textarchive.ru

Главная > Документ


то есть, - всё по-прежнему без макаренковской проработки (в макаренковских "гимнастических залах") мышц волевых, мышц поведенческих, мышц моральных.

В "Педагогичекой поэме" А.С. Макаренко, в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны .. / В очерке "ФД-1", написанном А.С. Макаренко в 1932, в гл. 6 ("В пучине педагогики") есть такие строки (т.2 М.1983 с.128) : "Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно .. Словесное воспитание, то есть бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения, есть самое преступное вредительство. Сознание, не построенное на опыте, хотя и выражается в многословных формах, на деле прежде всего слабосильно...".

О великом слове – ПРЕДПИСАННОСТЬ, особенно для детей и подростков. Нет самостийной силы воли? - Тренируй её в макаренковском учреждении условиями предписанности! ПРЕДПИСАННОСТЬ (она, родимая) оттренирует твою волю. А потом уж (мабудь-будь) ты и сам сможешь стать (и быть) хозяином своего поведения, а значит и своей судьбы. А не тряпкой!

В истом = макаренковском воспитании не только и не столько лишь "лекционно" (хотя и это в ходу) сообщаются нормы поведения, но в истом = макаренковском воспитании постоянным и повседневным стоянием над душой добиваются следования этим нормам, и таким вот стоянием над душой (лоцманским сопровождением) и добиваются укоренения в подопечных так мною (ZT) называемой бессознательной сознательности, т.е. привычки поступать правильно почти механически, без особого умственного рефлексирования (на этом настаивал и настаивал А.С.М.). Бессознательная сознательность формируется в подопечных механизмом "гимнастического зала правильного поведения" = по А.С. Макаренко устроенного воспитательного учреждения.

Речь идет об организации сугубо светских (всякую религию и всякую мистику - прочь), интернатных рабоче-крестьянских корпусов (сравни - кадетские корпуса) для подростков, юношей и юных особ из обычных пролетарских семей.

Речь идет о создании многочисленных и типичных региональных пригородных интернатных рабоче-крестьянских корпусов, выдающих на гора людей с полученным уже в корпусе опытом реального рабоче-крестьянского хозрасчетного труда-работы и труда-заботы,

выдающих на гора людей с выработанной корпусом рабоче-крестьянской жилкой,

выдающих на гора людей, способных организовать фермерское, и, с другой стороны, способных осваивать и заселять Сибирь,

+ людей с нормальным средним образованием, дающим возможность поступать в вузы.

ПП-2003 из гл. У подошвы Олимпа .. Главные бои с "Олимпом" происходили, конечно, по вопросу о дисциплине. Базой так называемой теории в этом вопросе у моих противников были два слова, часто встречающихся у Ленина: "сознательная дисциплина".

[Сохранились выписки А. С. Макаренко из произведений В. И. Ленина (1870 - 1924) по вопросам воспитания и дисциплины (РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 99)]

Для всякого здравомыслящего человека в этих словах заключается простая, понятная и практически необходимая мысль: дисциплина должна сопровождаться пониманием ее необходимости, полезности, обязательности, ее классового значения. Нет, оказывается, это делячество. "Сознательная дисциплина" - это значит: дисциплина должна вырастать из чистого сознания, из голой интеллектуальной убежденности, из пара души, из идей. Надо сообщить человеку эти идеи, то есть попросту рассказать о них, и пар его души немедленно, по свойственным ему химико-физическим качествам, начнет так действовать, что не успеешь оглянуться, уже вырос дисциплинированный человек. Настоящее воскрешение Лазаря. Некоторые пошли еще дальше и не рекомендовали даже много разговаривать, разговоры - это уже вмешательство взрослых, это натаскивание и почти насилие .. (с.573).

А.С.М., том 4 М.1984 .. Как нам уже известно, наша дисциплина всегда должна быть дисциплиной сознательной. Как раз в [19]20-х гг., когда такой широкой популярностью пользовалась теория свободного воспитания, по крайней мере тенденция свободного воспитания, тогда эту формулу о сознательной дисциплине расширяли, считали, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только к катастрофе, т.е. убедить человека в том, что он должен соблюдать дисциплину, и надеяться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50-60% успеха. Определяться сознанием дисциплина не может, так как она является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных специальных мер. Думать, что дисциплины можно добиться при помощи каких-то специальных методов, направленных на создание дисциплины, - ошибка. Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе

[ ZT. в частности, в товарищеском суде, против которого с пеной у рта выступал пресловутый В.А. Сухомлинский, см. /suhml-uh.htm ],

в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса, считая здесь также такие процессы, как процесс физкультурного воспитания, физического развития и т.д. Рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями, - это значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый .. (с.140-1).

А.С. Макаренко, том 1 М.1983 .. Все глубоко убеждены, что сознательная дисциплина - благо и что нужно воспитывать именно сознательную дисциплину, а между тем это, безусловно, одно из самых спорных положений .. Дисциплина - это производное очень многих влияний и очень многих образований в сфере человеческой личности. Дисциплина поэтому может быть только конечным эффектом всего процесса воспитания.

[ ZT. Ниже добавлено по : Гётц Хиллиг. "Святой Макаренко". Марбург 1984 (с.64) ]

И как раз поэтому чрезмерное преобладание сознательности в дисциплине говорит прежде всего о ее слабости, о ее сознательной нарочитости. Такой термин, как "сознательная дисциплина", можно употреблять в разговорной речи или в агитационной статье, но ни в каком случае он не может быть точным научным термином, благодаря полному противоречию между понятием сознательность и понятием дисциплина. Ведь по этому типу можно пожалуй сказать и "сознательная воспитанность" или "сознательная ловкость" .. (с.83).

ZT. Тщательней и подробней об этом см. в ПП-2003, в гл. У подошвы Олимпа.

А.С.М., ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. Не воспитание сознательной морали, а воспитание нравственных традиций и рефлексов совершенно несознательных (с.715).

ZT. В макросоциальных структурах есть тьма и куча лакун и закоулков, куда пропаганда никогда не доберётся, что и делало "социалистическое митинговое воспитание" во многом - перемалыванием воздуха (так все века было и с религиозными проповедями в храмах, о чём есть и у профессионального религиозного проповедника Яна Амоса Коменского 1592-1670).

Мишель Лепелетье (1760-93), Иван Бецкой (Бецкий) (1704-95) и Ал-др Пушкин (1799-1837; в "О народном воспитании" 1826) - за изоляцию детей от масс- народной пошлости. Но что же потом-то? Учения о необходимости после собирания ребяток _массированного_ и _концентрированного_ на них воздействия, - нет ни у Лепелетье, ни у Бецкого, ни у Пушкина. Не говоря уж о конкретике этого.

Испокон десятилетий и по сю занимающиеся А.С. Макаренко недооценивали/ют значение таких необходимых составляющих истинно макаренковского учреждения как: а) пригородность и б) интернат. За всю историю за интернат стояли: Иван Бецкой (Бецкий), Мишель Лепелетье и Александр Пушкин, но о СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ этой составляющей (интерната) за всю историю никто кроме А.С. Макаренко по-настоящему = по-серьезному не думал .. хотя это и не совсем так.

Проблема лакун и закоулков, куда пропаганда и проработка не добираются, - в малой отчасти остается проблемой и для интернатных школ-хозяйств, но именно в очень малой отчасти: в интернатных школах-хозяйствах индивидику всё же весьма трудно укрыться от позитивного воспитательного воздействия.

ZT> Дурость христианства правильности учения макаренков - не компания!

PV> Кому дурость, кому - наоборот... как-то очень много достойных людей именно в христианстве воспитаны, и это им как-то не повредило... даже совсем наоборот...

ZT> Воспитаны они удачно-правильными обстоятельствами жизни в их детстве, а не декларативной христианской привеской к этим удачно-правильным объективным обстоятельствам...

Две тысячи лет прошло лишь под декларативным знаком христианства, как советские наши 70 лет прошли лишь под декларативным знаком "ума, чести и совести эпохи".

Надо уметь отличать реальности от деклараций, и наоборот.

Самое плоть жизни

что? – христианство

определяло (в реальной плоти) куда меньше, чем многое и многое другое.

Коммунисты сели в лужу в деле воспитания человека, но до них ни черта в этом не достигала и смешная и забавная - христианская религия.

> В Евангелии: падет зерно на благую почву и прорастет всходом, а падет на жестокую, и ... (Матф 13:3 и дале, 13:18 и дале, Марк от 4:2, Лука от 8:5).

ZT. Но какой же крестьянин станет сеять, не приложив предварительно труда для подготовки почвы?

Христос и церковь сеяли, не заботясь о подготовке почвы, и потому мир оставался скверным.

Антон же Семёнович Макаренко и вообще макаренки всех времен и народов в выстроенных системах проработки натур ребяток (= в выстроенных макаренками успешных школах-хозяйствах) буквально врабатывали нужное, хорошее и ценное в натуры ребяток.

Вот это - не об стенку горох.

А Иисус же Иосифович Христос только знай, что называется, учил (вербально), и это, конечно же, (в следствиях) совершенно же - об стенку горох.

Но ежели, вопреки всем моим объяснениям и разборам, вас таки продолжают очаровывать двухтысячелетнее пуляние (христианством и всем прочим) в стенку гороха, то значит с вашими такими штампами и такими тупиковыми привычками считать и привычками "думать" - ни черта ужо не поделаешь, бо внутриголовно горбатых лишь - к сожалению - могила (только) "исправит".

Бывает, что справедливой оказывается и очень высокая оценка словесному,

как идеологическому обеспечению того или иного социального процесса, включая, конечно, и школо-хозяйственный процесс педагогики воспитания и оснащения.

Словесное как обеспечение тренингового (упражнение в поведении) и озабочивающего (труд-забота) процесса в школах-хозяйствах - вот место на полочке действительно реальной и действительно значимой (поучающей, призывающей, вкореняющей и всё такое) истой силе слов.

Плюс к тому: я хочу отметить и то, какую огромную = кошмарную вредоносность делу оптимизации человеческой материи наносит диктатура этнографических догматов-пристрастий.

Например, эти этнографические догмато-пристрастники, раздувая православие и ислам в Российской Федерации, делают это движимые исключительно их (этих раздувателей) культами этнографических пристрастий.

И им плевать на то, что это оборачивается всплеском средневекового мракобесия.

Им плевать на то, что это оборачивается огромным количеством трагических судеб.

Им плевать на то, что это оборачивается огромными неплодотворными экономическими расходами.

Пионерия и комсомол марксистов-ленинцев - это метод поливания словами, словами, словами, и это - метод митингов, слётов, агитаций и ажитаций. Комсомол мог бы с некоторой успешностью так сказать "приземляться" и сеять на уже соответствующее базисное, но КПСС, религии и комсомол - сеяли везде, и 80 % коллизий их словесное падало "на камни" или в болото.

Комсомол не мелиорировал, не предобрабатывал почву.

КПСС, религии, комсомол - они как не кукушки: клали яйца своего идеолого- нравственного словесного не, даже, в кем-то другими выстроенные подходящие гнёзда, а вообще рассеивали своё словесное куда попало, сами для своих идей-семян - почвы не готовили и гнёзд (макаренковских школ-хозяйств) не строили.

В то же время, повторяю, бывает, что справедливой оказывается и очень высокая оценка словесному как идеологическому обеспечению того или иного социального процесса, включая, конечно, и школо-хозяйственный, - на подростков обоего пола воздействующий, - воспитательный процесс.

Словесное как обеспечение тренингового (упражнение в поведении) и озабочивающего (труд-забота) процесса в интернатных пригородных школах-хозяйствах, - вот место на полочке действительно реальной и действительно значимой (поучающей, призывающей, вкореняющей и всё такое) - ИСТО ЗНАЧИМОЙ - СИЛЕ СЛОВ.

А вот, скажем, и религия, и "великая русская литература", и "красота, которая на днях или раньше вот-вот спасет мир" ( см. в /dost_4.htm ) и т.п. заповедями, проповедями, конструированными за письменным столом (и т.д.) примерами учили / учат "вождению" в море жизни, но, - при полном-то отсутствии в детско- подростковом периоде жизни (людей) макаренковской ПРОРАБОТКИ НАТУР ребяток.

Я, ZT, знал семью, где увлеченная всякими гуманистическим идеями мама одна (на алименты) вырастила красивого, высокого и очень культурного, но в плане работоспособности совершенно неприспособленного к жизни сына. По окончании алиментов и мать, и взрослый - физически и медицински совершенно здоровый - сын просто погибали от безденежья. Совестливый Володя одалживал у меня деньги, обещая отдать, но отдать, конечно, не мог. И вот сколько-то лет назад (время "перестройки") эта мама звонит мне: Володи больше нет. Я не стал спрашивать, почему его нет и как и от чего он (Володя) умер, или погиб, или покончил с собой.

--

Michael Alexeev 30/386.12 19 Jan 97

MA> В большей части живет совок который думает ,что ему подадут все (устроят на работу и там он будет за минимум труда получать максимум денег). А люди еще не привыкли к тому что и самим надо что то делать , рисковать в чем то...но делать ... Сейчас правило одно "Хочешь жить умей вертеться" и у всех моих знакомых кто следует этому правилу всегда есть на что жить и в большинстве случаев жить не плохо.

ZT. Этот Михаил берет какого-то абстрактного человечка.

ZT. Один мой знакомый, _слесарь, сварщик и прочее высокой руки_ С. приехал с женой из деревни в Питер как лимитчик 11 лет назад; сейчас имеет двух детей, квартиру с железной дверью, с импортными холодильниками, стиральной машиной и ТВ, имеет "Жигули" 1994 г., дачи еще нет, но вполне возможно к/н будет. С. вырос в деревне, да по соседству со станцией техобслуживания, с детства нянчил младших, знал хлопоты по дровам, избе, знал топор, пилу, вертелся около слесарей и сварщиков, помогал взрослому соседу мастерить самодельный снегоход, кончил 10 классов сельской школы, а параллельно слесарные и какие-то еще курсы.

Другой / другая вырос / выросла в городской квартире с теплоснабжением и знал / знала только мультики по ТВ.

Один знакомый мне 20-летний В. - культурный, стройный, красивый и совершенно не приспособленный к жизни парень, не смог работать даже дворником, запутался в безденежье, и вот звонит мне его мама: "В. больше нет".

MA> Сейчас правило одно "Хочешь жить умей вертеться" ...

ZT. _Не_ хочешь жить - тоже умей вертеться. Вертеться на веревке через горло...

> В большей части живет совок который думает ,что ему подадут все

ZT. Да, социализм развращал. Но развращал не лишь социализм, а и (И ДАЖЕ ПРЕЖДЕ И БОЛЬШЕ ВСЕГО!) немакаренковское бытие миллионов и миллионов детей, подростков. Не вооружат в детстве ничем, кроме "умения" смотреть телевизор и жевать жвачку, то есть: не оснащат в детстве ничем и: бросят в омут жизни, где на каждом шагу нужны деньги и деньги.

> максимум денег). А люди еще не привыкли к тому что и самим надо что то делать , рисковать в чем то...но делать ...

Михаил не прав в отношении девчонок. Не оснащенные никакими трудовыми возможностями, способностями и склонностями, они понимают:

> надо что то делать , рисковать в чем то...но делать ...

и так-таки идут в очень рискованную и опасную сферу деятельности, "сферу обслуживания":

HА ТАКУЮ СУДЬБУ HАШИХ HЕСЧАСТHЫХ ДЕВЧЁHОК И ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ, И СЕЙЧАС ОБРЕКАЛА И ОБРЕКАКЕТ _ПРОКЛЯТАЯ ШКОЛА ГОЛОЙ УЧЁБЫ_.

Ничуть не лучше обстоит дело и с мальчиками, всё детство просидевшими (без особого успеха в учебе) в теплых классных комнатах и в теплых квартирках перед телевизорами. Бросают их, ни черта не умеющих и не приспособленных ни к какому труду, в омут жизни, где на каждом шагу нужны мани и мани ..

--

"Ах, были б помыслы чисты, а остальное всё приложится" (Булат Окуджава)? - Нет, что-то "автоматически" к "чистым помыслам" "остальное всё" не всегда прикладывается...

"Лингард и Гертруда" Песталоцци. Гл.4-61, фрагменты оттуда. В нижеприведенном Песталоцци P> утверждает, что любовь - не категория субъективного лишь отношения, а категория объективной способности и (соответственно) реального действия.

P> Кто не бывает всегда тем, чем он должен быть, не может делать то, в чем состоит его долг, и не пригоден к тому, что предстоит ему сделать, тому не достает главного качества .. в любви к ближнему. Любовь не сон и не веяние ветра, которое тихо отдается в твоих нервах.

P> ВСЯКАЯ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ СИЛЫ И НЕ ПРОИЗВОДИТ ДЕЙСТВИЯ, - НИЧТО.

P> Без житейской мудрости, без жизненной силы [ ZT. без наращенных в детстве, отрочестве и юности моральных и волевых мышц ], без умения сдерживаться, без домашнего порядка, без осторожности и рассудительности, поддерживающих основы человеческого благосостояния, она (любовь) есть ничто ..

P> ОНА (ZT. идеалистическая любовь) НИКОМУ НЕ ПОМОГАЕТ И НИКОГО НЕ ПРИУЧАЕТ К ПОРЯДКУ.

P> Чего она (ZT. идеалистическая любовь) хочет, того не может; она не сдерживает своих обещаний; что она начинает, то ей не удается. Она не насыщает голодного, у нее нет питья для жаждущего; она не согревает замерзающего, она оставляет в грязи погружающегося в нее, словом, она обманывает; НАДЕЖДЫ, ЕЮ ПОДАВАЕМЫЕ, - ПУСТОЙ ПРИЗРАК.

P> Такая (ZT. не ушлая, неумехлая, безрукая, слюнтяйная = с-л-соловейчиковская, христосиковая) любовь никому не благоденствует

[ZT. создает лишь субъективный и временный и обманчивый кайф]

P> Человек лишь настолько способен к настоящей деятельной любви, насколько он ... сделался по отношению к своему призванию и условиям своей жизни НАДЕЖЕН, РАБОТЯЩ, РАЗУМЕН, РАССУДИТЕЛЕН, ПРОВОРЕН, ОБРАЗОВАН ... (с.479-80, гл.4-61, фрагменты оттуда).

Переписка А.С. Макаренко с женой, т.1 М.1994. А.С.М. жене с 12-ти часов ночи с 4 на 5 октября 1928 г. .. Любовь, Солнышко, как и все на свете, мало чувствовать. В душе можно любить, как Ромео, но в жизни с такой великой любовью можно оказаться противной рохлей и мерзавцем. Между прочим, я не знаю ни одного произведения литературы, где бы любовь была свободна от элементов разгильдяйства, глупости и лени, где бы влюбленный не приводил себя и любимую к страданию и горю. В этом, кажется, вся соль литературы. В жизни, наверное, всегда происходит иначе. Для любви нужно организовать мир, иначе самый великолепный Ромео в два дня угробит свою Джульетту и сам от безвыходно глупого положения будет годиться только на свалку (с.186-7).

--

Очень важная категория у А.С. Макаренко - тормоза, - вооружение подопечных в поведенческом тормозами.

> Антология пед мысли России второй пол 19 - нач. 20 вв. М.1990. РНБ 90-5/6090. Сикорский Ив. Алексеевич, S> (1845-?). Из: Пед. значение первого детства. Полнее и точнее в: "Воспитание в возрасте первого детства". СПб.1884.

ZT. Нижеследующие фрагменты из И.А. Сикорского местами мною авторизированы.

S> .. В капризах же чаще бывает не абсолютно слабая воля, а: ТОЛЬКО ВОЛЯ, HЕ ПРАКТИКОВАHHАЯ В СДЕРЖИВАHИИ АФФЕКТОВ...

S> Подавления своих аффектов людьми есть физиологически и социально здоровое, нормальное явление жизни. Этот процесс с возрастом более и более развивается, и в периоде юности является самой симпатичной чертой. Подавление в себе своих аффектов есть в сущности только эмоциональный подбор, только _выхаживание в себе сильного чувства путем подавления более слабых_. Эта нервно-психическая экономия дает возможность возникать более сильным, так сказать, удвоенным чувствам. Таким образом, практика подавления аффектов ведет к выработке и развитию здоровых сильных чувств. Вот почему обучение детей сдерживанию аффектов представляет задачу огромной пед. важности. Между тем в поведении некоторых матерей иногда сказываются черты, как раз противоречащие этому прогрессивному жизненному началу. МЫ РАЗУМЕЕМ ПРОЯВЛЕHИЕ В ОТHОШЕHИИ К ДЕТЯМ _HИЗШИХ_ И _СЛАБЫХ_ ФОРМ ЧУВСТВ... при самом неглубоком, поверхностном шевелении родительского чувства. Если это относится к маленькому ребенку, который способен воспринимать пока только низшие чувства с непосредственным физическим элементом, то подобное поведение матери еще может быть ему полезно; но дети 2 и более лет уже требуют более утонченных, сложных впечатлений, и любящая мать не должна разменять своего глубокого чувства на мелкую монету животных лишь рефлексий. Серьезная и интеллектуальная мать должна постоянно иметь тонкую ЭКОНОМИЮ чувств, осмотрительный выбор душевных движений... Только осмотрительная мать может дать детям надлежащее эмоциональное развитие... Надо помнить, что на определенном этапе ребенку уж становятся необходимы высшие формы человеческой любви...

--

Из http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc .. Дневальный коммунар имеет право сидеть, он должен вставать только при появлении заведующего коммуной, дежурного по коммуне и командира сторожевого отряда. Мы таким образом превращаем дневальство в гимнастику внимания и зоркости, обостряем слух и глаз и приучаем коммунара к тому молчаливому сосредоточению, которое необходимо часовому ..

--

ZT. Нужно не декларативно "знать" моральное: нужно, чтобы моральное было врабОтано в натуру: нужна моральность неосознанная, нужна бессознательная сознательность, вот тут-то - действующая автоматически.

Но верно и то, что над этим бессознательным сознательным (= моральным, действующим автоматическим) нужно (и вовсе не лишне) надстраивать и сознательную сознательность.

ХОРОШЕЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕ ВЫМАЛИВАЕТСЯ ОБЕЩАНИЕМ РАЯ И НЕ ВЫСТРАШИВАЕТСЯ УГРОЗАМИ АДА: оно (желаемое человеческое поведение и т.д.) должно быть а) как бы естественным и б) как бы бессознательным и в) так сказать ПЛОТСКИМ состоянием взрослого человека. И обеспечивается эта естественная и плотская ценность ПРОРАБОТКОЙ детей в МАКАРЕНКОВСКИХ ТРЕНИНГОВЫХ СИСТЕМАХ, коими и являются пригородные интернатные ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА, т.е. малые подростково-юношеские адаптированные под ребят производства с коллективной (ребят и персонала) собственностью на доходы от производства, с отличной школой или лицеем, которая (учеба = школа или лицей) к тому же ставится впереди и приоритетней производства.

И всё-таки: доступное детям, подросткам + юношам их собственное (с доходами!) производство - необходимая составляющая исто макаренковской структуры детской и подростковой жизни!

Наведённые надстроечным (уроки литературы, проповеди и тому подобное) "черты характера" для своего сохранения требуют бесконечного вос- и вос- наведения, то есть бесконечной и массированной идеологического – проповедного "поливания", что на руку массе профи от идеологической работы (СМИ-шники и т.п.) и религиозникам: без денег (без заработка) они не останутся.

Макаренковская же проработка черт характера в локальных тренинговых системах и одновременно же локальных (микросоциального уровня) базисно-надстроечных системах,

чем и чем и являются макаренковские пригородные интернатные ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА,

тоже требует для пост- сохранения наработанных в подопечных позитивных черт характера определенных пост- условий, но!: уж макро- социально- структурных.

И ВОТ ЧТО ВАЖНО: исторический опыт показал, что для сохранения (для как бы подпитки) макаренковских (в характерах) проработок нужен капитализм, и _не годен_ социализм.

ИЗГОТОВТЕ НАМ СОЦИАЛИСТОВ ДЛЯ КАПИТАЛИЗМА, - вот каков должен быть лозунг!

А.С. Макаренко в "Из статьи "О коммунистической этике" т.4 М.1984 с.287 за бессознательную сознательность. - Самое важное, что нам предстоит, - это накопление традиций коммунистического поведения. Мы иногда злоупотребляем словом "сознательный" .. (но) вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию. Это было бы слишком убыточной нагрузкой на сознание. Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее "сознательный" период переходит в период общего опыта, традиции, привычки



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Документ
    ... главная достопримечательность города - старинная лютеранская церковь, в которую заходил еще известный писатель ... ;quot;. Учитесь у дедушки Ленина! Вот кто действительно БОРОЛСЯ за власть и за нее был ...
  2. Документ
    ... Не следует долго терпеть, а затем устраивать революцию. Давайте будем учиться ... quot;Матрица", "Терминатор", "Я - легенда", "Том и Джерри", &quot ... церковь в этом деле не исключение ...
  3. Документ
    ... Не следует долго терпеть, а затем устраивать революцию. Давайте будем учиться ... quot;Матрица", "Терминатор", "Я - легенда", "Том и Джерри", &quot ... церковь в этом деле не исключение ...
  4. Дж элдридж " необузданное сердце " введение глава 1 - необузданное сердце

    Документ
    ... быть хорошим человеком, как учит нас церковь». Заинтригованный, я попросил его ... сердце. К сожалению, христианская церковь тоже не понимает его. Загляните в любую ... мне уже не хотелось с ней танцевать. Мне даже не хотелось находиться с ней в одной ...
  5. " Монархическая государственность"

    Документ
    ... у того, кто ничему доброму неучился и не знает, а стремительно без толку ... . Юридический принцип гласил: "Quod Principi placuit legis habet vigorem" ... не только по согласию с "Церковью". НеЦерковь советовала устраивать "факелы Нерона" [115], неЦерковь ...

Другие похожие документы..