textarchive.ru

Главная > Программа


Программа рассмотрена на методическом совещании учителей русского языка и литературы протокол № от 2011 г

Утверждаю:

Директор МОУ Култаевская СОШ

____________________ Н.В. Пикулева

«____»_________________ 20___г.

Рекомендовано к реализации методическим советом МОУ Култаевская СОШ протокол № от ___________________________ г.


Рабочая учебная программа

по русскому языку

(на основе программы Разумовской М. М.)

8 класс

Составитель:

Пикулева Н.В.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

с. Култаево

2011

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Пояснительная записка

Программа курса русского языка для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку под ред. М.М.Разумовской. Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику под редакцией М.М. Разумовской и рассчитано на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе: 9 часов контрольных работ и 16 часов развития речи.

При изучении программы используется учебно-методический комплекс:

1. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003

2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской – М.: Дрофа, 2006

3. Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской.I ,II полугодие / сост. О.А.Финтисова – Волгоград: Учитель, 2007

4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера,2006

Учебник и программа отражают обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  1. 1. Общения во всех сферах жизни.

  2. 2. Связи поколений.

  3. 3. Хранения и передачи информации.

Свободное владение родным, русским языком – необходимость в жизни каждого современного россиянина. Для реализации этой потребности необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Однако предполагается более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил. Особое внимание уделяется таким вопросам, как «Речевые умения и навыки учащихся», «Интонация и пунктуация», «Назначение знаков препинания», «Принцип русской пунктуации».

Особенностью курса русского языка в 8 классе является то, что впервые учащиеся переходят на работу по учебному плану под редакцией М. М. Разумовской и Т. А. Леканта. Главная цель занятий русским языком в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников - решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь.

Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная – «Простое предложение». Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется семантическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению. Все сведения и умения интонационного характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются и обобщаются. Внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения. Пристальное внимание к интонации объясняется тем, что интонация – один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность. В 8 классе пунктуационной грамотности уделяется самое серьёзное внимание. Поскольку многие правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения.

Особенностью работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.

Цель курса:

  • более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.

Задачи курса:

  1. • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  2. • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  3. • совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

  4. • формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.

  5. Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:

• различать простые предложения разных видов;

• употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

• уместно употреблять предложения с вводными словами и вставными конструкциями;

• правильно строить и употреблять предложения с обособленными глаголами;

• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

• находить пунктограммы, обосновывать постановку соответствующих знаков препинания, правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;

• находить в молодёжных газетах репортажи и портретные очерки; определять характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя;

• писать изложения с элементами сочинения, писать сочинения в художественном и публицистическом стиле;

  1. • вести репортажи, писать автобиографию, заявление, составлять тезисы небольшой статьи и конспект;

  2. • участвовать в семинарах, олимпиадах, делать выступления на заданную тему;

Учащиеся должны уметь:

по фонетике:производить фонетический разбор слов;

по орфоэпии:правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

по лексике и фразеологии:употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;

по морфемике и словообразованию:производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

по морфологии:классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;

по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;

по связной речи:использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;

по орфографии:находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации:находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: монопредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

Учебно-тематический план

по предмету «Русский язык» для 8 класса рассчитан на 136 часов

(4 часа в неделю)

п\п

Название раздела

Количество часов

В том числе:

уроки

Развитие речи

Контроль

1.

Введение. Русский язык в семье славянских языков

1

1

2.

Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного

21

18

2

1(входной, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями, тест)

3.

Словосочетание и предложение

8

6

2

4.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

15

11

2

1 Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»

1 Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».

5.

Односоставное простое предложение

13

10

2

1 Контрольная работа по теме:

6.

Неполное предложение

3

2

1

7.

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами

15

12

2

1 Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»

8.

Предложения с обращениями и вводными словами

10

7

2

1 Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

9.

Предложения с обособленными членами

35

31

2

1 Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения».

1 Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»

10.

Прямая речь

15

13

1

1 Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь»

Итого

136

120

16

9

Содержание учебного курса по русскому языку для 8 класса

рассчитано на 136 часов (4 часа в неделю)

Раздел I. Введение. Русский язык в семье славянских языков – 1 час

Раздел II. Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного – 19 часов

Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Употребление в тексте частицы НИ. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 8 классе»

Раздел III. Словосочетание и предложение – 6 часов

Словосочетание. Предложение.

Раздел IV. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 12 часов

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»

Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».

Раздел V. Односоставное простое предложение – 11 часов

Виды односоставных предложений. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение. Безличное предложение. Назывные предложения.

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

Раздел VI. Неполное предложение – 2 часа

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.

Раздел VII. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами – 13 часов

Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»

Раздел VIII. Предложения с обращениями и вводными словами – 6 часов

Обращение. Понятие водности как речевой категории. Вставные конструкции.

Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

Раздел IX. Предложения с обособленными членами – 36 часов

Понятие обособления второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.

Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения». Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»

Раздел X. Прямая речь – 14 часов

Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение.

Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь»

Раздел XI. Развитие речи – 16 часов

Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Изложение « Как я покупал собаку» по рассказу Б.Емельянова. Повторение. Типы речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. Репортаж, его тематика, задачи речи. Сочинение по картине. Сочинение в жанре репортажа (упр.367). Сочинение с грамматическим заданием по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка XVII века». Изложение «Что значит быть воспитанным?» Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. Портретный очерк: представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем. Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк). Урок-деловая игра «Мы делаем газету»

Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка.

Контроль уровня обученности

Система контролирующих материалов

(основные дидактические единицы)

п\п

Название раздела

Кол-во часов

Форма контроля

Цели контроля

1.

Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного

1

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах»

-проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности за 7 класс;

2.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

1

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»

- умение находить главные члены предложения,

выраженные различными частями речи

1

Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».

- умение обозначать члены предложения

3.

Односоставное простое предложение

1

Контрольная работа по теме: «Односоставные предложения»

- умение находить односоставные предложения и определять их тип

4.

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами

1

Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»

- умение правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения

5.

Предложения с обращениями и вводными словами

1

Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

- умение верно писать изученные орфограммы

6.

Предложения с обособленными членами

1

Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения».

- умение правильно ставить знаки препинания в предложении с обособленными членами предложения

1

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»

- умение правильно ставить знаки препинания в предложении с обособленными членами предложения

7.

Прямая речь

1

Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь»

- умение правильно писать предложения с прямой и косвенной речью

8.

Развитие речи

1

Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка.

- умение излагать мысли на бумаге



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (204)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по технологии 5-9 класс Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению ...
  2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (254)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Барнаульского учебного центра ФПС повышения квалификации ... В.В. Доронин «___» _____________2011г. «___»_____________2011г. РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Барнаульского учебного центра ФПС повышения квалификации специалистов ...
  3. Рабочая учебная программа (65)

    Программа
    ... : федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебнаяпрограмма, рабочаяучебнаяпрограмма, методические разработки для студентов и преподавателей ...
  4. Рабочая учебная программа (148)

    Рабочая учебная программа
    ... -методического совета Протокол № Секретарь ________ РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Предмет: Английский язык Учитель:Лаврова ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочаяучебнаяпрограмма (далее по тексту – программа) по английскому языку в 10 ...
  5. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (77)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по Информатике и информационно ... Бином. Лаборатория знаний, 2008 г. Программу разработала учитель информатики Кудринская Н.В. ... требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической ...

Другие похожие документы..