textarchive.ru

Главная > Урок


ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН

2 часа

Урок 26
В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»

      I. Проверка домашнего задания
      Дети читают выразительно окончание сказки Антония Погорельского «Черная курица...» до конца (с. 147—151). Класс коллективно оценивает чтение учеников. (Работа должна проводиться динамично, чтобы осталось достаточно времени на чтение вслух учителем сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps», которая непременно должна прозвучать на уроке полностью.)
      Обязательно спросим детей, как они понимают выделенные на предыдущем уроке наставления. Предложим им пояснить мысль автора своими словами. Особенное внимание обратим на третий отрывок.
      — Что такое самолюбие и самонадеянность? Чем самонадеянность отличается от уверенности в себе?
      Вот как определяет эти понятия С. И. Ожегов:
      Самолюбие — чувство собственного достоинства, соединенное с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих.
      Самонадеянность — чрезмерная уверенность в себе самом.
      — Почему для исправления своего характера, нрава надо откинуть в сторону эти качества?
      — Можно ли завершить эту сказку словами А. С. Пушкина: «Сказка — ложь, да в ней намек!//Добрым молодцам урок»? Почему?

      II. В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»
      — Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы попробуйте вспомнить, что это за сказка.
      «Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и деревнями, полными хлеба в скирдах, оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
      — Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
      И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
      — Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне: — утки лягушку несут!»
      Скорее всего, дети вспомнят, что это сказка «Лягушка-путешественница». Ее автор — Всеволод Михайлович Гаршин.
      — Когда вы впервые познакомились с этой сказкой? Помните ли вы, чем она кончилась?
      — Нравится ли вам сама лягушка? Почему? Чему учит эта сказка?
      — Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой Гаршина. Но сначала постараемся узнать немного о самом писателе. (Открываем учебник на с. 153.)
      Один из учеников вслух читает страничку, посвященную биографии писателя, кроме последнего абзаца (!).
      Сказку «Attalea princeps» читает вслух учитель. Чтение сказки полностью, «с чувством, с толком, с расстановкой» занимает около 18 минут. Прочитанная выразительно, с глубоким чувством, сказка оставляет неизгладимое впечатление в детских душах. Поэтому учителю к подготовке чтения вслух надо отнестись со всей серьезностью.
      Выдержав паузу, попросим пятиклассников высказать первые впечатления, затем запишем домашнее задание.
      Дома предложим детям подготовить выразительное чтение отрывков сказки и распределим отрывки между учениками (по два-три человека на каждый отрывок в зависимости от количества детей в классе). Предупредим, что каждый отрывок потребует особого подхода, внимания к интонации. В 3-м и 4-м отрывках возможно чтение по ролям.
      1. От слов: «В одном большом городе...» — до слов: «...там листья бледнели, съеживались и увядали» (с. 154).
      2. От слов: «Но стекла вставляли очень скоро» — до слов: «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой» (с. 155).
      3. От слов: «А пальма осталась» — до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова» (с. 156—157).
      4. От слов: «Только одна маленькая травка...» — до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!» (с. 157—159).
      5. От слов: «Тогда пальма принялась расти» — до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы» (с. 159—160).
      6. От слов: «„Только-то?“ — думала она» — до конца (с. 160—162).

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps» (каждый ученик готовит один из выделенных отрывков).

Урок 27
«Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

      I. Артикуляционная разминка
      Перед выразительным чтением надо обязательно провести разминку. Однако учить новую скороговорку не будем, повторим уже известные, так как надо успеть очень много сделать за урок.

      II. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения
      На этом уроке стоит использовать одновременно два пути к постижению сущности сказки-притчи В. М. Гаршина: выразительное чтение, в котором интонации и паузы уже говорят нам о степени понимания текста, и анализ. Работу организуем таким образом: ученики, готовившие выразительное чтение отрывков дома, последовательно читают сказку (один отрывок могут читать два-три человека, 3-й и 4-й отрывки можно читать по ролям); после каждого отрывка коллективно оцениваем чтение детей, просим их объяснить выбор интонаций.
      — Какие чувства вы хотели выразить, когда читали этот отрывок?
      — Как вы представляете себе характеры персонажей?
      Затем зададим несколько аналитических вопросов.

      1. Анализ 1-го фрагмента сказки от слов: «В одном большом городе...» — до слов: «...там листья бледнели, съеживались и увядали» (с. 154)
      Интонации в начале сказки спокойные, повествовательные. Первый абзац — любование оранжереей как чудесным произведением искусства, созданием человеческих рук. Во втором абзаце вместе со словами «заключенные растения» появляется тревога, интонации становятся напряженными.
      — С каких сторон показывает нам писатель оранжерею? В чем ее двойственность?
      С одной стороны, это прекрасный «драгоценный камень», с другой стороны, для растений это тюрьма.
      — Как чувствовали себя в оранжерее растения? Как вы понимаете фразу: «Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо»?
      — Каким был воздух в оранжерее? О каком ветре мечтали растения?
      — Какое отношение к оранжерее создается у читателя после первой страницы сказки?

      2. Анализ 2-го фрагмента сказки от слов: «Но стекла вставляли очень скоро» — до слов: «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой» (с. 155)
      При описании директора, при чтении его реплик звучит сухой, педантичный тон, несколько ворчливый и неприязненный. При чтении реплик бразильянца и абзаца, посвященного его воспоминаниям о родине, тон становится лиричным, мечтательным, задумчивым.
      — Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?
      — Каково основное занятие директора? Чем занимался последние годы бразильянец?
      Директор и бразильянец противопоставлены друг другу: первый сидит в стеклянной будочке и рассматривает препараты, второй ездит по свету и видит весь мир. Первый видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать (отказывается узнать родное имя пальмы); глаза второго открыты миру, он воспринимает явления во всей их полноте, не отвергая мнений других людей («...я вполне верю вам, что ботаники называют ее Attalea, но у нее есть и родное, настоящее имя»).
      — Почему бразильянец принял решение уехать на родину?
      — Кто из людей — директор или путешественник — ближе по духу пальме?

      3. Анализ 3-го фрагмента сказки от слов: «А пальма осталась» — до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова» (с. 156—157)
      Первый абзац этого отрывка показывает нам прекрасную душу пальмы, ее переживания и тоску. Ей противопоставлены болтающие между собой растения: капризная саговая пальма, самодовольный кактус, по-обывательски удовлетворенная жизнью корица, язвительный папоротник. Спор растений прерывает гордая пальма, призывающая их вместе вырваться на свободу.
      — На что похоже поведение растений в оранжерее? Что их заботило? Чем они гордились?
      — Почему растения стали доказывать пальме, что она предлагает им «ужасный вздор»? Что является причиной их возмущения?
      Страх за свою жизнь, боязнь изменений.
      — Почему растения не поддержали пальму в ее стремлении к свободе? Почему они были настроены к пальме враждебно, желали ей зла, как саговая пальма, и сердились на нее?

      4. Анализ 4-го фрагмента сказки от слов: «Только одна маленькая травка...» — до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!» (с. 157—159)
      С помощью изменения интонаций и громкости голоса при чтении сказки надо постараться передать контраст между пальмой и маленькой травкой и в то же время ту любовь и уважение, которые испытывала травка к пальме.
      — Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму?
      «Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для нее была тюрьмой».
      — Почему травка желала пальме выйти на Божий свет? Почему считала, что сама никогда не доберется до свободы?
      — Какое чувство вызывает у нас травка?
      Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы.

      5. Анализ 5-го фрагмента сказки от слов: «Тогда пальма принялась расти» — до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы» (с. 159—160)
      Это самый динамичный отрывок. Интонации во время чтения становятся все напряженнее, ожидание развязки вызывает волнение. Растения удивляются, но все равно пытаются злорадствовать. Травка сочувствует и жалеет пальму. Перед нами кульминация сказки. Напряжение борьбы сменяется гордыми интонациями победы.
      — Какие чувства испытывал директор ботанического сада, глядя на быстро растущую пальму?
      — Почему пальма готова была издать вопль гнева при ударах тростью?
      — Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо?
      «Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа».
      — Почему маленькая травка замирала от волнения?
      — Почему пальма не хотела жалости? Почему она сказала: «Я умру или освобожусь!»?
      — К какому идеалу стремилась пальма?
      — Как вы думаете, какие чувства испытал директор, увидев гордо выпрямившуюся вершину пальмы?

      6. Анализ 6-го фрагмента сказки от слов: «Только-то? — думала она» — до конца (с. 160—162)
      — Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо. Почему же пальма испытала разочарование? Почему поняла, что для нее все было кончено?
      — Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?
      Подчеркнем противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности.
      — Как рассуждал директор, решая, что надо спилить пальму? Почему он приказал выбросить маленькую травку?
      — Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибла пальма? Переживаем ли мы гибель травки?

      Дальнейшую работу можно построить на материале рубрики учебника «Поразмышляем над прочитанным» (с. 163), где приводятся слова писателя Владимира Порудоминского: «Некоторым читателям конец гаршинской сказки показался чересчур мрачным: он словно бы напоминает про обреченность борьбы. Но если пальму, изведавшую гибельный холод, снег, ветер, снова засадят за решетку оранжереи — смирится ли она? Утешится ли тем, что в обмен на свободу обрела тепло и пищу? Или не может жить за решеткой, не может не тянуться вверх, сокрушая железо?..»
      Можно вернуться к вступительной статье (с. 153) и прочитать последний абзац: «Финал сказки трагичен, но и светел одновременно. В нем не только понимание обреченности борьбы одиночек, но и восхищение ими».
      Проблематика этой сказки многогранна, обсуждать все ее аспекты с детьми сложно. «Обреченность борьбы одиночек» — только одна из ее граней.
      С. А. Андреевский, современник В. М. Гаршина, писал о сказке: «Нужно сознаться, что это одна из самых изящных аллегорий для воплощения идеи о тяжкой расплате старого порядка со всяким смельчаком, поднимающим на него руку, и о неизбежном разочаровании идеалиста при встрече с действительностью» 3.
      Мы видим, что современники разглядели в образе оранжереи с ее железными рамами и стеклами, за которыми едва видно небо, аллегорическое изображение «старого порядка», т. е. по существу, царизма в жандармском мундире; в образе пальмы — смельчака, взявшегося разрушить «старый порядок». Образ этот был весьма актуален: сказка была опубликована впервые в журнале «Русское богатство» в 1880 году, она романтизировала подвиг бунтарей-одиночек. А в 1881 году агентами террористической организации «Народная воля» был убит Александр II, воспринимавшийся как главный представитель и символ самодержавия — «старого порядка».
      Сам Гаршин считал себя одним из последних идеалистов, и, возможно, в образе пальмы, увидевшей серый мир, отразилось его восприятие действительности. Пальма, стремящаяся к идеалу свободы, создавшая себе образ голубого неба, не вынесла столкновения с действительностью, как не вынес этого столкновения и чуткий писатель.
      Одна из проблемных граней сказки — это противоречивость воспитания человека в искусственных условиях, когда самая прекрасная обстановка, созданная, казалось бы, для максимального проявления лучших свойств человека, становится главным препятствием для его развития. Прямое отношение к современным проблемам воспитания имеет фраза, сказанная директором ботанического сада: «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха».
      Учитель, исходя из готовности класса, сможет самостоятельно определить глубину обсуждения проблематики сказки.

      Домашнее задание
      На усмотрение учителя: можно рекомендовать детям прочитать сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее» или перечитать сказки А. С. Пушкина.

Урок 28
Резервный урок

Александр Сергеевич Пушкин

6 часов

      Начиная со второй четверти цикл уроков, посвященных изучению произведений А. С. Пушкина, будем иметь в виду, что пятиклассники уже достаточно много знают о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений. Некоторые программы для начальной школы включают чтение и изучение как отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зеленый...», так и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
      Учителю важно активизировать знания учащихся, чтобы новая информация о жизни и творчестве поэта прочно связалась с тем, что детям известно из курса начальной школы. При изучении произведений А. С. Пушкина, предложенных программой под редакцией В. Я. Коровиной, важно сначала выяснить степень знакомства детей с этими произведениями, уровень их восприятия и понимания, а затем приступить к продолжению знакомства. Текстуальная работа, выразительное чтение должны углубить и обогатить восприятие, дать пример такой встречи со знакомым произведением, которая позволяет по-новому увидеть уже известный текст.
      Существует большое количество методических разработок, посвященных известному отрывку из поэмы «Руслан и Людмила» и «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы, следуя ритму данного пособия, наметим поурочную канву, в которую могут быть вплетены методические «нити» разных исследователей.

Урок 29
Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

      I. Артикуляционная разминка

      II. Детство А. С. Пушкина. Годы учения
      Готовясь к уроку, учитель должен особое внимание обратить на оформление класса и по возможности на музыкальное сопровождение.
      Начнем занятие с обращения к детям:
      — Что вы знаете о жизни Александра Сергеевича Пушкина?
      — Какие произведения великого поэта вы читали?
      Не будем спешить заканчивать эту беседу: детям всегда приятно обнаружить, что они знают о чем-то достаточно много, а учителю важно, чтобы новые сведения легли на подготовленную почву. Обязательно поощрим детей, которые активно участвовали в беседе, скажем, что рады тому, что пятиклассники уже так много знают о Пушкине.

      Чтение статьи учебника
      Учитывая, что детям необходима частая (в разумной мере) смена видов деятельности на уроке, перейдем к чтению вступительной статьи учебника об А. С. Пушкине (с. 87—88). Сначала ученики читают эту статью целиком, а затем по абзацам, составляя при этом ее план и отвечая на вопросы, включенные в текст статьи.
      В разделе учебника «Справочные материалы» помещен краткий очерк «Село Захарово» о государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина Захарово — Большие Вяземы (с. 300—301). Очерк дополнит представление о детстве поэта.
      Рассказ о годах учения поэта в Лицее включен составителями программы в учебник 6 класса, поэтому после слов о том, что Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, скажем, что в следующем классе мы узнаем о годах учебы Пушкина в Царскосельском лицее.

      III. Стихотворение «Няне»
      Стихотворение читает учитель.

      Беседа
      Для беседы можно использовать вопросы учебника (с. 89). Дети последовательно читают вопросы, уясняют себе их смысл и затем находят ответы.
      — Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их. (1-й вопрос.)
      Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
      Поэт употребляет ласковые обращения:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

      Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.
      — Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? (2-й вопрос.)
      Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?
      — Как вы понимаете следующие слова и выражения...? (3-й вопрос.)
      Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
      «Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
      «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
      «Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
      «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.
      «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
      — Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца? (4-й вопрос.)
      В этом вопросе говорится о метафоре. Подробно эта тема рассматривается в 6 классе, но уже в этом году дети будут постоянно сталкиваться с метафорой. Поэтому по ходу работы поясним и запишем в тетради:

      Метафора — скрытое сравнение.

      Поясним, что обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона...» — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
      Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:
      — сравнение: «горюешь, будто на часах»;
      — эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
      — метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь...»;
      — противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «на черный отдаленный путь»).
      Беседу завершим выразительным чтением стихотворения (прочитают его несколько детей).

      IV. «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок
      Текст отрывка сначала читает учитель. Так как дети стремятся текст, который они помнят наизусть, проговаривать вместе с учителем, нужно сначала заключить с пятиклассниками маленький договор: прочитать текст отрывка смогут все желающие, но только после того, как они молча послушают чтение учителя. Вслед за С. Я. Маршаком подчеркнем еще раз важность «четкого, толкового, верного ритму чтения» 4.
      Затем можно прочитать текст отрывка коллективно, а потом приступить к чтению по частям, осмысливая картины, нарисованные поэтом, проводя словарную работу и работу над выразительным чтением, обращая внимание на звукопись (термин не вводим).
      — Как вы себе представляете место, которое описывает автор?
      Используем прием словесного рисования.
      — Что такое лукоморье? Как вы понимаете смысл этого слова?
      По ходу работы слова, требующие особого внимания, записываем на доске и в тетрадях, по необходимости выделяя корень слова, подбирая однокоренные слова.

Лукоморье, лук, излучина, лука.
«...Златая цепь на дубе том...»

      — Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?
      Постараемся, чтобы дети услышали торжественность слова златая, почувствовали аромат старины, исходящий от этого звучания.
      — Какое еще слово в первых шести строчках кажется нам старинным, редким?
      Обратим внимание на звукопись в строке: «...Все ходит по цепи кругом...» (звук [о]), на артикуляцию в словосочетании «песнь заводит».
      — О каких чудесах, необыкновенных героях вы знаете из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев. (1-й вопрос, с. 90.)
      В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк — в златогривого коня и в царевну, лента — в реку, гребень — в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка — в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой — это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.
      — Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
      — Что значит выражение «на неведомых дорожках»?
      Можно обратить внимание на сноску в учебнике. Возможно, дети увидят корень слова неведомый самостоятельно.
      «...Избушка там на курьих ножках // Стоит без окон, без дверей...»
      Аллитерация: шипящие, свистящие, задненебные.
      — Кто живет в избушке на курьих ножках? В каких сказках мы встречаем Бабу-ягу?

«...Там лес и дол видений полны...»

      — Что такое дол? Почему автор не употребляет, например, слова долина?
      — Как вы представляете себе видения, которыми полон дол?
      Обратим внимание учеников на повторение звуков [о] в сочетании с сонорными [л], [лн]: дол, полны. Эти звуки придают строке таинственность и торжественность.
      Следующие две строки важно визуализировать в сознании детей: «о заре прихлынут волны» прочитаем так, чтобы передать поднимающуюся над берегом округло загибающуюся полную волну; следующую строку читаем так, чтобы дети услышали убегающую назад, потерявшую силы волну, шуршащую по песку: «песчаный и пустой» (однако не стоит утрировать). O заре — поэт употребляет устаревший в наше время в форме предложного падежа предлог о (использовавшийся в отличие от предлога на предложного падежа).
      — Что добавляет в картину лукоморья выражение «о заре прихлынут волны» и слово брег!
      Хорошо, если ученики соотнесут слова златая, брег, а затем и чредой с полнозвучными словами:

Брег, берег, бережок.
Златой, золотой.
Чреда, череда, очередь.

      «...И тридцать витязей прекрасных...»

      При отработке выразительного чтения обратим внимание на звук [р], придающий строкам твердость.
      — В какой сказке Пушкина вы читали об этих витязях?
      Хорошо, если в словах: «...Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя...» — дети услышат тонкую иронию: что это за грозный царь, которого пленили «мимоходом», т. е. легко, не тратя на это специальных усилий? Но это сказочный мир, и в нем возможно все.
      — О каком произведении Пушкина нам напоминают строки:

...Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря... ?

      — Как вы понимаете выражение «царевна тужит»? Подберите синонимы к слову тужить.
      «...Там ступа с Бабою-ягой // Идет, бредет сама собой...»
      — Что такое ступа? Как вы себе представляете эту картину?
      Аллитерация: глухие и звонкие взрывные (губно-губные и зубные) согласные создают впечатление спотыкающихся, но размеренных шагов.
      — Как вы понимаете выражение «царь Кащей над златом чахнет»?
      Аллитерация: [ца], [кащ], [а], [зла], [чах].
      — Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»?
      Автор словно выступает очевидцем событий, включая слушателей и читателей в круг причастных к этой тайне.
      Предварим замечанием распространенную ошибку учеников при чтении отрывка: «...Под ним сидел, и кот ученый...» — надо сделать длинную паузу после слова сидел, иначе получается, что сидел не автор, а кот.
      Учитель может предложить школьникам особо остановиться на описании картин, возникающих в воображении слушателей и читателей (3-й вопрос, с. 90—97). Ответы учеников могут быть такими:
      Когда мы читаем: «там леший бродит», то представляем себе косматого сгорбленного старика, покрытого корой, с горящими глазами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог. «Следы невиданных зверей — огромные, отчетливо отпечатанные в земле следы, похожие на отпечатки копыт и птичьи следы одновременно. В вечернем сумраке по долине и по лесной чаще скользят светящиеся тени, как привидения, похожие на людей и животных. Через лес течет река, она впадает в море. В море прозрачная вода. Иногда она бурлит, и из нее выходит отряд витязей в кольчугах и шлемах. Они охраняют берег от водяных чудовищ. Королевич такой сильный, что он может мимоходом, т. е. легко, без напряжения, взять в плен грозного царя. Царь Кащей тощий, нос у него крючком, он сидит на коленях над сундуком с золотыми монетами в темном подземелье. Горит свечка, и он считает монеты, а руки у него трясутся от жадности.
      — Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Б. Парилова и В. Дудорова к этому отрывку на форзаце учебника. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Вспомните строки, которые относятся к этим персонажам.
      Завершая комплексную работу над текстом, можно еще раз прочитать его коллективно.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья дуб зеленый...» или стихотворения «Няне» — для менее подготовленных учеников.
      Подготовить рассказ об А. С. Пушкине, опираясь на статьи учебника и самостоятельно прочитанные книги.
      Индивидуальное задание
      Нарисовать иллюстрации к отрывку «У лукоморья дуб зеленый...».

Урок 30
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки

      I. Артикуляционная разминка. Проверка домашнего задания
      Один-два ученика рассказывают о поэте. Приведем пример такого рассказа.

      Сообщения учеников
      Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 г. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.
      Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Его учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и Лицей окружал замечательный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт оставался верен всю жизнь.
      После окончания Лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге.
      Пушкин написал много прекрасных стихотворений и поэм, прозаические повести и роман в стихах «Евгений Онегин».
      Поэт погиб на дуэли, когда ему было 37 лет. Уже больше двухсот лет прошло со дня рождения поэта, а его произведения читают и любят люди во многих странах мира.

      Выразительное чтение наизусть
      Слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» или стихотворения «Няне», рассматриваем рисунки учеников.

      II. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки

      Слово учителя
      В 1812—1814 гг. Якоб и Вильгельм Гримм издали «Детские и семейные сказки», в 1816—1818 гг. — «Немецкие предания».
      В 1818 г. под названием «Древние российские стихотворения» был издан с музыкальными нотами сборник русских былин, исторических и лирических песен, духовных стихов и скоморошин, составленный Киршей Даниловым, жившем в XVIII столетии. Интерес к традиционной культуре и истории народа поддерживал выпуск «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Вскоре Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила» (опубликована в 1820 г.), в которой исторические мотивы вплетаются в сказочный сюжет.
      Внимание передовых членов дворянского общества постепенно обращается к народной культуре. В ссылке в Михайловском А. С. Пушкин не просто слушает сказки няни Арины Родионовны, но делает конспекты (краткие записи) этих сказок. В шутливом споре с В. А. Жуковским о лучшей обработке народной сказки Пушкин опирается именно на эти записи. Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане...».
      Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую осень), Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне». Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.

      III. Выразительное чтение сказки
      Сказку читает учитель. На это требуется около 20 минут. После чтения можно задать такие вопросы:
      — Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? (1-й вопрос, с. 108.)
      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят.
      — Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства? (2-й вопрос.)
      Детям обычно нравится молодая царевна, богатыри, Соколко и королевич Елисей, а мачеха вызывает чувство возмущения.

      Домашнее задание
      Подготовить ответы на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 108).

      Индивидуальное задание
      Найти среди сказок братьев Гримм сказку со сходным сюжетом, прочитать ее и подготовить краткий пересказ.

Урок 31
Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)

Царь с царицею простился.
В путь-дорогу снарядился...

      Кто из русских людей не продолжит этой сказки? С раннего детства вслушиваемся мы в чарующие строки, в зрелом возрасте с любовью и наслаждением читаем детям и внукам старинную историю о завистливой мачехе и красивой падчерице, о влюбленном королевиче и о счастливой свадьбе в конце.
      Чтобы раскрыть обаяние сказки перед учениками, важно по-новому посмотреть на знакомый текст, самому вновь пережить ощущение открытия. Всмотримся в образы этой сказки, вслушаемся в речь героев, проживем их жизнь. Героини сказки Пушкина, в отличие от образов традиционной народной сказки, не умещаются в типичную схему «добрый — злой». Они именно героини, даже если о них сказано несколько строк, они самобытны и психологически достоверны. Вместе с учениками откроем эту сказку для себя.

      I. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм

      Беседа
      Беседу по сказке мы начнем с вопроса:
      — Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?
      Ученики ответят, что это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной. Обратимся к 3-му вопросу учебника (с. 108):
      — Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
      Ученики отвечают, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
      В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».
      Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
      — Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
      Дети ответят, что все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм (как правило, пятиклассники уже знакомы с этими понятиями). Чтобы в ходе анализа сказки мы могли свободно говорить о ритме и рифме, обратимся к повторению, углублению этих понятий на начальном этапе урока.

      Чтение статей учебника
      Найдем учебную статью «Рифма, способы рифмовки» (с. 110), прочитаем ее, выпишем основные понятия в тетрадь.
      Чтобы дать понятие об отличии стихотворной и прозаической речи, мы можем провести беседу с учениками и записать определение ритма по учебной статье «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 111—112).
      — Приведите примеры ритма в жизни.
      — Какое прозаическое произведение мы записывали как стихотворение, потому что чувствовали в нем ритм?
      Ученики вспомнят отрывки из сказки «Царевна-лягушка» и подтвердят: иногда в прозе тоже бывает ритм.
      — Чем отличается ритм прозы от стихотворного ритма?
      Достаточно того, что ученики услышат, что стихотворный ритм более четкий. Изучение размеров стиха предусмотрено программой в 6-м классе, но в качестве пропедевтики мы можем дать детям почувствовать, что есть стихи, которые соответствуют, например, тиканью часов или маршу солдат (двусложные размеры); есть такие стихи, которые можно петь под ритм вальса, на раз-два-три (трехсложные размеры).

      Информация для учителя
      «Ритм создает определенное настроение, окрашивает стихотворение или отрывок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках. Как подчеркивает он характеры героинь?» (с. 95). Следует ответить на этот вопрос учебника. Дети ощущают размер стиха как его ритм. Преждевременно говорить о том, что сказка А. С. Пушкина написана хореем. Возможно, стоит сказать здесь о разности интонаций при характеристике царевны и царицы, а во время непосредственного чтения текста еще раз подчеркнуть это.
      Итак, в тетради останется несколько небольших записей:

      Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
      Ритм — повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.
      Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.
      Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму.


      II. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)
      Мы предлагаем как путь изучения сказки чтение текста по эпизодам, обсуждение содержания, сплавленное с наблюдениями над лексикой, интонацией, ритмом и работой над выразительным чтением. Одновременно можно составлять план сказки, озаглавливая выделенные эпизоды.
      Ход работы может быть таким: один ученик читает эпизод сказки, класс дает этому эпизоду название, записывает в тетради, обсуждает с помощью вопросов, предлагаемых учителем. В завершение работы другой ученик читает этот же эпизод, но уже с учетом того, о чем говорилось при обсуждении. Наметим эпизоды и возможное содержание разговора.

      Эпизод первый. «Царь с царицею простился...»
      — Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? (4-й вопрос, с. 108.)
      Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
      Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Мы слышим в этих стихах незатейливую песню простой русской женщины, которая и женой-то не успела побыть, как любимый муж оставил ее одну, уехал в путь-дорогу.
      С апреля до сочельника5 проходит девять месяцев. Протекла весна веселыми ручьями, прошумело лето зеленой листвой, сжала хлеб с полей хозяйской рукой осень. Но для молодой царицы все «пусто в поле».
      Милый уехал — снег еще лежал, милый вернулся — снег уже лежит. И словно не было других времен года, была только белая, нескончаемо тоскливая зима. Как точны пушкинские слова о том, что «очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи». Ведь глаза действительно болят, когда долго смотришь на сверкающий под солнцем снег!
      Совершенно нетипично употребление эпитета «белая» со словом «заря». Заря обычно бывает ясной, румяной, алой. Белым в народной поэзии называют день. Для молодой царицы, ожидающей возвращения мужа, даже зори выцвели, поблекли, побелели.
      Представьте себе страдание отца и мужа, который скачет, извещенный о близких родах, обнять свою жену и увидеть ребенка, а застает в царицыном тереме смерть!
      Обращаем внимание на повторы: «в путь-дорогу», «ждет-пождет», «царь-отец»; на слова и выражения с фольклорной стилистической окраской: «снарядился», «инда очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи; // Не видать милого друга!», «белешенька земля», «тяжелешенько вздохнула», «издалеча... // Воротился...».

      Материал для учителя



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..