Главная > Учебно-практическое пособие


Функции и обязанности проверяющих

Четкое надлежащее выполнение участниками аудита эффективности своих функций и служебных обязанностей, продуманная координация работ — залог успешного проведения аудита эффективности.

Важнейшую роль при организации и проведении аудита эффективности играет руководитель аудита.

В функции руководителя аудита входит решение всех вопросов, связанных с аудитом определенного министерства, управления или ведомства, а также других организаций, проверка которых необходима для достижения целей аудита. Он осуществляет руководство всем циклом аудита и группой проверяющих, и обеспечивает высокое качество материалов проверки, подготавливаемых группой.

В круг обязанностей руководителя аудита (он же может являться и руководителем одной из групп проверяющих) входит:

  • обеспечение наличия у членов группы проверяющих адекватных знаний о данной организации (организациях) или данном виде деятельности;

  • поддержание нормальных рабочих отношений с представителями министерства, ведомства и организаций, являющихся объектами проверки;

  • осуществление контроля за всеми аспектами проверок, находящимися в его ведении, и координация действий с руководителями других групп проверяющих;

  • осуществление руководства группой проверяющих, делегирование полномочий, контроль за ходом проверки и оценка эффективности работы;

  • осуществление контроля за расходованием средств, выделенных на проведение проверок, и своевременное завершение проверок;

  • проведение консультаций и экспертиз в ходе проверки;

  • рассмотрение проектов отчетов о результатах проверок и проектов отдельных глав;

  • информирование руководства и (или) аудитора контрольно-счетного органа о ходе проверок и о возникающих проблемах;

  • гарантирование качественного проведения проверки;

  • обеспечение выполнения стандартов и методик аудита (при их наличии);

  • при наличии объективной необходимости согласование проекта отчета о результатах аудита, с руководством проверяемых организаций;

  • организация разработки рекомендаций по результатам аудита.

Руководитель аудита обязан определить на начальном этапе планирования проверки, потребуются ли для ее проведения эксперты, обладающие квалификацией или специальными знаниями, которыми не обладают члены групп проверяющих. Выявление потребностей в таких специалистах на ранней стадии проверки дает возможность заблаговременно включить в группу проверяющих сотрудников других структурных подразделений контрольно-счетного органа или заключить договоры с соответствующими независимыми экспертами.

Члены группы проверяющих выполняют обязанности, возложенные на них руководителем группы, руководителем аудита или распоряжением руководителя контрольно-счетного органа. С учетом этого от них ожидают, что они, выполняя свои служебные обязанности, тем самым поддерживают своего начальника.

Их обязанности включают:

  • подготовку качественных материалов;

  • выявление случаев несоблюдения утвержденных стандартов и методов работы;

  • выявление возможностей для проведения других проверок;

  • обеспечение непрерывной обратной связи с целью совершенствования системы управления качеством, разработанной Регламентом контрольно-счетного органа или методикой определения эффективности деятельности органов государственного финансового контроля.

Члены группы проверяющих обязаны:

  • знать принципы и методы аудита эффективности расходования государственных средств и уметь применять на практике эти знания;

  • иметь опыт работы и квалификацию, требующиеся для эффективного анализа вопросов, которые проверяются в рамках данной проверки;

  • хорошо знать объект проверки;

  • иметь общее представление об условиях, в которых работают проверяемые министерства и ведомства.

Группа проверяющих обязанаконсультироваться с руководителями контрольно-счетного органа, отвечающими за контролируемые направления работы, с представителями других структурных подразделений для того, чтобы по мере необходимости получать рекомендации соответствующих экспертов.

Группа проверяющих обязана также консультироваться с руководством, если возникла потребность в специалистах, обладающих соответствующей квалификацией, которые нужны для работы в специальных областях, проверяемых в рамках данного аудита.

Специалисты, предоставляющие рекомендации по проведению аудиторских проверок, обязаны иметь соответствующую квалификацию и знания, позволяющие им эффективно оценивать и анализировать основные решения, принимаемые в рамках данной проверки.

В случае невозможности подобрать соответствующих специалистов для проведения проверки, следует пересмотреть цели данной проверки или же отложить ее проведение до тех пор, пока не будут подобраны требующиеся специалисты.

Качество аудита прямо зависит от специалистов, которые его осуществляют. Применение методики аудита, предусматривающей принятие самостоятельных и обоснованных решений теми или иными специалистами, вряд ли даст положительные результаты, если данный специалист не в состоянии принять такие решения.

Надлежащее выполнение служебных обязанностей участниками аудита эффективности означает, что ревизоры, осуществляющие проверки, должны выполнять свою работу старательно, добросовестно и тщательно. Проверки должны проводиться в соответствии с программой проверки и должностными обязанностями, отраженными в должностном регламенте. Это означает, что ревизоры руководствуются здравым смыслом и соображениями целесообразности и обоснованности, определяя цели, тему и время проведения данной аудиторской проверки, критерии оценки показателей работы, методику проведения проверки и ее масштаб, круг вопросов, которые следует отразить в отчете о результатах проверки, и характер общих выводов, которые будут сделаны по итогам данной проверки. Надлежащее выполнение служебных обязанностей также означает, что должностные лица, которые осуществляют контроль за ходом аудиторской проверки, анализируют и оценивают основные решения, принимаемые в рамках данной проверки, обязаны проявлять аналогичную старательность, добросовестность и тщательность.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. и законам о государственной гражданской службе в субъектах Российской Федерации определено, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются правовыми актами государственных органов с учетом их задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Поскольку сотрудники органов государственного финансового контроля относятся к должностям государственной гражданской службы, требования к их квалификации должны быть отражены в должностном регламенте.

Должностной регламент разрабатывается в соответствии с задачами и порядком деятельности Контрольно-счетного органа, определенными законом «О Контрольно-счетном органе» и Регламентом Контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом руководителя. Должностной регламент определяет статус, задачи и функции, объем прав и обязанностей каждого сотрудника Контрольно-счетного органа, его от­ветственность за выполнение своих обязанностей, а также этические нормы, определяемые «Этическим кодексом сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации».

Должностной регламент, как правило, содержит следующие разделы:

1. Общие положения, где определяется должность государственной службы, категория, срок полномочий, административная подчиненность и т.д.;

2. Квалификационные требования (требования к образованию, знаниям, умению исполнять определенные функции);

3. Задачи и функции сотрудника в зависимости от закрепленных за ним полномочий;

4. Права и обязанности.

Права сотрудника контрольно-счетного органа должны быть не ниже установленных законом «О государственной гражданской службе».

Обязанности, как правило, должны содержать:

круг подчиненных лиц в зависимости от должности;

обязанности по организации и (или) непосредственному участию в контрольных, аналитических, экспертно-аналитических мероприятиях и аудите эффективности;

обязанности по подготовке контрольного мероприятия или аудита эффективности, в том числе:

- сбор информационных материалов общего и специального характера, их предварительный анализ для формирования плана и программы проверки;

- подготовка плана и программы проверки;

- распределение полномочий в составе группы проверяющих (по занимаемой должности).

определение достоверности отчетности объекта контрольного или экспертно-аналитического мероприятия и соответствие совершенных им финансовых и хозяйственных операций требованиям действующих нормативных правовых актов;

обеспечение сохранности документов, получаемых или составляемых в ходе проводимого мероприятия, и неразглашение их содержания;

анализ выявленных при проведении мероприятия нарушений и отклонений от требований действующих нормативных правовых актов и представление предложений и рекомендаций, направленных на их устранение;

подготовку итоговых отчетов, информационных материалов и (или) справок по результатам проведения мероприятий (в зависимости от должности и закрепленных полномочий);

систематический анализ результатов проведенных контрольных, аналитических и (или) экспертно-аналитических мероприятий в пределах полномочий. Обобщение и исследование причин и последствий выявленных нарушений и отклонений от требований действующих нормативных правовых актов с целью представления предложений по совершенствованию бюджетного процесса, законодательства по бюджетным вопросам и повышению эффективности деятельности проверяемых объектов;

организацию и проведение последующего контроля за исполнением представлений и рекомендаций, направленных по результатам проверок;

при необходимости подготовку рекомендации и консультирование руководителей и ответственных исполнителей проверяемых структур по вопросам, входящим в их компетенцию.

соблюдение профессиональных и этических принципов, определенных Этическим кодексом органов государственного финансового контроля Российской Федерации.

5. Ответственность.

Каждый сотрудник, в зависимости от занимаемой должности, несет ответственность за результаты деятельности подведомственного ему структурного подразделения, группы проверяющих или личные результаты, за достоверность информационных и отчетных материалов, представ­ляемых руководству, а также за неразглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

При проведении аудита эффективности и иных контрольно-ревизионных мероприятий сотрудники контрольно-счетного органа не должны вмешиваться в оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений, а также предавать гласности окончательные или промежуточные результаты проверки, анализа, экспертизы, или обследования, проводимых контрольно-счетным органом или при его участии.

Должностной регламент утверждается представителем нанимателя (если контрольно-счетный орган имеет статус юридического лица, то руководителем). Каждый сотрудник контрольно-счетного органа должен ознакомиться со своим должностным регламентом, указать дату и поставить личную подпись.

Надлежащее исполнение должностных обязанностей и ответственность за их несоблюдение регламентируется трудовым законодательством, законодательством о государственной гражданской службе и внутренними нормативными актами и распорядительными документами контрольно-счетного органа.

Важнейшая составляющая успешного проведения аудита эффективности — надлежащийконтроль за работой всех участников аудита эффективности.

Контроль включает в себя руководство сотрудниками, осуществляющими проверку, и мониторинг их деятельности с целью обеспечить достижение целей, поставленных в рамках данной проверки. Контроль является важным и непрерывным процессом, который предусматривает выполнение определенных обязательств руководителем аудиторской проверки и другими должностными лицами, руководящими работой других сотрудников.

В частности, они обязаны:

  • удостовериться в том, что все члены данной группы проверяющих хорошо понимают цель (цели) данной аудиторской проверки;

  1. давать членам группы проверяющих рабочие задания в рамках данной проверки и пояснять, какие результаты ожидаются от выполнения того или иного задания;

  • давать соответствующие рекомендации и советы и проводить обучение по месту работы с учетом опыта, накопленного членами данной группы проверяющих;

  • обеспечивать адекватность процедур, связанных с проведением аудиторских проверок, и следить за тем, чтобы эти процедуры выполнялись надлежащим образом;

  • обеспечивать соблюдение методик и стандартов аудита (при их наличии) и порядка подготовки отчетов о результатах проверок;

  • удостовериться в том, что фактические данные, собранные в ходе проверки, являются необходимыми и достаточными, что они зафиксированы в соответствующей документации и подтверждают выводы и заключения, сделанные по результатам данной проверки;

  • обеспечивать выполнение только тех видов работ, которые необходимы для проведения данной проверки, следить за тем, чтобы расходование средств на ее проведение было целесообразным, а контрольно-ревизионные мероприятия проводились в соответствии с утвержденным графиком.

  • Кого можно привлечь к проведению аудита эффективности?

Для объективности выводов и заключений контрольно-счетных органов к проведению аудита эффективности целесообразно привлекать экспертов.

Экспертомпризнается не состоящий в штате органа государственного финансового контроля специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от государственного финансового контроля, бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.

В качестве эксперта может быть привлечен один или несколько специалистов, или специализированная организация, являющаяся юридическим лицом.

Решение об использовании работы эксперта, как правило, принимает руководство контрольно-счетного органа, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности и целесообразности.

Эксперт, работа которого используется при проведении аудита эффективности, должен иметь:

• соответствующий опыт и репутацию в области, заключение которой предполагается получить;

• соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом и т.п.).

Эксперт, привлекаемый к работе аудиторской организацией, должен быть объективным и независимым.

Для привлечения эксперта при проведении аудита желательно получить согласие экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит.

Учитывая тот факт, что органами государственного финансового контроля эксперт, как правило, привлекается для оценки деятельности учреждений и организаций, финансируемых по смете за счет бюджетных средств, целесообразно учесть расходы на привлечение экспертов в смете органа государственного финансового контроля. В этом случае работа эксперта оплачивается на основе трудового соглашения или договора возмездного оказания услуг.

Помимо общепринятых условий договор оказания услуг экспер­том должен предусматривать:

• цели и объем работы эксперта;

• описание конкретных вопросов, в отношении которых ожидается получить заключение эксперта;

• описание взаимоотношений эксперта с экономическим субъ­ектом, если таковые потребуются;

• конфиденциальность информации экономического субъекта;

• форму и содержание заключения эксперта.

Эксперт должен представить результаты своей работы в виде заключе­ния (отчета, расчета и т.п.) в письменной форме.

Заключение эксперта должно быть достаточно полным и подроб­ным, чтобы, ознакомив­шись с ним, было возможно получить представление о проведенной работе. В частности, в заключении целесообразно отразить:

• наименование учреждения (экономического субъекта), при аудите которого эксперт выполнил свою работу;

• объект проведенной работы;

• объем проведенной работы;

• применявшиеся методы работы (обмеры, сопоставления, аналитика);

• любые неразрешенные существенные сомнения, связанные с проведенной работой;

• результаты проведенной работы.

Вопросы в заключении, как правило, приводятся в той формулировке, в ка­кой они даны в договоре оказания услуг эксперта. При необходимости вопросы целесообразно уточнить в письменной форме. Если эксперт считает некоторые вопросы выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении.

Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ, эксперт указы­вает причины этого.

На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения в ходе исследования по тем или иным причинам.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были по­ставлены вопросы, но которые были установлены в процессе исследования, также излагаются им в конце заключения.

Сведения, приведенные в заключение эксперта, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы их содержание и форма были очевидны, а различные толкования не возможны.

Заключение эксперта необходимо получить на бумажном носителе, оно должно содержать обязательные реквизиты:

• наименование документа;

• дату документа;

• личную подпись эксперта и ее расшифровку.

Группа проверяющих обязанаконсультироваться с руководителями (аудиторами) контрольно-счетного органа, отвечающими за конкретные направления работы, с представителями других вспомогательных подразделений для того, чтобы по мере необходимости получать рекомендации соответствующих экспертов. Группа проверяющих обязана также ставить руководство в известность, если возникла потребность в специалистах, обладающих соответствующей квалификацией, которые нужны для работы в специальных областях, проверяемых в рамках данного аудита.

Специалисты, дающие рекомендации по проведению аудиторских проверок, обязаны иметь соответствующую квалификацию и знания, позволяющие им эффективно оценивать и анализировать основные решения, принимаемые в рамках данной проверки.

В случае невозможности подобрать соответствующих специалистов для проведения проверки, следует пересмотреть цели данной проверки или же отложить ее проведение до тех пор, пока не будут подобраны требующиеся специалисты.

Организация — залог качества и результативности аудита эффективности

  1. С чего начинается и чем завершается аудит эффективности?

Исходя из того, что аудит эффективности— это систематическое, целенаправленное и объективное изучение деятельности объекта (объектов) проверки, сформулируем этапы, которые надо пройти для того, чтобы грамотно начать и достойно завершить этот непростой вид аудита.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов российской федерации

    Учебно-практическое пособие
    Столяров Н.С., ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, заместитель Руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации
  2. Аннотации программ дисциплин основной образовательной программы подготовки магистров по укрупненной группе 08 «экономика и управление»

    Документ
    Цели и задачи дисциплины - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам научных фактов, исторических событий, социальной действительности, усвоение идеи единства и многообразия
  3. Отчет о работе контрольно-счетной палаты за 2005 год

    Отчет
    В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области осуществляет вмененные ему функции государственного финансового контроля через созданный им орган – Контрольно-счетную
  4. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

    Автореферат диссертации
    Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на повышение качества жизни населения и сокращение
  5. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1)

    Автореферат диссертации
    Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на повышение качества жизни населения и сокращение
  6. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (2)

    Автореферат диссертации
    Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на повышение качества жизни населения и сокращение

Другие похожие документы..