textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

Якубовская Дарья Дмитриевна

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность: 12.00.02 – Конституционное право; муниципальное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном казенном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»

Научный руководитель

доктор юридических наук,

профессор

Кардашова Ирина Борисовна

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук,

профессор

Шелковникова Елена Дмитриевна

кандидат юридических наук,

доцент

Барбин Вячеслав Владимирович

Ведущая организация

Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации


Защита диссертации состоится 27 марта 2012 г. в 16 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 170.001.01 при Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу: 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 15, ауд. 414.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу: 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 15.

С электронной версией автореферата можно ознакомиться на официальном сайте Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации: /aspirant/dis-sovet-1.html, а также на сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Автореферат разослан 20 февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Д 170.001.01

кандидат юридических наук, доцент Н.В. Буланова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В России в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности проблема обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина приобретает значение одной из первостепенных. Задача создания конституционно-правового механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных ученых является особенно актуальной в современный период формирования демократического российского государства.

Механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является в организационно-политическом и юридическом отношениях сложным многогранным явлением, представляющим собой целостную систему регулятивных и охранительных правовых средств, направленных на соблюдение конституционных требований к ограничению прав и свобод личности.

Рассмотрение этого явления как части общего механизма правового регулирования общественных отношений позволяет установить эффективность действия и функции его компонентов, а также механизма как единого целостного образования. Механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод можно рассматривать как сложную систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм конституционных прав и свобод в соответствии со стадиями правового регулирования можно дифференцировать на механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения, каждый из которых характеризуется специфическими, присущими только ему правовыми средствами.

Правовая основа реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере ограничения конституционных прав и свобод с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями. Анализ конституционно-правовых основ ограничений основных прав и свобод личности показывает, что все права и свободы имеют пределы (конституционные, определяемые Основным законом государства и установленные законодательством). Любое субъективное право имеет границы и не может характеризоваться как абсолютное, при этом отдельные права (право на жизнь, достоинство, судебную защиту, равенства) не только выступают в роли субъективных юридических возможностей, но и приобретают значение объективных принципов правового статуса личности, и в качестве таковых должны восприниматься законодателем и правоприменителем. Вместе с тем, будучи раскрыты в соответствующих субъективных правах, они, как и другие права и свободы, имеют пределы и в ряде случаев подлежат ограничению.

В Российской Федерации не существует специальной отрасли или подотрасли права, регулирующей ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Однако в различных отраслях российской системы права, включая конституционное, административное, трудовое, гражданское, международное частное право, и в ряде других отраслей, имеются нормы, регулирующие различные аспекты такого ограничения. Вместе с тем, анализ нормативных правовых актов, действующих в рассматриваемой сфере общественных отношений, показывает, что их содержание не в полной мере способствует функционированию механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Все это создает объективные предпосылки для проведения научного исследования сущности и содержания механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которое является одним из важнейших факторов существования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Таким образом, указанные обстоятельства в значительной степени обуславливают актуальность настоящего исследования, которое в этой связи имеет свою теоретическую и практическую значимость.

Степень научной разработанности темы. Проблемы, связанные с механизмом ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, исследовались многими отечественными учеными в области права.

Общетеоретической основой данного исследования послужили работы таких отечественных ученых-правоведов, разработавших фундаментальные категории общей теории государства и права и прав человека, как: С.С. Алексеев, И.Е. Андриевский, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, Г.В. Вернадский, Л.Д. Воеводин, Л.И. Глухарева, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Д.А. Ковачев, Е.И. Козлова, Н.М. Коркунов, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, А.В. Малько, Г.И. Манов, В.Н. Махов, Л.А. Морозова, А.С. Мулюкин, В.С. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, С.М. Соловьев, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.

Работы отдельных специалистов в области теории государства и права и философии права, посвященные правам человека, их сущности, содержанию, в той или иной степени касались проблем ограничения прав и свобод человека и гражданина. Это труды таких ученых как: С.А. Авакьян, М.И. Байтин, Л.Л. Беломестных, Н.А. Богданова, Г.А. Гаджиев, В.И. Гойман, В.М. Ведяхин, Н.В. Витрук, Т.Д. Зражевская, Д.А. Керимов, В.Я. Кикоть, А.И. Козулин, С.А. Комаров, И.А. Конюхова, О.Э. Лейст, М.Н. Малеина, Л.С. Мамут, О.В. Мартышин, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, А.С. Мордовец, А.А. Опалева, В.А. Патюлин, А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, С.В. Пчелинцев, И.В. Ростовщиков, И.Н. Сенякин, В.Н. Синюков, С.В. Степашин, Ю.А. Тихомиров, Ю.В. Тихонравов, К.Б. Толкачев, Л.Д. Чулюкин, С.М. Шахрай, А.А. Уваров, Л.С. Явич, И.Д. Ягофарова и др.

Особое внимание автора было уделено исследованию понятия и сущности конституционных прав и свобод человека и гражданина, в теоретическую разработку которых существенный вклад внесли ряд ученых: А.А. Белкин, Ю.П. Еременко, В.Т. Кабышев, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, Т.М. Пряхина, В.А. Ржевский, О.Г. Румянцев, И.М. Степанов, И.Е. Фарбер, Т.Я. Хабриева, Б.С. Эбзеев и др.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования выступают теоретические, правовые и организационные проблемы функционирования механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Научной целью исследования являетсяраскрытие на основе комплексного системного анализа содержания, юридической природы, правовых и организационных проблем функционирования механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, разработка предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решались следующие исследовательские задачи:

  1. разработка понятиямеханизма реализации ограничения конституционных основ прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

  2. определение классификации конституционно-правовых ограничений прав человека и гражданина в Российской Федерации;

  3. исследование форм и методов конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

  4. исследование содержания механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

  5. исследование особенностей механизма реализации ограничения конституционных личных прав и свобод человека в России;

  6. исследование особенностей механизма реализации ограничения конституционных политических прав и свобод граждан России и практики их реализации;

  7. анализ особенностей механизма реализации ограничения конституционных социально-экономических прав и свобод человека в России и форм их обеспечения;

  8. выработка предложений по совершенствованию законодательства, обеспечивающего соблюдение конституционных требований к ограничению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Методологическую основу диссертационногоисследования составили положения диалектики, гносеологии, формальной логики, политологии, социологии, юриспруденции, социального управления и иных отраслей научного познания. В процессе исследования применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование) и частные методы научного познания (формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, историко-правовой, лингвистический, метод экспертных оценок и др.), способствующие реализации познавательного интереса и достижению поставленной цели.

Теоретическую основу исследования составили результаты научных исследований отечественных ученых, рассматривающие разнообразные аспекты изучаемой проблемы. При подготовке диссертации были проанализированы научные работы в области общей теории государства и права, конституционного права, международного права и других отраслей знаний.

Нормативная правовая база исследования. Выводы диссертационного исследования базируются на основе анализа законодательства Российской Федерации, прежде всего, Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, ратифицированных Российской Федерацией международных договоров, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в сфере реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Эмпирическая база диссертационного исследования. В основу выводов, сделанных автором по итогам настоящего диссертационного исследования, положены результаты мониторинга изменений федерального, регионального и муниципального законодательства в сфере ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявления основных тенденций и противоречий данного процесса.

Автором проведен опрос 15 судей Верховного Суда Российской Федерации, 10 судей судов общей юрисдикции; осуществлено анкетирование 65 сотрудников органов внутренних дел и 45 прокурорских работников; проведен сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов 35 муниципальных образований г. Москвы и Московской области, анализ 63 обращений граждан в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в связи с нарушениями их прав и свобод (за 2009-2011 гг.).

В основу выводов исследования положены данные анализа судебной практики по делам, связанным с ограничением конституционных прав человека и гражданина (по материалам Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, а также решений Европейского Суда по правам человека), а именно 57 дел об ограничении социальных и трудовых прав (г. Москва, 2003-2011 гг.).

Научная новизна основных положений диссертационного исследования заключается в том, что соискатель осуществил комплексное монографическое исследование содержания и действия механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, сформировавшегося на рубеже XX-XXI веков и сложившегося в условиях модернизации российского государства и гражданского общества. Элементы новизны носят ряд теоретических положений и практических предложений, сформулированных на основе анализа результатов проведенных автором исследований. Среди них можно выделить следующие:

– сформулированы и теоретически обоснованы понятие, классификация и конституционное закрепление механизма реализации ограничения основных прав и свобод человека и гражданина;

– обоснованы выводы о формах и методах действия механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

– определены содержание и особенности механизма реализации ограничения личных, политических, экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

– выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

– обоснованы предложения по совершенствованию правоприменительной деятельности, связанной с реализацией ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту. Результатом научной работы являются следующие выносимые на защиту положения, отражающие содержание исследования, в котором:

  1. Многогранность ограничения прав и свобод человека и гражданина обуславливает сложность механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, представляющего собой систему правовых средств и методов определения пределов субъективного права человека и гражданина, правового положения субъектов правовых отношений, регулятивных и охранительных правовых средств различного уровня, при помощи которых позитивное и субъективное право воплощаются в фактическом поведении субъектов права.

  2. Значение механизма реализации ограничения личных прав и свобод человека в Российской Федерации заключается в том, что он выражает в концентрированном виде концепцию определения пределов (меры) свободы индивида в государстве, содержит общие условия ее ограничения, предопределяющие конкретные отраслевые ограничения и служащие критерием их конституционности, обеспечивающие соблюдение необходимого баланса интересов личности, общества и государства.

  3. Установлено, что механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации можно дифференцировать на содержательные составляющие: во-первых, элементы, связанные с организационной деятельностью субъекта права; во-вторых, формы государственно-властной деятельности, охватывающие применение права, определение пределов использования прав, контроль, стимулирование, поощрение, юридическую ответственность, охрану и защиту прав и свобод; в-третьих, юридический порядок реализации ограничений субъективного права и юридической обязанности.

  4. Обосновано, что механизм реализации ограничения конституционных личных, политических, экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина характеризуется основными чертами: во-первых, нормативным правовым основанием механизма реализации ограничения прав и свобод человека и гражданина, определяющим объем и порядок изъятия из правового статуса личности правомочий использования социального блага, предоставляемого субъективным правом; во-вторых, наличием фактического основания, представляющим собой предусмотренные нормами права обстоятельства изъятия из правового статуса и выступающие в качестве оснований (предпосылок) наступления правовых последствий; в-третьих, деятельностью личности по использованию своего права с учетом его объема, содержания и пределов; в-четвертых, определенной правовой процедурой охраны и защиты субъективного права; в-пятых, гарантиями реализации субъективного права.

  5. Сделан вывод о том, что субъектами, в отношении юридических возможностей которых устанавливаются пределы и вводятся ограничения, выступают личность, социальные общности, государство в целом, органы (должностные лица) государственной и муниципальной власти. Объектом пределов и ограничений является свобода личности, которая раскрывается через субъективные права и полномочия органов публичной власти в определенных сферах ведения, которыми они наделяются с целью выполнения функций по созданию и поддержанию в состоянии готовности сил и средств, обеспечения их жизнедеятельности и управления ими в повседневных и чрезвычайных условиях.

  6. Раскрыты и обоснованы особенности механизма реализации ограничений политических прав и свобод человека и гражданина, которые характеризуются тем, что такие запреты и ограничения направлены на регулирование деятельности в области осуществления политических субъективных прав и юридических обязанностей участников правовых отношений с использованием определенных организационных и правовых средств. Реализацию конституционно-правовых ограничений политических прав и свобод осуществляют различные по правовому статусу, полномочиям, характеру деятельности компетентные органы государственной власти, наделенные полномочиями по изданию соответствующих нормативных и иных правовых актов.

  7. Механизм реализации ограничений экономических и социальных прав человека и гражданина рассматривается в широком смысле как деятельность государства и частных лиц, направленная на удержание в определенных границах субъектов права в целях обеспечения баланса интересов и недопущение определенного неправомерного, а также в определенных случаях их правомерного поведения; в узком смысле как совокупность требований, обусловленных определенными целями в виде обязанностей и запретов, адресованных определенным субъектам, и на основе принципов ограничения экономических и социальных прав и свобод.

Основными видами ограничений экономических и социальных прав человека и гражданина являются: ограничения оснований возникновения экономических и социальных прав (ограничения видов, объектов, субъектов экономических прав, установление регистрационно-лицензионного порядка их возникновения и т.п.); ограничения содержания экономических и социальных прав в рамках существующего субъективного права (права распоряжения, права пользования имуществом и т.п.); ограничения реализации экономических и социальных прав (установление пределов осуществления экономических прав, повышение налогов и т.п.).

  1. Сделан вывод о том, что в целях совершенствования законодательства в сфере реализации ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации необходимо сформировать гибкую правовую систему, адекватно реагирующую на происходящие политические, экономические и социальные изменения в стране.

Правомерность механизма реализации ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации должна быть обусловлена: конституционным обоснованием, указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; установлением федеральными законами; соразмерностью конституционно значимых целей соответствующим угрозам защищаемым законом правам и интересам; соответствием демократическим принципам российского государства; достаточной степенью определенности, позволяющей однозначно установить ограничения и спрогнозировать неблагоприятные юридические последствия в случаях нарушения (несоблюдения запретов, неисполнения обязанностей) ограничений; отсутствием противоречий международным договорам Российской Федерации.

Теоретическое значение диссертации характеризуется тем, что выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в ней, углубляют теоретическую базу реализации ограничений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации; она вносит вклад в развитие конституционного права, административного права, муниципального права, других отраслевых наук и может быть использована в дальнейших научно-практических исследованиях по проблемам реализации ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Автором рассмотрены теоретические и практические вопросы, которые имеют большое значение для понимания механизма ограничений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, существа и природы, целей и задач таких ограничений. Исследование ограничений прав и свобод человека как предмета самостоятельного межотраслевого института права позволяет осуществлять поиск новых подходов к исследованию многих институтов права, способствует развитию смежных отраслей права.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические положения по совершенствованию законодательной деятельности можно использовать в качестве научно-методологической базы для законодательных органов при подготовке и создания действенной и унифицированной правовой базы для правомерных ограничений прав и свобод человека. Выработанные предложения и рекомендации диссертации могут быть применены правоохранительными органами для совершенствования их деятельности. Теоретические положения проведенного исследования являются дополнительным научным материалом в преподавании курсов «Теория государства и права», «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран», «Права человека».

Подготовленные по результатам исследования рекомендации и предложения предназначены для широкого круга специалистов в законодательной, научной и правоприменительной сфере. Особый интерес данное исследование представляет для специалистов, занимающихся изучением правовых основ межотраслевых институтов, руководителей и преподавательского состава образовательных учреждений федеральных органов исполнительной власти, занимающихся профессиональной подготовкой сотрудников правоохранительной службы.

Апробация результатов исследования реализована в форме обсуждения его основных положений на следующих научно-практических мероприятиях: II Международной научно-практической конференции «Вопросы теории и практики российской правовой науки» (март 2009 г.); Общероссийской научно-практической конференции «Силовое принуждение: история и современность» (май 2010г.); Межвузовской научной конференции «Проблемы и пути формирования правового сознания» (февраль 2011 г.), при подготовке научных публикаций, внедрений соответствующих научных разработок в учебный процесс и правоприменительную деятельность. Основные теоретические положения диссертации, выводы и предложения автора изложены в четырех опубликованных научных статьях и других публикациях по теме диссертации, общим объемом 1,6 п.л.; 1 работа опубликована в ведущем рецензируемом научном издании, входящем в перечень, сформированный Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Ряд положений теории и выводов, изложенных в работе, были внедрены в учебный процесс в Институте повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Некоторые подходы и предложения автора по проблеме ограничений прав и свобод человека вошли в рекомендации, подготовленные для Правительства Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации и для Министерства внутренних дел Российской Федерации - по итогам «круглого стола» на тему «Развитие института Уполномоченного по правам человека в регионах Российской Федерации» (Москва, 2010 г.), в которых отражены ряд обоснованных исследованием идей по формированию законодательной базы правомерных ограничений прав и свобод человека. Многие теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, использованы в практической деятельности коллегии адвокатов, уполномоченных по правам человека в г. Москве и Московской области и органов внутренних дел.

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Вовведении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, излагаются его методологические и методические основы, раскрывается научная новизна, и формулируются положения, выносимые на защиту, дается характеристика теоретического и практического значения работы, приводятся сведения об апробации полученных результатов.

Первая глава «Общая характеристика конституционно-правового механизма реализации ограничения прав и свобод человека и гражданина вРоссийской Федерации» посвящена исследованию сущности ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В первом параграфе «Понятие, классификация и конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как основа их ограничения» диссертант определяет, что права и свободы человека – это общепризнанные и охраняемые обществом, государством и международным правом определенные равные социальные возможности личности, характеризующие правовой статус человека по отношению к государству, для удовлетворения ею своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями жизни личности, ее взаимоотношений с обществом, государством и другими индивидами.

В основе дифференциации прав человека и прав гражданина лежит различение гражданского общества и государства и, соответственно, различение прав личности как члена гражданского общества (правосубъектности человека как человека, как частного лица) и как члена публично – политического сообщества, государства (правосубъектность индивида как публично – политического лица, как гражданина).

Естественные права, свободы и обязанности человека, т.е. те, которые неотделимы от него, принадлежат всякому лицу, как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемое ее свойство. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права Российской Федерации. Человек как частное лицо и человек как гражданин обладают различными конституционно-правовыми статусами. Так, по Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 36) в сфере частного права только граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В сфере публичного права положения Основного закона о правах граждан (ст. 31-33) не распространяются на человека как частное лицо (например, иностранного гражданина).

Международные стандарты в области прав и свобод человека устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти правовые нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека, в случае ратификации которых они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными договорными нормами. Международная защита прав человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение прав и свобод человека остается, в основном, внутренним делом каждого государства и его Конституции. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его конституционным законодательством.

Во втором параграфе «Формы и способы конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина» диссертант выделяет следующие аспекты.

Закрепляя права и свободы человека и гражданина, Конституция Российской Федерации не абсолютизирует их, поскольку полной, абсолютной свободы не существует, и свобода отдельной личности должна быть сбалансирована свободой других людей и разумными требованиями общества, и потому допускает возможность их ограничения, установления основ ограничения прав и свобод. Формы и способы конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина, определяющие сущностные черты ограничений прав и свобод, позволяют, с одной стороны, защитить определенные социальные ценности (государственные, индивидуальные), с другой, гарантируют сохранение неприкосновенности некоторых прав и свобод, пользование которыми не может входить в противоречие с конституционными целями и которые в своей совокупности обеспечивают уважение достоинства личности в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Признаками, которые характеризуют правовые ограничения, являются: 1) неблагоприятные условия (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов, т.к. направлены они на сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) негативный характер, т.е. использование преимущественно принудительных, силовых средств; 3) уменьшение объема возможностей, свободы, а значит, и прав человека, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, мер защиты, наказаний и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъекта до определенного «предельного» состояния; 4) направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы.

Формами ограничений в зависимости от обстоятельств могут быть: меры наказания, обязанности, запреты, приостановления, меры защиты, меры наказания, ответственность, меры пресечения, ограничение дееспособности, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.

Учитывая, что такое разнообразие ограничений может суживать конституционные права человека, возлагая на лицо дополнительные обязанности, запреты, приостановления, остро возникает необходимость его защиты от произвольных и беззаконных действий органов государственной власти и, прежде всего, правоохранительных органов. Большая роль в профилактике неправомерных ограничений принадлежит юридическим гарантиям. Такие гарантии провозглашены Конституцией Российской Федерации.

Анализ конституционно-правовых актов показал, что ограничение прав человека как конституционно-правовое явление включает в себя семь структурных элементов: 1) основу ограничений; 2) цель ограничений; 3)обстоятельства ограничений прав человека; 4) права, которые могут быть ограничены (объект ограничения); 5) права, не подлежащие ограничениям; 6) субъекты ограничения прав человека; 7) информирование мирового сообщества о вводимых ограничениях прав человека. Все названные элементы определены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В третьем параграфе «Содержание механизма реализации конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» диссертант рассматривает механизм, обеспечивающий как собственно реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан, так и установление ответственности за их нарушение или создание препятствий к их свободному осуществлению.

Правомерное ограничение прав и свобод человека и гражданина – это такое ограничение, которое устанавливается федеральным законом; оно имеет как постоянный, так и временный характер; отвечает принципам справедливости, соразмерности, законности; обусловлено объективными причинами. Целью его является установление баланса интересов личности, общества и государства. Обязательным условием правомерного ограничения прав и свобод является то, что его содержание должно корректироваться реалиям настоящего времени. Это предполагает возможность отказываться от ранее установленных правомерных ограничений, вводить новые ограничения.

Структуру механизма ограничений прав и свобод человека и гражданина составляют три компонента:

– механизм правотворчества, который должен следовать заложенным Конституцией Российской Федерации целям ограничений прав и свобод человека и гражданина: защита основ конституционного строя; обеспечение обороны страны и безопасности государства; защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

– механизм реализации норм права, заключающийся в соблюдении или нарушении законодательно установленных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

– механизм государственного принуждения, т.е. меры физического и психического воздействия направленного на обеспечение соблюдения правил и запретов, установленных в рамках ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина – это целостная система регулятивных и охранительных правовых средств различного уровня, направленных на обеспечение соблюдения конституционных требований к ограничению прав и свобод человека и гражданина с целью защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан и подразделяющаяся на составные части (элементы), каждая из которых выполняет свои особые задачи по осуществлению общих функций ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина является максимальное соблюдение баланса интересов личности, общества и государства. Необходимо принятие нормативного правового акта, который сможет закрепить основы механизма ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, установить общие принципы, определить основания ограничений, цели, преследуемые определенными ограничениями, а также консолидировать существующие нормы.

Во второй главе «Состояние и перспективы реализации ограничения личных, политических, экономических и социальных конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» рассматриваются структурные элементы механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В первом параграфе «Особенности ограничения личных конституционных прав и свобод человека в России и их реализация в законодательстве» делаются выводы о том, что личные конституционные права и свободы человека не являются абсолютными – при определенных обстоятельствах человек может быть ограничен в этих правах и даже лишен их полностью. Ограничения при этом регламентируются нормами позитивного права.

Ограничения являются приемлемыми для демократического общества и принимаются в целях защиты государственной и общественной безопасности и порядка, в интересах защиты прав и свобод других граждан на основании, признанных законом. Отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения в соответствии с конституционным законом. В международных документах о правах человека, как и в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах Российской Федерации, личные конституционные права и свободы человека находятся в подчиненном по отношению к интересам государства положении.

Учитывая огромную социальную ценность естественных прав человека в жизни общества, в нормах позитивного права необходимо более подробно и тщательно отрегулировать пределы и характер таких ограничений. В этой связи следует разработать специальную международную конвенцию об ограничениях прав человека, которая может послужить соответствующим ориентиром для национальных законодательств.

Во втором параграфе «Особенности ограничения конституционных политических прав и свобод граждан России и практика их реализации» делается вывод, что конституционно-правовые ограничения политических прав и свобод граждан Российской Федерации – это прямые конституционные или устанавливаемые законом на основе Конституции Российской Федерации пределы реализации гражданином политических прав и свобод (предоставление ограниченных правомочий, изъятие из круга правомочий либо непредоставление правомочий), существование которых необходимо в целях защиты конституционно-значимых ценностей и предопределено обеспечение баланса между интересами гражданина, общества и государства.

Ограничения политических прав и свобод граждан Российской Федерации устанавливаются в нормах как конституционного, так и иных отраслей права. Так, к примеру, в международном праве выделяют два направления, связанные с ограничениями прав и свобод. К первому относятся договоры между сторонами, регламентирующие отношения на уровне государств, правительств или отдельных органов и организаций, в которых используются ограничения конкретного плана - обязанности, пределы и т.д. А ко второму – общие принципы права, которые определяют отношения между государством и человеком. Они оказывают ограничительное воздействие на общественные отношения, связанные с осуществлением политических прав и свобод граждан Российской Федерации в различных формах (запрет, вторжение, приостановление, обязанность, ответственность, принуждение, наказание, самоограничение, непредставление и т.д.).

Рассматривается ограничения прав человека и гражданина, которые касаются права свободы объединения в политические партии, профессиональные организации и иные общества. Так, в Конституции Российской Федерации содержатся следующие положения о роли партий: устанавливается многопартийность, говорится о том, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости. Положение общественных объединений регулируется законами о политических партиях, о социально-экономических и иных объединениях и об акционерных обществах.

Затрагиваются вопросы ограничения права на свободу собраний, митингов и демонстраций; пользования правом на объединение, которое в некоторых случаях предусмотрено законодательством в отношении российских граждан; права на информацию; избирательных прав граждан.

В третьем параграфе «Особенности ограничения конституционных экономических и социальных прав и свобод человека в России и формы их обеспечения» выделены принципы ограничения экономических прав и свобод. К ним относятся: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина при ограничении экономической свободы субъектов; принцип законности (распространяется на правовую форму вводимых ограничений и на их содержательную сторону, то есть ограничения должны устанавливаться в целях, предусмотренных законом); принцип формального (юридического) равенства обладателей экономических прав и свобод при их ограничении; принцип соразмерности (пропорциональности) ограничения экономических прав и свобод (закрепление данного принципа путем установления целей, для достижения которых законодатель вправе ограничивать экономические права и свободы, направлено на недопущение чрезмерных и необоснованных ограничений); принцип соблюдения пределов ограничения экономических прав и свобод путем обращения к судебной защите (основную роль в защите экономических прав и свобод от неправомерных ограничений играет Конституционный суд Российской Федерации).

Определены следующие виды ограничений экономических и социальных прав граждан: ограничения оснований возникновения экономических и социальных прав (ограничения видов, объектов, субъектов экономических прав, установление регистрационно-лицензионного порядка их возникновения и т.д.); ограничения содержания экономических и социальных прав (ограничения в рамках существующего субъективного права одного из его правомочий, например права распоряжения, права пользования имуществом); ограничения реализации экономических и социальных прав (установление пределов осуществления экономических прав, повышение налогов и т.д.).

Диссертант делает выводы, что в государственном регулировании предпринимательской деятельности значительную роль играют административно-правовые режимы: лицензирование, аккредитация, регистрация, разрешения, квотирование и т.п. Для того чтобы установленные правила (нормы) хозяйствующими субъектами исполнялись, государственная власть создала специально уполномоченные органы, которые не только участвуют в разрешительных процедурах, но и различными средствами поддерживают соответствующие административно-правовые режимы. Эти уполномоченные органы, как правило, осуществляют государственный контроль за хозяйствующими субъектами, и вправе привлекать к ответственности за нарушение установленного порядка экономической деятельности.

Кроме того, экономические и социальные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом в строго определенных Конституцией Российской Федерации (статья 55) случаях, преследовать конституционно значимые цели. Ограничение прав человека детерминировано, продиктовано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и обеспечивает необходимый баланс между интересами личности, общества и государства. Ограничение этих прав и свобод должно быть соразмерным, обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод сторон, оптимальное согласование интересов.

В четвертом параграфе «Перспективы развития законодательства, обеспечивающего механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» делается вывод о том, что в действующем законодательстве перечень видов ограничений прав и свобод граждан довольно значителен. При этом основные права и конституционно-правовые нормы, ограничивающие их, должны находиться в состоянии сбалансированности. Поскольку в системе законодательства любой отдельно взятый закон не может действовать в отрыве от других законодательных и подзаконных актов, решение задачи его реального применения обусловлено, наряду с другими факторами, необходимостью учета и отражения положений в ранее действовавшем массиве актов, в том числе и посредством приведения норм этих актов в соответствие с вновь принятым законом. В связи с тем, что трактовка, заложенная в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации – «только в той мере…» – является категорией оценочной, то федеральному законодателю, учитывая указанное положение, следует каждый раз решать: насколько необходимы вводимые ограничения; насколько цели этих ограничений соответствуют конституционно-значимым; не являются ли ограничения излишними или чрезмерными, поскольку установление ограничений прав и свод должно быть соразмерно защищаемым конституцией и законами ценностям правового государства; учитывается ли при этом необходимый баланс интересов гражданина, общества и государства; придавать ограничительным нормам закона постоянный или временный характер.

Крайне важным при этом представляется объективное сочетание целесообразности и разумной достаточности мер, применяемых к ограничению прав и свобод граждан. Эти меры не должны также противоречить установленным в обществе основам правопорядка, действующему национальному законодательству и нормам международного права, поскольку превышение пределов ограничения приводит к упразднению самого субъективного права

Большое значение для определения перспектив развития законодательства, обеспечивающего механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, имеет анализ норм международного права, процесс усиливающегося влияния которых на законодательство Российской Федерации в области прав и свобод граждан имеет объективный характер, поскольку в настоящее время приоритетной тенденцией развития современной цивилизации является такое широкомасштабное явление, затрагивающее все государства, как глобализация.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила конституционные принципы (основы) и основания ограничения прав личности, основываясь на которых государство, как легитимный представитель общества, вправе устанавливать правовые ограничения указанной свободы в мере, необходимой для защиты прав и законных интересов граждан, а также в других конституционно обоснованных целях ограничений. Однако, если в столь важном вопросе, каковым является об определение пределов возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, имеются расхождения ученых во мнениях, автору представляется необходимой выработка российскими правоведами единой концепции оснований и пределов ограничений прав и свобод человека и гражданина и принятия ее положений в качестве основополагающих, вплоть до внесения при необходимости в Конституцию Российской Федерации в качестве поправок.

Несмотря на закрепление ограничений в законах, зачастую не соблюдаются многие принципы, которым должны эти ограничения отвечать. Так, не всегда соблюдается принцип соразмерности, адекватности результату; некоторые формулировки не имеют однозначного толкования; отсутствует четко определенный порядок, механизм введения ограничений. В таких случаях возникают проблемы в правоприменении, а также вводятся неправомерные ограничения. Правовые ограничения прав и свобод личности должны удовлетворять следующим требованиям (условиям правомерности): 1) быть установленными федеральными законами; 2) быть установленными только в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в числе которых необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 3) являться соразмерными конституционно значимым целям и соответствующим угрозам, которым подвергаются защищаемые законом права и интересы; 4) соответствовать демократическим принципам российского государства и политической системы Российской Федерации, что предопределено демократическим режимом государства как одним из элементов основ конституционного строя Российской Федерации; 5) быть сформулированными с достаточной степенью определенности (ясности и точности), позволяющей: а) однозначно установить и понять их смысл, пользуясь при необходимости разъяснениями специалистов; б) спрогнозировать с достаточной степенью ясности неблагоприятные юридические последствия, которые может повлечь за собой нарушение (несоблюдение, неисполнение) ограничения; в) сообразовывать с ограничением свои действия; г) не противоречить международным договорам Российской Федерации.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные обобщающие теоретические выводы и предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения. В конце работы приведен список использованной литературы и нормативных правовых актов.

Основные положения диссертации опубликованы

в следующих работах автора:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

1. Якубовская, Д.Д. Понятие, классификация и конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Д.Д. Якубовская // Современное право. – 2011. – № 4. – С. 17–20. – 0,3 п.л.

Публикации в иных изданиях:

2. Якубовская, Д.Д. Формы и способы конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина / Д.Д. Якубовская // Право и жизнь. – 2011. – № 153 (3). – С. 99–112. – 0,5 п.л.

3. Якубовская, Д.Д. Конституционные основы ограничения свободы массовой информации в России / Д.Д. Якубовская // Право и жизнь. – 2011. – № 156 (6). – С. 52–61. – 0,4 п.л.

4. Якубовская, Д.Д. Особенности ограничения конституционных экономических прав и свобод человека в России и формы их обеспечения / Д.Д. Якубовская // Право и жизнь. – 2011. – № 157 (7) – 158 (8). – С. 54–63. – 0,4 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рассолова евгения шамильевна ограничения прав и свобод человека и гражданина в российской федерации конституционно-правовое исследование

    Автореферат диссертации
    ... правовые основы ограниченияправ и свободчеловека и гражданина в РоссийскойФедерации. Автореферат дис... канд.юрид.наук. - М.; 2007. Малиновская В.М. Правомерное ограничениеконституционныхправ и свободчеловека и гражданина в РоссийскойФедерации ...
  2. Перечень согласованных координационным бюро академии генеральной прокуратуры российской федерации тем диссертационных исследований по научным специальностям 12 00 02 19 00 06 12 00 08 12 00 09 12 00 11 утвержденных на заседании ученого

    Документ
    ... 12.00.02 И.А. Побережная 32. «Механизмреализацииограниченийконституционныхправ и свободчеловека и гражданина в РоссийскойФедерации» Д.Д. Якубовская К.ю.н. ЮИ Академии 12.00 ...
  3. Бондарь оксана николаевна квалифицированная юридическая помощь - конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в рф

    Автореферат диссертации
    ... темы диссертационного исследования. Реализацияконституционных требований государственной защиты прав и свободчеловека и гражданина в РоссийскойФедерации предполагает необходимость законодательного установления ...
  4. Взаимодействие органов прокуратуры с уполномоченными по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина Пособие Москва • 2012

    Документ
    ... международного права и международным договорам РоссийскойФедерации. В случае грубого или массового нарушения конституционныхправ и свободчеловека и гражданина Уполномоченный вправе ...
  5. Конституционное право

    Методические указания
    ... прав и свобод. Поколения правчеловека. 3. Международно-правовое закрепление прав и свободчеловека. 4. Конституционные обязанности человека и гражданина. 5. Ограниченияправ и свобод. Литература 1. Конституция РоссийскойФедерации. Принята ...

Другие похожие документы..