Главная > Методические рекомендации


Особенности действий при угрозе затоплений, вызванных

авариями на гидротехнических сооружениях

Основными превентивными мероприятиями при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях, являются:

организация круглосуточного наблюдения за состоянием плотин, дамб, шлюзов, каналов, водосбросов и других гидротехнических сооружений (ГТС);

своевременное принятие мер по сработке водохранилищ, прудов и других водоемов ниже порогового водослива;

организация ремонтно-укрепительных работ на ГТС;

создание и поддержание в рабочем состоянии системы оповещения населения и руководителей объектов экономики о возможной аварии на ГТС и подготовке к эвакуации;

срочная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и наиболее ценного имущества из зон со временем добегания волны прорыва до 4 часов в районы временного отселения, расположенные на возвышенных местах.

В остальном органам управления РСЧС в данной ситуации следует руководствоваться типовым перечнем превентивных мероприятий при угрозе затоплений (Приложение N 6).

Подготовка и проведение спасательных работ.

Основные виды и особенности спасательных работ

Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа:

обнаружение пострадавших;

обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших;

оказание первой медицинской помощи;

эвакуация пострадавших из зон опасности.

На каждом этапе выполняются определенные виды спасательных работ:

поиск пострадавших;

работы по деблокированию пострадавших;

оказание первой медицинской помощи;

транспортировка пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт сбора.

Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирования.

Территорию зоны затопления для удобства управления работами, обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор - на отдельные рабочие места.

По результатам оценки сведений об обстановке руководитель решает следующие организационно-технологические задачи:

- определяет возможность и необходимость усиления привлекаемых к работам сил и средств;

- определяет потребность в подразделениях различных типов;

- распределяет спасательные подразделения и технику по рабочим местам.

Возможности подразделений спасателей определяются на основании производительности применяемых технических средств, трудоемкости выполняемых технологических операций (процессов) и объемов предстоящих работ.

Потребность в спасательных подразделениях рассчитывают, исходя из объема работ, возможностей подразделений, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ. Распределение подразделений по рабочим местам (секторам) осуществляют по результатам оценки потребности в этих подразделениях.

При распределении сил и средств для проведения спасательных работ в зонах с опасным уровнем воды целесообразно организовать следующие группы:

группа разведки и поиска пострадавших - на быстроходных плавсредствах (I вариант), на вертолетах (II вариант);

группа деблокирования и эвакуации пострадавших;

группа приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи.

При организации выполнения спасательных работ руководитель выбирает организационно-технологическую схему их ведения. Как правило, используются параллельная, последовательная и смешанная схемы организации спасательных работ.

При выборе способа (приема) деблокирования пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления необходимо учитывать следующие сведения:

время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года;

тип организационно-технологической схемы выполнения спасательных работ;

возможную продолжительность выполнения спасательных работ.

В табл. 4 определено время наступления физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в различное время года.

Таблица 4

ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗМЕ

ПОСТРАДАВШЕГО В РАЗЛИЧНОЕ ВРЕМЯ ГОДА, В ЧАСАХ

Температура
воды, °С

Время потери сознания

Время смерти

0

0,25

0,25 - 1,0

10

0,5 - 1,0

1,0 - 2,0

15

2,0 - 4,0

6,0 - 8,0

20

3,0 - 7,0

Относительно безопасно

25

12,0

Относительно безопасно

30

70,0

72 - 75

Тип организационно-технологической схемы выбирается, исходя из принятой последовательности отработки рабочих мест (секторов), распределенных по группам в зависимости от применяемых технологий и объемов работ.

Прогнозируемая продолжительность выполнения спасательных работ не должна превышать допустимую продолжительность. В противном случае руководитель должен изменить схему организации работ, а при необходимости применить другие технологии для спасательных подразделений.

В зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах:

над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений);

на поверхности воды;

под водой (в затопленных помещениях и на дне).

В зависимости от месторасположения пострадавших и наличия сил и средств для их спасения могут быть использованы различные способы.

С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, допускающее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь.

При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды.

В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности.

Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа, деблокирования и оказания первой медицинской помощи.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: из места блокирования в плавсредство и из него на пункт сбора пострадавших.

Для обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах затопления различные их виды могут выполняться как последовательно, так и параллельно на разных участках работ.

Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении мест их расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.

В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами:

- сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах;

- облетом зоны затопления на вертолетах;

- по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших.

При проведении поисковых мероприятий необходимо:

- обследовать всю зону затопления;

- определить и обозначить места нахождения пострадавших;

- определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных травм и способы оказания первой медицинской помощи;

- определить пути извлечения пострадавших;

- устранить или ограничить воздействие на пострадавших вторичных поражающих факторов.

Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ (СР) в зонах затопления представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.

В зависимости от местонахождения пострадавших и технологии выполнения работы по деблокированию разделяются на три основных вида:

снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов);

спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды;

извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды (в затопленных помещениях, на дне).

Деблокирование пострадавших с верхних этажей (уровней) затопленных зданий и сооружений, а также с деревьев и кустарников осуществляется различными способами:

- по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;

- с использованием спасательной веревки (пояса);

- с использованием лестницы-штурмовки;

- с применением канатных дорог;

- с применением спасательного рукава.

Спасение пострадавших перечисленными способами предполагает их погрузку в плавсредства с последующей эвакуацией в безопасное место.

Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий могут быть использованы вертолеты, оборудованные специальными средствами.

Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, производится следующими способами:

- подъем на борт плавсредства;

- буксировка спасателем вплавь;

- использование табельных и подручных спасательных средств.

Извлечение пострадавших из затопленных помещений и со дна представляет сложную задачу и может производиться способами:

- вплавь спасателями в аквалангах;

- деблокированием из затопленных помещений с последующей буксировкой к плавсредству.

Эвакуация пострадавших осуществляется двумя параллельными потоками:

- с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах;

- с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа:

1-й этап - из мест блокирования на борт плавсредства;

2-й этап - с плавсредства на пункт сбора пострадавших.

При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне затопления, эвакуация проводится в три этапа.

На первом этапе (например при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом к путям эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредствах с этого участка на пункт сбора пострадавших.

В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).

При проведении эвакуации с верхних этажей затопленных зданий используются следующие способы:

- спуск с использованием спасательных рукавов;

- спуск с помощью спасательного пояса;

- спуск с помощью петли;

- спуск с помощью грудной перевязи;

- спуск пострадавших с помощью канатной дороги;

- подъем на борт вертолета.

Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:

- местонахождением людей;

- их физическим и моральным состоянием;

- набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации;

- уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей.

Обеспечение безопасности на водных объектах

и организация спасения на водах

В целях обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, предотвращения чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления издается документ, в котором предусматривается:

1. Совместно с органами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС) разработка и принятие Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования (Приложение N 7), определение меры ответственности физических и юридических лиц за невыполнение данных правил в соответствии с действующим законодательством. Назначение должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за обеспечение безопасности на водных объектах и участвующих совместно с надзорными органами в проверках по определению готовности к эксплуатации рекреационных зон на водоемах.

2. Разработка и согласование с территориальными органами МЧС России плана взаимодействия по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах, в котором следует отразить силы и средства, имеющиеся для предупреждения и ликвидации ЧС на акваториях, в местах массового отдыха людей, на переправах, в местах массового выхода рыбаков на лед и т.д., с учетом круглогодичного посещения указанных мест.

3. Проведение работы по установлению мест для массового отдыха, купания и занятия спортом на водных объектах (далее - ";зоны рекреации";) совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны природы, ГИМС.

Перед началом купального сезона дно водоема до границы плавания должно быть обследовано водолазами и очищено от водных растений, коряг, камней, стекла и др., иметь постепенный скат без уступов до глубины 1,75 м, при ширине полосы от берега не менее 15 м.

Площадь водного зеркала в месте купания при проточном водоеме должна обеспечивать не менее 5 кв. м на одного купающегося, а на непроточном водоеме - в 2 - 3 раза больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв. м площади пляжа. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 м в секунду.

Зоны рекреации должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам перед началом и в период купального сезона.

4. Установление сроков купального сезона, продолжительность работы зон рекреации водных объектов. Разработка совместно с органами ГИМС плана мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения у водных объектов.

5. Проведение мероприятий по обустройству мест массового отдыха. Руководителям предприятий, организаций и учреждений, частным лицам, имеющим базы отдыха с местами для купания на водных объектах, необходимо создавать ведомственные спасательные посты. На территории зоны рекреации, не далее 5 м от воды, через каждые 50 м должны выставляться щиты с навешенными на них спасательными кругами и ";концами Александрова";. На кругах должно быть нанесено название объекта и надпись ";Бросай утопающему";.

На каждом пляже должны быть установлены мачты голубого цвета высотой 8 - 10 м для подъема сигналов: желтый флаг 70 x 100 см или 50 x 70 см (купание разрешено), черный шар диаметром 1 м (купание запрещено).

На пляжах должны быть оборудованы помещения для оказания первой медицинской помощи с постоянным дежурством персонала. Пункт первой медицинской помощи должен быть обеспечен необходимым инструментом и медикаментами для оказания помощи пострадавшим на воде.

Обеспечить проведение водолазных осмотров дна в местах купания.

6. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, по производственным и иным соображениям проведение работы по установлению мест, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, другие условия общего водопользования.

7. Определение порядка привлечения добровольцев-общественников для оказания помощи профессиональным спасательным подразделениям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на водных объектах.

8. Привлечение сотрудников органов внутренних дел для обеспечения правопорядка в местах массового отдыха населения на акваториях. При проведении патрулирования в местах рекреации обращать особое внимание на наличие точек торговли спиртными напитками.

9. Участие, совместно с органами милиции, органами ГИМС, управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в установлении режима работы ледовых переправ.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФОРМИРОВАНИЙ

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ ";Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"; (далее - Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ) аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с контрольными органами;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам местного самоуправления по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации по созданию и содержанию общественных аварийно-спасательных формирований приведены в Приложении N 8.

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к выполнению работы спасателя и соответствующие установленным требованиям по уровню профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.

К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (10)

    Методические рекомендации
    ... Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидациипоследствийстихийныхбедствийМЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИПОЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ 2005 год Настоящие Методическиерекомендацииполиквидациипоследствий ...
  2. М инистерство российской федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    Методические рекомендации
    ... Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидациипоследствийстихийныхбедствийМЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ планирование действий по предупреждению и ликвидацииЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЙ и мероприятий ГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ ...
  3. Мчс россии центральный региональный центр по делам гражданской обороны чрезвчайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методические рекомендации по организации и осуществлению надзорных и профилактических мероприятий в некоммерческих

    Методические рекомендации
    МЧС РОССИИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДЕЛАМГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙСТИХИЙНЫХБЕДСТВИЙМЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИпо организации и осуществлению надзорных и профилактических мероприятий ...
  4. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ
    ... поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидациипоследствийстихийныхбедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах погражданскойобороне ...
  5. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) (1)

    Документ
    ... ПОДЕЛАМГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМСИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙСТИХИЙНЫХБЕДСТВИЙ (МЧС РОССИИ) УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра Российской Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидациипоследствийстихийных ...

Другие похожие документы..