textarchive.ru

Главная > Программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Обь»

Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________200 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

ДШИ г. Обь

________________Рожок Л.Н.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету по выбору

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(общее фортепиано)

Для 1-5 классов

по ОП «Инструментальное исполнительство»,

ОП «Вокально-хоровое исполнительство»

Возраст учащихся 10 - 17 лет

г. Обь

2004

Пояснительная записка

Предмет «Общее фортепиано» – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть.

Обучение игре на фортепиано входит в учебные планы по ОП «Инструментальное исполнительство» и ОП «Вокально-хоровое исполнительство» в качестве предмета по выбору.

Роль предмета «Общее фортепиано» в системе комплексного музыкального воспитания высока:

- с помощью фортепиано осуществляется более гармоничное развитие исполнительского аппарата музыкантов – рук, пальцев;

- с помощью фортепиано учащиеся овладевают такими абстрактными понятиями, как «тон», «полутон», «интервал», «регистр», «аккорд»;

- овладение игрой на фортепиано помогает развить музыкальный слух;

- овладение игрой на фортепиано позволяет учащимся инструментальных отделений лучше слышать и понимать роль аккомпанемента в концертных выступлениях.

Цель программы: создание условий для развития музыкально-слуховых, психофизических и эмоциональных способностей учащихся всех музыкальных специальностей.

Задачи программы:

1. образовательные – обучение приемам игры на инструменте, формирование умений и навыков самостоятельной работы на музыкальном инструменте;

2. воспитательные – воспитание личностных качеств, таких как, трудолюбие, выносливость, ответственность, уважительное отношение к труду музыканта, эмоциональная отзывчивость; формирование духовной культуры;

3. развивающие – развитие общих и специфических способностей (восприятие, воображение, память, мышление, слух, ритм, память и т.д.), осмысление связи предметов (общее фортепиано и сольфеджио, общее фортепиано и музыкальная литература).

В результате занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть некоторыми приемами игры на фортепиано (двигательные приемы, способы звукоизвлечения), научиться правильно понимать характер исполняемых произведений.

Учитывая специфику обучения на фортепиано, бытовые условия, а также индивидуальные особенности каждого учащегося, годовой план и требования могут быть сведены до среднего уровня. Также нужно всегда помнить о возрастных категориях учащихся. В индивидуальный план должны включаться произведения русских и зарубежных, в том числе современных композиторов.

Срок реализации программы – 5 лет.

С первого года обучения неотъемлемой частью курса общего фортепиано

является чтение с листа, сначала одноголосных примеров, далее сложнее.

Это расширяет музыкальный кругозор учащегося и развивает навык овладения музыкально-нотной грамотой и инструментом.

Со второго года обучения необходимо, по мере возможности, начинать работу над гаммами и арпеджио. Учащийся хотя бы теоретически должен представлять себе строение мажорных и минорных гамм и арпеджио (более простых – на 2 октавы, сложнее - на 1 октаву каждой рукой или двумя).

В 4-5 классе (при пятилетнем обучении), помимо игры в ансамбле, можно включать в репертуар и несложный аккомпанемент, даже исполнив его на зачете.

Условия реализации программы

Для занятий по общему фортепиано в каждом классе отводится 0,5 часа. Занятия проводятся индивидуально в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники, методические пособия.

Контроль и учет успеваемости

Текущий контроль осуществляется по ходу занятий

Промежуточный контроль производится в виде зачета, который проводится 2 раза за учебный год .

Содержание программы

1 класс

Результаты 1 года обучения:

Овладение основами музыкальной грамоты, основными постановочными элементами рук на клавиатуре, навыками звукоизвлечения, посадкой за инструментом. Освоение навыков игры non legato, staccato, legato различных ритмических групп. Игра в ансамбле.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Русская народная песня «Там за речкой»

Русская народная песня «На горе стоит верба»

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Грузинская народная песня «Сулико»

2 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений.

Результаты 2 года обучения:

Освоение новых аппликатурных формул, двигательных навыков.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Украинская народная песня «На горе»

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Балтин «Дождь танцует»

Филипп «Колыбельная»

3 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 6-8 разнохарактерных и разножанровых произведений.

Результаты 3 года обучения: формирование навыков взаимодействия слуховых и двигательных представлений ученика.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений.

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Гнесина. Этюд C-Duz

Испанская песня « В моем прекрасном замке»

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Рюингрок «Горе куклы»

Майкапар «Колыбельная сказочка»

4 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 6-8 произведений, в том числе может быть 1 полифония, 1 произведение крупной формы, 1-2 ансамбля.

Результаты 4 года обучения: полученные навыки за 3 года, акцентируется внимание на осознанном художественном исполнении.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений.

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Шитте Этюд

Моцарт. Менуэт

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Беркович. Вариации

Штейбельт. Адажио

5 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 6-8 произведений, среди них может быть, 3-4 пьесы, 1 этюд, полифония, крупная форма, 1-2 ансамбля.

Результаты 5 года обучения: умения свободно исполнять аккорды, арпеджио, развитие навыков ансамблевой игры.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений.

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Беренс. Этюд

Чайковский «Болезнь куклы»

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Шуман. Марш

Старинная французская песня (аккомпанемент)

Список литературы

1. Справочное пособие «Детская школа искусств: нормативные документы, учебные планы, образовательные программы, М.,1999г.

2. Алексеев А. «Методика обучения игры на фортепиано», М.,1978

3. Артоболевская А.Д.-«Первая встреча с музыкой»,

из опыта работы педагога-пианиста,М.,1935

4. Баренбойм -«Путь к музицированию» Л.-М.,1979

5. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М.,1984

6. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», М.,1975

7. Гнесина «Фортепианная азбука».

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Обь»

Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________200 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

ДШИ г. Обь

________________Рожок Л.Н.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету по выбору

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(общее фортепиано)

Для 1-7 классов

по ОП «Инструментальное исполнительство»,

ОП «Вокально-хоровое исполнительство»

Возраст учащихся 7 - 16 лет

г. Обь

2004

Пояснительная записка

Предмет «Общее фортепиано» – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть.

Обучение игре на фортепиано входит в рабочие учебные планы по ОП «Инструментальное исполнительство», ОП «Вокально-хоровое исполнительство» в качестве предмета по выбору.

Роль предмета «Общее фортепиано» в системе комплексного музыкального воспитания высока:

- с помощью фортепиано осуществляется более гармоничное развитие исполнительского аппарата музыкантов – рук, пальцев;

- с помощью фортепиано учащиеся овладевают такими абстрактными понятиями, как «тон», «полутон», «интервал», «регистр», «аккорд»;

- овладение игрой на фортепиано помогает развить музыкальный слух;

- овладение игрой на фортепиано позволяет учащимся инструментальных отделений лучше слышать и понимать роль аккомпанемента в концертных выступлениях.

Цель программы: создание условий для развития музыкально-слуховых, психофизических и эмоциональных способностей учащихся всех музыкальных специальностей.

Задачи программы:

1. образовательные – обучение приемам игры на инструменте, формирование умений и навыков самостоятельной работы на музыкальном инструменте;

2. воспитательные – воспитание личностных качеств, таких как, трудолюбие, выносливость, ответственность, уважительное отношение к труду музыканта, эмоциональная отзывчивость; формирование духовной культуры;

3. развивающие – развитие общих и специфических способностей (восприятие, воображение, память, мышление, слух, ритм, память и т.д.), осмысление связи предметов (общее фортепиано и сольфеджио, общее фортепиано и музыкальная литература).

В результате занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть некоторыми приемами игры на фортепиано (двигательные приемы, способы звукоизвлечения), научиться правильно понимать характер исполняемых произведений.

Учитывая специфику обучения на фортепиано, бытовые условия, а также индивидуальные особенности каждого учащегося, годовой план и требования могут быть сведены до среднего уровня. Также нужно всегда помнить о возрастных категориях учащихся. В индивидуальный план должны включаться произведения русских и зарубежных, в том числе современных композиторов.

Срок реализации программы – 7 лет.

С первого года обучения неотъемлемой частью курса общего фортепиано

является чтение с листа, сначала одноголосных примеров, далее сложнее.

Это расширяет музыкальный кругозор учащегося и развивает навык овладения музыкально-нотной грамотой и инструментом.

Со второго года обучения необходимо, по мере возможности, начинать работу над гаммами и арпеджио. Учащийся хотя бы теоретически должен представлять себе строение мажорных и минорных гамм и арпеджио (более простых – на 2 октавы, сложнее - на 1 октаву каждой рукой или двумя).

В 6-7 классе, помимо игры в ансамбле, можно включать в репертуар и несложный аккомпанемент, даже исполнить его на зачете.

Условия реализации программы

Для занятий по общему фортепиано в каждом классе отводится 0,5 часа. Занятия проводятся индивидуально в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники, методические пособия.

Контроль и учет успеваемости

Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса, самостоятельной письменной работы. Кроме того, возможно использовать игровые формы проверки знаний, например, викторины.

Промежуточный контроль производится в виде зачета, который проводится 2 раза за учебный год (декабрь, май).

Содержание программы

1 класс

Результаты 1 года обучения:

Овладение основами музыкальной грамоты, основными постановочными элементами рук на клавиатуре, навыками звукоизвлечения, посадкой за инструментом. Освоение навыков игры non legato, staccato, legato различных ритмических групп. Игра в ансамбле.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Русская народная песня «Там за речкой»

Русская народная песня «На горе стоит верба»

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Грузинская народная песня «Сулико»

2 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений.

Результаты 2 года обучения:

Освоение новых аппликатурных формул, двигательных навыков.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Украинская народная песня «На горе»

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Балтин «Дождь танцует»

Филипп «Колыбельная»

3 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8 разнохарактерных и разножанровых произведений.

Результаты 3 года обучения: формирование навыков взаимодействия слуховых и двигательных представлений ученика.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений.

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Гнесина. Этюд C-Duz

Испанская песня « В моем прекрасном замке»

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Рюингрок «Горе куклы»

Майкапар «Колыбельная сказочка»

4 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 6-8 произведений, в том числе этюд, крупная форма, 1-2 ансамбля или аккомпанемент.

Результаты 4 года обучения: полученные навыки за 3 года, акцентируется внимание на осознанном художественном исполнении.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений.

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Шитте Этюд

Моцарт. Менуэт

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Беркович. Вариации

Штейбельт. Адажио

5 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 6-8 произведений, в том числе этюд, полифония, крупная форма, 1-2 ансамбля или аккомпанемент.

Результаты 5 года обучения: умения свободно исполнять аккорды, арпеджио, развитие навыков ансамблевой игры.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений.

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Беренс. Этюд

Чайковский «Болезнь куклы»

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Шуман. Марш

Старинная французская песня (аккомпанемент)

6 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений, может быть 1 этюд, полифония, крупная форма, 1-2 ансамбля.

Результаты 6 года обучения: к ранее сформированным навыкам прибавляется развитие навыков крупной техники, продолжение навыков ансамблевой игры. Репертуар становится более разнообразным по художественным задачам.

Зачет по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений.

Примерный репертуар на зачете за 1 полугодие

Черни. Этюд

Гайдн. Менуэт

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Клементи. Сонатина

Гречанинов. Колыбельная

7 класс

Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 5-6 произведений, это может быть 1 полифония, крупная форма, этюд,1-2 ансамбля или 1 этюд, пьеса, ансамбль (аккомпанемент)

Результаты 7 года обучения: умение читать с листа, самостоятельно выучить текст незнакомого, доступного по уровню музыкального произведения, исполнение несложного аккомпанемента.

Зачет по полугодиям - исполнение 2 произведений, учитывая возможности учащегося, в том числе может быть аккомпанемент.

Примерный репертуар на зачете за 2 полугодие

Бах. Прелюдия фа мажор

Кулау. Сонатина до мажор

Список литературы

1. Алексеев А. «Методика обучения игры на фортепиано», М.,1978

2. Артоболевская А.Д.-«Первая встреча с музыкой», из опыта работы педагога-пианиста,М.,1935

3. Баренбойм -«Путь к музицированию» Л.-М.,1979

4. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М.,1984

5. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», М.,1975

6. Гнесина «Фортепианная азбука»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (8)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ... : программа для детских художественных школ и художественных отделений детскихшколискусств/ Краснояр. Краевой ...
  2. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (1)

    Программа
    ... образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом ... Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ...
  3. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (6)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ... компьютера. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и школискусств. – М., 2004. Красильников И., ...
  4. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь»

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета №_________________ от ...
  5. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (7)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета №_________________ ... Борин В., Этюд №5 Чайковский П. Камаринская из «Детского альбома» Бах И.С. Гавот Малый барабан ...

Другие похожие документы..