textarchive.ru

Главная > Классный час


II занятие.

На втором этапе можно скорректировать результат. Для этого из количества плюсов в каждом столбике вычисляют соответствующее количество минусов. Затем анализ повторяется, как было показано раньше. В том случае, когда результаты в большинстве столбиков почти одинаковые, говорят, что склонности не выявлены и предпочтения к отдельным видам профессий нет.

Игра на взаимопонимание. Для последнего занятия по этой теме предлагаются две игры "Ожившая картина" и "Наблюдатель".

"Ожившая картина". Один из учеников получает в руки репродукцию картины с большим числом людей, например, "Взятие снежного городка" В.Сурикова. Не показывая картину остальным участникам, ученик распределяет роли и детально описывает действия каждого и рассказывает, в какой позе нужно замереть и остаться на картине, зафиксированной художником. Когда картина будет закончена, можно продолжить динамически действия, зафиксированный художником. Игра обычно проходит очень весело. После игры можно проанализировать, какие роли кому достались, были ли они удачны, насколько точно "изобразил" художник предложенную картину.

"Наблюдатель". Эта игра формирует психологическую зоркость и наблюдательность. Все ученики вытаскивают карточки с фамилией одного из учеников. Никто не должен знать, кто за кем будет наблюдать. За этим учеником ему надо будет наблюдать и затем описать его психологическое состояние. Затем все свободно перемещаются по классу и общаются друг с другом. Если кто-то замечает, что за ним наблюдают, то слишком бесцеремонный и назойливый наблюдатель выбывает из игры. Игра продолжается 10 -12 минут. Затем в парах (наблюдатель и объект наблюдения) анализируют результаты. Можно предложить некоторым учащимся рассказать о своих наблюдениях.

Классный час для старших классов на тему "Выбор профессии"

Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности.

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.

Оборудование: игрушечная газовая плита, утюг, оборудование для тушения пожара (покрывала, резиновые перчатки, лейка), сигнальные фонарики. Карточки с правилами, магнитофон.

Оформление: плакаты о работе пожарных, о сказке «Кошкин дом»,

«Гуси-лебеди», индивидуальные правила.

Ход занятия:

1.Повторение изученного.

Сегодня у нас с вами очередной урок по основам безопасности жизнедеятельности человека. Какая опасность может угрожать человеку? Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации? (сель, землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения) А какие опасности существуют для жителей нашего города? Почему?

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы поговорим с вами об одной такой ситуации. Тему урока будем открывать по одному слову, после выполнения заданий. Первое – отгадайте загадку:

Отец горяч и красен, бывает он опасен.

Накормишь – живет, напоишь – умрет.

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)

3. Огонь- давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких? (Опор на картинку из сказки

«Гуси-лебеди», где печка обогревает, пирожки печет, освещает).

А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:

1)А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак

Он приветливое пламя поднимает будто флаг.

2) Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.

Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.

(Открывается второе слово – друг)

3) Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого… (Открывается листок 2 с названием темы урока: врага)

Чаще всего дома вызывают пожары: печи, утюги, телевизор и газовые плиты) Чем же опасна газовая плита? Об этом готовили свое домашнее задание ребята 1 ряда. Послушаем их.

1 ряд.

1.Утечка газа приводит к беде.

2. Газ ______________________.

3. Пользоваться газом можно, когда комната проветривается.

4. Запрещается использовать газ для обогрева.

5. При зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран.

6.При запахе газа позвоните в газовую службу. А какой телефон?

(Учащиеся поднимают сигнальные карточки с телефоном)

Молодцы, ребята. Обобщая все, что рассказали ребята 1 ряда, послушайте и запомните 4 важных «не». (Открывается доска с правилами).

Учитель читает их.

-не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно

- не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок

- не исправляйте сами дефекты газопроводных труб

- не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы.

А если загорелся телевизор? Что делать? Об этом нам расскажут учащиеся 2 ряда.

2 ряд.

1. Телевизор надо сразу отключить от сети.

2. На него надо набросить плотную ткань или одеяло.

3. Тушить водой через верхнее отверстие задней стенки.

А как вести себя если загорелся утюг? Это домашнее задание 3 ряда.

3 ряд.

1. Отключить утюг от электричества.

2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.

3. Набросить на него плотную ткань.

4. И только потом бежать за водой.

5. Сообщить в пожарную часть. По какому телефону?

6.Игровая ситуация.

Кто правильно потушит предметы?

7. Пожар может начаться не только в квартире, но и в классе.

Что может привести к пожару?

Тили-тили-тили бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Что кошка сделала неправильно. (Открыла окна и двери, не сообщила пожарным, не отключила электроприборы, не затушила печь, создала панику) Молодцы, правильно!

Итак, мы раскрыли тему нашего урока «Огонь – друг и враг» и смогли доказать свои слова.

А теперь у вас на парте лежит белый листок. Поверните его и положите перед собой. Я вам прочитаю, а вы следите.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ:

(учитель читает)

8. Но у огня есть брат, который приносит человеку больше

вреда. Кто он? Для этого послушайте и отгадайте загадку.

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой

Над пожаром, пароходом,

Не бывает без огня. (Дым)

Урок информатики

В.Лебедев

Участники:

Учитель,

5 учеников

Учитель на первом плане, сзади стоят стулья, символизирующие класс.

У: Вообще то я веду информатику в старших классах. Но, однажды заболела учительница из начальной школы и меня попросили заменить урок во втором...

Входят ученики рассаживаются.

У: Здравствуйте ребята.

Класс дружно встает и декламирует.

Уч: Здав-ствуй-те!

У: (ошарашено) Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы пройдем с вами тему "Устройство компьютера". Давайте запишем.

Уч: (хором) Ус-трой-ства.

У: Да, не "устройства", а "устройство".

1: (поднимает руку) А что у компьютера только одно устройство?

У: Нет, почему же много. Имеется в виду, как компьютер устроен. Вот вы видите перед собой компьютер, он состоит из нескольких частей (показывает). Вот на что похоже это устройство (показывает на монитор).

2: На телевизор.

У: Правильно. А что делает телевизор?

3: Показывает.

У: Правильно. Это устройство, так похожее на телевизор называется монитор. Давайте хором.

Уч: Мо-ни-тор.

У: Запишем "Монитор нужен для того, чтобы показывать информацию".

Уч: (записывают) Ин-фор-ма-ци-ю.

У: (показывает мышку) А эта штука на что похожа, такая с хвостиком.

1: На лягушку.

2: На штуку с хвостиком.

3: На мышку.

4: На черепашку.

5: На...

Уч: Правильно!.. Это мышка. У нее есть кнопочки. Нажимая на кнопочки мы даем компьютеру команды. Давайте запишем.

Уч: (записывают) Мыш-ка... ко-ман-ды.

У: А вот эта доска с кнопочками (показывает клавиатуру), как вы думаете для чего она нужна?

4: Чтобы на кнопочки нажимать.

У: Правильно, мы нажимаем на кнопочки, а на экране появляется текст. Кто знает, как она называется.

5: Кнопочница.

У: А еще?

6: Печаталка.

У: А еще... она называется "клавиатура". Хором.

Уч: Кла-ви-а-ту-ра.

У: Запишем, клавиатура нужна чтобы на ней печатать (то есть вводить в компьютер информацию).

Уч: (записывают) Пе-ча-тать.

У: Все эти устройства подключаются к ящику, который называется системный блок. Системный блок выполняет наши команды, и решает те задачи, которые мы перед ним ставим.

1: И по математике?

У: И по математике.

2: И по рисованию?

У: И по рисованию.

3: И по...

У: И по этому тоже. Садись.

У: А теперь давайте повторим названия разных устройств компьютера. Как называется это устройство (показывает на монитор)?

Лес рук.

У: Ну, я даже не знаю. Вот вы, пожалуйста. (Дети испуганно начинают озираться) Ну в смысле вот ты..., отвечай.

1: Телевизор.

У: Не совсем правильно. Садись. Мы знаем его настоящее название. Ну кто готов?

Лес рук.

У: Давай ты.

2: А еще есть клавиатура.

У: Да есть, но этот то телевизор как называется.

3: А на клавиатуре можно печатать.

У: Спасибо. (Все опускают руки). Еще раз повторим. Это устройство называется монитор. Хором.

Уч: Мо-ни-тор.

У: Монитор нужен, чтобы показывать информацию.

Уч: Ин-фор-ма-ци-ю.

У: Для чего нужен монитор.

Лес рук. Учитель показывает на 4. Тот встает и молчит.

У: Ну смелее. Ты же сам хотел отвечать.

4 молчит.

У: (поднимая 5) Помоги ему.

5: Кино смотреть. Я всегда с мамой кино по телевизору смотрю. Вчера был очень интересный фильм, про то как...

У: Спасибо. (раздраженно) Все садитесь. Кто скажет, как называется этот НЕТЕЛЕВИЗОР, для показа информации компьютера?

Лес рук. Учитель последовательно указывает на учеников. Потом хватается за голову.

6: Можно выйти?

У: Выйди.

1: А у меня ручка не пишет.

У: Возьми другую.

2: А ко мне Петя пристает.

У: Петя не приставай к девочке.

1: А можно красной.

3: А можно я тоже выйду?

4: А у нас дома тоже компьютер есть.

5: А у нас зато денди.

6: А как вас зовут?

2: А на компьютере можно музыку слушать.

3: А для чего коврик у мышки?

4: А домашнее задание компьютер может решить?

5: А у нас потом плавание...

У: Все! (все замолкают) Ребята, я придумал. А давайте сделаем зарядку. Все встали.

Ребята встают и делают зарядку, не прекращают ее даже на время диалогов.

Ручки в стороны. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

6: Но мы ведь не много писали!

У: Ничего, сейчас пойдете на плавание, еще там напишетесь. Раз, два. Раз. Два. Повороты. Раз, два, раз, два. Теперь шагаем. Раз, два. Раз, два. Повернулись и шагаем к двери. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре.

Учитель считает и дирижирует до тех пор, пока все не выходят из класса. Потом тяжело вздыхает. Вытирает лоб и обращается в зрительный зал.

У: И хотя все кончилось почти благополучно, но с тех пор я предпочитаю не брать замены. Особенно в младших классах.

Пожар

  Игра разработана в Игроцентре СМДЦДиЮТ в октябре 1995 года.

Авторы: К. Шильников г. Самара, студент 4 курса СамГУ; Р. Ревин г. Самара, студент 4 курса СамГУ.

Руководитель Педклуба: методист СГМЦДиЮТ Ю.Р.Майстровский.

Основа игры: В основу игры положены правила игры - путешествия.

Участники игры: 2 команды.

Для игры вам понадобится поле следующего вида:

а

б

в

г

д

е

ж

7 этаж

Огнету
шитель

6 этаж

Огнету
шитель

Дети

Огнету
шитель

5 этаж

Дети

Лопата

Лопата

Дети

4 этаж

Дети

Дети

3 этаж

Лопата

Огенту
тушитель

Лопата

2 этаж

Дети

Лопата

Дети

7 этаж

1
Вход

2
Вход

Ход игры.

  Представьте себе, что вы постояльцы семиэтажной гостиницы, находящейся на одиноком скалистом острове. В этой гостинице вас привлекает только одно - ее уединенность. В гостинице есть только один недостаток - это то, что в гостинице только три выхода. Это два подъезда и посадочная полоса для вертолета на крыше дома. Администрация гостиницы осознает эти недостатки и ежегодно проводит учения по пожарной безопасности, не сообщая постояльцам о времени их начала.

  И вот, в одно прекрасное летнее утро вы узнаете, что в гостинице вспыхнул пожар. Все постояльцы спустились на первый этаж к выходам и обнаружили, что они заблокированы. Собравшиеся у выходов постояльцы - это две команды, которым предстоит нелегкий путь к спасению. Путь к спасению один - через крышу, где вас уже ждет вертолет.

  Чтобы подняться на крышу дома, вам необходимо потушить те комнаты, которые будут находится на вашем пути. За каждую потушенную комнату вы получите определенное количество баллов, комната считается потушенной в том случае, если вы правильно ответили на вопрос ведущего. Учтите, что чем выше вы поднимаетесь, тем сложнее вопросы предлагаемые вам ведущим, и тем больше баллов вы можете получить за правильный ответ.

  На первых трех этажах вас ждут однобалльные вопросы, на 4 и 5 этаже - двухбалльные, и на последних (6 и 7) - трехбалльные. Передвигаться по комнатам вы можете только вправо или влево, вверх или вниз, и только на одну клетку - комнату. Учтите, что если вы не ответили на вопрос ведущего, та комната, которую вы тушили, оказывается заваленной, и прохода через нее уже нет.

  Администрация гостиницы сообщила своим постояльцам, что в некоторых комнатах остались дети, за спасение которых вам добавляется еще два балла. В некоторых комнатах есть огнетушитель, если вам повезет и вы найдете такую комнату, то она считается потушенной без вопроса ведущего, и в вашем активе появляется еще три балла. После освобождения от огня некоторых комнат, вы можете обнаружить там лопаты, которые сможете использовать для расчистки заваленных комнат, но вынести эту лопату из комнаты вы можете только при условии, если правильно ответите на дополнительный вопрос ведущего. Одна лопата поможет расчистить одну комнату.

  По потушенным комнатам вы можете свободно передвигаться, при этом ведущий вопрос вам не задает и никаких баллов вы не получаете.

  Теперь вам известна вся необходимая для спасения информация - в путь!

Рекомендации ведущим.

  Предлагаемое поле составлено для ведущих, играющие не видят поле целиком, они знают месторасположение только некоторых объектов - оставленных детей и лопат, местонахождение огнетушителей знает только ведущий.

  Игра считается законченной в том случае, если одна из команд выбралась на крышу и объявила о своем отлете или одна из команд оказалась в безвыходной ситуации - заваленной со всех сторон.

  Еще раз основные правила: ходить по полю можно только по горизонтали или вертикали на одну клетку. За правильный ответ на первом уровне (1, 2 и 3 этажи) команда получает по одному баллу, за правильный ответ на втором уровне (4 и 5 этаж) - по два балла, за правильный ответ на третьем уровне (6, 7 этажи) - по три балла.

  За спасение ребенка команде прибавляется два балла, за найденный огнетушитель команда без вопроса получает три балла, для того, чтобы взять лопату из потушенной комнаты, команда должна правильно ответить на дополнительный вопрос.

  Команды ходят по очереди.

Пакет вопросов.

1 балл.

  1. Житель очень маленькой фантастической страны, описанной в романе Джонатана Свифта. (Лилипут)

  2. Упаковка для мази, пасты, красок. (Тюбик)

  3. Гоночный микролитражный автомобиль. (Карт)

  4. Положение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)

  5. Плащ из непромокаемой ткани. (Макинтош)

  6. Какое произведение чаще всего исполняли влюбленные юноши, стоя под окнами своих избранниц? (Серенада)

  7. Вечнозеленое дерево - символ победы. (Лавр)

  8. Богиня цветов и весны. (Флора)

  9. Богиня охоты в греческой мифологии. (Артемида)

  10. Бог смерти в греческой мифологии. (Аид)

  11. Какая богиня родилась из головы Зевса. (Афина)

  12. Назовите океан, в котором больше всего островов. (Тихий)

  13. Назовите самое "твердое" море. (Мраморное)

  14. На каком материке нет рек? (Антарктида)

  15. Какие вы знаете цветные моря? (Белое, Черное, Красное, Желтое)

  16. Где находится Аравийская пустыня? (В Африке, между Нилом и Красным морем, на юге переходит в Нубийскую пустыню)

  17. Какая рыба называется именем человека? (Карп)

  18. В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)

  19. Какая птица носит название танца? (Чечетка)

  20. Какой породы была собака в повести Джека Лондона "Белый Клык"? (Помесь волка с собакой)

  21. Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный)

  22. Что растет вниз вершиной? (Ледяная сосулька)

  23. Кто раньше появляется весной - летучие мыши или летучие насекомые. (Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются)

  24. Сколько ног у паука? (Восемь)

  25. Сколько крыльев у жука? (Четыре)

  26. Какая птица кричит драной кошкой? (Иволга)

  27. Какие ноги вырастают у головастиков первыми - передние или задние? (Задние)

  28. Какого цвета самый крупный из наших дятлов? (Черный, с красной шапочкой)

  29. Что это за трава, которую и слепые знают? (Крапива)

  30. Куда зайцу бежать удобнее - с горы или в гору? (В гору, у зайца задние ноги длиннее передних)

  31. Что ест зимой жаба? (Ничего, зимой она спит)

  32. Когда черен - куслив и задорен, а покраснеет - сейчас же и присмиреет. (Рак)

  33. По земле не хожу, вверх не гляжу и гнезда не вью, а детей вывожу. (Рыба)

  34. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

  35. Ходячему на путь, ленивому на кнут, а хворому на здоровье. (Береза: путник вырежет палку, возница - кнутовище, а хворых поят березовым соком)

  36. Висит сито, не руками свито. (Паутина)

  37. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко светлое, камешками набито. (Ягоды шиповника)

  38. Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)

2 балла.

  1. В греческой мифологии бог - целитель, прорицатель. (Аполлон)

  2. Назовите имя самого воинственного бога древних римлян. (Марс)

  3. Главный злодей в сериале "Рабыня Изаура". (Леонсио)

  4. Кусок ткани для починки. (Заплата)

  5. Судно, имеющее два корпуса. (Катамаран)

  6. Японская национальная одежда. (Кимоно)

  7. Бумага для оклейки стен. (Обои)

  8. Кто первым плавал по проливу, названному впоследствии Беринговым? (Семен Дежнев)

  9. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

  10. Какой пролив разделяет два моря, два океана, два полуострова, две части света, два государства. (Берингов пролив разделяет Берингово и Чукотское моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны, Чукотский полуостров и полуостров Сьюард, Азию и Америку, Россию и США)

  11. Существует ли в действительности "безбрежное" море? (Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане)

  12. В каких наших озерах водятся тюлени? (На Байкале, в Ладожском озере и в Каспийском море)

  13. Какая из наших птиц быстрее всех летает, при этом не садится ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стриж)

  14. Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)

  15. Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камушки. (Камушки помогают им лучше переваривать зерна, желудок с камушками заменяют им зубы)

  16. Какое растение, служащее сырьем для изготовления тканей, цветет только половину дня? (Лен, он цветет только половину дня, затем вместо цветов у него появляются зеленые коробочки с семенами)

  17. Какой зверек вьет гнездо в траве и в кустах? (Мышь-малютка)

  18. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Водяной паук-серебрянка)

  19. Чем питаются новорожденные летучие мышата? (Молоком матери)

  20. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях хорошо видны скрытые летом в листве птичьи гнезда)

  21. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (У лошадей очень острое обоняние, отфыркиваясь, они очищают нос и могут быстрее определить, что и с какой стороны им угрожает)

  22. Каких пауков называют "бродягами"? (Тех. кто не ткут паутину для ловли добычи)

  23. Середка на дворе, голова на столе, ноге на поле. ( Хлебные колосья)

  24. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан поясом, встать не может - люди поднимают. (Сноп)

  25. Я молча говорю издали с тобою. (Эхо)

  26. Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падет - почернеет. (Листва)

  27. Долговяз в траве увяз. (Дождь)

  28. Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воду не замутил. (Лист с дерева)

  29. Однолетняя трава - выше двора. (Хмель)

3 балла

  1. В нашей стране есть остров, который, расположен сразу в трех полушариях. Назовите его. (Остров Врангеля. (Северное, западное, восточное полушария)

  2. В каком городе жители ежедневно совершают путешествия из Европы в Азию и обратно. (Магнитогорск. (По реке Урал проходит граница между Европой и Азией)

  3. В какое озеро, находящееся на территории России, впадает 336 рек, а вытекает одна? Что это за река? (Озеро Байкал, река Ангара)

  4. Какая рыба европейских рек может по праву быть названа вечной путешественницей? (Речной угорь, это рыба совершает за свою жизнь дальнее путешествие протяженностью в 7 - 8 тысяч км. в Саргассово море, где она нерестится)

  5. Какое дерево в средней полосе страны цветет последним в году? (Липа)

  6. Какая птица "лает"? (Самец белой куропатки весной)

  7. Есть ли у нас хищные растения? (Есть. У нас на моховых болотах растет росянка, в реках и озерах растет пузырчатка)

  8. Как различить старого и молодого грача. (По их носам. У молодого грача нос черный, как у ворона, а старого - грязно-белый)

  9. Почему старых лосей-быков называют "сохатыми" ("Сохатый" от слова "соха", на которую похожи рога лося)

  10. Когда говорят про птицу: "За море помирать полетела"? (Когда по ней промажет охотник)

  11. У кого лапы вывернуты ладошками врозь и наружу? (У крота)

  12. Какой ночной хищник появляется у нас только зимой? (Полярная белая сова)

  13. Отчего все кошки гораздо чистоплотнее собак? (Кошки ловят добычу прыжками из засады, они должны быть чистоплотны, чтобы от них не пахло, иначе те, на кого они охотятся, почуют их издали и не подойдут к засаде близко.)

  14. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клест. Они выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.)

  15. Бежать - бежать - не добежать, лететь - лететь - не долететь. (Горизонт)

  16. Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)

  17. Без рук, без ног стучит - в избу просится. (Ветер)

  18. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед)

  19. Не в избе, не на улице - соловьиное гнездышко. (Входная дверь в избу скрипит, как соловей из гнезда беспокоится.)

  20. В избе мерзнут, на улице - нет. (Окна замерзают только изнутри.)

  21. Тридцать два молотят, один наворачивает. (Зубы и язык)

  22. Десять мальчиков на спинках льдинки несут. (Пальцы и ногти (Эвенкийская загадка)

  23. Я хожу, а он остается. (След)

  24. Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)

  25. Черная корова всех людей поборола, а белый вол всех поднял. (Ночь и день (Украинская загадка)

  26. Маленький, легонький, а тяжко поднять. (Горячий уголек (Белорусская загадка)

  27. Кверху дном - полная, книзу дном - пустая. (Шапка (Карельская загадка)

  28. Утром я встал, на две дороги попал. (Брюки (Казахская загадка)

  29. Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок)

  30. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

  31. Меж двумя дубами застряла свинья зубами. (Пила (Украинская загадка)

  32. Что это за дорога: кто по ней идет, тот хромает? (Лестница (Белорусская загадка)

  33. Четыре четырки, две растопырки, седьмой - вертун. (Корова (Украинская загадка)

  34. Один человек на двух лошадях разом едет. (Лыжник (Якутская загадка)

  35. У матери тысяча сыновей, каждому она мисочку дала, а себе не взяла. (Дуб и желуди (Украинская загадка)

  36. Я вода, по воде плаваю. (Льдинка)

  37. Черная дорожка усыпана горошком. (Звездное небо)

  38. Голубой платок,
    Красный клубок
    По платку катается,
    Людям улыбается. (Солнце на небе)

  39. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Ковш Большой медведицы)

  40. Мост велик, да нет пути - ни проехать, ни пройти. (Радуга)

Дети войны


Музыкально-литературная композиция
И. ШУЙСКАЯ,

заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 46 Москвы

Звучит в записи марш "Прощание славянки " (музыка В. Агапкина). Вариант: исполняется марш из к/ф "Белорусский вокзал ".
Ведущий.Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.
Звучит в записи второй фортепианный кон-церт (1-я часть) С. Рахманинова.
Ученик:

Ею я узнал не из книжки -
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам к детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных. На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных Шуршали листы букварей.
(А. Иоффе)


Ведущий:Они встретили войну в раз-ном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Воина застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки. в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ученица:

Такою все дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал. что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

(С.Щипачев)

  Гремят взрывы (в записи), затем звучит первый куплет песни "Священная воина " (музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача).
  Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною. С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идет война народная, Священная война!

Ведущий:Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей...
Ученица:В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
(Т.С.Ивлева, полиграфист)

  Звучит в записи "Эпизод нашествия" из седьмой ("Ленинградской") симфонии Д. Шостаковича.

Ученица:И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.
(Ю.Н. Никитина, товаровед)
Ученик:Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл...
(Ю.Г. Подтыкайлов, инженер-механик)
Ведущий: Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобожденные из плена. Братья или сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей...
  Они не знали, как сложится их жизнь через гол, месяц, день, через час. Но храбрость и лих ли срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принесшем нам Победу.
  Хор учащихся третьих классов исполняет песню "Женьки " (музыка Е. Тарковского, стихи К. Ваншенкина).

Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько,
Жила там когда-то давненько Девчонка по имени Женька.
Мальчишечье имя носила, Высокие травы косила.
Высокие травы косила. Была в ней веселая сила.
Завыли стальные бураны,
Тень крыльев легла на поляны.
Тень крыльев легла на поляны.
И Женька ушла в партизаны.
В секрете была и в засаде,
Ее уважали в отряде, Ее уважали в отряде,
Хотели представить к награде.
...Висит фотография в школе -
В улыбке ни грусти, ни боли. В улыбке ни грусти, ни боли. -
Шестнадцать ей было, не боле.

Повторение первого куплета.

Ведущий:Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
Ученица:"Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
Ведущий:Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил.
Ученица:Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает надо потерпеть. Блокадный паек - 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминании моего детства...
(Л.Т Шепелева, профессор, доктор исторических наук)
  Звучит в записи произведение С.Рахманинова "Музыкальный момент".
Ведущий:Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отня-ли Родину и свободу.
Ученик:

В обители смерти молчат о смерти.
И только крик
Парит и кружит пол крышею блока,
Бьется о твердые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни - сорняк живучий -
Дает нам силу
Сломить бессилие.

Ведущий:Вот как определяют самый светлый, ясный и радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в фашистских лагерях.
Ученица:В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь "Красное село", где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправил и в лагерь "Балтийский". Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь "Клоога". Выжила чудом...
(Рабочая из Таллина)
Ведущий:У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи...
Ученик:Они прикрыли жизнь собою. Жизнь начинавшие едва. Чтоб было небо голубое. Была зеленая трава.

И вновь - весна... И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали...
Но кто сказал, что жили вы напрасно? Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя 11 не видал он материнских слез,
Не видел он могил
И после боя
Не видел тех, кто это перенес.

(Русские солдаты)

Звучит в записи первый куплет песни "Где же вы, друзья, однополчане'!" (музыка В. Соловьева-Седого, стихи А. Фатьянова).
Майскими короткими ночами, Отгремев, закончились бои. Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
Ведущий: Сегодня по традиции, у нас в зале находятся ветераны-полбинцы, летчики, связисты, боевые товарищи генерала И.С. Полбина. Мы обращаемся к вам со словами школьницы из города Новошахтинска.
Ученица:

Приди, мой друг, поговори со мной И расскажи мне о былых тревогах, Поведай мне о жизни боевой, Приди, мой друг, поговори со мной.
...Война прошла ужасным ураганом
И юность отняла навек у вас.
Не описать тех горестей, страданий. Но им благодаря мы счастливы сейчас...

(Галя Озерских. Ветерану)

Ведущий:Мы благодарны вам за чистое мирное небо, за счастливое детство, мы горды за вашу Победу С праздником вас, доро-гие ветераны! Здоровья, счастья вам и вашим близким. Заканчиваем наше выступление стихотворением восьмиклассника Новоржевской средней школы Псковской области Сергея Самушенкова "Старый фильм".

Звучит в записи исполняемая инструментальным ансамблем мелодия песни "Журавли" (музыка Я. Френкеля). На ее фоне читаются стихи.

Ученик:

Я недавно смотрел старый фильм о войне И не знаю. кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой. Столько жен потеряли мужей? Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов. Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка - их кров. А мечта - до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, Чтобы не было войн и смертей, Чтобы мамам страны не пришлось хоронить Вечно юных своих сыновей.

Звучит в записи песня "С чего начинается Родина" (музыка В. Баснера, стихи М. Матусовского). Школьники поздравляют ветеранов, вручая им цветы.

УРОК МУЖЕСТВА

"КРАСНАЯ СТЕНА"
Сценарий



Оформление:

Стена затянута красной тканью. Часть ткани расписана в виде старой разрушенной взрывами кирпичной стены, опутанной колючей проволокой. На кирпичах чёрным написаны цифры погибших, пропавших без вести и др. данные. В центре стены изображение памятника Мамаева-Кургана - тянущая из земли рука с факелом. Вверху стены косяк журавлей. Желательно сделать их объёмными. На сцене в ряд установлены три больших гильзы, куда в конце каждой тематической части устанавливаются цветы как дань памяти павшим.
По всей сцене на разных уровнях устанавливаются свечи.
Сбоку экран для демонстрации слайдов.


  Фонограмма А. Розенбаума "Красная стена" I куплет.


Ведущий: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников (сл. "Солдат в камне"). Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешанных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

  Фонограмма А. Розенбаума "Красная стена" - припев.
  Открывается занавес. Красная стена с цифрами.

Чтец: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 55 лет всё и ждут и ждут запаздавшие письма с войны и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!

Ведущий: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рожд., 18-летних с войны вернулся только 1.


  Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано.


Ведущий: Было убито 16 747 чел., ранено 33 782, от голода умерли 641 803 человек, осталось без крова 716 000 мирных жителей.

Чтец:

Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает
Как потом оказалось.
Впереди ещё 800 !

Ведущий: Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.

Чтец:

Они лежали на снегу
Недалеко от города.
Они везли сюда муку
И умирали с голода.



  Фонограмма А. Розенбаума "Дорога жизни"


Ведущий: Время - лучший врач. Когда люди придумывали эту поговорку, они не знали о существовании дневника Тани Савичевой.

Чтец:

Эта толстая тетрадь стоит многих толстых книг.
Таня Савичева. Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив свои дыханья, слышит мир
Твои слова.

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года
Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года
Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

Чтец:

Сломя зловещий гул орудий
Пронеслась войны гроза.
Но всё также память людям
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
Но на скорбном Пискарёвском
Обожгут сердца слова:
Здесь лежат ленинградцы:
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням.
Никто не забыт и ничто не забыто.

  Музыка. Слайды.

Чтец:

Здесь всегда тихо.
Здесь говорит история.
Здесь говорит подвиг.
Здесь говорит нетленная память народа
О героях великой битвы

... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

Время - лекарь.
И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Но бывает
Людская боль,
Над которой
Не властно время.
Вот опять
Через несколько лет!
Эта женщина
В День Победы
Не венок, не цветок, а хлеб
Принесла на могилу деду...


  (Высвечивается кусок хлеба в 125 г.)

  Песня А. Розенбаума "А может не было войны"

Ведущий:Своё стихотворение читает автор- ученик 8 "В" класса Сивиркин Фома.

Мы знаем, вы не зря страдали,
Вы гордо всё стерпеть смогли.
Спасибо, что людей спасали
И нас ценою жертв спасли.

Вам не забыть всех тех мучений,
Через которые прошли.
Но спустя много поколений
Вас знают даже малыши.

И сквозь столетья ваша слава
Мы знаем точно, пролетит.
С людьми такими, как тогда вы
Всегда Россия победит.


Ведущий:Я думаю о тех, кто не вернулся. И сегодня опять достану старые карточки своих 20-летних друзей и товарищей. И когда совсем догорит закат, я не включу свет. Зажгу белые свечи и память о них: и рядом со мной сядут Мишка-танкист, Катя-санитарка, Иван...

  Музыка Я. Френкеля "Журавли". Зажигаются свечи.


Ведущий: Мы не будем говорить про войну, разве совсем немножко. Я доскажу им, когда и чем кончилась она. И буду сидеть, пока не догорят белые свечи.


  Слайды.

Ведущий:Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины:

  • стремление быть достойными их

  • наш долг ушедшим без времени неоплачен

  • наш долг любить Родину так как они

  • сделать для народа всё, что они не успели.


  Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!


ЗЕМНОЙ ВАМ ПОКЛОН!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Классный час на тему " Здоровый образ жизни" Статья отнесена к разделу

    Классный час
    ... . Дереклеева Н.И. Классныечасы по теме “Нравственность”. Москва, 2006 Персидская И.В. Классныечасы. Волгоград, 2005 Классныйчаснатему: "Правила дорожного ... подарила мне жизнь. (Спирин Дима) В моейсемье я люблю всех одинаково. С мамой и папой ...
  2. Классный час на тему `наши права и обязанности` цель

    Классный час
    ... Ни за что! Они мои!Моему бедному папе Карло необходима ... и обаятельной личности совершило покушение насемь несовершеннолетних душ, но было ... «Изучаем права человека» – «Вита-пресс»1996 Классныйчаснатему "Конвенция о правах ребенка" ЦЕЛИ: 1. ...
  3. Классный час на тему «бородинское сражение прах здесь слава - везде… » 7 класс разработала

    Классный час
    Классныйчаснатему: «Бородинское сражение. Прах здесь, слава - ... учитель МХК МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск Республики Мордовия 2012 Тема: «Бородинское ... сожалею о сем, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту Отечества ...
  4. Классный час на тему «О дружбе и друзьях» 3 класс Цели

    Классный час
    Классныйчаснатему: «О дружбе и друзьях» 3 класс Цели ... этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою ... помощник, советчик. - Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем ... . - Вы правы, дорогие мои дети! Мы пока учимся быть ...
  5. Классный час на тему Мое образование – моя профессия – моя карьера Цель

    Классный час
    Классныйчаснатему: Мое образование – моя профессия – моя карьера Цель. Помочь ... Общее количество учеников на уроке __________________ Поговорим натему: Я и моя будущая профессия! ... она сделает вас и вашу семью счастливыми, если, конечно, она ...

Другие похожие документы..