Главная > Методические указания


Вопросы для самопроверки

  1. Какие черты европейской культуры Нового времени определяют её своеобразие.

  2. Какие основные этапы в истории человечества выделял Дж. Вико.

  3. Какие изменения во взглядах на общество характерны для европейского сознания Нового времени.

  4. Сравните позиции Вольтера и Руссо во взглядах на человека.

  5. Чем, на Ваш взгляд, объясняется многообразие направлений и стилей в европейском искусстве Нового времени.

  6. В чём состояла новизна творческих установок импрессионизма.

Основные понятия к теме 15

Барокко – стиль в западноевропейском искусстве XVII – XVIII веков, характеризующийся динамизмом композиций, эмоциональной выразительностью, стремлением к совмещению иллюзии и реальности, драматизмом мироощущения, контрастностью цветовых и звуковых решений.

Веротерпимость – признание права на исповедание любой религии, терпимое, уважительное отношение к представителям всех верований, а также равенстве в гражданских правах последователей различных конфессий. Для европейцев, переживших эпоху Реформации и связанных с ней религиозных войн, проблема веротерпимости имела большое не только теоретическое, но и практическое значение. Заслуга обоснования принципа веротерпимости принадлежит английскому философу Дж. Локку, который свободу совести рассматривал как один из признаков правового государства.

Деизм – философско-религиозное учение, по которому Бог есть первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Не отвергая идею Бога, деисты стремились развести разум и веру, превратив науку в самостоятельную сферу духовной жизни.

Естественное право – в идеологии Просвещения совокупность неотъемлемых прав человека, продиктованных его естественной природой и вследствие этого не зависящих от конкретных социальных условий и государства. Это право на жизнь, на собственность, на свободу. Мыслители Просвещения широко использовали идею естественного права, «естественного состояния» (Дж. Локк) для критики феодальных порядков как противоречащих естественной справедливости. Концепция естественного права нашла отражение в «Декларации независимости» США, французской «Декларации прав человека и гражданина».

Инновация – явление и форма культуры, отсутствовавшие на предыдущей стадии её развития, но появившиеся впоследствии и нашедшие свое место в общей культурной практике. Большое количество инноваций в культуре свидетельствует о ее динамичном характере. Это находит своё проявление в постоянном наращивании технологического потенциала, изменении форм социальной организации, расширении сферы человеческой активности.

Импрессионизм – направление в художественной культуре конца XIX – начала XX века. Представители импрессионизма стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. В живописи импрессионисты выработали систему пленэра – воспроизведение изменений воздушной среды, естественного освещения и связанную с этим специфическую технику. Новаторскими были также сюжеты картин, принципы композиции, авторский субъективизм.

Классицизм – стиль в европейском искусстве XVII – XVIII веков. Для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к гармоничной завершённости, ясности и благородной простоте. Основной принцип классицизма – верность природе, логически организованной и облагороженной разумом. Присущая миру красота –симметрия, пропорция, мера – должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде, по античным образцам.

«Общественный договор» – доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от незащищенного естественного состояния к гражданскому. Эта концепция активно утверждалась идеологами Просвещения, противостояла теории божественного происхождения монархической власти. В наиболее радикальной форме идея «общественного договора» разработана Ж.-Ж. Руссо, обосновавшим право народа расторгнуть договор с правителем, плохо управляющим страной, т.е. свергнуть власть монарха.

Рационализм – философское направление, признающее разуй основой познания мира, а также поведения людей. Начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Для рационализма характерна вера в могущество разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. В философии Просвещения рационализм оказался неразрывно связанным с идеей общественного прогресса.

ТЕМА 16. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

Культурный кризис ХХ века: признаки, сущность, оценки. Культура и глобальные проблемы современности. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Отход от классических традиций во всех сферах духовной жизни. Процесс массовизации культуры. Массовое сознание, массовая культура и личность. Массовая и элитарная культуры. Коммерческий успех как критерий оценки художественных произведений. Механизм моды. «Индустрия развлечений». Эстетика элитарного искусства.

Отражение картины мира в философских концепциях ХХ века (экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм). Изменение взглядов на возможности и цели научно-технического прогресса: сциентизм и антисциентизм. Множественность ликов культуры ХХ века. Взаимодействие культур, традиций, стилей; усиление тенденции синтеза искусств. Самоидентичность, культурная модернизация.

Технические виды искусства, их роль в культурных процессах. Кинематограф – муза ХХ века. Концепция «дегуманизации искусства»
(Х. Ортега-и-Гассет). Основные направления модернизма и их представители.

Ситуация постмодерна. Теоретическое обоснование постмодернизма.

Методические рекомендации по изучению темы.

Для успешного освоения темы следует обстоятельно проработать следующие вопросы: культура и глобальные вопросы современности, тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе, массовая и элитарная культуры, культурная картина мира; модерн и постмодерн.

По данной теме необходимо:

знать: современную культурную картину мира, глобальные проблемы современности, тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

уметь: определять типологические черты современной культуры и тенденции её развития ; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература:[38], [48], [49], [50], [62], [72], [73].

Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте социокультурную ситуацию в Европе в первой половине ХХ века.

  2. Почему идея «планетарного единства» является характерным признаком культуры ХХ века.

  3. Охарактеризуйте культурный кризис ХХ века. Его отличие от других имевших место в истории культурных кризисов.

  4. Причины массовизации сознания.

  5. Суть концепции «дегуманизации искусства».

  6. Сформулируйте некоторые общие признаки искусства модернизма.

  7. Специфика постмодернизма.

Основные понятия к теме 16

Виртуальная реальность – под ней обычно подразумевают компьютерную модель пространства, некий сконструированный мир, имеющий свои законы, свои правила игры, свой алгоритм существования. Она предполагает диалог с проникающим в нее субъектом – пользователем, приобретая статус фактического свойства реальности в ответ.Виртуальная реальность стала необходима для размышления, в первую очередь, над художественной практикой постмодернизма. Одна из причин в том, что художественный мир постмодернистских произведений – игровой и многовариантный, предполагающий путешествие по безбрежному морю культурного гипертекста.

Кич – имеет несколько версий. 1). От немецкого музыкального жаргона начала ХХ века – по смыслу «халтура»; 2). От немецкого «удешевлять»; 3). От английского «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления. Кич – специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства.

Конструктивизм – художественное направление, сложившееся в 10-20 гг. ХХ века, проявившееся в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в литературе.

Контркультура – понятие, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, а также – обозначающее явления молодежной культуры 60-80-х гг. ХХ века.

Концепция «дегуманизации искусства» – взгляд на сущность художественного творчества XX века, сформулированный испанским философом X. Ортегой-и-Гассетом. Согласно этой концепции характерным признаком искусства XX века является «вытеснение» в нем Человека как основного предмета изображения. Современное искусство теряет свое чисто человеческое содержание и как бы «дегуманизируется». Отсюда своеобразная «бесчеловечность» всех модернистских школ и направлений, от футуризма до абстракционизма. Однако, по мнению Ортеги-и-Гассета, это явление совершенно закономерно и является шагом вперед в развитии искусства. Модернистское искусство является не реалистическим отражением мира, а живописью идеи; к тому же модернизм в живописи нужно рассматривать как интересные новаторские поиски в области художественной формы. Несколько ранее идеи о «дегуманизации» искусства (но только в критическом аспекте) высказывал Н.А. Бердяев.

Культурный кризис – состояние культурных процессов, для которого характерно нарастание хаотических моментов и увеличение разрыва между прежними духовными ценностями, социальными институтами и формированием новых ценностей и институтов, более отвечающих требованиям времени. Культурный кризис XX века проявляется в несовпадении основных форм западной культуры и цивилизации с реалиями текущего столетия.

Массовая культура – культура, идущая на поводу у обывателя, отражающая стереотипы мышления толпы; явление, связанное с научно-технической революцией и усилением воздействия средств массовой информации на сознание людей.

Модерн (арт-нуво) – архитектурно-художественный стиль рубежа XIX-XX вв., использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образов архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Модернизм – совокупность школ и течений в искусстве конца XIX – начала XX века, характеризующихся разрывом с традициями и нормами предшествующего искусства. Понятием «модернизм» объединяется целый ряд течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположными друг другу. Однако, несмотря на пестроту и неоднородность модернистского искусства, можно сформулировать некоторые его общие признаки: намеренный отход от реализма, подчёркнутый субъективизм восприятия мира художником, отказ от сюжетности в искусстве, обращение к идеям бессознательного и др.

Общечеловеческие ценности – совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их возраста, социального положения, национальности, вероисповедания, образования и т.д. К числу таких ценностей обычно относят ценность человеческой жизни, право на свободу, почитание старших, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм и т.п. Общечеловеческие ценности выступают фактором интеграции в современном мире.

«Открытое общество» - понятие, обозначающее определенный тип социокультурных систем, для которых считаются характерными свобода человеческой личности, гуманизм, демократия, возможность рационального осмысления и свободного обсуждения всех общественных проблем, их решение путем постепенных преобразований («социальной инженерии»). Открытому типу общества противопоставляется общество «закрытое», в котором личность подавлена коллективом, деспотическая власть жестко подавляет любые попытки свободомыслия, социальные реформы осуществляются с помощью насилия и терроризма. Данное понятие создано А.Бергсоном и К.Поппером, широко использовалось на Западе во второй половине ХХ века.

Постструктурализм – течение современной мысли, пришедшее в 1970-1980-х гг. на смену «классическому» структурализму. Постструктуралистские исследования отличает стремление к использованию нетрадиционных методов, понятий, разрушению привычных логических схем, «интеллектуальные провокации», ирония. К числу постструктуралистов относят (условно) Ж.Деррида, Ж.Делеза, Ф.Леотара и др.

Пролеткульт – культурно-просветительная и литературно-художественная самодеятельная организация, существовавшая в 20-е годы в СССР.

Симулякр («подобие, видимость, призрак») – одно из ключевых понятий постструктурализма, философии и культуры постмодерна конца ХХ века. Учение о симулякрах разработал французский философ Ж.Бодрийяр. Симулякр – образ отсутствующей действительности, «симуляция» реальности, которая, будучи ничем, старается выдать себя за нечто. Симулякры, изготовленные из чистой фантазии и хаотично соединенных фрагментов культуры прошлого, становятся материалом для создания форм массовой культуры и постмодернистского искусства. Преобладание симулякров в современной культуре, их господство может обернуться как развитием новых течений искусства, так и его полной деградацией.

Сюрреализм – направление авангарда, стремящееся к воссозданию в образах искусства сферы подсознания и сна.

Технические искусства – искусства, образовавшиеся во второй половине XIX – XX вв. В результате активного взаимодействия художественной мысли и научно-технического прогресса (фото- и киноискусство, телевидение и т.п.). Важнейшие черты технических искусств – взаимосвязь творческих и технологических процессов, синтетичность и массовость. Возможность многократного тиражирования произведений технического искусства делает их важнейшим каналом воздействия на массовое сознание.

Тоталитарная культура – комплекс элементов сознания, поведения, функционирования политических институтов, направленных на полный контроль над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Средствами тотального контроля выступают в основном: мощный репрессивный аппарат, одна массовая организация (политическая партия), единая в идеологическом отношении массовая пропаганда.

«Школа Анналов» (или «Новая историческая наука») – направление исследований в гуманитарных науках, прежде всего, в истории и истории культуры, возникшее во Франции в ХХ веке. Его название связано с выпуском журнала «Анналы», который основали М.Блок и Л.Февр в 1929 г. кроме них, крупнейшими представителями школы стали Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф, Ж.Дюби, Э.Леруа Ладюри. К их идеям был близок Ф.Арьез. Для Школы Анналов характерно стремление усовершенствовать методы исторического познания (приближая их к методам точных наук), объединить достижения различных наук (истории, археологии, этнографии и др.), изучить глубинные структуры цивилизаций, описать исторические типы сознания и психологии.

Экспрессионизм – одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства – его отражение.

РАЗДЕЛ 3. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

ТЕМА 17. КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА

Формирование общерусской культуры. Геополитические характеристики русской культуры. Самодержавие как феномен русской культуры. ХVIII век: петровские реформы и европеизация отечественной культуры. Прозападная элита и консервативное большинство. Секуляризация культуры в ХVIII веке. Социодинамика русской культуры: «раскол» как «архетипическая модель» развития России. Просвещение в России.

ХIХ столетие – «золотой век» русской культуры. Социально-экономическое развитие и крупнейшие культурные события ХIХ века. Дискуссии о настоящем и будущем России. В поисках культурной идентичности: противостояние консерваторов и радикалов; западников и славянофилов. Представление о мессианской роли России в мировой истории. Русская литература, музыка, театр, живопись. Передвижные выставки.

«Серебряный век» русской культуры. Творческий подъём в русской культуре на рубеже ХIХ-ХХ веков: анализ его причин и признаков. Духовные искания эпохи. О месте, путях и судьбах интеллигенции в культурной истории России. Русская философия начала ХХ века. Многообразие художественных течений в поэзии и изобразительном искусстве. Русский авангард. Футуризм; супрематизм; конструктивизм. Значение «Серебряного века» для мировой и отечественной культуры.

Культура России советского периода. Крупнейшие исторические события и социально-экономические изменения. Преобразование социальных институтов культуры. Специфика развития духовной культуры. Основные тенденции изменения культуры России в постсоветский период.

Место и роль России в мировой культуре.

Методические рекомендации по изучению темы

Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: геополитические характеристики русской культуры; формирование и развитие русской культуры; православие и самодержавие как феномен русской культуры; интеллигенция, и её роль в истории России; отечественная культура советской и постсоветской эпохи; художественная культура России; место и роль России в мировой культуре.

По данной теме необходимо:

знать: формирование и развитие российской культуры; типологические черты отечественной культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [4], [24], [30], [32], [48], [50], [61].

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте историческую и культурную обстановку в России конца ХIХ – начала ХХ века.

  2. Объясните, почему «серебряный век» русской культуры назвали Русским Ренессансом.

  3. Культурологические идеи русских мыслителей «серебряного века» Вы можете назвать.

  4. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.

  5. Как связаны духовные искания эпохи и возникновение беспредметного искусства.

  6. Назовите имена крупнейших деятелей искусства и культуры «серебряного века».

Основные понятия к теме 17

Абстракционизм – направление в искусстве XX века. Творческий метод беспредметного искусства в живописи связан с отказом от изображения форм реальной действительности. Главное значение абстракционизм придает цвету и форме, с помощью которых делается попытка выразить как определенные идеи (например, движение космических сил), так и человеческие переживания. Возникновение беспредметного искусства связано с деятельностью русских художников-авангардистов В.В. Кандинского, создававшего символические цветовые композиции, К.С. Малевича, разрабатывавшего живопись чистых геометрических форм. Многие живописные находки абстракционизма активно используются сегодня в театре, кинематографе, дизайне, на телевидении.

Богоискательство – религиозно-философское течение, возникшее в начале XX века в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции – литераторы, философы, церковные деятели (Д. Мережковский, С. Булгаков, В. Розанов, А. Белый, В. Иванов). Признавая кризис официальной православной церкви, богоискатели говорили о поисках Бога, соответствующего современности, о необходимости выработать новое религиозное сознание – неохристианство.

Декадентство – общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конце ХIХ – начала XX века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Декадентские настроения в среде творческой интеллигенции связаны с разочарованием в разумности устройства общества и целях общественного развития, особенно в России после поражения революции 1805 – 1907 годов. Характерные признаки декадентства – погружение в сферу индивидуальных переживаний, наслаждение от сознания ущербности мира, признание элитарности искусства (доступности его только избранным творческим личностям).

Евразийство – идейно-философское течение, рассматривающее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры.

Западники – направление в общественной мысли России середины XIX века, связывающее культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.

Нигилизм – отрицание идеалов, общепринятых моральных норм. Получает наибольшее распространение в кризисные эпохи развития общества. Как болезнь интеллигенции характеризовал нигилизм Ф.М. Достоевский. Обвинения в нигилизме русской интеллигенции, отрицающей абсолютные моральные ценности во имя классовых и групповых интересов, во имя борьбы с самодержавием, содержались в сборнике «Вехи» (1909).

Русские сезоны – сезоны русского искусства, проводившиеся а Париже и Лондоне под руководством русского театрального деятеля С.П. Дягилева. Благодаря «Русским сезонам» получают широкое международное признание многие явления отечественного искусства: живопись XVIII – XX веков, балет, опера, исполнительское мастерство русских артистов.

Славянофилы – направление в общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшее за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Цели изадачи реферата

Слово “реферат” происходит от латинского refero, что означает “пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать”. Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме, однако при этом все равно, как правило, автор готовит письменные план и конспект того сообщения, которое он делает на семинаре или конференции. Референтом называют человека, который готовит обобщение большого объема информации, с целью сэкономить время на ее осмысление и подготовку решения.

Рефераты могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме. Как правило, контрольные работы студентами выполняются в форме реферата. Часто рефераты используются на семинарских занятиях по культурологии. Или, например, на защите исследовательской (СНТК) работы студент должен кратко, в реферативном виде доложить о результатах своей разработки избранной темы.

Реферат обычно пишется в процессе изучение одной из важных учебных проблем курса культурологии. Цель реферата при этом - показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:

- изучение литературы по намеченному вопросу;

- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;

- сбор и обобщение материала;

- составление плана реферата;

- написание реферата;

- оформление реферата.

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

Реферат отличается от курсовой и дипломной работы тем, что степень творчества в реферате меньше. В реферате дается только первичное осмысление и обобщение определенного объема информации, накопленной учеными и изложенной в литературе. Курсовая работа - это работа следующей ступени по характеру сложности и объему требований, она предполагает реферирование как составную, вступительную часть, затем выполняется творческое задание по реализации учебного вопроса, разработке своей идеи, где студент должен показать как он усвоил информацию и методы осмысления учебного материала. Курсовая работа должна включать в себя больший потенциал учебно-исследовательской работы. И третий, самый высокий уровень - дипломная работа, где студент разрабатывает свою самостоятельную тему.

При обсуждении и защите реферата полезно привлечь других студентов, которые познакомятся с текстом заранее и могут выступить с его оценкой. При этом могут использоваться две жанровых формы: отзыв и рецензия. Отзыв предполагает высказывание обобщенной, пусть даже субъективной, оценки или просто впечатления о реферате, без подробного анализа всех позитивных и негативных черт выполненной работы, в то время как рецензия - это объективная, обстоятельная и подробная оценка всех до мелочей элементов реферата. Если отзыв может быть на устный реферат, то рецензия требует обстоятельного ознакомления с текстом, его изучения и оценки.

При оценке реферата опираются на следующие критерии:

  • сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;

  • составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

  • удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

  • умеет ли автор анализировать материал;

  • отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

  • овладел ли студент навыками осмысления феноменов культуры;

  • достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

  • какие методы в работе над рефератом он использовал;

  • насколько самостоятельно он выполнил работу;

  • правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План издания научной учебной и учебно-методической литературы мгту на 2012 год

    Документ
    ... студентовочнойформыобучениявсех экономических направлений и специальностей апрель 9.4.9. Кузьменко В. М. Методическиеуказания к самостоятельнойработеподисциплине "История экономики и экономических учений" для подготовки студентовочнойформы ...
  2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

    Отчет
    ... отделения поспециальности «Фармация»). 2007 (6,5 п. л.); 4) Дехтяренок А. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Методическиеуказаниядлястудентов ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... рабочие учебные программы дисциплин, методическиеуказаниядлястудентов (планы семинарских занятий ... аудиторной нагрузки по кафедрам и Таблицы 5.3.2.7- 5.3.2.11 – структура самостоятельнойработыстудентовпоспециальностям, формамобучения и кафедрам ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (15)

    Отчет
    ... СГМУ 2009 Общая и аналитическая химия Айвазова Е.А. Методическиеуказаниядля выполнения лабораторных работпо аналитичесмкой химии длястудентов фарм ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (18)

    Отчет
    ... факультета для преподавателей» и «Методическиеуказанияпо проведению летней производственной практики студентов лечебного факультета длястудентов» разработаны формы дневников длястудентоввсех ...

Другие похожие документы..