textarchive.ru

Главная > Учебники и учебные пособия


Обоснованность или доказанность теоретического знания не зависит или в принципе не должна зависеть от того, достигли между собой согласия ученые или нет, считают знание истинным или нет. Для доказательства ис-тинности теории существуют внеличностные средства и механизмы - повторяемость эмпирических обобщений, данные эксперимента и т.д. Истинность доказывается исследованиями, повторными опытами, осуществляемыми учеными разных стран, независимо друг от друга.

Вы-сшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира. Философия (греч. phileo люблю + sophia мудрость) - это система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Философия выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем другим наукам. Было время, когда все научные знания входили в философию, представляя собой отдельные стороны той или иной общей картины мира, его устройства и развития. Философия не только разрабатывала способы познания мира, но и обосновывала цель и смысл человеческой жизни.

Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущно-сти. Для философского мышления характерны не толь-ко всеобщность, но и целостность, системность по-стижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, на-блюдательности, умение выявлять в отдельных фактах общечеловеческий смысл явления. Философия дает науке целост-ное видение проблемы, умение в единичном высвечивать всеобщее, стремление связывать выводы в логически непротиворечивую цепочку. В недрах философии зародились практически все современные науки, в том числе и социология. Науки выделялись из философии по предметному принципу. По мере углубления познания отдельные стороны и области действительности становились предметом углубленного анализа частных наук - математики, астрономии, медицины и т.д. Философские корни конкретно-научных знаний продолжают ощущаться в любой дисциплине, поэтому на каждом этапе познания для их более глубокого осмысления, обобщения очередной порции новых знаний ученые вновь и вновь обращаются к философским основаниям своей науки. Подобная процедура позволяет привести в порядок многообразие знаний, выявить его структуру и внутренние законы. Философия продолжает выполнять регулятивную функцию методологии научного познания и сегодня. Ее значение не следует умалять, но нельзя его и преувеличивать, иначе все социологи вместо проведения полевых исследований займутся кабинетными размышлениями и спекуляцией. Такое в советской науке происходило всего 10-15 лет назад.

Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на дости-жения всех наук. Досто-инство философского метода заключается в получении обобщенной картины мира, т.е. в предельношироком теоретиче-ском осмыслении жизни. В орбиту философского поиска входит не только природная, но и социальная жизнь. Философское исследование социальной жизни получило название соци-альной философии.

Социальная философия сыграла важную роль в выявлении конечных причин, вечных основ социального бытия, в понимании тех ос-новополагающих начал, на которых строятся взаимоотно-шения людей в обществе. Она имеет многовековую историческую традицию: античное учение об обществе, гуманистическая традиция Возрождения, учение французских материалистов о движущих силах деятельности человека, политические теории общества эпохи Просвещения, учение об общественном догово-ре (Т. Гоббс), естественных правах человека (Д. Локк), созданные уже в Новое время идеи <философии жизни> XX в.

По мере развития социальной философии внутри нее складывались особые направления знания (этнография, психология, конкретные социологические исследования и т.д.), а затем и отпочковывались в качестве отдельных наук с собственными методами, нередко позаимствованными из точных наук (математические, статистические и пр. методы).

Наука должна давать конкретное (и потому ограниченное определенной областью приложения) знание. Только благодаря своей ограниченности и осторожности наука способна прогнозировать будущее в той или иной области. Парадокс заключается в том, что вероятность наступления прогнозируемого события, явления отнюдь не стопроцентна. Так, если социолог, проведя соответствующие исследования, предсказывает вероятность того, что 72% малоимущих людей пред- или пенсионного возраста, проживающих в сельской местности, будут голосовать на ближайших выборах за коммунистов, то прогноз скорее всего сбудется. Оставшиеся 28% социолог относит на всевозможные отклонения. Может случиться, что часть малоимущего пожилого электората коммунистов, насмотревшись на злоупотребления местной администрации, состоящей из коммунистов, разочаруется в них и проголосует за демократов. Сколько их окажется точно, сказать не смогут ни статистика, ни социология, ни местные органы власти.

Приблизительность суждений социолога обусловлена и методологией выборочного обследования. Опрашивая 2 тыс. человек, социолог судит о 20 млн людей. В идеале выборочная совокупность призвана служить точной копией генеральной, но на практике абсолютной их точности достичь невозможно. Совпадение двух типов совокупностей - генеральной и выборочной - всегда будет примерным. Выборочная совокупностьотражает генеральную совокупность в процентном соотношении. Что это значит? Если в генеральной совокупности (для простоты возьмем все население России в 146 млн человек) 52% женщин и 48% мужчин, 23% пенсионеров, 63% бедных и т.д., то и в выборочной совокупности должно сохраниться то же процентное соотношение. Даже если проигнорировать ошибку репрезентативности (отклонения процентной пропорции выборочной совокупности от генеральной), то все равно 2 тыс. опрошенных дадут весьма приблизительную картину мнений, присущую 146 млн россиян.

Тем не менее социология, несмотря на множество ограничений, дает существенную информацию. Встретив незнакомого человека - разведенную женщину, пенсионера или <нового русского>, - можно с большой долей точности предположить, как он будет работать, проводить досуг, строить отношения с коллегами и т.д. Идентифицируя незнакомого человека с его социальной группой (установив его <социальную прописку>) и зная, как ведет себя в целом данная социальная группа, возможно спрогнозировать поведение конкретного незнакомца. Так частная социологическая теория, оперирующая квантором существования, помогает нам в практических делах.

Глава 2. Междисциплинарная матрица социологии

Как и любая другая наука, социология обладает соб-ственным предметом и конкретными методами исследо-вания. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество - настолько сложный объект, что одной на-уке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединена между собой логическими связями, общими понятиями и методами, представляя собой своего рода систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.

Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи. В содру-жестве с другими, родственными ей, дисциплинами - психологией, социальной психологией, экономикой, ан-тропологией, политическими науками и этнографией - она образует подсистему системы научного знания - со-циальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами. В практической сфере, скажем в области управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание также основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала фирмы) и экономики (определение цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.).

Вместе с тем каждое социологическое исследование изучает социальную реальность под специфическим углом зрения. Возьмем конкретное событие: дама покупает в магазине шляпку. Экономист проанализирует это событие с точки зрения спроса и предложения, сезонного колебания цен, семейного бюджета. Психолога заинтересует, быть может, то, каким образом дама стремится выразить в покупке свое Я, не произошла ли покупка под влиянием эмоционального порыва, как на выборе шляпки сказывается характер и темперамент покупательницы, не желает ли она подчеркнуть свою сексуальную привлекательность, выбрав именно этот фасон, и т.д. Социолог установит взаимосвязь таких переменных, как социальная принадлежность и тип покупки, престиж и демонстративное поведение, способы проявления социальной роли и нормативные ожидания.

Изучение междисциплинарной структуры знания необходимо в тех случаях, когда выделяется предмет науки, его специфика и от-личие от предмета других наук.

В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она спо-собна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследуетпсихология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина - со-циальная психология- описывает человека в непо-сред--ственном окружении. Она изучает взаимодей-ствие людей в малой группе. Но социаль-ный пси-холог не способен предсказать смену правя-щих ре-жимов или исход политической борьбы партий.

Этими проблемами занимается политическая наука (так ее именуют за рубежом, у нас же называют политоло-гией; в дальнейшем будут использоваться оба термина). Политология добилась многого, но она не в силах предвидеть изменения рыночной конъюнк-туры, колебания спроса и предложения на рынке, дина-мику цен. Эти вопросы находятся в компетенции экономики.

В настоящее время еще не сложилось окончательного мнения о том, куда именно отнести социологию - в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социологию, наряду с психологией, социальной психологией, эко--но-микой, политологией, а также антропологией и этно-гра-фией относят ксоциальным наукам. У них много об-щего, они тесно связаны между собой и составляют сво-его рода научный союз.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценоч-ными суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное знание. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов.

Однако социология имеет много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским, традициям.

В русской традиции социология часто мыслится как наука, исследующая также и духовные проблемы общества, его духовные ценности. Поэтому социология предстает и как гума-нитарное знание. По своей исторической интенции подобная интерпретация совершенно бесспорна. Вспомним работы Н. Кареева, М. Михайловского. П. Сорокина и других российских социологов. Они поражают нас не только математическими расчетами, формализованными построениями и богатством эм-пирического материала, но и особым вниманием к морально-нравственным проблемам. Та же характеристика относится и к трудам Н. Бердяева и С. Булгакова.

По всей видимости, социологию следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина. Двойной статус отражается и в понимании сущности предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностяхфункционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не наследственностью и не физиологией, как для генетика или медика, а культурным контекстом, т.е. традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

История мировой социологии доказывает, что одинаково весомый вклад в ее развитие внесли как направления (социологические перспективы), ориентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т.п.), в частности структурный функционализм и физикализм, так и направления, ориентирующиеся на так называемый гуманицизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т.д.), как, например, символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин су-ще-ствуют дисциплины естественные и технические. Физика, хи-мия и биология относятся к разряду естественных фун-да--ментальных наук, они раскрывают структуру мате-ри-аль-ного мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия по-л-и--меров представляют собой технические дисципли-ны, или прикладное знание. Они опираются на фунда-мен-тальное знание и служат практическим целям.

В начале XIX в. известный французский философ-позитивист О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и био-логию - он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась биология, изучающая многообразие и законы живого мира.

Наука об обществе в то время еще не выделилась в самостоятельную дисциплину подобно математике или биологии. Общество изучали разные науки - каждая под своим углом. Часто полученные ими данные не стыковались, а иногда и вовсе противоречили друг другу. О. Конт решил, что наступило время создать некую синтезирующую науку, объединяющую разрозненные сведения в стройную систему.

Поскольку специального названия для науки об обществе не существовало, Конт ввел в научный оборот термин <социальная физика> или <социология>. Этот термин происходит от латинского <социум> (общность, сообщество, коллектив, общество) и греч. <логос> (учение, наука, знание). Если оба входящих в название новой науки слова заменить на русские, то мы получим обществознание или общество-ведение. Слова <знание> и <ведение> - синонимы. Поэтому изучаемый в школе курс обществознания означает то же самое, что социология.

О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества. Он позаимствовал у Тюрго и Сен-Симона идею о трех стадиях развития общества: теологической, метафизической и позитивной, определяющихся формами развития мышления человечества.

Однако социология, как и все другие науки, пошла по пути дифференциации знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую - политология, внутренний (душевный) мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в специальную дисциплину, которая сосредоточилась на изучении социальной сферы.

Возникшая позже других наук, социология вбирает в себя их понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. Так всегда происходит с вновь возникающими науками. Молодым наукам свойственно по-стоянно об-нов-ляться и обога-щаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Так про-ис-ходило раньше и происходит сей-час. Филосо-фия древ-нее физики, и последняя взяла у нее многие фундаментальные понятия: материя, вещество, атом, при-чина, сила и др.

Заимствование - это еще и показатель преемствен-нос-ти развития научного знания. Понятия, перенесен-ные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Расши-ряются объяснительные возможности науки. Ста-рые по-нятия получают новую жизнь, их генеалогия удлиняет-ся. Некоторые понятия имеют очень древнюю родос-ловную.

Из философии в социологию пришли такие категории (наиболее общие понятия), как <общество>, <ценности>, <инди-вид>, <прогресс>, <развитие> и другие. Из сферы теат-ральной жизни пришел термин<роль>, а из юриспруденции - <статус>; из экономической отрасли знания - понятия <капитал>, <деньги>, <прибыль>, <рента>, <товар> и др. Социологи разработали и собственные понятия - <социализация>, <девиантность>, <делинквент-ное по-ведение>, <интеракция> и т.д.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали экономических отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру, любой фрагмент реальности, любое явление или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияние на развитие или построение общества, его общественных функций. Религия интересует социологию не как система верований и специальных обрядов, а как общественный институт, оказывающий воздействие на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом - как образ жизни больших масс людей.

Так появляется ключевое выражение - большие массы людей. Именно они представляют повседневную жизнь общества. Они ее творцы, и они ее жертвы. Стало быть, социологию интересуют не только структура и динамика общества в целом, устройство государства или политической системы.

Социология исследует повседневное поведение больших масс людей, их верования, состояние сознания, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.

Поведение людей изучают все социальные науки. Их так и называют поведенческие дисциплины.

Если коротко охарактеризовать каждую науку, сравнить их, выделить общее, то обнаружится следующее. Все они отвечают по существу на три следующих вопроса: Что? Как? Кто? Экономика изучает:

1) что надо производить, т.е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям;

2) как надо производить, т.е. какой из способов изготовления следует применить;

3) кто будет потреблять созданные товары и услуги, кто должен владеть собственностью и т.д.

Экономика Швеции, как и экономика США, является капиталистической. В середине 80-х годов более чем 90% шведской промышленности находилось в собственности частных лиц, которые и управляли ею. Иначе говоря, в Швеции решение о производстве и распределении товаров принима-л рынок. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто?

В середине 80-х годов экономика СССР являлась социалистической, т.е. практически все 100% советской экономики находились в собственности государства, которое и управляло ею. Это означало, что в СССР решение о производстве и распределении товаров принимал Госплан. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто?

Социология изучает:

1) что такое социальное неравенство, расслоение, социальная структура, мобильность и т.п.;

2) как надо на них воздействовать, чтобы сделать общество стабильным и процветающим;

3) кто входит в большие социальные группы (пенсионеры, малоимущие и т.д.), которых касаются вопросы социального расслоения или неравенства и кто вынесет основной груз общественных перемен.

Если речь пойдет о политологии, то и она строит предмет своего исследования, отвечая на те же вопросы:

1) что такое государство, политические партии и власть?

2) как группы людей борются за получение власти, как устраняют соперников и завоевывают симпатии населения, как удерживают власть?

3) кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе?

Культурологию интересует прежде всего мир искусства - живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают: а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей. И вновь мы сталкиваемся с тремя вопросами:

1) что за культурные ценности создаются: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т.д.?

2) как создаются и распространяются культурные произведения?

3) кто выступает создателем произведений искусства, потребителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.?

А теперь более пристально присмотримся к объекту исследования поведенческих дисциплин. Что за людей они изучают, в каких ситуациях и условиях эти люди строят свои отношения? Для удобства построим простенькую схему.

Рассмотрим науки, изучающие поведение людей, - психологию, социальную психологию и социологию (см. схему). Психология изучает индивидаи его внутренний мир; социальная психология - малую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социология - большие группы, т.е. миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, врачей, православных и т.п., причем независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий, национальности, пола, возраста.

Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные приборы.

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя задачи, которые возникли, когда выяснилось, что общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

В ХIХ в. психологи полагали, будто все, что люди чувствуют, думают и делают в группе, может быть объяснено с точки зрения индивидуального поведения. Индивидуально-го, значит независимого ни от других людей, ни от более широкого окружения, в том числе общества, если индивида брать за объект исследования. Но в 30-40-е годы XX в. опытным путем был установлен феномен группового давления, оказываемого на от-дельного человека. Речь идет о ставших теперь уже классически-ми экспериментах С. Аша, Р. Крачфилда, М. Шерифа, Л. Фестингера, М. Дойча, К. Левина, Э. Мэйо. С тех пор изучение малых групп, особенно в сфере промышленности, стало преобладающим направлением в зарубежной психологии.

Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психо-логию. Проблематика исследований все больше смещается с инди-вида на группу, с индивидуально-психологического поведения на социально-психологическое. Социальная психология в качестве экспериментальной науки активно развивается с 30-х годов ХХ в., но ее теоретические положения сформировались в ХIХ в. Социологи восприняли социальную психологию как составную часть своей науки практически сразу. Родоначальники социологии Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и М. Вебер рассматривали группу как форму и процесс взаимодействия людей. Особенно широкое развитие социальная психология приобрела в США, где первый учебник Макдоугалла <Введение в социальную психологию> появился в 1908 г.

Социология не оперирует таким тонким инструментом, как эксперимент, не использует приборы. Она имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком - обобщенным схематичным типом, чьи особенности характеризуют всех сразу и никого в отдельности. Однако производители не могут пустить в продажу свои товары, политики - начать избирательную компанию, не выяснив хотя бы приближенно, что думает, чем живет, как ведет себя большинство населения. Социология способна выявить те же мысли, чувства, настроения, которыми вплотную интересуется психология, но в более грубом приближении.

Социолога интересуют следующие принципиальные вещи:

? в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет на поведение людей;

? как на основании опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя той или иной группы.

Перед профессиональным социологом стоит множество разных задач, но именно эти две задачи определяют характер и социологии как самостоятельной дисциплины. Социолог имеет дело с респондентом - человеком как источником нужной информации. Получив от 100 или 1000 респондентов сведения об их поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, ценностных ориентациях и доходах всю исчерпывающую информацию, социолог отвлекается от них. Они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей анкете социолог заранее предупреждает людей об анонимности опроса и о том, что данные будут усреднены и в таком виде предстанут в научном отчете. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ - <средний человек>. Это может быть типичный студент, типичный демократ, или типичный коммунист, типичный верующий или типичный <новый русский>. В понятии <среднего человека>, введенном в науку А. Кетле (конец ХIХ в.), снимаются индивидуальные личностные различия между людьми.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История социологии

    Пояснительная записка
    Рекомендована кафедрой социологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.
  2. История социологии (3)

    Пояснительная записка
    Рекомендована кафедрой социологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.
  3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  5. Методические указания к изучению курса «Социология» Учебно-методическое пособие для вузов

    Методические указания
    Утверждено Научно-методическими советами математического, геологического, географического, филологического, химического, физического, международных отношений, философии и психологии, прикладной математики и механики, журналистики
  6. АНАЛИЗ социальных СЕТЕЙ Специальность 22 00 01 — Теория методология и история социологии

    Диссертация
    Защита состоится « » 2001 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д.002.011.01 в Институте социологии РАН по адресу: 117259, Москва, ул. Кржижановского, 25/35, строение 5.

Другие похожие документы..