Главная > Методические указания


По данной теме необходимо изучить характерные черты древнеегипетской цивилизации, мифологию и религиозные воззрения древних египтян, особенности искусства и научные достижения египтян.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты и особенности культуры Древнего Египта; пользоваться понятийным аппаратом по теме;

уметь: определять типологические черты культуры

Литература:[8], [9], [18], [51], [53], [64]

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите периоды наибольших подъемов культуры Древнего Египта.

  2. Характерные черты древнеегипетской цивилизации.

  3. Причины устойчивости древнеегипетской культуры.

  4. Древнеегипетская мифология и религия и их роль в развитии духовной культуры общества.

  5. Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV), её причины и следствия.

  6. Охарактеризуйте особенности искусства Древнего Египта.

  7. Научные достижения древних египтян.

Основные понятия к теме 6

Зооморфизм – наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов. Зооморфными чертами наделялись образы духов, а затем богов. Так, например, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сохмет – с головой львицы и т.п.

Ка – согласно верованиям древних египтян духовный двойник человека, жизненная сила, которая дается ему при рождении и покидает его после смерти, продолжая заботиться о покойном.

Канон – система правил и норм в искусстве, являющаяся господствующей. Каноничность присуща общественному сознанию древности. В Древнем Египте канон был тесно связан с религиозными представлениями и выступал носителем основных идей культуры.

Клинопись – древнейший из известных вид письменности, разновидность идеографического письма, создан древними шумерами.

Культ – один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых обрядах, действиях священнослужителей и верующих. Содержание, значение и смысл культу придают соответствующие религиозные верования, мифы. Средства и способы культовой практики имеют символическое значение. В древнеегипетской культуре особое значение имели погребальный культ и земледельческий культ Осириса.

Политеизм – многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию).

Сакральное – священное, святое; совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул и т.п., входящих в систему религиозного культа. Сакральное противопоставляется мирскому, не относящемуся к сфере религии.

Теократия – форма управления государством, осуществляемая духовенством, церковью (например, в Древнем Египте, в европейских странах католической ориентации в средние века).

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

ТЕМА 7. ИНДО-БУДДИСТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Основные виды религиозно-философских представлений, характерных для индийской культуры. Ведизм. Брахманизм. Буддизм. Индуизм.

Основные этапы развития культуры Древней Индии: цивилизация Хараппы, культура периода ведической литературы. Эпохи, отмеченные распространение буддизма (эпоха Маурьев, Кушанское царство). Эпоха распространения индуизма (Гуптская империя). Эллинистические и мусульманские влияния на культуру Индии.

Художественная культура Древней Индии. Эпос Древней Индии («Махабхарата», «Рамаяна»). Символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры. Место вокальной музыки, танца, театра в художественной культуре Индии.

Научные достижения Древней Индии. Индо-буддистская традиция в культуре ХХ века.

Методические рекомендации по изучению темы

Освоение темы требует рассмотрения следующих вопросов: основные этапы развития Древней Индии; основные религиозно-философские направления, характерные для индийской культуры; символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры; эпос Древней Индии.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты индо-буддийской культурной традиции;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература:[12], [18], [26], [27], [53].

Вопросы для самопроверки:

  1. Основные ценности индо-буддийской культуры.

  2. Дайте толкование основных религиозно-философских идей, характерных для культуры Индии.

  3. Философская культура Упанишад.

  4. Назовите самые значительные периоды в развитии индийской культуры.

  5. Научные достижения Древней Индии.

  6. Приведите примеры наиболее характерных для индийского искусства символов.

  7. Эпос Древней Индии («Махабхарата» и «Рамаяна») и его влияние на жизнь индусов в прошлом и настоящем.

Основные понятия к теме 7

Ахинса – один из важнейших принципов индийской философии и религии. Следование этому принципу означает запрещение нанесения вреда всему живому, существующему на Земле. Отражает идею родственности всего живого, неотделимости человека от окружающей природы.

Будда – в переводе на русский язык означает «просветленный», «пробужденный», – центральный персонаж буддизма.

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии (VI-V вв. до н.э.), ставшее одной из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Основу буддизма составляют «четыре благородных истины» Будды о страдании.

Дхарма – образец, которому надо следовать; вечный закон развития природы и общества, моральный по своему содержанию. В буддизме дхарма – вечные и неизменные элементы, из которых складывается все существующее.

Карма – сумма добрых и злых деяний, совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер нового рождения, т.е. дальнейшего существования. В узком смысле – это влияние уже свершившихся действий на характер настоящего и последующего существования. Карма выступает как невидимая сила, определяет благополучие или неблагополучие человека, указывает выход из бесконечного круга перерождений.

Мандала – в широком смысле – это все окружающее пространство, вмещающее в себя землю и галактику, человека и атом. С санскрита слово «мандала» переводится как «круг», «центр». В восточной культуре Мандала представляет собой круг как символ Вселенной, космоса в его бесконечности и вписанный в него квадрат как символ земли, мира, творимого человеком.

Нирвана – состояние отрешённости, приобщение индивидуального духа к Абсолюту. Достигается при жизни благодаря отказу от земных стремлений, в результате прекращается процесс перерождений.

Сансара – идея бесконечного перерождения. Предполагает родственность всего живого и переход между его формами (перерождение возможно не только в образе человека, но и богов, и животных).

Ступа – в индийской архитектуре буддийское символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий. Полусферическая форма ступы, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду.

Тримурти – триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – Творец мира, Вишну – Бог-охранитель, Шива – Бог-разрушитель.

Эзотерический (внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

ТЕМА 8. КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Специфические основы духовной культуры Китая: рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, сакрализация политической власти, отсутствие установок на социальный прогесс и на покорение природы, церемониальность.

Религиозно-философские учения. Представления о Дао, Инь, Янь, материи и первоэлементах. Гармония мира. Эстетизация и поэтизация природы. Культ Неба и культ предков.

Конфуцианство и его значение для становления и развития культуры Китая. Проблема управления государством. Возврат к прошлому как способ решения социальных проблем. Ритуализированная этика конфуцианства: ритуал как условие человеческого общежития. Идеал совершенного человека. Нравственные принципы: гуманность, исполнение долга, сыновья почтительность. «Срединный путь» и значение нравственного примера.

Картина мироздания в даосизме. Учение о Дао и Дэ. Идея недеяния и мягкости как принцип отношения к миру.

Воздействие на китайскую культуру идей буддизма.

Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре. Каллиграфия. Иероглиф в китайской художественной традиции. Пейзажная живопись и её символика. Литература. Архитектура. Театральное искусство и его особенности. Декоративно-прикладное искусство.

Китайская наука и технические изобретения (порох, бумага, фарфор, компас, шёлк). Культурные традиции Китая и современность.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить специфические основы духовной культуры Китая; религиозно философские учения (конфуцианство, даосизм, буддизм); искусство Древнего Китая; научные и технические достижения древних китайцев.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты китайско-конфуцианского типа культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература:[15], [37], [71], [80].

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите некоторые особенности китайской духовной культуры.

  2. Оценка Конфуция как мыслителя-гуманиста.

  3. Сравните основополагающие принципы конфуцианства и легизма.

  4. Интерес к каким проблемам характерен для даосизма.

  5. Назовите наиболее значительные научные технические достижения китайской цивилизации.

Основные понятия к теме 8

Дао – в даосизме Путь Вселенной, вечной изменчивости мира. Мир подчинён естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию двух противоположных немал – ян и инь.

Идея недеяния – идея невмешательства в естественный ход вещей в даосизме. Человек должен следовать природе, нельзя нарушать естественные законы Вселенной, так как это ведёт к нарушению гармонии, наступлению хаоса и гибели. Эти представления способствовали формированию созерцательного отношения к миру.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма. В китайской культуре рассматривается как средство самовыражения личности, как способ постижения и выявления сущности мира.

Легизм – философско-политическая доктрина, в основу которой положена идея Закона, сила и авторитет которого должны держаться на системе круговой поруки, доносительстве и жестоких наказаниях.

Ритуал (ли-этикет) – канонизированные определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в обществе. В понимании Конфуция, ли – руководящий принцип, призванный устанавливать гармоничные отношения между людьми. Человек должен сдерживать себя с помощью ли, это предотвратит совершение неправильных поступков.

Сатори – в дзэн-буддизме неожиданное просветление, заключающееся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном сознании человека. Миг постижения истины и достижения совершенства.

ТЕМА 9. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Культура античности как исток европейской культуры. Полис и его влияние на культуру Средиземноморья. Полисная система ценностей. Становление и основные периоды развития античной культуры.

Агональный характер греческой культуры. Человек в античном мире. Культурный идеал античной Греции и его проявления в искусстве. Понятие «калокагатия» (прекрасное – доброе) и «гармония». Космоцентризм как характеристика мировоззрения. Антропологический и космологический характер мировосприятия. Основные категории: эйдос, тэхне, число, пропорция, симметрия, мера, канон, золотое сечение, красота, совершенство, мимесис, катарсис и другие. Древнегреческая религия. Античная мифология, и её влияние на последующее развитие европейской художественной культуры. Рождение театра. Возникновение и развитие философии.

Исторический путь Рима и особенности римской культуры. Идея мирового господства как доминанта культуры. Искусство Рима: заимствования и новаторство. Римская зрелищная эстетика. Достижения римской цивилизации. Кризис античного мировоззрения и возникновение христианства.

Завершение античного опыта образного освоения действительности, его значение для мировой культуры.

Методические рекомендации по изучению темы

Освоение дано темы требует изучения вопросов: формирование греческой культуры; основные периоды культуры Древней Греции; основные ценности греческой культуры; мифология и религия Античности; формирование и этапы развития римской культуры и цивилизации; система ценностей римской культуры и цивилизации; кризис античного мировоззрения, возникновение христианства; искусство Античности; римское культурное наследие.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты античного типа культуры

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература:[5], [7], [13], [21], [28], [42], [46], [76]

Вопросы для самопроверки:

  1. Основные периоды складывания античной культуры.

  2. Расскажите о социально-государственном устройстве Греции Охарактеризуйте особенности античного полиса. Расскажите о формах правления – олигархии, тирании, демократии. Дайте определение понятиям «ареопаг», «архонт», «стратег».

  3. Назовите элементы полисной системы ценностей, общие для древнегреческой и древнеримской культур.

  4. Сопоставьте в культурном отношении два города-государства – Афины и Спарту.

  5. Определите значение принципа состязательности для развития древнегреческой культуры.

  6. Проявление в культуре Древней Греции идеала калокагатии.

  7. Космоцентризм как характеристика мировоззрения

  8. Объясните особую роль театра в культуре Древней Греции.

  9. Расскажите о происхождении Олимпийских игр и их судьбе.

  10. Истоки и начало римской культуры и цивилизации.

  11. Подведите итоги. Назовите особенности и систему ценностей римской культуры и цивилизации.

Основные понятия к теме 9

Агон – состязание, соревнование. Отличительная черта греческой культуры – стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни.

Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Дионисийское и апполонийское начала в художественной культуре – в соответствии с культурфилософией Ф. Ницше – две первичные стадии существования художественной культуры, постоянно противоборствующие и взаимодействующие.

Золотое сечение («правило золотого деления») – геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства.

Калокагатия – характерная для греческой античности идея о существовании в единстве как совершенного телесного сложения, так и благородного духовного склада человека. Наряду с красотой и силой калокагатия заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в искусстве (скульптура, поэзия и литература), а также в принципах организации древнегреческой системы образования.

Катарсис – согласно воззрениям греков очищение души средствами искусства. Искусство освобождает душу человека от вредных страстей (гнев, вожделение, ревность и т.п.), восстанавливает разрушенную гармонию духовного мира человека. Под влиянием музыки, трагедийного действия человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, пережив которое, испытывает чувство облегчения и очищения.

Космос – в античной культуре мир, понимаемый как организованное и упорядоченное целое. Косное – порядок вещей, высшее благо и совершенство; гармония космоса – это красота. Человек живет в соответствии с мерой и красотой, присутствующими в космосе.

Космополитизм – идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма (III в. до н.э. – II в. н. э.) все люди являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций – от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

Линейно-слоговое письмо – одна из ранних форм письменности, использовавшаяся на Крите и в Микенах.

Мимесис – принцип творческой деятельности художника в античной культуре, основанный на идее подражания (природе, животным, «гармонии небесных сфер» и т.п.). Цель мимесиса в искусстве – получение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познания предмета.

Пайдейя – в древнегреческой культуре понятие, обозначающее как непосредственно воспитание, обучение, так и, в более широком смыс­ле, образование. Греческое воспитание (пайдейя) являлось способом формирования не профессионала в определенной области, а самостоятельной личности, готовой к осуществлению гражданских обязанностей.

Полис – «город-государство», особая политическая структура, типичная для Древней Греции. Характерными признаками полиса являлись право земельной собственности и наличие гражданских прав у его жителей. Полисная организация способствовала формированию особой системы ценностей, которыми руководствовались все сограждане (сочетание индивидуального и коллективного интересов, идея верховной власти народа, уважение к полисным традициям и богам и т.п.).

Стоицизм – направление в древнегреческой этике, основанное Зеноном из Китиона около 300 г. до н.э.; устойчивая теоретическая и нормативная традиция; нравственный принцип. Согласно стоицизму, задача мудреца – освободиться от страстей и влечений. Высшая норма поведения – бесстрастие, апатия, повиновение разуму.

ТЕМА 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Особенности византийской культуры. Византия – «второй Рим». Между Востоком и Западом: синтез традиций Греко-римского мира и эллинистического Востока. Сосуществование античной культуры и христианства. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство. Восточная патристика. Православие как направление христианства.

Образное видение мира в византийской культуре. Характер византийской образованности. Византийское искусство – сплав античной гармонии и христианского спиритуализма. Историко-культурное значение византийской мистики. Мир человека как совершенного микрокосма в трактате Григория Нисского «О природе человека». Икона и иконоборчество. Проблема образа и первообраза в иконе. Храмовое зодчество. Смысл религиозной аскезы. Исихастская традиция, и её значение для русского религиозного опыта. Византийское влияние на культуры других стран.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить особенности византийской культуры, оформление христианской идеологии; православие как направление христианства, византийское искусство, византийская литература и образованность.

По данной теме необходимо:

знать: особенности византийской культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [3], [14], [44], [45], [52], [70].

Вопросы для самопроверки:

  1. Роль Византии в оформлении христианской культуры.

  2. Проявление «срединного положения» византийской культуры (Между Востоком и Западом, между античностью и средневековьем).

  3. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство. Восточная патристика.

  4. Православие как направление христианства.

  5. Икона и иконоборчество.

  6. Назовите черты «византийского стиля» в искусстве.

  7. Византийское искусство: синтез античной и христианской традиции.

  8. Охарактеризуйте византийское влияние на культуру других стран

Основные понятия к теме 10

Аскетизм – религиозный принцип, характеризующийся подавлением чувственных влечений, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с Богом. Аскетический идеал средневековой культуры – возвышение духовного через принижение телесного, материального.

Библия – священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода – с XII в. до н.э. по II в. н. э. Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) признается как священное писание иудеями (Тора) и христианами, Новый Завет (27 книг) – только христианами. Согласно церковной догматике, Библия считается «боговдохновенным словом». На библейские сюжеты написано огромное количество художественных произведений.

Иконоборчество – движение против культа икон в Византии (VIII – первая половина IX вв.), объявившее иконы идолами, а культ икон – идолопоклонством.

Исихазм – религиозное течение, возникшее в Византии. Аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца» слезами и сосредоточение сознания в себе самом; для этого была разработана система приемов психофизического контроля. Практиковалась также безмолвная («умная») молитва.

Патристика – совокупность учений христианских писателей II – VIII веков. Представители патристики (Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин) занимались систематизацией христианского вероучения, утверждением основных его догматов в борьбе с античным политеизмом и раннехристианскими ересями.

Православие – одно из трех главных направлений в христианстве. Будучи первоначально государственной религией Византийской империи, позже получило распространение на Ближнем Востоке, на Балканах, в России. Особенности православия заключаются в признании исхождения святого духа только от Бога-отца, непогрешимости церкви в целом (а не главы её, как в католицизме), отрицании чистилища и т.д. Существует также отличия в обрядности и отправлении культа. В православии отсутствует единый духовный центр, единый глава церкви.

Спиритуализм – мировоззрение, рассматривающее в качестве основы действительности дух. Духовность рассматривается как абсолютное начало. Видимый материальный мир – лишь оболочка духа, способ проявления Бога. Вещественное, телесное не обладает истинной ценностью и значимостью.

ТЕМА 11. КУЛЬТУРА СРДНЕВЕКОВОГО АРАБСКОГО ВОСТОКА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План издания научной учебной и учебно-методической литературы мгту на 2012 год

    Документ
    ... студентовочнойформыобучениявсех экономических направлений и специальностей апрель 9.4.9. Кузьменко В. М. Методическиеуказания к самостоятельнойработеподисциплине "История экономики и экономических учений" для подготовки студентовочнойформы ...
  2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

    Отчет
    ... отделения поспециальности «Фармация»). 2007 (6,5 п. л.); 4) Дехтяренок А. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Методическиеуказаниядлястудентов ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... рабочие учебные программы дисциплин, методическиеуказаниядлястудентов (планы семинарских занятий ... аудиторной нагрузки по кафедрам и Таблицы 5.3.2.7- 5.3.2.11 – структура самостоятельнойработыстудентовпоспециальностям, формамобучения и кафедрам ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (15)

    Отчет
    ... СГМУ 2009 Общая и аналитическая химия Айвазова Е.А. Методическиеуказаниядля выполнения лабораторных работпо аналитичесмкой химии длястудентов фарм ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (18)

    Отчет
    ... факультета для преподавателей» и «Методическиеуказанияпо проведению летней производственной практики студентов лечебного факультета длястудентов» разработаны формы дневников длястудентоввсех ...

Другие похожие документы..