textarchive.ru

Главная > Конкурс


Концепции программ развития школ –победителей конкурса ПНПО 2007

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» г. Находки 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 259 г. Фокино 11

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №41 г. Владивосток 26

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Лицей – интернат «Буревестник» г.Владивосток 36

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 с.Черниговки Черниговского района 52

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п. Лучегорск Пожарский район 58

Исходя из выше перечисленного, школа ставит перед собой следующие основные задачи воспитания: 71

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Чугуевка Чугуевского района 73

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Арсеньев 79

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Спасск-Дальний 90

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г.Арсеньев 103

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с. Спасское Спасский район 117

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г.Арсеньев 121

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 им. Сметанкина В.Н. г.Находка 133

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска» 139

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» г.Уссурийск 154

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 130 с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска Уссурийского городского округа. 163

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Николаевка Партизанского района 173

Направления деятельности ученика 177

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Раковка Уссурийского городского округа 181

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 с.Тайга Г.Дадьнегорск 191

Муниципальное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №8» г.Владивосток 202

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №29 города Уссурийска Уссурийского городского округа 207

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Хореографическая» г.Артем 212

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» г. Дальнереченск Дальнереченского городского округа 216

Муниципальне общеобразовательне учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п. Лучегорск Пожарский район 226

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Партизанск 233

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Кавалерово 243

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Лесозаводск 245

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 п.Тавричанка Надеждинский район 254

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г.Арсеньев 262

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г.Находка 265

ЦЕЛЬ: создать многопрофильную школу, выпускник которой будет готов к самоопределению и самореализации. 266

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с.Дмитриевка Черниговский район 269

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 «Гелиос» с углубленным изучением отдельных предметов г. Находка 277

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 г.Владивосток 279

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №66 г.Владивостока» 286

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Гелиос» г.Дальнегорск 290

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Лидер – 2 г.Находка 301

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Пуциловка Уссурийского городского округа 305

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Сергеевка Пограничного муниципального района 312

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Яковлевская средняя общеобразовательная школа» Яковлевского района 316

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» г. Находки

Образование - это процесс, в котором воспитание, обучение, педагогическая среда находятся в неразделимом единстве. Но для того, чтобы описать этот процесс, отрефлексировать его границы придется условно выделить в нем важнейшие составляющие.

Еще раз подчеркнем, что перечисленные составляющие образовательного пространства взаимопроникаемы, взаимосоставляемы (т.е. не могущие существовать дискретно ни при каких условиях) и равнозначны для проектируемого учебного заведения.

Начнем с характеристики педагогической среды, так как, по нашему мнению, она может усиливать эффект обучения и воспитания так и сводить результат до минимума, а иногда и до нуля или даже иметь антипедагогический эффект. Среда как воздух может быть неосознаваема, но она определяет основные условия существования образовательного пространства.

Сущностным содержанием среды являются те ценности, на которые ориентируется учебное заведение, и, прежде всего, этические, которые мы в нашей гимназии рассматриваем с позиции универсализма (см. идеи и цели учебного заведения) и общечеловеческого содержания.

Проявляется среда во взаимоотношениях, которые мы понимаем взаимоотношения с собой, с окружающим миром и, прежде всего, с миром знаний (а также с окружающими людьми).

Опишем эти взаимоотношения следующими принципами;

- компетентностью (профессионализмом, умением перевести любую жизненную ситуацию в педагогическую, следованием запрету: «Не останавливайся в духовном росте»);

- коммуникативностью (уважением к личности ребенка, умением простраивать отношения с ним при строгом соблюдении правила: «Не посягай на другого»)

- рефлексивностью (осмысленным отношением к себе, своей деятельности).

Не трудно увидеть тесную взаимосвязь и взаимозависимость этих качеств.

Эти принципы в требованиях к конкретной педагогической деятельности можно уточнить следующим образом:

- содействия трансформации личного эмпирического опыта ребенка в мир культурных ценностей

- развития познавательных интересов, творческой активности, общеучебных навыков;

- эстетического восприятия окружающего мира в его целостности и гармонии, в том числе посредством эстетического введения в предметную область (что может быть достигнуто с помощью, как эмоционально яркой подачи учебного материла, так и обеспечением ситуации успеха для учащихся);

- кооперации усилий участников совместной деятельности в общих интересах;

- демократизации и либерализации сторон деятельности образовательного учреждения.

Рефлексирующими носителями среды должны быть педагогические кадры. Специфичность учебного заведения предъявляет следующие общие требования к кадрам:

- эрудиция и общий культурный уровень;

- знания по смежным дисциплинам (не на дилетантском уровне);

- понимание, что образование и самообразование необходимы для современного человека, личная тяга к самообразованию;

- склонность к творческой деятельности.

Дополнительные требования к учителю:

- постоянная целенаправленная работа по улучшению качества знаний в соответствии с нравственными ценностными ориентирами учебного заведения;

- глубокое знаний фундаментальных основ и понимание современных проблем, связанных с областью преподаваемой дисциплины;

- педагогическое мастерство, умение действовать в соответствии с целями учебного заведения;

К ведущему специалисту эти требования будут дополнены следующим образом;

- способностью к рефлексии преподаваемой дисциплины на философском уровне (философия предмета);

- умение преломлять концептуальные идеи в соответствующей программе;

- тяге к экспериментальной работе, умение организовывать эксперимент, собрать и проанализировать информацию;

- умение вести индивидуальную методическую работу, в том числе с молодыми специалистами.

К воспитателю:

- психолого-педагогическое мастерство, как в индивидуальной, так и в групповой работе с учащимися, родителями;

- умение создать условия для развития навыков самореализации;

К куратору:

- пунктуальность и исполнительность;

- умение собирать и анализировать документальную информацию;

- склонность к организаторской работе;

К администратору:

- иметь представление об образовательной политике, понимать место учебного заведения в образовательном пространстве города, края;

- глубоко понимать концепцию программы развития учебного заведения и действовать в его интересах;

- уметь принимать стратегические и тактические решения и организовывать их выполнение;

- уметь подбирать кадры, сплачивать коллектив на основе целей учебного заведения.

Администрация на среду влияет только разумностью своей деятельности. Она (администрация) должна быть единой "командой". Учитывая, что приказы могут способствовать возникновению средовых конфликтов, их (приказов) должно быть минимальное количество и остальная жизнь учебного заведения организуется циклограммами. В годовой циклограмме большое значение имеют школьные традиции, которые должны удовлетворять следующим требованиям:

- охват всех возрастных учащихся и педагогического коллектива;

- многообразие по форме и содержанию;

- яркость эмоциональная и эстетическая;

- активизация творчества учащихся;

- стимулирование познавательного интереса.

Также особенностью среды проектируемого учебного заведения является культ эстетики и уважения к физической культуре. Эти направления имеют определенную позицию в учебном плане (об этом см. ниже) и в школьных традициях. Обусловлены они слабо развитой культурно - образовательной средой города (см. аналитическую записку) и остротой проблемы здоровья, как учеников, так и учителей.

Таким образом:

- все проявления среды должны быть направлены на воспитание эстетического восприятия мира. Когда-то великий поэт сказал: "... и чувства добрые я лирой пробуждал". Мы думаем, что эстетически организованная среда имеет больше шансов пробудить добрые чувства;

- уважение к своему духовному росту и физическому здоровью является условием целостного восприятия человеком; среда должна способствовать решению этой проблемы.

Решая эти задачи необходимо помнить: среда влияет прежде всего на подсознательное восприятие, которое включается от того, что сознание опрометчиво называет мелочами. Грамотно построенная среда учитывает оформление интерьеров, внешний облик членов коллектива, а также динамику, явления, формы тех процессов, которые впрямую не могут называться обучающими и воспитывающими, но косвенно являются таковыми в силу того, что протекают в учебном заведении.

Основной воспитательной задачей мы считаем создание условий для развития навыков самореализации.

Под самореализацией мы понимаем способность учащегося, приобщиться к общечеловеческим, культурным и нравственным ценностям. Соотнести себя с этими ценностями, выявить свои потребности и желания, умение ставить перед собой задачи, которые ему интересны, и действовать в соответствии с этими задачами.

Мы употребляем категорию "самореализация" по двум причинам:

первая - мы хотели бы подчеркнуть, что наше учебное заведение должно создать условия для воспитания человека, умеющего жить с собой, умеющего понимать себя; это всегда происходит в соотношении с общественными ценностями, общественными нормами, но ценностью и точкой отсчета должны быть собственные потребности;

вторая обусловлена российской ментальностью, более склонного мечтать и строить планы, чем претворять их в жизнь; поэтому мы считаем важным уделять внимание развитию навыков, действия, претворения в жизнь своих планов.

Специфичным в образовательном пространстве для воспитания навыков самореализации мы считаем:

- развитие чувства собственного достоинства, которое может быть воспитано посредством авансированного уважения к личности, комфортности ситуации, чувства собственной значимости;

- содействие самопознанию и самоопределению, которые возникают в условиях интереса к себе и возможной личной свободы;

- активность личности и ее способность воплощать в жизни свои желания, устремления, идеи, что возможно в условиях творчества, многообразия форм деятельности, равенства точек зрения.

Вышесказанное определяет в первую очередь критерии отбора образовательных технологий, активизирует создание психологической службы.

Цель воспитательной работы в нашем учебном заведении мы видим в такой форме: к окончанию начальной школы учащийся должен познакомиться со всем педагогическим коллективом учебного заведения. Здесь возможны различные формы работы: встречи, беседы, подготовка и проведение праздников, совместные походы... При переходе в прогимназический пятый класс, учащийся выбирает себе воспитателя из всех педагогов учебного заведения. К одному педагогу в группу могут записаться учащиеся с 5 по 11 класс, в отдельных случаях в группе могут быть учащиеся начальной школы. Как правило, эти группы должны состоять из 10-12 человек.

Задачи воспитателя в этих группах

  1. выходить на индивидуальный контакт с каждым своим воспитанником, помогать ему решать конфликтные ситуации, как в семье, так и в школе, в случае надобности обращаться к психологу, или помочь своему воспитаннику обратиться к психологу.

  2. объединить группу совместной деятельностью, направление и предмет которой определят учащиеся, дать им возможно большую свободу в такой совместной деятельности.

Целесообразно дать ученику и его родителям право смены воспитателя, также возможно решение родителей об отказе вообще от услуг воспитателя.

Здесь же отметим, что для нас принципиально важно создавать ситуацию выбора, т.к. она способствует самопознанию, самоопределению.

Кроме воспитателей с 5 класса на двух параллельных классах будет работать куратор. Главная его задача - сбор и распространение информации. Он анализирует учебную документацию по своим классам и об учебных проблемах учащихся докладывает их воспитателям, родителям. Кроме того, педагоги, озабоченные теми или иными сложностями отношений с учащимися могут обращаться также к нему, а он в свою очередь к воспитателям. В его функции так же будет входить оповещение класса о тех или иных мероприятиях, в которых класс будет выступать как единое, следить за посещаемостью занятий. В реальных классах будут работать классные руководители, хотя не исключено участие учащихся этих классов в самоопределяющихся контактных группах, В начальной школе воспитательные задачи остаются на плечах ведущего педагога, хотя само качество воспитательной работы, думается, существенно изменится в связи с участием в работе начальной школы всех педагогов учебного заведения.

Переходя к характеристике проблем обучения, мы должны отменить их специфичность в каждом подразделении проектируемого учебного заведения. Реализация замысла преобразования ныне действующего учреждения в новое образовательное в соответствии с намеченными требованиями предполагает совместное функционирование в едином образовательном учреждении 3-х составляющих его подразделений:

- гимназических классов (в перспективе универсально - профильных);

- негимназических классов (в перспективе профильно-универсальных), реальных;

- начальной школы.

Начать характеристику обучения целесообразно с гимназии, т. к. именно здесь существенны изменения в связи с универсальным образованием, а каким образом это будет экстраполироваться в начальную школу и реальные классы - отметим по ходу. Заметим, что проблемами содержания гимназического образования на современном этапе занимается лаборатория Департамента образования при Московской городской педагогической гимназии (директор к.п.н. А.Г.Каспржак). Мы опираемся на их разработки.

Гимназия - среднее общеобразовательное заведение, в котором "образование самоценно" (А.Г.Каспржак, М.В Левит "Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен", М, МИРОС, 1994, с 39), которое ориентировано на воспитание и развитие учащихся, способных и склонных к учению вообще. Отсюда у ученика определяется отношение к учебной деятельности.

Дети с соответствующими способностями, проявляются в начальной школе, как способные к быстрому продвижению в любом предмете (их около 15% по подсчетам психологов), а в перспективе к профессиональной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ( НАПРИМЕР ПОЛИТИК, ЭКОНОМИСТ, ДИПЛОМАТ, УЧИТЕЛЬ, КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ, ВРАЧ И Т.П.). Таким образом, гимназия дает возможность таким ребятам подготовиться к получению высшего универсального образования, к творческому интеллектуальному труду.

В прикладном плане универсальное образование по содержанию должно включать в себя знания, умения и навыки, предусмотренные государственными образовательными стандартами по всем предметным областям и по каждой ступени обучения, причем учащийся гимназии должен получить эту минимальную подготовку раньше, чем его сверстник, обучающийся в других типах средних учебных заведений, чтобы, во-первых, быть совершенно свободным в возможности перехода в другое учебное заведение без ущерба; а, во-вторых, чтобы осталось время на каждом конкретном этапе обучения для увеличения государственного минимума до продиктованного возможностями проектируемого учебного заведения оптимума уровня знаний.

Универсальное образование должно дать нашему выпускнику возможность не только успешно преодолеть конкурс на профильный факультет любого ВУЗа или университета, но и снабдить "на всю оставшуюся жизнь" высоким уровнем эрудиции, а также дать инструмент пополнения этой эрудиции.

Наконец, в смысле философско - методическом, универсум среднего образования представляется не только механическим соединением традиционных школьных предметов в некотором, предусмотренном предметными программами и государственными стандартами, минимальном объеме, не столько подчеркиванием так называемых межпредметных связей, которые лишь способствуют более тесному, но все равно механическому, сближению этих предметов, сколько органическим слиянием знаний из разных областей на каждом этапе обучения в некий метакурс, имеющий собственную знаковую систему (язык), соответствующий возможностям восприятия ученикам определенного возраста, и производный от данной знаковой системы смысл мироустройства.

"Универсальность гимназического образования и его классическая основа - вещи неразделимые. Универсальность - это обучение цельному знанию о едином мире, а классическая основа - это обучение всеобщим знаковым системам - языкам, применяемым одновременно к нескольким областям знаний" (там же с. 42).

Очевидно, что классика служит универсальности, предоставляя ей "всеобщие", "образцовые", "классические" - то есть именно универсальные знаковые системы - языки и средства перевода любых текстов в эти универсальные знаковые системы, а значит, широкие возможности многократного обмена этих текстов, и, следовательно, способы углубления понимания, постижения значений этих текстов, ибо по одному из главных законов симиотики значение, смысл возникает именно в результате обмена, перевода текста на (в) текст. Перенося (экстраполируя) историю развития классических средств универсального образования на современность и понимая под этими классическими средствами универсальные языки, получаем следующие составляющие современного классического образования:

- родной язык (в нашем случае - русский) - универсальная знаковая система для первичного усвоения учащимися пяти - тринадцати лет основных (базисных) научно - популярных сведений о космосе, строении вещества, устройстве планеты Земля, мире искусства, духовном мире и об органической теснейшей спаянности этих миров в единую Вселенную;

- латинский язык (+ древнегреческий) - универсальная знаковая система усвоения грамматики всех новоевропейский языков, для усвоения терминов всех конкретных наук: философии, педагогики, психологии, религиоведение, медицины, юриспруденции;

- новоевропейские, восточные языки вместе с родным – универсальная знаковая система для постижения мира людей, мира себя самого, полная реальным содержанием связь "я" - "мой народ" - "другие народы" -"человечество"; новоевропейские и восточные языки вместе с родным, таким образом, - универсальная знаковая система для овладения основами отечественной и мировой культур;

Математика - по сути, несколько языков, несколько универсальных знаковых систем, служащих для постижения "чистых форм" - язык формального сравнения, сопоставления - счисление, арифметика; язык формальных доказательств и формальных преобразований - алгебра, геометрия, тригонометрия, математический анализ. Математическими выражениями (фразами и текстами-формулами и уравнениями) описываются практически любые процессы неживой природы, гораздо точнее, чем обычным (разговорным) языком. То же можно сказать о мире техники и даже о мире искусства (во всяком случае, музыка, живопись, скульптура, архитектура, стихосложение тесно связаны с математикой).

К универсальным знаковым системам (языкам) относятся также логика, философия, музыка, языки искусств, языки постижения духовного мира -религии, язык мира подсознания - мифология и, наконец, совсем недавно появилась еще одна знаковая система, претендующая уже на метауниверсальность - компьютерные языки...

Отдавая значительную часть учебного времени универсальному образованию, мы, тем не менее, не можем игнорировать требования современности (в силу сложившихся традиций), касающиеся профильности, которую хотели бы использовать и как возможность довузовской подготовки.

Профиль здесь не просто специализация, т.е. усиление одних предметов в ущерб другим, а возможность практической реализации универсального образования в некотором направлении, таковым, по нашему мнению, могут быть экономический, научно-технический, что соответствует социальному заказу города, СЭЗ. Т.е. универсальное образование является базой профиля, ориентированного на получение профессии, связанной с деятельностью интегрированного характера.

Порассуждаем о диалектике универсального образования в школе.

В начальной школе образование универсально, т.к. ребенок только начинает входить в учебные дисциплины. И пока развивается логическое мышление, широко используются наглядно-иллюстрированные методы, практические, которые расширяют границы личного опыта ученика, берутся, как правило, из окружающего мира. Кроме того, с классом работает один учитель, который уже в силу этого факта преодолевает механичность межпредметных связей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотированный каталог школ-победителей конкурса пнпо 2006 г

    Программа
    АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ШКОЛ-ПОБЕДИТЕЛЕЙКОНКУРСАПНПО 2006 г. г. Арсеньев МОУ «СОШ № 1» Программаразвития - основа эффективного управления школой Муниципальное общеобразовательное ...
  2. Программа развития школы (новая редакция) на 2006 - 2010 гг

    Программа
    ... победители районного конкурса «Основы православной культуры» 2004-2005 2005-2006 2006-2007 ... задачи данной программы соответствуют разработанной в школеконцепцииразвития. Концептуальный проект развитияшколы. Исходные позиции: Школа – образовательное ...
  3. Программа развития на 2011 – 2015 г г

    Программа
    ... Победитель Всероссийского конкурса среди школ, внедряющих инновационные проекты (ПНПО); 2011г. - Лауреат конкурса ... Справляемость Средний балл 2007-2008 2008-2009 ... . Концепцияпрограммыразвитияшколы на 2011-2015 гг. Программаразвитияшколы основывается ...
  4. Программа развития (моу сош № 2 с екатеринославка)

    Программа
    ... победитель. МОУ СОШ №2 – победительконкурса проектов развития образовательных учреждений Амурской области, реализующих инновационные программы. Педагоги школы ... 2007-2011 годы окончила работу по программеразвития, построенной на основе концепции ...
  5. Программа развития «школа интеллектуального и творческого развития» (2010 – 2015 гг )

    Программа
    ... Паспорт программыразвития 3 стр. Информационная справка о школе 5 стр. Проблемный анализ 34 стр. Концепцияпрограммыразвития 39 ... области в ПНПО, ежегодно становятся призёрами районных конкурсов «Учитель года» (2007г. победитель), «Самый ...

Другие похожие документы..