Главная > Документ


История философии: Учебник/Ч.С. Кирвель и др. Под ред. Ч.С. Кирвеля. - Мн., 2001.

  • Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2004.

  • Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.С.Степин и др./ Под общ. ред. Я.С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2007.

  • Философия: учебник для вузов/ [Ю. А. Харин, В.Ф. Берков, П. А. Водопьянов [и др.] / под общ. ред. Ю. А. Харина. - Минск: ТетраСистемс, 2007.

  • Чуешов В.И. Социально-политическая философия: курс лекций /В.И. Чуешов, Г.И.Касперович Г.И.. - Минск: Акад. Упр. При Президенте
    Республики Беларусь, 2006.

    Хрестоматии и антологии

    1. Антология мировой философии: В 4-х т. – М., 1969-1972.

    2. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч. 1. – Мн., 2004.

    3. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: Человек. Ч. 2. – Мн., 2005.

    4. Кузнецов А.В. , Кузнецов В.В. Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007.

    Информационно-справочные издания

    1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М, 2001-2002.

    2. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

    3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

    4. Философский словарь студента/ под общ. ред. В. Ф.Беркова, Ю. А. Харина. - Минск: ТетраСистемс, 2003.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    1. Введение в философию. В 2-х ч. / под общ. ред. И.Т. Фролова. 2-е изд. - М., 2002.

    2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс / учебник для вузов / В. А. Канке. - Изд.З-е, перераб. и доп. -Москва: Логос, 2006.

    3. Крапивенский С.Е. Социальная философия. - М., 2004.

    4. Козел А.А. философская мысль Беларуси: учебное пособие. - Мн.2004.

    5. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. Философия. – Мн., 2008.

    6. Сербиненко В.В. Русская философия / курс лекций. – М., 2005.

    7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2000.

    8. Философия. Глобализация. Интеграция: моногр. /В.И. Чуешов и др. / под общ. ред. проф. В. И. Чуешова. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - 2006.

    9. Философия / учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 1998.

    10. Философия / учебник / под ред. В. Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. - 2004.

    11. Чуешов В.И., Таркан И.И. Основы идеологии белорусского государства. Инновационные методы подготовки в вопросах и ответах. Минск: ИВЦ Минфина, 2008.

    ГЛАВА I

    ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

    И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

    §1. Мировоззрение и философия

    Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о совести, о добре и зле. Эти и другие ";вечные"; вопросы, заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти ";вечные"; вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.

    Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире.

    Истоками философии и религии в древнем мире были мифы. В мифологии в целостном единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхъестественное. Подобная целостность, нерасчлененность сознания была исторически необходимым способом освоения древними людьми действительности. Однако по мере развития знания, угасания первобытных форм общественной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались ";вечные"; вопросы – о происхождении мира и человека, о жизни и смерти и т.д. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.

    Религия – это такая форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

    В отличие от религии, философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям – интеллект, вере – логика. Философское знание обосновывает соответствующее мировоззрение. Философия выступает, таким образом, его теоретической основой.

    Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу – рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Сократ (470–399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

    Предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий и законов.

    В чем же состоит своеобразие философии?

    Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

    Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

    Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности (отражении). Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, предельным основанием духовной культуры.

    В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

    Хотя философия и наука - разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь - как актуальная, так и генетическая. Философию нельзя отождествлять с наукой, но можно говорить о научности философии. Это справедливо, хотя в отношении не всех философских систем, а лишь тех, которые принято называть, материалистическими.

    Как специализированное теоретическое основание мировоззрения, философия обладает рядом несомненных признаков научного знания: 1) системностью, 2) фиксированием в логических категориях и законах, 3) доказательностью, 4) объективной истинностью.

    Философия всегда обращается к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи философии и науки В.И.Вернадский заметил: ";Точное и глубокое логическое изучение понятий есть основа и самая суть философского мышления. Это та сила – анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку";.

    Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, таким образом, результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения человеком действительности (обыденного, религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщенно схематизированное отражение действительности.

    §2. Основной вопрос философии

    Знание о знании, познание ";посредством понятий"; (Гегель) дает возможность сформулировать общие принципы видения мира в его отношении, взаимодействии с человеком, и тем самым выявить универсальные законы многообразных взаимоотношений ";человек – окружающий мир";, теоретические методы их познания, способы и формы построения, проверки и доказательства достоверности результатов познавательной деятельности.

    В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Но само это отношение всегда конкретно-исторично, наполнено живым человеческим смыслом, воспринимается через призму накопленного опыта, знаний, общественно-исторических и личных интересов. Только человек способен к различению и осознанию отличия субъективного мира от объективного.

    Итак, философский анализ направлен во вне человека – на все мироздание, и внутрь – на самого человека. Философия исследует мир внешний по отношению к человеку, и мир внутренний, духовную жизнь человека, его сознание, в их взаимосвязи друг с другом. Основной вопрос философии имеет две стороны – что является первичным, материя или сознание, и познаваем ли мир.

    В зависимости от решения основного вопроса философии философы разделились на два направления – материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично.

    Идеалисты же считают, что первично сознание, – либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).

    В отношении познаваемости мира сознанием человека также существуют различные точки зрения – от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеалистами.

    §3. Проблемы философии

    На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

    1. Проблема объекта и предмета философии.

    Объектом философии является мир как единое целое, что даёт общий взгляд на мир.

    Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

    1. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.

    2. Проблема развития мира. Это проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии.

    3. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера.

    4. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Философия, таким образом, выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.

    §4. Функции философии

    Среди функций философии, прежде всего, выделяют мировоззренческую.

    Она состоит в том, что давая человеку общий, целостный, взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом мире.

    Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.

    Методологическая функция философии состоит в том, что философия, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира, и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

    Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности-мира, природы к сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой – оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере, осознания действительности через призму отношения ";человек-мир";, а также определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.

    Итак, философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте и роли в этом мире.

    Философия как форма самосознания и способ духовно-практического освоения мира является основой творческого потенциала личности. Становление и развитие философско-мировоззренческой культуры происходит, таким образом, в процессе специального овладения философией, ее проблематикой и историей. И, как отмечал французский философ Р.Декарт, ";философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют";.

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    1.1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

    1. Аристотель писал: ";...имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоосновы и причины: и добро, и ";то, для чего"; есть один из видов причин. А что это ее мастерство творения, объяснили уже первые философы. Потому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философствовать... Но тот, кто не понимает и удивляется, признается в своем неведении (и поэтому тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться, для понимания, а не для какой-нибудь выгоды";.

    • О каких чертах, особенностях мифа идет речь в тексте?

    1. ";Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно, связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира – египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации";.

    • Согласны ли вы с суждениями автора?

    • Может ли человек иметь не философское мировоззрение?

    • Изложите свой взгляд на соотношение мифов и философии, мировоззрения и философии.

    1. ";Для мифологии не существует вопроса о том, как ее боги и герои конструируют объекты реального бытия... Соответственно, для мифологии бытие есть образ-символ, реальность, а для философов бытие (а значит, и реальность) есть проблема";.

    • Прокомментируйте это положение. В чем вы видите отличие мифологии и философии в интерпретаций бытия?

    1. Существует мысль, что революция мировоззрения, осуществленная философией, заключалась не в смене арсенала знаний, а в преобразовании личности субъекта познания. В сравнении с мифологией впервые в истории культуры субъект знаний стал субъектом рефлексии, а знания – приобретением личности.

    • Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? В чем еще вы видите специфику философского понимания мира?

    1. При каком условии следующие суждения являются истинными:

    1. философия – это вытонченная религия;

    1. религия – это грубая философия.

    1. Проанализируйте и дайте оценку высказываниям знаменитых философов:

    1. ";Религия, чтобы остаться правдивой, имеет потребность в философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религия"; (К.Ясперс).

    1. ";Все, кто владеет настоящей религией, вместе с тем, владеет истиной науки, искусства и философии"; (Э.А.Жильсон).

    1. ";...Если трезво подумать, то после слова божьего природоведческая философия – это наиболее надежные лекарства против забобонов и тем самым наилучшая подпитка для веры. Поэтому ее справедливо считают самой верной служанкой религии: если одна изъявляет волю бога, то вторая – его могущество... Не удивительно, что натурфилософия была задержана в развитии, так как религия, которая имеет наибольшую власть над мыслями людей, по причине необразованности и неосмотрительной предвзятости некоторых была отведена от натурфилософии и перешла на противоположную сторону";.

    • Прокомментируйте приведенный текст. Охарактеризуйте мировоззренческую позицию философа.

    1. ";Своеобразная сущность религии оставалась вне ее, она претендовала только на форму мысли. Если философия должна заменить религию, то философия, оставаясь философией, должна стать религией, она должна включать в себя в соответствующей форме то, что составляет суть религии, должна включить преимущества религии";.

    • Может ли, на ваш взгляд, философия заменить религию? Дайте оценку рассуждению философа.

    1. Английский философ и ученый Б.Рассел считал, что церковная концепция праведности нежелательна по той причине, что она принижает разум и науку: ";Возможно, что человечество уже стоит на пороге золотого века, но если так, то сначала необходимо будет убить дракона, который стережет вход, и дракон этот – религия";.

    • Проанализируйте и дайте оценку приведенному рассуждению. Как лично вы решаете поставленный автором вопрос?

    1. Белорусский первопечатник, ученый-просветитель эпохи Возрождения Ф.Скорина стремился выяснить происхождение моральных представлений человека. Согласно Скорине, понятия морали имеют двойственную основу: индивидуальный разум и божье откровение. Природный моральный закон имеет приоритет: ";прежде всех законов или прав писанных закон, прирожденный всем людям от господа бога дан есть";.

    • Какая идея развивается великим белорусским просветителем?

    1. ";Суть дела в том, что философское мышление, и религиозное сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого сознания. По-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают на одни и те же коренные духовные запросы. Потому что исторически религия и философия все время находились в тесном взаимодействии. Понять историю философии просто невозможно без знания истории религии";.

    • В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимодействие религии и философии?

    1. ";Человек несчастен только потому, что отрекся от природы. Он захотел быть метафизиком, прежде чем стать физиком, оставил в стороне реальность, чтобы размышлять над явлениями, пренебрег опытом, чтобы увлекаться абстрактными системами и гипотезами. Одним словом, человек отвернулся от изучения природы и отдал предпочтение погоне за явлениями. Пора начать черпать в природе необходимые средства против бедствий, причиненных нам буйной фантазией. Пользуясь опытом, разум должен, наконец, победить предрассудки, жертвой которых так долго был человеческий род";.

    • Справедлива ли критика абстрактной философии и связанных с ней фантазий и предрассудков? Какие из них автор имел ввиду?

    1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся мировоззрение и философия?

    1. философия – это теоретическая основа, ядро мировоззрения;

    1. философия обладает мировоззренческой функцией;

    1. полностью совпадает по содержанию и объему с мировоззрением.

    • Объясните свой ответ.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Гражданское образование и Учебно-методический комплекс

      Учебно-методический комплекс
      ... Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методическийкомплекс. Пермь, 2003. 7. Права человека ... рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО ... Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа ...
    2. Права человека Учебно-методический комплекс

      Учебно-методический комплекс
      ... Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методическийкомплекс. Пермь, 2003. 7. Права человека ... рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО ... Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа ...
    3. Программно-методическое обеспечение муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г красный кут 2009-2010 уч год

      Учебно-методическое обеспечение
      ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ... Предмет К Л А С С программа Учебно-методическийкомплекс Особенности программы Вид (базовая или ... Содержание программы предусматривает изучение вопроса философии, этики, морали, психологии, ...
    4. Программно-методическое пособие элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка) Лингвопоэтический анализ стихотворного текста Шарко Петр Петрович

      Методическое пособие
      ... ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Программно-методическое пособие элективного курса для ... 20 годы 19 века немецкий философ Г. Гегель, систематизируя идеи, ... которые па­дает ударение, либо комплексов со­гласных, смежных с одинаковыми ...
    5. Маслов учебно-методический комплекс

      Учебно-методический комплекс
      ... д. филос. н., проф. Учебно-методическийкомплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями ... подготовить презентации с использованием программной оболочки Power Point: ... культуры // Вопросы философии. 1982. № 3. Казин А. Л. Философия искусства в ...

    Другие похожие документы..