textarchive.ru

Главная > Документ


[ZT. и всё это "соматически" гнездится так сказать внутрях индивидиков, то есть имеет место поддержка осознаваемых норм поведения проведенными в детстве проработками натуры внутри индивидиков],

когда эта норма начинает действовать быстро и точно

[ZT. помимо проработок натуры внутри - поддерживаемая и внешним:],

поддержанная сложившимся общественным мнением и общественным вкусом.

ZT. Это – правильное у А.С.М.

Но А.С.М. продолжает. -

В.И. Ленин говорит об этом в "Государстве и революции": "...уклонение от этого всенародного учета и контроля неизбежно сделается таким неимоверно трудным, таким редчайшим исключением, будет сопровождаться, вероятно, таким быстрым и серьезным наказанием... что необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро

(ZT. как раз к греческим календам и ко второму пришествию)

станет привычкой" (Ленин т.33 с.102)

ZT. Это у Ленина - фантастическая так сказать сохраненология. Где субстратные передающие основы грезимого Лениным сохранения привычек? Не говоря уж о том, что, - пока грезимая Лениным, из поколения в поколение, - ух ты!, - формируемая "привычка миллионов" "законсервируется", - колхозы и социализм успеют 10 и более раз совсем скурвиться и развалиться.

ZT. Вывод: аплодировать этой (указанной) глупости В.И. Ленина А.С. Макаренко вовсе не стоило.

А.С. Макаренко в 1 гл. "Книги для родителей": .. Материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или педагогических поучений отцов. Материалом будет советская жизнь во всех ее многообразных проявлениях (т.5 М.1985 с.15).

ZT. Тут Антон Семенович неправ: для воспитания по большому и гамбургскому счету семья (в 90% случаев) и _обычная_ школа (в 100% случаев) мало оборудованы, но (!) и "советская жизнь во всех ее многообразных проявлениях" для собственно воспитания = для нужной проработки натур – штука тоже куда как мало оборудованная.

А.С. Макаренко там же, т.4 М.1984 с.286 низ: .. Мы уже много сделали в области коммунистического воспитания, в особенности много сделали в широком воспитательном процессе, гораздо меньше в воспитательном процессе детского возраста.

ZT. Но именно последнее-то - есть область которая суть область _собственно Макаренко_. Антону Семеновичу могло вздуматься поговорить хоть и о розах, хоть и о футболе, хоть и о макровлиянии макросоциального на нравственность взрослых. Ну кто бы мог запретить А.С. Макаренко написать и поговорить что-то и об этом? Никто. Но только вот надо понимать, что все эти темы и всё, что скажет чи напишет там (вне своей главной темы) Макаренко, суть во всяком случае не собственно темы Макаренко; его тема - воспитательный процесс в детском возрасте в школах-хозяйствах, - а значит всё, что _не там_ наговорит чи напишет Антон Семенович - по содержанию так сказать собственно не будет им (Макаренко) как таковым. -

Это (некоторое, нечто), допустим, написал или сказал Макаренко, но это не то, что собственно Антон Семенович по его (А.С.М.) главной сути.

Витийствуя за путь Лепелетье-Гринько, Макаренко в конце 1930-х сделал реалистический вывод, что СССР, Россия никогда _не_ пойдут по этому, - конечно, единственно правильному, конечно, единственно плодотворному, - пути Гринько-Макаренко.

И вот со второй половины 1930-х Макаренко про себя отчасти решает: да, в сравнении с путем М. Лепелетье- Г.Ф. Гринько (1890-1938) - А.С. Макаренко (его, то есть, самого) путь так сказать митингового, так сказать социумного воспитания - путь совершенно ерундошный. Но что же делать, если СССР и Россия не идут и никогда не пойдут по единственно правильному пути Лепелетье-Гринько-Макаренко!?

И вот поэтому-то Антон Семенович, кажется, и решил: черт с ними, с этими [..] ! : тогда уж хоть надо максимально использовать смех- путь и мизер- потенции хотя бы этого самого митингового и социумного "воспитания".

И поэтому-то у А.С. Макаренко из под пера на разных страничках его некоторых работ стали появляться жалкие слова (выражение А.П. Чехова) = "рассуждения"

типа тех, что так умиляли пошлых авторов сб. Развитие идей Макаренко М.1989.

Сделать бы (с подборками из текстов Макаренко) статью. –

"Как пожилой уж А.С. Макаренко живя уж в Москве своими разглагольствованиями в духе "социум воспитывает" (дикая природа сельскохозяйствует / животноводит),

перемежающимися, - и часто даже тут же, - с гневными же атаками самого же Макаренко на пошл- идеи типа "учеба сама воспитывает, социум сам воспитывает",

редкими у себя местами ЖАЛКИХ СЛОВ (термин Чехова) отчасти всё же как бы предавал, - главные и мощные, - свои собственные коренные идеи". Повторю ранее сказанное. - Это (некоторое, нечто), допустим, написал или сказал Макаренко, но это не то, что собственно Антон Семенович по его (А.С.М.) главной сути.

--

Навсегда оставим грезы о всесторонности, безущербности и (!) безгрешии.

Так называемые "святые" - так сказать онтологически невозможны.

"Поскребли" бы иного, занесённого в святцы, святого при его жизни, и увидели бы в большом % случаем обыкновенного обывателя, а то может быть чего и похуже.

Мечта о всесторонней развитости равна онтологически (! вот именно что онтологически !) совершенно напрасной мечте о добре без худа.

А.С. Макаренко, письмо Т.А. Миллер, 10 июля 1936 г., т.7 М.1986 .. Жизнь не состоит из одних идеальных вещей .. Такова была и есть и моя жизнь, и, вероятно, Ваша. Жизнь всегда ..

(ZT. всегда!, и во все века! была и есть)

Жизнь всегда есть цепь коллизий, следовательно, всегда приходится отступать от идеального поступка, приходится жертвовать какой-то одной истиной для того, чтобы другая истина жила. Разве Вы не замечали этого жизненного закона? (с.7).

ZT. Есть одна поговорка: "На потомках гения природа отдыхает". Но это распространяется и на структур- составляющие ЧЕЛОВЕКА В ЧЕМ-ТО БЛИСТАТЕЛЬНОГО = ВЫДАЮЩЕГОСЯ.

Любой человек - не всесторонен,

а ЧЕЛОВЕКИ В ЧЕМ-ТО БЛИСТАТЕЛЬНЫЕ = ВЫДАЮЩИЕСЯ, - уж тем более не всесторонни.

Условно можно сказать так: потратив энергию на "о-, так сказать, выдающение" одной к/л структур- составляющей

ЧЕЛОВЕКА В ЧЕМ-ТО БЛИСТАТЕЛЬНОГО = ВЫДАЮЩЕГОСЯ,

природа отдыхала на, так сказать, делании других составляющих этого же самого человека.

Оптимал- достижения по всем важным координатным аспектам жизни индивида? - Увы, это невозможно и этого, скорее всего, ни с кем за всю мировую историю не было.

Да, возможны лишь (и только) частные максимал-достижения в некоторых (лишь) аспектах координатной системы жизни индивида,

и так сказать "энергетика" тут такова:

именно вот за счёт обиднейшего (и совесть- укоряющего!) ущерба для других (тоже весьма важных!) аспектов жизни - индивид и получает (если получает) и осуществляет (если осуществляет) выдающиеся достижения в одном-двух к/л частных аспектах жизни.

А значит: не словосочетаньеце "Всесторонне развитая личность", а Макаренко- учение о воспитании (процессе воспитания) как (по возможности) более разносторонне- (так сказать) плотской

проработке натур подопечных.

ЧТОБЫ ВОСПИТАНЫ БЫЛИ НЕ ЛИШЬ ПОВЕРХНОСТНО ("как редиски").

--

> детских домов, интернатов, занимающихся производительным трудом.

Эмилиан на это> А почему бы нет вовлечь тоже нормальные школы, лицеи и гимназии? Если честно, Татьяна, я думаю, что производительный труд не только производит вещи

ZT. Вот она неправильность от зацикленности, установившейся в макаренковском конкурсе и вообще в макаренковском движении.

У нас порочно установилось: признаком макаренковости какой-либо школы считается факт наличия какого-либо производства в этой школе.

Так возникает по Эмилиану "расширение", которое может быть по роду и Ахапкинским (см. ниже). –

Детки в школе голой учебы в уютной комнатке решают математические задачки.

Аха: производят! выдают на гора! решения задач.

Аха: значит в школе голой учебы тоже имеется производительный труд.

Где-то школьники обрабатывают поля, производят картошку и прочее, а эти в уютных комнатках тоже производят: производят решения математических задач.

Значит и их тоже – на макаренковский конкурс.

Так рассуждает Эмилиан, и его такое рассуждение находится в русле вышеуказанной зацикленности макаренковского конкурса и вообще макаренковского движения.

В одном файле моего сайта. –

Такой "теоретик" Ахапкин из ВНИК "Школа" расценивал и танцы в кружке бальных танцев трудом.

ZT. Но я кроме того настаиваю вовсе не на труде, а на производстве .. Воспитание так называемым трудом, - говорил А.С. Макаренко, - всегда было и есть куцая убогость по сравнению с воспитанием хозяйством, и вот: подростков-школьников надо воспитывать не трудом, а: ВЕДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИХ РОДНОЙ ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА. Только это способно прорабатывать натуры детей, подростков и юношей нужным нам образом. Только увлеченное участие подростков в комплекс-хозяйстве его любимой школы-хозяйства, только это и будет солидно и истинно поставленным воспитанием подростков. И только (же) увлеченное (же) участие детей в комплекс- семейном хозяйстве и будет солидно и истинно поставленным семейным воспитанием подростков. И в процветающей и идущей вперед пригородной интернатной школе-хозяйстве, и в счастливо и солидно семейно- хозяйствующей семье-хозяйстве дети в унисон спортсменам запоют про свою альма-матер: "ТЕБЕ СУДЬБУ МОЮ ВЕРШИТЬ / ТЕБЕ ОДНОЙ МЕНЯ СУДИТЬ / ХОЗЯЙСТВО МОЛОДОСТИ НАШЕЙ / ХОЗЯЙСТВО, БЕЗ КОТОРОГО НАМ НЕ ЖИТЬ ..".

[ Лернер Павел Сем. , С.Д. Ахапкин, А.Г. Войтов и др. ПРЕДЛОЖЕНИЯ по основным направлениям перестройки трудового воспитания в школе – М. ВНИК "Школа" 1988.17 350 экз. NLR Шифр 89-4/11794 / (Лернер П. С. и др.) Трудовое начало школы. Концепция труд. воспитания –2-я ред., перераб. И доп. М. ВНИК "Школа" 1990.44 1000 экз. NLR Шифр 90-4/3719 ]

25.11.1989. Пермь, Новиков Александр Иванович. - В 1989 г. появляется статья научных работников, утверждающих, что к производительному труду можно отнести занятия в спортивных, художественных и музыкальных школах (Ахапкин С.Д. Трудовое начало школы. "УГ" 10.10.1989). Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы - это производительный труд! - До чего же мы допляшемся?!

ZT. Но я в общем-то тоже не прав. Собственно макаренковскость – вовсе не собственно в производстве. Собственно макаренковость – в факте-наличии нужной и плодотворной ПРОРАБОТКИ НАТУР НАШИХ ПОДОПЕЧНЫХ.

Производство тут – только технологическое средство достижения желаемого,

а само желаемое : наличие нужной и плодотворной ПРОРАБОТКИ НАТУР НАШИХ ПОДОПЕЧНЫХ.

Даже производя силами ребяток сельской школы картошку, а в Коммуне им. Дзержинского сверлилки или фотоаппараты, мы, педагоги, производим всё же не картошку и не сверлилки, а : производим, нужную и плодотворную ПРОРАБОТКУ НАТУР наших подопечных ребяток.

Сосредоточенность же и зацикленность на производстве как самоцели и самоценности – это отход от А.С. Макаренко.

Из: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения М.: 1991 .. Пошлость от Викниксора: "Возраст второклассников и третьеклассников соответствует, согласно гипотезе о повторении развитием человека главных этапов в истории всего человечества, тому состоянию людей, когда начал образовываться племенной быт и война, грабеж, разбой и воровство вовсе не считались отрицательными качествами. Поэтому, как показывает G.H. Schneider, дети любят совершать походы на чужие сады и огороды, любят воровать ягоды и вообще иначе относятся к воровству, чем мы, взрослые, — похищение чужой собственности вызывает в их душе отголосок того торжествующего, счастливого чувства, которое испытывал наш предок, первобытный дикарь, возвращаясь домой после удачного грабежа или воровства. В известный период детского возраста .. ребенок не может равнодушно смотреть на соседний сад, его тянет к воровству .." (с.39, с.127).

ZT. Столь же пиететно Викниксор и Крупская рассуждали и о Фрейде тогда, когда этот пресловутый Фрейд в начале 20-го века был в большущей моде.

То есть: что какая-либо умничащая книжка или какое-либо массовое последнее увлечение неким умничаньем скажет, то Викниксору сверху на мозги и ляжет. А так как Викниксор читал много, то помимо замысловато-умничащего он читал и здраво-реалистическое, и соответственно у него так сказать вопиюще неправильное перемешивалось с вопиюще же правильным, и обратно. Тексты и самого Викниксора насквозь пронизаны фрагментами невыносимого (же) кокетливого умничанья.

Отличное от Макаренко - это разнообразное респектабельное умничание вне представления о задаче больших чисел и о задаче проработки натур. Вот пример такого респектабельного умничанья в духе и стиле С.Д. Ахапкина ("УГ" 10.10.1989). Из: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.1991, "Школа им. Достоевского" ( /winrar/vikniksr.rar ), из главка 8 .. Что такое труд? Это - целенаправленное превращение одного материала в другой. Это - столь же целенаправленное применение энергии, физической или душевной. Это, наконец, превращение мысли человека в вещь, в предмет ..

ZT. В отличие от массы А.С. Макаренко умел не ловиться на приманку респектабельного умничанья и не очаровываться им.

> школы – имеющие производства – далёкие от Макаренко так же, как от луны, мы пытаемся защитить, поддержать и направить их развитие в сторону Макаренко, а это значит, что в сторону высоких технологий, высокой рентабельности, инновационности и педагогической эффективности в проработке натур.

ZT. 1) Высокая технологичность, инновационность – это грёзы российского правительства, российского макро-предпринимательства, вообще российской общественности. Из-за 70-ти лет плановой экономики РФ роковым образом отстала от технологичного и инновационного Запада, от Южной Кореи, Тайваня и т.д.

Роковым для страны образом упущенное время.

В итоге: в стране не производятся мобильники и ноутбуки.

Высокая технологичность и инновационность реально оказывается "не по зубам" многим крупным российским комплексам. И ещё в большей степени это в 98 % коллизий окажется "не по зубам" школам.

Часто ссылаются на Коммуну им. Дзержинского. Но там дело обстояло так: без всяких лицензий сдирали конструкцию американской (кажется) сверлилки и немецкого фотоаппарата "Лейка". СССР-у такое сходило с рук, но сейчас за такое пиратство засудили бы в мировом масштабе.

2) Вы согласны, что цель: нужная для нашей страны в конкретике её (страны) эпохальных задач (например: заселение Сибири) ..

Вы согласны, что цель: нужная проработка натур подопечных школе-хозяйству ребяток. Так вот, может оказаться, что производства в школах-хозяйствах НЕ высоко-технологические / НЕ инновационные в деле достижения нужной проработки натур подопечных ребяток работают / сработают лучше, чем так сказать продвинутые варианты.

> настроить против себя РПЦ или "соловейчиков" – много ума не надо!

ZT. Тут дело в принципах, от которых я категорически не могу отказаться. (Не хочу тут об этом слишком много писать, чтобы не уйти от темы).

> проработка натур – вот наша достойная цель. И мы с Макаренко точно знаем, что без производства и хозяйствования она – проработка натур – невозможна.

ZT. Совершенно верно. А в сущности и без пригородного ИНТЕРНАТА вся нужная комплексная проработка натур тоже невозможна, если мы хотим прорабатывать и так сказать житейские составляющие натур наших подопечных. Вот часть из моей самой последней рассылки. -

15.12.09.

ZT. Поддерживаю А.А.А. во всех его поправках. На таких людей, как Вы, Татьяна, Гётц, Андрей Ткаченко (Полтава), Абаринов, Богуславский, Максакова, может кого и забыл, - вся наша надежда. Надежда прежде всего в том, что Новое собрание сочинений (НСС) А.С. Макаренко на электронной основе будет создано / издано, а) достанется исследователям и б) в виде дешевых пластин пойдет в народ. Очень важно техническое решение издания на электронной основе: то есть, тут главная проблема: обеспечение идентичности ссылок при цитированиях. Надо поузнать об опыте таких изданий, надо на этом опыте поучиться. Потом, конечно, почти сразу станет вопрос о публикации НСС АСМ в Интернете, и тут та же проблема: обеспечение идентичности ссылок при цитированиях.

Макаренко – мировой луч прожектора, который осветил для человечества проблему мировой важности: проблему ПРОРАБОТОК НАТУР детей, подростков, юношей до их выхода в самостоятельную жизнь.

Макаренко как мировой прожектор, осветил / высветил то, на чем первым стал серьёзно и обосновано настаивать Мишель Лепелетье.

До Лепелетье был еще российский Иван Бецкой, но реальная его (Бецкого) практика оказалась по итогам очень неприглядной, и это дискредитировало идеи Бецкого.

Всё дело было в структурной непродуманности.

АСМ и обращал внимание: путь интернатной пригородной школы-хозяйства – единственно правильный путь, но нужна тщательная структурная продуманность, иначе будут не успехи, а дискредитации.

Пригородная школа-хозяйства в поддержку семье – это интернат. А по интернатам есть огромный (и успешный, и не успешный) мировой опыт, и литературу такого мирового опыта (на русском языке) я собираю в моем бесконечно пополняемом библиографическом файле: /winrar/0rnb.zip . Это - для будущих работников Макаренковских исследовательских центров.

То есть: Макаренко подтолкнул нас на такое: отталкиваться от него, но не ограничиваться только им, а коммулировать для практиков всё въедливо мудрое из мирового интернатного / детдомовского опыта.

--

Цитата: Congregation от 01 Сентября 2010, 19:38:59 .. если не ВЫ то никто, если не Ваш личный пример то ничей...

ZT. Макаренковские учреждения (школы-хозяйства) – это подростково-юношеские (помимо учебной составляющей) - КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВА,

то есть это - подростково-юношеские

КОЛХОЗЫ.

Опыт истории колхозов в СССР показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились.

Опыт истории по сути макаренкообразных школ-хозяйств во всем мире показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились.

См., например, /doc/Egerman-na-putyah.doc.

Чего не хватало и там и там? – Информационной проработки, информационного обеспечения.

Вот этим последним я, ZT, и занимаюсь.

Тут уж действительно: если не я, ZT, то никто...

--

Г. Песталоцци 1746-1827, Из "Проекта памятной записки...".

[...] Так как всякое словесное профессиональное обучение неэффективно, если оно не связано с практическими упражнениями, то в школе действительно должны были бы проводиться подобные практические упражнения, и притом во всех отраслях хозяйственной деятельности:

1) домашнее хозяйство,

2) полеводство,

3) промышленность.

1) .. При школе для бедных может существовать школьный сад, а это значит, что .. возможно при помощи детей и для них засадить пару участков невозделанной до сих пор земли простыми овощами.

2) .. Возможно связать со школой для бедных МАЛЕHЬКОЕ ДОМАШHЕЕ ХОЗЯЙСТВО, в котором воспитанники подобной школы ежедневно смогут наблюдать за искусством заготовки, сохранения, сортировки и использования запасов, и вообще за всеми элементами искусства ведения домашнего хозяйства.

3) И наконец, школа для бедных всегда должна иметь при себе к/н мануфактуру, и школа должна заботиться, чтобы дети, поскольку это возможно, научились во время пребывания в школе к/н постоянным работам для заработка.

[...]

СПРОСЯТ: а останется ли у детей время на учебу? -

ОТВЕЧАЮ. - Дети, которые воспитываются в такой школе, будут приучены к напряжению сил, к порядку, к тщательному использованию даже малейшего промежутка времени. Это будет перенесено и на учебу, и в итоге для не менее, а может даже более успешной, чем в рутинной школе, учебы потребуется несравненно меньше времени, чем это обычно имеет место при других обстоятельствах.

Знаменитое место из 13-й главы 1-го тома "Капитала" Карла Маркса. –

[...]

Фабричные инспектора, выслушивая показания учителей, скоро открыли, что фабричные дети, хотя они учатся вдвое меньше, чем школьники, регулярно посещающие школу днём, тем не менее, успевают пройти столько же, а часто и больше.

"Дело объясняется просто. Те, кто проводит в школе только половину дня, постоянно свежи и почти всегда способны и готовы учиться. Система, при которой труд чередуется с учёбой в школе, превращает каждое из этих двух занятий в отдых и освежение после другого, и, следовательно, она более подходяща для ребёнка, чем непрерывность одного из этих двух занятий. Ребёнок, который с раннего утра сидит в школе, особенно в жаркую погоду, не может соперничать с другим, который бодрый и возбуждённый приходит со своей работы".

Дальнейшие доказательства можно найти в речи Сениора, произнесённой на социологическом конгрессе в Эдинбурге в 1863 году. Он указывает здесь, между прочим, и на то обстоятельство, что односторонний непроизводительный и продолжительный школьный день детей в старших и средних классах без пользы увеличивает труд учителей "и в то же время не только бесплодно, но и прямо во вред детям расточает их время, здоровье и энергию". Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей.

[...]

Джон Локк 1632-1704. Мысли о воспитании. $36. Тот, кто не привык в младые годы подчинять свои желания рассудку других (не имея еще зрелого своего), тот не получил тренинга и на подчинение своих желаний рассудку вообще, и с годами, имея уж свой собственный созревший рассудок, оказывается ненатренерованным в волевом смысле и не может подчинить свои желания даже своему уж собственному созревшему рассудку ..

--

"Дет дом" БАН 1.242, РНБ П28/104 1929,8-9. Школа-хозяйство "Юная республика". А. Полонский (воспитанник); с. Всехсвятское под Москвой.

САМЫЙ НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ КОЛЛЕКТИВ В ДЕТДОМЕ ТЕРПЕТЬ НЕ МОЖЕТ ЯРЫХ ИНДИВИДУАЛИСТОВ, ЭГОИСТОВ, БЕСПОМОЩНЫХ, ХВАСТУНОВ, "ПОДЛИЗ", ГОРДЕЦОВ И ПРОЧИХ ТИПОВ С АНТИКОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКИМИ КАЧЕСТВАМИ. Какое-либо из этих "качеств" моментально подмечается ребятами, и обладатель его, получив меткое прозвище, обречен на насмешки до тех пор, пока он не исправится.

За примерами далеко ходить не приходится. Года два назад к нам в дом пришел парень, как-то сразу не понравившийся ребятам: беспомощный, малообщительный, с чертами эгоиста. Посыпались насмешки, издевательства... СЕЙЧАС ПАРЕНЬ - ХОРОШИЙ ТОВАРИЩ, ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, СОЗНАТЕЛЬНЫЙ И АКТИВНЫЙ.

Еще пример. Совсем недавно к нам был принят мальчик лет 13, из провинции, сын ответственного партийного работника, крайне избалованный, разнузданный, не привыкший жить в коллективе. В первые дни он важно расхаживал с портфелем, хлопал каждого по плечу, бесцеремонно вмешивался в разговор, "выскакивал" на собраниях, умничал, хвастал, что знаком с самим Сталиным, убегал с работы, - словом, обнаружил резкие антиколлективистические манеры. ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО ВОСПИТАННИКУ ЭТОМУ _ЖИТЬЯ НЕТ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ_. Дело дошло даже до побоев - явление очень редкое за последние два года у нас в доме. После того, как заведующий побеседовал с ребятами на собрании, побои прекратились, но еще до сих пор злополучный парнишка терпит насмешки ребят, хотя он уже присмирел, забросил портфель, работает в конюшне и вообще значительно изменился.

Сейчас он еще далеко не перевоспитался, но нет сомнения, что через некоторое время он срастется с коллективом, а приблизительно ЧЕРЕЗ ГОД-ДВА БУДЕТ СО СМЕХОМ ВСПОМИНАТЬ С ДРУГИМИ РЕБЯТАМИ О СВОЕМ ПРОШЛОМ.

[ "Народный учитель" 1928,1-2. Н. Остроменцкая рассказывает о колонии им. Горького Антона Семеновича Макаренко. - Совершенно незаметно для воспитанников, в творческом стремлении устроить свое хозяйство тонут стремления, привитые улицей. И не чувствуя уродливого педагогического давления на свою личность, ребята радостно изумляются собственному росту: - Здорово я переменился, а отчего - сам не знаю. ]

Так "шлифует" коллектив своих членов. Не приходится здесь распространяться об огромной роли самоуправления в "обработке" членов коллектива. Эту "обработку" и "шлифовку", надо сказать, проходит с большей или меньшей _болезненностью_ каждый воспитанник детдома, И ПИШУЩИЙ ЭТИ СТРОКИ В СВОЕ ВРЕМЯ ТАКЖЕ ЕЕ НЕ МИНУЛ.

Из: Второе рождение. Коммуна им. Дзержинского. Сб. Харьков 1932 /doc/dela-i-lyudi.doc. Дела и люди. Мих. [Михаил Маркович] Букшпан. [...] Фомичев был в высшей степени ленив, неаккуратен, рассеян и груб. Не раз приходилось ставить вопрос чуть ли не о том, чтобы Фомичева удалить из Коммуны. Но Фомичева воспитали, сделали из него образцового коммунара. Теперь, если напомнить ему о прошлом, он улыбнется во весь рот и скажет: "А ведь в самом деле". Ныне "маршал" Фомичев - передовик, состоит во всех комиссиях, секретарь цеховой комсомольской ячейки. Всякое дело сделает добросовестно, четко, всегда даст ясный ответ. У Фомичева большое стремление к автомобилю, пока в части практической, больше насчет того, чтобы "крутить бублик" [...]

--

Гасилов Георгий Васильевич. Педагогическое мастерство наставника .. М. Профиздат 1985 NLR Шифр 85-2/1694 , БАН 1985и/1402 .. "Обстановка воспитывает!" К чистоте и внешнему порядку .. надо относиться очень внимательно .. / [...] Периодическая повторяемость — это проверка прочности поступка через определенные периоды .. Преемственность — знать, что делалось до меня, продолжать и закреплять хорошее .. / .. Надо всегда тщательно следить за мерой правильных соотношений — сознательного, подсознательного и бессознательного — в реальных поступках каждого воспитанника .. Суть наших уточнений в этой области идёт только по одной линии: является ли сознание человека единственным основанием его поведения? Практика показывает, что одного сознания здесь мало. Необходимо формировать и сознание, и привычки, и чувства, и волю .. / .. А. С. Макаренко: "Наша дисциплина — это соединение полной сознательности, ясности, полного понимания, общего для всех понимания, — как надо поступать, с (!) ясной, совершенно точной внешней формой, которая не допускает споров, разногласий, возражений, проволочек, болтовни ..". / И еще одна мысль: "Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях — пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений" ..

[...]

.. А. С. Макаренко писал, что важнейшей нашей задачей является воспитывать в себе не только правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и правильные привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что так привыкли. И воспитание этих привычек — гораздо более трудное дело, чем воспитание, сознания человека. "Таково противоречие между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением, — продолжал Антон Семенович. — Между ними есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом .." .. / .. Сознание само собой, автоматически в поведение не переходит. Требуется дополнительный элемент: в одном случае это практические действия, в другом выработка умений и навыков, а в результате — привычек и потребностей в правильных поступках, соответствующих нормам .. морали. Причем сам путь выработки умений и навыков лежит через тренировки (практические упражнения) в правильных поступках.

.. Физиолог И. П. Павлов, отвечая на вопрос, в чем заключается главный "секрет" воспитания, сказал: "В практиковании".

[...]

Вот что пишет В. Г. Афанасьев в своей работе "Человек в управлении обществом": "Неосознанность, автоматизм большой группы совершаемых человеком поступков, снимая нагрузки с человеческого разума, открывает простор для сознательной творческой деятельности. Мало того, сама созидательная деятельность осуществляется только тогда, когда возможно большее количество актов этой деятельности совершается автоматически. Автоматизм освобождает человека от обдумывания каждого акта действий, позволяет переключить сознание на решение всё новых познавательных и практических задач. Чем больше круг решаемых человеком задач, совершаемых им поступков автоматизирован, тем больший круг новых творческих задач способен решить человек. Автоматизм — неизменный спутник, точнее, союзник сознательной творческого начала в человеке, непременный компонент управления человека самим собой".

.. А. Г. Спиркин пишет в работе "Сознание и самознание". "Деятельность человека в обычных условиях является сознательной. Вместе с тем отдельные её элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано .." .. [...]

--

Попова И.М., Сознание и трудовая деятельность. (Ценност. аспекты сознания, вербальное и фактич. поведение в сфере труда) - 1985
NLR Шифр 85-3/11219 ZT. Ещё не смотрел.

Журнал "Учитель" РНБ 2/1638 1862,1 .. Грейлинг (ZT. искал в русскоязычных энциклопедиях и не нашел) положил начало научной обработке педагогики. По нему: воспитание есть род воздействия, состоящее в преднамеренном использовании внешнего и в искусственном устройстве внешнего с целью упражнения в направлении социальной годности (с.41-2) .. Грейлинг требует, чтобы облагораживание сил имело не одну только теоретическую, но и практическую основу (с.42).

Орлов В.П., Агроном и лесовод Иосиф Николаевич Шатилов (1824-89). - 1986 (Наши славные земляки) NLR Шифр 86-4/21428. Шатилов. – Мне пришлось знакомиться со многими, окончившими курс Петровской с/х академии. Поступая туда из среды, чуждой с/х, молодые выносят много научных сведений, но ни грамма из тех нравственных условий, которые составляют азбуку удачного ведения хозяйства. Им хорошо известны, например, химические анализы питательных веществ, устройство орудий, но они, например, не привыкли рано вставать, их не возмущает брошенное на пашне орудие, или валяющийся под ногами животного корм, или непроизводительно потраченное на данную работу лишнее время ..

ZT. Только проработка натур в аграрных школах-хозяйствах даст молодых людей с вкорененными в их натуру до уровня рефлекса нравственными условиями, требуемыми для реального и успешного хозяйствования.

"Народное образование" 2005,6 с.202 Александр Новиков, академик РАО .. Воспитание включает в себя обучение. Если обучение направлено на овладение опытом в виде знаний, умений и т.д., то воспитание охватывает и "верхний этаж" структуры личности — формирует направленность личности: её убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы и желания.

ZT. Александр Новиков сводит воспитание к формированию в индивидиках лишь так сказать мировоззренческого,

а значит:

понятия о проработке натур и прочего макаренковского у Александра Новикова а) нет, и б) по всем слышанным мною, ZT, былым его (Александра Новикова) выступлениям на макаренковских мероприятиях – никогда и не было.

--

Журнал "Педагогический сборник" РНБ П28/560 1865 г. кн. 10. Макаренковское из: Стефани Генрих (1761—1851) — известный немецкий педагог. – Нравственному чувству юноша может не научиться, а упражняться в нём. Школа должна быть не только простым учебным заведением, но и нравственной гимназией [ от греческого gymnazo, что означает "тренирую, упражняюсь" ] в собственном смысле слова .. (с. 74).

Повторение с расширяющимся пониманием и запоминанием - это мать учения.

Но повторение – мать и воспитательного вкоренения.

В человечка из внешнего если что и вкореняется, то вкореняется единственно и только то, что связано с многократностью.

Макаренковское место у И.Г. Шпурцгейма (1776-1832) в общей его словесной чепухе.

> Шпурцгейм И.Г. Правила о нр. и физ. воспитании детей. Пер. с фр. М.1828. NLR Шифр 18.11.4.16 NLR Шифр 130/7106 .. Всякая способность в приличной ей сфере должна быть упражняема... Думал ли к/н укрепить ноги чтением трактата о мышечной силе?... Приведенный пример покажется смешным, однако ж в воспитании, относящемся до способностей человека, сему-то худо большей частью следуют... Самое важнейшее состоит в занятии каждой способности своею деятельностью... Недостаточно будет для образования человеколюбия выучить наизусть правила нравственности о любви к ближнему... Никогда не должно терять из виду, что... всякая способность изощряется ЕДИНСТВЕННО деятельностью своих отправлений (ZT. - при необходимейшем обеспечении и словесным)... (с.117-121).

Голая проповедь не воспитывает и "голые" проповедники не воспитывают. Голый пример не воспитывает и "голые" примерники не воспитывают. Воспитывают проповедники, которые и организаторы, - организаторы реальных желаемых действий подопечных. Воспитывают примерники, которые и организаторы, - организаторы реальных желаемых действий подопечных.

И надо организовывать реальное следование (в виде реально-действий) подопечных пусть и примеру поведения,

а не думать, что голое наблюдение вашего (или кого- других) примерно- образцового поведения автоматически сформирует в воспринимателях нужное.

И надо организовать реальные действия подопечных в осуществлении проповедуемого, а не думать, что голое проповедование хорошего достаточно для сформирования в подопечных желаемого хорошего.

Но при этом ваша примерность должна всё же быть в наличии.

Но при этом ваша правильная проповедь должна всё же быть в наличии.

То есть воспитывает (если воспитывает) не пример, а ваша настойчивая организация желаемого вами образа поведения подопечных в реально-действиях, вашим соответствующе- поведенческим примером тоже подкрепленное.

То есть воспитывает (если воспитывает) не ваша проповедь, а ваша настойчивая организация желаемого вами действия и образа поведения подопечных, вашими верными и удачно поданными проповедями подкрепленное.

То есть: нужно УПРАЖНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ ( важнейшее понятие в учении А.С. Макаренко !), и это упражнение в поведении у ваших подопечных должно быть не лишь эпизодическим (хотя и это не исключается), а серьезно-хозяйственным, статусным и СТАБИЛЬНЫМ.

Повторение - мать вкоренения.

Нечто устойчивое = многократное - это формирует.

Вл. Маяковский: единичное - вздор, единичное - ноль. Но если в повторяющийся сгусток собираются влияния - это уже может оказаться вовсе не вздором и совершенно не нолем, а плодотворным стабильным (устойчивым) теренингом.

Тьма педагогических мыслителей прошлого стояли (и правильно стояли!) за упражнения и повторения.

> Педагогические идеи Великой французской революции. Речи и доклады .. Перевод и обзорная ст. О.Е. Сыркиной, ред. и автор предисловия А.П. Пинкевич. М.1926. РНБ 20/582 (с.248 низ). Мишель Лепелетье (1760-93) за значение повторений. –

"УПРАЖНЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ, НО ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЕМЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ, - ВОТ ЕДИНСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАТЬ ПРИВЫЧКИ, вот надежные способы дать телу всё развитие и все способности, которые ему свойственны".

> Антон Макаренко: "НАШ ПУТЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ - УПРАЖНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ, И НАШ КОЛЛЕКТИВ - ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ЗАЛ ДЛЯ ТАКОЙ ГИМНАСТИКИ" (т. 2, М.1983, с.128).

> Антология пед. мысли России второй пол 19 - нач. 20 вв. М.1990. РНБ 90-5/6090. Демков Мих. Ив. (1859-1939). Из: Пед. правила и законы. [ZT. пропуски не отмечаю]. Полнее и точнее в: Пед. сб. 1899,8,9. 1. 2. Для достижения полноты развития позитивных физических и духовных сил необходимы УПРАЖНЕНИЯ.

3. Тело посредством воспитания и УПРАЖНЕНИЯ должно сделаться органом духа.

8. ЧАСТОЕ ПОВТОРЕНИЕ И УПРАЖНЕНИЕ ЕСТЬ МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО КУЛЬТУРЫ.

13. Воля организуется и укрепляется только тогда, когда создаются хорошие и прочные привычки.

Из: /p1953shk.htm Мы .. (ZT. Н.С. Нефедов бы мог сказать - вслед за А.С. Макаренко) .. Мы считаем, что недостаточно усвоить учащемуся правильные нравственные идеи, - надо накоплять у детей практический нравственный опыт, привычки коммунистического [ZT. вообще в любые времена правильного] поведения. Этот опыт и привычки накопляются в процессе нравственных "упражнений".

B> Бехтерев Вл. Мих. B> (1857-1927). Из его кн.: Вопросы общественного воспитания. М.1910. - ...Вообще необходимо прежде всего оттенить тот факт, что кроме самых основных, элементарных проявлений нервно-психической сферы, относящихся собственно к рефлекторно-"животной" ее деятельности, все и всякие остальные-то приобретения человеческой личности добываются путем постоянного УПРАЖНЕНИЯ и тем, - создания навыков, совокупность которых и составляет то, что называется воспитанием.

--

Загляните и в: /doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Документ
    ... главная достопримечательность города - старинная лютеранская церковь, в которую заходил еще известный писатель ... ;quot;. Учитесь у дедушки Ленина! Вот кто действительно БОРОЛСЯ за власть и за нее был ...
  2. Документ
    ... Не следует долго терпеть, а затем устраивать революцию. Давайте будем учиться ... quot;Матрица", "Терминатор", "Я - легенда", "Том и Джерри", &quot ... церковь в этом деле не исключение ...
  3. Документ
    ... Не следует долго терпеть, а затем устраивать революцию. Давайте будем учиться ... quot;Матрица", "Терминатор", "Я - легенда", "Том и Джерри", &quot ... церковь в этом деле не исключение ...
  4. Дж элдридж " необузданное сердце " введение глава 1 - необузданное сердце

    Документ
    ... быть хорошим человеком, как учит нас церковь». Заинтригованный, я попросил его ... сердце. К сожалению, христианская церковь тоже не понимает его. Загляните в любую ... мне уже не хотелось с ней танцевать. Мне даже не хотелось находиться с ней в одной ...
  5. " Монархическая государственность"

    Документ
    ... у того, кто ничему доброму неучился и не знает, а стремительно без толку ... . Юридический принцип гласил: "Quod Principi placuit legis habet vigorem" ... не только по согласию с "Церковью". НеЦерковь советовала устраивать "факелы Нерона" [115], неЦерковь ...

Другие похожие документы..