Главная > Методические указания


Составление библиографии

Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должен быть подготовлен реферат. В программе курса культурологии по каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти. В каждой библиотеке есть алфавитный, систематический, алфавитно-предметный каталоги, где можно подобрать нужную литературу, если уметь ими пользоваться. За советом можно также обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки (215 «В»), а также воспользоваться Книжной летописью, Летописями журнальных статей, Летописью рецензий (областная научная библиотека), Ежегодником книги России, реферативными журналами, периодическими изданиями. Есть также Ежегодники книги, реферативные журналы и аннотированные указатели. В университетской библиотеке (215 «В») есть компьютер, введя в который ключевое слово, можно получить список литературы и журнальных статей по интересующей теме.

Для начала поиска библиографической информации можно также воспользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями, где в конце статей, как правило, дается список дополнительной литературы. Например, нужно написать реферат по теме “Народная смеховая культура эпохи Возрождения”. В названии темы есть два ключевых термина: “смеховая культура” и “Возрождение”. Можно начать с Большой Советской энциклопедии и найти там статью “Возрождение”, в конце которой дан список литературы по Возрождению. Сложнее со “смеховой культурой”, такого термина в энциклопедии нет, но преподаватель порекомендует книгу М. М. Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса” (М., 1965) и Д. С. Лихачева “Смех в Древней Руси” (Избранные работы: в 3 т. Л., 1987. Т. 2. С. 343-417).

При работе по темам, связанным с древними культурами, полезно обратиться к энциклопедии “Мифы народов мира” в 2 томах (М., 1980-1982) и найти статью, излагающую мифологию нужного народа или страны; в конце статьи есть список дополнительной литературы, где эти мифы излагаются более подробно.

Сбор материала

Материал для реферата собирают из той литературы, которая порекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному. Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя (если книга является собственностью автора, можно делать подчеркивания карандашом, в библиотечных книгах это запрещено). Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. Полезно научиться скорочтению, чтобы ускорить темпы переработки литературы

В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый - предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.

Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме реферата имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме реферата много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания.

Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Свасьян, К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу / К.А. Свасьян // Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. - М., 1993. - Т.1: Гештальт и действительность. - С. 27.

Выписки делают на отдельных листках, сверху крупными буквами, можно цветным фломастером, указывают ключевое слово, к которому относится выписка. Например:

РОМАНТИКИ О РЕЛИГИИ

“Религия, дорогой друг, дело для нас отнюдь не шуточное, а самое наисерьезнейшее, ибо настало время основать новую религию. Это для нас основное, это - задача всех задач. Да, я уже ясно вижу величайшее рождение новой эпохи, скромное и незаметное, подобно древнему христианству, в котором никак нельзя было бы предположить, что оно вскоре поглотит Римскую империю, это новое рождение в своих огромных волнах утопит великую катастрофу - Французскую революцию, основное назначение которой может быть в том и заключается, что она ускорила рождение этой новой эры...” (Шлегель, Ф. Письмо к Новалису /Ф. Шлегель // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. - С. 150).

Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы.

Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи реферата приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации, обобщению и составлению плана реферата.

Осмысление и систематизация материала

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Немного сложнее это сделать на экране компьютера, потому что одновременно не вывести в поле зрения все подготовленные тексты, приходится опираться на память.

Как осмысливается материал?

Сначала уясним себе, что значит - осмысление, что такое - смысл? М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл - это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление - это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора реферата должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл.

Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: “что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?” Ответы должны быть обоснованными, то есть представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят перед собой историки - описать, как это было “на самом деле”. Но этого недостаточно, для культурологии нужно обнаружить перспективы, отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов. Лишь после этого можно говорить, что работа выполнена до конца.

Составление плана реферата

План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями: первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;

второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1). Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2). Основная часть реферата обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3). Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы, ибо нередко реферат перерастает в курсовую или дипломную работу. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия. Иногда приходится менять название реферата, но в этом случае необходимо согласовывать его (новое название) с руководителем.

Написание реферата

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, - можно приступать к изложению.

Существует два обычных метода работы над рефератом. В первом случае начинают последовательно писать весь текст от введения до заключения. Преимущества такого последовательного изложения в связности и логичности текста, где все взаимосвязано и следует одно за другим. Однако многие предпочитают работать с ножницами и клеем. Написав страницу, обнаруживают, что нужно разъяснить и дополнить какое-то место. Разрезают страницу и вклеивают дополнение или необходимую цитату. После этого реферат приходится переписывать набело. Для тех, кто привык работать именно так, методом “мозаики”, великолепные возможности предоставляет компьютер, где можно легко вставлять и переставлять куски текста, цитаты с одного места на другое, дописывать и переписывать фрагменты текста.

Надо заметить, что в последние годы на рынке появились готовые рефераты на компакт-дисках по наиболее распространенным темам, которые подготовлены студентами и аспирантами столичных вузов и собраны в так называемую “Московскую коллекцию рефератов”, доступную через Интернет.

Преподаватели обычно просматривают такие компакт-диски с рефератами и поэтому впоследствии легко отличают списанный чужой реферат от самостоятельно подготовленного (критерии различения есть, но они держатся в секрете). Кроме того, каждый преподаватель предлагает студентам свои формулировки тем рефератов, которые редко совпадают с теми, что есть на CD. Поэтому лучше все-таки работать самостоятельно, а не пользоваться чужими заготовками.

Конечно, писать самому трудно, но рефераты для того и используются в учебном процессе, чтобы помочь студенту выработать навыки письменного и устного изложения результатов самостоятельного осмысления собранного материала.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям, чтобы докладчик не походил на героя Н. В. Гоголя: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: “Это, право, совершенно того”, а потом уж и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил” (Гоголь, Н. В. Шинель / Н.В Гоголь // Собр. соч. в 7 т.- М., 1977.- С. 123).

Местоимение “я” в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо “я думаю”, “я считаю”, следует употреблять выражения: “думается, что...”, “есть основания предполагать, что...”, “логично предположить, что...”. Впечатление устной речи очень портят “слова-паразиты”: “вот”, “значит”, “так сказать”, “как говорится”, “вообще”. Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют “переводчика”. Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте рефератов: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

В реферате по культурологии могут быть иллюстрации, сделанные на ксероксе. Их вклеивают в текст или помещают на дополнительных листах после основного текста.

Правила оформления

Реферат выполняется на стандартных листах формата А 4 (21Х29.7 см), которые сшиваются любым способом слева, помещаются в обложку. Реферат может быть выполнен от руки (разборчивым почерком), на компьютере на одной стороне листа (размер шрифта 14 через 1.5 интервала), Страницы реферата должны быть пронумерованы сверху на середине страницы, на титульном листе номер страницы не указывается, но он учитывается в общем числе страниц. Оборотная сторона каждого листа остается чистой. Примерный объем реферата - 20-24 страницы.

Ссылки на использованную литературу обязательны, ибо в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Существуют правила цитирования:

1) заключать чужой текст в кавычки, а внизу страницы под чертой делать точную ссылку на издание, из которого взята цитата;

2) ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой См.;

3) цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием;

4) допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой;

5) если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора реферата.

Ссылки оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1-84 (приложение № 2). При составлении списка использованной литературы руководствуются ГОСТом 7.1-2003 (215 «В»)

Темы реферата

Предпо-следняя

цифра

шрифта

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,17

5,32

3,51

9,38

2,27

6,44

11,24

4,39

7,57

68,51

1

60,12

8,21

14,65

54,70

13,46

16,40

35,64

20,55

20,37

15,34

2

18,31

19,45

22,41

23,53

25,61

26,36

67,27

30,63

42,69

52,47

3

66,48

33,68

43,2

49,3

50,11

56,48

59,5

58,32

62,13

63,3

4

14,31

28,24

52,57

65,38

46,15

61,7

49,3

40,24

20,44

41,60

5

23,54

18,31

9,39

4,39

1,17

16,58

35,68

54,70

1,55

7,51

6

15,34

55,22

32,67

65,12

35,64

14,65

60,12

4,38

39,69

28,24

7

29,55

42,69

23,53

6,44

15,34

52,57

15,34

38,9

45,10

2,27

8

45,10

11,24

40,24

41,60

4,39

39,69

1,17

66,48

5,32

13,46

9

14,65

62,13

25,61

30,63

8,21

9,38

19,45

50,11

16,58

33,68



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План издания научной учебной и учебно-методической литературы мгту на 2012 год

    Документ
    ... студентовочнойформыобучениявсех экономических направлений и специальностей апрель 9.4.9. Кузьменко В. М. Методическиеуказания к самостоятельнойработеподисциплине "История экономики и экономических учений" для подготовки студентовочнойформы ...
  2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

    Отчет
    ... отделения поспециальности «Фармация»). 2007 (6,5 п. л.); 4) Дехтяренок А. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Методическиеуказаниядлястудентов ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... рабочие учебные программы дисциплин, методическиеуказаниядлястудентов (планы семинарских занятий ... аудиторной нагрузки по кафедрам и Таблицы 5.3.2.7- 5.3.2.11 – структура самостоятельнойработыстудентовпоспециальностям, формамобучения и кафедрам ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (15)

    Отчет
    ... СГМУ 2009 Общая и аналитическая химия Айвазова Е.А. Методическиеуказаниядля выполнения лабораторных работпо аналитичесмкой химии длястудентов фарм ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (18)

    Отчет
    ... факультета для преподавателей» и «Методическиеуказанияпо проведению летней производственной практики студентов лечебного факультета длястудентов» разработаны формы дневников длястудентоввсех ...

Другие похожие документы..