textarchive.ru

Главная > Урок


ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

3 часа

Урок 19
В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»

      I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества
      Чтение и составление плана статьи
      По статье учебника (с. 67—68) может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
      Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.
      Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости.

      II. Жуковский-сказочник
      Учитель расскажет школьникам о состязании между Жуковским и Пушкиным летом 1831 г. в Царском Селе. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» (с. 78—79) дополнит рассказ учителя. Два последних абзаца этой статьи рекомендуем прочитать после знакомства со сказкой.

      III. «Спящая царевна»
      Выразительное чтение
      Чтение сказки может начать учитель, ученики продолжат и закончат (в зависимости от уровня техники чтения пятиклассников). На чтение всей сказки при среднем темпе понадобится около 12 минут.
      — Что вам особенно понравилось в сказке? Какие чувства вызвали различные эпизоды?

      Словарная работа
      — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
      Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
      Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
      Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
      Дотоле — до сих пор, до этого времени.
      Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
      Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
      Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
      Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
      Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
      Ланиты — щеки.

      Домашнее задание
      Подготовить ответы на 2—5-й вопросы учебника (с. 79—80).

Урок 20
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

      I. Артикуляционная разминка

      II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
      Практикум
      Беседуя с учениками о содержании и особенностях сказки, будем учить их отвечать на вопросы, аргументируя свои слова цитатами из текста.
      — Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
      — Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
      — Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
      — Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
      — Кто пробудил царевну от волшебного сна?
      — Расскажите о героях сказки.
      Рассказывая о царе Матвее, царевне и царском сыне, расколдовавшем спящую красавицу, ученики придут к выводу, что эти герои типичны для народной сказки, они не наделены какими-то особыми чертами характера.
      — Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В. Кутлинского к сказке (с. 72). Соответствует ли она вашим представлениям о героях? Какие эпизоды хотелось бы проиллюстрировать вам?
      — Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
      Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...»
      В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
      Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
      Далее можно разделить класс на две (четыре) группы и дать каждой свое задание. Через 5—7 минут проверить его выполнение.
      С точки зрения организации самостоятельной работы в группах важно обратить внимание на то, как дети будут выполнять данное им задание. В каждой из групп сказку можно разделить на два-три отрывка, и каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из отрывков — это ускорит работу и сделает ее более качественной.
      1. Найдите в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись...», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит...».
      2. Найдите в тексте сказки книжные, литературные выражения.
      В сказке Жуковского есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи, например: «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал...»
      Выпишем в тетрадь несколько народных и книжных выражений, проведем словарную работу.
      Если такая работа невозможна ввиду слабой техники чтения и письма в классе, то можно выбрать один из отрывков (например, со слов «Время все текло, текло; // Вот и триста лет прошло...») и читать его медленно, комментируя стилистические особенности слов и выражений.

      III. Выразительное чтение сказки
      — Какие описания, отрывки сказки вам особенно понравились? Почему?
      Как правило, детям нравится рассказ о встрече царевны со старушонкой и описание спящего волшебным сном замка, по которому идет царский сын.
      Обсудим два-три фрагмента и подготовим выразительное чтение выбранных эпизодов.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

Урок 21
Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады

      I. Проверка домашнего задания
      После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение фрагментов сказки, коллективно оцениваем выступающих.

      II. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады
      Учитель может начать с того, что предложит ученикам прочитать на с. 86 учебника и записать более короткое определение баллады:

      Баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарном материале.

      Текст баллады читает учитель (8—9 минут). После чтения дадим ученикам возможность пережить драматический сюжет баллады и зададим несколько вопросов, чтобы выявить восприятие баллады учениками.
      — Кто главные герои баллады?
      Главные герои баллады — царь, молодой паж и дочь царя. Морскую пучину и населяющих ее гадов можно считать персонажами баллады.
      — Перескажите кратко содержание баллады. Какие поступки совершают герои баллады?
      — Что увидел паж в морской пучине? Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?
      — Как вы относитесь к поступкам героев?
      — Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре. Когда герои проявляют эти качества?
      Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
      Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
      Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
      Одаренным ученикам можно задать вопрос:
      — Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили? (7-й вопрос учебника, с. 86.)
      Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.
      Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «...вдруг паж молодой // Смиренно и дерзко вперед...» Автор передает свое отношение к пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «борется, спорит с волной...». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах...» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
      Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой...» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
      Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну... глядит».
      — Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?
      Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки.
      Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но когда он нырнул ради исполнения царского каприза — не смог победить.

      III. Подготовка к выразительному чтению баллады
      — Какие интонации вы будете использовать при чтении баллады?
      Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации, которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает основы саморефлексии.
      При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение баллады В. А. Жуковского «Кубок».
      Прочитать статью учебника «Из истории создания баллады „Кубок“» (с. 85). Выучить определение баллады.
      Принести вторую часть учебника в класс.
      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о балладах Жуковского.
      Нарисовать иллюстрации к балладе «Кубок».

Роберт Льюис Стивенсон

2 часа

Урок 22
Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».
Подвиг героя

      Мы предлагаем прочитать и обсудить балладу Стивенсона «Вересковый мед», объединив ее чтение с чтением баллады Жуковского по жанровому принципу. Разговор о других произведениях Стивенсона в конце первой четверти может подтолкнуть учеников к самостоятельному чтению этих произведений во время осенних каникул.

      I. Артикуляционная разминка

      II. Проверка домашнего задания
      Фронтальный опрос
      — Что такое баллада?
      — Какие баллады Жуковского вы знаете?
      — Какой народ и когда создал легенду о пловце, который бросился в море за сокровищами?
      — Что погубило пловца в этой легенде?
      — Какой поэт обработал эту историю и написал балладу «Водолаз»?
      — Чем отличалась баллада Фридриха Шиллера от народной легенды?
      — В чем особенность баллады Жуковского «Кубок»?
      — Василий Андреевич Жуковский был глубоко религиозный человек. Он верил, что человек не должен дерзать раскрыть все тайны мира. Как вы понимаете следующие слова баллады?

И смертный пред Богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной...

      — Как вы думаете, какую заповедь нарушил юноша, вторично бросившись в морскую пучину?
      С религиозной точки зрения юноша возгордился, а гордыня в христианстве — тяжкий грех. Юноша решил, что если он один раз справился с пучиной, то сумеет сделать это и во второй раз. Если же исходить из положения, что на все Божья воля, то в первом случае он спасся Божьей милостью, а во второй — Бог наказал его за гордыню.

      Выразительное чтение
      Баллада «Вересковый мед» дана во второй части учебника (с. 182—186).
      Балладу можно прочитать коллективно: каждый ученик поочередно читает по строфе.

      III. Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя
      — Сегодня мы познакомимся с балладой, которую создал знаменитый английский поэт и писатель Роберт Льюис Стивенсон. Она называется «Вересковый мед».
      — Обратите внимание на подзаголовок: «Шотландская баллада». О чем говорят вам эти слова?
      Придем к выводу, что Стивенсон переработал произведение устного народного творчества.
      Работаем со сносками:
      — Что такое вереск?
      — Где находится Шотландия?
      — Если в классе есть карта, покажите Шотландию.
      — Кто такие пикты? Когда они населяли территорию Шотландии?
      — Когда скотты завоевали Шотландию, вытеснив пиктов?
      Учитель объяснит, что слово Шотландия произошло от названия племени скоттов.
      Читает балладу учитель. Произведение производит сильное впечатление на детей, поэтому выдержим паузу, дадим им время, чтобы пережить и осмыслить это впечатление.
      — О каких событиях рассказывается в балладе?
      — О чем побуждает задуматься это произведение?
      — Какие качества и поступки пиктов прославляются в балладе?
      — Во имя чего герой баллады совершает свой подвиг?
      — Почему мы называем это произведение балладой?

      Выразительное чтение баллады учащимися.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» или отрывка из нее наизусть.

      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о жизни Стивенсона.
      Подготовить рассказ о произведениях Стивенсона «Остров сокровищ», «Черная стрела».

Урок 23
«Вересковый мед». Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона

Урок внеклассного чтения

      I. Проверка домашнего задания

      «Вересковый мед»
      Слушаем выразительное чтение баллады Стивенсона «Вересковый мед». Поощрим хорошими оценками тех, кто выучил балладу или отрывок из нее наизусть.

      II. Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество
      Слушаем рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве Роберта Льюиса Стивенсона. Учитель дополнит рассказ школьника, выделив главное в характере писателя: силу воли и жажду жизни, которая позволила Стивенсону победить болезнь и стать знаменитым писателем.

      Сообщение ученика
      Стивенсон родился в Англии в семье потомственного морского инженера. И отец, и дед Стивенсона были изобретателями. Смысл своей жизни отец будущего писателя видел в строительстве маяков и мечтал, чтобы его сын продолжил эту традицию.
      Но сын не стал инженером. С детства он видел паруса и море, слышал удары волн о суровые рифы; во время летних каникул он ездил по Шотландии, слушал рассказы жителей о кораблекрушениях, о безжалостных бурунах и таинственных горных вершинах. Все это питало воображение мальчика и будило в нем любовь к родному краю. Позже он обработает народные поверья, напишет о Шотландии стихотворения и романы, рассказы и очерки.
      Но жизнь писателя не была простой. В детстве он заболел туберкулезом и часто бывал надолго прикован к постели. Сам Стивенсон так писал об этом: «Детство мое, по правде сказать, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи». Во время учебы в университете состояние его настолько ухудшается, что врачи советуют ему сменить климат и поехать на юг Франции. Стивенсон описывает это путешествие в путевых очерках, которые становятся первым опубликованным произведением писателя (1873 г.).
      Стивенсон мечтал о путешествиях, о прекрасном мире, полном приключений, где живут красивые, сильные люди. Он сделал такой прекрасной свою жизнь, он создал притягательный мир приключений в своих книгах.
      Стивенсон с семьей переехал в Америку, затем нанял яхту и семь месяцев плавал по южным морям, сам греб на шлюпке, прорубал дорогу в лесных зарослях, ездил верхом, общался с новыми людьми. Болезнь, подчиненная жажде жизни и сильной воле человека, отступила.
      Стивенсон купил участок земли на одном из островов Самоа в Океании (Тихий океан). Он подружился с местными жителями, помогал им, много работал физически, но при этом не было года, чтобы в печати не появлялось новое произведение Стивенсона. К нему часто приезжали гости, о его жизни ходили легенды.
      Умер Стивенсон от кровоизлияния в мозг, когда ему было 44 года. Похоронили его на вершине горы, которая возвышается над островом. С этой горы человек, насколько хватает глаз, видит беспредельный морской простор.
      После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений. Лучшие произведения Стивенсона — «Остров сокровищ», «Похищенный», «Черная стрела», «Катриона», сборник стихотворений «Детский цветник стихов» (в другом переводе — «Сад стихов для детей»).

      III. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона
      Слушаем сообщения учеников о романе «Остров сокровищ» и других произведениях писателя. Если позволяют условия, можно показать отрывок из фильма режиссера В. Воробьева «Остров сокровищ» (Ростелерадио СССР, 1982). Главная задача этой части урока — побудить учащихся к чтению произведений Стивенсона.

      Домашнее задание
      Читать произведения Стивенсона, сделать записи в читательском дневнике (или в рабочей тетради).

АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ

2 часа

Урок 24
Антоний Погорельский: страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

      I. Антоний Погорельский: страницы биографии
      Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
      Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...
      — Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?
      Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
      Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
      Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

      Проверочные вопросы
      Зададим несколько вопросов, чтобы выяснить, как дети поняли наш рассказ.
      — Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?
      — Как вы понимаете, что такое пансион!
      — Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?
      — Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?
      — Что такое псевдоним!
      — Какой псевдоним взял себе Перовский?
      — Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

      II. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
      Комментированное чтение
      Стилистика и синтаксис этой сказки, особенно в начале чтения, сложны для детей. Лучше, если читать начнет учитель, гибко интонируя текст и внимательно следя за реакцией детей, комментируя непонятные для них слова и выражения. Учитель читает по учебнику до слов: «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 121).

      Комментарии
      В Первой линии — на Васильевском острове улицы, пересекающие остров в длину, называются проспектами, в ширину — линиями.
      Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою — канавами в Петербурге тогда часто называли, каналы.
      Поговорю с вами пространнее — поговорю подробнее.
      Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье — сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом; верхнее жилье — комнаты на втором этаже.
      И все его любили и ласкали. Ласкали — ласково, по-доброму разговаривали (стоит пояснить потому, что сейчас даже среди детей часто встречается иное понимание этого слова).
      Особливо — особенно.
      И библиотека, которою пользовался Алеша, большею частию состояла из книг сего рода — т. е. из рыцарских романов и волшебных повестей.
      Деяния славнейших рыцарей. Деяния — подвиги, знаменитые поступки.
      В вакантное время — в дни каникул; вакации — каникулы.
      Из барочных досок — из досок, которыми когда-то были обшиты барки (деревянные баржи). Доски прибивали к корпусу, т. е. обшивали днище барки с помощью деревянных гвоздей (железные в воде начали бы ржаветь).
      Ворота и калитка, кои вели в переулок. Кои — которые.
      Талисман — по суеверным представлениям, предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.
      Экспозиция закончена. Далее текст сказки продолжают поочередно читать ученики. Большие абзацы стоит разбить на более маленькие отрывки. Важен не темп чтения, а правильное интонирование, верное понимание смысловых отрезков, которое свидетельствует об усвоении текста. Учитель по мере необходимости комментирует.

      Комментарии
      Читаем до слов: «Но делать было нечего: надлежало дожидаться, пока кончится обед!» (с. 125).
      И вощили красного дерева столы и комоды — в то время деревянные полы не красили, мебель не покрывали лаком, а натирали воском — вощили, чтобы полы и мебель блестели и не портились.
      Провизия — продукты.
      Киевское варенье — ягоды, сваренные в Киеве, считались особенным лакомством.
      Нарочно купленные шесть восковых свечей — если специально для важного случая покупали шесть свечей из воска, которые были достаточно дорогими, то это значило, что в другое время в пансионе использовались дешевые сальные свечи, которые при горении часто давали неприятный запах.
      Явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя — учитель по немецкой моде того времени носил на голове прическу (или парик) с буклями (т. е. локонами, завитыми прядями волос) по бокам, на макушке — тупей (взбитый хохол), сзади — коса.
      Шиньон — накладные волосы.
      Взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов — парикмахер сделал жене учителя прическу по моде того времени — высокую, пышно взбитую, обильно украшенную цветами.
      По окончании головного убора — когда парикмахер закончил убирать, т. е. украшать, прическу жены учителя.
      Салоп — широкое женское пальто.
      Возымел он к ней ужас и отвращение. Поясним с помощью подбора синонимов для детей слово возымел — почувствовал, ощутил, стал питать.
      Умильно — нежно, приятно; льстиво, угодливо.
      Империал — (устаревшее) во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. — в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота.
      Кушак — пояс.

      Домашнее задание
      Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал еще ни одного слова!» (с. 140), выписывая в тетрадь непонятные слова и выражения.
      Подготовить краткий пересказ этого отрывка.

Урок 25
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

      I. Проверка домашнего задания
      Словарная работа
      Просим детей прочитать выписанные слова и выражения, непонятные для них. После каждого прозвучавшего слова просим класс объяснить его значение или догадаться из контекста. После того как дети сами поищут ответ, дадим свой комментарий.

      Комментарии
      Приезд его возвестила учительша. Возвестила — сообщила о приезде; учительша — жена учителя.
      Извозчичьи сани — сани, которыми управлял извозчик.
      Учительша начала приседать в ожидании столь почтенного гостя — по правилам этикета того времени, дамы должны были приседать в глубоком реверансе в знак приветствия.
      Шлем пернатый — шлем, украшенный перьями.
      Десерт — сладкое блюдо.
      Бергамот — здесь: сорт сочных сладких груш.
      Бекеша — мужское пальто в талию со сборками.
      Околыш (околышек) — часть головного убора, ободок, непосредственно облегающий голову.
      Сон его преодолел — сейчас мы говорим сон одолел.
      Я своего платья теперь не сыщу. Платье — в старину любая верхняя одежда; не сыщу — не найду, однокоренные слова — искать, ищу, сыщик.
      Шандал — большой подсвечник.
      Изразцы — плитки из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытые с лицевой стороны глазурью.
      Нарисованы были синей муравой люди и звери. Мурава — состав, которым поливают глиняную посуду и изразцы; синоним — полива.
      Кровать с белыми кисейными занавесками. Кисейный — сделанный из кисеи, прозрачной тонкой ткани.
      В минеральном кабинете — в кабинете минералогии, где собраны различные минералы. В XVIII в. большое внимание уделялось изучению минералов, полезных ископаемых.
      Ростом не более как с пол-аршина. Аршин — русская мера длины, равная 0,71 м.
      Мантия — широкая длинная одежда в виде плаща.
      Шлейф — волочащийся сзади удлиненный подол платья.
      В пунцовых платьях — в ярко-красных одеждах.
      Сколь до Алеши ни было лестно — как бы ни было Алеше приятно.
      Ему казалось неучтивым — ему казалось невежливым.
      Изъявляя признательность — выражая признательность, благодаря.
      Яхонт — старинное название рубинов или сапфиров.
      Завтра начнутся классы, а я еще не успел выучить всех своих уроков. Классами в то время назывались занятия в классе с учителем, т. е. то, что мы сейчас называем словом уроки. Уроками в то время назывались домашние задания; например, исторический урок — это домашнее задание по истории.

      II. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

      Краткий пересказ
      Вызывая учеников к доске, предупредим их, что пересказ нужен именно краткий. Будем следить, чтобы дети не сбивались на живописание деталей. Одному человеку трудно пересказать такой большой отрывок, поэтому начинает один ученик, продолжают другие. Это поможет детям сохранять внимание и следить за ответами товарищей.
      Учитель, формулируя вопросы, может воспользоваться заданиями 2—4 учебника (с. 151—152).
      — Когда перед нами стоит задача сделать краткий пересказ, это значит, что мы должны выделить и пересказать сюжет произведения. Как вы понимаете, что такое сюжет?
      Слушая ответы детей, будем учитывать, что в современном русском языке это существительное имеет не только традиционное для литературоведения значение. Оно часто встречается в речи дикторов телевидения, ведущих, например, программы новостей: «Теперь посмотрим сюжет, связанный с этой темой». В таком случае имеется в виду отснятый видеоматериал, сопровождаемый аналитическим текстом.
      Литературоведческое определение запишем, оно дано в учебнике, в «Кратком словаре литературоведческих терминов»:
      Сюжет — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
      — Трудно было вам подготовить краткий пересказ или легко? Почему?
      Дети скажут, что трудно, но редко кто из них понимает причины этого. Можно нарисовать им простой рисунок: линия (назовем ее сюжетной линией), которая идет «елочкой», т. е. имеет множество ответвлений. Пройдя по одному такому ответвлению, мы вновь возвращаемся к основному направлению.
      Вот, например, мы читаем о том, что учитель и учительша ждали важного гостя и потому кухарке Трине был дан приказ зарезать черную курицу. Этот факт имеет отношение к развитию сюжета. А вот рассказ о том, какие яства были приготовлены к приезду директора и как была украшена прическа учительши, к развитию действия отношения не имеет, это ответвление, которое при кратком пересказе мы опускаем.
      — Приведите еще примеры таких ответвлений.
      Можно вспомнить описание забора из барочных досок с круглыми дырочками, в которые подолгу смотрел Алеша.
      — Зачем же нужны такие ответвления? Для чего автор вставляет подобные описания в сказку?
      Благодаря этим описаниям мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.
      — Если бы вам предложили представить сюжет этой сказки в виде узора, каким был бы этот узор?
      Учитель может заранее приготовить или нарисовать на доске два узора: геометрический орнамент и причудливый узор восточного типа. Такая визуализация для детей очень важна, поэтому постараемся проявить свой художественный талант. Дети скажут, конечно, что причудливый узор больше соответствует характеру сюжета. Возможно, они перерисуют себе в тетради фрагмент второго узора и сделают подпись: причудливый сюжет.
      На уже прочитанном фрагменте удобно отследить, как в этой сказке сочетаются фантастические и достоверно-реальные элементы. Это можно сделать с помощью вопросов уже в ходе краткого пересказа или задать вопросы отдельно.
      — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?
      — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?
      — Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

      Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
      Учебник предлагает для обсуждения вопрос, который поможет четко прочертить грань между народной и литературной сказками (вопрос 6, с. 152):
      — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

      III. Нравоучительное содержание сказки

      Выразительное чтение
      Следующий отрывок сказки до слов: «Увы! бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 140—147) — ярко и динамично читает учитель. Чтение этого отрывка занимает около 10 минут.
      — Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?
      Если время позволяет, попросим детей найти абзацы, в которых рассказывается об изменениях Алешиного нрава.
      1) «Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос его говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда» (с. 140).
      2) «Сначала он очень о том [об отсутствии Чернушки] горевал, но потом успокоился мыслию, что она, вероятно, занята важными делами по своему званию. Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал» (с. 141).
      3) «Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился, из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным» (с. 141).
      4) «Притом Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав» (с. 142).
      — Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши?
      — Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147—151).
      Приготовиться объяснить свое понимание выделенных наставлений.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..