textarchive.ru

Главная > Учебники и учебные пособия


Специфика социологического изучения содержания телепередач, произведений, художественной литературы, спектаклей, фильмов состоит в том, что социо-логия изучает массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные фено-мены. В ее задачу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости - это прерогатива кинокритики и искусствоведения. Социолог, обращаясь к анализу культурного явления, выделяет устойчивые, единообразные, сравнимые единицы, поддающиеся дальнейшей квантификацни.

Прикладная социология культуры - научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии и т.д. Социолог-прикладник способен оказать городской администрации неоценимую помощь в планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения. Именно он выяснит, в какое время суток и в какие районы города больше всего приезжают и отъезжают люди, какие культурные учреждения посещаются больше, а какие меньше, стоит ли строить в <спальных районах> театры и музеи или же ограничиться, как это практикуется в последние годы, кафе и ресторанами, какой должна быть репертуарная политика кинотеатров и видеосалонов в зависимости от возраста, пола и уровня образования жителей района. Именно социолог-прикладник выяснит полный список культурных потребностей и предпочтений горожан на сегодняшний день. Построив рейтинг всевозможных учреждений культуры (театров, клубов, библиотек, музеев), социолог поможет установить, что именно и в каком количестве стоит ныне строить, а что необходимо <заморозить>, выяснить имеющиеся тенденции. Так, например, далеко не все поверили уральским социологам, выявившим еще в 1968 г. тенденцию к значительному сокращению в дальнейшем посещаемости кинотеатров, особенно городских. Однако этот прогноз оправдался (исследование Л.Н. Когана).

В социологической литературе нередко используется в качестве синонима понятия <отрасль социологии> понятие <специальная социологическая теория>. Так, этносоциология в словарях определяется как специальная социологическая теория, научная дисциплина, изучающая этносоциальные процессы, механизм взаимодействия социальных и этнических явлений. В ней выделяются два основных направления: 1) исследование влияния особенностей этнических сред на социальные процессы и явления - социальную структуру народов, мобильность, миграцию и т.д., а также на характер и динамику общественных систем и институтов, уровень конфликтности в обществе; 2) изучение этнических процессов в социальных группах.

Видимо, с этими терминами следует обращаться осторожнее. Специальная, или частная, теория вовсе не совпадает с отраслью социологии. Отрасль - крупное тематическое направление, отражающее исторически сложившееся разделение труда в научном сообществе. Специальная теория - уровень знания, представляющий собой результат деятельности одного исследователя (редко группы). Это логически связанная система теоретических утверждений, проверенных на опыте и описывающих узкий сегмент реальности. Отрасль может включать множество частных теорий и сотни эмпирических исследований, которые связаны с другими теориями. Она описывает не узкий сегмент реальности, а крупную сферу общества или крупную социальную группу, реже - явление. Социологию политики вряд ли можно именовать специальной теорией, поскольку ею занимаются в разных странах сотни и тысячи исследователей, придерживающихся самых разных теоретических ориентаций. То же самое можно сказать о социологии села, социологии города, социологии культуры и др. Социология молодежи (крупной социальной группы - отрасль знания с огромным массивом эмпирических исследований, проведенных в разные эпохи, в разных странах и в разных теоретических перспективах.

Фундаментальный труд <Социология в России> (М., 1998), созданный учеными Института социологии РАН, посвящен описанию того огромного исторического пути, который прошли ведущие отрасли социологии в течение более чем столетия. К таким отраслям причислены: методология и методы, историко-социологическая проблематика, социальная структура и стратификация, социология молодежи, социология города, социология села, социология пола и гендерных отношений, этническая социология, социология труда и производства, социология организаций, экономическая социология, социология науки, социология религии, социология культуры, социология личности и социальная психология, демография, социология семьи, исследование миграции, бюджеты времени, социология быта, здоровья и образа жизни, экологическая социология, социология политики, социология общественных движений, изучение общественного мнения, социология девиантного поведения, социальное прогнозирование. Очевидно, что если какая-то область знания развивается в течение десятилетий, если в ней заняты десятки и сотни ученых из разных коллективов, нередко полемизирующие между собой, если в ней проведены тысячи эмпирических исследований, то именовать ее частной, или специальной, теорией вряд ли правомерно.

Некоторые отрасли принято называть не социологиями, а как-то иначе. К примеру, социальная структура и стратификация - это, безусловно, не единичная специальная теория, а отрасль социологии, где конкурируют между собой теории Маркса, Вебера, Уорнера, Сорокина и многих других, главным образом зарубежных, ученых. Социологию общественного мнения называют иногда специальной теорией, направлением, исследованиями, а иногда и социологией. То же самое относится к гендерным исследованиям. Обычно в науке название новой отрасли окончательно закрепляется только через несколько лет исследований, в процессе которых происходит ее становление. Некоторые отрасли социологии находятся только еще на этапе становления. Это относится и к области изучения общественных движений. В упоминавшейся книге <Социология в России> она так и характеризуется: <становление нового исследовательского направления>. Другие отрасли ушли с исторической сцены вслед за распадом советского общества, реальности которого они отражали. Подобное произошло с социологией пропаганды, социологией образа жизни, социальным планированием, процветавшими в 60-70-е годы.

Термин <отрасль знания> в литературе смешивают не только с термином <специальная теория>, но и с понятием <дисциплина>. К примеру, можно встретить такое определение одной из отраслей: социология образования - научная дисциплина, изучающая институт образования в его взаимосвязях с другими социальными институтами и структурами, его функцию в системе общественного воспроизводства и т.д. Термины <отрасль> и <дисциплина> имеют ряд общих черт, но вместе с тем у них есть серьезные отличия. Научная дисциплина, как и отрасль, появляется в процессе разделения и специализации научной деятельности. О социологии или экономике говорят как об отраслях знания и одновременно как о самостоятельных дисциплинах. В данном контексте оба термина выступают синонимами. Однако в ином контексте они употребляются как два разных понятия. Когда мы говорим о социологии образования как отрасли социологии, то подразумеваем, что внутри одной научной дисциплины произошла специализация ученых по разным тематическим областям, в результате чего со временем сформировалась известная совокупность эмпирических исследований и объясняющих их теоретических построений, посвященных крупной сфере общества, одному из ведущих его институтов, а именно образованию. В данном случае отрасль выступает частью дисциплины.

Термин <научная дисциплина> предполагает не только результат произошедшего разделения труда в науке, но степень и уровень организации такого труда. А это означает, что у научной дисциплины имеется свой предмет, объект и методы исследования, присущие (пусть не исключительно, но по преимуществу) только ей и никакой другой дисциплине. Научная дисциплина представляет собой сложно организованное, многоуровневое знание. Каждый уровень отлича-ется спецификой и обладает присущими только ему приема-ми и методами. Так, эмпирический базис включает научную индукцию и статистическую обработку данных, методы их компоновки и типологизации, процедурный аппарат сбора и анализа первичной информации. Вряд ли на основании нескольких десятков эмпирических исследований, опубликованных в академических журналах, можно говорить как о появлении самостоятельной научной дисциплины, такой же, как физика, право, экономика или этнография.

Таким образом, двойственность смысла терминов <отрасль> и <дисциплина> должна учитываться социологами при работе с методологической литературой, где можно встретить нечеткие определения и формулировки. К примеру, социология политики трактуется как отрасль социологической науки; социология выборов (электоральная социология)- как направление социологии политики; социология здоровья- как направление в социологии; социология образования - как дисциплина, а этносоциология - как специальная социологическая теория. Хотя принципиальной разницы в их методологическом статусе нет никакой. За многообразием формы всегда нужно уметь распознавать единство содержания.

Нельзя смешивать отрасль с научной школой.Научная школа - это одновременно и форма кооперации ученых, и закрепленные исследовательские традиции. Единодушие в профессиональных суждениях по поводу принципи-альных вопросов (в деталях они могут расходиться) формирует пар-тию в сфере политики и школу в сфере науки. Научная школа - раз-новидность парадигмы. Представителей одной научной школы харак-теризует: 1) консенсус, т.е. профессиональное единодушие, согла-сованность установок, общность оценок, 2) социтирование - взаим-ные ссылки друг на друга (на <своих> при этом ссылаются чаще, чем на <чужих>) в статьях и монографиях, 3) кумулятивное развитие - накопление знаний всеми сторонниками одной школы по принципу пче-линого улья или <общего котла>, 4) преемственность развития - на-личие учителей и учеников, лидеров и ведомых, соединение в одно целое преподавания и исследования.

Школы можно выделять по самым разным критериям: 1) по имени родоначальника или лидера (школа Дюркгейма во Франции), 2) по национальному признаку (русская государственная школа: К.Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич, П.Н. Милюков, А.Д. Градовский, П.И. Новгородцев; немецкая школа социальной политики, куда входил М. Вебер), 3) по наименованию учреждения (обычно университету, например, Чикагская школа (Э. Берджесс, Р. Парк, Л. Вирт), Гарвардская школа (Т. Парсонс, Р. Мертон), Бирмингемская школа культурных исследований, сформированная Р. Хоггартом, С.Халлом, Р. Уильямсом, Е. Томпсоном), 4) по названию города (Франкфуртская школа, представленная Т. Адорно, Э. Фроммом, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом, Баденская школа в неокантианстве, лидерами которой являлись Г. Риккерт и В.Виндельбанд), 4) тематическому признаку (культурно-историческая школа, представители которой рассматривали развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров - культурных кругов: Ф. Боас, К. Уисслер, Крёбер, Р. Лоуи Ф. Ратцель, Ф.Гребнер, Л. Фробениус, субъективная школа в русской социологии Х1Х в., представленная П.Л. Лавровым и Н.К.Михайловским) и др.

Интересную классификацию социологических школ предложил Дон Мартиндейл в книге <Природа и типы социологической теории>1 . Мартиндейл выделяет пять социологических школ: 1) позитивистский органицизм (античный позитивизм - софисты, атомисты, Демокрит, современные позитивисты - О.Конт, Г. Спенсер, Л. Уорд), 2) теория конфликта (Ч. Дарвин, К. Маркс, Г. Гегель, Л. Гумплович, У. Самнер), 3) формальная школа (имеет две ветви: неокантианскую и фе-номенологичес-кую - М. Шелер, Х. Келсен, Л. Визе, Г. Зиммель, Р. Стамлер, Г. Сантаяна, Э. Гуссерль, Р. Парк), 4) социальный бихевиоризм (символический интеракционизм и теория социального действия - Дж. Мид, Р. Лотц, Г. Фечнер, Э. Гартман, В. Вундт, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Г. Лебон, Дж. Болдуин, Ф. Гидденс, В.Огбурн, Ф. Чапин, Ч. Кули, Э. Кассирер, Г. Риккерт, Дж.Пиаже, М. Вебер, Т. Веблен, К. Маннгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Макчивер, Ф. Знанецкий, Д. Рисмен), 5) социологи-ческий функционализм (гештальтпсихология и антропологический функционализм - Дж. Дьюи, А. Радклифф-Браун, Б. Малиновский, В. Парето, Ф. Знанецкий, Р. Мертон, Т. Парсонс, Дж.Хоманс М. Леви, групповая динамика - К. Левин, Д. Картрайт, А. Зандер, Л. Фестингер). Д. Мартиндейл использует несколько методов классификации социоло-гических теорий. Первый требует приложения стандартов современной логики, нормативных требований методологии и эвристики; второй предполагает группировку социологов по темам (исследования города, деревни, промышленности, бюрократии и т.д.). Слабостью тематического метода является то, что он объединяет представителей самых различных школ, направлений и методологических ориентаций. Третий метод - географический - классифицирует социологов по странам, причем установить национальную специфику социологической школы уда-ется далеко не всегда. Все эти методы суть альтернативы традиционному методу разграничение ученых по социологическим школам.

Каждая научная школа как организованная группа специалистов арендует или имеет постоянное помещение для проведения дискуссий, конференций, семинаров. Она выпускает коллективные монографии для демонстрации теоретической платформы и сообщения эмпиричес-ких данных. Иногда на ее базе организуется какое-либо общество, союз или ассоциация. Научная школа предлагает свою методику (ре-же методологию) решения проблемы, вырабатывает специфические средства анализа и концептуальную схему, которая в дальнейшем разверты-вается в широкую исследовательскую программу. Разработки первого поколения постепенно составляют <жесткое ядро> программы или на-учную доктрину, которая обычно не подвергается сомнению и, став основой учебника или учебного пособия, преподается второму и по-следующим поколениям. Новые поколения образуют <исследовательс-кий фронт> или передний край науки. Здесь уже речь идет не о пе-редаче знаний, а об их получении, открытии новых явлений, об интенсив-ном эмпирическом исследовании.

Научная школа входит в отрасль, является ее частью. Иначе говоря, несколько школ, различающихся методологией и философскими установками, входят в одно тематическое направление, т.е. отрасль. Например, в социологическую отрасль конфликтологии входят такие различные школы и теории, как марксизм, теория социального обмена Дж. Хоманса, теория конфликта Р. Дарендорфа и многие другие.

Глава 4. Предмет и объект социологии

Правильный выбор предмета и объекта исследования для социологии имеет принципиальное значение, так как, с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой - выступа-ет структурообразующим моментом, который определяет характеристики средств и методов наблюдения, теоретический строй знания и одновре-менно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе.

Первая трудность, с которой приходится сталкиваться в логико-теоретическом анализе терминов <объект> и <предмет>, - это нестрогость их употребления в обыденном языке, перешедшая затем и в научную сферу. Фактически их смысл отождествляется (об этом, кстати, свиде-тельствуют и словари). Так, термин <предмет> считается словообразо-вательной калькой латинского objectum, который означает, в свою оче-редь, нечто, лежащее впереди, противопоставленное. Как и аналогич-ное немецкое (также калька с латинского), русское слово <предмет> было введено в употребление в XVIII в. В древнегреческой же философии, а затем и в ранневизантийской литературе <вещь> и <предмет> (объект) уже различались: вещь имеет бытие и держит его при себе, предмет же имеет реальность и предъявляет ее созерцающему субъекту. Иными словами, предмет - эти саморазвертывание вовне бытийственной самососредоточенности вещи1 .

Предмет, таким образом, выступает как нечто уже захваченное (че-ловеческим разумом или опытом), развернутое вовне, наконец, как представленное созерцающему субъекту, и в этом своем значении (зна-чении приобретенном, а не изначальном) понятие <предмет> близко латинскому глаголу (схватывать, умом объять, ясно пони-мать, постигать). Объект же, как и вещь, остается неразвернутым вов-не бытием. Семантические различия между <объектом> и <предметом> едва уловимы, и только наша рефлексия разводит их.

Предмет науки (или теории) обычно рассматрива-ется в терминах идеализированных, или абстрактных, объектов, которые представляют (репрезентируют) тот или иной фрагмент реальности1. Это условные понятия типа математической точки или идеального газа. По сво-ему логико-теоретическому статусу идеальные объекты являются квази-объектами, т.е. заместителями реальных объектов сначала в предмете исследования, а затем и в структуре теории. Они создаются человеком и служат инструментом познания, в том числе в социологии. Понятия <социальный институт>, <стратификация>, <статус> и многие другие стоят в этом ряду. Идеализированным объектом является в социологии любая переменная, ибо она - не реально существующий объект, а понятие, концепт.

В отличие от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, например предприятием, цехом, офисом, банком, библиотекой, где проходит исследование и материальную среду которых (расположение комнат, структуру управления, организацию и условия труда, денежные потоки) ученый анализирует.

Любой из этих объектов очень многообразен, в одном исследовании невозможно охватить все грани и стороны объекта исследования. Поэтому социолог каждый раз выбирает только один аспект или грань реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования.

Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полно-стью не совпадает с ним. Объясняется это тем обстоятельством, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различ-ных научных проблем. Так, рабочие промышленного предприятия (объ-ект) опрашиваются для изучения проблем мотивации и стимулирования труда, его условий и организации, текучести кадров и стабилизации коллектива. По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании.

Таким образом, предмет социологического исследования отражает лишь одну из сторон объекта1, но зато самую важную, главную. Познавательная функция предмета исследования за-ключается в том, что он, подобно фильтру, отсеивает в объекте исследования все второстепенное, преходящее, выделяя наиболее устойчивое и важное. Как дальше поступить с обнаруженным, какие закономерности и тенденции в развитии этого главного выявить, как раскрыть его внутреннюю структуру, зависит от мастерства социолога и эффективности применяемых им инструментов. Самым эффективным является программа социологического исследования, которая соединяет все основные элементы, этапы и фазы познавательного процесса. Научная теория - лишь конечный итог применения такой программы, гипотезы, анкеты - промежуточные инструменты, так же как анализ и интерпретация данных.

В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъек-та. Действительно, здания и люди существуют объективно, независимо от нашей воли и сознания. Но предмет исследования мы выбираем произвольно в соответствии с нашими интересами, целями и задачами.

Однако следует оговорить степень самостоятельности объекта исследования. Люди передвигаются и строят свои отношения независимо от социолога, но именно от него зависит, кого именно опросить. Прежде чем определиться с выбором конкретных респондентов, ученый строит так называемую эмпирическую схему объекта исследования, например, по особым математическим правилам составляет выборочную совокупность или в соответствии с заранее построенной таблицей выбирает из заводской документации одни показатели и не обращает внимания на другие. Эмпирическая схема действует наподобие уже известного фильтра.

Таким образом, реально и независимо от нас существующий объект, прежде чем попасть в фокус нашего внимания и стать источником информации, претерпевает определенную трансформацию, воплощаясь в позициях (кодах) докумен-тов сбора первичной социологической информации, затем в таблицах, формулах, графиках и т.п. Эмпирические свойства, таким образом, зависят от познающего субъекта, поскольку элементы теоретического языка не просто присутствуют, но являются неустранимым моментом всякой эмпирии. Уже на стадии первичного сбора социолог оперирует не непосредственными признака-ми, а идеализированными объектами.

Предмет и объект исследования в методологии рассматриваются как единый и почти нерасчленимый комплекс. Они дополняют друг друга. Дополнительность возникает в результате неотделимости трех элементов познания: субъект, объект и условия наблюдения. <Объектом исследования оказывается уже не сама реальность, существующая неза-висимо от наблюдателя, а система, состоящая из объекта (в классическом смысле) и условий наблюдения, под которыми мы понимаем сово-купность процедур измерения, включая методы и средства измерения, а также собственно наблюдателя (исследователя), связанного с наб-людаемой системой>1. Подобная ситуация, по мнению В.Гейзенберга, характерна не только для социальных, но и для естественных наук: <Естествознание описывает и объясняет природу не просто так, как она есть <сама по себе>, на-против, оно есть часть взаимодействия между природой и нами самими. Естествознание описывает природу, которая подвергается нашим способам постановки вопросов и нашим методам исследования>2.

Специфика науки определяется не методом и даже не объектом, а ее предметом. Большинство научных методов нейтральны по отношению к данной науке. Наблюдением, как методом сбора информации, пользуются психологи, социологи, экономисты, физики, культурологи и другие специалисты. То же самое можно сказать об эксперименте и опросе. Все они междисциплинарны и общенаучны. Мы уже знаем, что объект может быть один, а теорий много. На человека как на объект изучения одинаково внимательно смотрят философы, психологи, социологи, антропологи, педагоги и другие специалисты, но каждый под своим углом зрения. А угол зрения определяется предметом исследования. Иначе говоря, предмет - это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной. В человеке психолога интересует его внутренний мир, его душа, врача - тело, социолога - совокупность социальных качеств и так далее. А философ или культуролог найдут свой угол зрения.

Использование объекта (людей, транспорта, предметов быта или труда) не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на тот объект, который она больше всего изучает. И еще: назвав объект, нельзя сказать, что он только или исключительно физический, социологический, антропологический и тому подобное.

Использование метода, будь то анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, анализ статистики или теоретический анализ, не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на перечисленные методы. Любая из них может пользоваться описанием и измерением, даже философия, которая имеет дело с самыми высокими абстракциями и самыми общими закономерностями. Все стремятся к точному измерению объекта, но делают это, выбирая наиболее соответствующий своему предмету метод сбора и обработки данных.

Представляется целесообразным различать два явления - предмет социологического исследования и предмет социологии как науки.

Предмет науки - модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой - условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки. Предмет социологии - это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований, т.е. с помощью понятий мы описываем социально реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований.

Будем различать два типа определения предмета социологии - экстенсивный и интенсивный. Экстенсивное (от позднелат. extensivus - расширительный, растяжимый) надо понимать как расширительное, связанное с увеличением, сбором и распространением фактов, тогда как интенсивное (фр. intensif - лат. intensio напряжение, усиление), напротив, как углубленное, появляющееся за счет внутренней организации теоретического знания.

Под экстенсивным определением предмета социологии понимается совокуп-ность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом.

Экстенсивное определение важно по не-скольким причинам. Установив весь круг проводимых в стране эмпирических исследований, методолог может установить, насколько актуальны и популярны те или иные темы, насколько полно покрывается все поле социальной реальности тематикой эмпирических исследований, не осталось ли в науке белых пятен и где именно.

Например, в годы застоя не было опубликовано ни одного иссле-дования по диссидентам, заключенным, наркоманам, проституткам, ворам и мошенникам, взяточникам и т.д., то есть официально отсутствовала социология девиантного поведения. Ни одного эмпирического исследования не было проведено по проблемам бедности. По идеологическим соображениям круго-зор социологии был искусственно ограничен. Социологические ис-следования охватывали лишь часть реальности. Та же тенденция сохранялась во времена горбачевской перестройки, когда в стране происходили важнейшие исторические события. Но социологи вновь ограничились узким сегментом, хотя причиной этого были не столько идеологические, сколько финансовые причины, а также определенная научная инерция, сила сложившейся традиции скользить по поверхности. Социологи изучали то, к чему были готовы, с помощью того понятийного аппарата, который был наработан в советское время и приспособлен именно к советскому обществу, и не были готовы исследовать новые процессы. Попытка описать новые явления с помощью старого концептуального аппарата не принесла ощутимых результатов.

Из-за сокращения государственного кредитования науки в 90-е годы резко сократилось число фундаментальных исследований. К ним относятся такие исследования, которые дают межрегиональный срез, проводятся по всей стране и характеризуют все общество. Вместо них пошли заказные, коммерческие исследования в частных фирмах, особенно много было маркетинговых исследований, которые заказывались крупными фи-нансовыми учреждениями (банками). Политические партии также заказывали исследования, которые были направлены на выяснение рейтингов популярности политических деятелей и тем ограничивались.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История социологии

    Пояснительная записка
    Рекомендована кафедрой социологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.
  2. История социологии (3)

    Пояснительная записка
    Рекомендована кафедрой социологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.
  3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  5. Методические указания к изучению курса «Социология» Учебно-методическое пособие для вузов

    Методические указания
    Утверждено Научно-методическими советами математического, геологического, географического, филологического, химического, физического, международных отношений, философии и психологии, прикладной математики и механики, журналистики
  6. АНАЛИЗ социальных СЕТЕЙ Специальность 22 00 01 — Теория методология и история социологии

    Диссертация
    Защита состоится « » 2001 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д.002.011.01 в Институте социологии РАН по адресу: 117259, Москва, ул. Кржижановского, 25/35, строение 5.

Другие похожие документы..