что отрекся от природы. Он захотел быть метафизиком, прежде чем стать физиком, оставил в стороне реальность, чтобы размышлять над явлениями, пренебрег опытом, чтобы увлекаться абстрактными системами и гипотезами. Одним словом, человек отвернулся от изучения природы и отдал предпочтение погоне за явлениями. Пора начать черпать в природе необходимые средства против бедствий, причиненных нам буйной фантазией. Пользуясь опытом, разум должен, наконец, победить предрассудки, жертвой которых так долго был человеческий род".

    • Справедлива ли критика абстрактной философии и связанных с ней фантазий и предрассудков? Какие из них автор имел ввиду?

    1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся мировоззрение и философия?

    1. философия – это теоретическая основа, ядро мировоззрения;

    1. философия обладает мировоззренческой функцией;

    1. полностью совпадает по содержанию и объему с мировоззрением.

    • Объясните свой ответ.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Гражданское образование и Учебно-методический комплекс

      Учебно-методический комплекс
      ... Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методическийкомплекс. Пермь, 2003. 7. Права человека ... рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО ... Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа ...
    2. Права человека Учебно-методический комплекс

      Учебно-методический комплекс
      ... Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методическийкомплекс. Пермь, 2003. 7. Права человека ... рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО ... Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа ...
    3. Программно-методическое обеспечение муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г красный кут 2009-2010 уч год

      Учебно-методическое обеспечение
      ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ... Предмет К Л А С С программа Учебно-методическийкомплекс Особенности программы Вид (базовая или ... Содержание программы предусматривает изучение вопроса философии, этики, морали, психологии, ...
    4. Программно-методическое пособие элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка) Лингвопоэтический анализ стихотворного текста Шарко Петр Петрович

      Методическое пособие
      ... ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Программно-методическое пособие элективного курса для ... 20 годы 19 века немецкий философ Г. Гегель, систематизируя идеи, ... которые па­дает ударение, либо комплексов со­гласных, смежных с одинаковыми ...
    5. Маслов учебно-методический комплекс

      Учебно-методический комплекс
      ... д. филос. н., проф. Учебно-методическийкомплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями ... подготовить презентации с использованием программной оболочки Power Point: ... культуры // Вопросы философии. 1982. № 3. Казин А. Л. Философия искусства в ...

    Другие похожие документы..