textarchive.ru

Главная > Документ


А.С.М. 19 марта 1923 г. (т.8 М.1986). - Организация перевоспитания малолетних правонарушителей с самого начала, по моему мнению, была поставлена в колонии на правильный путь, доказательством чего являются очевидные воспитательные достижения: это путь трудовой общины, определенно прогрессирующей в разных областях ее жизни (с.246). ZT. Но это единственно правильный путь вовсе не только лишь для перевоспитания малолетних правонарушителей, но и вообще для истинного воспитания, суть коего ( - суть истинного воспитания - ) - проработка натур (! проработка натур !, - об этом данный файл).

Важнейшие для педагогики воспитания слово-выражения: "упражнение в поведении", "тренинговая линия", "система тренинговых линий", "проработка натур в так сказать гимнастическом зале (выражение А.С.М.) как системе тренинговых линий", "полоса ближайшей детерминации".

Я, ZT, развиваю такое важное в макаренковском. - Учение о воспитании как проработке натур = Учение о воспитании как тренинговой проработке натур (! тренинговая проработка натур ! – об этом данный файл) при помощи нужным образом локально = учрежденчески структуированной полосы ближайшей детерминации.

Словосочетание "проработка натур" у меня, ZT, в 1978 г. возникло в течении, кажется, первых же недель моего первого в жизни пролистывания текстов А.С. Макаренко. Словосочетания "гимнастический зал" и "проработка натур" отражают главную структурную суть социально-воспитательной так сказать структуры-машины Макаренко, и без этих в голове словосочетаний хоть десятки лет пиши и пиши про Макаренко, а всё же будешь не макаренковедом, а "макаренковедом" (в кавычках).

Квинтэссенция серьезного воспитания (по А.С.М. и вообще) – это плотско-тренинговая проработка натур.

По идеалистам же вербальщикам воспитание - это украшение подопечных идеями, и на педагогических и философских конференциях идет бешенная сшибка вербальщиков: – украшивать надо такими идеями / нет, вот такими / да нет же, совершенно другими… Десятки вариантов - чем украшивать, а в итоге получаем в подопечных лишь резонёрскую, беспомощную "нравственность", получаем самообманную "нравственность", не переходящую в реальное нравственное поведение, ибо от вербальных лишь обработок получается нравственность без так сказать мускул нравственности, а они (мускулы нравственности) по гамбургскому счету в подростках могут выработаться лишь в макаренковски поставленных тренинговых системах по имени ПРИГОРОДНЫЕ ИНТЕРНАТНЫЕ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИЕ КОРПУСА (сравни: кадетские корпуса) - ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА.

Из века в век и по сю машины по выпуску дипломированных педагогов конвейерно выпускают лишь украшенных идеями (без нужной проработанности натур) = конвейерно выпускают беспомощников в деле воспитания.

Макаренковское место у Шпурцгейма (1776-1832) в общей его словесной чепухе. - Шпурцгейм И.Г., Правила о нравственном и физическом воспитании детей. Пер. с фр. - 1828 NLR Шифр 18.11.4.16 NLR Шифр 130/7106. - Всякая способность в приличной ей сфере должна быть упражняема .. Думал ли к/н укрепить ноги чтением трактата о мышечной силе?... Приведенный пример покажется смешным, однако ж в воспитании, относящемся до способностей человека, сему-то худо большею частью следуют... Самое важнейшее состоит в занятии каждой способности своею деятельностью .. Недостаточно будет для образования человеколюбия выучить наизусть правила нравственности и любви к ближнему .. Никогда не должно терять из виду, что чувствования не суть последствия ума и что по мере своего ума ..

(ZT. по мере одних лишь своих умственных = виртуальных = лишь сам(а)-о-себе фэнтезиазных представлений)

.. Никогда не должно терять из виду, что чувствования не суть последствия ума и что по мере своего ума не можно быть благотворительным, справедливым, робким, храбрым, доброжелательным и пр., но: всякая способность изощряется ЕДИНСТВЕННО деятельностью своих отправлений. В них-то человек и научается быть храбрым, осторожным, честолюбивым, благотворительным .. (с.117-121).

Макаренковское место у Песталоцци. – Песталоцци Иоган Генрих (1740-1827). "Лингард и Гертруда". Ч.3, $ 69.

P> Всякое словесное обучение… должно быть подчинено УПРАЖНЕНИЮ В ПРИОБРЕТЕНИИ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ В ДОМАШНЕМ БЫТУ, И .. ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ ДОЛЖНЫ ПРЕДШЕСТВОВАТЬ СЛОВЕСНОЙ УЧЕБЕ. (ZT. "В домашнем быту" – важное, но не достаточное).

ZT. Нельзя путать имеющее некоторую важность идеологическое пропагандийское обеспечение воспитательного процесса с корнем воспитания, которое (корень воспитания) в действительности есть всесторонне- координатная и (так сказать) плотская проработка натур.

Вербальности всякие и разные: и религии, и/или идеологическая пропаганда КПСС, и/или моральные чи аморальные разные философствования, и/или такого же рода художественные чи малохудожественные произведения, и т.п., - это всё: из метода заклинаний = из ставки на заклинания, это всё: вид / род шаманства - без проработки натур на "соматическом" уровне этих самых (подопечных) натур.

Как для выработки социально значимого качества человека недостаточно надстроечного (представлений, убеждений), но нужна и проработка натуры человека на некоторую её (натуры человека) "соматическую" глубину, то тако же для исто серьезного познания к/л комплекса недостаточно лишь словесной информации (даже с наглядностью), а необходимо некоторое _плотское_ погружение в реаль-контекст одного из подобных комплексов. То есть: познание тогда исто, когда комплекс-объект в нужной степени познан не только словестно-информационно, но и т.ск. "своей шкурой".

Не исключительно, но более всего - именно через не эпизодическое, а нужное (для данной эпохи и для конкретных в эту эпоху для страны социальных задач) конкретно-систематическое (! систематическое !) упражнение в поведении (! упражнение в поведении !), - именно и только через это мы могли бы получать нужную проработку натур детей, подростков, юношей. Но как раз этого (как не эпизодического, а именно систематически поставленного) в 90 % коллизий нет ни в семье, ни в школе голой учебы.

Поэтому мы вслед за А.С.М. констатируем не устаревшее. -

1) Семья как масс-типичная = масс-распространенная структура не воспитывает (не может воспитывать), потому что она (семья) не обеспечивает нужной проработки натур детей, подростков и юношей, так как у семьи нет такого инструментария.

2) Школа голой учебы как масс-типичная = масс-распространенная структура не воспитывает (не может воспитывать), потому что она (школа голой учебы) а) не обеспечивает чем? - "гимнастическим залом" (А.С. Макаренко т.2 М.1983 с.128), б) не обеспечивает чем? – систематически поставленными упражнениями в поведении .. Так как она (школа голой учебы) не обеспечивает нужной проработки натур подопечных: нет у школы голой учебы такого инструментария.

Поликлиника – это амбулаторное, а больница – это стационар. Школа голой учебы – это в воспитании менее чем амбулаторное.

Макаренковски же поставленное интернат- школо- хозяйственное – это в воспитании (= В ПРОРАБОТКЕ НАТУР) стационар = неэпизодичность = статусность = стабильность.

А.С. Макаренко т.4. Мои пед. воззрения. Доклад в Харьковском пед. ин-те 09.03.1939 с.347 .. Вот .. сегодня мне пришлось слушать реферат одного студента педагогического института на тему "Как нужно воспитывать советский патриотизм". Реферат интересный; видно, что студент хорошо поработал. В нем описывается опыт одной хорошей школы и доказывается, что советский патриотизм воспитывается, во-первых, на уроке, во-вторых, во внешкольной работе. Приводятся примеры хороших уроков, воспитывающих советский патриотизм, хорошей внешкольной работы. А вторая часть рассказывает о результатах этой работы с учениками школы, о разговорах с ними. Референт только по этим разговорам судит о советском патриотизме как о результате воспитания, доказывающем правильность метода. Я прослушал реферат и задал такой вопрос референту: "Ну хорошо, методы прекрасные и результаты налицо. Но пытались ли вы проверить те детские слова, которые у вас приведены? Вот такой-то школьник говорит, что пограничники должны быть смелыми и что он тоже хочет быть смелым и считает, что нужно быть смелым. Проверили вы, смел он или труслив? И если при проверке окажется, что этот мальчик трус, то я имею право сомневаться в том, что в нем достаточно воспитан советский патриотизм. Я допускаю, что может быть такое положение, когда у школьника будут правильные, советские патриотические представления, но не воспитана правильная советская привычка [ ZT. и вообще все нужно-необходимые "соматические" наработки-проработки в самоё плоть- натуре, воспитываемого и оснащаемого ]. Это особенно важно, когда речь идет о воспитании таких качеств, как терпение, умение преодолевать длительные затруднения, брать препятствия не рывком, а давлением. Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек... Я настаиваю на том, что в наших школах вопросу организации детского опыта, жизненного опыта, коммунистического опыта [ ZT. и вообще вопросу проработки в самоё плоть- натуре воспитываемых и оснащаемых всего необходимого для будущих успехов в реальной будущей жизни ] .. Я настаиваю на том, что в наших школах вопросу организации детского опыта, жизненного опыта .. не уделяется достаточно внимания .. (с.347).

А.С. Макаренко, т.5 М.1985, с.255 .. Нет, питание, одежду и игрушки пока отложим. Это тоже существенно, но все-таки отложим. Подумали ли вы хотя бы однажды о ее характере, о ее привычках, о ее натуре? Я уверен, что натуру можно воспитать, а это чрезвычайно важно. И характер, и привычки. Нет, вы ошибаетесь. Иногда так называемое миросозерцание и миропонимание может быть только словесное, а натура, характер, привычки будут старые ...

ПРОРАБОТКА натуры человечка систематическими (! систематическими !) УПРАЖНЕНИЯМИ в пользу укоренения в ней (в человеческой натуре) позитивных жизненных и социальных ухваток, навыков и привычек = позитивных ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АВТОМАТИЗМОВ до органичного сроднения с ними, - это и только это создает в человечке воспитательный и так сказать оснащательный фундамент.

Моей, ZT, заслугой является обогащение линии и учения А.С.М. новыми хорошо работающими терминами-понятиями, вроде "тренинговая линия жизни", "проработка натур", "вампиловать" ( /vampil01.htm ) и прочее. В частности вот и введение мною же термина (понятия) "иллюзорная (поверхностная) воспитанность" (как редиска) представляется мне примером исто весомого терминологическо-понятийного творчества в педагогике.

С: /forum/index.php?topic=52431.msg1057406#msg1057406 [...] Вл. Маяковский, "Блек энд уайт": "В мозгу у Вилли мало извилин, мало всхода, мало посева ..".

ZT. У выросшего улично-вампиловски много-российского Ивана-Вилли - тоже немного элементной базы: мало позитивных нравственно- поведенческих, и "рукастенских", и интеллектуальных, и мировоззренческих, и познавательных наработок / проработок, мал тренинговый и познавательный посев. Но "зато" есть привычка к бесконечному и бессодержательно- примитивному трёпу, с бесконечным словесным перемыванием косточек "жидам", с бесконечным же чванством: "А у нас, у русских - лучшая в мире военная история" + область балета... [ ... ZT. читайте там или в /dost_4.htm дальше едкое об этом из А.П. Чехова ]

Термин "проработка натур" суть ключевой термин в истом Макаренко-движении.

Воспитание - это проработка натуры, а натуры прорабатывают тренинговые (и иные) структурные линии в куске жизни, который (локальный кусок жизни в её структурной плоти) выстраивают педагоги для детей. Это в моей терминологии называется: безличностные (вернее, не-личностные) составляющие воспитания. При всей, конечно, при этом важности и личностных составляющих.

Тренингово проработать нужным ("нутряным") образом натуры всех детей (не-книжных; но и книжных тоже) и не закрыть при этом пути интеллектуального развития детям именно книжным - вот цель воспитательно- образовательного инструментария макаренков всех времен и народов.

Нутряная ("соматическая") необходимейшая проработка натур всех и вся, это в воспитании - как гос-стандартный минимум в образовании, но только тут – в воспитании и оснащении.

Некие два питерских "развеничивателя" А.С.М. в 1989 г. на тогдашней волне антимакаренковского улюлюканья 1980-х (на деле такое антимакаренковское улюлюканье началось ещё в 1960-е: В.А. Сухомлинский /suhml-uh.htm и прочие)

Так вот, некие два питерских "развеничивателя" А.С.М. в 1989 г. : "Макаренко не избежал неверного подхода к человеческой индивидуальности...".

ZT. Суть тут такая. А.С.М. разделял в воспитании ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть и часть ИНДИВИДУАЛЬНУЮ. Главный грех не макаренковских школ, что они гоняются лишь за зайцем индивидуальности, не заботясь о сформировании в ребятках ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЙ "стандартной" части

См. в восьмитомнике А.С. Макаренко: т. 1, c. 169-170, т. 4, c. 129, 120.

Например, в т.4 на с. 129 у А.С.М. : ".. Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, "стандартная", и индивидуальный корректив к ней ..".

ZT. Скажут, помилуйте, да из тьмы людей, века писавших по педагогике, очень многие настаивали на значении привычек, и вон, мол, и сам А.С.М. цитировал место из В.И. Ленина о том, что люди со временем (c греческими календами) привыкнут работать социалистически, а значит А.С.М. хотя бы в этом исходил то ли, де, из традиционной педагогики, то ли, де, непосредственно из Ленина.

Да, близкие к вышеприведенным утверждения действительно можно встретить у публицистов разных веков, но (!) у них нет макаренковского упорного настаивания на том, что нужно обязательно создавать специальные структуры (! специальные структуры !), в которых стабильно (! стабильно !) обеспечивалась бы такая желательная проработка натур подопечных. И этой вот социальной структуре Антон Семенович Макаренко дал специальное = отдельное название: интернатные пригородные школы-хозяйства. А ведь такое настаивание (именно настаивание, а не просто случайное провякивание), да, именно настаивание на интернатной пригородной школе-хозяйстве, как единственном, что может дать и обеспечить нужную проработку натур подопечных, - да, такое = таковое упорное (! упорное !) настаивание мир встретил только у Антона Макаренко!

--

В /form-dvj.htm я, ZT, привёл рефлексологические разглагольствования из книги Ривеса С.М. о наказаниях. Важный и важничающий "теоретик", приближенный Н.К. Крупской, С.М. Ривес как бы от имени всего Наркомпроса всем подчиненным Наркомпроса запрещал наказания, толкуемое им исключительно рефлексологически. Но саму силу такого рефлексологического механизма (и наказания, и запугивания) Ривес вовсе не отвергал. Снова. - С.М. Ривес как бы от имени всего Наркомпроса всем подчиненным Наркомпроса запрещал применение наказания и запугивания, хотя А.С. Макаренко справедливо настаивал: и наказания и даже напугивание дельный руководитель педагогического учреждения может в ряде случаев и корректно, и правильно, и с успехом применить. В.И. Ленин в его цитированном А.С. Макаренко знаменитом высказывании о привычке к социалистичности уповает именно на жёсткость / жестокость наказаний. То есть В.И. Ленин тоже исходил из рефлексологического : масс-люди - это как бы масс-крысы в лабораторной локальности Ивана Петровича Павлова, и "ударами электрического тока" их (масс-людей) со временем (с греческими календами) можно, де, необратимо (! необратимо !) заставить: а) и работать, б) и вести себя образцово социалистически.

Кто серьёзно изучал А.С. Макаренко, тот знает, что А.С.М отстаивал наказания, но, конечно, не как "рефлексологическую штуку" в лабораторной локальности Ивана Петровича Павлова.

--

Так называемы нравственные и духовные ценности века лишь провозглашались.

А вот истинные и реальные черты характера, они-то - прорабатываются в натурах двумя способами:

а) или стихийно сложившимися обстоятельствами, включая, помимо улично-дворового и мещанско-квартирного и т.д., также и макро-надстроечный "шум на шуме", или

б) искусственно выстроенными (макренками всех времен и народов) тренинговыми, с микро-надстроечным, обстоятельствами чего? –

обстоятельствами ИСКУССТВЕННЫХ ВЕЛИКИХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ИМЕНИ ПРИГОРОДНЫЕ ИНТЕРНАТНЫЕ ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА !

Мы знаем, что в области проблем педагогики воспитания вяколось и городилось очень много безобразно неверного, но и изредка встречавшиеся там правильные предложения и лозунги всё равно были безобразными: без въедливой проработки правильного - и оно (это правильное) является этим самым (по Макаренко) "безобразно брошенным лозунгом" (А.С.М. М. Горькому 04.08.1925), то есть, проще говоря, остается таким же, как и прочее, обиходным безобразием.

В области педагогики воспитания нам не нужны так называемые "мудрые мысли", а нужны серьезные разработки на уровне А.С. Макаренко.

Есть (встречаются) стремления представить Макаренко как учение об организации труда и взрослых, но мне, ZT, такая экстраполяция Антона Семеновича кажется слишком поспешной. Всё-таки Макаренко - это не только, но прежде всего учение о главной предпосылке любых социальных систем = учение об организации куска жизни по имени детство = учение об искусственных системах для проработки натур детей, подростков и юношества = учение об интернатных пригородных детско- подростково- юношеских рабочее-крестьянских курпусах (сравни: кадетские корпуса) = учение об интернатных пригородных школах-хозяйствех.

Да: Дух и стиль Антона Семеновича можно распространять и на всю социологию, но все-таки Макаренко - это прежде всего педагогическое учение.

МАКАРЕНКО В ПЕДАГОГИКЕ - ЭТО ОСОБАЯ ЛОКАЛЬНАЯ СТРУКТУРНАЯ КОНКРЕТНОСТЬ, КОТОРУЮ И НАДО ПОВТОРЯТЬ, НЕ ИЗОБРЕТАЯ ЗАНОВО ВЕЛОСИПЕД.

Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX века. Сб. документов. Ответственный составитель, автор исторического очерка: Нат. Фед. Никольцева © ЦГИА СПб, 2000. - В целом по России к началу XIX в., после некоторого расцвета в Екатерининскую эпоху, школа приходит в упадок. Главнейшим недостатком в развитии образования являлось то, что и Петр I, и Екатерина II рассматривали его как что-то попутное, второстепенное, а не как самостоятельное явление, требующее особого внимания и самостоятельного управления (с.13). ZT. Главнейшим недостатком в обеспечении воспитания являлось то, что во всём мире собственно воспитание рассматривалось как что-то попутное, второстепенное, а не как самостоятельное явление, требующее правильно = по А.С.М. налаженного структурно-строительного обеспечения.

Подробности в большущем /metodika.htm и в сопутствующих ему моих же файлах.

Посмотрите, в частности, и /doc/egerman.doc .

В ПП А.С. Макаренко, в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш .. коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны .. + "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128).

В восьмитомнике у Макаренко встречаются. -

1) Образ штампа / пресса т.3 с.391, т.4 с.33, для формирования жизненных привычек. Но это в сущности не ковка и не прессовка, а: проработка натуры великой штукой - рутиной гимнастики поведения = всё же как бы образ гимнастического зала.

2) Образ кузницы. Т.4 с.23 .. Коммунары-дзержинцы справедливо утверждают: "Человека нужно не лепить, а ковать", - ZT. так сказать чистый образ кузницы. / Т.7 с.39 ".. Человека нужно не лепить, а ковать, ковать - это значит хорошенько разогреть, а потом бить молотом. Не в прямом смысле, не по голове молотком, а создать такую цепь упражнений (ZT. цепь упражнений !), цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек". ZT. Хотя тут Макаренко опять употребил слово "ковать", но, как видим, это всё же не чистый образ кузницы, ибо цепь упражнений - это не кузница, а именно гимнастический зал.

3) [Умственные соображения и представления о дисциплине ОБЯЗАТЕЛЬНЕЙШЕ НУЖНЫ, но они будут бесполезны ] "если они не сопровождаются опытом самого коллектива и постоянным упражнением" т.1 с.285.

ZT. Вот, скажем, ухватки - это не то, что привычки. Но привычки и то, что именуется термином - ухватки, "проживают" в человеках где-то "на одном этаже".

И "жители" этого "этажа" (в человечках) должны быть в человечках изоморфны идеям, мнениям, самомнениям, представлениям, установкам, грёзам и тому подобным "вещам", прописанным и "проживающим" на верхних этажах структуры личности (в сознании и т.п.).

И/или наоборот: "жители" верхнего этажа структуры личности (идеи и тому подобное) должны под собой иметь все необходимые (и адекватные) "соматические" наработки на глубинных этажах натуры той же личности.

Иначе могут даже образоваться типы в духе "Подпольщика" Достоевского. Но более образуются типы в духе "идеальщиков", бесконечно описываемых и высмеиваемых в горестных "комедиях", рассказах и повестях Антона Павловича Чехова.

Наработанное в человечке лишь на верхних "этажах" его (человечка) структуры, но _не_ поддерживаемое изоморфными (этим "верхним" наработкам) "соматическими" наработками же "нижними", то есть наработками на глубинных этажах натуры, - на тех, то есть, "этажах", где "проживают" привычки, ухватки и тому подобное, - такое, будто бы (школой голой учебы или чем другим) в юных индивидиках наработанное (лишь на "верхнем этаже" = лишь в сознании), на деле, - при первом же соприкосновении индивидика с реалиями жизни - 1) окажется пустотой и пустозвонством, 2) обернется и окажется: пустым самомнением, 3) окажется мифом и/или: тем, что хуже, чем ноль, = тем, что: ХУЖЕ, ЧЕМ НИЧЕГО.

А.С. Макаренко, т.1 М.1983, стр. 11-12. Допускается: возможно, что личность будет правильно действовать исключительно в силу положительных побуждений. Это абсурд. Положительные (похвальные) импульсы воспитываются не только дисциплинированием, но их положительность не выходит за пределы побуждения. Как только начинается действие, требуется его порядок и завершение, постоянство, хладнокровие и стойкость. Без этого условия остаются только добрые намерения. Но дисциплина важна и для воспитания импульсов, поскольку они слагаются в результате опыта и поскольку опыт организуется в дисциплине.

А.С. Макаренко. Избр. произведения в 3 тт. Т.3 Киев 1984 .. Жизнь как раз наполнена усилиями и напряжением, она требует от человека регулярной скучной работы, и нужно приготовить наших детей в жизни так, чтобы они могли делать эту работу без страдания и без подавления своей личности (с.248) / А.С. Макаренко т.3 М.1984 .. Были разговоры и о дисциплине. Базой теории в этом вопросе были два слова, часто встречающиеся у Ленина: "сознательная дисциплина". Для всякого здравомыслящего человека в этих словах заключается простая, понятная и практически необходимая мысль: дисциплина должна сопровождаться пониманием ее необходимости, полезности, обязательности, ее классового значения. В педагогической теории это выходило иначе: дисциплина должна вырастать не из социального опыта, не из практического товарищеского коллективного действия, а из чисто сознания, из голой интеллектуальной убежденности, из пара души, из идей. Потом теоретики пошли дальше и решили, что "сознательная дисциплина" никуда не годится, если она возникает вследствие влияния старших. Это уже не дисциплина по-настоящему сознательная, а натаскивание и, в сущности, насилие над паром души. Нужна не сознательная дисциплина, а "самодисциплина". Точно так же не нужна и опасна какая бы то ни была организация детей, а необходима "самоорганизация" .. (с.390).

У шумных и настырных Игоре- Петровиче- Ивановцев ..

( коварные стратегические с-л-соловейчиковские усилия подменить А.С. Макаренко на пресловутую "коммунарскую методику", о чем подробней в файле /ivanov-i.htm )

У шумных и настырных Игоре- Петровиче- Ивановцев: "Если не творчески, то зачем?". Но жизнь в принципе не может обходиться без позитивного автоматизма и заученности; бывшее творческое утверждается как рутинное, и лишь это дает базу для нового творчества. + : Если творчество - это украшение бального зала на один вечер и всё такое, то золотая молодежь и петиметры всех веков и народов были, оказывается, творцами! Журфикс- развлекаловка Лермонтовых и Мартыновых по вечерам в Пятигорске - творчество? Прожигание жизни на бесконечных вечеринках - творчество? Но когда и кто же будет разрабатывать двигатели внутреннего сгорания, компьютеры, кто будет стоять за станками и растить хлеб?

Исторически когда-то весьма господствующую ставку на формирование сознания (фетишизация сознания) сменила а) религиозная и б) так сказать булато-окуджавская ставка на формирование так называемой духовной общности.

Эта самая духовная общность формируется, как известно, весьма легко и быстро. Раз плюнуть. Особенно-то это легко всегда получалось у основателей религиозных сект, чему и в истории, и в современности - тьма примеров.

Повторяю. Исторически когда-то весьма господствующую ставку на формирование сознания (фетишизация сознания) сменила ставка на так называемую духовную общность,

всё по-прежнему без макаренковско-подробной и макаренковско-же-въедливой проработки натур,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Документ
    ... главная достопримечательность города - старинная лютеранская церковь, в которую заходил еще известный писатель ... ;quot;. Учитесь у дедушки Ленина! Вот кто действительно БОРОЛСЯ за власть и за нее был ...
  2. Документ
    ... Не следует долго терпеть, а затем устраивать революцию. Давайте будем учиться ... quot;Матрица", "Терминатор", "Я - легенда", "Том и Джерри", &quot ... церковь в этом деле не исключение ...
  3. Документ
    ... Не следует долго терпеть, а затем устраивать революцию. Давайте будем учиться ... quot;Матрица", "Терминатор", "Я - легенда", "Том и Джерри", &quot ... церковь в этом деле не исключение ...
  4. Дж элдридж " необузданное сердце " введение глава 1 - необузданное сердце

    Документ
    ... быть хорошим человеком, как учит нас церковь». Заинтригованный, я попросил его ... сердце. К сожалению, христианская церковь тоже не понимает его. Загляните в любую ... мне уже не хотелось с ней танцевать. Мне даже не хотелось находиться с ней в одной ...
  5. " Монархическая государственность"

    Документ
    ... у того, кто ничему доброму неучился и не знает, а стремительно без толку ... . Юридический принцип гласил: "Quod Principi placuit legis habet vigorem" ... не только по согласию с "Церковью". НеЦерковь советовала устраивать "факелы Нерона" [115], неЦерковь ...

Другие похожие документы..