Главная > Документ


СтратегиЯ

социально-экономического развития Ярославской области

до 2030 года

(Утверждена постановлением Губернатора области от 22.06.2007 № 572

в редакции постановления Губернатора области от 18.12.2007 № 1146)

Оглавление

Стр.

I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК СТРАТЕГИИ И БАЗОВЫЕ ВАРИАНТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА 4

1. Введение 5

1.1.Основание для разработки Стратегии 5

1.2. Используемые методы и методики 5

1.3. Информационная база разработки Стратегии 6

1.4. Основные этапы разработки Стратегии 7

2. Состояние и тенденции социально-экономического развития Ярославской области. Место Ярославской области в системе социально-экономического развития России и в мировой экономике 8

2.1. Краткая справка о Ярославской области 8

2.2. Места и рейтинги Ярославской области 10

2.3. Географическое позиционирование 11

2.4. Экономический потенциал Ярославской области 12

2.5. Инновационный потенциал Ярославской области 15

2.6. Место Ярославской области в мире 22

2.7. Готовность экономики области ко вступлению России в ВТО 24

3. Социально-демографические процессы и уровень жизни населения Ярославской области 26

3.1. Демографическая ситуация 26

3.2. Уровень жизни населения Ярославской области 29

3.3. Состояние социальной сферы Ярославской области 31

3.3.1. Здравоохранение 31

3.3.2. Образование 34

4. Ресурсы регионального развития, ресурсные ограничения 40

4.1. Ресурсы стратегического развития 40

4.2. Трудовые ресурсы 41

4.3. Энергетические ресурсы 42

4.4. Минерально-сырьевые ресурсы 44

4.5. Водные ресурсы 47

4.7. Туристические ресурсы 48

5. Динамика социально-экономического развития Ярославской области 49

5.1. Межрегиональные сравнения 49

5.2. Структурные сдвиги и инвестиции 51

5.3. Динамика развития области 56

62

5.4. Стадия и тип социально-экономического развития 62

Ярославской области 62

6. Конкурентоспособность Ярославской области 64

6.1. Конкурентные преимущества и проблемы развития 64

6.2. Инвестиционная привлекательность Ярославской области 68

6.3. Кредитоспособность Ярославской области 82

7. Территориальные аспекты социально-экономического развития Ярославской области 83

7.1. Сравнительная оценка 83

7.2. Базовые аспекты социально-экономического развития муниципальных образований 84

7.3. Уровень социально-экономического развития муниципальных образований 85

8. Перспективы развития Ярославской области 96

8.1. Сценарии развития 96

8.2. Тенденции и перспективы развития 97

8.3. Принципы выбора базовых вариантов развития 99

8.4. Содержание стратегического выбора Ярославской области 100

II. СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ РАЗВИТИЯ 102

1. Стратегический замысел 102

1.1. Стратегические цели и задачи развития Ярославской области 102

1.2. Выбор базового варианта развития 104

1.3. Переход к инновационному типу развития как 105

базовый вариант Стратегии 105

1.4. Проблемы и риски 106

1.5. Приоритетные направления стратегического развития области 107

1.5.1. Экономические приоритеты 108

1.5.2. Социальные приоритеты 110

1.6. Сценарий социально-экономического развития Ярославской области 111

1.6.1. Среднесрочный этап (2008-2012 годы) 111

1.6.2. Долгосрочный этап (2013-2020 годы) 113

1.6.3. Перспективный этап (2021-2030 годы) 114

1.7. Индикаторы достижения стратегических целей и задач 115

2. Политика стратегического развития 116

2.1. Основные принципы промышленной политики 116

2.2. Агропромышленный комплекс и легкая промышленность 123

2.3. Туризм и рекреация 127

2.4. Политика в отношении предпринимателей и малого бизнеса 127

2.5. Формирование «прорывных» направлений развития 128

2.5.1. Транспорт и логистика 128

1.5.2.Энергетическая политика 130

2.5.3. Завершение кластера транспортного машиностроения 131

2.6. Внешнеэкономические связи 132

2.7. Политика привлечения внешних инвесторов 133

2.8. Стратегия социального развития Ярославской области 135

2.8.1. Здравоохранение 135

2.8.2. Система образования 136

Приоритетным направлением региональной политики в сфере образования являются формирование единого образовательного комплекса региона, повышение качества, доступности и эффективности всех уровней образования. 136

2.9. Территориальный аспект стратегического развития 138

3. Процедура реализации Стратегии 145

3.1. Механизмы достижения стратегических целей и задач 145

3.1.1. Нормативная база 145

3.1.2. Организационные механизмы 146

3.2. Инвестиционные проекты и площадки, набор крупных региональных проектов (направлений), их вклад в достижение общенациональных задач 147

3.3. Участие в межрегиональных и межуровневых проектах 148

3.4. Перечень программ (подпрограмм) по основным направлениям реализации Стратегии 149

3.5. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии 150

3.6. Управление реализацией Стратегии и согласование со стратегиями соседних субъектов Российской Федерации 152

1.6.1.Схема управления реализацией Стратегии 152

3.6.2. Приведение Стратегии в соответствие с другими плановыми документами 152

3.6.3.Механизм мониторинга и актуализации Стратегии 153

Основные термины и понятия, использованные в Стратегии 155

I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
СТРАТЕГИИ И БАЗОВЫЕ ВАРИАНТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

Предлагаемая Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года (далее – Стратегия) обеспечивает преемственность стратегических целей, задач и приоритетов, намеченных и реализуемых стратегией социально-экономического развития Ярославской области «От выживания к благополучию», с учетом сложившейся ситуации в регионе, влияния долго­временных тенденций макроэкономических процессов, государственной со­циально-экономической политики, предпосылок и ограничений, которыми располагает Ярославская область. Стратегия является основанием для разработки комплекса программно-целевых документов на долгосрочный и среднесрочный период.

1. Введение

Согласно Требованиям к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации, целью разработки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является определение системы мер государственного управления, опирающейся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи поли­тики органов государственной власти.

Стратегия Ярославской области направлена на обеспечение экономического развития реги­она и повышение уровня жизни населения с учетом требований государственной политики Российской Федерации. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития и оценке сопряженных рисков и ресурсных возможностей Ярославской области.

    1. Основание для разработки Стратегии

Основанием для разработки Стратегии является постановление Губернатора Ярославской области от 14.09.2005 № 577 «О создании Координационного совета», а также письмо Министра регионального развития Российской Федерации на имя Председателя Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 № 7976/ВЯ/70 «О порядке подготовки программ комплексного социально-экономического раз­вития регионов».

При разработке Стратегии учитывались результаты двух этапов реализации стратегии социально-экономического развития Ярославской области «От выживания к благополучию», действовавшей с 2000 года до 2007 года, а также опыт разработки стратегий социально-экономического развития других субъектов Российской Федерации.

1.2. Используемые методы и методики

Принципы, положенные в основу разработки Стратегии, базируются на теориях воспроизводственного цикла, «длинных волн» Кондратьева, общей теории систем и теории управления слож­ными социально-экономическими системами. Работа основана на методологических принципах стратегического управления, а также комплексного регионального анализа, планирования и прогнозирования.

При подготовке отдельных разделов Стратегии применены методические разработки сравнительного анализа территориальных социально-экономических процессов. Среди общепринятых можно назвать экономико-математические и экономико-статистические методы, метод SWOT­-анализа и его модификации, метод «бостонской матрицы», метод «жизненных циклов» экономи­ческого объекта, методы социологических исследований и другие.

К оригинальным методическим разработкам, примененным при подготовке Стратегии, относятся:

- методика сравнительного анализа инвестиционного климата территории;

- методика присвоения кредитного рейтинга субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

- методика оценки экономичности развития производства в промышленности;

- методика анализа сравнительной эффективности муниципальных образований.

В процессе работы применялись два принципиально различных типа анализа «стратегический»и «программный», различающиеся временными периодами, глубиной проработки и степенью детализации выводов. Стратегический анализ вследствие большого временного срока исследования и уровня обобщения носит более глобальный, укрупненный характер по сравнению с программным анализом. В стратегическом анализе основное внимание уделяется современному и перспективному позиционированию области во внешнем окружении.

1.3. Информационная база разработки Стратегии

При разработке Стратегии были использованы следующие стратегические программно-целевые документы федерального уровня:

- выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 2002-2007 годы;

- основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2000 год.);

- Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, Концепция подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целе­вой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. № 2188-р;

- Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (Министерство регионального развития Российской Федерации);

- Концепция федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1761-р);

- Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года (Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации);

- Стратегия развития авиационной промышленности России до 2015 года (Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации);

- Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (Утверждены письмом Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года № 2473п-П7).

- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)).

Информационной базой разработки Стратегии являются:

- законодательные акты и нормативные документы Ярославской области;

- информация департаментов и отделов Администрации Ярославской области о состоянии и основных тенденциях социально-экономического развития Ярославской области;

- информация подразделений федеральных министерств, комитетов и служб, действую­щих на территории Ярославской области;

- информация официального Интернет-сайта Администрации Ярославской области;

- информация, полученная в ходе анкетирования руководства крупных предприятий Ярославской области;

- результаты анкетирования референтных лиц Ярославской области;

- официальные справочники о социально-экономическом положении и тенденциях разви­тия Ярославской области и входящих в нее муниципальных районов и городских округов;

- материалы исследований различных аспектов экономического и социального развития Ярославской области, проведенных ранее как в рамках Администрации области, так и выполнен­ных сторонними организациями;

- программные документы Ярославской области;

- опубликованные и находящиеся в открытом доступе на Интернет-сайтах информационные материалы (сборники, справочники и т.п.) федеральных министерств, комитетов и служб;

- материалы информационных систем: «КонсультантПлюс Регион», БД UniFile и др.

1.4. Основные этапы разработки Стратегии

Последовательность разработки Стратегии и содержание ее основных этапов соответствует требованиям технического стандарта к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, разработанным Министерством регионального развития России и техническому заданию администрации Ярославской области на выполнение данной работы.

Последовательность разработки Стратегии включает в себя следующие этапы:

- определение и обоснование системы показателей развития региона и его внешнего окружения;

- выполнение анализа имеющихся статистических данных и качественных характеристик, проведение экспертных оценок, опросов и т.п.;

- определение места Ярославской области в системе социально-экономического развития Российской Федерации, выявление основных этапов, тенденций, слабых и сильных сторо­н, ограничений, резервов, конкурентных преимуществ и специфики социально-экономического развития Ярославской области и ее муниципальных образований и т.п.;

- составление заключения о стратегическом позиционировании региона на основе сопоставления полученных результатов анализа с имеющимися типовыми классами (характеристиками) социально-экономических ситуаций и моделей развития;

- выполнение прогноза и описание возможных сценариев развития области при различных вариантах развития фона, а также вариантах управляющих воздействий;

- формулирование миссии Ярославской области;

- определение приоритетных направлений развития Ярославской области, способствую­щих выполнению ее миссии;

- обоснование выбора базового варианта развития и индикаторов его достижения;

- обоснование системы управляющих действий по реализации базового варианта развития с разбивкой по этапам;

- определение направления стратегического развития Ярославской области, согласованного с другими регионами Центрального федерального округа.

2. Состояние и тенденции социально-экономического развития Ярославской области. Место Ярославской области в системе социально-экономического развития России и в мировой экономике

2.1. Краткая справка о Ярославской области

Ярославская область является «типичным» субъектом Российской Федерации, не имеющим значительных запасов минерально-сырьевых ресурсов.

Дата образования области - 11 марта 1936 г.

Центр - г. Ярославль (на 01.01.06 - 603,7 тыс. жителей), основан в 1010 г.

Расстояние от Москвы до Ярославля 282 км.

Ярославская область является частью историко-культурного ядра России. Историческая часть Ярославля, тысячелетие которого будет отмечаться в 2010 году, внесена в 2005 году в список мирового культур­ного наследия ЮНЕСКО. Города Ярославль, Ростов, Углич и Переславль-Залесский входят в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

Географическое положение

Ярославская область расположена в Центральной России к се­веру от Москвы. Граничит: на юге с Владимирской областью, на юго-западе – с Московской об­ластью, на западе и северо-западе – с Тверской областью, на севере – с Вологодской областью, на северо-востоке и востоке – с Костромской областью, на востоке и юго-востоке – с Иванов­ской областью.

Природные условия

Ярославская область расположена в центральной части Восточно-Евро­пейской равнины (высота до 292 м). Главная река: Волга. На территории области находятся озера (Неро, Плещеево), Рыбинское водохранилище. Климат умеренно континентальный; средняя температура января –10 градусов, средняя температура июля +18 градусов; количество осад­ков – около 600 мм в год. На территории области преобладают дерново-подзолистые почвы. Растительность: хвойные и смешанные леса.

Население

Ярославская область – высокоурбанизированный и староосвоенный регион. Преобладающее население – русские. Численность населения, несмотря на миграционный приток, уменьшается вследствие низкой рождаемости и высокой общей смертности (таблицы 1 и 2):

Таблица 1. Численность населения Ярославской области

(на 01 января,тыс. чел.)

2005 год

2006 год

Все население

1338,7

1327,8

городское

1088,6

1081,9

сельское

250,1

245,9

Таблица 2. Естественное движение населения Ярославской области (на 1000 человек)

2005 год

2006 год

Родившиеся

9,2

9,4

Умершие

19,9

18,3

Естественный прирост, убыль (-)

-10,7

-8,9

Младенческая смертность на 1000 родившихся

7,5

8,6

Браки

7,6

7,7

Разводы

4,1

4,3

Область включает 17 муниципальных районов и три городских округа: г. Ярославль, г. Рыбинск и г. Переславль-Залесский. Главные экономические центры области: города Ярославль, Переславль-Залесский (42,7 тыс. жителей), Ростов (33,2 тыс. жителей), Рыбинск (215 тыс. жителей), Тутаев (42,7 тыс. жителей), Углич (36,5 тыс. жителей).

2.2. Места и рейтинги Ярославской области

Ярославская область достаточно высоко и устойчиво позиционируется в России по многим параметрам социально-экономического развития, по праву являясь одной из «точек роста» в стране.

Проводимая в области политика сохранения экономической базы и рабочих мест дала свои положительные результаты, которые обеспечили ее социально-экономическую стабильность, сбалансированность бюджета и относительно высокие доходы населения.

По показателю объема налоговых поступлений в расчете на 1 жителя – 23,1 тыс. рублей – Ярославская область среди регионов России занимает 25-е место, по Центральному федеральному округу (далее – ЦФО) – третье место после Москвы и Московской области.

Достигнутые результаты нашли отражение в высоких местах, занимаемых Ярославской областью в различного рода рейтингах и конкурсах.

Социально-экономическая устойчивость и высокое качество управления регионом являются причиной низких инвестиционных рисков вЯрославской области. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России область за последние 11 лет 7 раз входила в десятку лучших регио­нов, а в 2003 году была лучшей в России по интегральному инвестиционному риску.

Устойчивая собственная финансовая база и благополучная кредитная история обусловили достаточно высокий рейтинг кредитоспособностиЯрославской области, которой в 2003 году консорциумом «Эксперт РА-АК&М» была присвоена, а затем дважды подтверждена рейтинговая оценка на уровне «А».

По результатам исследования журнала «Власть», Ярославская область по качеству жизнизанимает 6-е место среди 89 регионов России и 2-е место в ЦФО.

Достаточно высоко котируется и информационная среда Ярославской области. По оценке Института развития информационного общества, по индексу готовности к информационному обществуЯрославская область в 2005 году заняла 15-е место среди субъектов Российской Федерации.

По итогам II Всероссийского конкурса финансового развития экономики России «Золотой рубль» в 2003 году Ярославская область была признана победителем в номинации «Лучший субъект Российской Федерации по экономическим показателям финансового развития» в ЦФО.




Похожие документы:

  1. Отчет о научно-исследовательской работе до 2030 года»

    Отчет
    Определение миссии и образа будущего Новгородской области до 2030 года в контексте стратегических направлений социально-экономического развития Российской Федерации.
  2. Стратегия социально-экономического развития республики северная осетия-алания до 2030 года владикавказ

    Закон
    5.2. Привлечение внешних ресурсов (в том числе средств некоммерческих организаций, благотворительных фондов и спонсоров) для развития Республики Северная Осетия-Алания 80
  3. Стратегия социально-экономического развития республики северная осетия-алания до 2030 года владикавказ

    Закон
    5.2. Привлечение внешних ресурсов (в том числе средств некоммерческих организаций, благотворительных фондов и спонсоров) для развития Республики Северная Осетия-Алания 80
  4. Стратегия социально-экономического развития ямало-ненецкого автономного округа до 2020 года оглавление

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее – Стратегия) представляет собой сбалансированную систему ориентиров, задающих целенаправленное движение к неуклонному росту качества
  5. Энергетическая стратегия холдинга «российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года i основные результаты реализации энергетической стратегии оао «ржд»

    Документ
    В реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 11 февраля 2008 года № 269р (далее – Энергетическая стратегия ОАО «РЖД»), отслеживается два этапа: 2004 – 2007 г
  6. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года оглавление

    Программа
    2.4.3.2. Разработка и реализация концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов,

Другие похожие документы..