Главная > Методические указания


Культурология в системе гуманитарного знания.

  • Понятие культуры. Культура как единство деятельности и ценностей.

  • Культура и общество. Социальные функции культуры.

  • Проблема единства мирового культурного процесса.

  • Культура и природа.

  • Культура и цивилизация.

  • Субъект культуры.

  • Развитие взглядов на культуру в эпоху Просвещения.

  • Проблемы культуры в классической немецкой философии.

  • Культура и её критика у З. Фрейда. Механизм сублимации.

  • Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры).

  • Межкультурная коммуникация и диалог культур.

  • Закономерности процесса культурогенеза.

  • Эволюционизм как теория культуры.

  • Основные тенденции культуры в эпоху глобализации.

  • Культурологические идеи К.Г. Юнга.

  • Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.

  • Этногенез и концепция культуры Л. Гумилёва.

  • Теория культурно-исторических типов

    Н.Я. Данилевского.

    1. А. Тойнби о причинах развития культуры.

    2. Культура и цивилизация. Концепция О. Шпенглера.

    3. Взгляды К.Ясперса на мировой культурный процесс.

    4. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

    5. Миф как выражение синкретизма первобытного сознания.

    6. Ранние формы религиозных верований.

    7. Древнеегипетская мифология и религия.

    8. Религиозная реформа Эхнатона.

    9. Искусство Древнего Египта, его особенности.

    10. Научные достижения древних египтян.

    11. Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру.

    12. Художественная культура средневековой Индии.

    13. Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая.

    14. Влияние даосизма и буддизма на формирование национальных культурных традиций Китая.

    15. Греческий полис и полисная система ценностей.

    16. Агональный характер греческой культуры.

    17. Древнегреческая мифология и религия.

    18. Представления о прекрасном и их проявления в искусстве Древней Греции.

    19. Рождение античного театра.

    20. Древнегреческая система образования.

    21. Особенности культуры Древнего Рима.

    22. Искусство Древнего Рима: заимствования и новаторство.

    23. Религиозные представления древних римлян.

    24. Кризис античности и возникновение христианства.

    25. Особенности византийской культуры.

    26. Роль Византии в формировании христианской культурной традиции.

    27. Ислам как мировая религия.

    28. Научные знания средневекового арабского мира.

    29. Характерные черты западноевропейской средневековой культуры.

    30. Народная культура средневековья: карнавал, мистерия, фольклор.

    31. Романский и готический стили в искусстве.

    32. Мифология древних славян.

    33. Исторические особенности русской культуры.

    34. Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре.

    35. Архитектура средневековой Руси.

    36. Русская иконопись.

    37. Церковный раскол ХVII века: историческая обусловленность и сущность.

    38. Характерные черты ренессансной культуры.

    39. Реформация и её культурное значение.

    40. Становление рационалистической картины мира западноевропейской культуры ХVII - ХVIII веков.

    41. Просвещение: основные идеи и представители.

    42. Художественные стили барокко и классицизм.

    43. Русская культуры эпохи Просвещения.

    44. Научные открытия и технические революции ХIХ века.

    45. Романтизм в европейской культуре.

    46. Импрессионизм: творческие принципы и основные представители.

    47. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

    48. Культурный кризис ХХ века: признаки, сущность, оценки.

    49. Массовая культура и личность.

    50. Общие признаки искусства модернизма. Основные направления модернизма в живописи.

    51. Задачи сохранения культурного наследия.

    Вопросы к экзамену по дисциплине «Культурология»

    1. Культурология в системе гуманитарного знания.

    2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

    3. Культура как единство деятельности и ценностей.

    4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

    5. Культура и общество. Функции культуры.

    6. Культура и цивилизация.

    7. Антропологические аспекты культуры.

    8. Проблема типологии культуры.

    9. Этническая, национальная и региональная типологизация культур.

    10. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций.

    11. Концепция культуры О. Шпенглера.

    12. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

    13. Концепция культуры А. Тойнби.

    14. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

    15. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

    16. Основные культурологические течения ХХ века. Франкфуртская школа.

    17. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

    18. Эволюционизм как теория культуры.

    19. Ранние формы религиозных верований.

    20. Миф как синкретизм первобытного сознания.

    21. Характерные черты культуры Древнего Египта.

    22. Индо-буддийская культурная традиция.

    23. Китайско-конфуцианская культура.

    24. Античность как тип культуры.

    25. Особенности культуры Византии.

    26. Культура средневекового арабского востока.

    27. Характерные черты западноевропейского средневековья.

    28. Исторические особенности русской культуры.

    29. Характерные черты эпохи Возрождения.

    30. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

    31. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

    32. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

    33. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

    34. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

    35. Массовая культура и личность.

    36. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

    37. Задачи сохранения культурного наследия.

    38. Региональная культура Кольского Севера.

    Вопросы к зачёту по дисциплине «Культурология»

    1. Культурология в системе гуманитарного знания.

    2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

    3. Культура как единство деятельности и ценностей.

    4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

    5. Культура и общество. Функции культуры.

    6. Культура и цивилизация.

    7. Проблема типологии культуры.

    8. Концепция культуры О. Шпенглера.

    9. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

    10. Концепция культуры А. Тойнби.

    11. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

    12. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

    13. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

    14. Эволюционизм как теория культуры.

    15. Ранние формы религиозных верований.

    16. Миф как синкретизм первобытного сознания.

    17. Характерные черты культуры Древнего Египта.

    18. Индо-буддийская культурная традиция.

    19. Китайско-конфуцианская культура.

    20. Античность как тип культуры.

    21. Особенности культуры Византии.

    22. Культура средневекового арабского востока.

    23. Характерные черты западноевропейского средневековья.

    24. Исторические особенности русской культуры.

    25. Характерные черты эпохи Возрождения.

    26. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

    27. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

    28. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

    29. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

    30. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

    31. Массовая культура и личность.

    32. Региональная культура Кольского Севера.

    ТЕСТЫ

    Дайте ответы на вопросы. Из четырёх возможных ответов на вопрос только один является правильным.

    РАЗДЕЛ 1

    1.Кто из современных мыслителей выдвинул концепцию «осевого времени», обозначающего период, когда «возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, как он есть»:

    а) А. Тойнби; б) К. Ясперс; в) Ф. Ницше; г) Ж.-П. Сартр?

    2.Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»:

    а) полис; б) мегаполис; в) ойкумена; г) город?

    3.Как в культурологи называются черты, общие для всех культур народов мира:

    а) культурные аспекты; б) культурные различия; в) культурный императив; г) универсалии культурные?

    4.Как называется работа отечественного историка Л.Н. Гумилёва, в которой культура рассматривается как «кристаллизованная пассионарность»:

    а) «Постижение истории»; б) «Сущность христианства»; в) «Этногенез и биосфера Земли»; г) «Элементы человеческой культуры»?

    5.Как называется природный ландшафт, изменяемый деятельностью человека и насыщенный результатами его деятельности:

    а) культурный комплекс; б) культурный ландшафт; в) культурный круг; г) культурное поле?

    6.Кто из современных европейских мыслителей написал работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологи:

    а) Ф.Ницше; б) А. Тойнби; в) О. Шпенглер; г) Л. Морган?

    7.Кто из культурологов классифицировал культуру на три основных типа: чувственный, идеациональный и идеалистический:

    а) М. Вебер; б) П.А. Сорокин; в) Ф. Ницше; г) А. Тойнби?

    8.С именем какого отечественного историка культурологи и историки связывают теорию этногенеза:

    а) П. Сорокина; б) Н. Данилевского; в) Н. Гумилева; г) К. Леонтьева?

    9.П. Сорокин выделил три типа культуры. Назовите их:

    а) идеалистический, чувственный и идеациональный;

    б) идеальный, эстетический, этический

    в) рациональный, эмоциональный, духовный

    г) мировой, национальный, региональный?

    10.Назовите три основания, на которых базируется модель культуры:

    а) религия, мораль, духовность;

    б) вера, надежда, любовь;

    в) философия, история, литература;

    г) гуманизм, рационализм, историзм.

    11.Назовите одно из приведенных ниже суждений, адекватно отражающее точку зрения О. Шпенглера на понятие цивилизации:

    а) Цивилизация является высшим уровнем развития культуры;

    б) Цивилизация и культура – антагонистические понятия;

    в) Цивилизация и культура – понятия взаимодополняющие;

    г) Цивилизация и культура – понятия тождественные.

    12.Одной из важнейших категорий современной культурологии является понятие «осевое время». Кто ввел его в научный оборот:

    а) К. Ясперс; б) О. Шпенглер в) С. де Бовуар г) М. Хайдеггер?

    13. Кому из ниже перечисленных мыслителей принадлежит концепция «природной антикультурности»:

    а) Д. Писареву; б) Ф. Ницше; в) В. Розанову; г) Ж.Ж. Руссо?

    14. Назовите представителя эволюционной школы в культурологи:

    а) Э. Тайлор; б) Г. Спенсер; в) Дж. Фрезер; г) Л. Морган?

    15.Кому из мыслителей принадлежит идея создания так называемой «универсальной вселенской церкви» - носителя религии будущего:

    а) С. Булгакову; б) Л. Уайту; в) А. Тойнби; г) П. Сорокину?

    16. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого произошло название «культурология»:

    а) культура; б) агрокультура; в) вспашка; г) обработка, возделывание?

    17. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, - продукт культуры:

    а) архаизм; б) артефакт; в) архетип; г) архее?

    18. Как называется понятие, введенное в теорию онтогенеза Н. Гумилевым и обозначающее страстную, неуемную жажду деятельности, способность к сверхнапряжениям, отличающее как некоторых людей, так и некоторые человеческие объединения:

    а) экспрессивность; б) пассионарность; в) пассеизм; г) парадоксальность?

    19. Назовите вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе:

    а) труд; б) творчество; в) игра; г) работа.

    20.Назовите разновидность культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя»:

    а) потребительская культура;

    б) массовая культура;

    в) коммерческая литература;

    г) популярная культура.

    21. Как называется культура, в которой преобладающей моделью поведения людей оказывается поведение их современников:

    а) адаптивная; б) профессиональная; в) конфигуративная; г) гражданская?

    22. Как называется попытка обращения к традициям предшествующей цивилизации, термин ввел А. Тойнби:

    а) эпигонство; б) эволюция; в) экивок; г) эвокация?

    24. Кто из ученых был самым известным продолжателем дела З. Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении культур:

    а) Э. Фромм; б) К. Юнг; в) Г. Рохейм; г) М. Мид?

    25. Как называется в культурологии резкий поворот в истории, знаменовавший собой переход от древних культур к духовному историческому прорыву:

    а) парадигма;

    б) культурная революция;

    в) культурный перелом;

    г) осевое время?

    26. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э. Тайлор и Л. Морган:

    а) рабовладение, капитализм, феодализм;

    б) первобытное общество, рабовладение, феодализм;

    в) рабовладение, феодализм, социализм;

    г) дикость, варварство, цивилизация?

    27. Кто из известных ученых дал следующее определение культуры: «Термин «культура» вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира, и служит двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми»:

    а) З. Фрейд; б) Л. Фробениус; в) П. Флоренский; г) С. Франк?

    28. Как называется один из типов культуры по классификации П. Сорокина, который базируется на принципе сверхсчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности

    а) идеалистический; б) тоталитарный; в) идеациональный; в) сакральный.

    29) Как называл О. Шпенглер западноевропейскую культуру, характеризующуюся деятельным существованием, непрерывным становлением, устремленностью в будущее, острым переживанием времени, историзмом:

    а) дионисийская; б) рыцарская; в) аполлоновская; г) фаустовская?

    30. Как П. Сорокин называл тип культуры, ценности которой ориентированы на улучшение материальных условий жизни:

    а) культура сенситивная;

    б) культура гражданская;

    в) культура утилитарная;

    г) культура соционормативная?

    31. Кто из мыслителей понимал культуру как «почитание света»:

    а) М. Вебер; б) Ф. Ницше; в) Н. Рерих; г) И. Кант?

    32. Как называется полное отрицание всех общепринятых культурных ценностей, идеалов, моральных норм:

    а) скептицизм; б) нигилизм; в) схоластика; г) обскурантизм?

    33. Кто из названных мыслителей противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация»:

    а) М. Бахтин и С. Аверинцев;

    б) Э. Тайлор и Т. Парсонс;

    в) О. Шпенглер и Н. Бердяев;

    г) Г. Зиммель и П. Сорокин?

    35. Как называется процесс передачи информации – идей, представлений, мнений, оценок, знаний, чувств и т.п. – от индивида к индивиду, от группы к группе:

    а) культурная коммуникация;

    б) культурная экспансия;

    в) культурная ориентация;

    г) культурная легитимация?

    37. Как назывался основной труд Й. Хейзинги, в котором ученый изложил собственную теорию культуры:

    а) «Древнее общество»;

    б) «Человек играющий»;

    в) «Золотая ветвь»;

    г) «Закат Европы».

    38. Как называется учение о ценностях:

    а) агностицизм; б) аллегория; в) аксиология; г) аккультурация?

    39)Если кратко определить культурологию, это:

    а) филологическая наука;

    б) интегративное знание;

    в) эмпирическое знание;

    г) описательная наука.

    40. Что такое архетипы:

    а) типы отношений между природой и обществом;

    б) типология религиозных образов;

    в) прообразы коллективного бессознательного;

    г) типы археологической культуры?

    41. Что первоначально подразумевалось под словом «Культура»:

    а) способы обработки земли

    б) правила поведения в обществе

    в) интеллектуальные достижения человечества

    г) создание искусственной природы?

    42. Когда появился термин «культура» в его современном значении:

    а) в XVII в.;

    б) в XVIII в.:

    в) в XIX в.;

    г) в XX в.?

    43. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой? Найдите правильный ответ:

    а) материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи;

    б) между материальной и духовной культурой не существует связей. Они существуют автономно друг от друга;

    в) между материальной и духовной культурой существуют глубокие качественные различия, поэтому не может быть никаких связей;

    г) деление культуры на материальную и духовную некорректно. Культурой называют все то, что создано человеком.

    44. Кому из мыслителей принадлежит авторство книги «Человек играющий»:

    а) Ж.-П. Сартру; б) Ф. Ницше; в) Й. Хейзинге; г) К. Ясперсу?

    45.Назовите представителей функционализма:

    а) Ю. Лотман, М. Бахтин, М. Каган;

    б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер;

    в) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;

    г) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский, П. Савицкий.

    46. Кто из культурологов ввел в научный оборот термин «префигуративная культура»:

    а) Л. Фробениус; б) М. Мид; в) Ф. Боас; г) Л. Уайт?

    47. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценности ее содержания:

    а) структурологический;

    б) диалектический;

    в) коммуникативный;

    г) аксиологический?

    48. Как называются в аналитической психологии К. Юнга врожденные психологические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества:

    а) архаизмы; б) архетипы; в) артефакты; г) ареалы?

    49. Как определил культуру П.Я. Чаадаев? Это духовное явление, в основе которого лежит:

    а) искусство и религия;

    б) наука и нравственность:

    в) религия и нравственность;

    г) наука и искусство.

    50. Кто из ученых-этнографов является автором широко известной книги «Культура и мир детства»:

    а) М. Мид; б) А. Дистервег; в) Я. Корчак; г) Я. Коменский?

    51. Назовите немецкого философа конца XIX- начала XX века, который ощутил кризис европейской культуры и полагал, что его источник лежит в торжестве буржуазного духа с его культом выгоды и расчета:

    а) А. Шопенгауэр; б) М. Шелер; в) О. Шпенглер; г) А. Швейцер.

    52. Как называется передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению:

    а) наследие; б) обучение; в) традиция; г) ритуал?

    53. Назовите немецкого ученого, выступавшего против точки зрения современных культурологов заявившего, что никакого кризиса западногерманской культуры нет: на смену прежним ценностным критериям пришли новые, и, прежде всего универсальная рациональность, изменившая представления об этой культуре:

    а) К. Ясперс; б) М. Вебер; в) С. Франк; г) Ф. Ницше.

    54. Как называют культуру, характеризующуюся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите:

    а) аристократическая; б) элитарная; в) технологическая; г) маргинальная?

    55. Как П. Сорокин называл тип искусства, описанный им следующим образом: «Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в его благороднейшем проявлении»:

    а) идеалистическое искусство;

    б) элитарное искусство;

    в) идеациональное искусство;

    б) эклектическое искусство.

    56. Кто из социологов выделил идеальные типы культуры, которые являли собой абстрактные модели, не имеющие реальных аналогов в культурно-исторических контекстах:

    а) С. Франк; б) Л. Гумилев; в) Н. Данилевский; г) М. Вебер?

    57. Назовите представителей эволюционистской школы культурологии:

    а) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;

    б) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский;

    в) К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида;

    г) Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Морган, Г. Спенсер.

    58. Какая из культур строится на основах рационалистического мышления с опорой на продуктивные находки науки:

    а) светская; б) аристократическая; в) религиозная; г) пролетарская?

    59. Как называется подход к изучению культуры, который основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими:

    а) европеизм; б) европоцентризм; в) западничество; г) славянофильство?

    60.У кого из нижеперечисленных философов культура выступает как реализация Мирового духа:

    а) А. Шопенгауэр; б) Г. Гегель; в) Л. Фейербах; г) И. Кант?

    61. Как называется направление общественной мысли, признающее разум основой познания и поведения людей:

    а) идеализм; б) абстракционизм; в) интуитивизм; г) рационализм?

    62. Назовите мыслителя, полагавшего, что мир человеческой культуры является продуктом мыслительной деятельности людей, а символ – единственный инструмент культурного освоения действительности:

    а) А. Бергсон; б) К. Ясперс; в) Э. Кассирер; г) Ж.-П. Сартр.

    63. Кто из философов видел в художественном творчестве два начала – аполлоновское и дионисиское:

    а) Н. Бердяев; б) Ф. Ницше; в) Л. Фейербах; г) Г. Гегель?

    64. Кому из перечисленных ниже теоретиков культуры принадлежит идея «архетипов культуры»:

    а) Э. Кассиреру; б) О. Шпенглеру; в) К. Юнгу; г) П. Сорокину?

    65. Кто из перечисленных ниже мыслителей полагал, что исторический процесс представляет собой циклические колебания культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность:

    а) Л. Карсавин; б) К. Леонтьев; б) П. Сорокин; в) Н. Бердяев?

    66. Регулятивная функция культуры заключается:

    а) в передаче информации от одного поколения к другому;

    б) в поддержании равновесия в обществе;

    в) в овладении человеком внешней природной средой;

    г) в создании разнообразных знаковых систем.

    67. Согласно концепции К. Ясперса «осевое время» совпадает с периодом:

    а) III-II тыс. до н.э.

    б) VIII-II вв. до н.э.

    в) III-V вв.

    г) X-XII вв.

    68. Какое из приведенных понятий является характеристикой культуры:

    а) природная данность;

    б) мир человеческих смыслов и ценностей;

    в) мир живых существ;

    г) ни одно из этих понятий.

    69. Диахронный подход к изучению культуры предполагает:

    а) сравнение одновременно существующих явлений и объектов культуры; б) изучение и сравнение различных объектов и явлений культуры во времени;

    в) изолированное рассмотрение отдельной культуры на определенной стадии ее развития;

    г) нечто иное.

    70. Синхронный подход в изучении культуры предполагает:

    а) сравнение одновременно существующих явлений и объектов культуры;

    б) изучение и сравнение различных объектов и явлений культуры во времени;

    в) изолированное рассмотрение отдельной культуры на определенной стадии ее развития;

    г) нечто иное.

    71. Какой признак положен в основании типологии культуры «античность-средневековье - новое время»?

    а) национально-этническая общность;

    б) каналы трансляции культурного опыта;

    в) хронологические рамки;

    г) тип вероисповедания.

    72. Согласно концепции А. Дж. Тойнби особенности развития каждой локальной цивилизации определяются:

    а) географической средой;

    б) осуществлением связи «вызов-ответ»;

    в) расовым фактором;

    б) другими причинами.

    73. Кто из мыслителей понимал культуру как явление, противоположное природному началу в человеке?

    а) Платон; б) К. Ясперс; в) З. Фрейд; г) Вольтер.

    74. Возможна ли, по мнению Н.Я. Данилевского, преемственность в развитии культур разных народов?

    а) да;

    б) нет;

    в) в отдельных сферах культуры;

    г) культуры разных народов имеют общие базовые основания.

    75. В концепции П. Сорокина основанием для выделения разных типов культуры (идеациональная, чувственная) является:

    а) принцип отношения мира культуры к миру природы;

    б) доминирующая мировоззренческая ценность;

    в) характер взаимоотношений между поколениями;

    г) роль традиций в культуре.

    76. Кто из мыслителей ввел понятие «культурно-исторический тип»?

    а) Л. Гумилев; б) Н. Данилевский; в) Г. Гердер; г) ни один из них.

    77. Понятие «архетип» введено в научный оборот:

    а) З. Фрейдом; б) К. Г. Юнгом; в) Тайлором; г) Кассирером.

    78. Какое суждение соответствует взгляду на историю К. Ясперса:

    а) Человеческая история - чередование отдельных, независимых, локальных культур;

    б) Человечество имеет единое происхождение и единый путь развития;

    в) Человечество имеет единое происхождение, но реальное единство человечества в современном мире не достижимо;

    г) Ни одно из этих суждений?

    79. Какой признак положен в основание типологии культуры «дописьменная-письменная-экранная»:

    а) характер взаимоотношений между поколениями;

    б) каналы трансляции культурного опыта;

    в) регионально-историческая общность;

    г) ни один из этих признаков?

    80. Какая из приведенных позиций совпадает с подходом к культуре Э. Кассирера:

    а) Культура основывается на результатах вытеснения бессознательных влечений человека;

    б) Культура происходит из игры и развивается в игре;

    в) Подъемы в развитии культуры связаны с пассионарными толчками;

    в) Культура – «вторая вселенная». Символическая среда, отделяющая людей от природного мира?

    81. Как дин из признаков «осевого времени» К. Ясперс называл:

    а) выдающиеся достижения науки и техники

    б) открытие письменности

    в) возникновение философии

    г) появление мировых империй.

    82. Культурные универсалии – это:

    а) исторически преходящие ценности культуры;

    б) ценности доминирующей в обществе культуры;

    в) базовые ценности, присущие всем типам культур;

    г) нечто другое.

    83. Выберите верный ответ:

    а) Европоцентризм – это признание равной значимости всех типов культуры;

    б) Европоцентризм – это стремление к объединению стран Европы;

    в) Европоцентризм – это признание безусловного превосходства европейской культуры над культурами других народов и регионов мира;

    г) Европоцентризм - это признание исторической, духовной и культурной общности западноевропейских народов, а также сходства их общественного и политического строя.

    84. Культурная ассимиляция – это:

    а) полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого народа;

    б) распространение культуры одного народа в иной культурной среде;

    в) приобщение индивида к культурным ценностям своего народа;

    г) равноценный диалог культур разных народов.

    85. Понятие «сублимация» связано:

    а) с теорией этногенеза;

    б) с психоаналитическим подходом культуре;

    в) с классической моделью культуры;

    г) с концепцией культурно-исторического типа.

    86. Классическая модель культуры была сформирована:

    а) в античности; б) в эпоху Просвещения; в) в ХХ веке; г) в эпоху средневековья.

    87. Какая из приведенных позиций совпадает с подходом к культуре Л. Гумилева:

    а) Культура основывается на результатах вытеснения бессознательных влечений человека;

    б) Культура происходит из игры и развивается в игре;

    в) Подъемы в развитии культуры связаны с пассионарными толчками;

    г) Культура – «вторая Вселенная», символическая среда, отделяющая людей от природного мира?

    88. Информативная функция культуры заключается:

    а) в передаче информации от одного поколения к другому;

    б) в поддержании равновесия в обществе;

    в) в овладении человеком внешней природной средой;

    г) в создании разнообразных знаковых систем.

    89. Назовите представителей евразийства:

    а) Вл. Соловьев, С. Булгаков;

    б) Н. Бердяев, В. Розанов, Г. Шпет;

    в) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский;

    г) С. Франк, П. Флоренский.

    90. Кто из исследователей культуры отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»:

    а) Э. Трёльч; б) А. Тойнби; в) А. Тоффлер; г) Э. Тайло

    Раздел 2.

    1.Кто из западных философов, один из противников массовой культуры, написал книгу «Восстание масс».

    а) Х. Ортега-и-Гассет; б) С. де Бовуар в) Ж.-П. Сартр; г) Г. Маркузе?

    2.Назовите художника – основоположника одного из видов абстрактного искусства, получившего название «супрематизм»:

    а) К. Малевич; б) Р. Делоне; в) В. Кандинский; г) С. Дали.

    3.Для какого направления был характерен интерес к культуре средневековья:

    а) классицизм; б) реализм; в) модернизм; г) романтизм?

    4.Какую основную проблему исследует Х. Ортега-и-Гассет в своей книге «Восстание масс»:

    а) народную культуру

    б) массовую культуру

    в) формирование субкультур

    г) городскую культуру?

    5.Как называется религиозное учение о конечных судьбах мира и человека:

    а) футуризм; б) этнология; в) футурология; г) эсхатология?

    6.Что такое массовая культура? Найдите определение этого явления:

    а) Понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриального развития общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества»;

    б) Процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории;

    в) Общественное сознание масс конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы;

    г) Концепция, утверждающая, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массового потреблением.

    7.Определите общее наименование кризисных явлений европейской

    культуры второй половины XIX- начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма:

    а) дадаизм; б) декадентство; в) сюрреализм; г) демонизм.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. План издания научной учебной и учебно-методической литературы мгту на 2012 год

      Документ
      ... студентовочнойформыобучениявсех экономических направлений и специальностей апрель 9.4.9. Кузьменко В. М. Методическиеуказания к самостоятельнойработеподисциплине "История экономики и экономических учений" для подготовки студентовочнойформы ...
    2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

      Отчет
      ... отделения поспециальности «Фармация»). 2007 (6,5 п. л.); 4) Дехтяренок А. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Методическиеуказаниядлястудентов ...
    3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

      Отчет
      ... рабочие учебные программы дисциплин, методическиеуказаниядлястудентов (планы семинарских занятий ... аудиторной нагрузки по кафедрам и Таблицы 5.3.2.7- 5.3.2.11 – структура самостоятельнойработыстудентовпоспециальностям, формамобучения и кафедрам ...
    4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (15)

      Отчет
      ... СГМУ 2009 Общая и аналитическая химия Айвазова Е.А. Методическиеуказаниядля выполнения лабораторных работпо аналитичесмкой химии длястудентов фарм ...
    5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (18)

      Отчет
      ... факультета для преподавателей» и «Методическиеуказанияпо проведению летней производственной практики студентов лечебного факультета длястудентов» разработаны формы дневников длястудентоввсех ...

    Другие похожие документы..