textarchive.ru

Главная > Урок


Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе

Предисловие

      Предлагаемое пособие написано к учебнику по литературе для 5-го класса, авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин (7-е издание, переработанное в 2006 году). В 2008 году вышло 9-е издание учебника без изменений.
      Этот учебник входит в комплект книг, соответствующих обновленному изданию «Программы образовательных учреждений. Литература. 5—11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (7-e издание, переработанное. — М.: Просвещение, 2006).
      Учебник был переработан и дополнен в 2006 г. после того, как была изменена эта программа, которая, в свою очередь, подверглась переработке после утверждения в 2004 г. федерального компонента Государственного образовательного стандарта.
      Помимо программы, учебника и методических рекомендаций, в учебно-методический комплект входят книга для учащихся «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 5 класс» (авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, B. H. Коровин), фонохрестоматия на CD-ROM того же авторского коллектива и настоящая книга.
      Целью изучения литературы в школе программа называет приобщение учащихся к искусству слова, к богатству русской классической и зарубежной литературы.
      Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской литературы», «Из русской литературы XVIII века», «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века», «Из зарубежной литературы». Содержание позволяет системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.
      Содержание курса литературы учитывает читательские интересы и возрастные особенности пятиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно-реалистического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного. Педагогу рекомендуется больше внимания уделять чтению вслух, выразительному чтению художественных произведений, как лирических, так и эпических. Важно пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием как во время работы с произведениями текстуального изучения, так и на уроках внеклассного чтения.
      Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными для пятого класса теоретическими понятиями. Ведущей задачей курса названо внимание к книге 1.
      В программе после указания художественного произведения даны аннотации, служащие учителю для определения необходимых аспектов изучения произведения.
      В учебник включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, они выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у читателя высокие нравственные качества.
      Данные в учебнике вопросы и задания к произведениям, рекомендованным для чтения и изучения, чтения и обсуждения, учитывают стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценка; готовят к самостоятельной интерпретации художественного текста.
      Учебник предлагает обратить серьезное внимание на работу по развитию речи, на обогащение словарного запаса ученика, в нем прослеживается движение от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного.
      Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться в процессе только репродуктивной деятельности, поэтому наряду с ней рекомендуется выполнять с учениками и разнообразные творческие задания.
      Специальные вопросы и рубрики учебника посвящены работе над проблемой синтеза различных искусств. Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями к изучаемому тексту, сравнение иллюстраций разных художников позволяют осуществить связь вербального образа с визуальным.
      Данное пособие дает вариант тематического планирования курса литературы в 5, классе, рассчитанный на 102 часа (3 урока в неделю). Базисным учебным планом предполагается, что из федерального компонента Государственного образовательного стандарта на литературу будет выделено 68 часов в год (т. е. 2 урока в неделю). Еще один час на проведение третьего урока литературы в неделю возможен за счет регионального или школьного компонента. Он важен особенно в 5 и 6 классах: от времени, выделенного на уроки литературы, напрямую зависит успеваемость детей по всем остальным предметам.
      Современное образование полностью построено на умении работать с текстами. Учителя-практики знают, что к моменту окончания начальной школы многие дети не умеют бегло читать, обладают малым словарным запасом, не умеют выделять главное и часто даже неспособны пересказать сколько-нибудь сложный текст, так как попросту не понимают его. В связи с этим их успеваемость по математике, истории, природоведению и многим другим предметам, где надо уметь читать учебник, снижается.
      В течение последнего десятилетия наметились две тенденции, понижающие общий уровень владения русским языком и соответственно уровень литературного образования. Это, во-первых, вступление в подростковый возраст поколения школьников, детство которых не было связано с книгой. Засилье на российском телевидении американских мультфильмов и голливудских кинофильмов, для которых характерна скудность диалогов, стремительность действия и крайне низкая насыщенность нравственными идеями, в значительной мере повлияло на подростков. В пятых классах многие ученики не приучены к книге и свободное время предпочитают проводить за компьютером или на улице.
      Вторая тенденция — это увеличение числа детей, слабо владеющих русским языком. Часто это дети из семей, эмигрировавших в Россию из стран ближнего зарубежья; родители этих детей говорят дома на своем родном языке. Воспитывающая среда предоставляет такому ребенку возможность только для усвоения «прожиточного минимума» русского языка.
      Когда в классе преобладают такие ученики, даже простое чтение и понимание художественного произведения превращается в проблему, не говоря уже о постижении скрытого, глубинного его смысла. В связи с этим остро стоит вопрос обучения беглому выразительному чтению и адекватному пониманию текстов, и значение уроков литературы, безусловно, повышается.
      Уроки литературы в 5 и 6 классах построены главным образом на работе с текстом, дети приобретают умения и навыки, необходимые для успешного обучения по всем предметам: учатся бегло и выразительно читать, составлять простой и сложный план, выделять главные мысли, делать краткий, подробный и выборочный пересказ, анализировать текст, с помощью заучивания стихотворений и прозаических отрывков наизусть развивают память.
      Уроки литературы создают базу для успешного освоения материала по всем предметам школьной программы.
      Для выработки названных умений и закрепления навыков 68 часов в год, выделенных на литературу, недостаточно. Учителя литературы и руководство школы, понимая важность проблемы, будут стремиться к тому, чтобы дети могли заниматься литературой 3 урока в неделю, т. е. 102 часа в год.
      При необходимости учитель может воспользоваться планированием на 68 часов, предложенным Н. В. Беляевой в сборнике программ по литературе 2.
      Наталья Васильевна Беляева предлагает планирование и на 68, и на 102 часа. Опытный учитель и методист, она предлагает продуманное и апробированное на практике тематическое планирование уроков литературы в 5 классе: указывает темы уроков, их основное содержание, виды деятельности учителя и детей, количество часов на каждую изучаемую тему.

      Для учителей литературы очевидно, что существуют различные интерпретации художественного произведения. В свою очередь, каждый учитель в ходе преподавания дает свою интерпретацию учебной программы.
      Тематическое планирование уроков, предложенных в данном пособии в графе «Содержание урока», максимально точно соответствует аннотациям программы под редакцией В. Я. Коровиной, указывает тип урока. Основные виды деятельности учащихся обозначены в разработках конкретных уроков (они выделены полужирным курсивом).
      В пособие включены материалы по организации уроков и дополнительная информация для учителя, которая позволит педагогу глубже проникнуть в смысл изучаемого произведения и найти ответы на возможные вопросы учеников.
      Особенностью предлагаемого поурочного планирования является личностно ориентированный подход, который реализуется в системе вопросов, направленных на работу с восприятием учениками художественных произведений, а также в системе творческих работ и индивидуальных заданий. Большое внимание мы уделяем связи уроков литературы в 5 классе с курсом начальной школы.
      Программа под редакцией В. Я. Коровиной в конце курса 5 класса выделяет раздел «Из зарубежной литературы», который включает в себя произведения европейских и американских писателей XIX и XX вв.: балладу, сказки, романы, рассказ.
      В нашем поурочном планировании мы предлагаем поместить произведения зарубежных писателей в разделы, содержащие произведения русской литературы, следуя жанровому или тематическому принципу: так, балладу Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» мы помещаем после баллады В. А. Жуковского «Кубок», рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише» предлагаем читать после рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
      По сравнению с предыдущими изданиями учебник-хрестоматия для 5 класса В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, изданный в 2006 г., претерпел некоторые изменения. В частности, авторы отказались от изучения в 5 классе рассказа А. И. Куприна «Тапер» и очерка «Скворцы», сняли раздел «Славянские мифы». В то же время в книге появились новые произведения. Например, сказка В. М. Гаршина «Attalea princeps», стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Предложено монографическое изучение стихотворений А. А. Фета и С. А. Есенина. Изменено содержание разделов «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе», «Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе». В усовершенствованном учебнике дополнен и частично изменен методический аппарат. Все это нашло отражение в предлагаемом пособии.
      В домашней и внеклассной работе рекомендуем использовать дидактические материалы по литературе книги «Читаем, думаем, спорим...» для 5 класса (автор-составитель В. Я. Коровина), которая входит в учебно-методический комплект, созданный по программе В. Я. Коровиной. В книгу включены тексты произведений, которые соответствуют логике программы и доступны детям для самостоятельного чтения и осмысления. Кроме авторов, уже знакомых детям (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов и другие), пятиклассники встретят новые имена (А. И. Куприн, Е. А. Пермяк, Л. Пантелеев, Л. А. Кассиль, Ю. Я. Яковлев).
      Книга «Читаем, думаем, спорим...» включает в себя биографические и занимательные материалы для работы, содержит вопросы и задания, которые можно использовать для организации викторин.
      Дополнительный материал, соответствующий программе, можно найти в книге «Литература. Занятия школьного кружка. 5 класс» 3.
      Несколько замечаний об оформлении разработок уроков.
      В книге дана сквозная нумерация уроков.
      Шрифтом выделены названия разделов и уроков, соответствующие разделам учебника (и аннотациям программы). Римскими цифрами указаны этапы урока. Иногда отдельной цифрой выделяется важная форма работы; на форму работы указывает полужирный курсив.
      Мы считаем, что на одном уроке должны сочетаться несколько видов работ так, чтобы не создавалось ощущения калейдоскопичности и в то же время чтобы дети могли глубоко погрузиться в проблему. Значительную роль мы отводим артикуляционной разминке (см. Приложение), выразительному чтению учителя и обучению детей выразительному чтению, комментированному чтению, беседам, в том числе и эвристическим (когда дети с помощью вопросов учителя постигают проблемно-теоретический материал), словарной работе, работе с произведениями изобразительного искусства.
      Артикуляционная разминка — элемент урока, который сначала бывает непривычен для детей. О ее значении и организации подробно написано в Приложении. На первых уроках артикуляционная разминка может занимать больше времени, чем планирует учитель, однако когда пятиклассники привыкают к коллективной отработке скороговорок, входят в ритм, на разминку отводится не более трех минут урока.
      Кроме тренировки артикуляции и памяти, разминка играет другую, не менее важную роль: она настраивает класс на работу, учит слушать других, служит своеобразным символом готовности учеников к коллективному взаимодействию.
      Под руководством учителя пятиклассникам нужно обучаться коллективно взаимодействовать, работать в группах и парах, уважать выступающего у доски ученика и объективно оценивать ответы и творческие работы товарищей.
      Учитель должен понимать, что творческая атмосфера является необходимым компонентом урока литературы; создание ее возможно только при стремлении учителя понять своего ученика, развить в нем то лучшее, что заложено природой, при постоянной целенаправленной работе по формированию доброжелательной, психологически безопасной среды, необходимой для творческого самораскрытия.
      Итак, дети овладевают теоретическими знаниями, необходимыми умениями и навыками работы с текстом. Это одна сторона уроков литературы. Другая состоит в том, что художественное произведение обращается преимущественно к эмоциям, воспитывает их, будит чувства, открывает потайные дверцы в человеческой, особенно детской, душе. Учителю важно внимательно следить за реакцией детей во время чтения и работы над художественным произведением, быть особенно бережным при выяснении первичного восприятия произведения и при анализе текстов, чтобы литература была осознана детьми живой и многогранной, чтобы ученики были душевно открыты перед учителем и перед тем богатством русской словесности, которое может прийти в их жизнь.
      Издательство «Просвещение» готовит к выпуску методические пособия, содержащие поурочное планирование и методические рекомендации учителю для проведения уроков литературы в каждом классе.

Тематическое планирование уроков литературы
в 5 классе

102 часа


урока

Содержание урока

Тип урока

I четверть

1

Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним

Вводный урок

2

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

Урок чтения и обсуждения произведений

3

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

Урок знакомства с теоретическими понятиями

4

«Царевна-лягушка»

Урок чтения и изучения произведения

5

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

Урок чтения и изучения произведения

6

Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

Урок чтения и изучения произведения

7

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Урок развития речи

8

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли

Урок чтения и изучения произведения

9

Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки

Урок чтения и изучения произведения

10

Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки

Урок внеклассного чтения

11

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Урок чтения и изучения произведения

12

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)

Урок чтения и изучения произведения

13

М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов)

Урок чтения и обсуждения произведения

14

Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности

Урок чтения и изучения произведений

15

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

Урок чтения и изучения произведения

16

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

Урок чтения и изучения произведений

17

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Урок развития речи

18

Басни И. А. Крылова

Урок внеклассного чтения

19

В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»

Урок чтения и изучения произведения

20

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

Урок чтения и изучения произведения

21

Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады

Урок чтения и обсуждения произведения

22

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя

Урок чтения и обсуждения произведения

23

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Р. Л. Стивенсона

Урок внеклассного чтения

24

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Урок чтения и обсуждения произведения

25

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Урок чтения и обсуждения произведения

26

В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea Princeps»

Урок чтения и обсуждения произведения

27

В. М. Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

Урок чтения и обсуждения произведения

28

Резервный урок

 

II четверть

29

Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

Урок чтения и изучения произведения

30

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки

Урок чтения и изучения произведения

31

Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)

Урок чтения и изучения произведения

32

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев

Урок чтения и изучения произведения

33

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Урок развития речи

34

Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Урок внеклассного чтения

35

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

Урок чтения и изучения произведения

36

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве

Урок чтения и изучения произведения

37

Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Урок чтения и обсуждения произведения

38

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического

Урок чтения и обсуждения произведения

39

Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу

Урок чтения и изучения произведения

40

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины

Урок чтения и изучения произведения

41

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

Урок-практикум

42

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола

Урок чтения и изучения произведения

43

История отношений Герасима и Татьяны

Урок чтения и изучения произведения

44

Герасим и Муму

Урок чтения и изучения произведения

45

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню

Урок чтения и изучения произведения

46

Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Сочинение

Урок развития речи

47

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия

Урок развития речи. Итоговый урок

48

Резервный урок

 

III четверть

49

А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии Фета

Урок чтения и изучения произведений

50

Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль

Урок чтения и изучения произведения

51

Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы

Урок чтения и изучения произведения

52

Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

Урок чтения и изучения произведения

53

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Урок развития речи

54

А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор

Урок чтения и изучения произведения

55

Юмористические рассказы А. П. Чехова

Урок внеклассного чтения

56

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

57

Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

58

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Урок развития речи

59

И. А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Урок чтения и обсуждения произведения

60

В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе»

Урок чтения и изучения произведения

61

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Урок чтения и изучения произведения

62

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

Урок чтения и изучения произведения

63

Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению

Урок развития речи

64

Путь Васи к правде и добру

Урок развития речи

65

С. А. Есенин: особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями ...»

Урок чтения и обсуждения произведений

66

С. А. Есенин. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

Урок развития речи

67

П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки

Урок чтения и изучения произведения

68

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Урок чтения и изучения произведения

69

«Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова

Урок внеклассного чтения

70

К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Урок чтения и изучения произведения

71

Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Урок чтения и изучения произведения

72

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой

Урок чтения и изучения произведения

73

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Урок развития речи

74

С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Урок чтения и изучения произведения

75

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака

Урок чтения и изучения произведения

76

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом

Урок чтения и изучения произведения

77

X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»

Урок чтения и обсуждения произведения

78

X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы

Урок чтения и обсуждения произведения

79

Сказки X. К. Андерсена

Урок внеклассного чтения, урок-праздник

80

Ж. Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Урок чтения и обсуждения произведения

81

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)». Подведение итогов четверти

Урок развития речи. Итоговый урок

82

Резервный урок

 

IV четверть

83

А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя

Урок чтения и изучения произведения

84

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова

Урок чтения и изучения произведения

85

В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

Урок чтения и изучения произведения

86

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

Урок чтения и изучения произведения

87

Сочинение: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)»

Урок развития речи

88

В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Урок внеклассного чтения

89

Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства

Урок чтения и обсуждения произведения

90

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Урок чтения и изучения произведения

91

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Урок чтения и изучения произведений

92

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Урок развития речи

93

Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...»

Урок чтения и изучения произведения

94

Картина В. М. Васнецова «Аленушка». А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...»)

Урок чтения и изучения произведения

95

Н. М. Рубцов. «Родная деревня».
Дон-Аминадо. «Города и годы»

Урок чтения и обсуждения произведений или урок-концерт

96

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

Урок чтения и обсуждения произведений

97

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Урок чтения и обсуждения произведения

98

М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями

Урок чтения и обсуждения произведения

99

Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций

Урок чтения и обсуждения произведения

100

Подведение итогов года

Итоговый урок

101

Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что читать летом

Урок внеклассного чтения

102

Резервный урок

 

      Примечание. Обозначение типа урока носит до определенной степени условный характер, так как в одном уроке часто сочетаются разные виды работы. Определение типа урока дано по преобладающему виду работы.

Введение

1 час

Урок 1
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним

      I. Литература как учебный предмет
      Вводный урок в 5 классе — это не просто первый урок литературы в году. Это первая встреча учителя с классом, это первый урок литературы (в отличие от литературного чтения в начальной школе) для учеников. Очень важны радостный, творческий настрой учителя, его доверительное и доброжелательное отношение к классу, которое непременно передастся детям.
      После знакомства учитель может спросить:
      — Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?
      Уроки чтения, литературного чтения.
      — Чему вы еще учились, что делали на этих уроках?
      Дети ответят, что учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, учились чувствовать ритм стихотворения, выразительно и по ролям читать рассказы.
      — На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое?
      Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях:
      Литература (лат.) — «написанное».
      Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.
      Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.

      II. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
      Чтение статьи учебника, беседа
      В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.
      Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 4) 1.
      — Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Как вы понимаете эти слова?
      Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.
      Читаем вслух статью учебника (с. 3—5). Начать чтение может учитель, продолжат ученики.
      Сразу учим детей работать со сносками.
      Следующий вопрос потребует мобилизовать знания детей, их умение работать со сносками:
      — Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?
      В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.
      — Рассмотрим вместе иллюстрации в учебнике (с. 4). Что на них изображено?
      На иллюстрациях воспроизведены страницы из книги «Апостол», созданной в 1564 г. Это первая книга, изданная на Руси типографским способом — на бумаге с помощью типографского станка. Создал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от Кремля.
      Левая страница разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущий Евангелие. Правая страница сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину назывался «травы размётные». Верхняя строка, выполненная киноварью (красным цветом), — обращение к Богу с просьбой благословить «сие писание». Эта строка написана причудливым шрифтом, в котором некоторые буквы высокие, другие маленькие, третьи вообще вынесены на верх строки (так называемые титло).
      На нижней странице после миниатюры и строки, выполненной киноварью, мы видим тщательно прорисованную буквицу, изображающую букву С (с нее начинается слово старец). Буквы в строках написаны почерком, который называется устав (в отличие от менее понятного полуустава и часто неразборчивой скорописи). В строках нет заглавных букв, редко встречаются привычные нам точки внизу строки. Часто мы видим точки в середине строки. Это говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было привычной нам разбивки на предложения (хотя уже появилась разбивка на слова, в отличие от более ранних текстов). Некоторые буквы нам понятны, некоторые непривычны, так как сейчас, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.
      — Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам?
      — Мы уже знаем, что выражение уметь читать имеет два значения. Первое — уметь складывать из букв слова и читать текст. Как вы понимаете второе значение этого выражения?
      Уметь читать — значит внимательно следить за мыслью автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам писатель своим произведением.
      — Как вы понимаете, что такое доверительный разговор между автором и читателем? Когда он происходит?
      Доверие — это уверенность в искренности и правильности слов собеседника.
      Доверительный разговор — это разговор искренний, честный, открытый. Доверительный разговор происходит, когда читатель ищет ответы на те вопросы, которые поднимает автор, или находит в книге ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и наслаждается чтением.
      — Какие книги вы любите читать и перечитывать? Какие книги вы прочитали прошедшим летом?

      III. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац и нахзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним
      — Перед нами учебник литературы для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте познакомимся с этой книгой.
      Курс начальной школы предусматривает основные навыки знакомства с книгой. Школьники уже знают, что такое обложка, узнают автора, находят оглавление и по нему делают выводы о содержании книги. Учитель может следовать за активностью класса и слегка корректировать ответы учеников. Если класс недостаточно активен, поможем детям вопросами:
      — С чего начинается знакомство с книгой?
      Рассмотрим обложку, титульный лист, форзацы и нахзац, сноски.
      Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.
      Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги. В первой части учебника на форзаце помещена иллюстрация палехских 2 художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений.
      Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это 7-е издание, переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и что он состоит из двух частей.
      — Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.
      Авторы-составители учебника по литературе для 5 класса — Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. Они продумывали содержание учебника, подобрали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Ю. В. Христич, И. И. Пчелко и другие оформили учебник. Редактор организовал всю работу над учебником, много работал над рукописью учебника, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В учебнике много классических иллюстраций.
      — Нравится ли вам внешний вид учебника?
      — Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?
      В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.
      Выходные данные — это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.
      — В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?
      Ученики узнают, что издательство называется «Просвещение», что оно находится в Москве, а типография в Твери.
      — Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?
      Ученикам уже знакомы имена И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова. Возможно, впервые дети встречаются с произведениями М. В. Ломоносова, А. Погорельского, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова.
      В связи с тем что существуют разные программы по чтению для начальной школы, ответы детей даже в разных классах одной школы могут быть разными.
      — Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?
      Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.
      Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 307—314 в 1 части и с. 293—300 во 2 части), раздел, рассказывающий о литературных местах России (с. 300—306 в 1 части и с. 289—292 во 2 части), и словарь имен (во 2 части, на с. 285—288).
      — Первые страницы книги, по которой нам предстоит заниматься, мы уже прочитали. Теперь прочитаем, что говорят об учении русские пословицы (2-й вопрос рубрики «Обогащаем устную речь», с. 6).
      — Как вы понимаете смысл этих пословиц?
      Приведенные в учебнике пословицы говорят о важности учения для человека. Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый предмет трудно, но когда приложишь усилия, то становится легко и интересно.
      При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи между старым и новым материалом, становятся ясно видны основные закономерности, поэтому говорят: «Повторенье — мать ученья».
      «Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы как будто зажигаем лампочку в темноте, освещаем предметы и понимаем, куда мы должны дальше двигаться.
      Пословица «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» говорит о том, что не надо лениться: ленивый не сможет узнать много интересного о жизни и о мире.
      «Красна птица перьем, а человек ученьем». Птицу украшает яркое оперение. Человека же украшают в первую очередь знания, а не яркая одежда.
      «Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Если ум и душа человека будут обращены к светлому и доброму, жизнь будет наполнена хорошими делами, то плохое, худое не найдет себе места в сердце человека, так как оно уже заполнено.
      Пословица «Нетрудно сделать, да трудно задумать» говорит о важности идеи, которая лежит в основе любого дела. Самому новую идею придумать труднее, чем осуществить задуманное кем-то другим.
      Домашнее задание
      Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ.
      Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2—3 пословицы в тетрадь.

Устное народное творчество

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

1 час

Урок 2
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

      I. Проверка домашнего задания
      В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.

      Вариант плана
      1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
      2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
      3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
      4. Важность правильного выбора книги.
      5. Роль создателей книги и читателя.
      6. Творческое чтение художественной литературы.
      7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
      Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.

ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ

*

Ученье — красота, неученье — простота.

*

Чему учился, тому и пригодился.

*

Наука — верней золотой поруки.

*

От умного научишься, от глупого разучишься.

*

Ученье лучше богатства.

*

Ничего не смыслить — век киснуть.

      II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
      Эвристическая беседа
      Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
      — Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
      Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
      Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
      В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
      — Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
      — Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
      Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради:

      Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

      III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
      В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
      Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
      В некоторых работах употребляется термин детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
      Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
      Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3:

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.




Похожие документы:

Поиск не дал результатов..