textarchive.ru

Главная > Примерная программа


5.5. Практические занятия

п/п

Название тем практических занятий дисциплины и формы контроля

Объем по семестрам

III

IV

1

Повреждение и гибель клеток и тканей.

1

2

Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.

2

3

Расстройства крово- и лимфообращения.

2

4

Коллоквиум по темам 1 – 3.

2

5

Воспаление. Часть 1.

2

6

Воспаление. Часть 2. Иммунопатологические процессы.

2

7

Процессы регенерации и адаптации.

1

8

Опухоли.

Введение в онкоморфологию.

2

9

Опухоли из эпителия.

2

10

Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани.

2

11

Коллоквиум по темам 5 – 10.

2

12

Введение в нозологию. Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани. Болезни легких.

2

13

Болезни сердечно-сосудистой системы.

Ревматические болезни. Васкулиты. Пороки сердца.

2

14

Болезни желудочно-кишечного тракта.

Болезни печени и желчевыводящей системы.

2

16

Болезни почек.

Инфекции, общая характеристика. ВИЧ-инфекция.

2

17

Бактериальные инфекции. Сепсис. Туберкулез. Сифилис.

2

18

Коллоквиум по темам 12 – 17.

2

19

Пороки развития орофациальной области. Заболевания твердых тканей зуба.

3

20

Болезни периодонта.

3

21

Болезни пародонта и слизистой оболочки рта.

3

22

Опухолевые заболевания орофациальной области.

3

23

Заболевание челюстных костей.

3

24

Поражение лимфатических узлов орофациальной области и шеи.

3

25

Болезни слюнных желез.

3

26

Структура и задачи патологоанатомической службы.

3

5.6. Лабораторные работы не предусмотрены

5.7. Семинары не предусмотрены

5.8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа (всего)

Всего

Семестры

III

IV

Всего

36

18

18

В том числе:

Реферат (написание и защита)

12

6

6

Подготовка к практическим занятиям

24

12

12

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. ВИЧ-инфекция.

2. Вторичный иммунодефицитный синдром у больных наркоманией.

3. Доброкачественные опухоли слюнных желез.

4. Злокачественные опухоли слюнных желез.

5. Современные представления о морфогенезе и морфологии пародонтита и пародонтоза.

6. Морфологические изменения пародонта при хроническом генерализованном пародонтите у больных сахарным диабетом II типа.

7. Слюнно-каменная болезнь.

8. Приобретенные кисты челюстей.

9. А также рефераты по темам практических занятий.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один правильный ответ.

1. Наиболее частая киста челюстной кости

аневризмальная

глобуломаксиллярная

травматическая

радикулярная*

фолликулярная

2. Радикулярная киста является

приобретённой воспалительной*

врождённой воспалительной

одонтогенной дисонтогенетической

приобретённой дисонтогенетической

неодонтогенной дисонтогенетической

3. Острый пульпит бывает

геморрагический

гнойный*

гангренозный

катаральный

фибринозный

4. Наиболее частый исход апикального гранулематозного периодонтита

сепсис

фолликулярная киста

рак челюсти

радикулярная киста *

островок Малассе

5. Третичный период сифилиса характеризуется возникновением во внутренних органах

опухолей

гумм*

сифилидов

мягкого шанкра

твердого шанкра

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА 1. Больной 49 лет, в течение многих лет страдает хроническим гнойным остеомиелитом нижней челюсти. Радикально не лечится. Жалуется на сухость во рту. Десны несколько уплотнены. В моче — выраженная альбуминурия.

Вопросы и задания:

1. Какое заболевание заподозрил врач?

2. Что необходимо сделать для постановки правильного диагноза?

3. Какие органы поражены этим процессом?

4. Как откладывается это вещество в паренхиматозных органах?

5. Назовите исход данного заболевания в почках.

Ответы:

1. Врач заподозрил вторичный амилоидоз.

2. Чтобы доказать правильность диагноза, надо взять биопсию десны,

окрасить препарат Конго-красным на выявление амилоида.

3. Этим процессом поражаются одновременно многие органы.

4. В паренхиматозных органах это вещество откладывается

периретикулярно.

5. Исход в почках – нефросклероз.

ЗАДАЧА 2. У больного 12 часов назад появились резкие ночные боли и боли при приеме горячей пищи. На жевательной поверхности Г6 – глубокая кариозная полость. При зондировании – резкая болезненность.

Вопросы и задания:1. Какое заболевание заподозрил врач?

2. Следствием чего является чаще всего острый пульпит?

3. Назовите формы острого пульпита по виду экссудативного воспаления.

4. Назовите формы острого пульпита по локализации.

5. Назовите исход острого гнойного пульпита.

Ответы:

1. Врач заподозрил острый пульпит.

2. Чаще всего он является следствием кариозного процесса или травмы зуба с обнажением пульпы.

3. Острый пульпит по виду экссудативного воспаления может быть серозным, гнойным, гангренозным.

4. Острый пульпит по локализации может быть коронковый, корневой,

диффузный.

5. Исход острого гнойного пульпита: хронический гранулирующий пульпит, хронический фиброзный пульпит, острый апикальный периодонтит

ЗАДАЧА 3. У больной в области клыка нижней челюсти образование на широком основании мягкой консистенции, бурого цвета. Врач подумал об эпулисе.

Вопросы:

1. Если диагноз подтвердится, то какой это процесс?

2. Вследствие чего возникает эпулис?

3. Какие названия эпулисов Вы знаете?

4. Что характерно для гигантоклеточной периферической гранулемы?

5. У кого и где возникает гигантоклеточная периферическая гранулема?

Ответы:

1. Если диагноз подтвердится, то это реактивный процесс.

2. Эпулис возникает вследствие хронического раздражения десны.

3. Возможные названия эпулисов: периферическая гигантоклеточная гранулема, ангиоматозный, фиброматозный, гигантоклеточный.

4. Если это гигантоклеточная периферическая гранулема, то для нее характерны клетки типа остеокластов, клетки типа остеобластов, сосуды синусоидного типа, очаги кровоизлияний и скопления пигмента гемосидерина.

5. Гигантоклеточная периферическая гранулема возникает чаще у женщин 30-40 лет, в том числе при беременности; иногда у детей; на десне в области клыков или премоляров нижней челюсти со щечной стороны.

ЗАДАЧА 4. У больного острый гнойный пульпит. К врачу не обращался, пока не поднялась температура до 39 С. Был госпитализирован. Через два дня умер. На вскрытии обнаружены абсцессы в легких, почках.

Вопросы и задания:

1.Что, вероятнее всего, развилось у больного?

2.Назовите входные ворота данного заболевания.

3.Какие заболевания также могут привести к данному виду этого заболевания?

4. Назовите клинико-анатомическая форму заболевания у данного больного.

5. С чем связаны абсцессы в органах?

Ответы:

1. Вероятнее всего, у больного развился сепсис.

2. По локализации входных ворот он одонтогенный.

3. К данному виду сепсиса могут привести также нагноившаяся радикулярная киста и острый остеомиелит челюсти.

4. У данного больного клинико-анатомическая форма сепсиса септикопиемия.

5. Абсцессы в органах связаны с микробной эмболией.

ЗАДАЧА 5. Больной был поставлен диагноз средний кариес.

Вопросы и задания: 1. В каких зубах чаще наблюдается кариес?

2. На каких поверхностях чаще наблюдается кариес?

3. Перечислите этапы развития кариеса дентина.

4. Назовите виды кариеся по глубине поражения и по течению.

5. Назовите, когда и где начинается ретроградный кариес, а также его варианты.

Ответы:

1. Чаще кариес наблюдается в молярах и премолярах.

2. Чаще кариес наблюдается на поверхности жевательной, в области фиссур, в области слепых ямок.

3. Этапы развития кариеса дентина:

- проникновение микроорганизмов в дентинные канальцы и разрушение последних;

- деминерализация тубулярного, интертубулярного жентина под действием кислот, образуемых микроорганизмами;

- разрушение «обнаженной» органической матрицы пери - и интертубулярного дентина под действием протеолитических ферментов микрофлоры.

4. По глубине поражения кариес бывает: начальный (кариес в стадии пятна), поверхностный, средний, глубокий . Кариес по течению бывает медленно прогрессирующий (хронический), быстро прогрессирующий (острый), острейший и приостановившийся (стационарный).

5. Ретроградный кариес начинается изнутри со стороны полости зуба, при гнойных пульпитах гематогенного происхождения, при травмах зубов, сопровождающихся проникновением микроорганизмов по травматическому каналу в пульпу. Варианты ортоградного кариеса: коронки, ранний подэмалевый, пришеечный, циркулярный, цемента

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Пальцев М.А., Зайратьянц О.В., Кононов А.В., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов. – М.: Медицина. – 2009. – 592 с.

Атлас по патологической анатомии. Под ред. Зайратьянца О.В. – Москва. – ГЭОТАР-Медиа. – 2010.

б) дополнительная литература (учебные пособия, словари справочная литература)

Верткин А.Л., Зайратьянц О.В., Вовк Е.И. Окончательный диагноз. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 576 с.
Визель А.А. Саркоидоз. В кн.: Респираторная медицина. Руководство. / Под ред. А.Г. Чучалина. — М.: ГЭОТАР–Медиа, 2007. — Т. 2. — С. 268–281
Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов. Справочник. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. — 424 стр.
Ласкарис Дж. Лечение заболеваний слизистой оболочки рта: Руководство для врачей (Пер. с англ.). — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. — 304 с.
Пальцев М.А., Аничков Н.М., Литвицкий П.Ф. Патология человека: Учебник. — В 2-х т.— Изд. 2-е, перераб. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2009.
Патологическая анатомия. Под ред. А.И.Струкова, В.В.Серова. Учебник. Переиздание. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
Патология: курс лекций. Том 1, 2. Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2007.

в) программное обеспечение:

программы для компьютерного тестирования, компьютеры

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

база данных Google, Rambler, Yandex

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Имеются учебные аудитории для проведения практических занятий и лекций. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы. Наборы слайдов по различным разделам дисциплины. Набор таблиц по различным разделам дисциплины. Ситуационные задачи, видеофильмы. Доски.

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Обучение складывается из аудиторных занятий (108 ч.) и самостоятельной работы (54 ч.). Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа.

    В целях реализации компетентностного подхода рекомендуется широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в виде визуализированных компьютерных задач, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуационных задач, проведение научных стендовых сессий и студенческих олимпиад в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой, в виде выполнения авторизованного изложения предлагаемых для разбора вопросов и написание рефератов.

Методика преподавания состоит в последовательном изучении изменений, происходящих в организме.

По каждому разделу на кафедре разработаны методические рекомендации для студентов, тематические графологические структуры для практических занятий, а также методические указания для преподавателей. Все разработанные на кафедре методические рекомендации для лекций и практических занятий имеются в методическом кабинете Университета.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом и контрольной письменной работой в конце занятия. На практических занятиях также демонстрируется тематический видеоматериал. Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В конце цикла предусматривается проведение зачетного занятия в виде тестового контроля и устного опроса.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.

Различные виды учебной деятельности формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умению приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии.

Преподавание курса должно проводиться на основе достижений медицины, биологии, генетики, иммунологии, химии, и физики, с использованием данных современных методов морфологического исследования (электронная, люминисцентная микроскопии, гистохимия, ауторадиография, цитохимия).

Практическим занятиям обязательно предшествуют лекции с демонстрацией видеоматериалов.

На практических занятиях по каждой теме должны производиться показ и просмотр макро и микропрепаратов.

Разработчики:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

МГМСУ, кафедра патологической анатомии

Заведующий кафедрой

Зайратьянц О.В.

МГМСУ, кафедра патологической анатомии

Профессор кафедры

Рябоштанова Е.И.

Эксперты:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа дисциплины (84)

    Примерная программа
    ПРИМЕРНАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для нехимических направлений подготовки бакалавров: Программа составлена в соответствии с требованиями ... по выбранной образовательной программе. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы ...
  2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ основы сеЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

    Примерная программа
    ... Примерныепрограммы Специальные дисциплиныПРИМЕРНАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ основы сеЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Основная цель дисциплины ... университет природообустройства. ПРИМЕРНАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ Эксплуатация и ...
  3. Примерная программа дисциплины «Классический танец» 530700 «Искусство балета» квалификация «бакалавр искусства балета»

    Примерная программа
    Примернаяпрограммадисциплины «Классический танец» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с ... в процессе формирования репертуарной программы построения учебной дисциплины. Формирование музыкального репертуара с ...
  4. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины " ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

    Примерная программа
    ПРИМЕРНАЯПРОГРАММАдисциплины "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"* Введение Цель курса - ... .; В.С.Люцарев, доц. (Московский государственный университет) ПРИМЕРНАЯПРОГРАММАдисциплины "ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ"* Введение В результате ...
  5. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ

    Примерная программа
    ПРИМЕРНАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ... географии, образование социального блока дисциплин в составе социально - экономической ... Микропереписи. Признаки всеобщей переписи. Программа и организация переписи, переписное ...
  6. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ Население и география Из истории географии населения

    Примерная программа
    ПРИМЕРНАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ... географии, образование социального блока дисциплин в составе социально - экономической ... Микропереписи. Признаки всеобщей переписи. Программа и организация переписи, переписное ...

Другие похожие документы..