Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Примерная

основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль: Образование в области безопасности жизнедеятельности

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобнауки России от 28 декабря 2009г. №493

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Нормативный срок освоения программы: 4 года

Форма обучения - очная

Сургут 2011 г.

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Сургутским государственным педагогическим университетом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки Образование в области безопасности жизнедеятельности, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

Основная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки Образование в области безопасности жизнедеятельности.

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее - Типовое положение о вузе);

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России:

  • Письмо Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357/13 ";О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов";;

  • Письмо Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования России от 15.05.2000 № 14-55-341/15 ";О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов";.

  • Миссия и Политика СурГПУ в области качества.

  • Устав ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки Образование в области безопасности жизнедеятельности

Целью реализации ООП является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности», с учетом особенностей научной школы вуза, миссией и политикой СурГПУ в области качества и потребностей рынка труда.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки Образование в области безопасности жизнедеятельности.

Срок освоения ООП бакалавриата в соответствии с требованиями ФГОС ВПО составляет 4 года.

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности.

Трудоемкость ООП бакалавриата составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения, что соответствует ФГОС ВПО и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности.

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

  • образование,

  • социальная сфера,

  • культура.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

  • обучение, воспитание, развитие, просвещение;

  • образовательные системы.

    1. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки Образование в области безопасности жизнедеятельности готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • педагогическая,

  • культурно-просветительская.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника в области педагогической деятельности:

изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

организация культурного пространства;

разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения основной образовательной программой по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности выпускник должен обладать:

Общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке;владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

Профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11);

решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

Специальными компетенциями (СК):

способен ориентироваться в теории и стратегии развития безопасности жизнедеятельности человека (СК-1);

способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (СК-2);

владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков (СК-3);

способен оказывать доврачебную (первую) помощь пострадавшим (СК-4);

владеет знаниями о системе и методах обеспечения национальной безопасности и навыками, необходимыми для участия в обеспечении и защиты личной, общественной и государственной безопасности (СК-5);

готов организовывать и поддерживать взаимодействие с ведомственными структурами (МО, МВД, МЧС, ФСБ, ГИБДД) по вопросам безопасности жизнедеятельности (СК-6);

способен определять признаки, причины и последствия опасностей социального, техногенного и природного характера, применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций (СК-7).

Компетенции вуза (КВ):

Готовность выстраивать конструктивное деловое общение с коллегами и руководителями (КВ 1)

Готовность работать в команде (разного уровня) (КВ 2)

Способность осуществления профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды региона (КВ 3)

Приверженность к самосовершенствованию и личностному развитию (КВ 4)

Способность к самоорганизации (и планированию) собственной деятельности (КВ 5)

Готовность к поиску, изучению и освоению новых способов профессиональной деятельности (КВ 6)

Способность творческого решения реальных практических задач профессиональной деятельности, постановка новых задач (КВ 7)

Готовность организовать и осуществлять научное исследование в рамках профессиональной деятельности (КВ 8)

Способность разрабатывать проекты в рамках профессиональной деятельности субъекта рынка труда (КВ 9)

Способность принимать экономически целесообразные решения в условиях изменяющегося рынка труда (КВ 10).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование содержание и организация образовательного процесса при реализации данной основной образовательной программы регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов (приложение 1).

При планировании учебного процесса руководствуются следующими документами:

  • Законодательством РФ,

  • Примерным положением об организации учебного процесса в ВУЗах с использованием системы зачетных единиц № 15-55-337 ин/15 от 09.03.20004;

  • Приказом МОиН РФ № 2274 от 20.05.2004 «О реализации эксперимента по использованию ЗЕ в УП»;

  • Положением об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц, принятым ученым советом СурГПУ 29.08.06.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки - 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности

Ресурсное обеспечение основной образовательной программы по направлению подготовки – 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Материально-техническая база по направлению 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности соответствует требованиям ВПО и позволяет осуществлять качественную подготовку специалистов. Имеются специализированные учебные лаборатории: «Здоровый образ жизни», учебный кабинет безопасности жизнедеятельности, оборудованный в соответствии с требования к кабинету ОБЖ, позволяющие успешно организовать учебный процесс.

Учебные кабинеты оснащены мультимедийными средствами, активно используется Интернет, преподаватели и студенты имеют доступ к РГБ (электронный диссертационный зал), в университете существует электронный читальный зал.

Студенты факультета имеют возможность пользоваться Автоматизированной информационно-библиотечной системой Marc SQL 1.10, Электронной библиотекой МБА.

Реализация Основной образовательной программы по направлению бакалавриата 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими высшее, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью, имеющие практический стаж работы. Доля преподавателей, имеющих ученую степень, обеспечивающих образовательный процесс по специальным дисциплинам составляет 66,6%. К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

  • Концепция формирования среды СурГПУ, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций обучающихся, определяется нормативно - правовыми документами РФ и нормативно-целевой основой воспитательной работы вуза:

  • Концепция воспитательной работы СурГПУ;

  • Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О государственной молодежной политике в Ханты-Мансийском автономном округе»;

  • Правила внутреннего распорядка для студентов СурГПУ,

  • План воспитательной работы факультета на год и месяц.

Развитие социально-личностных компетенций осуществляется через внедрение комплексных целевых программ: «Абитуриент», «Первокурсник», «Успешный студент»; Традиции университета, Студенческое самоуправление, Творческая мастерская, Куратор +, Здоровый студент – успешный студент, Школа социального успеха и др.

Данные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

Ежегодно проводится День открытых дверей для будущих абитуриентов и их родителей. Преподаватели и студенты знакомят посетителей с материальной базой по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профилю подготовки Образование в области безопасности жизнедеятельности

Ежегодно на базе нашего вуза проводятся муниципальный, региональный и в 2010 году проводился заключительный этап Всероссийской олимпиады по ОБЖ. А также проводятся различные этапы военно-спортивной игры «Орленок», спартакиада по военно – прикладным видам спорта.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

Уровень знаний студентов оценивается в ходе текущего, промежуточного контроля и контроля остаточных знаний.

При оценке степени соответствия подготовки студентов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности (квалификация (степень) «бакалавр»), необходимо руководствоваться следующими нормативно-методическими документами:

Положением о проведении аттестации и контроля самостоятельной работы студентов в СурГПУ (СМК СурГПУ РП-23-2009);

Положением о рейтинговом контроле качества обучения студентов СурГПУ;

Положением об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц в СурГПУ;

Временным положением о проведении Интернет-тестирования в СурГПУ;

Положением об итоговой аттестации студентов с применением компьютерного тестирования в СурГПУ.

По данному направлению подготовки имеются фонды оценочных средств: типовые задания теоретического и практического характера, контрольные работы, контрольно-измерительные материалы в форме тестов по каждой учебной дисциплине. Имеющиеся оценочные средства позволят оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Учебным планом подготовки бакалавра по направлению 050100 Педагогическое образование профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности предусмотрены экзамены, зачеты, курсовые и выпускные квалификационные работы.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

Государственная аттестация выпускников осуществляется в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» (Приказ Министерства образования Р.Ф. от 25.03.2003 г. № 1115): «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний» (Письмо Министерства образования РФ от 18.05.2002 г.); рекомендациями Министерства образования «Методика создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов» (Письмо Министерства образования Российской федерации от 16.05.2002 (№ 14-55-353 ин/13 // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. № 7; Письмо Министерства образования РФ от 18.05.2002 (№ 14-55-359 ин/15 // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. № 7); федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация выпускников по направлению подготовки включает защиту выпускной квалификационной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комитет по средствам массовой информации и полиграфии Ханты-Мансийского автономного округа Писатели Югры биобиблиографический указатель 2003

    Библиографический указатель
    ... массовой информации и полиграфии Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга Государственная библиотека Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга Писатели Югры биобиблиографический указатель 2003 ББК ...
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (6)

    Документ
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгры Учреждение Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры «Государственная библиотека Югры» КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГАЮГРЫ 2011 года Ханты-Мансийск ...
  3. Ханты-мансийского автономного округа – югры (9)

    Документ
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгры Учреждение Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры «Государственная библиотека Югры» КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГАЮГРЫ 2011 года Ханты-Мансийск ...
  4. ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2006 г

    Документ
    ... В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМАВТОНОМНОМОКРУГЕ - ЮГРЕ И ПРОИСШЕДШИЕ С НЕЙ В XXI ВЕКЕ СДВИГИ 1.1. Место Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры в экономических и демографических координатах России. Ханты-Мансийскийавтономныйокруг - Югра ...
  5. Ханты – мансийский автономный округ - югра коллегия департамента физической культуры и спорта постановление

    Документ
    ... Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры по водному поло «ЮГРА» г. Ханты-Мансийск, водное поло 3 Команда Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры по хоккею с шайбой «Югра» г. Ханты-Мансийск, хоккей ...
  6. Ханты-мансийский автономный округ-югра д у м а

    Документ
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгры, законами Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры, постановлениями Губернатора Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры, постановлениями и распоряжениями Правительства Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга ...

Другие похожие документы..