textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………..2

2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ……………………………………..………….6

3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………….21

4. Базисный учебный план начального общего образования………………………….53

5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………62

6. Программы отдельных учебных предметов…………………………………………..114

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………………………..596

8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………………….………………………….....602

9. Программа коррекционной работы …………………………..……………………….608

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 5 с. Балахоновское, работающая по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, Концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Цель и задачи образовательной программы

Цель:

обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

  • сохранение и укрепление здоровья

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

  • Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области;

  • личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и програм­мы духовно-нравственного развития и воспитания обучаю­щихся, программы формирования культуры здорового и безо­пасного образа жизни;

  • метапредметные результаты формируются за счёт реализа­ции программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Принципы и подходы УМК «Школа 2100» направлены на обеспечение

- общедоступности образования, равных возможностей получения качественного начального общего образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

-условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ОП, для индивидуального развития всех обучающихся, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирования критериальной оценки обучающихся;

- преемственности образовательных программ;

-обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

-гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

-формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности;

-воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения РФ, овладения духовными ценностями и культурами разных народов России;

- содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности;

-единства культурного и образовательного пространства в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Программа УМК «Школа 2100» опираетсяна развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно- ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Общая характеристика образовательной программы

Основная образовательная программа МОУ СОШ № 5 сформирована с учётом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральных психологических новообразований, форми­руемых на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемых как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развития целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа содержит разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 5 предусматривает

  • достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преоб­разования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Состав участников образовательного процесса

МОУ СОШ № 5 с.Балахоновское

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразообразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники МОУ СОШ № 5, родители (законные представители) обучающихся, управляющий совет МОУ СОШ № 5.

  1. ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГОРАЗВИТИЯИВОСПИТАНИЯ МОУ СОШ № 5 ОБУЧАЮЩИХСЯНАСТУПЕНИНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и методологической основой прог­раммы духовно-нравственного развития и воспитания обуча­ющихся на ступени начального общего образования являют­ся Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является концептуальной

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приори­тетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.

В первом разделе определены цель и задачи духовно-нрав­ственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современ­ный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

Во втором разделе определены основные направления ду­ховно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрыта соответствующая систе­ма базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы и раскрыва­ются особенности организации содержания духовно-нрав­ственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуаль­ная основа уклада школьной жизни.

Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духов­но-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в началь­ной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и разви­тия обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.

В пятом разделе по каждому из основных направлений ду­ховно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

В шестом разделе определены условия совместной дея­тельности образовательного учреждения с семьями обучаю­щихся, с общественными институтами по духовно-нравствен­ному развитию и воспитанию обучающихся.

В седьмом разделе раскрыты принципы и основные фор­мы повышения педагогической культуры родителей (закон­ных представителей) обучающихся.

В заключительном, восьмом разделе по каждому из основ­ных направлений духовно-нравственного развития и воспита­ния определены планируемые воспитательные результаты.

2.1. Цельизадачидуховно-нравственногоразвитияивоспитанияобучающихся наступениначальногообщегообразования

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования явля­ется социально-педагогическая поддержка становления и раз­вития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культур­ных традициях многонационального народа Российской Фе­дерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе во­ли и духовных отечественных традициях, внутренней установ­ке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника фор­мулировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентич­ности;

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства лич­ной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания других людей и сопереживания им;

  • становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и
    этническими традициями российской семьи.

2.2. Основныенаправленияиценностныеосновыдуховно-нравственногоразвития

ивоспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, бу­дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из суще­ственных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, инсти­тутам государства и гражданского общества.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, пред­ставление о вере, духовной культуре и светской этике.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы

    Пояснительная записка
    ... конечные результатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы. 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕРАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕобучающихсянаступениначальногообщегообразования 1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГОРАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯобучающихсянаступени ...
  2. Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы

    Основная образовательная программа
    ... результатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы. ПРОГРАММадуховно-нравственногоразвития, воспитанияОБУЧАЮЩИХСЯНАСТУПЕНИНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программыдуховно-нравственного ...
  3. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (135)

    Основная образовательная программа
    ... . программадуховно-нравственногоразвития и воспитанияОБУЧАЮЩИХСЯНАСТУПЕНИНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНия. СОДЕРЖАНИЕПояснительнаязапискаСодержаниепрограммыПланируемыерезультатыдуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихся Система ...
  4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (1)

    Основная образовательная программа
    ... 9» СодержаниеПояснительнаязаписка 3 1 Программадуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования 11 2 Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщего ...
  5. Пояснительная записка 4 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14

    Пояснительная записка
    ... 1), отражающим ответственность субъектов образования за конечные результатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы. 1. Программадуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования Нормативно-правовой ...

Другие похожие документы..