Главная > Учебно-методический комплекс


Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ИМЕНИ

У.А. ДЖОЛДАСБЕКОВА

Экономико-технический факультет

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и информационных систем

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

Алишпанова Ж.Ж ___________

«_____»_____2010 г.

Учебно-методический комплекс

дисциплины: История Казахстана

Специальность: 050509 – Финансы, 050703 – Информационные системы, 050508 – Учёт и аудит

Форма обучения: дистанционная

Талдыкорган, 2010 г.

Учебно-методический комплекс составлен ст.преподавателем кафедры СГДиИС Мартынюк Е.Н. на основании ГОСО по специальности 050703 «Информационные системы», утвержден и введен в действие от 23.12.2005г. №779, ГОСО по специальности 050509 «Финансы», утвержден и введен в действие от 23.01.2008г. №26, ГОСО по специальности 050508 «Учет и аудит» от 23.01.2008г. №26, на основании типовой учебной программы по дисциплине «История Казахстана», разработанной КазНУ им. Аль-Фараби, утверждённой и введённой в действие приказом МОиН РК от 11 мая 2005г. №289 от 12 июля 2005г. №480

________________________________

(подпись преподавателя)

Рассмотрен на заседании кафедры от

«_____» _____ 2010г., протокол № _____

Зав. кафедрой _______________

Одобрен методическим бюро факультета ЭТФ

«_____» _____ 2010г., протокол № _____

Председатель МБ факультета _______________

Типовая учебная программа по дисциплине «История Казахстана»

Общеобразовательные дисциплины, Всемирная история, Человек и общество, основы государства и права, обществознание. Студенты первого курса должны владеть курсом история Казахстана в объеме средней школы.

Изучение курса история Казахстана необходимо для освоения курсов: культурология, политология, социология, цикл экономических дисциплин, история мировых религий.

История Казахстана – память казахского и других народов, проживавших и проживающих на территории суверенного и независимого государства Республики Казахстан. История Казахстана есть полноправная часть истории всего человечества, которая органично вплетается в контекст Всемирной истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. История Казахстана – наука, изучающая в целостном виде исторические события, явления, факты, процессы, выявляющая исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времён до наших дней.

С обретением Республикой Казахстан независимости и суверенитета неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана», основными задачами которой стали: возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.

Современное видение истории Казахстана предполагает её интерпретацию в контексте Мировой истории, истории Евразийского континента, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов и стран Центрально-азиатского региона. Наряду с этим, возрастают её многофункциональная роль и значимость. Главная из этих функций заключается в том, что предмет «История Казахстана» является государственно значимой учебной дисциплиной, что проистекает от её возрастающей роли в реализации приоритетных задач развития казахстанского общества. Именно поэтому данный предмет введён в учебные планы всех вузов нашей страны. Студенты, получившие диплом о высшем образовании обязаны сдать государственный экзамен по отечественной истории наряду с аналогичным экзаменом по специальности. Это свидетельствует о большой ответственности, которая возлагается как на преподавателя по истории Казахстана, так и на студентов и руководителя вуза.

При создании настоящей рабочей программы авторы исходили из учёта комплекса задач, определяющих роль и значение преподавания дисциплины «история Казахстана» в республике Казахстан:

  • Создание теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей задачам становления и укрепления суверенной государственности Казахстана;

  • Создание идеологической базы для консолидации казахстанского общества на основе совместной истории народов Казахстана;

  • Внедрение подходов, учитывающих уникальное место истории Казахстана в контексте глобальной истории взаимодействия Запада и Востока, а также в общем потоке Всемирной истории и Человеческой цивилизации;

  • Построение единого логического стрежня истории Отечества, основанного на цельном восприятии: этногенеза государствообразующей нации – казахов и народов Казахстана, эволюции государственности на территории Казахстана, совокупности исторических фактов и событий, уроков истории;

  • Наполнение содержания казахстанской модели развития в период становления независимости реальным научно-историческим знанием, которое стояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана на магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности на рубеже 20-21 веков.

Основная цель учебной дисциплины «История Казахстана» - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейшей эпохи до наших дней, о непрерывности и приемлемости этногенеза, становлении и развитии государственности казахского народа.

Авторы настоящей программы исходили, в первую очередь, из задач, выдвигаемых «Концепцией становления исторического сознания в республике Казахстан» (1995 год). Вместе с тем учитывается конкретная ситуация в историческом образовании, инновации в исторической науке, потребности студенческой аудитории, особенности методики преподавания и предоставления учащимся исторической информации. При составлении настоящей программы был взят во внимание опыт создания типовых и учебных программ в области исторического образования в Казахстане. Не остались в стороне опыт мировой исторической науки и педагогической практики в преподавании истории, а также нетрадиционные методы и методики.

При создании учебной программы авторы учитывали объективную природу данного жанра. Любой опыт, приобретаемый через обычные образовательные каналы, всегда оказывается не только поверхностным, но и устаревшим. Опыт исторического мышления, приобретаемый таким образом, формируется учебниками, а учебники всегда описывают не то, что сейчас думают настоящие современные историки, а то, что думали историки прошлого, историки того времени, когда создавался тот исходный материал, на базе которого и были составлены учебники. К моменту включения в учебники устаревают не только результаты исторического мышления. Устаревают также и его принципы, то есть идеи о предмете, методе и ценности исторического мышления в целом. Поэтому одна из важных задач для всех знаний, приобретаемых через образовательные каналы это преодоление иллюзии завершённости.

На первоначальном этапе необходимо обновление теоретических основ, методологии и методики подготовки учебного материала. При этом нужно избегать ориентации на одну универсальную теорию, выступающую в качестве всеобъемлющей методологии научного поиска в области истории, а также сводить исторический поток к осмыслению лишь отдельного ряда вопросов. Рациональный подход в данном случае видится в целостном осмыслении прошлого, настоящего и будущего Отечества в контексте развития всего человечества на принципах соблюдения современных общезначимых познавательных норм, опирающихся на теоретические результаты современной исторической науки.

Методика освоения студентами учебного материала и системы оценки приобретённых ими знаний должна основываться на следующих научных параметрах:

1.Динамика развития отечественной истории (движущие силы, механизмы, тенденции, закономерности исторического развития).

2.Структура истории Казахстана, её периодизация и социально-пространственное членение (части, фазы, стадии, формации, цивилизации, мировые системы, эпохи).

3.Общий ход истории, то есть структура истории, объяснённая через её динамику (переходы, трансформации, большие циклы, прогресс и регресс, эволюция).

В задачи настоящей учебной программы входит создание для студентов возможности комплексного восприятия истории Казахстана на мировоззренческом уровне. Практическая же сторона состоит в том, чтобы обеспечить учащимся условия достижения успешных, конструктивных результатов. Безусловно, авторы не претендуют на всеобщность и всесказанность.

С учётом специфики кредитной технологии обучения основное содержание настоящей рабочей программы представлено не по разделам и темам, а по блокам, которые созданы по принципу опоры на периодизацию истории Казахстана.

Программа курса

Введение

Главная проблема в данном разделе программы это методология изучения истории и периодизации истории Казахстана. Прежняя система подачи исторического материала нарушала целостное восприятие исторического процесса, особенно общей динамики развития государственности на территории Казахстана.

Первостепенную важность в истории имеет процесс появления собственно человека. Появление, формирование, развитие человека в различных частях света имеет много специфических черт и сходств. Первое, что отличало человека от остальной природы его трудовая деятельность. История человечества делится на два больших периода: первобытный мир и период функционирования сложно организованных, социально дифференцированных обществ. Первобытными называются сообщества людей, для которых характерны небольшая численность, простая организация социума, примитивный быт и культура. Условия естественной среды обитания и необходимость в самосохранении породили у первобытных людей собирательство и охоту – простейшие виды хозяйствования, основу которого составлял коллективный труд. Основным средством, обеспечивающим такую форму трудовой деятельности людей, были каменные орудия труда. Они же и представляют базовую информацию о жизни далёких предков человечества, где Казахстан не является исключением.

Согласно тому, из чего изготовлялись орудия труда, в археологии принято делить историю на три больших периода, условно называемых «веками»: каменный, бронзовый и железный. Наиболее длительный по своей временной протяжённости – каменный век (2,6 миллионов лет назад – 3 тысячи лет до новой эры). Бронзовый век длился 2,5 тысяч лет (3 тысячи лет до новой эры – 7-5 века до новой эры). Главной хозяйственной деятельностью носителей андроновской культуры стало пастушеское скотоводство. Истоки этногенеза казахского народа связаны с племенными союзами туров и Ариев, первых древних насельников известных по письменным источникам на территории Казахстана. Переход к кочевому образу жизни произошёл в конце 2 тысячелетия до новой эры.

Эпоха раннего железа привела к повсеместному переходу к кочевому скотоводству. Великая степь Евразии была освоена скифо-сакской общностью. Преемниками историко-культурного наследия саков стали усуни и кангюи, а савраматов – сарматы. Гуннская держава стала первой кочевой империей в Центральной Азии

Тюркский каганат это первая Евразийская кочевая империя. История тюрков связана с распадом государства гуннов. Тюрки продолжили развитие гуннской государственной и культурной традиции. Казахстан находился в составе Тюркского каганат, границы которого расширились до Ирана, Северного Кавказа и Причерноморья. С этого момента вплоть до монгольского завоевания казахская государственность развивалась в центре степной цивилизации тюрков. Все тюркские государственные образования находились на одном уровне социально-экономического и культурного развития.

В 11-12 веках кипчаки стали консолидирующей основой формирования казахского народа. Завершающий этап образования самой кипчакской народности прерван Чингизханом.

В конце 13 – начале 15 веков Кок Орда и Ак Орда стали первыми крупными государственными объединениями на местной этнической основе.

Далее по данному блоку проблем Средневековой истории являются приоритетными следующие темы:

  • Образование казахской народности;

  • Этноним «казак» (казах);

  • Казахские жузы;

  • Казахское ханство в 15 – начале 18 веков;

  • Эволюция казахской государственности в Средние века.

История распорядилась так, что в досуверенном Казахстане эпоха Нового времени освещалась в той мере, в какой это требовалось для обоснования причин присоединения Казахстана к России и демонстрации прогрессивности этого исторического акта. Тем самым исследователь, решившийся осветить эту проблему, был заранее обречён на одностороннее её решение в рамках строго дозволенного. Современная историография проявила себя тем, что актуализировала многие проблемы отечественной истории Нового времени, среди которых особо выделяются проблемы защиты Отечества и освободительной борьбы казахского народа.

Вышесказанное выводит нас на ряд крупных проблем, объясняющих причины случившегося коренного перелома в отечественной истории. Приоритетное место среди них занимает проблема места Казахстана в контексте геополитической ситуации в Центральной Азии в первой четверти 18 века.

Объективно в рассматриваемый период страны Востока были насильственно включены в орбиту мирового капиталистического хозяйства как его аграрно-сырьевой придаток. Как показывает опыт историографии стран Азии Нового времени, при освещении причин, задержавших формирование капиталистического уклада в них, совершенно не брался во внимание тот факт, что, будучи традиционными обществами, как Казахское ханство, так и Джунгарское государство представляли собой отдельно взятые цивилизации со свойственными им внутренними закономерностями развития, а также сложившейся системой приоритетов и ценностей во внешнеполитической деятельности.

Всестороннее понимание политической истории указанных государств будет, на наш взгляд, наиболее полным, если обратить внимание на параллели в судьбе Казахстана и стран Азии в рассматриваемый период. К началу Нового времени независимость сохранили лишь Ойратское (Джунгарское) ханство и Казахстан.

Россия, оправившись от недавней войны со шведами, начинает активизировать свои внешнеполитические действия в Азии. Очевидно, учитывая её специфику, в этом направлении она решила не «прорубить окно», а найти «ключ к вратам» Азии. В свете сказанного проясняются некоторые детали внешнеполитических причин разразившейся войны между казахами и джунгарами в первой четверти 18 века.

Аныракайская битва является символом окончательного наступления для Казахстана эпохи Нового времени. Это была последняя яркая страница в истории двух кочевых народов Евразии перед наступательными действиями колониализма. Казахи, будучи более приспособленными к происходившим в мире новым общественно-экономическим условиям и геополитической ситуации, обратили свои взоры на будущее в сторону обновляющейся России. Для джунгар, стремившихся сохранить единство своего государства и его политическую независимость в надежде на реванш над такими же, как и они, кочевыми казахами, история обернулась закатом. На роль реальных же устроителей и наблюдателей за последней корридой кочевников на евразийском материке история выбрала их великих соседей, которым было суждено стать могущественными империями. Дух Аныракая будет не раз обнаруживать себя в процессе противостояния казахского народа завоевателям земли предков и освободительной борьбе за сохранение её территориальной целостности, государственности и суверенитета.

Одной из приоритетных в отечественной истории Нового времени является проблема казахско-русских отношений с середины 16 века до начала 20 столетия. Предшествующая историография этой проблемы претерпела различного рода оценок, начиная со ставшего классическим в Советское время определения «присоединения» и завершая термином «вхождение». Историческим фактом является то, что Казахстан в результате сложных коллизий в международных отношениях потерял свою политическую независимость и государственный суверенитет.

Всемирная история распорядилась так, что начавшиеся складываться мирохозяйственные связи и расширяющийся мировой рынок поставили человечество перед фактом стремления отдельных мировых государств держать пульс торговых путей, что в свою очередь вызвало их соперничество за торговое, военное и промышленное преобладание в мире. В этих условиях по иному складывается судьба стран Центральной Азии. Казахстан с его цветущей степной цивилизацией, истоки которой восходят к колыбели общего прошлого человечества, становится объектом внешней политики сопредельных великих соседей. Россия, ставшая централизованным государством с утвердившейся абсолютной монархией, имея опыт дипломатического подчинения азиатских народов и военных экспедиций, направляет свои взоры на казахские земли, которые должны будут стать «ключом и вратами ко всем Азиатским странам и землям».

Приоритетным для четвёртого блока «Казахстан в Новое время» является следующий круг проблем:

  • Периодизация истории Казахстана в Новое время;

  • Эволюция теоретико-методологических подходов в изучении истории Казахстана Нового времени;

  • Историография узловых проблем истории Казахстана в Новое время;

  • Основные источники по Новой истории Казахстана, их специфика;

  • Особенности социально-экономического и политического развития Казахстана;

  • Трансформация казахской кочевой общины и менталитета казахов в Новое время;

  • Казахстан в системе международных отношений в Центральной Азии в Новое время;

  • Казахстан и Россия в условиях единого потока колонизации;

  • Казахстан – колония Российской империи;

  • Народно-освободительное движение казахского народа в Новое время как единый процесс;

  • Эволюция идеи суверенитета и государственной независимости Казахстана в условиях Нового времени;

  • Этнические процессы и демографическая ситуация в Казахстане в 18 – начале 20 веков;

  • Религиозный фактор в общественной жизни Казахстана в 18 – начале 20 веков. Конфессиональная политика царизма в Казахстане;

  • Культура Казахстана в Новое время.

История Казахстана 20 столетия по насыщенности событийным материалом, а главное по брутальности идеологического насилия и попыткам освободится от него, представляет собой один из основных разделов отечественного летописания. В историческом плане это, прежде всего, описание невиданного по долговременности эксперимента над человеческим естеством, а также оптимальной казахстанской модели выхода из этого состояния на уровень национально-государственного суверенитета. С другой стороны, отечественная историография (Советского времени), строго детерминированная в советско-марксистских схемах, не в состоянии дать адекватной мировоззренческой картины в соответствии с уровнем развития науки, поскольку она сама по себе являлась особым научно-политическим феноменом, вписанным в систему тоталитарного государства и приспособленным к обслуживанию его идейно-политических потребностей. В первую очередь, это касается методологических подходов в толковании этапов советизации и модернизации на фоне возникших за последние десятилетия историософских направлений «информационного» (А. Тоффлер), «технотронного» (З. Бжезинский), «научно-рационалистического» (Ю. Хабермас), «технико-информационного» (Дж. Мартин, Т. Сувер), «цивилизационно-конфликтного» (С. Хантингтон) и других.

Магистральными линиями в подготовке учебного материала по истории Казахстана 20 века могли бы послужить следующие последовательные этапы развития Республики:

  1. Национальная политика большевизма;

  2. Казахская национальная идея и рост национального самосознания в условиях тоталитаризма;

  3. Процессы деэтнизации в условиях социализма;

  4. Попытки создания Советской цивилизации;

  5. Распад СССР: новые альтернативы.

В целом, за 70-летний период развития народы СССР приобрели трагическое знание тоталитарного опыта. В этом отношении как для России, так и для других республик важно понять не только сущность большевизма, но и глубинные источники угнетения как гарантии того, что развивающиеся ныне суверенные государства в своём развитии пойдут по пути реальной демократии.

Одной из актуальных проблем фундаментальной исторической науки выступают теоретико-методологические проблемы исторического познания становления и развития государственной независимости Казахстана. В данном аспекте задача состоит не в том, чтобы дать простой фактологический анализ распада империи и возникновения на её месте малых государств с идентичной предопределённостью судеб. Феномен Казахстана в том и состоит, что вопреки ожиданиям глубокого экономического коллапса и, как следствие, внутренней детонации полиэтнического социума, страна сумела бескровно и почти без всплесков гражданского неповиновения пройти труднопреодолимый путь признания государства в международном сообществе как равноправного члена. Даже тот короткий отрезок времени, за который республика состоялась как суверенное государство, лишний раз свидетельствует о том, что, с одной стороны, происходит осмысление истории как единого Всемирного процесса, а с другой – всё более подчёркивается локальность всякого исторического знания.

К настоящему времени остро назрела необходимость наполнения содержания казахстанской модели развития в период независимости реальным научно-историческим знанием, которое состояло бы в установлении главных причин и фактов успешного преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана на магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности. В ряду приоритетных задач можно выделить следующие:

  • Унитарный характер государственного строительства как гарантии целостности страны;

  • Формирование казахстанского социума не как новой этнической общности, а как общности граждан разных национальностей на основе их гражданского самоопределения;

  • Модернизация народнохозяйственного и социокультурного комплексов;

  • Обусловленность проведения поэтапных политических реформ по фарватеру экономического благосостояния;

  • Становление Казахстана как реально действующего фактора на международной арене.

Не секрет, что по данным направлениям, равно как и по другим аспектам Новейшей истории Отечества ведётся ожесточённая борьба мировоззрений не только среди радетелей и недоброжелателей, но и между настоящими патриотами страны. Во многом это обусловлено фрагментированным историческим знанием о недавнем прошлом. Поэтому задача официальной исторической науки видится в создании целостной картины Отечественной истории во всём её многообразии. При этом необходимо выявление структурных компонентов развития казахстанского общества. Это позволит представить историю как особую сферу, наделённую своей спецификой, а с другой стороны – показать её упорядоченность и, соответственно, изобразить её как нечто понятное и рациональное.

В настоящее время подобный концептуальный анализ объективного исторического процесса невозможен без учёта общемировой тенденции интернационализации всех сторон жизни. Для Казахстана в данном случае он обуславливается сопряжением двух составляющих: движения в сторону глобализации и приверженности Республики Казахстан идеям нового Евразийства. Историческая наука в этом отношении уже сыграла важную роль в качестве мобилизующего общественное сознание фактора. Особенность момента состояла в том, что на вызовы современности по унификации социокультурных процессов она предложила парадигму вхождения в будущее общечеловеческой цивилизации на основе сохранения имманентных черт и национальной самобытности. Одновременно она выступила против цивилизационного противостояния Востока и Запада, континентализма и атлантизма.

В данном контексте задача историков состоит в модернизации этих двух понятий от уровня некоей «мессианской роли» и «особого мироощущения» до понятных всем сентенций полицентрического мира. В пространственно-временном измерении это означает, что глобализация в историческом измерении коррелирует не с новыми империями и мировыми жандармами, а с сухопутными торговыми маршрутами по странам-сателлитам Великого Шёлкового пути, не с хронологией и картографией завоевательных походов, а с кросс-культурным взаимообогащением и культивацией общемировых гражданских ценностей. Методологические подходы здесь далеко не беспроблемны, особенно в вопросе о взаимоотношениях между Восточной и Западной цивилизациями. Роль историка в данном случае – найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов Евразийского субконтинента. При этом следует учитывать и тот факт, что эскалация национальных и этнических проблем во многом явилась реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. Историческая наука Казахстана в этом отношении может не противопоставлять себя западной техногенной цивилизации, а выступить её равным партнёром, продолжая вносить, но уже в более интенсивном режиме, в копилку мировых ценностей веками копившейся духовно-культурный потенциал общежитие и толерантность. Обуславливается это тем, что в глобальном знании не может быть объекта без субъекта познания и что целостность мира, человечества предполагает в своей основе взаимозависимость образов и сущностей этой целостности.

Основная часть

Введение в «Историю Казахстана»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (3)

    Документ
    ҚАЗАҚСТАНРЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫММИНИСТРЛІГІ ШӘКӘРІМ АТЫНДАҒЫ СЕМЕЙ МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ МИНИСТЕРСТВО ... ң адам жұмысқа қабылданаған. ҚазақстанРеспубликасының шағын және орта бизнесінің даму динамикасын ...
  2. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (7)

    Лекция
    ... контроль 7 5 Талдыкорган, 2011 ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  3. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (5)

    Диссертация
    ҚазақстанРеспубликасының Білім және ғылымминистрлігі Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе Мемлекеттік университеті Ә ... іру көкейкесті мәселеге айналып отыр. ҚазақстанРеспубликасының мемлекеттік болмысын қалыптастыру, оның егеменд ...
  4. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (4)

    Учебно-методический комплекс
    ... обыденного. Алматы, 2005г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  5. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... -М; Весь мир, 2001г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...

Другие похожие документы..