textarchive.ru

Главная > архив


Управление образования и науки Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании учебного предмета

«Мировая художественная культура»

в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях

Белгородской области»

Преподавание учебного предмета «Мировая художественная культура» в 2007- 2008 учебном году осуществляется в соответствии с основными содержательными линиями инструктивно- методического письма 2006-2007 года. В качестве дополнения к материалам предыдущего письма могут служить следующие рекомендации.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека; позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия; выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

В современной педагогической практике сложилось несколько подходов к анализу мировой художественной культуры»:

- трактовка мировой художественной культуры как «золотого запаса человечества» - сокровищницы мировых шедевров в разнообразных видах искусства. Программа курса строится как дополнение к урокам литературы, музыки, изобразительного искусства;

- рассмотрение различных видов художественного творчества в их взаимосвязях и взаимовлияниях, что приводит к подмене понятия «художественная культура» понятием «искусство»;

- культура является инобытием человека, охватывающим все многообразие его творений – материальных, духовных и художественных, которые реализуются в виде художественных ценностей, с точки зрения «интегративного аксиологизма». Носителем художественной ценности является произведение искусства, т.е. некий фрагмент жизненной реальности, превращенный в художественную реальность…» (М.С. Каган).

Многообразие концепций конструирования содержания учебного предмета «Мировая художественная культура», использование различных методических принципов; наличие различных учебников и программ обусловили необходимость совершенствования профессионализма учителей, преподающих данный предмет.

При работе над повышением уровня педагогического мастерства в конструировании дидактической системы учителю необходимо учитывать следующее:

  1. В преподавании предмета значительное место должны занять:

    • культурологический, аксиологический, деятельный подходы в преподавании предмета;

    • принцип природосообразности;

    • принцип наглядности;

    • проблемно-поисковые и творческие методы; в т.ч. метод художественно-педагогической драматургии;

    • соблюдение принципа диалогичности обеспечивает содружество, сопереживание и сотворчество учащихся и учителя;

    • принцип интегративности учебной, внеклассной, внеурочной работы; базового и дополнительного образования.

2. Алгоритм организации традиционного урока по МХК можно представить следующим образом: опора на жизненный опыт учащихся - погружение – восприятие – усвоение - воспроизведение – воспроизведение - выражение: самостоятельный поиск, художественное исполнительство (по Б.Т. Лихачеву).

В этих условиях можно включить в копилку учителя следующие методы:

- методы этапа восприятия - усвоения - методы монологически - диалогического обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, визуального изучения явлений и приобретение зрительно-звуковой информации, демонстрация и иллюстрация, самостоятельная работа с источниками;

- методы этапа усвоения-воспроизведения: собственно воспроизведения (проблемная, игровая ситуация, поиск-эксперимент закрепление);

- методы диагностики и получения обратной информации: опросно-ответный метод.

3. Необходимо использовать нетрадиционные формы работы, способствующие: развитию творческого воображения, образного мышления, творческой активности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры.

4. При определении способов подачи материала, в качестве постановки учебных исследовательских заданий, можно вводить методы глубинного интервью, «устной истории», биографический метод, раскрытие истории культуры через одну судьбу (возможно выдающегося деятеля культуры или наоборот, рядового члена сообщества), одно ёмкое происшествие, способное отразить суть времени.

5. Немаловажную роль в преподавании МХК играет музейная педагогика – экскурсии развивающего характера (в основе - диалог, зрительные и эмоциональные ассоциации, проекты). Можно использовать культурологический потенциал местных художественных, комплексных (краеведческих) музеев, других учреждений культуры, творческих союзов: целесообразно проводить встречи с деятелями региональной художественной культуры; способствовать обязательному посещению театров, выставок; организовывать поездки по памятным местам Белгородчины.

6. Огромное значение для продуктивного преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» имеет оформление соответствующего раздела в кабинете, где представлен предмет «Искусство»: современные аудиовизуальные средства, компьютерная техника, систематизированные материалы по искусству. Кабинет должен обеспечивать возможность не только демонстрации художественных материалов, но и размещение сменных экспозиций творческих работ учащихся.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

Следует помнить о том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего: художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др. Поэтому желательно осуществлять изучение искусства через пространственную среду. При этом необходимо учитывать, что искусства зарождаются и существуют сразу в нескольких предметно-пространственных средах:

  • среда исторической эпохи;

  • пространство природы и среды жизни;

  • пространство и время творения картин;

  • предметно-пространственные представления художника-автора;

  • среда общения художника и живущих рядом людей;

  • художественное пространство, которое возникает вовремя творения картин;

  • пространственное окружение и среда, в которой художник творит;

  • пространство звука, цвета, света, движения и т.д. (Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова, 2006).

В работе с детьми среди приоритетных направлений художественно-эстетического образования с учетом национально-регионального (этнокультурного) компонента можно выделить следующие:

1. Взаимосвязь профессионального (академического) искусства с народным искусством.

2.Связь с народной художественной культурой, как частью ее – народным художественным творчеством: календарно-обрядовой, семейно-обрядовой культурой, народным театром, музыкальным народным творчеством (танец, песня, музыкальные инструменты и т.д.), устно-поэтическим творчеством, мифологией, народным и декоративно-прикладным искусством (в том числе – строительной культурой).

3. Освоение архитектурного окружения: связь формы архитектуры с ее назначением и окружающим природным ландшафтом, традиционными формами украшения архитектуры, внутренним и внешним убранством архитектуры (Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова, 2006).

4. Знакомство с современным дизайном (виды и формы художественно-творческой деятельности по организации пространства).

На занятиях мировой художественной культуры с учетом к ним интегративного подхода и специфики региона (область, район, село и т.д.) рекомендуется использовать следующие структуры (по Л.Г. Савенковой, Н.В. Богдановой):

Конструкция-цвет-форма;

Структура-линия-форма;

Форма-характер-настроение;

Цвет-настроение-звук;

Пространство-предмет-среда;

Предмет-цвет-форма;

Пространство-структура-поэзия;

Композиция-структура-динамика;

Цвет-движение-структура;

Музыка-движение-цвет;

Линия-движение-пространство;

Общение-форма-пространство;

Литература-пространство-структура;

Поэзия-цвет-движение.

При использовании учебных планов профильных классов необходимо учитывать:

- профильные курсы – курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;

  • элективные учебные курсы - обязательные для посещения предметы по выбору школьников из компонента образовательного учреждения.

Выбор самого элективного курса осуществляется учащимися самостоятельно.

Примерный перечень элективных курсов для учащихся 9 классов:

1. Челышева, Т.В. Медиакультура. Основы журналистики (специальное художественное обрахование) / В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 56-66.

2. Челышева, Т.В. Введение в историю русского искусства / В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 67-75.

3. Секирова, Т.А. Искусство понимания исторической живописи /Т.А. Секирова.- Профильная школа.- 2006.-№ 4.-С.31-34.

Примерный перечень элективных курсов для учащихся 10-11 классов:

1. Мун, Л.Н.Синтез искусств / Л.Н. Мун.- Профильная школа.- 2006.-№ 2.-С.36-45.

Перечень программ и учебников по мировой художественной

культуре на 2007-2008 учебный год

Класс

Уровень

изучения

предмета

Программа

(автор, год издания)

Учебник,

методическое пособие (автор, год издания)

10-11

1 час

Базовый

Мировая художественная культура: факультативный курс: программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5-11 кл. /Сост. Г.И. Данилова.- М.: Дрофа, 2002

Данилова Г.И.Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 кл. – М.: дрофа, 2003

CD-ROM

Кошмина, И.В. Мировая художественная культура: программа и методические материалы. 6-9 кл. /И.В. Кошмина. – М.: Владос, 2001

Кошмина И.В. Мировая художественная культура: 6 кл.: Учеб. Пособие для факультативного курса. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 9-11 кл. /Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова и др.- М.: Дрофа, 2001

10-11

1 час

Предтеченская,Л.М. Мировая художественная культура: программы средней общеобразовательной школы. 9-11 кл. /Л.М. Предтеченская. М.. 2002

Рапацкая,Л.А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл. /Л.А. Рапацкая. – М.: Владос, 2001

Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: Учебник для 10 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Учебно-методический комплект Л.А. Рапацкой (Учебники: Русская художественная культура для уч-ся 10-11 кл.- М.: Просвещение, 2003)

Рапацкая Л.А. Художественная культура России России: От Древней Руси к золотому Веку: Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2000

10-11

1 час

Солодовников,Ю.А. Мировая художественная культура: сборник программ и методических материалов. 6-11кл. /Ю.А. Солодовников, Л.М. Предтеченская. – М.: Владос, 2001

10-11

2час.

Профильный

(Социально-гуманитарный)

Программ нового поколения для профильного обучения нет

Учебно-методический комплект Л.Г. Емохоновой (Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2003; Рабочая тетрадь к учебнику «Мировая художественная культура»: 10-11 кл. В 3 ч. Ч.2; Фонохрестоматия музыкального материала к УМК «Мировая художественная культура »: 10-11 кл. В 3 ч. Ч.2).

Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Учебное пособие для старших классов средней школы. Ч. 1.- СПб: Специальная литература, 1997; Учебное пособие для старших классов средней школы. Ч.2. Кн. 1.- СПб: Специальная литература, 1999; Учебное пособие для старших классов средней школы. Ч. 2. Кн. 2.- СПб: Специальная литература, 2000

См. выше указанные учебники и методические пособия

10-11

2час.

Профильный

Филологический

Программ нового поколения для профильного обучения нет

Учебно-методический комплект Л.Г. Емохоновой (Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2003; Рабочая тетрадь к учебнику «Мировая художественная культура»: 10-11 кл. В 3 ч. Ч.2; Фонохрестоматия музыкального материала к УМК «Мировая художественная культура »: 10-11 кл. В 3 ч. Ч.2).

Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Учебное пособие для старших классов средней школы. Ч. 1.- СПб: Специальная литература, 1997; Учебное пособие для старших классов средней школы. Ч.2. Кн. 1.- СПб: Специальная литература, 1999; Учебное пособие для старших классов средней школы. Ч. 2. Кн. 2.- СПб: Специальная литература, 2000

См. выше указанные учебники и методические пособия

Краеведческий аспект

Белгородская энциклопедия.- Белгород, 1998.: ил.

Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.

Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. – Белгород, 2000. – 471 с.

Ботова С.И., Приставкина Т.А.,Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. - Белгород, 2000. – 410 с.: ил.

Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. – Белгород, 2000. – 265 с.: ил.

Дополнительную информацию по методике преподавания мировой художественной культуры можно получить, используя поисковые системы Интернет:

  • Alta Vista ()

  • Excite ()

  • Google ()

  • HotBot ()

  • Lycos ()

  • Open Text ()

  • Rambler ()

  • Yandex ()

  • Сеть творческих учителей ()

  • /scH2529/mxk/mxk.htm

  • /art/2000/no33_1.htm

  • /art/2000/no41_1.htm

  • :8101/resource/distant/music/index.shtml

  • /

  • /mm1.html

  • /works/107/Krukova/

  • :8101/competitions/schoolmen/teayear/ucH3001/golovina/index.shtml






Доцент кафедры художественно-

эстетического образования

БелРИПКППС Т.А. Приставкина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета “обществоведение“ в 2010/2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Изучение обществоведения будет осуществляться по учебной программе, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2009 году (Минск: НИО, 2009).
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета « музыка»

    архив
    Преподавание учебного предмета «Музыка» в 2007- 2008 году осуществляется в соответствии с основными содержательными линиями инструктивно- методического письма 2006-2007 года.
  4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    Составители: Михайлова О. Ю., старший преподавателькафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРОЗуева М. Л., к.п.н., доценткафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
  5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    Составители:Михайлова О. Ю., старший преподавателькафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРОЗуева М. Л., к.п.н., доценткафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
  6. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (7)

    Инструктивно-методическое письмо
    Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» установлено следующее количество учебных часов по классам:

Другие похожие документы..