Главная > Методические указания


Возникновение и распространение ислама. Отношение ислама к другим монотеистическим религиям. Нормативность социальных установлений ислама. Идея «уммы» в вероучении и политической практике. Арабский язык как объединяющий фактор культуры. Специфика понимания проблемы человека в исламе. Вера и знание в мусульманской культуре. Традиции, направления, течения (сунниты, шииты, хариджиты, суфизм). Праздники в исламе. Арабо-мусульманские мыслители.

Ислам и художественная культура. Коран и исламское искусство. Отношение к пластическим искусствам. Архитектура, каллиграфия, арабеска. Литература и искусство книжной миниатюры.

Научные знания в арабском мире. Влияние культурных традиций арабского востока на западноевропейскую культуру.

Методические рекомендации по изучению темы

Для освоения данной темы необходимо ознакомиться с вопросами: возникновение и распространение ислама; нормативность социальных установлений ислама; вера и знание в мусульманской культуре; ислам и художественная культура; научные знания арабского мира.

По данной теме необходимо:

знать: типологические черты арабо-мусульманской культуры Средневековья;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [35], [36], [43], [59].

Вопросы для самоконтроля

  1. Возникновение и распространение ислама. Сунниты и шииты.

  2. Формирование исламской культуры и цивилизации, её специфика.

  3. Средневековые цивилизации мусульман (VII – ХII вв.). Арабский халифат. Багдадский халифат. Монгольское государство.

  4. Мусульманский мир после ХV.

  5. Роль арабского языка в формировании мусульманской культуры.

  6. Объясните причину отсутствия пластических (живопись, скульптура) искусств в арабо-мусульманской культуре.

  7. Развитие науки в Арабском халифате и её влияние на систему образования.

  8. Ислам в современном мире. «Исламский фундаментализм»: реальная опасность и пути её преодоления.

Основные понятия к теме 11

Арабеска – орнамент, основанный на бесконечном повторении геометрических и стилизованных растительных мотивов; сложный узор, созданный на основе точного математическою расчёта. Рисунок арабески согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся ткани Вселенной». Орнамент и каллиграфия являются основными видами художественного творчества мусульман.

Ислам (мусульманство) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

Кааба – мусульманский храм в Мекке, одна из главных святынь ислама.

Коран – главная священная книга ислама, содержащая запись пророческих откровений, произнесенных пророком Мухаммедом между 610 и 632 годами. Коран – универсальная энциклопедия мусульман, включает в себя сведения по мифологии, свод правил поведения в семье и общине, основы законодательства, философии и эстетики. Дополняет Коран и почитается наряду с ним Сунна – зафиксированные в виде рассказов (хадисов) поступки и высказывания Мухаммеда.

Пять «столпов веры» – основные обязанности мусульманина. Каждый мусульманин обязан признавать единственность Аллаха и пророческую миссию Мухаммеда; исполнять пять раз в день обряд молитвы; добровольно отдавать часть своих доходов в пользу бедных; соблюдать пост в священный месяц мусульманского календаря – рамадан; хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, к главной святыне ислама – Каабе.

Умма – вселенская мусульманская община, объединение всех правоверных, т.е. исповедующих ислам. Идея уммы выполняет ярко выраженную интегрирующую функцию в исламской культуре.

Шариат – свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванных охватить всю жизнь последователя ислама от рождения до смерти. Основывается на Коране и Сунне.

ТЕМА 12. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Основные черты и категории средневековой культуры. Господство христианского мировоззрения. Основные идеи христианства и формирование нового типа личности. Антично наследие и «варварская» традиция в культуре средневековой Европы. Формирование христианской картины мира как вертикальной шкалы ценностей.

Историко-культурные границы средневековья. Социальный состав средневекового общества. Корпоративный характер культуры и сословная личность. Культура духовенства. Монашество и монашеские ордена. Культура рыцарства. Вассальная система. Кодекс чести рыцарства. Куртуазная культура средневековья. Образно-символический мир культа Прекрасной Дамы, поэзии трубадуров, мейстерзингеров и труверов. Церемониальный антураж, язык цветов, семиотика жеста, эстетика турнира. Культура третьего сословия. Формирование городской культуры. Университет. Карнавальный характер народной культуры.

Художественная культура. Формы образного переживания мира в средневековой культуре Запада. Христианский идеал и формирование новых эстетических ценностей. Романский и готические стили в европейском искусстве.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо самостоятельно изучить историко-культурные границы средневековья, социальный состав средневекового общества; картину мира средневекового человека; философию и теологию в средние века; народную культуру средневековья: карнавал, мистерия, фольклор; романский и готический стили в европейской культуре

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты средневековой западноевропейской культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [6], [11], [20], [23], [74], [83].

Вопросы для самопроверки

  1. Каково историческое и культурное значение средневековья.

  2. Является ли средневековая культура регрессом по сравнению с Античностью.

  3. В чём состоит сущность схоластического метода и возможность его использования современной наукой.

  4. Объясните роль культурных традиций Средних веков в формировании европейца как социокультурного феномена.

  5. Дайте характеристику менталитета средневекового человека.

  6. Дайте характеристику романского и готического стилей в европейском искусстве.

Основные понятия к теме 12

Аскетизм – ограничение и подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество. Цель аскетизма – достижение свободы от потребностей, сосредоточенность духа.

Готика – стиль в западноевропейском искусстве XII – XV веков, завершивший его развитие в средневековый период. Архитектура готики привела к развитию сложной каркасной конструкции, что позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами. Произведения готического искусства (витражи, гобелены, миниатюры) воплотили вкусы феодальной верхушки общества, соприкоснувшейся в эпоху крестовых походов с изощрённостью искусства Востока.

Карнавал – праздничное зрелище, массовое народное гулянье, при котором нарушаются (чаще всего переворачиваются, заменяются на противоположные) правила и нормы обычного повеления. Свобода и раскованность карнавального поведения способствуют временному освобождению от жестких норм повседневной жизни. Карнавал – характерный элемент «смеховой», или «неофициальной», культуры эпохи средневековья и Возрождения.

Корпорация – группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов. В средние века личность человека была неразрывно связана с коллективом, группой, частью которой она являлась (рыцарский орден, гильдия купцов, ремесленный цех), и несла на себе отпечаток моральных и социально-политических установок корпорации.

Монашество – социально-религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства «ухода от мира», как правило, отказ от имущества, воздержание, разрыв родственных и социальных отношений, безбрачие.

Монотеизм – тип религии, основанный на вере в Единого Бога.

Романский стиль – стиль в западноевропейском искусстве Х – XII веков. Полнее всего выражен в архитектуре и скульптурном декоре крупных соборов. Он характеризуется мощностью и функциональностью конструкций, а также яркой эмоциональной выразительностью скульптурных композиций. Основная идея таких композиций – пугающее могущество Бога, вершащего Страшный суд.

Рыцарство – привилегированный социальный слой, в широком смысле все феодалы-воины, находящиеся в отношениях вассалитета со своими сеньорами.

Семь свободных искусств – семь обязательных дисциплин, изучающихся в средневековых учебных заведениях.

Символизм – характерная черта средневековой культуры, когда реальные объекты рассматриваются как имеющие скрытый смысл, наводящий на ассоциации. С этой точки зрения, видимый мир – лишь символическое выражение замысла Творца, Бога. Стремление постичь замысел Бога влечет за собой многочисленные истолкования смыслов предметов и явлений. Например, яблоко символизирует грех, зажженная свеча – божественное присутствие, обезьяна - еретические заблуждения.

Теоцентризм – концепция, согласно которой Бог выступает источником всякого бытия и блага. Уподобление Богу при этом рассматривается как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему – как основа нравственности.

Храм, или Церковь (Божий дом) – здание для отправления христианских религиозных культов, имеющее помещение для молящихся и алтарь.

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Христа («помазанник», «мессия»). Возникло в начале I века в Палестине, в IV веке стало господствующей религией Римской Империи. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в Страшный суд, в небесное воздаяние и установление Царства Божьего.

ТЕМА 13. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Самобытность русской культуры как научная проблема. Особенности формирования древнерусской культуры: восточные славяне и их культурные истоки. Дохристианская культура Руси. Язычество на Руси. Мифология древних славян. Византия и Древняя Русь. Принятие христианства: объективная необходимость, сложность и длительность этого процесса. «Двоеверие» в русской культуре.

Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре. Монашество и монастыри в духовной истории России. Иосифлянство и нестяжательство – противоборствующие тенденции православной Руси. Русское православие и государственная власть: концепция «Москва – третий Рим» как переосмысление византийской политической модели. Идея Святой Руси.

Древнерусское искусство – сочетание славянских традиций и внешних культурных влияний. Роль византийской художественной системы. Храмовая архитектура (крестово-купольный и шатровый типы построек). Фресковая живопись и иконопись. Древнерусская литература.

Новые тенденции в культуре 17 века. Церковный раскол: историческая обусловленность сущность. Секуляризация культуры и процессы «обмирщения» искусства.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить проблему самобытности русской культуры и особенности формирования древнерусской культуры; языческую культуру Руси и мифологию древних славян; принятие христианства на Руси, его культурно-историческое значение; «двоеверие» в русской культуре; православие: система ценностей и тип личности; «Москва – третий Рим»; новые тенденции в культуре ХVII; церковный раскол; Художественная культура Руси.

По данной теме необходимо:

знать: типологические черты культуры средневековой Руси;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [30], [34], [54], [55], [68].

Вопросы для самопроверки

  1. Особенности становления русского самосознания.

  2. Охарактеризуйте мифологические представления древних славян.

  3. Культурные последствия принятия Русью христианства.

  4. Православие: система ценностей и тип личности.

  5. Приведите примеры слияния христианских и языческих праздников в русской культуре.

  6. Иосифлянство и нестяжательство – противоборствующие тенденции православной Руси .

  7. Идея «Москва – третий Рим» в истории русского мессианского сознания.

  8. Влияние церковного раскола ХVII века на русскую куль туру.

  9. Монашество и монастыри в духовной истории России.

  10. Зодчество и иконопись средневековой Руси.

  11. Древнерусская литература

Основные понятия к теме 13

Автокефалия – независимость, самоуправление православных церквей. Русская православная церковь получила автокефалию в 1589 г.

Двоеверие – сочетание в сознании христианских представлений и элементов прежних языческих верований. Особенно ярко проявлялось в слиянии солярных языческих и христианских праздников.

Доктрина «Москва – третий Рим» – концепция, легшая в основу государственного самосознания. Вызревала по мере укрепления Руси и ослабления Византии. Основные принципы – ответственность России за весь православный мир, борьбе за чистоту веры, укрепление духовной и светской властей, их тесное сотрудничество при разделении функций. Доктрина была реакцией на вселенские притязания католической церкви, а также средством политического утверждения Московского царства. Зримым воплощением концепции стал ансамбль Московского Кремля.

Иконостас – стена с установленными вертикально иконами, отделяющая алтарь от остальной части русского православного храма. Иконостас воплощал в себе основные идеи христианского мировидения, был символическим выражением свода богословских знаний. Понимание мировой истории представало в образах праотеческого, пророческого, деисусного и других чинов.

Иосифлянство – церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV – середины XVI веков, возглавлявшееся Иосифом Волоцким. Иосифляне защищали церковно-монастырское землевладение, создали учение о божественном происхождении царской власти, освящаемой и поддерживаемой церковью.

Нестяжательство – религиозно-политическое течение в России конца XV – начала XVI веков, приверженцы которого выступили с требованием отказа церкви от «стяжания» (т.е. от приобретения земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским идеалам и наносящего ущерб авторитету церкви. Личный труд рассматривали как источник существования.

Обмирщение – процесс освобождения культуры, общества, индивидуального сознания от влияния религии. То же, что и секуляризация.

Языческая модель мироздания – совокупность представлений о мире и человеке, характерная для славянской культуры. Основные установки таковы: нерасторжимость с природными циклами, поклонение стихиям, культ тотемов и почитание предков, тройная вертикальная структура мира (небо, земля, преисподняя), четверичное горизонтальное членение (север, запад, восток, юг), двойные оппозиции (верх – низ, день – ночь, мужское – женское).

ТЕМА 14. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Пространственные и временные рамки эпохи Возрождения. Характерные черты ренессансной культуры: переосмысление античности, новое понимание человека, его места в мире, индивидуализм сознания, универсализм личности. Гуманизм и гуманисты. Антропоцентризм. Пантеистическая картина мира. Философские идеи эпохи Возрождения.

Движение Реформации и формирование протестантизма. Критика католической церкви. Протестантские принципы предопределения, спасения верой, всеобщего священства, мирского призвания. Переводы Библии на национальные языки. Реформация, её культурное значение.
М. Лютер и Ж.Кальвин.

Отражение ренессансного мировоззрения в искусстве: развитие новых жанров, принципов художественного творчества и технических решений. Живопись – ведущий вид искусства Ренессанса. Переход от средневекового символизма к реализму Возрождения. Философское обоснование предназначения художника. Выдающиеся представители культуры Ренессанса. Позднее Возрождение и кризис гуманизма. Эпоха Возрождения как сложное, противоречивое явлении в истории культуры.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы: пространственные и временные рамки эпохи Возрождения; характерные черты ренессансной культуры; гуманизм и гуманисты; антропоцентризм Ренессанса; Реформация и её культурное значение; искусство эпохи Возрождения.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты культуры Ренессанса; общее и отличное италийского и северного Возрождения;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [1], [10], [25], [47], [63], [64], [77].

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите социально-экономические предпосылки культуры эпохи Возрождения.

  2. Что отличает ренессансное мировоззрение от античного.

  3. Особенности культуры эпохи Возрождения.

  4. Гуманизм – мировоззрение Ренессанса. Данте. Петрарка. Монтень.

  5. Натурфилософия и новое естествознание. Леонардо да Винчи. Коперник. Галилей. Кузанский. Бруно.

  6. Социальные теории: Макиавелли, Мор, Кампанелла.

  7. Объясните позитивное значение Возрождения.

  8. Как развивалось Северное Возрождение? Охарактеризуйте основные тенденции.

  9. Назовите новые черты сознания сформированные под влиянием Реформации.

  10. Искусство эпохи Возрождения.

Основные понятия к теме 14

Антропоцентризм – взгляд на человека как на центр и высшую цель мироздания. Характерный для европейского сознания в целом, этот принцип стал главным для ренессансной культуры. Творческим началом мира в эпоху Возрождения признавался не Бог, а человек. На этой основе формировался идеал культуры – человек как гармоничное единство телесного и духовного начал; индивидуальность личности признавалась ценностью.

Гелиоцентрическая картина мира – картина мира, согласно которой Солнце находится а центре мироздания. Обоснована Н. Коперником; в его теории Земля и Солнце перестали быть религиозными понятиями и приобрели физический смысл.

Пантеизм – философское учение, рассматривающее Бога и природу как совпадающие друг с другом, составляющие единое целое. В эпоху Возрождения такой подход к объяснению мира способствовал пробуждению интереса к реальному природному миру, развитию опытного знания.

Протестантская этика – основанные на протестантском вероучении принципы нравственности. Являлись исторически первыми формами буржуазного сознания. В протестантизме признаками богоизбранности являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. В соответствии с этим богоугодными объявлялись такие качества человека, как деловая сметка, дисциплина труда, бережливость и др. Осуждались леность, праздность, неграмотность.

Реформация – социально-политическое движение XVI века в Европе против католической церкви, отразившее кризис феодального общества. Реформация породила новое направление христианства – протестантизм. Разделяя основные догматы христианства, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии.

Универсализм личности – разносторонность развития человека, открытость его для творчества в самых разных областях деятельности. Характерное для Возрождения представление о безграничных возможностях человека способствовало выявлению огромного творческого потенциала личности, раскрытию многих ее дарований. Наиболее ярко универсализм личности проявился в жизнедеятельности титанов Ренессанса.

ТЕМА 15. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Исторические рамки эпохи. Противоречия духовной жизни 17 века. Реформация и Контрреформация, их влияние на духовную жизнь эпохи. Идеология протестантизма и дух капиталистического хозяйствования. Обновление католицизма, формирование нового идеала духовного руководства миром. Ранние буржуазные революции и развитие капиталистических отношений. Становление рационалистической картины мира. Развитие науки и опытного естествознания, «век гениев в науке». Новые проблемы и подходы в философии. Барокко и классицизм. «Век театра»; рождение оперы.

Просвещение: основные идеи и представители. Природа – культура – личность в европейском сознании Нового времени. Культ разума и идея общественного прогресса. Концепция естественных прав и свобод человека. Художественная культура 18 века: рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. «Век музыки». Освоение европейского культурного опыта Россией.

Буржуазная Европа 19 века. Промышленная революция и социально-экономические преобразования. Естественнонаучные открытия и изменение стиля мышления, технические революции 19 века. Формирование культуры индустриального общества. Многообразие течений и направлений в искусстве. Главные идеи романтизма. Реализм 19 века и его эстетическая основа. Европейский роман как зеркало культуры. Импрессионизм и постимпрессионизм – предтечи живописи модернизма. Культурные итоги Нового времени.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить систему культурных ценностей европейской цивилизации Нового времени; противоречия духовной жизни ХVII века; Реформация и Контрреформация; идеология протестантизма и дух капиталистического хозяйствования; становление рационалистической картины мира; Просвещение: основные идеи и представители; Русская культура эпохи Просвещения; буржуазная Европа ХIХ века; Художественная культура Нового времени; культурные итоги Нового времени.

По данной теме необходимо:

знать: типологические черты культуры Нового времени; особенности культур трёх веков: ХVII, ХVIII, ХIХ вв.

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [17], [25], [31], [38], [63], [81]/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План издания научной учебной и учебно-методической литературы мгту на 2012 год

    Документ
    ... студентовочнойформыобучениявсех экономических направлений и специальностей апрель 9.4.9. Кузьменко В. М. Методическиеуказания к самостоятельнойработеподисциплине "История экономики и экономических учений" для подготовки студентовочнойформы ...
  2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

    Отчет
    ... отделения поспециальности «Фармация»). 2007 (6,5 п. л.); 4) Дехтяренок А. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Методическиеуказаниядлястудентов ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... рабочие учебные программы дисциплин, методическиеуказаниядлястудентов (планы семинарских занятий ... аудиторной нагрузки по кафедрам и Таблицы 5.3.2.7- 5.3.2.11 – структура самостоятельнойработыстудентовпоспециальностям, формамобучения и кафедрам ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (15)

    Отчет
    ... СГМУ 2009 Общая и аналитическая химия Айвазова Е.А. Методическиеуказаниядля выполнения лабораторных работпо аналитичесмкой химии длястудентов фарм ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (18)

    Отчет
    ... факультета для преподавателей» и «Методическиеуказанияпо проведению летней производственной практики студентов лечебного факультета длястудентов» разработаны формы дневников длястудентоввсех ...

Другие похожие документы..