Главная > Методические рекомендации


СОСТАВОМ В СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

N
п/п

Ресурсы

Удаленность сельского муниципального образования от ближайшего
подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации
или муниципальной пожарной охраны (км) и состояние подъездных дорог

твердое дорожное покрытие

прочие дороги

отсутствие подъезда
к сельским поселениям

< 5

5 -
10

10 -
20

20 -
30

> 30

< 5

5 -
10

10 -
20

20 -
30

> 30

< 5

5 -
10

10 -
20

20 -
30

> 30

1

Необходи-
мое число
доброволь-
ных пожар-
ных-спаса-
телей (на
дежурстве)
на сель-
ское муни-
ципальное
образова-
ние

1
<1>

2

2

3

3

2

2

3

3

4

2

3

4

4

4

2

Тип и
количество
пожарно-
спасатель-
ной техни-
ки на
сельское
муници-
пальное
образова-
ние

-

м
<2>

тр
<3>,
м

АЦ
<4>,
тр

АЦ,
тр,
м

м

тр,
м

АЦ,
тр

АЦ,
тр,
м

АЦ,
тр,
м

м

тр,
м

АЦ,
тр,
м

АЦ,
тр,
м

АЦ,
тр,
м

--------------------------------

<1> В таблице представлены значения, полученные методом экспертных оценок.

<2> м - мотопомпа.

<3> тр - трактор с бочкой.

<4> АЦ - автоцистерна.

Организацию служебной деятельности муниципальной пожарной охраны целесообразно проводить в соответствии с нормативными правовыми актами, применяемыми в системе Государственной противопожарной службы МЧС России.

Для определения численности личного состава муниципальной пожарной охраны, создаваемой в муниципальном образовании, предлагаем методику расчета, основанную на оценке соотношения площади обслуживаемой территории муниципального образования и численности проживающего на данной территории населения.

Исходя из тактических возможностей создаваемых подразделений муниципальной пожарной охраны, предлагаем определять численность из расчета: 1 ед. личного состава муниципальной пожарной охраны на 200 чел. населения населенных пунктов, расположенных в радиусе 12 км.

В создаваемых подразделениях муниципальной пожарной охраны организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной техники. Для обеспечения боевой готовности подразделения муниципальной пожарной охраны, с учетом минимального количества личного состава - 5 чел., предлагаем организовать дежурство одного водителя круглосуточно и одного водителя на 8-часовой рабочий день.

Обеспечение муниципальных пожарных специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением предлагаем осуществлять согласно действующим нормам.

Подразделение обеспечивается телефонной и радиосвязью.

Организация порядка привлечения сил и средств подразделений

муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров

на местном уровне

Порядок привлечения сил и средств муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на территории соответствующего муниципального образования осуществляется на основании расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) [далее - расписание (план)].

Расписание (план) утверждается постановлением органа местного самоуправления.

К тушению пожаров привлекаются другие виды пожарных формирований (ведомственная, добровольная, частная), дислоцирующихся на территории муниципального образования. На основании заключенных соглашений целесообразно закрепить минимально допустимое количество ресурсов противопожарной службы субъекта Российской Федерации и муниципальной противопожарной службы в муниципальных образованиях в зависимости от численности населения и площади территории муниципального образования с учетом параметров оперативной деятельности противопожарной службы. В табл. 3 приведен вариант нормирования минимально допустимого количества сил и средств противопожарной службы субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях.

Таблица 3

НОРМИРОВАНИЕ МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО КОЛИЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКИХ

И КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

┌────────┬──────────┬────────────┬────────────┬──────────────────┐

│Числен- │Количество│ Количество │ Количество │ Численность │

│ность │ депо, R │ основных │специальных │ личного состава, │

│населе- │ │ пожарных │ пожарных │ находящегося на │

│ния, N, │ │автомобилей,│автомобилей,│ боевом дежурстве,│

│тыс. │ │ К │ К │ К , чел. │

│чел. │ │ опа │ спа │ л/с │

├────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┤

│< 25 │1 │2/1 - 2 <2> │1 <3> │10 │

├────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┤

│25 - 50 │1 - 2 <1> │2 - 4 <1>/2 │1 │12 - 18 │

├────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┤

│50 - 100│2 - 3 │4 - 6/4 │1 - 2 │18 - 25 │

├────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┤

│> 100 │3 - 4 │6 - 8/6 │2 │25 - 35 │

└────────┴──────────┴────────────┴────────────┴──────────────────┘

--------------------------------

<1> Нижнее значение соответствует нижней границе численности населения, верхнее - верхней границе (при определении минимально допустимого количества ресурсов противопожарной службы субъекта Российской Федерации учитывается также площадь территории муниципального образования).

<2> В числителе количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете, в знаменателе - количество основных пожарных автомобилей в резерве.

<3> В случае наличия зданий высотой 3 и более этажей.

Разработка расписания (плана) включает в себя:

определение перечня объектов муниципального образования, тушение пожаров на которых требует привлечения дополнительных сил и средств пожарной охраны;

предварительное планирование действий по тушению пожаров в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории муниципального образования;

определение количества дополнительных сил и средств пожарной охраны, необходимых для тушения пожаров;

разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств (доставка пожарной и приспособленной техники) пожарной охраны муниципального образования для тушения пожаров в населенных пунктах, не имеющих транспортных сообщений.

Оперативное взаимодействие при тушении пожаров между подразделениями противопожарной службы и службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, энергослужба, ";Водоканал";, ЖКХ и др.), а также правоохранительными органами муниципального образования осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями.

Для ликвидации крупных пожаров, когда сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны недостаточно, задействуется план привлечения сил и средств подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации на тушение пожаров, который утверждается постановлением администрации субъекта Российской Федерации.

Переработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) проводится не реже одного раза в три года, а также при издании новых нормативных правовых актов в области организации пожаротушения, изменении организационно-штатной структуры, списочной численности личного состава, табеля положенности пожарной и специальной техники.

Корректировка проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Отработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) осуществляется при проведении тактико-специальных учений и тренировок.

Проведение противопожарной пропаганды

и обучение населения мерам пожарной безопасности

Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ определено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы государственной власти, органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ определяет, что противопожарная пропаганда - это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

В целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ органами местного самоуправления организуется и обеспечивается проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности является одной из форм профилактики пожаров и гибели людей при них.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляется через:

тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы;

средства печати - выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток; публикации в газетах и журналах;

радио, телевидение, обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, телефонные линии, встречи в редакциях;

устную агитацию - доклады, лекции, беседы;

средства наглядной агитации - аншлаги, плакаты, панно, иллюстрации, буклеты, альбомы, компьютерные технологии;

работу с творческими союзами (союз журналистов, союз художников, союз композиторов и т.д.) по пропаганде противопожарных знаний.

Еще одной формой противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется посредством:

преподавания в рамках уроков ОБЖ;

тематических творческих конкурсов среди детей любой возрастной группы;

спортивных мероприятий по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных заведений начального профессионального образования;

экскурсий в пожарно-спасательные подразделения с показом техники и проведением открытого урока обеспечения безопасности жизни;

организации тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;

организации работы в летних оздоровительных лагерях;

создания дружин юных пожарных (ДЮП) (Приложение N 5);

оформления уголков пожарной безопасности.

Для организации работы по пропаганде мер пожарной безопасности, обучения населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования руководителем органа местного самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного самоуправления поселений, городских округов, руководителями организаций, учреждений, учебных и дошкольных заведений независимо от формы собственности.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, ведет всю необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций.

Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики.

На противопожарную пропаганду и обучение в местных бюджетах в обязательном порядке предусматриваются денежные средства.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводится на постоянной основе и непрерывно.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ

НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

Общая характеристика действий при угрозе затопления

В этих условиях основной задачей органов местного самоуправления и органов управления ГО ЧС всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики.

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные) (Приложение N 6).

Оперативные меры не решают в целом проблему защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с техническими мерами.

Технические меры носят предупредительный характер и для их осуществления необходимо заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений, предполагающее значительные материальные затраты.

Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются:

регулирование стока в русле реки;

отвод паводковых вод;

регулирование поверхностного стока на водосбросах;

обвалование;

спрямление русел рек и дноуглубление;

строительство берегозащитных сооружений;

подсыпка застраиваемой территории;

ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.

Опыт осуществления указанных мероприятий по уменьшению последствий наводнений в России показывает, что наибольший экономический эффект и надежная защита пойменных территорий от наводнений могут быть достигнуты при использовании обширного комплекса мероприятий, сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.).

Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме (плотины, дамбы, мосты, дороги, водозаборы и т.д.), расположения объектов экономики, подвергающихся затоплению.

Основными направлениями действий органов местного самоуправления и управлений по делам ГО и ЧС при угрозе затопления являются:

анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;

прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;

планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;

планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.

В период угрозы затопления в режиме повышенной готовности функционируют органы управления ГОЧС органов местного самоуправления.

Как правило, на всех указанных уровнях решением руководителей органов местного самоуправления создаются противопаводковые комиссии, председателями которых обычно назначаются первые заместители глав администраций.

Противопаводковые комиссии при угрозе возникновения затопления работают в дежурном режиме и проводят следующие мероприятия:

организуют круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, используя посты Росгидромета и своих наблюдателей;

поддерживают постоянную связь и обмениваются информацией с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и оперативными дежурными органов управления ГОЧС;

проводят учения (тренировки) по противопаводковой тематике и организуют обучение населения правилам поведения и действиям во время наводнений;

отправляют донесения в вышестоящие органы управления;

уточняют и корректируют планы противопаводковых мероприятий с учетом складывающейся обстановки;

решением руководителя органа местного самоуправления организуют круглосуточные дежурства спасательных сил и средств;

уточняют (предусматривают) места (районы) временного отселения пострадавших жителей из подтопленных (разрушенных) домов, организуют подготовку общественных зданий (школ, клубов и т.п.) или палаточных городков к размещению эвакуируемых;

предусматривают обеспечение эвакуируемого населения всем необходимым для жизни;

согласуют с территориальными органами МВД России и органами местного самоуправления порядок охраны имущества, оказавшегося в зоне затопления;

организуют круглосуточные дежурства по наблюдению за изменением уровня воды в источниках наводнения;

участвуют в организации и оборудовании объездных маршрутов транспорта взамен подтопленных участков дорог;

организуют (контролируют) укрепление имеющихся и сооружение новых дамб и обвалований;

организуют и поддерживают взаимодействие с органами управления Минобороны России, МВД России, территориальными управлениями (отделами) Росгидромета, территориальными подразделениями Всероссийской службы медицины катастроф.

Превентивные мероприятия в подготовительный период

В период весеннего половодья и паводков на реках противопаводковые комиссии должны предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов, объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;

определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;

определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;

определение объемов откачки воды из затопленных сооружений;

определение количества голов погибших сельскохозяйственных животных;

определение местоположения и размеров сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);

определение предварительного размера материального ущерба;

определение численности привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);

непосредственные мероприятия по защите населения.

В подготовительный период важную роль играет анализ обстановки и прогнозирование возможного затопления населенных пунктов.

Анализ обстановки предусматривает выявление возможных причин возникновения угрозы затопления населенных пунктов, среди которых могут быть названы половодье и паводок, а также факторы, способствующие возникновению затопления и подтопления. При этом разрабатываются сценарии развития ЧС, в результате которых:

существенно нарушаются условия жизнедеятельности людей на территории муниципального образования;

возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей;

могут быть значительными материальные потери;

возможен значительный ущерб окружающей среде.

Выявление перечисленных вариантов ЧС, связанных с затоплением территорий, производится на основании:

статистических данных о наводнениях и данных многолетних наблюдений по данной территории;

изучения планов действий промышленных объектов в случае возникновения ЧС;

собственных оценок территориальных органов управления РСЧС.

По выявленным факторам, способствующим возникновению ЧС, а также вторичным факторам, представляющим угрозу населению и объектам экономики, производятся:

оценка вероятности возникновения ЧС;

оценка масштабов возможной ЧС.

Под масштабами (показателями масштабов) следует понимать:

количество погибших;

количество пострадавших;

величину материального ущерба;

объем мероприятий, связанных с эвакуацией населения;

затраты на ликвидацию ЧС и восстановительные работы;

косвенные потери (недовыпуск продукции, затраты на пособия, компенсационные выплаты, пенсии и т.д.) и др.

Оценка вероятности возникновения и масштабов ЧС, вызванных авариями на промышленных объектах, в системах жизнеобеспечения и т.д. вследствие воздействия вторичных факторов, производится администрацией соответствующих объектов.

Прогнозирование ЧС и оценку масштабов ЧС следует проводить с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов и методик, рекомендуемых МЧС России.

Типовой порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС, вызванных затоплениями, включает в себя:

выявление организаций, которые могут быть задействованы в организации и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС;

разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению или снижению риска возникновения ЧС;

разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия ЧС на население, объекты экономики и окружающую среду.

Разработанные планы согласовываются с заинтересованными органами и организациями, утверждаются соответствующими руководителями органов местного самоуправления и направляются исполнителям. Контроль за реализацией планов осуществляется органами местного самоуправления через территориальные органы управления РСЧС.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (10)

    Методические рекомендации
    ... Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидациипоследствийстихийныхбедствийМЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИПОЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ 2005 год Настоящие Методическиерекомендацииполиквидациипоследствий ...
  2. М инистерство российской федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    Методические рекомендации
    ... Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидациипоследствийстихийныхбедствийМЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ планирование действий по предупреждению и ликвидацииЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЙ и мероприятий ГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ ...
  3. Мчс россии центральный региональный центр по делам гражданской обороны чрезвчайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методические рекомендации по организации и осуществлению надзорных и профилактических мероприятий в некоммерческих

    Методические рекомендации
    МЧС РОССИИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДЕЛАМГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙСТИХИЙНЫХБЕДСТВИЙМЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИпо организации и осуществлению надзорных и профилактических мероприятий ...
  4. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ
    ... поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидациипоследствийстихийныхбедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах погражданскойобороне ...
  5. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) (1)

    Документ
    ... ПОДЕЛАМГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМСИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙСТИХИЙНЫХБЕДСТВИЙ (МЧС РОССИИ) УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра Российской Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидациипоследствийстихийных ...

Другие похожие документы..