textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение

«Балыклейская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНА

Методическим советом

МОУ «Балыклейская основная

общеобразовательная школа»

Протокол № 2 от 12 ноября 2009г

Директор школы А.Б. Кондратьев

Дополнительная

образовательная программа

« Художественная обработка древесины»

Возрастной диапазон: 11-13 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор – составитель:

Миронов Сергей Александрович

Учитель технологии

С. Балыклей, 2009

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1

Название программы

Художественная обработка древесины

2

Фамилия, имя , отчество составителя

Миронов Сергей Александрович

3

Образование

Средне-специальное

4

Квалификационная категория

-

5

Сколько лет работает в данном образовательном учреждении

-

6

Награды ( Почетные грамоты)

-

7

Вид образовательной программы

Модифицированная

8

Цель программы

Пробуждение интереса к русскому народному творчеству и новым современным направлениям народного творчества

9

Специфика содержания

Освоение технологии изготовления декоративных изделий из древесины

10

Уровень освоения

Усложненный

11

Функциональное назначение

Дополнительное образование

12

Форма реализации

Кружок

13

Масштаб реализации 2 года

14

Продолжение реализации

Предусмотрено

15

Возрастной диапазон

II ступень обучения (11-13 лет)

Пояснительная записка.

Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 2 года, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения – углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года.

Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:

  1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;

  2. Технология для 5-9 классов.

  3. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

  4. Программы «Живое дерево» .

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»

1-й год обучения

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;

  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

  • Изучить технологию работы лобзиком;

  • Изучить технологию работы выжигателем;

  • Изучить технологию плетения из лозы;

  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;

  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

  • Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

2-й год обучения

Обучающие:

  • Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;

  • Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины;

  • Изучить технологию мозаики;

  • Изучить технологию геометрической резьбы;

  • Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.

Развивающие:

  • Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;

  • Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;

  • Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;

  • Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.

Воспитывающие:

  • Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.

  • Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 11-13 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена

Срок реализации программы

2 года.

Форма и режим занятий:

Первый год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 72 часа в год (2 часа в неделю, т. е. 2 раза по 1 часу)

Второй год обучения рассчитан на детей 12-13 лет 72 часа в год (2 часа в неделю, т.е. 2 раза по 1 часу).

Форма занятий:

  • Беседы.

  • Объяснения

  • Рассказы

  • Практические работы

  • Выставки

  • Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения

Должны знать:

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения
  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

  3. Практические: практические занятия;

  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества

  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

  3. Итоговая аттестация.

Учебно-тематический план

1 год обучения 72 часа

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (26 часа)

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1

1.2.

Основы материаловедения.

1

1

1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

2

1

1

1.4.

Виды резьбы по дереву.

3

1

2

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

1

1

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

3

1

2

1.7

Сборочные и отделочные работы.

3

1

2

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

1

1.9

Работа над конструкцией изделия.

3

1

2

1.10

Построение орнамента.

3

-

3

1.11

Отделка изделия.

2

-

2

1.12

Изготовление изделия.

3

3

26

9

17

Раздел II. Художественное выжигание (20 часов)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

1

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

1

1

-

2.3

Основы композиции.

2

1

1

2.4

Подготовка заготовок к работе.

1

1

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

3

1

2

2.6

Основные приёмы выжигания.

3

1

2

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания

2

2

2.8

Отделка изделия.

2

2

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

5

-

5

20

5

15

Раздел III. Плетение из лозы (26 часов)

3.1

Организация рабочего места. Заготовка прута.

4

1

3

3.2

Инструменты и вспомогательные материалы

2

1

1

3.3

Некоторые виды плетения

10

4

6

3.4

Круглая корзина для грибов

4

-

4

3.5

Корзина с обручем

5

1

4

3.6

Выставка детского творчества

1

26

7

19



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительная образовательная программа « художественная обработка древесины»

    Основная образовательная программа
    ... творчестве. Основные учебно – воспитательные задачи дополнительнойобразовательнойпрограммы «Художественнаяобработкадревесины» 1-й год обучения Обучающие Формировать пространственное ...
  2. Дополнительные образовательные программы

    Рассказ
    ... . Художественнаяобработка материалов способствует формированию художественной культуры, художественно – ... Издательство АСТ» 2005 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА» Возраст детей ... трухе и гниющей древесине Меры борьбы. ...
  3. Дополнительные образовательные программы (2)

    Рассказ
    ... . Художественнаяобработка материалов способствует формированию художественной культуры, художественно – ... Издательство АСТ» 2005 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА» Возраст детей ... трухе и гниющей древесине Меры борьбы. ...
  4. К повышения квалификации работников образования дополнительные образовательные программы повышение квалификации

    Документ
    ... производства. Художественнаяобработка материалов. ... обработки ткани; б) кулинария; в) технология обработкидревесины; г) технология обработки ... дополнительныхобразовательныхпрограмм» и «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного ...
  5. Образовательная программа моу куминская сош

    Основная образовательная программа
    ... в систему работы образовательного учреждения дополнительныхобразовательныхпрограмм, направленных на формирование ... материалов: Бумага, ткани, древесина 1 Подсказывает природа ( ... обработки материалов для получения различных декоративно-художественных ...

Другие похожие документы..