textarchive.ru

Главная > Документ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

Материалы III заочной Международной

научно-практической конференции

Омск 2009

ББК

УДК

С

Организаторы конференции:

кафедра социальной работы, педагогики и психологии

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Редакционная коллегия:

Ю.П. Дубенский, Е.С. Асмаковец, Н.Б. Гребенникова, В.В. Лемиш,

О.Е. Костенко.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ: Материалы III заочной Международной научно-практической конференции. - Омск: …, 2009. – с.

ISBN

Материалы конференции представлены в шести основных тематических разделах книги: «Интегративный подход в социальной профилактике»; «Диагностика и экспертирование в социальной работе»; «Проблемы социальной реабилитации»; «Технологии психосоциальной работы с различными категориями населения»; «Технологии проектирования социальных процессов»; «Проблемы подготовки специалистов по социальной работе».

Конференция проведена по инициативе кафедры социальной работы, педагогики и психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Для специалистов в области социальной работы, научных сотрудников и преподавателей, студентов и аспирантов.

ББК

УДК

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.

  1. Асмаковец Е.С. Выявление стрессоров как основа профилактики и коррекции синдрома выгорания.

  2. Башкин М.В. Проблема конфликтов в профессиональной деятельности психологов и педагогов.

  3. Барцевич В.Н. Восприятие учеником психологической безопасности.

  4. Веретина О.Р. Развитие экономического самосознания в условиях кризиса.

  5. Лемиш В.В. Влияние социальных факторов на субъективные переживания одиночества в пожилом возрасте.

  6. Ольшевская Э.Н. Представление о морали у студентов гуманитарных и экономических специальностей.

  7. Пузикова О.Ю., Иванова О.В., Пузиков П.П. Формирование нравственных и духовных позиций у школьников с использованием современных образовательных технологий.

  8. Сапожникова Т.Н. Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников.

  9. Сергиенко Е.И. «Наставничество» как способ социального развития подростков.

  10. Филатова А.Ф. Образовательное пространство современного подростка.

Раздел 2. ДИАГНОСТИКА И ЭКСПЕРТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.

  1. Александрова Н.В., Каршева Г.В. Особенности воспитания в семьях детей с психическими расстройствами.

  2. Александрова Н.В., Лихтенберг И.В. Синдром эмоционального выгорания у медработников психиатрического профиля: состояние проблемы, профилактика и преодоление.

  3. Еремеев Б.А. Общность между руководителями высшего звена по их публичным высказываниям.

  4. Ефимова Н.С. Социальное самочувствие студентов в образовательной среде.

  5. Коржова Е.Ю. Психологическая диагностика человека как субъекта жизнедеятельности.

  6. Пытляк Д.В. Структура образного компонента мышления на различных этапах профессионализации педагога.

  7. Шутова Л.А. Изучение уровня информированности граждан пожилого возраста о мерах социальной поддержки в Кировском административном округе г. Омска.

Раздел 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

  1. Анисимова О.А. К вопросу о социальной реабилитации здоровья учителей в системе профессиональной деятельности.

  2. Вачков И.В. Дети с ОВЗ в условиях интегрированного обучения: проблема толерантности.

  3. Родькина О.В. Социальная реабилитация и социальная профилактика девиантности в практике специалистов центра социального обслуживания населения «Сударушка».

  4. Сергеева А.В. Гуманизация образования как условие решения проблемы социальной реабилитации.

Раздел 4.ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ.

  1. Аксютина З.А., Кременцова К.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения в педагогическом процессе.

  2. Белоконь Ю.С., Гоц Е.А., Пузикова О.Ю. Инновационные технологии психосоциальной работы с лицами, страдающими психическими заболеваниями.

  3. Ефремова Н.А. Тренинг родительской эффективности как средство формирования родительской Я-концепции.

  4. Кадневский В.М., Полежаев В.Д. Закон о ЕГЭ и проблема социальной поддержки выпускников и абитуриентов с ограниченными возможностями.

  5. Одинцова М.А. Проблемы и противоречия поддержки и сопровождения клиентов с установкой жертвы.

  6. Семёнова Е.М. Психологическая характеристика толерантности личности педагога

  7. Филиппович И.В. Направления в технологии ранней консультативно-коррекционной работы

  8. Хабибуллин Э.Р. Технологии психосоциальной работы с различными категориями населения.

  9. Шинина Т.В., Агеева К.Н. Технологии психосоциальной работы с молодой семьей.

  10. Яковлева О.П. На консультации – русские.

Раздел 5.ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

  1. Дубенский Ю.П. Проект процесса обучения, ориентированного на субъектность студента.

  2. Дубенский Ю.П., Гребенникова Н.Б. Партнерские отношения как ресурс развития педагогических образовательных учреждений.

  3. Костенко О.Е. Технологический уровень подготовки социального проекта

  4. Никандрова Н.П. Проектирование социальных процессов при изучении студентами дисциплины «Управление социальным развитием организации».

Раздел 6. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.

  1. Аветисян К.А. Особенности развития организационной культуры субъектов образовательного пространства

  2. Ашихмина О.А. Экспериментальное изучение функциональных свойств эмоциональной устойчивости психолога системы образования.

  3. Гребенникова Н.Б., Лемиш В.В. Рефлексивный подход в подготовке специалистов по социальной работе.

  4. Ефремов Е.Г., Кубарев В.С., Шкловская Ю.Л. Образ профессии и жизненное самоопределение в период профессионального обучения в вузе

  5. Ильин А.Н. Сущность категории «субъект» и ее атрибутивные характеристики

  6. Ильин А.Н., Барханов П.В. Категория «субъект» как предикат.

  7. Кашапов М.М. Закономерности, механизмы и принципы творческого мышления профессионала.

  8. Митина Л.М. Технология профессионального развития личности в системе подготовки студентов - социальных педагогов.

  9. Подосинников С.А. Конкурентоспособность личности как социально-психологический феномен.

  10. Самаль Е.В. Условия, способствующие самоактуализации личности будущего социального работника в период обучения в вузе.

  11. Скрипюк И.И. Индивидуальные образовательные траектории в подготовке специалистов по социальной работе.

  12. Шляпникова О.А. Профессионально значимые качества педагогов дошкольного образования

Раздел 1. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ.

ВЫЯВЛЕНИЕ СТРЕССОРОВ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ

Е.С. Асмаковец (Омск)

Одной из задач психологического обеспечения профессионального здоровья является ранняя профилактика синдрома выгорания и помощь тем специалистам, кто уже находится на его различных стадиях. Эмоциональное выгорание является следствием продолжительных рабочих стрессов [2; 6], стрессов межличностных коммуникаций [5], поэтому данный синдром характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий – системы «человек - человек» (медицинские работники, учителя, психологи, менеджеры, сотрудники различных социальных служб и т.п.). Он ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни специалистов, сказывается как на психофизическом самочувствии отдельных работников, так и на здоровье всей организации в целом [3; 8]. В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов, помогающих определить начинающееся выгорание у работников: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами; игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов и коллег; увеличение абсентеизма и др. [2; 3; 6]. Для разработки и внедрения программ, направленных на профилактику и коррекцию синдрома выгорания, необходимо знание как его симптомов, так и тех причин (факторов), которые способствуют развитию данного синдрома.

В литературе описано большое количество этих причин - стресс-факторов (стрессоров), попыток их классификаций и создания типологий. Так, Е.С. Кузьмин (1977) к стресс-факторам относит: нарушение чувства комфорта и безопасности труда; дефицит времени для завершения плановых заданий; трудные и ранее незнакомые производственные задачи; чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи; конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив; длительная работа без отдыха, переутомление; несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения [4].

Н.Е. Водопьянова выделяет три группы факторов: личностные факторы, ситуативные и профессиональные требования. К личностным факторам автор относит: переживание несправедливости; хроническое переживание одиночества; переживание социальной незащищенности; переживание социально-экономической нестабильности; переживание социальной и межличностной изоляции; неконструктивные модели поведения; высокую мотивацию власти, высокую аффилиацию; «трудоголизм», поведение типа А; слабую «Я-концепцию», низкую самооценку; низкую эмпатию и социальный интеллект; низкую профессиональную мотивацию, мотивацию избегания неудач; эмоциональную неустойчивость, нереалистические ожидания. К ситуативным требованиям – социальное сравнение и оценки других; несправедливость, неравенство взаимоотношений; негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными; «трудных» учеников, клиентов, партнеров; отсутствие корпоративной сплоченности, низкую организационную культуру; внутрифирменные и межличностные конфликты; ролевые конфликты, ролевую неопределенность; дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и др. видов поддержки; перегрузки; недогрузки. К профессиональным – когнитивно сложные коммуникации; эмоционально насыщенное деловое общение; необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности; адаптацию к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям; поиск новых решений; высокую ответственность за дело и за других; самоконтроль и волевые решения; неинтересную или нелюбимую работу; бюрократизм и «бумажную» работу; отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска [2].

В других типологиях выделяются: социально-психологические и профессиональные факторы (Б.П. Бунк и В. Хоренс, 1992; Вестерхауз, 1979; Метц, 1979; Л. Фестингер, 1957 и др.), личностные и ролевые (Н.А. Аминов, 1986; Е.И. Кальченко и др., 1987; Пайдмонт, 1993; Дж.Дж. Бранин и Е.Р. Гримел, 1990; В.Е. Орел, 2001; Стивенс и О'Нил, 1993), отдельно рассматриваются организационные характеристики (Лейтер и Харви, 1998; Перман и Хартман, 1982 и др.), кросскультурные факторы (Д. Химл, С. Джейрант, П. Тиннес, 1986 и др.) и т.д. [2; 3; 6;8].

В. Дибшлаг (1989) выделил 6 групп стрессоров: интенсивность работы; доминирование фактора времени; недостаточность или высокая интенсивность общения; монотония; различные внешние воздействия; резкое нарушение обычной системы (порядка) работы [2].

Недостатки существующих типологий, на наш взгляд, заключаются в том, что авторы либо выделяют и подробно описывают одну аспектную группу факторов, либо типология содержит большое количество стресс-факторов. Все это затрудняет построение на базе существующих типологий программ профилактики и коррекции синдрома выгорания.

По нашему мнению, основанием типологии стресс-факторов могут служить четыре группы стрессоров, выделенных В.А. Розановой: конфликтность, перегрузки, сфера деятельности, напряженные отношения с руководством [7].

В нашем исследовании, проведенном на базе геронтологических центров г. Омска, была выявлена специфика взаимосвязи стрессоров, выделенных В.А. Розановой, с симптомами синдрома выгорания сотрудников центров.

По мнению В.В. Бойко, синдром выгорания включает в себя три стадии, каждая из которых состоит из четырех симптомов.

Первая стадия «Тревожное напряжение» – симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, ощущение «загнанности в клетку», тревога и депрессия.

Вторая стадия «Резистенция» – симптомы: неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, экономия эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

Третья стадия «Истощение» – симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психофизиологические нарушения [1].

Результаты исследования показали, что:

- для большинства сотрудников этих центров основными стресс-факторами являются: напряженные отношения с руководством, перегрузка и конфликты в коллективе;

- воздействию самой профессиональной деятельности как стрессора в меньшей степени подвергаются сотрудники, обладающие жизненным опытом, профессиональными знаниями, умениями и навыками (более старшие и опытные сотрудники);

- с увеличением стажа работы в конкретной организации снижается воздействие стрессора «напряженные отношения с руководством» и повышается общий уровень стрессоустойчивости;

- данные стресс-факторы способствуют развитию симптомов и фаз синдрома выгорания (См.: Рисунок 1 и Рисунок 2).

«Конфликтность» способствует развитию переживания психотравмирующих обстоятельств, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоционального дефицита, психосоматических и психовегетативных нарушений, а также развитию всех трех фаз синдрома выгорания (напряжение, резистенция и истощение).

«Перегрузка» способствует развитию переживания психотравмирующих обстоятельств, расширения сферы экономии эмоций, психосоматических и психовегетативных нарушений, а также фаз напряжения и резистенции;

«Сфера деятельности» – неудовлетворенности собой, неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, личностной отстраненности (деперсонализации), а также фазы резистенции.

«Напряженные отношения с руководством» – переживанию психотравмирующих обстоятельств, тревоги и депрессии.

Переживание психотравмирующих обстоятельств

НАПРЯЖЕНИЕ

Конфликтность

Неудовлетворенность собой

«Загнанность в клетку»

Тревога и депрессия

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

РЕЗИСТЕНЦИЯ

Перегрузка

Эмоционально-нравственная дезориентация

Расширение сферы экономии эмоций

Редукция профессиональных обязанностей

Сфера деятельности

Эмоциональный дефицит

ИСТОЩЕНИЕ

Эмоциональная отстраненность

Напряженные отношения с руководством

Личностная отстраненность (деперсонализация)

Психосоматические и психовегетативные нарушения

Рис.1. Взаимосвязь стресс-факторов и симптомов выгорания

Конфликтность

НАПРЯЖЕНИЕ

Перегрузка

РЕЗИСТЕНЦИЯ

Сфера деятельности

ИСТОЩЕНИЕ

Напряженные отношения с руководством

Рис.2. Взаимосвязь стресс-факторов и фаз синдрома выгорания

В результате воздействия всех стресс-факторов развиваются все симптомы выгорания. Причем, каждый из стрессоров может оказывать опосредованное влияние на развитие синдрома выгорания через другие стресс-факторы, так как между ними (стресс-факторами) существуют взаимосвязи (См.: Рисунок 3).

Конфликтность

Напряженные отношения с руководством

Перегрузка

Сфера деятельности

Рис.3. Взаимосвязи между стресс-факторами.

Таким образом, профилактика и коррекция синдрома выгорания должна начинаться с профилактики стрессов и в первую очередь должна быть направлена на снижение воздействия таких стресс-факторов, как: конфликты в коллективе, перегрузки, специфика профессиональной деятельности, отношения с руководством. Эта работа должна быть комплексной: направлена сразу на все группы стрессоров, так как они взаимосвязаны между собой, усиливают друг друга и опосредованно способствуют развитию синдрома выгорания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... им. В.н. каразина (украина) Молодежь и наука: Реальность и будущее МатериалыIIIМеждународнойнаучно-практическойконференции, 2010 г. Том IiI ... время практическаяреализация компетентностного подхода применительно к российской теории и практике ...
  2. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ научно-практическОЙ конференциИ (1)

    Документ
    ... и практикисоциальнойработы» и др ... теории и практики, ... реализации и внедрению новейших технологий ... Омского гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ. Право МАТЕРИАЛЫМЕЖДУНАРОДНОЙнаучно-практическОЙконференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 ...
  3. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ научно-практическОЙ конференциИ

    Документ
    ... МАТЕРИАЛЫМЕЖДУНАРОДНОЙнаучно-практическОЙконференциИ (Екатеринбург, апрель 2008 г.) Екатеринбург 2008 Культура. Образование. Право: МатериалыМеждународнойзаочнойнаучно-практическойконференции ... и социально-правовой экспертизы: теория и практика ...
  4. Белгородская региональная организация Союза журналистов РФ Российская Ассоциация медиапедагогики ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ-2010 Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции Белгород

    Документ
    ... IV Международнойнаучно-практическойконференции «Журналистика и медиаобразование-2010» включает работы учёных и практиков журналистики ... называя их «технологиямиреализации власти», и дает им следующее определение «Технология политической деятельности ...
  5. Белгородская региональная организация Союза журналистов РФ Российская Ассоциация медиапедагогики ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ-2010 Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции Белгород

    Документ
    ... IV Международнойнаучно-практическойконференции «Журналистика и медиаобразование-2010» включает работы учёных и практиков журналистики ... называя их «технологиямиреализации власти», и дает им следующее определение «Технология политической деятельности ...

Другие похожие документы..