textarchive.ru

Главная > Учебники и учебные пособия


Отрасли социологии (динамика)

Термины1981-8З гг.1987-89 гг.1990-92 гг.

абс.%абс.%абс. %

данныеданныеданныеданныеданныеданные

Аграрная социология113111

Индустриальная социология427374

Общественное мнение1066022110611269

Политическая социология841364326

Социология города1276332

Социология культуры26151892012

Социология личности84178149

Социология массовой

коммуникации1164221

Социология медицины1481050-

Социология науки21122713127

Социология образования116147127

Социология организации21310-

Социология права10612674

Социология преступности213111

Социология религии127301496

Социология села744221

Социология семьи2116821

Социология труда29162010159

Социология экономики9513685

ИТОГО295166441212270166

Как видно из табл. 3.2, частота употребления названий одних отраслей со временем убывала (социологии труда с 29 в 1981-1983 гг. до 9 в 1990-1992 гг., социологии науки соответственно с 21 до 7, общественного мнения со 106 до 69, социологии города с 12 до 2, социологии села с 7 до 1, социологии медицины с 14 до 0, социологии массовой коммуникации с 11 до 1; тогда как частота употребления названий других отраслей возрастала (политической социологии с 8 до 26), третьих - колебалась, не выявляя заметных тенденций ни в одну, ни в другую сторону, например, социологии образования.

Соотношение популярности отраслей социологии, иначе говоря, сравнение частоты использование их названий иллюстрирует табл. 3.3.

Из табл. 3.3 видно, что в советское время лидером популярности являлась социология общественного мнения (448). За ней следовали политическая социология (73), социология науки (52), социология труда (49), социология культуры (48) и социология искусства (48). Даже беглый анализ табл. 3.3 убеждает нас в том, что в конце 80-х и начале 90-х годов доминировала не социально-экономическая, а духовно-политическая проблематика.

Иную картину демонстрируют данные Ф.Э. Шереги, который провел контент-анализ советской социологической литературы за 1970-1973 гг. и получил распределение эмпирических исследований по крупным тематическим областям. Выяснилось, что 22% всех исследований посвящены проблемам труда, 14 - проблемам молодежи, 10,5 - личности и коллектива, 9,5 - проблемам семьи и быта, 9 - изучению социальных потребностей, 7,5 - пропаганде, 6 - вопросам социального управления и планирования, 4,5 - проблемам социальной структуры, народонаселения, миграции, 4 - образу жизни, 4 - развитию города или деревни, 4 - проблемам свободного времени, 3,5 - массовым коммуникациям, 1 - социальному прогнозированию, 0,5% - изучению общественного мнения1 .

Попробуем просуммировать исследования, где прямо или косвенно затрагивалась трудовая тематика. В итоге оказывается, что более 50% изучаемых социологией тем прямо или косвенно были связаны с социологией труда. В 60-80-е годы социология труда являлась привилегированной отраслью, т.е. de facto, а не de jure выступала ведущим отраслевым направлением в марксистской социологии.

В США в 80-е годы на социологических отделениях университетов и колледжей преподавали следующие дисциплины социологии, знание которых входит в <социологическую компетенцию>: теория (72%), качественная методология (71%), количественная методология (54%), социальная психология (65,6%), социология города (63%), социология семьи и брака (54%), социология медицины (48%), социология политики (45%), прикладная социология (44,4%), история социологии (42%), социология профессий (37,8%), социология труда (31,5%), социология знаний (23,7%), индустриальная социология (20,3%), социология науки (15,4%), аграрная социология (13,3), математическая социология (11,2%), биосоциология (3,7%). Таким образом, в 80-е годы - период наивысшего расцвета социологии в США - на 241 социологическом отделении студенты получали знания по 51 отрасли социологии, причем наиболее часто читалась социология (72%), наименее часто - социобиология (3,7%) и др.1 

Современные отечественные отрасли социологии, наряду с отраслями психологии, приведены в табл. 3.4. Если сопоставить табл. 3.2 и 3.4, то обнаружатся расхождения как в количестве отраслей, так и в их названиях. К примеру, исчезли такие отрасли, как социология развития, социология познания, социология пропаганды, социология техники. Однако большинство отраслей отечественной социологии сохранились неизменными на протяжении последних 15-20 лет, что указывает на стабильность и преемственность научного знания - тенденцию, присущую всем научно развитым странам. Название некоторых отраслей изменилось, так социология народонаселения сегодня именуется демографией, или социальной демографией. Две отрасли - социальная психология и социальная антропология - не являются в строгом смысле отраслями социологии. Это вполне самостоятельные научные дисциплины, хотя среди специалистов бытует мнение, что есть основания рассматривать их в качестве отраслей социологии.

Таблица 3.4

Отрасли социологии и психологии

Отрасли социологииОтрасли психологии

12

Бюджеты времени

Военная социология
(социология войны)

Демография (социальная
демография)

Инвайронментальная социоло-
гия (социальная экология,
экологическая социология)

Индустриальная социология

Историческая социология

История социологии

Конфликтология

Методология и методы

Общая социология

Социальная антропология

Социология возраста

Социология выборов
(электоральная социология)

Социальная геронтология

Социальная структура и
стратификация

Социальная психология

Социальное прогнозирование

Социология быта, здоровья
и образа жизни

Социология города

Социология девиантного
поведения

Социология досуга

Социология знания

Социология искусства

Социология коллектива

Социология культуры

Социология личности

Социология коммуникаций
(социология средств
массовой информации,
социология общественного
мнения)

Социология медицины

Социология международных
отношений

Социология менеджмента

Социология молодежи

Социология морали

Социология науки

Социология образования

Социология общественных
движений

Социология организаций

Социология пола и гендерных
отношений (гендерная
социология)

Социология политики

Социология права

Социология преступности

Социальная психология

Социология религии

Социология села (аграрная
социология)

Социология семьи

Социология спорта

Социология труда и
производства

Социология языка

Экономическая социология

Этносоциология (этническая
социология)

Авиационная психология

Военная психология

Возрастная психология

Дифференциальная
психология

Зоопсихология

Инженерная психология

Историческая психология

Космическая психология

Медицинская психология

Нейропсихология

Общая психология

Патопсихология

Педагогическая
психология

Психогенетика

Психогигиена

Психодиагностика

Психолингвистика

Психометрия

Психосемантика

Психология искусства

Психология коллектива

Психология науки

Психология пропаганды

Психология спорта

Психология творчества

Психология труда

Психология управления

Политическая психология

Психотерапия

Психофармакология

Психофизика

Психофизиология

Специальная психология

Социальная психология

Сравнительная
психология

Юридическая психология

Экономическая
психология

Этническая психология

Этология

Источник: таблица составлена на основе социологических словарей и справочников, рубрикации журнала <Социологические исследования> и тематических планов Института социологии РАН.

В скобках приведены дополнительные названия социологических отраслей, которые встречаются в литературе.

В таблице не указаны прикладные отрасли, которые будут рассмотрены в разделе о прикладной социологии.

Отрасли социологии не одномасштабны, среди них есть более крупные, разветвленные, средние и относительно мелкие. Крупные отрасли, прежде всего социология культуры и социология труда (последнюю в современной литературе нередко называют <экономической социологией>, вводя в нее социологию труда в качестве подраздела), распадаются на множество более мелких подотраслей. Похожим образом крупные промышленные корпорации или концерны состоят из филиалов, полусамостоятельных предприятий и производств.

Некоторые из средних отраслей социологии, хотя и не разделились еще на подотрасли, но готовы это сделать, поскольку внутри них можно обнаружить сформировавшиеся тематические направления, разрабатываемые многими учеными, объединенными сложившейся научной традицией. Мелкие отрасли не имеют ни того, ни другого, они сами только еще выделились в самостоятельные образования, как, например, социология спорта гендерная социология.

Примером средней отрасли может служить социология знания.

В отличие от некоторых других отраслей и направлений социологии, например интеракционизма или ролевой теории, социология знания имеет европейское происхождение. Сам термин <социология зна-ния> был впервые введен немецким философом Максом Шелером1, а благодаря другому европейскому мыслителю Карлу Мангейму2, проведшему последние годы своей жизни в Англии, новая дисциплина попала в поле зрения англо-саксонской мысли. В интеллектуальной родословной социологии знания можно также встретить имена К. Маркса и Ф. Ницше, а также немецкую историческую школу. Социология знания занимается тем, что изучает место идей в социальном пространстве, показывает, что идеи, как и люди, имеют свои социальные координаты в обществе. Иными словами, она пытается прочертить соединительную линию между мыслью, мыслителем и социаль-ным миром, в котором он жил. Социология знания больше, чем какая-либо другая отрасль социологии, стремится выяснить не только что говорят, но и кто говорит.

Одним из важных понятий в арсенале социологии знания является понятие <идеология> - целостная и логически стройная система идей и идейных воззрений, которые вырабатываются данной группой (классом, профессиональной группой, сословием, партией, расой, нацией, корпорацией) для объяснения и оправдания созданного ею общественного порядка либо для ниспровержения того порядка, который создан противоборствующей группой (такова идеология пролетариата и большевистской партии).

Об идеологии говорят в том случае, если какая-то идея в обществе служит чьим-то определенным интересам. Очень часто, хотя и не всегда, идеология систематически искажает со-циальную реальность так, как это кому-то выгодно. Идеология профессиональной группы может легитимировать ее деятельность. Так, расовая мифология американского Юга служит легитимации социальной системы, в которую входят миллионы людей. Идеология <свобод-ного предпринимательства> служит маскировкой для монопольно действующих крупных корпораций. В свою очередь марксистская идеология легитимирует тиранию аппарата комму-нистической партии.

По мнению американского социолога Питера Бергера, идеология в любом случае оп-равдывает то, что делает лоббируемая ею группа, при этом так интерпретируя социальную реальность, чтобы это оправда-ние не теряло своей правдоподобности1 . Идеологические системы содержат не только онтологические утверждения об устройстве и природе социального порядка, но также совокупность практических рекомендаций, советов, инструкций о том, как следует поступать ее приверженцу в том или ином случае. Иногда, как в случае с марксистской идеологией, такая система включает гносеологические суждения о границах познаваемого мира и механизмах его изучения. Приверженцы расистской идеологии в южных штатах США внушают белым женщинам глубокое отвращение к сексуальной близости с неграми. Глава промышленной корпорации будет утверждать, что его деятельность по фиксированию цен направ-лена на защиту свободного рынка, а лидеры коммунистической партии будут навязывать писателям и журналистам классовый подход при освещении общественных событий.

Когда идеологическая система приобретает широкую общественную поддержку, она переходит на новую стадию существования - превращается в идеологическое течение, имеющее ядро активистов и региональные организации. Как правило, сам факт существования идеологического течения свидетельствует о том, что данная система идей противостоит господствующей, находится в оппозиции к ней. Большевики до 1917 г. представляли оппозиционное царской власти идеологическое течение, как и приверженцы рыночного демократизма до 1991 г. в России были оппозиционным советской власти идеологическим направлением, пока не пришли к власти. Тайная расистская организация Ку-Клукс-Клан выполняет идео-логическую функцию поддержания социальной системы амери-канского Юга. Хотя по многим пунктам, скажем, по вопросу о месте белых и черных в политической жизни США, Ку-Клукс-Клан противостоит официальной идеологии, но эта организация не предпринимает революционных действий против существующего строя, ограничиваясь акциями против отдельных политических деятелей.

Социологические отрасли-гиганты исследуют очень крупные сферы жизни общества, например общественный труд или культуру. Социология труда и социология культуры представляют собой комплексные дисциплины со сложной внутренней структурой, различными уровнями, направлениями и тенденциями.

Социологии труда еще недавно содержала в себе не-сколько дисциплин или отраслей знания, которые стали выделяться как самостоятельные еще до 1993-1995 г. Так, социо-логия организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организации предприя-тия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий выделяет свой предмет в системе обще-ственного разделения труда, сосредоточивая внимание на исследовании престижности тех или иных ви-дов деятельности, предпочтений, ценностных ориентаций, профессио-нальной пригодности и т.п. Социология производственного коллекти-ва изучает закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структу-ру трудовых коллективов - основных экономических, социальных и политических ячеек общества. Можно также назвать: соци-ально-психологические исследования сплоченности, лидерства, пси-хологического климата, группового взаимодействия в производственных бригадах как разновидности малой контактной группы; социоло-гию образа жизни, основой которой выступает поведение человека в труде; промышленную социологию (индустриальную социологию), в центре внимания которой на-ходится изучение социальных последствий научно-технической рево-люции в промышленности, механизации и автоматизации производства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; наконец, социальное планирование, становление которого в ка-честве самостоятельной дисциплины немыслимо без изучения трудо-вых проблем.

Современная экономическая социология включила в себя всю проблематику прежней социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соответствующие рыночной реальности. Сегодня специалисты говорят о социологии занятости, социологии рынка, социологии биржи, социологии менеджмента, социологии финансов и некоторых других, как о самостоятельных, хотя и окончательно не оформившихся, подотраслях экономической социологии.

Экономическая социология - система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах экономической жизни общества (производстве, обмене, распределении и потреблении). Эта наука изучает многообразие форм проявления экономического поведения и выражения экономических интересов людей, а также структуру и механизмы воздействия на людей экономических институтов (собственности, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.) в долго- и кратковременной перспективе.

Экономическое поведение и отношения людей исследуются с помощью общенаучных (эксперимент, теоретический анализ), социологических (анкетирование, наблюдение), статистических (бюджетные и инвентарные обследования), социально-психологических (тестирование, интервью) методов.

В экономическую социологию входят следующие области исследования:

- социальные закономерности, факторы и последствия экономических кризисов, реформ и иных глобальных процессов в обществе;

- эволюция экономических институтов общества и их воздействие на социальную стратификацию; исчезновение одних и появление других социальных групп;

- процесс формирования социальных отношений, стереотипов восприятия и реакции людей на происходящие в обществе экономические преобразования; типы экономического поведения, присущие каждой категории населения;

- социально-трудовое поведение в сфере производства, мотивация, стимулирование и оплата труда, отношение работников к техническим нововведениям на производстве; формы и разновидности отклоняющегося поведения и соблюдение дисциплины труда;

- занятость и безработица: поведение людей на рынке труда; адаптация и социальные последствия потери работы; каналы, механизмы и формы трудоустройства; подбор и расстановка кадров;

- потребительское поведение населения; маркетинговые исследования потребительских приоритетов; социальное воздействие рекламы; формы накопления денег, доходы населения, их сбережение и использование;

- экономическая и профессиональная стратификация общества; формы, степень и сущность экономического неравенства; зарплата, доход, богатство; проблемы бедности и нищеты; качество и уровень жизни населения; взаимосвязь первоначального накопления и обнищания;

- экономическая и профессиональная мобильность; между- и внутристрановые перемещения рабочей силы, понятие о международном рынке труда; особенности межрегиональной миграции, меж- и внутриотраслевых профессиональных передвижений, внутризаводское движение и текучесть кадров;

- социология предпринимательства и формы бизнеса; феномен малого и <челночного> бизнеса, их российская специфика; механизмы вовлечения социальных групп в активное и пассивное занятие бизнесом; отношение населения к финансовым институтам, уровень доверительности;

- социально-экономические механизмы распределительных отношений в обществе; сравнение планово-административных и свободно-рыночных механизмов распределения национального богатства, общественные фонды потребления и социальная защита населения; формирование экономической элиты и феномен лоббирования экономических интересов; организованная экономическая преступность и понятие о теневой экономике.

Как и социология труда, представляет собой отрасль социологии. Предмет социологии культуры - любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы. В сферу ее влияния входят интересы, мотивы, ценностные ориентации широких масс. Ее специфика определяется особенностями эмпирических методов - анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, посетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и др. Изучение этого среза реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в этнографию, ни в антропологию. Социологию культуры интересует то, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город-село, столица-периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.

Социология культуры включает множество поддисциплин: социологию образования, социологию науки, социологию морали, социологию религии, социологию искусства, социологию досуга, социологию спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри поддисциплин, в свою очередь, выделяются относительно самостоятельные тематические области и направления, например, в социологии искусства - социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств.

Социология культуры иногда подвергается чрезмерной специализации и дроблению. Так, по мнению видного специалиста Л.Н. Когана, социология культуры <включает в себя несколько относительно самостоятельных научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы.

1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры: а) социология культуры материального производства; б) социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры.

2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образования; б) социология науки; в) социология нравственной культуры; г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры.

3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляющих собой <вертикальное сечение> и материальной и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры>1.

Вряд ли целесообразно закреплять такое дробление социологии культуры. Дело в том, что внутри этой отрасли социологии существует множество подотраслей, но это ограниченное множество. Если, скажем, в США по социологии популярной культуры, или поп-социологии, проведены тысячи эмпирических исследований и опубликованы сотни книг и статей, то данная подотрасль имеет право на самостоятельное бытие. А если по социологии экологической культуры или социологии культуры материального производства, выделенных Л. Коганом, не было проведено ни одного исследования и не существует ни одной работы, вряд ли можно говорить о наличии этих областей знания вообще. Речь может идти только о возможной тенденции к их появлению.

Некоторые специалисты, в частности Ю.А. Клейберг1, выделяют в сфере социологии культуры следующие субдисциплины:

?социология досуга;

?социология города и села;

?социология науки;

?социология воспитания;

?социология девиантного поведения;

?социология массовых коммуникаций;

?социология игры;

?социология общения;

?социология менеджмента;

?социология технологий культуры и досуга.

Как видим, круг проблем, которые охватываются социологией культуры, очень широк. Сюда входят: изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава создателей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возрасту, полу, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, влияние личностных характеристик ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, администрации на творческие процессы; исследование жизненного цикла художественного произведения, например, сборника стихов или романа, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обретение популярности или за-бвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых и др. В качестве самостоятельного образования внутри социологии культуры выделяется прикладная социология культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История социологии

    Пояснительная записка
    Рекомендована кафедрой социологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.
  2. История социологии (3)

    Пояснительная записка
    Рекомендована кафедрой социологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.
  3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  5. Методические указания к изучению курса «Социология» Учебно-методическое пособие для вузов

    Методические указания
    Утверждено Научно-методическими советами математического, геологического, географического, филологического, химического, физического, международных отношений, философии и психологии, прикладной математики и механики, журналистики
  6. АНАЛИЗ социальных СЕТЕЙ Специальность 22 00 01 — Теория методология и история социологии

    Диссертация
    Защита состоится « » 2001 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д.002.011.01 в Институте социологии РАН по адресу: 117259, Москва, ул. Кржижановского, 25/35, строение 5.

Другие похожие документы..